Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Работа №62938

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
605
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 6
1.1. Содержание и задачи сенсорного развития 6
1.2 Сущность понятия «дидактическая игра» 13
1.3. Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ 26
2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста 26
2.2. Внедрение дидактических игр в работу по сенсорному развитию
детей младшего дошкольного возраста 34
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста образовывает основу общего развития, но в то же время представляет собой независимое значение, поскольку полновесное восприятие нужно ради благополучного развития дошкольников в детском саду, в школе и ради будущей профессиональной работы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, раскрываются возможности сенсорного развития в качестве последующего эмоционального, познавательного и духовного развития дошкольников. Весомую значимость занимает вопрос интеллектуального развития, фундаментом которого становится сенсорное развитие. Возраст детей младшего дошкольного возраста многими учеными представляется самым плодотворным с целью сбора понятий об окружающем социуме и природе, улучшения работы системы чувств.
Следует отметить, что процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста по средством дидактической игры, на практике сталкивается с трудностями. Навыки восприятия предметов, анализа их, сравнения, обобщения не появляются сами по себе в ходе той или иной работы; необходимо направленное развитие в определенном порядке, что становится актуальным.
Сенсорное развитие, ориентированное на формирование полного восприятия окружающего мира, является фундаментом изучения мира, начальным этапом которого есть чувственный опыт. Эффективность нравственного, умственного и эстетического развития в большой мере влияет на степень сенсорного развития дошкольника, насколько хорошо дети младшего дошкольного возраста осязают, слышат, видят окружающее.
Важность сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста влечет за собой в теории и практике дошкольной педагогики и психологии задачу разработки и внедрения самых эффективных средств, одними из которых, являются дидактические игры. В связи свыше сказанным, считаем актуальным изучение дидактической игры как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Степень разработанности проблемы. Проблема сенсорного развития дошкольников исследовалась многими учеными: В.Н. Аванесовой [2], H.A. Венгером [7,8], H.H. Поддъяковым [25, 26], Н.П. Сакулиной [31], А.П. Усовой [33,34] и др. Значение сенсорного развития детей высоко оценивали такие яркие представители дошкольной педагогики, как М. Монтессори [19], Е.И. Тихеева, Ф. Фребель.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .
Гипотеза: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, если в педагогическом процессе активно и систематически использовать дидактические игры.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть задачи и содержание сенсорного развития в условиях ДОО.
3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
4. Определить критерии сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
5. Провести экспериментальную работу по использованию дидактических игр в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования послужили работы ученых исследовавших вопрос в отечественных исследованиях: Л. А. Венгер [8,9,10], А.К. Бондаренко [6], В.Н. Аванесова [2], Л.И. Плаксина [24, 25], О.Ю.Бетехтина [5] и других.
Методами исследования в работе выступают: анализ психолого- педагогической литературы, наблюдение за дошкольниками, беседа, педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных данных.
Уровень сенсорного развития исследовался по критериям, предложенным Л.А Венгером [6,8] :
1) действия идентификации;
2) действия перцептивного моделирования.
В качестве инструмента исследования были использованы методики для изучения сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста:
1. Методика «Разрезные картинки» модификация субтеста А. Бине (Приложение 1).
2. Методика «Конструирование по образцу». Автор: Т. В.
Лаврентьева (Приложение 2).
Практическая значимость работы: материалы исследования могут использованы методистами, воспитателями дошкольных образовательных организаций в развитии детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №12 «Солнышко» г. Елабуга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, сенсорное развитие - это совершенствование восприятия и развития пониманий о видимых качествах объектов: их, вкусе, цвете, величине, запахе, положении в пространстве, форме и т.п. В процесс сенсорного развития необходимо внедрять дидактические игры для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление детей младшего дошкольного возраста со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Дидактическая игра - целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети дошкольного возраста глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир. В процессе дидактической игры происходит наиболее интенсивное сенсорное развитие.
Дидактические игры по сенсорному развитию подбираются с расчетом, того, чтобы они были направлены на познание не видимых свойств объектов и явлении, а на познание скрытых связей между объектами и явлениями, их внутренних характерных черт, глубоких отношений между ними. Дидактические игры как средство сенсорного развития делятся на:
- игры с предметами (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки);
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
- дидактические игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.);
- игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы;
Первоначально детям младшего дошкольного возраста дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд дидактических игр на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по цвету, форме, величине. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами, затем с более близкими. Дидактические игры по сенсорному развитию зачастую обусловлены рассматриванием сюжетных картин и репродукций. Детей младшего дошкольного возраста учат воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором есть смысл.
Исследование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры проводилось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Солнышко» г. Елабуга, в котором участвовало 30 детей второй младшей №5, №6.
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали, что и у экспериментальной и у контрольной группы уровень сенсорного развития находится, на одинаковом среднем уровне.
На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс дидактических игр по сенсорному развитию, направленных на формирование действий идентификации перцептивного моделирования по средством дидактических игр. В него вошли 14 дидактических игр: по изучению цвета, определению формы, определению величины и комплексные дидактические игры.
Результаты контрольного этапа эксперимента доказали эффективность проведенных нами дидактических игр: уровень сенсорного развития у экспериментальной группы вырос до высокого уровня, а у контрольной группы остался на прежнем среднем уровне.
Проведенное нами исследование доказало, что систематическое и целенаправленное использование дидактических игр действительно способствует сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.



1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / Ш.А. Абдуллаева. - М.: Академия, 2015. - 146 с.
2. Аванесова В.Н. Дидактические игры / В.Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.П. Сакулиной, H.H. Поддьякова. - М.: Просвещение, 2015. - С. 176 - 212.
3. Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. / Л.Е. Белоусова. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. - 144 с.
4. Бетехтина О.Ю. Проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины XX века : дис. .канд. пед. наук : 13.00.07 / О.Ю. Бетехтина. - М.: Академия, 2015. - 162 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2013. - 326 с.
6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2014. - 140с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2014. 143 с.
8. Венгер, Л.А. Генезис сенсорных способностей. / Л.А. Венгер. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
9. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет /
Под ред. Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, Н.Б. Венгер. - М.:
Просвещение, 2014. - 143с.
10. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. - М.: Гардарики, 2012. - С.184 - 219.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2012. - 536 с.
12. Гребенщикова Е.А. Вопросы методики сенсорного развития детей дошкольного возраста // Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1947. - Т. 56.
13. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструкторского творчества/ А.Н. Давидчук, М.: Просвещение, 2012. - 79 с.
14. Дорофеева, Т.А. Пути оптимизации сенсорного развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения: автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.03) Дорофеева Т.А. - М.: Академия,
2012. - 23 с.
15. Игры - занятия с малышами./ А.Н. Фролова, - К., Рад. школа, 2013. - 368 с.
16. Кислкж Г.А. Изучение наличного уровня развития восприятия формы у детей дошкольного возраста / Г.А. Кислюк, Л.А. Пеньевская // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. A.B. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: АПН РФ, 2013. - С. 121 - 162.
17. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 302 с.
18. Лиштван, З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / З.В. Лиштван. - М.: Гардарики, 2013. - 160 с.
19. Монтессори, М. Разум ребенка/ М. Монтессори. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
20. Морозова О.В. Становление теории первоначального сенсорного развития в отечественной педагогике конца XIX - начала XX века : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / О.В. Морозова. Владимир, 2014. - 254 с.
21. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие
цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г. Пилюгина, - М.:
Гардарики, Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2012. - 258 с.
22. Плаксина, Л.И. Содержание сенсорного развития в ДОУ / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. - М.: Академия, 2014. - 225 с.
23. Плаксина, Л.И. Теоретические основы сенсорного развития дошкольников. / Л.И. Плаксина. - М.: Академия, 2014. - 262 с.
24. Поддьяков H.H. Способы сенсорного развития / H.H. Поддьяков // Теория и практика сенсорного развития в детском саду / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 2015. С. 19 - 41.
25. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного развития в детском саду. - М.: Эксмо, 2015. - С. 73 - 99.
26. Проблемы развития и социальной адаптации детей с нарушением зрения //Президентская программа «Дети инвалиды» //Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного развития. - М.: Академия, 2015. - 46с.
27. Развивающие игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2014. -315 с.
28. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, кон¬спекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2012. - С.371
29. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка - дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников; под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Академия, 2013 - С. 57 - 100.
30. Сакулина Н.П. Индивидуальные различия в сенсорном развитии и воспитании детей / Н.П. Сакулина // Теория и практика сенсорного развития в детском саду / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 2015. - С. 152 - 186.
31. Теория и практика сенсорного развития в детском саду. /Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 2015. - 188с.
32. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и развития дошкольника / А.П. Усова, A.B. Запорожец // Теория и практика сенсорного развития в детском саду / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 2015. - С. 3 - 18.
33. Усова А.П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада / А.П. Усова // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: АПН РФ, 2013. - С. 3 - 29.
34. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман. - 5 - е изд - СПб.:Питер, 2013. - 528 с.
Статьи из периодических изданий:
35. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному и пространственному моделированию. / Л.А. Венгер //Дошкольное воспитание, 2013, № 3 - С. 46 - 52.
36. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольников. / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. // Дошкольное воспитание 2014, №7. - С. 14 - 15.
37. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольников. / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. // Дошкольное воспитание, 2014, № 13. - С. 24¬27.
38. Венгер Л.А., Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию. / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание - 2014 № 3 - С.24 - 27.
39. Морозова О., Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - С. 54-55.
Интернет ресурсы.
40. Глозман Ж.М. Развиваем мышление. Игры, упражнения, советы специалиста [Электронный ресурс]. Глозман Ж.М., Курдюкова С.В., Сунцова А.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 78 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/11270.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ