Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Работа №62923

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы профориентационной работы в школе 7
1.1. Теоретические основы профориентационной деятельности с
учащимися школ в условиях новой образовательной среды 7
1.2. Сравнительный анализ профориентационной работы в России и
зарубежом 14
1.3. Современные технологии профориентационной деятельности 20
Выводы по первой главе 26
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по разработке модели профориентационной деятельности в условиях новой образовательной среды 27
2.1. Педагогические условия реализации системы профориентационных
технологий в условиях новой образовательной среды 27
2.2. Социальные сети как важный фактор профориентации в условиях
новой образовательной среды 31
2.3. Анализ опытно-экспериментальной деятельности 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Литература 54
Приложение


С давних времен одна из самых важных жизненных проблем выпускника школы - это выбор будущей профессии. А в настоящее время, когда современному обществу необходимы люди с активной жизненной позицией, всесторонне развитые личности, знающие свое дело, она становится еще более актуальной, потому что выбор профессии - это один из моментов, определяющих дальнейший жизненный путь человека. В связи с этим необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.
Современное состояние российского общества, проходящее сложные этапы внутренних преобразований и интеграцию в мировую экономику характеризуется глубокими структурно-функциональными изменениями в экономической, социокультурной, политической и образовательной его жизнедеятельности. В условиях создавшегося рынка труда резко обострилась проблема подготовки профессионально компетентных, конкурентоспособных мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессионально¬производственной среде. В связи с этим проблема профессионального самоопределения молодежи становится все более значимой в соответствии с потребностями общества и интересов государства [1].
Модернизация российского образования ставит одной из главных задач образовательного учреждения - создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной самостоятельно принимать правильные, жизненно важные решения, благоприятно жить в современном обществе и преобразовывать его, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе
профессиональной.
Правильный выбор профессии - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
В рамках профориентации необходимо подготовить школьника к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе осознания своих интересов, способностей, возможностей и их гармоничного сочетания [3].
В связи с этим проблема профессионального самоопределения школьников, психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования осознанного выбора профессиональной сферы становится в настоящее время особо актуальной.
Проблема исследования заключается в поиске и обосновании основных направлений, форм и методов профориентационной деятельности в условиях новой образовательной среды современного образования.
Цель исследования: выявить необходимость и эффективность проведения профориентационной деятельности в условиях новой образовательной среды.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения школьников в условиях новой образовательной среды современной школы.
Предмет исследования: система профориентационных технологий в условиях новой образовательной среды.
В соответствии с поставленной целью представлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических основ профориентационной деятельности с учащимися школ в условиях новой образовательной среды.
2. Выявить педагогические условия реализации системы профориентационных технологий в условиях современного образования.
3. Разработать модель профориентационной работы со школьниками в условиях новой образовательной среды и выявить уровень подготовки учащихся школ к выбору будущей профессии.
Исходя из поставленных цели и задач, можно выделить следующие методы исследования:
- теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ
педагогической и психологической литературы по теме исследования;
- эмпирические: изучение и анализ нормативных документов по исследуемой теме;
- педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I этап (осень 2015 - осень 2016) - теоретический анализ научно-методической литературы, нормативных документов по изучению проблемы исследования.
II этап (зима 2016-2017) - анкетирование учащихся общеобразовательных учреждений РТ и РФ (7-11 кл.), учителей химии школ РТ. Разработка модели профориентационной работы со школьниками в условиях новой образовательной среды.
III этап (март - май 2017) - подведение итогов исследования.
Результаты исследования были представлены:
- на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Химическое образование», (г.Казань, 2016 год, Диплом победителя);
- на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Химическое образование», (г. Казань, 2017 год, Диплом победителя);
- на 64-й Всероссийской научно-практической конференции (ВНПК) с международным участием по актуальным проблемам химического и экологического образования, посвященная 220-летию Герценовского университета (г. Санкт-Петербург, 2017 год);
- на Международной научно-практической конференции студентов «Модернизация профессиональной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования» в рамках Декады студенческой науки в БГПУ (Республика Беларусь, г. Минск, 2017 год);
- СМИ: Гильманшина С.И. Зимний лагерь. URL:
http://kpfu.ru/chemistry/zimnij-lager-268446.html
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема подготовки школьников к жизни и труду всегда была актуальной, но сегодня она приобретает особую значимость. Современному обществу нужны люди с активной жизненной позицией, всесторонне развитые личности, легко адаптирующиеся изменяющимся условиям. Выбор профессии является одной из главных явлений в жизни каждой личности. Поэтому, выбирая профессию, человек определяет свою личную судьбу, и не только собственную, но и судьбу страны в целом. Следовательно, очень важно проводить профориентационную деятельность в общеобразовательном учреждении с учётом возрастных особенностей учащихся. Формирование готовности в профессиональном самоопределении необходимо начинать уже в начальных классах.
Рассмотрев теоретические основы профориентации с учащимися школы в условиях новой образовательной среды, можно сделать вывод о том, что грамотно поставленная профориентационная работа в школе является основой для развития профессиональных интересов и намерений учащихся.
Профессиональная ориентация представляет собой комплекс мероприятий, которые в той или иной степени способствуют правильному и осознанному выбору будущего направления обучения.
Сравнительный анализ профориентационной деятельности со школьниками в России и зарубежных странах позволяет прийти к следующими заключению: хоть и работа по профориентации учащихся школьного возраста имеет некоторые отличительные признаки в её организации, но одинаковой абсолютно для всех стран является то, что профессиональная ориентация проводится при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: администрация школы, школьный педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, сами учащиеся и их родители (законные представители), кроме того социального окружения учащихся, то есть общества с его потребностями и запросами в целом. Это, в свою очередь, обеспечивает целостность и непрерывность профориентационной работы в рамках проводимых мероприятий с профориентационным содержанием.
Включение школьников в систему реализации разнообразных профориентационных технологий способствует формированию у них осознанного подхода к выбору будущей сферы профессиональной деятельности.
В результате проведения анкетирования и обработке полученных данных мы можем говорить о том, что достаточно большое количество учащихся не может определиться с выбором будущей профессии, так как выбирают между несколькими специальностями, либо даже разными профессиональными сферами и нуждается в профориентационной помощи. Помощь должна идти со стороны других людей, то есть от классного руководителя, школьного психолога, родителей и так далее.
Решением проблемы определения школьниками с профессиональной сферой в дальнейшей жизни может являться создание специфических педагогических условий в образовательном процессе, отвечающих требованиям деятельности профориентационного направления. К таким условиям можно отнести предметные олимпиады, научно-практические конференции, практико-ориентированное обучение, а также в последнее время всё чаще распространяемая популяризация науки и др.
Социальные сети как важный фактор профориентации в условиях новой образовательной среды оказывают на неё значительное влияние. Использование персональных страниц на наиболее часто посещаемых аудиторией площадках (Яндекс, Вконтакте) позволяет учителю в дистанционной форме проводить дополнительную профориентационную консультацию и помощь. Путём частого обновления информации на странице, добавлений полезных видеофильмов о профессиях, проведений познавательных видеоуроков в онлайн-режиме можно способствовать формированию у школьников готовности правильно выбирать профессию в соответствии с личностными качествами, склонностями и интересами. Стоит отметить, что проведение исследования в этой области позволяет сделать вывод, что большинство учителей химии школ Республики Татарстан поддерживают идею внедрения в образовательный процесс социальных сетей в целях профессиональной ориентации школьников.
Систематическое проведение мероприятий с профориентационным содержанием в соответствии с возрастными особенностями детей разного звена в школе (начальное, среднее, старшее) позволяет добиться наиболее оптимальных результатов в деятельности по профессиональной ориентации.
Анализ источников показывает, что правильно выстроенная профориентационная работа действительно помогает определиться с будущей сферой профессиональной деятельности, сделать выбор будущей специальности, которые в наибольшей степени соответствуют интересам человека, соотнести свои потребности и мотивы, желания и способности и возможности, построить дальнейшую индивидуальную образовательную траекторию.
В целом, в ходе нашего исследования мы:
• проанализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования, изучили нормативные документы по теме;
• определили уровень подготовленности учащихся школ к выбору будущей специальности и направления обучения;
• установили эффективные формы проведения профориентационной деятельности анкетированием учителей химии школ РТ;
• выявили педагогические условия реализации системы профориентации школьников;
• разработали модель профориентационной деятельности со школьниками в условиях новой образовательной среды.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Профессиональная ориентация - одно из значимых явлений в жизни каждой личности. Имеется несколько толкований понятия "профориентация", но все имеют один смысл: профессиональная ориентация - это система мероприятий, способствующих осознанному выбору профессии. Цель профориентации - формирование у учащихся способностей к сознательному выбору будущей сферы профессиональной деятельности.
2. Выявлены педагогические условия реализации системы профориентации школьников: проведение предметных олимпиад, научно-практических конференций, практико-ориентированного обучения, популяризация науки в интерактивном режиме.
3. Разработанная нами модель профориентационной работы со школьниками в условиях новой образовательной среды включает следующие компоненты:
- целевой: профориентационная деятельность в школе в условиях новой образовательной среды;
- мотивационный блок, включающий пропедевтическую,
предпрофильную и профильную деятельность учителя-предметника;
- методологический блок, включающий психолого-педагогическое сопровождение: разработка и издание соответствующей методической литературы, способствующей формированию значимых для профессионального самоопределения компетенций;
- процессуальный блок, включающий работу педагога с родителями и учащимися;
- результативный блок, включающий сформированность мотивационно-личностного и когнитивно-поведенческого компонентов, позволяющих сделать сознательный выбор профессии.
4. Выявлены 2 уровня подготовки учащихся школ к выбору будущей профессии: причём всего 20% школьников на втором уровне, а остальная часть не могут определиться с будущей профессией (выбор между несколькими профессиональными сферами, первый уровень) и нуждается в профориентационной помощи со стороны.



1. Папсуева С. В. Профессиональное самоопределение школьников подросткового возраста [электронный ресурс] // Наука / Педагогика. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-professionalnoe- samoopredelenie-shkolnikov-podrostkovogo-vozrasta#ixzz4dSEtzKjX (дата обращения: 08.02.1017).
2. Попович А. Э. Профессиональное самоопределение
старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы [электронный ресурс] // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/professionalnoe-
samoopredelenie-starsheklassnikov-v-pedagogicheskom-protsesse- obshcheobrazov#ixzz4gm5HJJJZ (дата обращения: 10.02.2017).
3. Пряжников Н. С. Диагностические материалы для профессиональной ориентации. — Издательский дом "Академия" М., 2014. - с. 368.
4. Профориентация как средство самоопределения старшеклассников [электронный ресурс] // Электронная библиотека студента Библиофонд. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=555171 (дата обращения: 14.03.2017).
5. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников : учеб. пособие для студентов-слуш. фак. обществ. профессий / Н.Н. Захаров. - М.: 1988.- 272 с.
6. Парнов Д. А. Социально-педагогический подход к
профориентации школьников в контексте реализации ФГОС нового поколения [электронный ресурс] // Электронно-педагогическое издание
Преемственность в образовании. URL:
http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2012/30-2112012/realizatsiya-fgt-i- fgos/109-sotsialno-pedagogicheskij-podkhod-k-proforientatsii-shkolnikov-v- kontekste-realizatsii-fgos-novogo-pokoleniya (дата обращения: 16.03.2017).
7. Грейль Н. В., Юдин И. И. Профориентация учащихся на современном этапе развития школы [электронный ресурс] // Фестиваль. Первое сентября. URL: http://festival.1september.ru/articles/603612/ (дата обращения: 18.03.2017).
8. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] //
Словари и энциклопедии на Академике. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/983/%D0%9F%D0%A0%D0% 9E%D0%9F%D0%95%D0%94%D0%95%D0%92%D0%A2%D0%98%D0%9A %D0%90 (дата обращения: 18.03.2017).
9. Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения
общего образования [Электронный ресурс]. URL:
http://omc.zouo.ru/assets/files/prof_klass/informatika/koncepciya_profilnogo_obuc heniya.doc (дата обращения: 21.03.2017).
10. Ханецкий В. В. Опыт работы педагогического коллектива УО
«ГОСШ № 1 г.Миоры» по реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся 1-11 классов средствами системной профориентационной работы» [Электронный ресурс] // Система
профориентационной работы в школе. URL: http://www.vashpsixolog.ru/areer- oriented-high-school/77-education-teachers/1174-sistema-proforientaczionnoj- raboty-v-shkole?start=4 (дата обращения: 24.03.2017).
11. Этапы и содержание профориентационной работы в школе
[Электронный ресурс] // Система профориентационной работы в школе. URL: http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/77-education-
teachers/1174-sistema-proforientaczionnoj-raboty-v-shkole?start=3 (дата обращения: 24.03.2017).
12. Кузнецова Л. И. Профориентация в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Новостной образовательный портал "Образование сегодня". URL: http://lomonpansion.com/articles_2_3492.html (дата обращения: 16.03.2017).
13. Общая информация об Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Официальный сайт Университетской гимназии (школа-интернат) МГУ имени М.В. Ломоносова. URL: https://school.msu.ru/ (дата обращения: 15.03.2017).
14. Сведения об образовательной организации «Лицей имени Н.И. Лобачевского» [Электронный ресурс] // Официальная страница КФУ. URL: http://kpfu.ru/liceum (дата обращения: 15.03.2017).
15. Муратова А. А. Профориентация учащихся: зарубежный опыт
[Электронный ресурс] // Новостной образовательный портал "Образование сегодня". URL: http://www.cls-
kuntsevo.ru/portal_proforientir/prof_obuch_uchashihsya_zarubezgom_zarub_opit. php (дата обращения: 08.03.2017).
16. Таточенко Е. В. Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и зарубежом [Электронный ресурс] // URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2786 (дата обращения: 13.03.2017).
17. Средняя Школа при Шанхайском Университете Цзяотун
[Электронный ресурс] // Обучение в Китае. URL:
http://www.portalchina.ru/schools/hsaffsjtu.html (дата обращения: 23.03.2017).
18. Средняя Школа при Университете Фудань [Электронный ресурс] // Обучение в Китае. URL: http://www.portalchina.ru/schools/fudanhs.html (дата обращения: 23.03.2017).
19. Как выбирают профессию в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Newtonew. URL: https://newtonew.com/higher/choose-a-career-here- and-there (дата обращения: 28.03.2017).
20. Малин С. В., Поляруш А. А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе. [Элекстронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. URL: file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B0/Downloads/aktiviziruyusc hie-tehnologii-proforientatsionnoy-raboty-so-starsheklassnikami-v-sovremennoy- shkole.pdf (дата обращения: 1.04.2017).
21. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с.
22. Педагогические технологии и инновации [Электронный ресурс] // Psylist.net. Педагогика. URL: http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm (дата обращения: 1.04.2017).
23. Килина И. А. Современные формы профориентации
обучающихся. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.krirpo.ru/Documents/august%202016/%D0%9A%D0%B8%D0%BB% D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%98.%D0%90.pdf (Дата обращения: 5.04.2017).
24. Крулина Е. В. Положение о Портфолио учащегося [Электронный
ресурс] // Фестиваль. Первое сентября. URL:
http://festival.1september.ru/articles/570230/ (дата обращения: 7.04.2017).
25. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с: ил. — (Б-ка учителя труда).
26. Масловская С. В. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации [Электронный ресурс] // URL: http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm (дата обращения: 15.04.2017).
27. Столичный центр профориентации. Тип профессий по предмету
труда «Человек - природа» [Электронный ресурс] // URL:
http://www.shkolniky.ru/nature/ (дата обращения: 16.04.2017).
28. Столичный центр профориентации. Тип профессий по предмету
труда «Человек - техника» [Электронный ресурс] // URL:
http://www.shkolniky.ru/technics/ (дата обращения: 16.04.2017).
29. Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. -2015. -№ 05 (май). -ART15150. -0,4 п. л. [Электронный ресурс] // URL: http://ekoncept.ru/2015/15150.htm.-ISSN2304120X. (дата обращения: 24.04.2017)
30. Юрьева Г. П., Деянова А. В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 5 (май).
- С. 106-110. [Электронный ресурс] // URL: http://e-
koncept.ru/2015/15150.htm. (Дата обращения: 28.04.2017)
31. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д. Система работы с одаренной молодежью: Малый химический институт и Фестиваль химии // Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие: материалы второй Республиканской научно-практической конференции. 2015. - С. 220 - 223.
32. РИА Новости. Школьные олимпиады. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/spravka/20101029/290526284.html (Дата обращения: 28.04.2017)
33. Научно-практические конференции [Электронный ресурс] // Центр научного сотрудничества Интерактивплюс. URL: https://interactive- plus.ru/ru/study/school (Дата обращения: (23.04.2017)
34. Падикова М.В. Проектная деятельность в школе. [Электронный
ресурс] // Фестиваль педагогических идей. URL:
http://festival.1september.ru/articles/624317/ (Дата обращения: 30.04.2017)
35. Мобильный контент. Приложение для Android поможет выбрать
профессию [Электронный ресурс] // URL:
http://www.procontent.ru/news/29966.html (Дата обращения: 2.05.2017)
36. Организация профориентационной работы в школе: Сборник инструктивно-методических материалов. — Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.
— 28 с.
37. S. I. Gilmanshina, V. S. Burlakova, G. F. Valitova. Case technology in the active learning of chemistry future teachers // Sviridov Readings 2015:
Abstracts of The 7-th International Conference on Chemistry and Chemical Education, Minsk, Beiarus. Minsk: Krasico-Print, 2015. S. 152-153.
38. Sibgatova, K. I. Peculiarities of pupils and vocational college students’ career guidance modeling in the integrated system "School - College - Enterprise" K. I. Sibgatova, S. I. Gilmanshina, F. D. Khalikova, I. R. Gilmanshin, I. R. Akchurina, N. G. Shchaveleva, G. R. Fassakhova // Asian Social Science. — 2015. — Т. 11. — № 1. — С. 386-391.
39. Филлимонова О. «Как научиться выбирать профессию», Москва.: Чистые пруды, 2008 г. - 32с.
40. Антоненко С. В. Социальные сети как инструмент профориентации. [Электронный ресурс] // Народное образование. Педагогика. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-instrument- proforientatsii (Дата обращения: 20.04.2017)
41. Гринштейн Г. ТОП-15 популярных интернет-ресурсов в России и в мире по итогам 2015 года. [Электронный ресурс] // Исследования и прогнозы в IT. URL: https://habrahabr.ru/post/297624/
42. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Электронный ресурс]: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. — 00 с. — (Стандарты второго поколения). Режим доступа:
http://www.rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc
43. Слобожанина В. Л. Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 169-172.
44. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8 - 11 классы, ПТУ т колледж. - М.: ВАКО, 2008. - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
45. Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2006. - 224 с.
46. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В.Н. Журова, С.А. Маничева. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2008. - 351 с.
47. Борискина Н. М. Проектная работа «Модель сопровождения
профессиональной ориентации школьников в образовательной организации». [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL:
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/10/03/proektnaya-rabota-model- soprovozhdeniya-professionalnoy-orientatsii (Дата обращения: 5.05.2017)
48. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
49. Лепешева Е. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся // Школьный психолог. - 2006. - №3, фев. - С. 36-37
50. Профориентация старшеклассников : сборник учебно-методических материалов / Изд-во «Учитель» ; сост., ред. и коммент. Т. В. Черниковой. - Волгоград: Учитель, 2007. - 120 с.
51. Соломин И. Л. Экспресс-диагностика персонала / И. Л. Соломин. - СПб.: Речь, 2008. - 279 с.
52. Якушина Е. Интернет помогает учиться и выбрать профессию // Народное образование. - 2006. - №5, июнь. - С.163 - 170.
53. Арон И. С. Профессиональное самоопределение
старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // национальный психологический журнал. - 2013. - № 3 (11). - с. 20-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ