Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ФОРМ РЕЧИ В ИНТЕРНЕТ-БЛОГАХ

Работа №62916

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические проблемы изучения форм существования языка в современной интернет-коммуникации
1.1. Проблемы соотношения устной и письменной речи в лингвистических
исследованиях
Выводы
Глава 2. Соотношение признаков устной и письменной речи в блогах
2.1. Основные характеристики блога как жанра интернет-коммуникации
Заключение
Список литературы

Появление и развитие новых способов и условий общения в сети Интернет - чаты, форумы, социальные сети, блоги и др. - привело не только к возникновению новых условий коммуникации, но и появлению новой коммуникативной среды - интернет-среды. Интернет представляет для исследователей особый интерес, так как изучение коммуникативного аспекта языка, его функционирования в лингвокультурологической среде, а не в отрыве от реальной речевой деятельности становится сегодня все более актуальным.
Актуальность работы обусловлена тем, что важность коммуникации в сети Интернет для современного общества постоянно растет, при этом лингвистические особенности данной формы коммуникации освещены в научной литературе еще недостаточно подробно. В последнее время наблюдается стремительный рост количества участников интернет- коммуникации, а также заметное влияние устной речи на язык интернет- коммуникации. Ряд ученых-лингвистов отмечают, что на базе интернет- коммуникации формируется новая устно-письменная форма существования языка. Поскольку этот вопрос исследован недостаточно глубоко, данный феномен требует научного осмысления.
В данной работе будет осуществлен анализ языка русскоязычных блогов на предмет взаимодействия устной и письменной форм языка, поскольку из существующих на данный момент жанров интернет- коммуникации (электронная почта, форум, чат и др.) жанр блога не исследован.
Цель настоящего исследования - выявить специфику проявления устной и письменной форм языка в интернет-коммуникации на примере блогов.
Обозначенная цель исследования предполагает решение ряда конкретных задач:
1. определить понятие и современные тенденции в развитии форм
языка;
2. выявить различия признаков устной и письменной форм языка;
3. описать основные закономерности реализации разных форм существования языка в блогах;
4. выявить тенденции развития интернет-коммуникации в блогах сфере реализуемых в ней форм существования языка.
Объектом исследования в дипломной работе является интернет- коммуникация в русскоязычных блогах, а предметом исследования будет являться форма языкового существования интернет-коммуникации.
Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что предпринята попытка всесторонне описать такой сравнительно новый лингвистический феномен, как взаимодействие устной и письменной форм языка в процессе интернет- коммуникации в блогах.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве иллюстративного материала в теоретических курсах по стилистике, культуре речи, лексикологии, социолингвистике, теории коммуникации.
Теоретические положения работы базируются на научных концепциях, принадлежащих отечественным ученым в различных областях науки, таких как социолингвистика, психолингвистика теория коммуникации, стилистика, речевая деятельность, когнитивистики: Н.В. Виноградова , Е.И. Горошко , О.В. Лутовинова и др.
Среди зарубежных исследований теоретическую базу работы составили исследования таких ученых, как D. Crystal , D.S. Herring и др.
В качестве материала исследования выступили фрагменты письменных текстов коммуникации в личных блогах в сети Интернет за период 2016-2017 годов.
Мы проанализировали более 250 страниц текстовых фрагментов на русском и английском языках, которые были отобраны методом сплошной выборки.
В ходе исследования были применены различные научные методы: описательный, метод наблюдения, сопоставительный анализ, контекстуальный анализ, количественный анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние десятилетия все больше ученых занимаются проблемами, связанными с функционированием языка в сети Интернет. Также образовался ряд лингвистических проблем, которые относятся к определению специфики и статуса интернет-коммуникации. Имеются ввиду вопросы, связанные с тем, как функционируют устная и письменная формы языка в коммуникативном пространстве сети Интернет.
Современная коммуникация предполагает общение через достаточно оперативные жанры (социальные сети, форумы, блоги), вследствие чего это общение становится приближенным к устному общению, но не является им. Пользователи в процессе общения на бытовые темы стремятся сохранить разговорный стиль и передать его на письме с помощью графических средств. Исследование показало, что эти образования могут быть
рассмотрены как переходные формы, в которых реализуются признаки как устной, так и письменной речи, при этом могут теряться некоторые отличительные признаки каждой из форм.
В результате анализа блога как жанра интернет-коммуникации с позиции форм существования языка выяснилось, что современной общение в виртуальной среде отражает высокую степень взаимопроникновения устной и письменной форм речи и во многом видоизменяет язык общения в сети. Это приводит к появлению нового лингвистического образования.
В процессе интернет-коммуникации в блогах благодаря реализации большого количество признаков устной речи возникают условия для взаимодействия устной и письменной форм речи.
Установлено, что в процессе данного взаимодействия в блогах решающую роль играют следующие факторы: степень синхронности, разговорности и эмоциональности коммуникации. На основе проанализированных текстов можно сделать вывод, что чем выше скорость обмена сообщениями, тем выше процент языковых средств устно-разговорного характера.
Говоря о таком факторе, как степень разговорности, было отмечено, что в блогах коммуниканты активно выбирают слова, относящиеся к группе разговорных и просторечных элементов, используют эллиптические конструкции, пишут с ошибками и неточностями, также присутствуют множество повторов. Это говорит о том, что в языке коммуникации в блогах в письменной речи отражаются признаки устной речи постоянное, следовательно, степени разговорности текстов в блогах повышается. В связи с этим можно говорить о формировании тенденции к преобладанию устности в языке блогов.
Как было выяснено в результате исследования, жанр блога относится к асинхронному виду коммуникации. Однако в случае появления активного обсуждаемого предмета общения наблюдается тенденция к приближению блога к синхронному виду интернет-коммуникации. В связи с этим, степень переходности устной и письменной форм существования языка неоднородна.
Можно сделать вывод, что при увеличении синхронности жанра увеличивается устно - разговорная направленность общения, и, соответственно, возрастает степень переходности устной и письменной форм языка в интернет-коммуникации.
Было также установлено, что в процессе формирования переходной формы языка блогов участвуют не все дифференциальные признаки устной и письменной форм языка. В процессе коммуникации в блогах реализуются не все выявленные признаки устной и письменной речи. Именно в результате нейтрализации части дифференциальных признаков появляется переходный характер форм языка.
Говоря о дальнейших перспективах исследования, можно отметить более детальное изучения данной переходной формы речи в интернет- коммуникации, более точное определение статуса этой формы в сравнении с другими формами речи. Изучение дальнейшего развития интернет- коммуникации в целом также представляет собой актуальное направление. Проблема жанровой неоднородности в сети Интернет, продолжение процесса 61
дифференциации жанров, и воздействие языка интернет-коммуникации на естественный язык также представляют собой научный интерес


1. Бальжирова Т.Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т, 2003. - 21 с.
2. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. - М., 2004.
3. Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
4. Виноградов В. В. Русский язык. - М.: Высш. школа, 1972.
5. Виноградова Н.В. Русский компьютерный жаргон в зеркале лингвокультурных взаимодействий // Взаимодействие языков и культур: русский язык в культурно-коммуникативном пространстве новой Европы. Сб. научн. ст. под редакцией Ю.Е. Прохорова. - Вып. 1. - Рига: Изд-во РБИ, 2005. С. 82-91.
6. Виноградова Н.В. Компьютерный жаргон в аспекте гендер- лингвистических исследований // Исследования по славянским языкам. — 2002. - №7. С. 111-124. [Электронный ресурс] // URL: http://www.philology.ru/linguistics2/vinogradova-02.htm, дата обращения: 24.11.2017.
7. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань: Казан, гос. ун-т, 2004. C. 348.
8. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. - М., 1982. С. 214-240.
9. Галичкина E.H. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): Автореф. дис. ... канд. филол. наук - Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т, 2001. C. 19.
10. Гаспаров Б.М. устная речь как семиотический объект // Семантика номинации и семиотика устной речи. Тарту, 1978. [Электронный ресурс] // URL: http ://www.ruthenia.ru/folklore/gasparov1.htm, дата обращения: 21.05.2009.
11. Горошко Е.И. Тендерные исследования в языкознании (к проблеме становления метода). // Культура народов Причерноморья. № 49, Т.1. Крым. 2004. С. 128-130.
12. Горошко Е.И. Электронная коммуникация (гендерный анализ) // Общение, языковое сознание и межкультурная коммуникация. М.: Институт языкознания, 2005. С. 48-63.
13. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация в тендерном измерении // Вестник пермского университета. Вып. 3 - Пермь, 2006. С. 36-49.
14. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. - Вып. 4. - Орел, 2006. С. 98-110.
15. Горошко Е.И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи. - Саратов, 2007. С. 27-36.
16. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. - 1999. [Электронный ресурс] // URL: http://flogiston.ru/articles/netpsv/strategy, дата обращения: 25.02.2017.
17. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1979. C. 240.
18. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев E.H. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981. C. 276.
19. Иванов Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. М.: Флинта — Наука, 2003. С. 25-36.
20. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста. // Словарь и культура русской речи. М.: Азбуковник, 2000. [Электронный ресурс] // URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy, дата обращения: 14.03.2017.
21. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.: Наука, 1965. C. 600.
22. Ковшиков В. А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М: ACT, Астрель, 2007. C. 318.
23. Кожин А.Н., Крылова O.A., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М.: Высшая школа, 1982. C. 223.
24. Кожина М.Н. Стилистика русского языка М.: Просвещение, 1993. C. 221.
25. Костомаров В.Г. О разграничении терминов "устный" и "разговорный", "письменный", и "книжный" // Проблемы современной филологии. М., 1965. С. 173.
26. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. М.: Педагогика-Пресс, 1994. C. 247.
27. Лаптева O.A. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976. C. 398.
28. Лаптева O.A. Устно-разговорная разновидность современного русского литературного языка и другие его компоненты // Вопросы Стилистики. - Саратов, 1974. Вып. 7. С. 73-91. Вып. 8. 1975. С. 86-107.
29. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. - Изд. 3-е. М.: Смысл, Академия. 2003. С. 287.
30. Леонтьев A.A., Рябова Т.В. Фазовая структура речевого акта и природа планов. // Планы и модели будущего в речи. Тбилиси, 1970. С. 27-32.
31. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Изд. 2-е. Ростов на/ Д., 2003. С. 271.
32. Лутовинова О.В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: общественные и гуманитарные науки: научный журнал. 2008. Вып. 11. С. 58-65.
33. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. - Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2009. -496 с.
34. Медведева Е.В. К вопросу о лингвокультурном статусе современных интернет - «языков» // Человек. Русский язык. Информационное пространство. -Ярославль, 2009. С. 178-185.
35. Моргун Н. Л. Научный сетевой дискурс как тип текста: Дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2002. С. 289.
36. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете // Флогистон: психология из первых рук. - 1999. [Электронный ресурс] // URL: http://flogiston.ru/articles/netpsv/netemotions, дата обращения: 29.04.2017.
37. Орехова H.H. Пунктуационная система языка: формирование и динамика развития: Дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2001. С.186.
38. Орехова H.H. Письменная система в пространстве языковых культур: Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Барнаул, 2003. С. 226.
39. Панюшева М.М. Блогосфера: традиционные СМИ vs нетрадиционные // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. Вып. 4. С. 106.
40. Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня. М., 1995. С. 256.
41. Сиротинииа О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. М., 1974. С. 26-33.
42. Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е. Русский язык и культура общения для нефилологов. - Саратов, 1998. С. 120.
43. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974. С. 144.
44. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. М.: Астрель: ACT, 2000. С. 223.
45. Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т, 2004.С. 21.
46. Смирнов Ф.О. Язык общения компьютерщиков: потребность в аффилиации или нечто большее? - 2003. [Электронный ресурс] // URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/comp_zh, дата обращения: 09.02.2017.
47. Смирнов Ф.О. Естественный язык и компьютер: деструктивное влияние или очередной этап эволюции? - 2004. [Электронный ресурс] // URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/smirnovevaluation, дата обращения: 09.02.2017.
48. Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. С. 461.
49. Стернин И. А. Практическая риторика. - Изд. 3. испр. и доп. М., «Академия», 2006. С. 267.
50. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты): Монография. - М.: РУДН, 2004. - 380 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.planeta.gramota.ru/gnt.html, дата обращения: 15.01.2017.
51. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977. С. 168.
52. Crystal. D. The Language Revolution. - Cambridge: Poly Press, 2004. P. 248.
53. Davis B.H. Electronic discourse: linguistic individuals in virtual space.
Albany / B.H. Davis, J.P Brewer. - N.Y. - State University of New York Press,
1997. P 227.
54. Ferra K. Interactive written discourse as an emerge register / K. Ferra, H. Brunner, G. Whittemore // Written Communication. 1992. №8. P 8 - 34.
55. Herring S. Computer-mediated Discourse // The Handbook of Discourse Analysis. Oxford: Blackwell Publishing, 2001. P 187.
56. Herring S. Slouching toward the ordinary: Current trends in Computer mediated communication // New Media and Society. London: Sage Publications. [Electronic resource] // URL: http://www.newmediastudies.com, retrieved on: 12.03.2017.
57. Jonsonn E. Electronic Discourse. On Speech and Writing on the Internet -
1998. [Electronic resource] // URL: http://www.ludd.luth.se/users/ionsson/D- essay/html, retrieved on 17.01.2009.
58. Morrisett, L. Habits of mind and a new technology of freedom // First Monday, A Peer Reviewed Journal on the Internet.1996. [Electronic resource] // URL: http://www.firstmonday.dk/issues/issue3/morrisett, retrieved on: 14.04.2017
59. Ong, W. J. Orality and literacy: The technologizing of the world. - London: Methuen, 1982. P. 101.
60. Treitler, I. Email for democracy? Comment on Morrisett’s habit of mind and a new technology of freedom // First Monday, A Peer Reviewed Journal on the Internet - 1996. [Electronic resource] // URL: http://www.firstmonday.dk/issues/issue3/treiter/index.html, retrieved on: 20.04.2017
Источники текстового материала
61. Блоги@МаП.га [Электронный ресурс]. - URL: http://blogs.mail.ru, дата обращения: 21.10.2016.
62. Живой журнал (Livejuornal) [Электронный ресурс] // URL: http://www.livejournal.com, дата обращения: 20.04.2017.
63. Моя живая страница [Электронный ресурс] // URL: http://www.mylivepage.ru, дата обращения: 13.04.2017.
64. Блоги «Му Space» [Электронный ресурс] // URL: http://www.myspace.com, дата обращения: 02.04.2017.
65. Blogonline [Электронный ресурс] // URL: http://www.blogonline.ru,_дата обращения: 15.03.2017.
66. Liveinternet [Электронный ресурс] // URL: http://www.liveinternet.ru, дата обращения: 02.04.2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ