ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ И ИХ РОЛЬ В СТИМУЛИРОВАНИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА НА СЕРВИСНОМ ПРЕДПРИЯТИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ГИПЕРМАРКЕТА АШАН ГОРОДА ТЮМЕНИ)
|
Y ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность мотивации и основные понятия
стимулирования трудовой деятельности 7
1.2. Теории мотивации и их роль в стимулировании трудовой деятельности 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В СТИМУЛИРОВАНИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГИПЕРМАРКЕТЕ АШАН 29
2.1. Специфика формирования системы мотивации труда
персонала в гипермаркете Ашан 29
2.2. Актуальные вопросы мотивации в разработке систем стимулирования в гипермаркете Ашан 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ОПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность мотивации и основные понятия
стимулирования трудовой деятельности 7
1.2. Теории мотивации и их роль в стимулировании трудовой деятельности 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В СТИМУЛИРОВАНИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГИПЕРМАРКЕТЕ АШАН 29
2.1. Специфика формирования системы мотивации труда
персонала в гипермаркете Ашан 29
2.2. Актуальные вопросы мотивации в разработке систем стимулирования в гипермаркете Ашан 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ОПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Такой показатель как конкурентоспособность современного сервисного предприятия на рынке в огромной степени определяется уровнем лояльности его сотрудников, тем насколько каждый сотрудник заинтересован в достижении организацией общих стратегических целей. Было бы ошибкой полагать, что лояльность сотрудника есть нечто неизменное. Лояльность можно направлять, воспитывать и развивать, посредством различных рычагов мотивационного воздействия.
Ключевое место в управлении персоналом отводится способам, которые определяют каким образом можно повысить производительность, направлениям, направленным на повышение творческого потенциала, а также мотивации и стимулированию трудовой деятельности. Именно мотивация способствует побуждению индивида и в целом коллектива к достижению индивидуальных и коллективных целей, поэтому для эффективного функционирования системы управления должна быть создана эффективная модель мотивации.
Как в теории, так и на практике не существует идеальных моделей стимулирования, отвечающим различным требованиям, это показано в ходе использования разнообразных моделей мотивации на практике, где отражены, как положительные, так и негативные стороны их применения. Разнообразные мотивационные модели отличаются друг от друга по своим направлениям и эффективности применения. Побуждение индивида к труду невозможно точно определить, с психологической точки зрения, используя лишь результаты изучения мотивационных моделей. Но, несмотря на то, что изучение поведения человека в процессе трудовой деятельности даёт только общее представление о мотивации, даже благодаря этому появляется возможность создания практических моделей мотивации работника.
Данная тема актуальна, так как огромное количество российских предприятий на сегодняшний день используют в большей мере методы материального стимулирования, пренебрегая нематериальными методами, они считаются слишком неэффективными и трудозатратными, а если и используются, то формально. Очевидно, что наибольшего эффекта можно добиться только при системном подходе к применению на практике разнообразных мотивирующих систем. Так, поняв механизм создания мотивационной сферы индивида, руководители смогут повысить производительность труда сотрудников, что в последствии увеличит эффективность работы всего предприятия.
Объектом данного исследования являются теории мотивации, применяемые в целях стимулирования труда персонала.
Предметом данного исследования является практика применения теорий мотивации в стимулировании труда персонала сервисных предприятий (на материалах гипермаркета Ашан).
Цель работы - оценка роли теорий мотивации в стимулировании труда персонала сервисных предприятий и разработка подхода к совершенствованию мотивации на примере гипермаркета Ашан.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятия и сущность мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
- изучить базовые теории мотивации и проанализировать их роль в стимулировании трудовой деятельности;
- исследовать специфику формирования системы мотивации труда персонала в гипермаркете Ашан;
- проанализировать какие вопросы мотивации являются актуальными при разработке систем стимулирования в гипермаркете Ашан;
Теоретическую базу исследования составляют монографии, научные труды, кандидатские диссертации, а также публикации российских и зарубежных ученых: Демченко А.А., Пряжников Н.С., Кибанов А.Я., Выгодский Л.С., Баженов С.В., Степанова С.М., Мальцева Е.С., Когдин А.А., Маслоу А.Г., Макклелланд Д., Герцберг Ф., Майнер М.У. и другие авторы теорий мотивации, исследователи различных подходов к определению понятия «мотивация».
Поставленные цель и задачи исследования достигаются при помощи таких методов исследования как анализ и синтез, измерение, сравнение, изучение нормативно-правовых актов, материалов научных и периодических изданий по проблеме.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов и рекомендаций в формировании системы мотивации в гипермаркете Ашан и в целом на предприятиях сервиса.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержание
которых определяется целью исследования.
Ключевое место в управлении персоналом отводится способам, которые определяют каким образом можно повысить производительность, направлениям, направленным на повышение творческого потенциала, а также мотивации и стимулированию трудовой деятельности. Именно мотивация способствует побуждению индивида и в целом коллектива к достижению индивидуальных и коллективных целей, поэтому для эффективного функционирования системы управления должна быть создана эффективная модель мотивации.
Как в теории, так и на практике не существует идеальных моделей стимулирования, отвечающим различным требованиям, это показано в ходе использования разнообразных моделей мотивации на практике, где отражены, как положительные, так и негативные стороны их применения. Разнообразные мотивационные модели отличаются друг от друга по своим направлениям и эффективности применения. Побуждение индивида к труду невозможно точно определить, с психологической точки зрения, используя лишь результаты изучения мотивационных моделей. Но, несмотря на то, что изучение поведения человека в процессе трудовой деятельности даёт только общее представление о мотивации, даже благодаря этому появляется возможность создания практических моделей мотивации работника.
Данная тема актуальна, так как огромное количество российских предприятий на сегодняшний день используют в большей мере методы материального стимулирования, пренебрегая нематериальными методами, они считаются слишком неэффективными и трудозатратными, а если и используются, то формально. Очевидно, что наибольшего эффекта можно добиться только при системном подходе к применению на практике разнообразных мотивирующих систем. Так, поняв механизм создания мотивационной сферы индивида, руководители смогут повысить производительность труда сотрудников, что в последствии увеличит эффективность работы всего предприятия.
Объектом данного исследования являются теории мотивации, применяемые в целях стимулирования труда персонала.
Предметом данного исследования является практика применения теорий мотивации в стимулировании труда персонала сервисных предприятий (на материалах гипермаркета Ашан).
Цель работы - оценка роли теорий мотивации в стимулировании труда персонала сервисных предприятий и разработка подхода к совершенствованию мотивации на примере гипермаркета Ашан.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятия и сущность мотивации и стимулирования трудовой деятельности;
- изучить базовые теории мотивации и проанализировать их роль в стимулировании трудовой деятельности;
- исследовать специфику формирования системы мотивации труда персонала в гипермаркете Ашан;
- проанализировать какие вопросы мотивации являются актуальными при разработке систем стимулирования в гипермаркете Ашан;
Теоретическую базу исследования составляют монографии, научные труды, кандидатские диссертации, а также публикации российских и зарубежных ученых: Демченко А.А., Пряжников Н.С., Кибанов А.Я., Выгодский Л.С., Баженов С.В., Степанова С.М., Мальцева Е.С., Когдин А.А., Маслоу А.Г., Макклелланд Д., Герцберг Ф., Майнер М.У. и другие авторы теорий мотивации, исследователи различных подходов к определению понятия «мотивация».
Поставленные цель и задачи исследования достигаются при помощи таких методов исследования как анализ и синтез, измерение, сравнение, изучение нормативно-правовых актов, материалов научных и периодических изданий по проблеме.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов и рекомендаций в формировании системы мотивации в гипермаркете Ашан и в целом на предприятиях сервиса.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержание
которых определяется целью исследования.
Мотивация в современном управлении очень важна. Мотивация персонала рассматривается как основной инструмент обеспечения рационального использования ресурсов и мобилизации существующих людских ресурсов. Основная цель мотивационного процесса - оптимально использовать имеющиеся трудовые ресурсы для повышения общей производительности и прибыльности компании.
В ходе анализа современных научных подходов к управлению мотивацией персонала определено, что мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность, и что стимулирование выступает основным фактором мотивации основной деятельности персонала, представляя собой целенаправленное воздействие, которое усиливает побуждение к определенному поведению.
Практическая роль мотивации заключается в выборе всяческих методов и способов результативного влияния на кадры с целью ориентировать персонал на продуктивную деятельность с учетом мотивационных установок сотрудников и их профессионального и личностного потенциала.
На основе анализа и обобщения исследований учёных в области мотивации труда систематизирована классификация стимулов к трудовой деятельности работников предприятия. Наиболее важным типом мотивации является материальный. Этот тип состоит из материально-денежных и материально-неденежных стимулов.
Вторым видом является моральная мотивация, которая содержит в себе социальные, эстетические, социально-политические стимулы.
Эффективность любой мотивационной системы в практической деятельности значительно зависит от органов управления. Стоит отметить, что за последние годы выполнены конкретные шаги к повышению роли самих компаний в разработке своих концепций мотивации, которые на определенном отрезке времени дают возможность претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и во всех ситуациях. Однако каждый метод, используемый менеджером, основан на стратегии управления персоналом, выбранной компанией. Это означает, что, выбирая конкретный метод мотивации, компания устанавливает единую политику управления персоналом, которой она уже следует или планирует следовать.
Исследовав малую часть менеджмента - мотивацию персонала, мы определили, что она значительно увеличивает эффективность работы, что влечёт за собой увеличение прибыли.
Исследовав теоретическую часть мотивации персонала, а также рассмотрев на примере гипермаркета Ашан использование на практике способов мотивации, были выполнены практически значимые выводы и рекомендации по наиболее результативному мотивированию персонала компании.
На основании полученных данных можно с уверенностью сказать, что существующая на данный момент система морального и материального стимулирования работников на данном предприятии нуждается в корректировке и совершенствовании.
В качестве рекомендаций автор работы предлагает, прежде всего, избавиться от большой текучести кадров, поскольку «текучесть кадров» подразумевает отсутствие профессионализма сотрудников, их личную незаинтересованность в бесперебойной работе компании. Также можно было бы повысить рабочую ответственность персонала, например, ввести контрольные списки для всех департаментов, которые будут разосланы в конце смены с предложениями и комментариями от персонала. К рекомендациям также стоит добавить необходимость поддержки своих сотрудников, обучения их новому, возможно, стоило бы ввести более продуманную систему наставничества, задокументировать её, сделать более четкой систему стажировки и, несомненно, снизить сроки получения возможного повышения. Также стоит доработать систему материальной мотивации. Денежное вознаграждение - это сильный мотивационный фактор, он позволяет сотрудникам активно участвовать в деятельности компании, ведь именно от их действий будет зависеть прибыльность данного предприятия.
Внедрение данных рекомендаций позволит повысить эффективность использования трудового потенциала работников предприятия, увеличить производительность и результативность труда.
Проанализировав предприятие, можно сделать вывод, что гипермаркет Ашан является одним из самых крупные торговых предприятий на территории России, деятельность предприятия характеризуется ростом выручки от продаж, ростом рентабельности. Также была определена организационная структура предприятия - иерархическая, организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью, было проведено изучение основных направлений и результатов коммерческой деятельности организации. Изучив стиль управления на предприятии, и сравнив его с мотивационными теориями, был сделан вывод, что в организации используется теория иерархии потребностей А. Маслоу, так как основной вид мотивации - это материальное стимулирование, то есть удовлетворение базовых потребностей.
Функционирование концепций мотивации, их создание в большей степени находятся в зависимости от сотрудников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и иных качественных характеристик.
Проблема мотивации остается такой же актуальной, как и до перехода России к рыночным отношениям, к сожалению, она считается одной из самых неразрешенных в практическом плане проблемой. Но благодаря анализу и исследованию этой темы, можно с уверенностью заявить, что в будущем мотивирование персонала перестанет являться проблемой, а будет обыденной частью процесса управления предприятием.
Таким образом, поставленная цель, исследовать теоретические основы мотивации и разработать в соответствии с ними подход к совершенствованию мотивации на примере гипермаркета Ашан, выполнена и задачи, поставленные в соответствии с целью, также решены.
В ходе анализа современных научных подходов к управлению мотивацией персонала определено, что мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность, и что стимулирование выступает основным фактором мотивации основной деятельности персонала, представляя собой целенаправленное воздействие, которое усиливает побуждение к определенному поведению.
Практическая роль мотивации заключается в выборе всяческих методов и способов результативного влияния на кадры с целью ориентировать персонал на продуктивную деятельность с учетом мотивационных установок сотрудников и их профессионального и личностного потенциала.
На основе анализа и обобщения исследований учёных в области мотивации труда систематизирована классификация стимулов к трудовой деятельности работников предприятия. Наиболее важным типом мотивации является материальный. Этот тип состоит из материально-денежных и материально-неденежных стимулов.
Вторым видом является моральная мотивация, которая содержит в себе социальные, эстетические, социально-политические стимулы.
Эффективность любой мотивационной системы в практической деятельности значительно зависит от органов управления. Стоит отметить, что за последние годы выполнены конкретные шаги к повышению роли самих компаний в разработке своих концепций мотивации, которые на определенном отрезке времени дают возможность претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и во всех ситуациях. Однако каждый метод, используемый менеджером, основан на стратегии управления персоналом, выбранной компанией. Это означает, что, выбирая конкретный метод мотивации, компания устанавливает единую политику управления персоналом, которой она уже следует или планирует следовать.
Исследовав малую часть менеджмента - мотивацию персонала, мы определили, что она значительно увеличивает эффективность работы, что влечёт за собой увеличение прибыли.
Исследовав теоретическую часть мотивации персонала, а также рассмотрев на примере гипермаркета Ашан использование на практике способов мотивации, были выполнены практически значимые выводы и рекомендации по наиболее результативному мотивированию персонала компании.
На основании полученных данных можно с уверенностью сказать, что существующая на данный момент система морального и материального стимулирования работников на данном предприятии нуждается в корректировке и совершенствовании.
В качестве рекомендаций автор работы предлагает, прежде всего, избавиться от большой текучести кадров, поскольку «текучесть кадров» подразумевает отсутствие профессионализма сотрудников, их личную незаинтересованность в бесперебойной работе компании. Также можно было бы повысить рабочую ответственность персонала, например, ввести контрольные списки для всех департаментов, которые будут разосланы в конце смены с предложениями и комментариями от персонала. К рекомендациям также стоит добавить необходимость поддержки своих сотрудников, обучения их новому, возможно, стоило бы ввести более продуманную систему наставничества, задокументировать её, сделать более четкой систему стажировки и, несомненно, снизить сроки получения возможного повышения. Также стоит доработать систему материальной мотивации. Денежное вознаграждение - это сильный мотивационный фактор, он позволяет сотрудникам активно участвовать в деятельности компании, ведь именно от их действий будет зависеть прибыльность данного предприятия.
Внедрение данных рекомендаций позволит повысить эффективность использования трудового потенциала работников предприятия, увеличить производительность и результативность труда.
Проанализировав предприятие, можно сделать вывод, что гипермаркет Ашан является одним из самых крупные торговых предприятий на территории России, деятельность предприятия характеризуется ростом выручки от продаж, ростом рентабельности. Также была определена организационная структура предприятия - иерархическая, организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью, было проведено изучение основных направлений и результатов коммерческой деятельности организации. Изучив стиль управления на предприятии, и сравнив его с мотивационными теориями, был сделан вывод, что в организации используется теория иерархии потребностей А. Маслоу, так как основной вид мотивации - это материальное стимулирование, то есть удовлетворение базовых потребностей.
Функционирование концепций мотивации, их создание в большей степени находятся в зависимости от сотрудников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и иных качественных характеристик.
Проблема мотивации остается такой же актуальной, как и до перехода России к рыночным отношениям, к сожалению, она считается одной из самых неразрешенных в практическом плане проблемой. Но благодаря анализу и исследованию этой темы, можно с уверенностью заявить, что в будущем мотивирование персонала перестанет являться проблемой, а будет обыденной частью процесса управления предприятием.
Таким образом, поставленная цель, исследовать теоретические основы мотивации и разработать в соответствии с ними подход к совершенствованию мотивации на примере гипермаркета Ашан, выполнена и задачи, поставленные в соответствии с целью, также решены.



