УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 15
1.1. Необходимость участия государства в корпоративных
правоотношениях 15
1.2. Правовые основы участия государства в корпоративных
правоотношениях 20
1.3. Формы участия государства в деятельности акционерных компаний
в зарубежных странах и модели корпоративного управления 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА КОРПОРАТИВНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ 36
2.1. Правоспособность государства и государственных органов 36
2.2. Специфика участия государства в корпоративных
правоотношениях 44
2.3. Правовая природа «золотой акции» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 15
1.1. Необходимость участия государства в корпоративных
правоотношениях 15
1.2. Правовые основы участия государства в корпоративных
правоотношениях 20
1.3. Формы участия государства в деятельности акционерных компаний
в зарубежных странах и модели корпоративного управления 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВА КАК УЧАСТНИКА КОРПОРАТИВНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ 36
2.1. Правоспособность государства и государственных органов 36
2.2. Специфика участия государства в корпоративных
правоотношениях 44
2.3. Правовая природа «золотой акции» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Актуальность темы исследования. Участие государства в корпоративных правоотношениях - это объективная необходимость рыночной экономики, которое осуществляется посредством владения акциями компаний и является формой реализации экономической и социальной функций государства, закрепленных, в том числе, и в Конституции Российской Федерации.
Участие государства, как и других субъектов корпоративного права, может проходить как прямо, так и косвенно. Наиболее оптимальной организационно-правовой формой юридического лица для его управления государством представляет собой акционерное общество.
Исследуя актуальность государственного участия в корпоративных правоотношениях, необходимо обратить внимание на нормативно-правовые акты, регулирующие эти отношения. Являясь неотъемлемой частью корпоративного законодательства, правовые акты, имеют особенности, такие как, специфика государства как особого субъекта права, включают нормы частного и публичного права.
Недостаток единого законодательства, регулирующего цели, задачи, основы управления государственной собственностью, а также порядком и механизмом участия государства в корпоративных правоотношениях, явилось причиной для урегулирования данного вида деятельности участием непосредственно при помощи поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При нынешнем положении мировой экономики, череды кризисных явлений, обеспечить постоянство во всех сферах экономической деятельности не представляется возможным без государственного вмешательства. Помимо этого, достижение общественных целей и задач модернизации российской экономики, обеспечение положительного результата при сложных инвестиционных и инновационных задачах, обеспечение безопасности и других социальных функций невозможно достигнуть без участия государства в корпоративных правоотношениях.
Актуальность темы исполнения государственных и общественных интересов является главной уже на этапе определения степени участия государства в экономической деятельности субъекта. Государство вправе выбирать различные способы такого участия (прямого или опосредованного).
Как и другие субъекты, государство может создавать юридические лица и участвовать в них. Это могут быть как унитарные предприятия и учреждения, так и государственные корпорации, и хозяйственные общества.
Главную роль занимает прямое участие государства в корпоративных правоотношениях, которое осуществляется приобретением прав собственника на акции, доли участия в предприятиях, в результате использования специального права на участие государства в управлении акционерным обществом - «золотой акции».
Проблема и степень ее научной разработанности. В предпринимательском и корпоративном праве проблемы участия государства в корпоративных правоотношениях отражены в работах Алдошина О.Н., Белицкой А.В., Вишневской Н.С., Голубцова В.Г., Гришаева С.П., Губиной Е.П., Караевой Ю.В., Костина А.В., Лаптевой В.В., Мальгинова Г.Н., Пикулькина А.В., Пилецкой А.Е., Покровского И.А., Радыгина А.Д., Слыщенкова В.А., Суханова Е.А., Щербаковой Н. и др.
Обзор участия зарубежных стран в управлении предприятиями вели Бернам У., Вермулен Э., Гриценко А.И., Дементьева А.Г., Дойников И.В., Дробышевская Л.Н., Зенин И.А., Маккери Д., Моралес К., Пахомова Н.Н., Саломатина Е.В., Сыродоева О.Н. и др.
Исследование правовых проблем участия государства в акционерных обществах проводили Гаврилин Е.В., Зеленский Е.Н., Кравченко Е.Н., Кулагин М.И., Макарова О.А., Мальченков Д.М., Молотников А.Е., Петухов В.Н., Поваров Ю.С., Портной К., Фролова Н.В., Цепов Г.В., Шиткина И.С., Шувалов В. и др.
Вопросы природы «золотой акции» рассматривались Ваславской И.Ю., Волчанской Л.М., Волчанским А.А., Дедовым Д.И., Жабраеевым М.В., Косякинымм К.С., Пышкиным И.И., Скворцовым О.Ю., Торкановским Е.А., Усовым О.Ю., Файзутдиновым И., Чиркиным В.Е. и др.
За последние десять лет проблемы участия государства в корпоративных правоотношениях были предметом диссертационных исследований: Грищенко О.И. (Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2014), Ливишина Н.М. (Правовое регулирование участия государства в корпоративных правоотношениях: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2012), Крылова Е.Б. (Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2011), Варданян М.Л. (Правовой механизм участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2009), Ломакин Д.В. (Корпоративные правоотношения как составная часть системы гражданско-правовых отношений: на примере хозяйственных обществ: дисс. ... докт. юрид. наук. Москва, 2009), Гацалов
Э.Т. (Развитие российской модели корпоративного управления: государственное регулирование и участие: дисс. ... канд. экон. наук. Владикавказ, 2007), и др.
Из этого следует, что в настоящее время не существует научных работ, затрагивающих участие государства в корпоративных правоотношениях. По указанным основаниям есть теоретическая и практическая потребность изучения комплексного правового исследования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях, системного обобщения научных достижений прошедших десятилетий, опыта российского правоприменение в реализации государственного участия.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает участие государства в корпоративных правоотношениях, ее необходимость, правовые основы, формы, а также особенности.
Предметом исследования являются нормативно-правовые аспекты, нормы гражданского, предпринимательского и корпоративного законодательства, регулирующие государственное участие в корпоративных правоотношениях.
Неразработанность темы исследования, наряду с ее актуальностью, предопределили цель и задачи настоящего исследования. Целью настоящей работы выступает проведение анализа действующих положений участия государства в корпоративных правоотношениях и разработка научно-обоснованных рекомендаций для усовершенствования данного участия. Для достижения этой цели потребовалось решить следующие взаимосвязанные задачи:
- проанализировать необходимость участия государства в корпоративных правоотношениях;
- изучить правовые основы участия государства в корпоративных правоотношениях;
- рассмотреть формы участия государства в деятельности акционерных компаний в зарубежных странах и модели корпоративного управления;
- раскрыть правоспособность государства и государственных органов;
- определить специфику участия государства в корпоративных правоотношениях;
- ознакомиться с правовой природой «золотой акции».
Методы исследования. Методологической основой исследования выступили различные общенаучные средства, в первую очередь, это - диалектический, как главный прием объективного и всестороннего познания действительности.
В процессе работы использовались методы социально-правового исследования, такие, как: формальная логика, путем рассмотрения норм корпоративного и предпринимательского законодательства, и сравнительный анализ.
Нормативной основой выпускной квалификационной работы выступают: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
Эмпирическая основа. Были изучены материалы научно-практических семинаров, докладов, научные публикации по рассматриваемой теме, справочные материалы, публикации в периодической печати, информация из сети «Интернет» (официальный сайт Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ПАО «Газпром», и др.)
Научная новизна выпускной квалификационной работы обусловлена совокупным и многогранным изучение проблемы участия государства в корпоративных правоотношениях. В работе доказана рациональность государственного участия именно в акционерных обществах, а также необходимость создания единой нормы законодательства регулирующей участие России в деятельности предприятий.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Умозаключения, научно-правовые рекомендации, изложенные в выпускной квалификационной работе, могут применяться для будущих изучений, нацеленных на исследование государственного участия в корпоративных правоотношениях. Теоретическая роль работы способна увеличить научную исследованность рассматриваемой проблемы.
Практическое значение выпускной квалификационной работы состоит в цели усовершенствования действующего законодательства. Помимо этого, рекомендации, высказанные в работе, могут использоваться в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятиях по предпринимательскому и корпоративному праву.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Основные идеи исследования отображены в двух научных статьях: «Правовая природа «Золотой акции» в журнале «Вестник научных конференций» № 4-4(32), 2018 года; «Правовые основы участия государства в корпоративных правоотношениях» в журнале «Научный альманах» № 4¬1(42), 2018 года.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Участвуя в корпоративных правоотношениях, государство, выражает интересы всего общества, в том числе и каждого акционера в отдельности, так же выражает публичные интересы, в этом то и определяется особенности его правового статуса как акционера и является главной индивидуальностью.
Причинами государственного регулирования являются несовершенство, изъяны, провалы, малые возможности рыночной экономики.
2. Российская Федерация обладает следующими необходимыми признаками для самостоятельного участия в корпоративных правоотношениях:
а) организационное единство;
б) наличие обособленного имущества;
в) самостоятельная имущественная ответственность;
г) право на приобретение от своего имени имущественные и неимущественные права;
д) нести обязанности;
е) выступать в качестве истца и ответчика при судебных разбирательствах.
3. Необходимо ввести законодательное ограничение для «перекрестного» владения акции.
4. Гибкость, перспективность для участия, как государственного, так и частного капитала, отсутствие ограничений по количеству участников общества, удобство в управлении и привлечении внешних инвесторов, а также более жесткое нормативное регулирование деятельности акционерных обществ позволяют отнести акционерные общества к наиболее оптимальной организационно-правовой форме юридического лица для участия Российской Федерации в его управлении.
5. Отличительной чертой правового состояния акционерных обществ, образованных при приватизации государственных предприятия, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или в отношении которых применяется специальное право на участие государства в управлении указанными акционерными обществами («золотой акции»).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении мотивируется актуальность работы, ее цели, методы и задачи, отмечаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выдвигаются идеи, выносимые на защиту.
В первой главе «Российская Федерация как субъект корпоративных правоотношений» рассматривается необходимость и правовые основы участия государства в корпоративных правоотношениях, а также формы участия зарубежных стран в деятельности предприятий.
Государство - неотъемлемый регулятор общественных отношений. Без соразмерного вмешательства в экономические отношения они не будут эффективно функционировать и развиваться.
Причинами государственного регулирования являются несовершенство, изъяны, провалы, малые возможности рыночной экономики.
Следует заметить, Российская Федерация, является публично-правовым образованием, в отличие ее от других субъектов корпоративных правоотношений: действует в гражданском обороте в интересах всего общества. Выполнение стратегически-важных и социальных функции определяет цели участия государства в корпоративных правоотношениях.
В российских компаниях с государственным участием цели их деятельности чаще всего содержатся в уставе.
Закрепление конкретных целей деятельности акционерного общества с государственным участием в уставе может способствовать координированию руководства общества в вопросах корпоративного управления.
Исследуя государственное участие в корпоративных правоотношениях, необходимо обратить внимание на нормативно-правовые акты, регулирующие эти отношения.
Нормы, регламентирующие участие государства должны быть закреплены в корпоративном законодательстве, и в первую очередь в федеральных законах, однако, например, в Законе «Об акционерных обществах» закреплено лишь несколько норм по регулированию участия государства в корпоративных отношениях.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федеральным Законом от 26.12.1995 № 208- ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах»: «Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 % акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий».
Недостаток единого законодательства, регулирующего цели, задачи, основы управления государственной собственностью, а также порядком и механизмом участия государства в корпоративных правоотношениях, явилось причиной для урегулирования данного вида деятельности участием непосредственно при помощи поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При изучении роли государства к корпоративным правоотношениям, необходимо уделить внимание на участие зарубежных стран в компаниях.
Каждая страна создает свою индивидуальную модель корпоративного управления в зависимости от особенностей.
Однако, основой всех национальных систем выступают всего четыре модели управления:
1. Англо-американская, которая характерна для США, Канады, Новой Зеландии, Великобритании, Австралии.
2. Континентальная или немецкая. Используется в Германии, Нидерландах, Норвегии и Австрии.
3. Японская.
4. «Семейный капитализм» и семейные бизнес-группы распространены практически во всех странах мира, особой популярностью пользуются в странах Азии, Латинской Америки, Швеции, Италии и Франции.
Организацию управления компаниями с государственным участием распределяют на 4 вариации:
1. Децентрализованная модель.
2. Двойная модель.
3. Централизованная модель.
4. Альтернативная модель управления.
Текущая практика участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях не относиться ни к одной из описанных моделей. В этой совокупности, кажется целесообразным использовать в российской практике участия государства в предприятиях наиболее эффективные правовые средства из зарубежных стран.
Во второй главе «Особенности правового статуса государства как участника корпоративных правоотношений» изучаются проблемы правоспособности государства и государственных органов, специфика участия в корпоративных правоотношениях, исследуется природа «золотой акции».
При нынешнем положении мировой экономики, череды кризисных явлений, обеспечить постоянство во всех сферах экономической деятельности не представляется возможным без государственного вмешательства. Помимо этого, достижение общественных целей и задач модернизации российской экономики, обеспечение положительного результата при сложных инвестиционных и инновационных задачах, обеспечение безопасности и других социальных функций невозможно достигнуть без участия государства в корпоративных правоотношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами».
Указанная норма законодательства закрепляет право страны быть равноправным участником корпоративных правоотношений.
В соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, от имени государства и ее субъектов имеют возможность выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане. Участником корпоративных правоотношений в этом случае остается Российская Федерация, вышеперечисленные органы могут только выступать от ее имени и по ее специальному поручению.
Как и другие субъекты, государство может создавать юридические лица и участвовать в них. Это могут быть как унитарные предприятия и учреждения, так и государственные корпорации, и хозяйственные общества.
Главную роль занимает прямое участие государства в корпоративных правоотношениях, которое осуществляется приобретением прав собственника на акции, доли участия в предприятиях, в результате использования специального права на участие государства в управлении акционерным обществом - «золотой акции».
Существует три способа приобретения акций (долей участия):
1. Приватизация государственного имущества;
2. Наследование выморочного имущества;
3. Предоставление бюджетных инвестиций.
В Российской Федерации на законодательном уровне не запрещено перекрестное участие. Проект Федерального Закона № 368754-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» был попыткой к ограничению применения схем с перекрестным владением. Указанный проект устанавливал ограничения на акции, находящиеся в таком владении:
- акции лишались права голоса;
- по акциям не выплачивались дивиденды;
- запрещена покупка финансовых инструментов, удостоверяющих права на такие акции;
- наличие на руках у подконтрольных обществ финансовые инструменты на данные акции обязаны быть реализованы в срок не более 6 месяцев с момента вступления поправок в силу .
Но данный законопроект был снят с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ 22 ноября 2010 года.
Отличительной чертой правового состояния акционерных обществ, образованных при приватизации государственных предприятия, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или в отношении которых применяется специальное право на участие государства в управлении указанными акционерными обществами («золотой акции»).
«Золотая акция» обеспечивает своему владельцу:
- права, предоставляемые каждому акционеру;
- права, которые могут осуществить акционеры, обладающие в совокупности определенным небольшим процентом акций;
- право вето.
Пользуясь данным право, Российская Федерация участвует в управлении акционерным обществом имея решающий голос, как лицо с контрольным пакетом акций.
С уверенностью можно отметить, что практику применения специального права («золотая акция») необходимо развивать, основываясь на опыте европейский государств.
В заключении освещаются главные теоретические выводы исследования, выявляются решения дальнейшего изучения данной проблемы.
Участие государства, как и других субъектов корпоративного права, может проходить как прямо, так и косвенно. Наиболее оптимальной организационно-правовой формой юридического лица для его управления государством представляет собой акционерное общество.
Исследуя актуальность государственного участия в корпоративных правоотношениях, необходимо обратить внимание на нормативно-правовые акты, регулирующие эти отношения. Являясь неотъемлемой частью корпоративного законодательства, правовые акты, имеют особенности, такие как, специфика государства как особого субъекта права, включают нормы частного и публичного права.
Недостаток единого законодательства, регулирующего цели, задачи, основы управления государственной собственностью, а также порядком и механизмом участия государства в корпоративных правоотношениях, явилось причиной для урегулирования данного вида деятельности участием непосредственно при помощи поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При нынешнем положении мировой экономики, череды кризисных явлений, обеспечить постоянство во всех сферах экономической деятельности не представляется возможным без государственного вмешательства. Помимо этого, достижение общественных целей и задач модернизации российской экономики, обеспечение положительного результата при сложных инвестиционных и инновационных задачах, обеспечение безопасности и других социальных функций невозможно достигнуть без участия государства в корпоративных правоотношениях.
Актуальность темы исполнения государственных и общественных интересов является главной уже на этапе определения степени участия государства в экономической деятельности субъекта. Государство вправе выбирать различные способы такого участия (прямого или опосредованного).
Как и другие субъекты, государство может создавать юридические лица и участвовать в них. Это могут быть как унитарные предприятия и учреждения, так и государственные корпорации, и хозяйственные общества.
Главную роль занимает прямое участие государства в корпоративных правоотношениях, которое осуществляется приобретением прав собственника на акции, доли участия в предприятиях, в результате использования специального права на участие государства в управлении акционерным обществом - «золотой акции».
Проблема и степень ее научной разработанности. В предпринимательском и корпоративном праве проблемы участия государства в корпоративных правоотношениях отражены в работах Алдошина О.Н., Белицкой А.В., Вишневской Н.С., Голубцова В.Г., Гришаева С.П., Губиной Е.П., Караевой Ю.В., Костина А.В., Лаптевой В.В., Мальгинова Г.Н., Пикулькина А.В., Пилецкой А.Е., Покровского И.А., Радыгина А.Д., Слыщенкова В.А., Суханова Е.А., Щербаковой Н. и др.
Обзор участия зарубежных стран в управлении предприятиями вели Бернам У., Вермулен Э., Гриценко А.И., Дементьева А.Г., Дойников И.В., Дробышевская Л.Н., Зенин И.А., Маккери Д., Моралес К., Пахомова Н.Н., Саломатина Е.В., Сыродоева О.Н. и др.
Исследование правовых проблем участия государства в акционерных обществах проводили Гаврилин Е.В., Зеленский Е.Н., Кравченко Е.Н., Кулагин М.И., Макарова О.А., Мальченков Д.М., Молотников А.Е., Петухов В.Н., Поваров Ю.С., Портной К., Фролова Н.В., Цепов Г.В., Шиткина И.С., Шувалов В. и др.
Вопросы природы «золотой акции» рассматривались Ваславской И.Ю., Волчанской Л.М., Волчанским А.А., Дедовым Д.И., Жабраеевым М.В., Косякинымм К.С., Пышкиным И.И., Скворцовым О.Ю., Торкановским Е.А., Усовым О.Ю., Файзутдиновым И., Чиркиным В.Е. и др.
За последние десять лет проблемы участия государства в корпоративных правоотношениях были предметом диссертационных исследований: Грищенко О.И. (Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2014), Ливишина Н.М. (Правовое регулирование участия государства в корпоративных правоотношениях: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2012), Крылова Е.Б. (Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2011), Варданян М.Л. (Правовой механизм участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2009), Ломакин Д.В. (Корпоративные правоотношения как составная часть системы гражданско-правовых отношений: на примере хозяйственных обществ: дисс. ... докт. юрид. наук. Москва, 2009), Гацалов
Э.Т. (Развитие российской модели корпоративного управления: государственное регулирование и участие: дисс. ... канд. экон. наук. Владикавказ, 2007), и др.
Из этого следует, что в настоящее время не существует научных работ, затрагивающих участие государства в корпоративных правоотношениях. По указанным основаниям есть теоретическая и практическая потребность изучения комплексного правового исследования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях, системного обобщения научных достижений прошедших десятилетий, опыта российского правоприменение в реализации государственного участия.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает участие государства в корпоративных правоотношениях, ее необходимость, правовые основы, формы, а также особенности.
Предметом исследования являются нормативно-правовые аспекты, нормы гражданского, предпринимательского и корпоративного законодательства, регулирующие государственное участие в корпоративных правоотношениях.
Неразработанность темы исследования, наряду с ее актуальностью, предопределили цель и задачи настоящего исследования. Целью настоящей работы выступает проведение анализа действующих положений участия государства в корпоративных правоотношениях и разработка научно-обоснованных рекомендаций для усовершенствования данного участия. Для достижения этой цели потребовалось решить следующие взаимосвязанные задачи:
- проанализировать необходимость участия государства в корпоративных правоотношениях;
- изучить правовые основы участия государства в корпоративных правоотношениях;
- рассмотреть формы участия государства в деятельности акционерных компаний в зарубежных странах и модели корпоративного управления;
- раскрыть правоспособность государства и государственных органов;
- определить специфику участия государства в корпоративных правоотношениях;
- ознакомиться с правовой природой «золотой акции».
Методы исследования. Методологической основой исследования выступили различные общенаучные средства, в первую очередь, это - диалектический, как главный прием объективного и всестороннего познания действительности.
В процессе работы использовались методы социально-правового исследования, такие, как: формальная логика, путем рассмотрения норм корпоративного и предпринимательского законодательства, и сравнительный анализ.
Нормативной основой выпускной квалификационной работы выступают: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
Эмпирическая основа. Были изучены материалы научно-практических семинаров, докладов, научные публикации по рассматриваемой теме, справочные материалы, публикации в периодической печати, информация из сети «Интернет» (официальный сайт Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ПАО «Газпром», и др.)
Научная новизна выпускной квалификационной работы обусловлена совокупным и многогранным изучение проблемы участия государства в корпоративных правоотношениях. В работе доказана рациональность государственного участия именно в акционерных обществах, а также необходимость создания единой нормы законодательства регулирующей участие России в деятельности предприятий.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Умозаключения, научно-правовые рекомендации, изложенные в выпускной квалификационной работе, могут применяться для будущих изучений, нацеленных на исследование государственного участия в корпоративных правоотношениях. Теоретическая роль работы способна увеличить научную исследованность рассматриваемой проблемы.
Практическое значение выпускной квалификационной работы состоит в цели усовершенствования действующего законодательства. Помимо этого, рекомендации, высказанные в работе, могут использоваться в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятиях по предпринимательскому и корпоративному праву.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Основные идеи исследования отображены в двух научных статьях: «Правовая природа «Золотой акции» в журнале «Вестник научных конференций» № 4-4(32), 2018 года; «Правовые основы участия государства в корпоративных правоотношениях» в журнале «Научный альманах» № 4¬1(42), 2018 года.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Участвуя в корпоративных правоотношениях, государство, выражает интересы всего общества, в том числе и каждого акционера в отдельности, так же выражает публичные интересы, в этом то и определяется особенности его правового статуса как акционера и является главной индивидуальностью.
Причинами государственного регулирования являются несовершенство, изъяны, провалы, малые возможности рыночной экономики.
2. Российская Федерация обладает следующими необходимыми признаками для самостоятельного участия в корпоративных правоотношениях:
а) организационное единство;
б) наличие обособленного имущества;
в) самостоятельная имущественная ответственность;
г) право на приобретение от своего имени имущественные и неимущественные права;
д) нести обязанности;
е) выступать в качестве истца и ответчика при судебных разбирательствах.
3. Необходимо ввести законодательное ограничение для «перекрестного» владения акции.
4. Гибкость, перспективность для участия, как государственного, так и частного капитала, отсутствие ограничений по количеству участников общества, удобство в управлении и привлечении внешних инвесторов, а также более жесткое нормативное регулирование деятельности акционерных обществ позволяют отнести акционерные общества к наиболее оптимальной организационно-правовой форме юридического лица для участия Российской Федерации в его управлении.
5. Отличительной чертой правового состояния акционерных обществ, образованных при приватизации государственных предприятия, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или в отношении которых применяется специальное право на участие государства в управлении указанными акционерными обществами («золотой акции»).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении мотивируется актуальность работы, ее цели, методы и задачи, отмечаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выдвигаются идеи, выносимые на защиту.
В первой главе «Российская Федерация как субъект корпоративных правоотношений» рассматривается необходимость и правовые основы участия государства в корпоративных правоотношениях, а также формы участия зарубежных стран в деятельности предприятий.
Государство - неотъемлемый регулятор общественных отношений. Без соразмерного вмешательства в экономические отношения они не будут эффективно функционировать и развиваться.
Причинами государственного регулирования являются несовершенство, изъяны, провалы, малые возможности рыночной экономики.
Следует заметить, Российская Федерация, является публично-правовым образованием, в отличие ее от других субъектов корпоративных правоотношений: действует в гражданском обороте в интересах всего общества. Выполнение стратегически-важных и социальных функции определяет цели участия государства в корпоративных правоотношениях.
В российских компаниях с государственным участием цели их деятельности чаще всего содержатся в уставе.
Закрепление конкретных целей деятельности акционерного общества с государственным участием в уставе может способствовать координированию руководства общества в вопросах корпоративного управления.
Исследуя государственное участие в корпоративных правоотношениях, необходимо обратить внимание на нормативно-правовые акты, регулирующие эти отношения.
Нормы, регламентирующие участие государства должны быть закреплены в корпоративном законодательстве, и в первую очередь в федеральных законах, однако, например, в Законе «Об акционерных обществах» закреплено лишь несколько норм по регулированию участия государства в корпоративных отношениях.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федеральным Законом от 26.12.1995 № 208- ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах»: «Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 % акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий».
Недостаток единого законодательства, регулирующего цели, задачи, основы управления государственной собственностью, а также порядком и механизмом участия государства в корпоративных правоотношениях, явилось причиной для урегулирования данного вида деятельности участием непосредственно при помощи поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При изучении роли государства к корпоративным правоотношениям, необходимо уделить внимание на участие зарубежных стран в компаниях.
Каждая страна создает свою индивидуальную модель корпоративного управления в зависимости от особенностей.
Однако, основой всех национальных систем выступают всего четыре модели управления:
1. Англо-американская, которая характерна для США, Канады, Новой Зеландии, Великобритании, Австралии.
2. Континентальная или немецкая. Используется в Германии, Нидерландах, Норвегии и Австрии.
3. Японская.
4. «Семейный капитализм» и семейные бизнес-группы распространены практически во всех странах мира, особой популярностью пользуются в странах Азии, Латинской Америки, Швеции, Италии и Франции.
Организацию управления компаниями с государственным участием распределяют на 4 вариации:
1. Децентрализованная модель.
2. Двойная модель.
3. Централизованная модель.
4. Альтернативная модель управления.
Текущая практика участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях не относиться ни к одной из описанных моделей. В этой совокупности, кажется целесообразным использовать в российской практике участия государства в предприятиях наиболее эффективные правовые средства из зарубежных стран.
Во второй главе «Особенности правового статуса государства как участника корпоративных правоотношений» изучаются проблемы правоспособности государства и государственных органов, специфика участия в корпоративных правоотношениях, исследуется природа «золотой акции».
При нынешнем положении мировой экономики, череды кризисных явлений, обеспечить постоянство во всех сферах экономической деятельности не представляется возможным без государственного вмешательства. Помимо этого, достижение общественных целей и задач модернизации российской экономики, обеспечение положительного результата при сложных инвестиционных и инновационных задачах, обеспечение безопасности и других социальных функций невозможно достигнуть без участия государства в корпоративных правоотношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами».
Указанная норма законодательства закрепляет право страны быть равноправным участником корпоративных правоотношений.
В соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, от имени государства и ее субъектов имеют возможность выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане. Участником корпоративных правоотношений в этом случае остается Российская Федерация, вышеперечисленные органы могут только выступать от ее имени и по ее специальному поручению.
Как и другие субъекты, государство может создавать юридические лица и участвовать в них. Это могут быть как унитарные предприятия и учреждения, так и государственные корпорации, и хозяйственные общества.
Главную роль занимает прямое участие государства в корпоративных правоотношениях, которое осуществляется приобретением прав собственника на акции, доли участия в предприятиях, в результате использования специального права на участие государства в управлении акционерным обществом - «золотой акции».
Существует три способа приобретения акций (долей участия):
1. Приватизация государственного имущества;
2. Наследование выморочного имущества;
3. Предоставление бюджетных инвестиций.
В Российской Федерации на законодательном уровне не запрещено перекрестное участие. Проект Федерального Закона № 368754-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» был попыткой к ограничению применения схем с перекрестным владением. Указанный проект устанавливал ограничения на акции, находящиеся в таком владении:
- акции лишались права голоса;
- по акциям не выплачивались дивиденды;
- запрещена покупка финансовых инструментов, удостоверяющих права на такие акции;
- наличие на руках у подконтрольных обществ финансовые инструменты на данные акции обязаны быть реализованы в срок не более 6 месяцев с момента вступления поправок в силу .
Но данный законопроект был снят с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ 22 ноября 2010 года.
Отличительной чертой правового состояния акционерных обществ, образованных при приватизации государственных предприятия, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или в отношении которых применяется специальное право на участие государства в управлении указанными акционерными обществами («золотой акции»).
«Золотая акция» обеспечивает своему владельцу:
- права, предоставляемые каждому акционеру;
- права, которые могут осуществить акционеры, обладающие в совокупности определенным небольшим процентом акций;
- право вето.
Пользуясь данным право, Российская Федерация участвует в управлении акционерным обществом имея решающий голос, как лицо с контрольным пакетом акций.
С уверенностью можно отметить, что практику применения специального права («золотая акция») необходимо развивать, основываясь на опыте европейский государств.
В заключении освещаются главные теоретические выводы исследования, выявляются решения дальнейшего изучения данной проблемы.
Обобщая итоги проведенного изучения участия государства в корпоративных правоотношениях, возникает возможность озвучить объективные выводы и предложения:
1. Государство - неотъемлемый регулятор общественных отношений. Без соразмерного вмешательства в экономические отношения они не будут эффективно функционировать и развиваться.
В соответствии с действующим законодательством, помимо основной цели деятельности коммерческих организаций, извлечением прибыли, к целям участия государства в корпоративных правоотношениях относится обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
2. Цели участия государства в корпоративных отношениях:
а) Предоставление товаров или услуг, которые не производились бы в рыночных условиях, поскольку эти товары являются общественными или их предоставление требует масштабных инвестиций;
б) Стимулирование развития отдельных отраслей экономики или отдельных регионов путем государственных инвестиций;
в) Предоставление товаров или услуг по цене ниже рыночной по причинам социального характера;
г) Предоставление рабочих мест и социального обеспечения;
д) Контроль над стратегически важными отраслями экономики по политическим мотивам;
е) Создание источника дохода для государственного бюджета из прибыли хозяйственного общества с участием государства.
ж) Создание системы выигрышей для политиков и государственных служащих.
3. Имеет место быть следующие мнение: «В компаниях, с помощью которых осуществляются общегосударственные цели, решаются публичные задачи в интересах общества, собственником должно выступать государство».
4. В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального Закона от 26.12.1995 № 208- ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах»: «Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 % акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий».
5. Закон об акционерных обществах касается лишь некоторых моментов участия государства в деятельности общества, основные же нормы, которые как раз регулируют участие государства в корпоративных отношениях и управлением имущества, содержаться в приватизационном законодательстве.
6. Недостаток отсутствия единого законодательства, регулирующего цели, задачи, основы управления государственной собственностью, а также порядком и механизм участия государства в корпоративных правоотношениях, явился причиной для урегулирования данного вида деятельности участием непосредственно при помощи поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
7. Уровень воздействия на экономику и задачи, решающиеся государством, дает возможность выделить модели рыночного хозяйства:
- англосаксонская (США, Канада, Англия) - большая свобода предпринимательства;
- западноевропейская, или романская (Франция, Италия, Испания, Португалия) - большая доля государственного сектора.
- социально-ориентированная (Германия, Австрия, Голландия) - подчеркнутая социальная направленность государства;
- скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) - паритетность государственного и частного капитала, ясно выраженная социальная направленность;
- патерналистская (Япония) - усиленное государственное регулирование, использование традиций с современным способом производства.
8. Текущая практика участия Российской Федерации в деятельности предприятий не укладывается ни в одну из классических моделей корпоративного управления, все-таки основой управления в Российской Федерации используется централизованная модель.
9. Несмотря на наличие принципа формально-юридического равенства субъектов корпоративных правоотношений, остается проблема практической реализации указанного принципа.
Это происходит по причине того, что государство, как суверен, владеет свойствами, которые делают его особым субъектом права:
- самостоятельно принимает законы, которым должны руководствоваться все остальные субъекты предпринимательского, корпоративного и гражданского права;
- сохраняет властные функции при вступлении в корпоративные правоотношения, построенные на началах равенства;
- пользуется иммунитетом.
10. Особое положение Российской Федерации отражают две противоположные тенденции. Первая, это необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями, вторая - неизбежность использования указанных полномочий для направления корпоративного развития в определенное русло.
11. В отличие от зарубежных законов, российское законодательство не имеет понятия «юридическое лицо публичного права», в то время, когда оно исторически формировалось в рассмотренных правопорядках и несет существенное различие содержания и разновидности.
12. Роль государства в корпоративных правоотношениях имеет свои особенности, а именно:
- участие вызвано необходимостью реализации тех целей и задач, которые государство выполняет от имени населения;
- гражданская правоспособность государства является специальной;
- государство имеет властные полномочия;
- государство не единый субъект корпоративных отношений в отличие от физических и юридических лиц;
- государство самостоятельно определяет границы правоспособности участников отношений, путем принятия нормативных правовых актов;
- в корпоративных и гражданских отношениях государство выступает на началах равенства с физическими и юридическими лицами.
13. 27 Апреля 2012 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении был принят проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором содержится определенная упорядоченность организационно-правовых форм юридических лиц.
Учтенное проектом разделение юридических лиц на корпоративные и унитарные, допускает зафиксировать общие нормы, относящиеся к коммерческим и некоммерческим корпорациям - потребительским кооперативам, общественным организациям граждан, ассоциациям или союзам, а также коммерческим унитарным организациям и некоммерческим унитарным организациям.
Наряду с этим проект отвергает закрытые акционерные общества и общества с дополнительной ответственностью, по причине отсутствия практического распространения.
14. В Российской Федерации на законодательном уровне не запрещено перекрестное участие. Проект Федерального Закона № 368754-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» был попыткой к ограничению применения схем с перекрестным владением. Указанный проект устанавливал ограничения на акции, находящиеся в таком владении:
- акции лишались права голоса;
- по акциям не выплачивались дивиденды;
- запрещена покупка финансовых инструментов, удостоверяющих права на такие акции;
- наличие на руках у подконтрольных обществ финансовые инструменты на данные акции обязаны быть реализованы в срок не более 6 месяцев с момента вступления поправок в силу.
Данный законопроект был снят с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ 22 ноября 2010 года.
15. Предприятия холдингового типа с государственной долей участия образовались преимущественно в отраслях, относящихся к категории естественных монополий, либо в тех отраслях, которые демонополизированы, но где утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера.
16. Кроме участия в создании и деятельности предприятий, преимущественно открытых акционерных обществах, Российская Федерация может быть учредителем государственных корпораций.
17. Наиболее оптимальная организационно-правовая форма юридического лица для участия Российской Федерации в его управлении: акционерное общество. Гибкость, перспективность для участия, как государственного, так и частного капитала, отсутствие ограничений по количеству участников общества, удобство в управлении и привлечении внешних инвесторов, а также более жесткое нормативное регулирование деятельности акционерных обществ - далеко не все выявленные плюсы указанной организационно-правовой формы.
18. Существенным качеством государственного участия в корпоративных правоотношениях представляется присущие Российской Федерации, субъектам Российской Федерации специальное право на регулирование акционерными обществами - «золотая акция».
19. Термин и природа «золотой акции» подверглись изменению в Федеральном Законе от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
- Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании "золотой акции", назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию акционерного общества.
- Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
- «Золотая акция» применяется с момента отчуждения из государственной собственности 75 % акций соответствующего акционерного общества. Решение о прекращении действия специального права принимается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение об использовании данного права. Специальное право бессрочно, действует до принятия решения о его прекращении.
- Специальное право не подлежит замене на акции акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
20. Российской Федерации следует брать во внимание опыт экономически развитых государств, но не следует бездумно распространять его на экономику. Уместно будет закрепление перечня стратегических отраслей в законодательстве, включая «золотую акцию».
21. В нормативно-правовых актах, регулирующих применение специального права, необходимо зафиксировать отсылочную норму к перечню стратегических отраслей закона или продублировать данный перечень в нормативных правовых актах.
Данное действие позволит не только определить границы и предотвратить произвольное вмешательство в деятельность акционерных обществ, но и, защитить основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечить оборону страны и безопасность государства.
1. Государство - неотъемлемый регулятор общественных отношений. Без соразмерного вмешательства в экономические отношения они не будут эффективно функционировать и развиваться.
В соответствии с действующим законодательством, помимо основной цели деятельности коммерческих организаций, извлечением прибыли, к целям участия государства в корпоративных правоотношениях относится обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
2. Цели участия государства в корпоративных отношениях:
а) Предоставление товаров или услуг, которые не производились бы в рыночных условиях, поскольку эти товары являются общественными или их предоставление требует масштабных инвестиций;
б) Стимулирование развития отдельных отраслей экономики или отдельных регионов путем государственных инвестиций;
в) Предоставление товаров или услуг по цене ниже рыночной по причинам социального характера;
г) Предоставление рабочих мест и социального обеспечения;
д) Контроль над стратегически важными отраслями экономики по политическим мотивам;
е) Создание источника дохода для государственного бюджета из прибыли хозяйственного общества с участием государства.
ж) Создание системы выигрышей для политиков и государственных служащих.
3. Имеет место быть следующие мнение: «В компаниях, с помощью которых осуществляются общегосударственные цели, решаются публичные задачи в интересах общества, собственником должно выступать государство».
4. В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального Закона от 26.12.1995 № 208- ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах»: «Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 % акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий».
5. Закон об акционерных обществах касается лишь некоторых моментов участия государства в деятельности общества, основные же нормы, которые как раз регулируют участие государства в корпоративных отношениях и управлением имущества, содержаться в приватизационном законодательстве.
6. Недостаток отсутствия единого законодательства, регулирующего цели, задачи, основы управления государственной собственностью, а также порядком и механизм участия государства в корпоративных правоотношениях, явился причиной для урегулирования данного вида деятельности участием непосредственно при помощи поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
7. Уровень воздействия на экономику и задачи, решающиеся государством, дает возможность выделить модели рыночного хозяйства:
- англосаксонская (США, Канада, Англия) - большая свобода предпринимательства;
- западноевропейская, или романская (Франция, Италия, Испания, Португалия) - большая доля государственного сектора.
- социально-ориентированная (Германия, Австрия, Голландия) - подчеркнутая социальная направленность государства;
- скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) - паритетность государственного и частного капитала, ясно выраженная социальная направленность;
- патерналистская (Япония) - усиленное государственное регулирование, использование традиций с современным способом производства.
8. Текущая практика участия Российской Федерации в деятельности предприятий не укладывается ни в одну из классических моделей корпоративного управления, все-таки основой управления в Российской Федерации используется централизованная модель.
9. Несмотря на наличие принципа формально-юридического равенства субъектов корпоративных правоотношений, остается проблема практической реализации указанного принципа.
Это происходит по причине того, что государство, как суверен, владеет свойствами, которые делают его особым субъектом права:
- самостоятельно принимает законы, которым должны руководствоваться все остальные субъекты предпринимательского, корпоративного и гражданского права;
- сохраняет властные функции при вступлении в корпоративные правоотношения, построенные на началах равенства;
- пользуется иммунитетом.
10. Особое положение Российской Федерации отражают две противоположные тенденции. Первая, это необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями, вторая - неизбежность использования указанных полномочий для направления корпоративного развития в определенное русло.
11. В отличие от зарубежных законов, российское законодательство не имеет понятия «юридическое лицо публичного права», в то время, когда оно исторически формировалось в рассмотренных правопорядках и несет существенное различие содержания и разновидности.
12. Роль государства в корпоративных правоотношениях имеет свои особенности, а именно:
- участие вызвано необходимостью реализации тех целей и задач, которые государство выполняет от имени населения;
- гражданская правоспособность государства является специальной;
- государство имеет властные полномочия;
- государство не единый субъект корпоративных отношений в отличие от физических и юридических лиц;
- государство самостоятельно определяет границы правоспособности участников отношений, путем принятия нормативных правовых актов;
- в корпоративных и гражданских отношениях государство выступает на началах равенства с физическими и юридическими лицами.
13. 27 Апреля 2012 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении был принят проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором содержится определенная упорядоченность организационно-правовых форм юридических лиц.
Учтенное проектом разделение юридических лиц на корпоративные и унитарные, допускает зафиксировать общие нормы, относящиеся к коммерческим и некоммерческим корпорациям - потребительским кооперативам, общественным организациям граждан, ассоциациям или союзам, а также коммерческим унитарным организациям и некоммерческим унитарным организациям.
Наряду с этим проект отвергает закрытые акционерные общества и общества с дополнительной ответственностью, по причине отсутствия практического распространения.
14. В Российской Федерации на законодательном уровне не запрещено перекрестное участие. Проект Федерального Закона № 368754-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» был попыткой к ограничению применения схем с перекрестным владением. Указанный проект устанавливал ограничения на акции, находящиеся в таком владении:
- акции лишались права голоса;
- по акциям не выплачивались дивиденды;
- запрещена покупка финансовых инструментов, удостоверяющих права на такие акции;
- наличие на руках у подконтрольных обществ финансовые инструменты на данные акции обязаны быть реализованы в срок не более 6 месяцев с момента вступления поправок в силу.
Данный законопроект был снят с рассмотрения Советом Государственной Думы Федерального Собрания РФ 22 ноября 2010 года.
15. Предприятия холдингового типа с государственной долей участия образовались преимущественно в отраслях, относящихся к категории естественных монополий, либо в тех отраслях, которые демонополизированы, но где утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера.
16. Кроме участия в создании и деятельности предприятий, преимущественно открытых акционерных обществах, Российская Федерация может быть учредителем государственных корпораций.
17. Наиболее оптимальная организационно-правовая форма юридического лица для участия Российской Федерации в его управлении: акционерное общество. Гибкость, перспективность для участия, как государственного, так и частного капитала, отсутствие ограничений по количеству участников общества, удобство в управлении и привлечении внешних инвесторов, а также более жесткое нормативное регулирование деятельности акционерных обществ - далеко не все выявленные плюсы указанной организационно-правовой формы.
18. Существенным качеством государственного участия в корпоративных правоотношениях представляется присущие Российской Федерации, субъектам Российской Федерации специальное право на регулирование акционерными обществами - «золотая акция».
19. Термин и природа «золотой акции» подверглись изменению в Федеральном Законе от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
- Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании "золотой акции", назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию акционерного общества.
- Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.
- «Золотая акция» применяется с момента отчуждения из государственной собственности 75 % акций соответствующего акционерного общества. Решение о прекращении действия специального права принимается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение об использовании данного права. Специальное право бессрочно, действует до принятия решения о его прекращении.
- Специальное право не подлежит замене на акции акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.
20. Российской Федерации следует брать во внимание опыт экономически развитых государств, но не следует бездумно распространять его на экономику. Уместно будет закрепление перечня стратегических отраслей в законодательстве, включая «золотую акцию».
21. В нормативно-правовых актах, регулирующих применение специального права, необходимо зафиксировать отсылочную норму к перечню стратегических отраслей закона или продублировать данный перечень в нормативных правовых актах.
Данное действие позволит не только определить границы и предотвратить произвольное вмешательство в деятельность акционерных обществ, но и, защитить основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечить оборону страны и безопасность государства.
Подобные работы
- Участие государства в корпоративных правоотношениях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ФОРМА КОРПОРАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый механизм коммерческих организации с государственным
участием
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2016 - Корпоративные права акционеров
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование отношений корпоративных прав акционера
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Корпоративные отношения в предмете гражданского права
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2022 - Сравнительный анализ правового статуса акционера и участника хозяйственного общества (Кубанский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019



