СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы профориентационной работы в школе 7
1.1. Теоретические основы профориентационной деятельности с
учащимися школ в условиях новой образовательной среды 7
1.2. Сравнительный анализ профориентационной работы в России и
зарубежом 14
1.3. Современные технологии профориентационной деятельности 20
Выводы по первой главе 26
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по разработке модели профориентационной деятельности в условиях новой образовательной среды 27
2.1. Педагогические условия реализации системы профориентационных
технологий в условиях новой образовательной среды 27
2.2. Социальные сети как важный фактор профориентации в условиях
новой образовательной среды 31
2.3. Анализ опытно-экспериментальной деятельности 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Литература 54
Приложение
Глава I. Психолого-педагогические основы профориентационной работы в школе 7
1.1. Теоретические основы профориентационной деятельности с
учащимися школ в условиях новой образовательной среды 7
1.2. Сравнительный анализ профориентационной работы в России и
зарубежом 14
1.3. Современные технологии профориентационной деятельности 20
Выводы по первой главе 26
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по разработке модели профориентационной деятельности в условиях новой образовательной среды 27
2.1. Педагогические условия реализации системы профориентационных
технологий в условиях новой образовательной среды 27
2.2. Социальные сети как важный фактор профориентации в условиях
новой образовательной среды 31
2.3. Анализ опытно-экспериментальной деятельности 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Литература 54
Приложение
С давних времен одна из самых важных жизненных проблем выпускника школы - это выбор будущей профессии. А в настоящее время, когда современному обществу необходимы люди с активной жизненной позицией, всесторонне развитые личности, знающие свое дело, она становится еще более актуальной, потому что выбор профессии - это один из моментов, определяющих дальнейший жизненный путь человека. В связи с этим необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.
Современное состояние российского общества, проходящее сложные этапы внутренних преобразований и интеграцию в мировую экономику характеризуется глубокими структурно-функциональными изменениями в экономической, социокультурной, политической и образовательной его жизнедеятельности. В условиях создавшегося рынка труда резко обострилась проблема подготовки профессионально компетентных, конкурентоспособных мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессионально¬производственной среде. В связи с этим проблема профессионального самоопределения молодежи становится все более значимой в соответствии с потребностями общества и интересов государства [1].
Модернизация российского образования ставит одной из главных задач образовательного учреждения - создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной самостоятельно принимать правильные, жизненно важные решения, благоприятно жить в современном обществе и преобразовывать его, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе
профессиональной.
Правильный выбор профессии - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
В рамках профориентации необходимо подготовить школьника к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе осознания своих интересов, способностей, возможностей и их гармоничного сочетания [3].
В связи с этим проблема профессионального самоопределения школьников, психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования осознанного выбора профессиональной сферы становится в настоящее время особо актуальной.
Проблема исследования заключается в поиске и обосновании основных направлений, форм и методов профориентационной деятельности в условиях новой образовательной среды современного образования.
Цель исследования: выявить необходимость и эффективность проведения профориентационной деятельности в условиях новой образовательной среды.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения школьников в условиях новой образовательной среды современной школы.
Предмет исследования: система профориентационных технологий в условиях новой образовательной среды.
В соответствии с поставленной целью представлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических основ профориентационной деятельности с учащимися школ в условиях новой образовательной среды.
2. Выявить педагогические условия реализации системы профориентационных технологий в условиях современного образования.
3. Разработать модель профориентационной работы со школьниками в условиях новой образовательной среды и выявить уровень подготовки учащихся школ к выбору будущей профессии.
Исходя из поставленных цели и задач, можно выделить следующие методы исследования:
- теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ
педагогической и психологической литературы по теме исследования;
- эмпирические: изучение и анализ нормативных документов по исследуемой теме;
- педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I этап (осень 2015 - осень 2016) - теоретический анализ научно-методической литературы, нормативных документов по изучению проблемы исследования.
II этап (зима 2016-2017) - анкетирование учащихся общеобразовательных учреждений РТ и РФ (7-11 кл.), учителей химии школ РТ. Разработка модели профориентационной работы со школьниками в условиях новой образовательной среды.
III этап (март - май 2017) - подведение итогов исследования.
Результаты исследования были представлены:
- на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Химическое образование», (г.Казань, 2016 год, Диплом победителя);
- на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Химическое образование», (г. Казань, 2017 год, Диплом победителя);
- на 64-й Всероссийской научно-практической конференции (ВНПК) с международным участием по актуальным проблемам химического и экологического образования, посвященная 220-летию Герценовского университета (г. Санкт-Петербург, 2017 год);
- на Международной научно-практической конференции студентов «Модернизация профессиональной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования» в рамках Декады студенческой науки в БГПУ (Республика Беларусь, г. Минск, 2017 год);
- СМИ: Гильманшина С.И. Зимний лагерь. URL:
http://kpfu.ru/chemistry/zimnij-lager-268446.html
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Современное состояние российского общества, проходящее сложные этапы внутренних преобразований и интеграцию в мировую экономику характеризуется глубокими структурно-функциональными изменениями в экономической, социокультурной, политической и образовательной его жизнедеятельности. В условиях создавшегося рынка труда резко обострилась проблема подготовки профессионально компетентных, конкурентоспособных мобильных специалистов, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессионально¬производственной среде. В связи с этим проблема профессионального самоопределения молодежи становится все более значимой в соответствии с потребностями общества и интересов государства [1].
Модернизация российского образования ставит одной из главных задач образовательного учреждения - создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной самостоятельно принимать правильные, жизненно важные решения, благоприятно жить в современном обществе и преобразовывать его, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе
профессиональной.
Правильный выбор профессии - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
В рамках профориентации необходимо подготовить школьника к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе осознания своих интересов, способностей, возможностей и их гармоничного сочетания [3].
В связи с этим проблема профессионального самоопределения школьников, психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования осознанного выбора профессиональной сферы становится в настоящее время особо актуальной.
Проблема исследования заключается в поиске и обосновании основных направлений, форм и методов профориентационной деятельности в условиях новой образовательной среды современного образования.
Цель исследования: выявить необходимость и эффективность проведения профориентационной деятельности в условиях новой образовательной среды.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения школьников в условиях новой образовательной среды современной школы.
Предмет исследования: система профориентационных технологий в условиях новой образовательной среды.
В соответствии с поставленной целью представлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических основ профориентационной деятельности с учащимися школ в условиях новой образовательной среды.
2. Выявить педагогические условия реализации системы профориентационных технологий в условиях современного образования.
3. Разработать модель профориентационной работы со школьниками в условиях новой образовательной среды и выявить уровень подготовки учащихся школ к выбору будущей профессии.
Исходя из поставленных цели и задач, можно выделить следующие методы исследования:
- теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ
педагогической и психологической литературы по теме исследования;
- эмпирические: изучение и анализ нормативных документов по исследуемой теме;
- педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I этап (осень 2015 - осень 2016) - теоретический анализ научно-методической литературы, нормативных документов по изучению проблемы исследования.
II этап (зима 2016-2017) - анкетирование учащихся общеобразовательных учреждений РТ и РФ (7-11 кл.), учителей химии школ РТ. Разработка модели профориентационной работы со школьниками в условиях новой образовательной среды.
III этап (март - май 2017) - подведение итогов исследования.
Результаты исследования были представлены:
- на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Химическое образование», (г.Казань, 2016 год, Диплом победителя);
- на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Химическое образование», (г. Казань, 2017 год, Диплом победителя);
- на 64-й Всероссийской научно-практической конференции (ВНПК) с международным участием по актуальным проблемам химического и экологического образования, посвященная 220-летию Герценовского университета (г. Санкт-Петербург, 2017 год);
- на Международной научно-практической конференции студентов «Модернизация профессиональной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования» в рамках Декады студенческой науки в БГПУ (Республика Беларусь, г. Минск, 2017 год);
- СМИ: Гильманшина С.И. Зимний лагерь. URL:
http://kpfu.ru/chemistry/zimnij-lager-268446.html
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Проблема подготовки школьников к жизни и труду всегда была актуальной, но сегодня она приобретает особую значимость. Современному обществу нужны люди с активной жизненной позицией, всесторонне развитые личности, легко адаптирующиеся изменяющимся условиям. Выбор профессии является одной из главных явлений в жизни каждой личности. Поэтому, выбирая профессию, человек определяет свою личную судьбу, и не только собственную, но и судьбу страны в целом. Следовательно, очень важно проводить профориентационную деятельность в общеобразовательном учреждении с учётом возрастных особенностей учащихся. Формирование готовности в профессиональном самоопределении необходимо начинать уже в начальных классах.
Рассмотрев теоретические основы профориентации с учащимися школы в условиях новой образовательной среды, можно сделать вывод о том, что грамотно поставленная профориентационная работа в школе является основой для развития профессиональных интересов и намерений учащихся.
Профессиональная ориентация представляет собой комплекс мероприятий, которые в той или иной степени способствуют правильному и осознанному выбору будущего направления обучения.
Сравнительный анализ профориентационной деятельности со школьниками в России и зарубежных странах позволяет прийти к следующими заключению: хоть и работа по профориентации учащихся школьного возраста имеет некоторые отличительные признаки в её организации, но одинаковой абсолютно для всех стран является то, что профессиональная ориентация проводится при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: администрация школы, школьный педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, сами учащиеся и их родители (законные представители), кроме того социального окружения учащихся, то есть общества с его потребностями и запросами в целом. Это, в свою очередь, обеспечивает целостность и непрерывность профориентационной работы в рамках проводимых мероприятий с профориентационным содержанием.
Включение школьников в систему реализации разнообразных профориентационных технологий способствует формированию у них осознанного подхода к выбору будущей сферы профессиональной деятельности.
В результате проведения анкетирования и обработке полученных данных мы можем говорить о том, что достаточно большое количество учащихся не может определиться с выбором будущей профессии, так как выбирают между несколькими специальностями, либо даже разными профессиональными сферами и нуждается в профориентационной помощи. Помощь должна идти со стороны других людей, то есть от классного руководителя, школьного психолога, родителей и так далее.
Решением проблемы определения школьниками с профессиональной сферой в дальнейшей жизни может являться создание специфических педагогических условий в образовательном процессе, отвечающих требованиям деятельности профориентационного направления. К таким условиям можно отнести предметные олимпиады, научно-практические конференции, практико-ориентированное обучение, а также в последнее время всё чаще распространяемая популяризация науки и др.
Социальные сети как важный фактор профориентации в условиях новой образовательной среды оказывают на неё значительное влияние. Использование персональных страниц на наиболее часто посещаемых аудиторией площадках (Яндекс, Вконтакте) позволяет учителю в дистанционной форме проводить дополнительную профориентационную консультацию и помощь. Путём частого обновления информации на странице, добавлений полезных видеофильмов о профессиях, проведений познавательных видеоуроков в онлайн-режиме можно способствовать формированию у школьников готовности правильно выбирать профессию в соответствии с личностными качествами, склонностями и интересами. Стоит отметить, что проведение исследования в этой области позволяет сделать вывод, что большинство учителей химии школ Республики Татарстан поддерживают идею внедрения в образовательный процесс социальных сетей в целях профессиональной ориентации школьников.
Систематическое проведение мероприятий с профориентационным содержанием в соответствии с возрастными особенностями детей разного звена в школе (начальное, среднее, старшее) позволяет добиться наиболее оптимальных результатов в деятельности по профессиональной ориентации.
Анализ источников показывает, что правильно выстроенная профориентационная работа действительно помогает определиться с будущей сферой профессиональной деятельности, сделать выбор будущей специальности, которые в наибольшей степени соответствуют интересам человека, соотнести свои потребности и мотивы, желания и способности и возможности, построить дальнейшую индивидуальную образовательную траекторию.
В целом, в ходе нашего исследования мы:
• проанализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования, изучили нормативные документы по теме;
• определили уровень подготовленности учащихся школ к выбору будущей специальности и направления обучения;
• установили эффективные формы проведения профориентационной деятельности анкетированием учителей химии школ РТ;
• выявили педагогические условия реализации системы профориентации школьников;
• разработали модель профориентационной деятельности со школьниками в условиях новой образовательной среды.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Профессиональная ориентация - одно из значимых явлений в жизни каждой личности. Имеется несколько толкований понятия "профориентация", но все имеют один смысл: профессиональная ориентация - это система мероприятий, способствующих осознанному выбору профессии. Цель профориентации - формирование у учащихся способностей к сознательному выбору будущей сферы профессиональной деятельности.
2. Выявлены педагогические условия реализации системы профориентации школьников: проведение предметных олимпиад, научно-практических конференций, практико-ориентированного обучения, популяризация науки в интерактивном режиме.
3. Разработанная нами модель профориентационной работы со школьниками в условиях новой образовательной среды включает следующие компоненты:
- целевой: профориентационная деятельность в школе в условиях новой образовательной среды;
- мотивационный блок, включающий пропедевтическую,
предпрофильную и профильную деятельность учителя-предметника;
- методологический блок, включающий психолого-педагогическое сопровождение: разработка и издание соответствующей методической литературы, способствующей формированию значимых для профессионального самоопределения компетенций;
- процессуальный блок, включающий работу педагога с родителями и учащимися;
- результативный блок, включающий сформированность мотивационно-личностного и когнитивно-поведенческого компонентов, позволяющих сделать сознательный выбор профессии.
4. Выявлены 2 уровня подготовки учащихся школ к выбору будущей профессии: причём всего 20% школьников на втором уровне, а остальная часть не могут определиться с будущей профессией (выбор между несколькими профессиональными сферами, первый уровень) и нуждается в профориентационной помощи со стороны.
Рассмотрев теоретические основы профориентации с учащимися школы в условиях новой образовательной среды, можно сделать вывод о том, что грамотно поставленная профориентационная работа в школе является основой для развития профессиональных интересов и намерений учащихся.
Профессиональная ориентация представляет собой комплекс мероприятий, которые в той или иной степени способствуют правильному и осознанному выбору будущего направления обучения.
Сравнительный анализ профориентационной деятельности со школьниками в России и зарубежных странах позволяет прийти к следующими заключению: хоть и работа по профориентации учащихся школьного возраста имеет некоторые отличительные признаки в её организации, но одинаковой абсолютно для всех стран является то, что профессиональная ориентация проводится при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: администрация школы, школьный педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, сами учащиеся и их родители (законные представители), кроме того социального окружения учащихся, то есть общества с его потребностями и запросами в целом. Это, в свою очередь, обеспечивает целостность и непрерывность профориентационной работы в рамках проводимых мероприятий с профориентационным содержанием.
Включение школьников в систему реализации разнообразных профориентационных технологий способствует формированию у них осознанного подхода к выбору будущей сферы профессиональной деятельности.
В результате проведения анкетирования и обработке полученных данных мы можем говорить о том, что достаточно большое количество учащихся не может определиться с выбором будущей профессии, так как выбирают между несколькими специальностями, либо даже разными профессиональными сферами и нуждается в профориентационной помощи. Помощь должна идти со стороны других людей, то есть от классного руководителя, школьного психолога, родителей и так далее.
Решением проблемы определения школьниками с профессиональной сферой в дальнейшей жизни может являться создание специфических педагогических условий в образовательном процессе, отвечающих требованиям деятельности профориентационного направления. К таким условиям можно отнести предметные олимпиады, научно-практические конференции, практико-ориентированное обучение, а также в последнее время всё чаще распространяемая популяризация науки и др.
Социальные сети как важный фактор профориентации в условиях новой образовательной среды оказывают на неё значительное влияние. Использование персональных страниц на наиболее часто посещаемых аудиторией площадках (Яндекс, Вконтакте) позволяет учителю в дистанционной форме проводить дополнительную профориентационную консультацию и помощь. Путём частого обновления информации на странице, добавлений полезных видеофильмов о профессиях, проведений познавательных видеоуроков в онлайн-режиме можно способствовать формированию у школьников готовности правильно выбирать профессию в соответствии с личностными качествами, склонностями и интересами. Стоит отметить, что проведение исследования в этой области позволяет сделать вывод, что большинство учителей химии школ Республики Татарстан поддерживают идею внедрения в образовательный процесс социальных сетей в целях профессиональной ориентации школьников.
Систематическое проведение мероприятий с профориентационным содержанием в соответствии с возрастными особенностями детей разного звена в школе (начальное, среднее, старшее) позволяет добиться наиболее оптимальных результатов в деятельности по профессиональной ориентации.
Анализ источников показывает, что правильно выстроенная профориентационная работа действительно помогает определиться с будущей сферой профессиональной деятельности, сделать выбор будущей специальности, которые в наибольшей степени соответствуют интересам человека, соотнести свои потребности и мотивы, желания и способности и возможности, построить дальнейшую индивидуальную образовательную траекторию.
В целом, в ходе нашего исследования мы:
• проанализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования, изучили нормативные документы по теме;
• определили уровень подготовленности учащихся школ к выбору будущей специальности и направления обучения;
• установили эффективные формы проведения профориентационной деятельности анкетированием учителей химии школ РТ;
• выявили педагогические условия реализации системы профориентации школьников;
• разработали модель профориентационной деятельности со школьниками в условиях новой образовательной среды.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Профессиональная ориентация - одно из значимых явлений в жизни каждой личности. Имеется несколько толкований понятия "профориентация", но все имеют один смысл: профессиональная ориентация - это система мероприятий, способствующих осознанному выбору профессии. Цель профориентации - формирование у учащихся способностей к сознательному выбору будущей сферы профессиональной деятельности.
2. Выявлены педагогические условия реализации системы профориентации школьников: проведение предметных олимпиад, научно-практических конференций, практико-ориентированного обучения, популяризация науки в интерактивном режиме.
3. Разработанная нами модель профориентационной работы со школьниками в условиях новой образовательной среды включает следующие компоненты:
- целевой: профориентационная деятельность в школе в условиях новой образовательной среды;
- мотивационный блок, включающий пропедевтическую,
предпрофильную и профильную деятельность учителя-предметника;
- методологический блок, включающий психолого-педагогическое сопровождение: разработка и издание соответствующей методической литературы, способствующей формированию значимых для профессионального самоопределения компетенций;
- процессуальный блок, включающий работу педагога с родителями и учащимися;
- результативный блок, включающий сформированность мотивационно-личностного и когнитивно-поведенческого компонентов, позволяющих сделать сознательный выбор профессии.
4. Выявлены 2 уровня подготовки учащихся школ к выбору будущей профессии: причём всего 20% школьников на втором уровне, а остальная часть не могут определиться с будущей профессией (выбор между несколькими профессиональными сферами, первый уровень) и нуждается в профориентационной помощи со стороны.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Электронное сопровождение магистерской программы «Медиация в
образовании» как механизм развития электронной информационно-
образовательной среды Сибирского федерального университета
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА ГИДРОЭНЕРГЕТИКОВ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Направление и формы профориентационной работы в ВУЗе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Курс “Школьная интернет-газета” в системе профориентационной работы школы
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального
интереса к педагогической деятельности (на материале
профильных педагогических классов)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Формирование практико-ориентированной системы обучения учащихся»
(на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



