ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие толерантного отношения в психолого-педагогической
литературе
1.2. Особенности формирования толерантного
отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Модель формирования толерантного отношения к
людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня сформированности
толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Реализация модели формирования толерантного
отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие толерантного отношения в психолого-педагогической
литературе
1.2. Особенности формирования толерантного
отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Модель формирования толерантного отношения к
людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня сформированности
толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Реализация модели формирования толерантного
отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране и за рубежом к проблеме формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям с инвалидностью, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и детский сад.
Формирование толерантного отношения связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей - отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду - драгоценный талант, который встречается все реже. От воспитания у детей общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.
Существенную роль в решении проблемы формирования толерантного отношения играет детский сад, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, формального и неформального общения. Особенно актуальна проблема формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в малых городах. Поэтому моделирование в детском саду ситуаций взаимодействия с детьми с инвалидностью предполагает четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретного чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения.
Существующая в институтах общественного воспитания тенденция гуманизации всего воспитательного процесса ставит перед педагогом задачу формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью, наполнения ее новым содержанием. Показать ребенку ценность человеческой жизни, в том числе человека с инвалидностью - сегодняшняя задача педагогов. Однако непонимание советской педагогикой личности в ее своеобразной индивидуальности привело к не разработанности проблемы толерантного отношения к ней в отечественной педагогике. Таким образом, правомерно утверждать, что формирование толерантности, формирование менталитета толерантности является стратегической задачей образования в XXI веке.
В процессе исследования проблемы формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью нами были выявлены противоречия между:
• потребностью общества в духовно-нравственной толерантной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;
• потребностью воспитательной системы ДОУ в технологиях и моделях формирования толерантного отношения с учетом реалий современности и недостаточным количеством научных исследований, раскрывающих новые линии формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в современных условиях.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении выявленных противоречий путем поиска условий формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста».
В исследование введено ограничение: нами рассматривается формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к инклюзивному образованию. Это ограничение связано с тем, что в период, когда в стадии решения находятся вопросы нормативно-правового, организационного, кадрового, методического и научно-методического обеспечения инклюзивного образования, необходимо подготовить нормативно развивающихся детей к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в период дошкольного детства.
Объект исследования: процесс формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно, если:
• определено содержание понятия «толерантное отношение к людям с инвалидностью» у детей старшего дошкольного возраста;
• выявлены критерии и показатели сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
• разработана и реализована модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
• выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью (формирование способности детей к ненасильственному взаимодействию посредством проведения специальных занятий; разработка и реализация программы по овладению детьми знаниями о людях с ОВЗ и толерантным поведением; расширением опыта взаимодействия нормативно развивающихся детей и детей с инвалидностью посредством мэйнстриминга).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования: концепции толерантности Гершунского Б.С., Асмолова А.Г., Шеламовой Г.М., Байбакова А.М. доказывающие потребность современной цивилизации в толерантном взаимодействии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдение за образовательным процессом ДОУ, педагогический эксперимент, метод анализа продуктов деятельности детей, математические методы обработки данных.
Новизна исследования:
• дана сущностная характеристика понятия «толерантное отношение к людям с инвалидностью»;
• определены критерии и показатели сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
• обоснована и структурирована модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется:
• внедрением в педагогическую практику педагогических условий формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
- разработкой комплекта методического обеспечения: цикл занятий по формированию у дошкольников способности к ненасильственному взаимодействию, авторская программа «Все разные, но все равные», содержание социально-образовательной акции «Шаг навстречу».
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям с инвалидностью, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и детский сад.
Формирование толерантного отношения связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей - отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду - драгоценный талант, который встречается все реже. От воспитания у детей общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.
Существенную роль в решении проблемы формирования толерантного отношения играет детский сад, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, формального и неформального общения. Особенно актуальна проблема формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в малых городах. Поэтому моделирование в детском саду ситуаций взаимодействия с детьми с инвалидностью предполагает четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретного чувственного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения.
Существующая в институтах общественного воспитания тенденция гуманизации всего воспитательного процесса ставит перед педагогом задачу формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью, наполнения ее новым содержанием. Показать ребенку ценность человеческой жизни, в том числе человека с инвалидностью - сегодняшняя задача педагогов. Однако непонимание советской педагогикой личности в ее своеобразной индивидуальности привело к не разработанности проблемы толерантного отношения к ней в отечественной педагогике. Таким образом, правомерно утверждать, что формирование толерантности, формирование менталитета толерантности является стратегической задачей образования в XXI веке.
В процессе исследования проблемы формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью нами были выявлены противоречия между:
• потребностью общества в духовно-нравственной толерантной личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;
• потребностью воспитательной системы ДОУ в технологиях и моделях формирования толерантного отношения с учетом реалий современности и недостаточным количеством научных исследований, раскрывающих новые линии формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в современных условиях.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении выявленных противоречий путем поиска условий формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста».
В исследование введено ограничение: нами рассматривается формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к инклюзивному образованию. Это ограничение связано с тем, что в период, когда в стадии решения находятся вопросы нормативно-правового, организационного, кадрового, методического и научно-методического обеспечения инклюзивного образования, необходимо подготовить нормативно развивающихся детей к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью в период дошкольного детства.
Объект исследования: процесс формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно, если:
• определено содержание понятия «толерантное отношение к людям с инвалидностью» у детей старшего дошкольного возраста;
• выявлены критерии и показатели сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
• разработана и реализована модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
• выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью (формирование способности детей к ненасильственному взаимодействию посредством проведения специальных занятий; разработка и реализация программы по овладению детьми знаниями о людях с ОВЗ и толерантным поведением; расширением опыта взаимодействия нормативно развивающихся детей и детей с инвалидностью посредством мэйнстриминга).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования: концепции толерантности Гершунского Б.С., Асмолова А.Г., Шеламовой Г.М., Байбакова А.М. доказывающие потребность современной цивилизации в толерантном взаимодействии.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдение за образовательным процессом ДОУ, педагогический эксперимент, метод анализа продуктов деятельности детей, математические методы обработки данных.
Новизна исследования:
• дана сущностная характеристика понятия «толерантное отношение к людям с инвалидностью»;
• определены критерии и показатели сформированности толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
• обоснована и структурирована модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется:
• внедрением в педагогическую практику педагогических условий формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста;
- разработкой комплекта методического обеспечения: цикл занятий по формированию у дошкольников способности к ненасильственному взаимодействию, авторская программа «Все разные, но все равные», содержание социально-образовательной акции «Шаг навстречу».
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Конкретизировано понятие «толерантное отношение к людям с инвалидностью», которое понимается нами как тип взаимоотношений отдельных людей, включающий осознанное признание и соблюдение партнерами следующих важнейших принципов: соблюдения равенства партнеров; уважения прав другого (в том числе права быть иным); сохранения индивидуального своеобразия каждого из них; достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов.
Разработана модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью:
• формирование способности детей к ненасильственному взаимодействию посредством проведения специальных занятий;
• разработка и реализация программы по овладению детьми знаниями о людях с ОВЗ и толерантным поведением;
• расширение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ через проведение социально-педагогических акций).
Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил наличие положительной динамики формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Разработана и реализована программа «Мир один для всех».
Результаты экспериментальной работы подтвердили результативность педагогических условий, направленных на формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Разработана модель формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Выявлены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью:
• формирование способности детей к ненасильственному взаимодействию посредством проведения специальных занятий;
• разработка и реализация программы по овладению детьми знаниями о людях с ОВЗ и толерантным поведением;
• расширение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ через проведение социально-педагогических акций).
Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил наличие положительной динамики формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.
Разработана и реализована программа «Мир один для всех».
Результаты экспериментальной работы подтвердили результативность педагогических условий, направленных на формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью у детей старшего дошкольного возраста.



