Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Каузативы в современной художественной прозе: функционально-семантический аспект

Работа №62969

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА:. КАУЗАТИВЫ В СТРУКТУРЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАУЗАЛЬНОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. 4
1.1. Понятийный аппарат исследования .4
1.1.1. Понятие каузальности 4
1.1.2. ФСП каузальности в русском языке 5
1.1.2.1. Понятия ФСП и ФСП каузальности 5
1.1.2.2. Структура ФСП каузальности в русском языке 6
I.1.3. Понятие каузатива 11
I.1.4. Простые предложения с причинными предикатами-реляторами как фрагмент ФСП каузальности 12
I.2. Принципы классификации причинных предикатов-реляторов 13
1.2.1. Обзор истории вопроса 13
1.2.2. Обоснование выбора классификации исследования 18
Выводы 19
ГЛАВАМ. КАУЗАТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20
11.1. Обоснование выбора классификации причинных предикатов-
реляторов, употребляемых в художественном тексте 20
11.1.1. Понятие типовой ситуации как основа описания материала 20
11.1.2. Дифференциальные признаки при классификации причинных
предикатов в художественном тексте 20
11.2. Типы причинных предикатов-реляторов в современном
художественном тексте с описанием особенностей семантики 24
11.2.1. Реляторы в высказываниях, где каузирующая ситуация порождает
осуществление каузируемой 24
11.2.1.1. Заставить, позволить 24
II.2.1.2. Вести, привести, привести, ввести, вводить, ввергнуть, повергнуть, влечь, повлечь, причинять, приносить, пробуждать, доставлять, вызвать, обусловить, породить, произвести, исторгнуть 29
II.2.1.3. Сделать, придать, превратить 54
II.2.1.4. Вынудить, побудить 58
II.2.1.5. Способствовать, (под)толкнуть, помочь 61
II.2.2. Реляторы в высказываниях, где каузирующая ситуация порождает
неосуществление каузируемой 67
Препятствовать, мешать, не позволить 67
Выводы 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Каузальные, или причинно-следственные, отношения - одна из важнейших категорий, отраженная в языковой картине мира каждого языка. Функционально-семантическое поле причинности в русском языке имеет сложную структуру и богатый арсенал средств. Причинно-следственные отношения в русском языке могут выражаться на уровне простого предложения и сложного предложения. Если сложные предложения описаны достаточно полно, то из простых предложений внимание исследователей привлекли в первую очередь предложения с именной причинной группой, хотя именные причинные группы не единственное средство выражения причинно-следственных отношений в рамках простого предложения. Наряду с именными причинными группами средствами выражения причинно-следственных отношений являются наречие, прилагательное, дополнение при глаголе и глагол-релятор. Причинные предикаты и их место в структуре функционально-семантического поля каузальности - одна из актуальных проблем функционально-коммуникативной грамматики. Актуальность темы обусловлена необходимостью исследовать соотнесенность лексического значения причинного предиката и характера событий (каузирующего и каузируемого), находящихся в отношениях обусловленности, т.е. выявить особенности взаимодействия семантики причинного и следственного компонентов с глаголом-релятором.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить особенности семантики и функционирования русских каузативов в современном художественном тексте.
Целью исследования обусловлены следующие задачи:
- Описать теоретическую базу исследования.
- Отобрать русские каузативы, характерные для художественного текста.
- Классифицировать отобранные каузативы.
- Провести анализ употребления причинных предикатов-реляторов в современном художественном тексте и выявить особенности их употребления.
Объектом нашего исследования является фрагмент функционально-семантического поля каузальности в русском языке, связанный с употреблением глаголов-реляторов.
Предметом исследования являются простые предложения, в которых в качестве предикатов выступают глагольные причинные.
Материал исследования представляет собой фрагменты текстов современной (второй половины XX века) русской художественной прозы. Мы использовали национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru) как основной источник языкового материала.
В отличие от существующих научных работ, посвящённых данной теме (работы М.В. Всеволодовой, Э.С. Котвицкой, О.В. Беленькой, В.В. Ждановой, ...), научная новизна нашей работы заключается в исследовании русских каузативов в функционально-семантическом аспекте на материале современной художественной прозы, т.е. в исследовании особенностей семантики русских каузативов, употребляемых в художественной прозе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в изучение и описание структуры функционально-семантического поля причинности в русском языке, способствует уточнению принципов взаимодействия компонентов в высказываниях с глагольными причинными предикатами.
Практическая значимость настоящей диссертации состоит в том, что результаты, а также её материалы могут быть использованы как учебные материалы при разработке учебных курсов по практическому русскому языку для иностранных учащихся. Кроме этого, полученные результаты могут быть использованы при создании учебно-методических пособий, а также в переводческой практике.
Гипотеза исследования заключается в том, что в художественном тексте выбор причинного предиката в значительной мере обусловлен оценкой каузируемого события или положения дел.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: описательно-аналитический, сопоставительный лингвистический анализ. В работе также применяется метод направленной выборки из произведений художественной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертации рассмотрены характерные для современного русского художественного текста причинные глаголы-реляторы и выявлены особенности их семантики.
Для исследования этого фрагмента языковой системы мы основывались на работах ученых функционального направления, таких как А.В. Бондарко, В.Б. Евтюхин, М.В. Всеволодова, Э.С. Котвицкая, О.В. Беленькая и др., и придерживались взглядов М.В. Всеволодовой и Э.С. Котвицкой о том, что простые предложения с причинными предикатами-реляторами относятся к специализированным средствам выражения причинно-следственных отношений, т.е. располагаются в приядерной зоне функционально-семантического поля каузальности. В основе классификации причинных глаголов-реляторов лежат смысловые признаки, а также учитываются их синтагматические характеристики.
В связи с назревшей необходимостью выявления зависимости употребления реляторов при разных типах соотношения каузирующей и каузируемой ситуации, мы провели классификацию примеров по типам каузирующей и каузируемой ситуации. В отличие от существующих классификаций этого фрагмента ФСП каузальности, наша систематизация материала представлена в виде таблиц с разложенными по горизонтали типами каузирующей ситуации и разложенными по вертикали типами каузируемой ситуации. Таким образом классифицированы более 150 примеров употребления 30 причинных глаголов-реляторов. Кроме того, приведены результаты анализа аксиологической оценки каузируемой ситуации в высказываниях с глаголами-реляторами.
Данное исследование способствует уточнению принципов взаимодействия компонентов в высказываниях с глагольными причинными предикатами. На основе анализа употребления причинных предикатов- реляторов в современном художественном тексте нами доказано, что в художественном тексте выбор причинного предиката в значительной мере обусловлен аксиологической оценкой каузируемого события.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве учебных материалов для иностранных учащихся, помогут им научиться употреблять причинные глаголы-реляторы в речи. В рамках данной работы не проводилось изучение причинных глаголов-реляторов на фоне вьетнамского языка (родного языка автора), хотя это языковое явление есть и во вьетнамском языке. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в сопоставлении русских причинных глаголов-реляторов с вьетнамскими аналогами на основе результатов нашей диссертации. Выявление общих черт и различий в употреблении будет особенно значимо для вьетнамцев, изучающих русский язык и русскую литературу.



1) Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. - М.: Наука, 1976. - 383 с.
2) Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт - М.: Наука, 1988. - 341 с.
3) Баклагова Ю. В. К вопросу о каузальности каузативности в системе языка (Электронный ресурс) // CYBERLENINKA.RU- Научная электронная библиотека : (сайт). - (СПб.), 2008. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kauzalnosti-i-kauzativnosti-v-sisteme-yazyka(дата обращения: 05.03.2015)
4) Бакулев А. В. Функционально-семантическое поле каузальности в русском языке // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - 2009. - № 114. - С. 186-191.
5) Бакулев А. В. Функционально-семантическое поле каузальности в современном русском языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Белгород., 2009. - 24 с.
6) Беленькая О. В. Модели простых предложений с глагольными причинными предикатами : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1994. - 17 с.
7) Бондарко А. В. Функциональная грамматика. - Л.: Наука, 1984. - 136 с.
8) Булыгина. Т. В. К построению типологии предикатов в русском языке // Семантические типы предикатов / О. Н. Селиверстова (ред.). - М.: Наука, 1982. - С. 7-82.
9) Быстров И. С., Станкевич Н. В. К вопросу о пассиве и пассивных конструкциях во вьетнамском языке // Типология пассивных конструкций. / отв. ред. А. А. Холодович. - Л.: Наука, 1974. - С. 113-119.
10) Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. Изд. 2-е, доп. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 280 с.
11) Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка. - М.: Изд- во МГУ, 2000. - 504 с.
12) Всеволодова М. В., Котвицкая Э. С. О подлежащем и категории причинности в русском языке (К вопросу о некоторых характеристиках русского языкового сознания в концепции А. Вежбицкой) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 1999. - № 5. - С. 70-83.
13) Евтюхин В. Б. Группировка полей обусловленности: причина, условие, цель, следствие, уступка // Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. / отв. ред. А.В. Бондарко. - СПб.: Наука, 1996. - С. 138-175.
14) Жданова В. В. Опыт семантического описания ситуаций со значением причины события или явления в мире неживой природы // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: Филология, 1997. Вып. 2. - С. 48-53.
15) Корди Е. Е. Оптативность //Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность / отв. ред. А. В. Бондарко. - Л.: Наука, 1990. -
С. 170-184.
16) Котвицкая Э.С. Типовая ситуация, отражающая причинно-следственные отношения, как содержательная единица языка (и ее речевые реализации): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1990. - 22 с.
17) Недялков В. П., Сильницкий Г. Г. Типология каузативных конструкций // Типология каузативных конструкций. Морфологический каузатив. - Л.: Наука, 1969. - С. 5-19.
18) Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Т. 3. - М.: Просвещение, 1968. - 551 с.
19) Русская грамматика. Том II. Синтаксис / Российская акамедия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Е.А. Брызгунова, К. В. Габучан, В. А. Ицкович, И. И. Ковтунова, И. Н. Кручинина, М. В. Ляпон, А. Ф. Прияткина, И. П. Святогор, Н. Ю. Шведова /. - Репринтное издание - М., 2005 - 712 с.
20) Соколова Е. В. Высказывания со значением потенциальности в русской лирике (семантика объективно обусловленной необходимости): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 1991. - 20 с.
21) Соколова Е. В. Каузальность и оценочные категории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 836-840. - URL:http://e-koncept.ru/2015/85168.htm.
22) Perry D.L. What things can be evaluated // J. of philosophy. 1964. Vol. 61. №
6. - pp. 186-191.
СПИСОК ИСТОЧНИК(ОВ) ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА
23) RUSCORPORA.RU- Портал национального корпуса русского языка : (портал) / - URL:http://ruscorpora.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ