ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (на материале произведений Е.Шварца)
|
Введение 3
Глава 1. К вопросу о выразительных средствах языка 6
Выводы к главе 1 14
Глава 2. Анализ выразительных средств как элементов языка произведений
Шварца 15
2.1. Об особенностях индивидуального стиля Е.Шварца 15
2.2 Классификация средств выразительности в соотнесении с уровнями языковой системы 19
Фонетические средства 19
Лексические единицы 22
Фразеологические сочетания 27
Средства морфологии 30
Синтаксические средства 34
Стилистические средства 36
Использование выразительных средств языка в качестве стилистического приема 39
Выводы к главе 2 52
Глава 3. Методические рекомендации по использованию произведений
Е.Шварца при отработке навыков определения выразительных средств русского языка 53
Заключение 62
Использованная литература
Глава 1. К вопросу о выразительных средствах языка 6
Выводы к главе 1 14
Глава 2. Анализ выразительных средств как элементов языка произведений
Шварца 15
2.1. Об особенностях индивидуального стиля Е.Шварца 15
2.2 Классификация средств выразительности в соотнесении с уровнями языковой системы 19
Фонетические средства 19
Лексические единицы 22
Фразеологические сочетания 27
Средства морфологии 30
Синтаксические средства 34
Стилистические средства 36
Использование выразительных средств языка в качестве стилистического приема 39
Выводы к главе 2 52
Глава 3. Методические рекомендации по использованию произведений
Е.Шварца при отработке навыков определения выразительных средств русского языка 53
Заключение 62
Использованная литература
Проблема выразительных средств языка, используемых в различных сферах речевой деятельности, в течение длительного времени привлекает внимание ученых. Эта проблема связана с решением важнейших вопросов стилистики, риторики и искусствоведения. Особую значимость изучение выразительных средств языка приобретает в контексте проблемы анализа и описания художественной речи.
Следует отметить, что интерес к изучению художественной литературы вообще и к выразительным средствам языка, используемым в художественной речи в частности, никогда не ослабевал. В чем «тайна» воздействия художественной литературы на читателя, какова роль в этом речевой ткани произведения, в чем специфика художественной речи в отличие от других видов речи, все эти вопросы давно занимают умы ученых, писателей, критиков. Нередко силу воздействия художественной литературы видят в ее содержании. Это верно, но лишь отчасти. Если какое-либо художественное произведение пересказать со всеми подробностями и с глубоким проникновением в идею, оно все же не произведет того впечатления, которое возникает при его чтении, оно очень многое потеряет и в своей образности и в эмоциональном воздействии.
Читатель проникает в художественный мир произведения через его речевую ткань. Поэтому роль языка в создании образной системы произведения и его эмоционального воздействия трудно переоценить. Было время, когда язык художественной литературы изучался исключительно с литературоведческих позиций. С середины XX в. он стал объектом изучения языкознания и стилистики. Об интересе языковедов к выразительным возможностям языковых единиц
И.А.Ионовой, В.П.Ковалева, М.Н.Кожиной, В.А.Масловой, В.П.Москвина и др.
Актуальность нашей выпускной работы обусловлена также тем, что работы по изучению выразительных средств языка, функционирующих в произведениях Е.Шварца, практически отсутствуют.
Научная новизна работы заключается в том, что используемые в произведениях Е.Шварца языковые единицы в аспекте их выразительности впервые получили освещение в данном исследовании.
Теоретическую основу данного исследования составили работы в области стилистики русского языка, филологического анализа, а также работы по стилистике художественной речи (труды В.В.Виноградова, Б.Н.Головина, И.А.Ионовой, В.П.Москвина, Н.А.Николиной, А.П. Сковородникова).
Целью данной работы является выявление и анализ выразительных возможностей средств языка, функционирующих в произведениях Евгения Шварца, а также определение приемов, в составе которых используются данные средства.
Для осуществления поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить лингвистическую литературу по проблеме выразительных средств русского языка;
2) Собрать и систематизировать необходимый для анализа языковой материал;
3) Проанализировать фонетические, лексические, фразеологические, морфологические и синтаксические средства языковой выразительности (на материале произведений Е.Шварца).
4) Выявить стилистические приемы, в качестве которых используются выразительные средства языка в произведениях Е.Шварца.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что её основные положения могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и практических занятий по русской стилистике, стилистике художественной речи, основам филологического анализа, а также при составлении учебных и методических пособий и написании курсовых и дипломных работ.
В качестве основных методов лингвистического исследования были использованы описательно-аналитический, семантико-стилистический, дистрибутивный и статистический.
Материалом для исследования послужили пьесы Е.Шварца: «Тень», «Голый король», «Снежная королева», «Дракон», «Два клена», «Обыкновенное чудо», «Красная Шапочка»; сказки «Два брата», «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Кота в сапогах», «Рассеянный волшебник», киносценарий «Золушка».
Следует отметить, что интерес к изучению художественной литературы вообще и к выразительным средствам языка, используемым в художественной речи в частности, никогда не ослабевал. В чем «тайна» воздействия художественной литературы на читателя, какова роль в этом речевой ткани произведения, в чем специфика художественной речи в отличие от других видов речи, все эти вопросы давно занимают умы ученых, писателей, критиков. Нередко силу воздействия художественной литературы видят в ее содержании. Это верно, но лишь отчасти. Если какое-либо художественное произведение пересказать со всеми подробностями и с глубоким проникновением в идею, оно все же не произведет того впечатления, которое возникает при его чтении, оно очень многое потеряет и в своей образности и в эмоциональном воздействии.
Читатель проникает в художественный мир произведения через его речевую ткань. Поэтому роль языка в создании образной системы произведения и его эмоционального воздействия трудно переоценить. Было время, когда язык художественной литературы изучался исключительно с литературоведческих позиций. С середины XX в. он стал объектом изучения языкознания и стилистики. Об интересе языковедов к выразительным возможностям языковых единиц
И.А.Ионовой, В.П.Ковалева, М.Н.Кожиной, В.А.Масловой, В.П.Москвина и др.
Актуальность нашей выпускной работы обусловлена также тем, что работы по изучению выразительных средств языка, функционирующих в произведениях Е.Шварца, практически отсутствуют.
Научная новизна работы заключается в том, что используемые в произведениях Е.Шварца языковые единицы в аспекте их выразительности впервые получили освещение в данном исследовании.
Теоретическую основу данного исследования составили работы в области стилистики русского языка, филологического анализа, а также работы по стилистике художественной речи (труды В.В.Виноградова, Б.Н.Головина, И.А.Ионовой, В.П.Москвина, Н.А.Николиной, А.П. Сковородникова).
Целью данной работы является выявление и анализ выразительных возможностей средств языка, функционирующих в произведениях Евгения Шварца, а также определение приемов, в составе которых используются данные средства.
Для осуществления поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить лингвистическую литературу по проблеме выразительных средств русского языка;
2) Собрать и систематизировать необходимый для анализа языковой материал;
3) Проанализировать фонетические, лексические, фразеологические, морфологические и синтаксические средства языковой выразительности (на материале произведений Е.Шварца).
4) Выявить стилистические приемы, в качестве которых используются выразительные средства языка в произведениях Е.Шварца.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что её основные положения могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и практических занятий по русской стилистике, стилистике художественной речи, основам филологического анализа, а также при составлении учебных и методических пособий и написании курсовых и дипломных работ.
В качестве основных методов лингвистического исследования были использованы описательно-аналитический, семантико-стилистический, дистрибутивный и статистический.
Материалом для исследования послужили пьесы Е.Шварца: «Тень», «Голый король», «Снежная королева», «Дракон», «Два клена», «Обыкновенное чудо», «Красная Шапочка»; сказки «Два брата», «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Кота в сапогах», «Рассеянный волшебник», киносценарий «Золушка».
Изучение средств языковой выразительности представляет собой достаточно сложную и активно разрабатываемую проблему современной лингвистики. Эта проблема освещалась в целом ряде работ: Е.А.Бахмутовой, Е.Н.Винарской,В.В.Виноградова,Б.Н.Г оловина, И.А.Ионс В.П.Ковалева, В.П.Москвина, Н.А.Николиной, М.Р.Савовой, А.П.Сковородникова, А.В.Федорова, Т.Г.Хазагерова и др.
Знакомство с лингвистическими работами, посвященными вопросу выразительных средств языка, показало, что в научной литературе представлено множество различных подходов к рассмотрению этой проблемы. С нашей точки зрения, наиболее целесообразным является широкий подход к рассмотрению понятия выразительности речи. При такой трактовке под выразительностью речи понимается совокупность таких ее качеств, как эмоциональность, способность привлекать внимание читателя (слушателя) своей речевой организацией, соответствие замыслу автора.
Анализ произведений Е.Шварца осуществлялся главным образом в рамках двух аспектов. Первый аспект состоял в соотнесении выразительных средств с уровнями языковой системы. Проанализировав выразительные средства языка, используемые в произведениях Е.Шварца, мы пришли к выводу, что наиболее значительная часть языковых единиц распределяется между такими уровнями языковой системы, как фонетический, лексический, фразеологический, морфологический и синтаксический. Кроме того, анализ средств языковой выразительности, употребляемых в произведениях Е.Шварца, показал, что наиболее объемную часть нашей картотеки составляют единицы лексического и фразеологического уровней языка.
На лексическом уровне достаточно часто употребляются слова, реализующие в тексте переносные значения {«души распрямляются»);
человека («ступеньки радуются»), используются нанизывание слов, близких по смыслу («грубости, жестокости, коварству».)
В ходе нашего анализа было выявлено, что в произведениях Е.Шварца происходит трансформация и буквализация смысла фразеологических единиц («министры понимают друг друга с полуслова»), переосмысливается их первоначальное значение («сорока на хвосте приносит»).
Второй аспект анализа заключался в выявлении стилистических приемов, в качестве которых используются средства языковой выразительности. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что среди приемов, при создании которых наиболее часто используются выразительные средства языка, являются следующие: амплиация,
антономазия, буквализация, гипербола, говорящее имя, восходящая и нисходящая градации, звукоподражания, игра на внутренней форме слова, инверсия, каламбур, метафора, олицетворение, полиптот, сравнение, эллипсис и др.
Изучение средств языковой выразительности, используемых в произведениях Е.Шварца, позволяет сказать, что эта проблема является весьма перспективной в плане описания особенностей индивидуального стиля драматурга. Перспективность исследования обозначенной проблемы становится тем более очевидной, если учесть тот факт, что языковые единицы как элементы текста произведений драматургии изучены в недостаточной степени по сравнению с языком поэтических и прозаических произведений.
Знакомство с лингвистическими работами, посвященными вопросу выразительных средств языка, показало, что в научной литературе представлено множество различных подходов к рассмотрению этой проблемы. С нашей точки зрения, наиболее целесообразным является широкий подход к рассмотрению понятия выразительности речи. При такой трактовке под выразительностью речи понимается совокупность таких ее качеств, как эмоциональность, способность привлекать внимание читателя (слушателя) своей речевой организацией, соответствие замыслу автора.
Анализ произведений Е.Шварца осуществлялся главным образом в рамках двух аспектов. Первый аспект состоял в соотнесении выразительных средств с уровнями языковой системы. Проанализировав выразительные средства языка, используемые в произведениях Е.Шварца, мы пришли к выводу, что наиболее значительная часть языковых единиц распределяется между такими уровнями языковой системы, как фонетический, лексический, фразеологический, морфологический и синтаксический. Кроме того, анализ средств языковой выразительности, употребляемых в произведениях Е.Шварца, показал, что наиболее объемную часть нашей картотеки составляют единицы лексического и фразеологического уровней языка.
На лексическом уровне достаточно часто употребляются слова, реализующие в тексте переносные значения {«души распрямляются»);
человека («ступеньки радуются»), используются нанизывание слов, близких по смыслу («грубости, жестокости, коварству».)
В ходе нашего анализа было выявлено, что в произведениях Е.Шварца происходит трансформация и буквализация смысла фразеологических единиц («министры понимают друг друга с полуслова»), переосмысливается их первоначальное значение («сорока на хвосте приносит»).
Второй аспект анализа заключался в выявлении стилистических приемов, в качестве которых используются средства языковой выразительности. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что среди приемов, при создании которых наиболее часто используются выразительные средства языка, являются следующие: амплиация,
антономазия, буквализация, гипербола, говорящее имя, восходящая и нисходящая градации, звукоподражания, игра на внутренней форме слова, инверсия, каламбур, метафора, олицетворение, полиптот, сравнение, эллипсис и др.
Изучение средств языковой выразительности, используемых в произведениях Е.Шварца, позволяет сказать, что эта проблема является весьма перспективной в плане описания особенностей индивидуального стиля драматурга. Перспективность исследования обозначенной проблемы становится тем более очевидной, если учесть тот факт, что языковые единицы как элементы текста произведений драматургии изучены в недостаточной степени по сравнению с языком поэтических и прозаических произведений.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗНОСТИ СЛОВА
(НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ РОМАНСОВ)
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников умения выразительного чтения лирических стихотворений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - Формы визуализации фактического материала в современном медиаконтенте (на примере материалов интернет-изданий «Нож», «Такие дела» и «Meduza»)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Особенности разговорного стиля в пьесах современных драматургов
(на материале пьес Е. Шварца и Н. Коляды)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ Б.А. АХМАДУЛИНОЙ (ПОЭЗИЯ, ПРОЗА) (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ Б.А. АХМАДУЛИНОЙ (ПОЭЗИЯ, ПРОЗА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СПОСОБЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ДЖУЛИИ ЛАМБЕРТ В
РОМАНЕ СОМЕРСЕТА МОЭМА «ТЕАТР»
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - АНТИЧНЫЕ СЮЖЕТЫ В ДРАМАТУРГИИ П.ХАКСА:
РЕЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Изучение поэтики зеркала в русской детской литературе на примерах
школьной программы
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017



