ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие толерантного отношения в психолого-педагогической
литературе
1.2. Особенности формирования толерантного
отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Модель формирования толерантного отношения к
людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня сформированности
толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Реализация модели формирования толерантного
отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране и за рубежом к проблеме формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям с инвалидностью, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и детский сад.
Формирование толерантного отношения связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей - отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду - драгоценный талант, который встречается все реже. От воспитания у детей общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.
Существенную роль в решении проблемы формирования толерантного отношения играет детский сад, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, формального и неформального общения. Особенно актуальна проблема формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в малых городах. Поэтому моделирование в детском саду ситуаций взаимодействия с детьми с инвалидностью предполагает четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретного чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения.
Существующая в институтах общественного воспитания тенденция гуманизации всего воспитательного процесса ставит перед педагогом задачу формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью, наполнения ее новым содержанием. Показать ребенку ценность человеческой жизни, в том числе человека с инвалидностью - сегодняшняя задача педагогов. Однако непонимание советской педагогикой личности в ее своеобразной индивидуальности привело к не разработанности проблемы толерантного отношения к ней в отечественной педагогике. Таким образом, правомерно утверждать, что формирование толерантности, формирование менталитета толерантности является стратегической задачей образования в XXI веке.
В процессе исследования проблемы формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью нами были выявлены противоречия между:
• потребностью общества в духовно-нравственной толерантной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;
• потребностью воспитательной системы ДОУ в технологиях и моделях формирования толерантного отношения с учетом реалий современности и недостаточным количеством научных исследований, раскрывающих новые линии формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в современных условиях.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении выявленных противоречий путем поиска условий формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста».
В исследование введено ограничение: нами рассматривается формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к инклюзивному образованию. Это ограничение связано с тем, что в период, когда в стадии решения находятся вопросы нормативно-правового, организационного, кадрового, методического и научно-методического обеспечения инклюзивного образования, необходимо подготовить нормативно развивающихся детей к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в период дошкольного детства.
Объект исследования: процесс формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно, если:
• определено содержание понятия «толерантное отношение к людям с инвалидностью» у детей старшего дошкольного возраста;
• выявлены критерии и показатели сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
• разработана и реализована модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
• выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью (формирование способности детей к ненасильственному взаимодействию посредством проведения специальных занятий; разработка и реализация программы по овладению детьми знаниями о людях с ОВЗ и толерантным поведением; расширением опыта взаимодействия нормативно развивающихся детей и детей с инвалидностью посредством мэйнстриминга).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования: концепции толерантности Гершунского Б.С., Асмолова А.Г., Шеламовой Г.М., Байбакова А.М. доказывающие потребность современной цивилизации в толерантном взаимодействии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдение за образовательным процессом ДОУ, педагогический эксперимент, метод анализа продуктов деятельности детей, математические методы обработки данных.
Новизна исследования:
• дана сущностная характеристика понятия «толерантное отношение к людям с инвалидностью»;
• определены критерии и показатели сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
• обоснована и структурирована модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется:
• внедрением в педагогическую практику педагогических условий формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
- разработкой комплекта методического обеспечения: цикл занятий по формированию у дошкольников способности к ненасильственному взаимодействию, авторская программа «Все разные, но все равные», содержание социально-образовательной акции «Шаг навстречу».
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Конкретизировано понятие «толерантное отношение к людям с инвалидностью», которое понимается нами как тип взаимоотношений отдельных людей, включающий осознанное признание и соблюдение партнерами следующих важнейших принципов: соблюдения равенства партнеров; уважения прав другого (в том числе права быть иным); сохранения индивидуального своеобразия каждого из них; достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов.
Разработана модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью:
• формирование способности детей к ненасильственному взаимодействию посредством проведения специальных занятий;
• разработка и реализация программы по овладению детьми знаниями о людях с ОВЗ и толерантным поведением;
• расширение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ через проведение социально-педагогических акций).
Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил наличие положительной динамики формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Разработана и реализована программа «Мир один для всех».
Результаты экспериментальной работы подтвердили результативность педагогических условий, направленных на формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
1. Абакумова, И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании [Текст] / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - 71 -82 с.
2. Агафонова, Е.Л. Социально-образовательная акция «Лети, лети, лепесток!», как одна из форм интеграции ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников [Текст] / Е.Л.Агафонова // Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда: материалы второй международной научно-практической конференции. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 78-84 с.
3. Андерсен, Г.Х. Сказки и повести [Текст] / Г.Х. Андерсен. - М.: изд. «Печатный двор», 2000. - 304 с.
4. Андросова, Ю.В. «Уроки доброты» как средство популяризации инклюзивного образования [Текст] / Ю.В. Андросова // Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда: материалы второй международной научно-практической конференции. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 78-80 с.
5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Бабунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
6. Баныкина, С.В. Учимся толерантности [Текст]: метод. пособие для проведения классных часов, бесед / С.В. Баныкина. - М.: АРКТИ, 2007. - 128 с.
7. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования [Текст] / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. - М.: Моск. психолого-социальный институт, 2005. - 152 с.
8. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) [Текст] / Бондырева С.К. - М.: Изд-во Моск. психолого¬социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003.
- 240 с.
9. Бучкина, И.П. К проблеме изменения социальных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.П. Бучкина // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития : материалы международной заочной научно¬практической конференции. - Новосибирск, 2010.
10. Васильев, В.А. К вопросу о толерантности в современной России [Текст] // Соц.-гуманит. знания. - 2000. - №3. - с. 249 - 262.
11. В сказочной стране [Текст] // Социально-личностное развитие. Дошкольное воспитание. - 2012. - №3.-18 - 25 с.
12. Волосовец, Т.В, Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст]: библиотека программы «От рождения до школы» / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой - Мозаика-Синтез, 2011. -144 с.
13. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] // Внешкольник. - 2002. - №6. - С.23-30.
14. Гайворонская, Т.А., Деркунская, В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: метод. пособие / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская.
- М.: Центр педагогического образования, 2007. - 144 с.
15. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности [Текст] / А.А. Гусейнов. - М.: Просвещение, 1994. - 196 с.
16. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно¬целевых приоритетов образования [Текст] // Педагогика. -
2002. - №7. - с. 3 -13.
17. Дебора, Э.З. «Особый» ребенок должен быть принят в обществе [Текст] // Детский сад. Управление. - 2003.- №20. - С.12-20.
18. Декларация принципов терпимости: Утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 18 ноября 1995 г. [Текст] // В.В. Соколова Воспитание в духе мира, прав человека, демократии и толерантности. - Н.Новгород, 2000. - С 87-94; Учительская газ. - 2000. - №37.
19. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]: сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.
20. Иванова, Е.М. Формирование новой культуры отношений [Текст] // Начальная школа. - 2006. - №3.
21. Капустина, Н.Г. Формирование толерантности в образовательной среде [Текст] // Начальная школа плюс - минус до и после. -2008. -№8. -14 -17 с.
22. Карасева, Е.Г. Инклюзивное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика» / авт. - сост. Карасева Е.Г. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 64 с.
23. Кемерова, В.Е. Толерантность и полисубъектная социальность [Текст] / под. ред. В.Е. Кемерова, В.А. Лекторского. - Екатеринбург, 2001 - 151 с.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издат. Центр Академия, 2004. - 416 с.
25. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова. - М.: Издат. центр «Академия», 1998. - 160 с.
26. Кленова, Н.В.Что нужно знать о толерантности [Текст] / Н.В. Кленова, Г.Г. Абдулкаримов // Образование в современной школе. 2003. - №7. - С. 13 -17.
27. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности [Текст] / Е.Ю. Клепцова - М.: Акад. Проект, 2004. - 173 с.
28. Кривцова, С.В.Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе [Текст] / под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2002. - 208 с.
29. Крюкова, С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. - М.: Генезис, 2011. - 208 с.
30. Лопатина А. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах [Текст] / Лопатина, А., Скребцова, М. - изд.2-е, перераб. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 368 с.
31. Маралов, В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду [Текст]: Методическое пособие / В.Г . Маралов . - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
32. Нищева, Н.В Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / сост. Н.В.
Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 384 с.
33. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
34. Пазухина, И.А «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4¬6 лет [Текст]: пособие для практических работников детских садов / авт.-сост. И.А. Пазухина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 272 с.
35. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / М.А. Писаревская. - Краснодар : Краснодарский ЦНТИ, 2013. - 132 с
36. Погодина, А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа [Текст] // История: прил. к газ. «Первое сентября». - 2002. - №11. 4 - 7 с.
37. Попова, Е.И. Воспитание толерантности к людям- инвалидам в период дошкольного детства [Текст] / Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 2. С. 33 - 41с.
38. Подивилова, О.Н. Воспитание толерантности дошкольника по программе «Детский сад 2100» [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 12. - С. 16-23.
39. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад [Текст] / Н.Я. Семаго. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
40. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
41. Степанов, П.В. Как воспитать толерантность? [Текст] // Народное образование. - 2001. - № 9. - С.91-97; 2002. - № 1. - С. 159-161.
42. Тишков, В.А. О толерантности. Толерантность и согласие [Текст] / под. ред. В.А. Тишкова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 240 с.
43. Толерантность и полисубъектная социальность [Текст] / под. ред. В.Е. Кемерова, В.А. Лекторского. - Екатеринбург, 2011. - 151 с.
44. Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе [Текст] / под. ред. В.А. Фокина. - Тула, 2012. - 194 с.
45. Фуряева, Т.В. Интегративные дошкольные практики: за рубежом [Текст] // Детский сад от А до Я. - 2008. - №2.
46..Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2007. - 175 с
47. Что такое интегративное обучение [Текст] / Детский сад. Управление. -№ 20. - 2010. - С. 18-25.
48. Шашкова, З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развития творческого мышления (программы, игровые задания, стимульный материал) [Текст] / под ред. Т.В. Черниковой, З.В. Шашкова - . 2-е изд., испр. и доп. - М.: Глобус, 2007.- 219 с.
49. Шустова, Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы [Текст] // Классный руководитель. - 2010. - № 4. - С. 26-31.