Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ У ПОДРОСТКОВ

Работа №62902

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков
1.1. Сущностно-содержательная характеристика основных понятий
исследования: ценность, ценностное отношение, семья, традиции, семейные традиции 12
1.2. Специфика формирования ценностного отношения к семейным
традициям у подростков 23
Выводы по I главе 33
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования
ценностного отношения к семейным традициям у подростков
2.1. Общая характеристика модели формирования ценностного отношения к
семейным традициям у подростков 39
2.2. Содержание, ход и результаты опытно-экспериментальной работы по
проверке эффективности формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков 51
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Библиографический список

В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о формировании у подрастающего поколения семейных духовно-нравственных ценностей, задающих высшие смыслы, определяющих взгляды личности на культуру брачно-семейного поведения.
Новые социально-экономические условия и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: ослаблены нравственные представления о браке и семье; у молодежи в значительной степени утрачено традиционное восприятие родительства и детства; для современной семьи характерным является приоритет материальных ценностей над духовными. Сегодня, в целом, еще не преодолены процессы девальвации семейных ценностей, наблюдается снижение социальной значимости отцовства и материнства.
При этом, современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентации.
В русле аксиологизации образования и развития ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности приоритетным представляется формирование ценностных ориентиров у старшеклассников к семейным традициям в связи с гуманистической и культурологической направленностью школьной программы.
В системе ценностей необходимо уделять внимание: воспитанию у подрастающего поколения уважения и ответственного отношения к семье; пониманию ценности семьи для личностной самореализации человека, значения семьи как основы любого общества и государства. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций. Благополучие и здоровье ячейки общества рассматривается и как непременное условие национальной безопасности государства.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов.
Особенно сензитивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей, на наш взгляд, является подростковый возраст, поскольку ценнейшим социально-психологическим приобретением этого возраста является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и установление устойчивых взаимоотношений с окружающими, близкими, выработка осознанного отношения к самому себе. В этой связи возникает необходимость направить данные процессы на сохранение традиционных семейных ценностей и формирование новой системы семейных ценностей в условиях инновационного общества, чтобы подростки идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.
Состояние разработанности проблемы исследования.
К настоящему времени в современной теории и практике по проблеме семьи и семейному воспитанию уже накоплен определенный опыт, который отражен в трудах отечественных исследователей В.С. Болбас [6], А.И. Кочетов [1], Т.И. Кухаренок, [12], С.Д. Лаптенок [23], А.П. Орлова [5], Н.И. Олиферович [47], М.П. Осипова [6], Е.Г. Погодина [9], В.В. Чечет[11].
Значительный вклад в разработку аксиологической теории в нашей стране внесли Б.Г. Ананьев [2], Л.И. Анциферова [7], Л.И. Божович, [5], М. Рокич [37], А.А. Радугин [8]и др.
Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики исследования ценностных ориентаций подростков и роли семьи в формировании нравственных начал ребенка. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остается в стадии изучения.
Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему передает семья и общество, в связи с чем исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных изменений в мировоззренческой и духовной сферах нашего общества, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, исчезают традиционные нормы, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательного принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста [5, с. 480].
Анализ литературы по исследуемому вопросу позволил выделить следующие противоречия:
- выдвигаемыми обществом и государством задачами формирования у подрастающего поколения ценностного отношения к семье и ослабленными нравственными представлениями о браке и семье у современных подростков и молодежи в связи с разрушением системы традиционных для России ценностей, духовным кризисом, падением нравственности;
- между необходимостью сохранения традиционных семейных ценностей в условиях инновационного общества и недостаточным использованием имеющихся педагогических средств в решении данной проблемы.
Необходимость разрешения указанных противоречий позволила сформулировать проблема исследования: каково педагогическое
обеспечение формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков.
Исходя из актуальности вопроса мы определили тему нашего исследования: «Формирование ценностного отношения к семейным традициям у подростков».
Цель исследования состоит в разработке модели формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков.
Объект исследования: процесс формирования ценностного
отношения к семейным традициям у подростков.
Предмет исследования: модель формирования ценностного
отношения к семейным традициям у подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формировании ценностного отношения подростков к семейным традициям будет эффективным, если:
- опираться на выявленные характеристики ценностного отношения к семейным традициям у подростков;
- выявить и учесть специфику формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность модели формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «ценность», «ценностное отношение», «семья», «традиции», «семейные традиции».
2. Изучить сущность и специфику формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков.
3. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность модели формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- подходы к изучению ценностных ориентации подрастающего поколения, представленные в исследованиях С.Г. Вершловский [23], С.П. Иваненков [8], В.Г. Лисовский [33] и др;
- положения, связанные с изучением брака, семьи, культуры семейных отношений в современной отечественной социологии, психологии, рассмотренные учеными: А.Г. Волковым [18], В.И. Добрыниной [25], А.Г. Харчевым [48]и др.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования; обобщение, систематизация,
классификация, моделирование;
• Эмпирические: беседа, тестирование, педагогический
эксперимент;
• Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Татаро-английской гимназии №16 Приволжского района г. Казани. В эксперименте приняли участие 28 детей в возрасте от 14-15 лет, учащихся 8 «А» класса.
Этапы исследования. Исследования было проведено в 3 этапа в период 2015 по 2017 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (с сентября по ноябрь 2015 г.) изучалась и анализировалась философская, психологическая и
педагогическая литература по проблеме исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и рабочая гипотеза исследования. В этот период был осуществлен анализ основных теоретических подходов к проблеме формирования ценностного отношения подростков к семейным традициям. На данном этапе была также разработана модель осуществления данного педагогического процесса.
Кроме того, в этот же период была составлена программа констатирующего и формирующего этапов эксперимента, определены методы и сроки проведения опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (с декабря 2015 г по февраль 2017 года) - опытно-экспериментальный. Был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировалась организационно-педагогическая модель формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (с марта по май 2017 г.)
осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- конкретизировано понятие «ценностное отношение» как внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений;
- выявлена специфика формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков;
- разработана и апробирована модель формирования ценностного
отношения подростков к семейным традициям, включающая следующие блоки: концептуально-целевой, организационно-деятельностный и
критериально-результативный.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что, результаты исследования расширяют научные представления о формировании ценностного отношения подростков к семейным традициям. Также могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке модели, позволяющей сформировать ценностное отношение к семейным традициям у подростков. Разработана и апробирована педагогическая программа «Семейные традиции», способствующая пониманию и осмысливанию семейных духовно-нравственных ценностей и традиций, ценностей семьи и рода. Результаты исследования могут быть применены при составлении комплексных программ по формированию ценностного отношения подрастающего поколения к семье и традициям.
Положения, выносимые на защиту:
1. Критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни, который позволяет объективно оценить сформированность ценностного отношения подростков к семейным традициям; знание и понимание семейных духовно-нравственных ценностей и традиций; на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентация на ценности расширенной семьи и рода.
2. Модель формирования ценностного отношения подростков к семейным традициям включающая следующие блоки: концептуально-целевой, организационно-деятельностный и критериально-результативный, и способствующая эффективному осуществлению педагогического процесса.
3. Педагогическая программа «Семейные традиции», способствующая пониманию и осмыслению подростками семейных ценностей, пониманию института семьи, ответственного брачного и семейного поведения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности ценностного отношения к семейным традициям у подростков.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в период с 2015 года, на заседаниях кафедры педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно-экспериментальной работы посредством публикации научных статей и тезисов.
Результаты исследования нашли отражения в 3 публикациях, в том числе:
1. Тезис в Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального университета 2017 года.
2. Статья в сборнике статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности».
3. Статья в XX Международной научной конференции «Достижения и проблемы современной науки».
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на 4 конференциях:
1. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета, секция «Проблемы гуманизации образования».
2. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности» 27-28 марта 2017 года.
3. 3 место в Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета, секция «Социально-педагогические технологии работы со школьниками в образовательных учреждениях» 2017 год.
4. Заочное участие в XX Международной научной конференции «Достижения и проблемы современной науки» 4 июня 2017 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня в России остаются актуальными проблемы в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: ослаблены нравственные представления о браке и семье; у молодежи в значительной степени утрачено традиционное восприятие родительства и детства; для современной семьи характерным является приоритет материальных ценностей над духовными и рождением детей. В целом не преодолены процессы девальвации семейных ценностей, снижения социальной значимости отцовства и материнства.
Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентации.
Особенно сенситивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей, на наш взгляд, является подростковый возраст, стоящего на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и установление устойчивых взаимоотношений с окружающими, близкими, выработка осознанного отношения к самому себе. Необходимо направить эти процессы на сохранение традиционных семейных ценностей и формирование новой системы семейных ценностей в условиях инновационного общества, чтобы подростки идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.
Для того чтобы расширить диапазон научных и творческих увлечений подростков, недостаточно одной учебной деятельности. Очень важно чтобы данная работа проводилась и во внеурочной деятельности эффективность, которой зависит не только от правильного отбора ее содержания, но и от средств, используемых в педагогическом процессе.
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании экспериментальном подтверждении эффективности разработанной модели формирования ценностного отношения подростков семейным традициям.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что процесс формировании ценностного отношения подростков к семейным традициям будет эффективным, если:
- опираться на выявленные характеристики ценностного отношения к семейным традициям у подростков;
- выявить и учесть специфику формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков;
- разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность модели формирования ценностного отношения к семейным традициям у подростков.
Нами выявлена специфика формирования ценностного отношения подростков к семейным традициям, которая заключается в свободном выборе деятельности, позволяющей воспитывать у подростков семейные духовно - ценности: любовь, доброту, чуткость, сострадание отзывчивость через изучение традиций, обычаев, моральных норм в процессе плодотворного и деятельного проведения досуга.
Следующая задача состояла в том, чтобы разработать модель формирования ценностного отношения подростков к семейным традициям.
Моделирование является одним из теоретических и в тоже время универсальных методов научного исследования, применяемых практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления. Сущность моделирования заключается в воспроизведении параметров некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется моделью.
Несмотря на всю свою сложность, благодаря моделированию возможно создать конкретный идеальный образ деятельности, который позволяет достичь намеченной цели путем последовательного построения 75
определенных структурных блоков и, таким образом, продвигать подростков на более высокий уровень развития.
В разработанную нами модель включены концептуально-целевой, организационно-деятельностный и критериально-результативный блоки.
Модель выступает как совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно осуществлять педагогический процесс формирования ценностного отношения подростков к семейным традициям.
Разработанная нами модель позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой является повышение уровня сформированности ценностного отношения подростков к семейным традициям.
Следующая задача заключалась в том, чтобы выявить особенности сформированности ценностного отношения к семейным традициям подростков.
Исследование проводилось на базе Татаро-английской гимназии №16 Приволжского района г. Казани. В эксперименте приняли участие 28 детей в возрасте от 14-15 лет, учащихся 8 «А» класса.
Исследование проводилось по интерпретированной методике М. Рокича с целью выявления наиболее значимых ценностных ориентации личности.
Полученные данные позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для всей совокупности подростков.
В общей иерархии абсолютно доминирует ценности «любимая и интересная работа», «верные, надежные друзья», «получение достойного образования», «здоровье». Они получили наиболее высокие баллы у большинства подростков.
Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах подростков имеют устойчивое значение для личности, но
представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни. Сюда входят: «целеустремленность», «удовольствие»,
«самостоятельность», «материальная обеспеченность», «познание окружающего мира», «творчество», «любимый человек» и др.
Последними в структуре ценностных ориентации стоят «счастливая семейная жизнь, дети», «честность и справедливость», «жизненная мудрость». Это показывает, что для средне выборочной характеристики подростков указанные ценности не входят в число основных целей жизни человека.
Таким образом, результаты исследования показали, что проблема формирования ценностного отношения подростков к семье, семейным традициям не является популярной, в большинстве своем подростки не думаю об этом, не стремятся к ее обсуждению и считают, что она в прерогативу их потребностей не входит.
Также, для выявления ценностного отношения к семейным традициям у подростков мы провели разработанную Чигринной Анной Александровой анкету. Исследование проводилось анонимно, что позволило получить более точные результаты. Анкета состояла из 3 блоков, каждый из которых включал по 6 вопросов с пятью вариантами ответов. У каждого подростка определялся уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям с использованием следующей шкалы, разработанной на основе ранее выявленных критериев и показателей сформированности ценностного отношения к семейным традициям. От 71 до 90 баллов - высокий уровень, от 51 до 70 баллов - средний уровень, от 30 до 50 баллов - низкий уровень. В результате исследования мы получили следующие данные: высокий уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям имеет 6 подростков (21, 42%), средний уровень - 19 подростков, что составляет 67, 85 %, и низкий уровень наблюдается у 3 подростков (10, 71 %).
Исходя из задач формирующего эксперимента, нами была разработана педагогическая программа, позволяющая осуществлять эффективное формирование ценностного отношения подростков к семейным традициям.
После осуществления целенаправленной педагогической работы со подростками по разработанной нами программе «Семейные традиции» мы провели повторное обследование подростков по методикам, которые мы использовали на этапе констатирующего эксперимента.
Исследование по интерпретированной методике М. Рокича проводилось с целью выявления наиболее значимых ценностных ориентации личности. В исследовании приняли участие те же подростки, которые участвовали в формирующем эксперименте.
В общей иерархии отмечено изменение доминирующих ценностей. Наряду с ценностями, которые уже были приоритетными для старшеклассников («любимая и интересная работа», «верные, надежные друзья», «получение достойного образования», «материальная обеспеченность», «здоровье», «сохранение мира между народами») появились следующие: «целеустремленность», «счастливая семейная жизнь, дети».
Середину иерархической системы занимали следующие ценности: «самостоятельность», «отдых и развлечения», «познание окружающего мира», «творчество», «любимый человек» и др.
Последними в структуре ценностных ориентации остались «равенство», «жизненная мудрость», «удовольствие», что указывает на наименьшую значимость этих ценностей для данной группы подростков. Таким образом, результаты повторного исследования показали, что ценностное отношение к семье и будущим детям (выбор категории «счастливая семейная жизнь и дети») у подростков, участвующих в формирующем эксперименте, стала более значимой и популярной; отношение подростков к семейным ценностям, убеждение относительно себя как будущего родителя значительно изменилось в положительную сторону.
Повторное анкетирование подростков проводилось при помощи анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте. Исследование также проводилось анонимно.
Согласно полученным данным, можно констатировать, что подростков с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семейным традициям стало 53,5 %, со средним уровнем - 46,5 %, старшеклассников с низким уровнем сформированности ценностного отношения к семейным традициям не оказалось - 0%.
Для проверки достоверности данных после эксперимента мы использовали t - критерий Стьюдента и получили следующие результаты: различия между средними значениями уровней сформированности ценностного отношения к семейным традициям у подростков до и после проведения эксперимента достоверны, так как ПмпЖкр Дэмп = 4,7, 1кр = 2,77 при р=0,01). Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Наша гипотеза подтвердилась.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что после внедрения разработанной нами педагогической программы у подростков показатели сформированности ценностного отношения к семейным традициям в большинстве случаев имели высокие значения. Следовательно, мы можем утверждать, что у большинства подростков повысился уровень сформированности ценностного отношения к семейным традициям. Таким образом, проведенное нами исследование по формированию ценностного отношения подростков к семейным традициям показало, что разработанная и внедренная педагогическая программа «Семейные традиции» оказывает позитивное влияние на формирование ценностного отношения к семейным традициям подростков, что полностью подтверждает выдвинутую первоначально гипотезу исследования.



1. Акутина СП. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 245 с.
2. Антонов А.И. Депопуляция России и проблемы семьи / Материалы научн. практ. конф.: «Россия накануне XXI века: социальные и социально- политические проблемы / Ред.: В.И. Староверов (отв. ред.) и др. - М., 1994 .- 110-118 с.
3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание/И. С. Артюхова // Педагогика: 1999. - №4. - С. 78-85.
4. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. Сост. Л.В. Куликов; под общ. ред. В. Усманова. СПб.: Питер, 2013. - 480 с.
5. Болбас, В. С. О понятиях и терминах этнопедагогики / В. С. Болбас // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 41-45.
6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - №4. - С. 29-36.
7. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 212 с.
8. Власюк И.В. Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленный на самореализацию подростка / И.В. Власюк, Ю.А. Генварева // Омский научный вестник. - 2009. - № 5(81). - С. 146-148.
9. Волкова Ю.Г Социология молодежи: учеб. Пособие/ Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д.- Феникс, 2001.- 570 с.
10. Гликман И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование.- 2014. - № 4. - С. 184-188.
11. Гребенников И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников - М.: Просвещение, 2015. -157 с.
12. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха /Н.А. Гульянова// Вестник МГУ сер.14 Психология. - 2001. — № 3. — С. 68-75.
13. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности у детей оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома./А.А. Гусеев - М.: Проспект, 2006. - 280 с.
14. Дементьева И.В. Социальная адаптация детей - сирот/И.В. Дементьева// Социальная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 64 - 73.
15. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения/Э. Дюркгейм// Социологические исследования. -№ 2-1991.- С. 106 - 114.
16. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.:
Педагогическое общество России, 2015. - 144 с.
17. Жиров М.С. Семья в контексте духовно-нравственных и национальных культурных традиций // Семейные национальные традиции - основа формирования межэтнического взаимодействия в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. В.И. Жуков, Л.В. Федякина. М., 2013. - С. 54-59.
18. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности./ А.Г. Здравомыслов - М.: Политиздат, 1986.- 223 с.
19. Ивлева В.В. Психология семейных отношений. - М.:
Современная школа, 2014. - 352 с.
20. Ильин B.C. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода // Воспитание школьников в процессе обучения: сб. статей / B.C. Ильин.- Волгоград: ВГПИ, 1978. - С. 189.
21. Казакина М. Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников/ М. Г. Казакина.//[элект.рес].Советская
педагогика, 1983. - №3. - С. 69-72. Режим gocTyna:http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie tsennostnyh-
orientatsiy-shkolnikov-starshego-podrostkovogo-vozrasta-v- protsesse-
professionalnogo-samoopredel
22. Кант И. Лекции по этике / И. Кант. - М.: Республика, 2000. - 261- 262c.
23. Казаков А.П. Экономические и психологические проблемы семьи. М.: Знание, 1989. - 48 с.
24. Лучанкин А.И. Методические проблемы исследований традиций русской культуры // Философские науки. 1986. - №6.- С. 77.
25. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: - 1996. - 187 с.
26. Круглов Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентации / Б.С.Круглов // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. статей. - М.: 1987.- С. 80-89.
27. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности; Сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1988.- 261 с.
28. Мацковский, М. С. Социология семьи / М. С. Мацковский. - М.: Наука, 2014. - 112 с.
29. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения, Студенты. - Т. № 2, 2013.- С. 90.
30. Мудрик А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи / А.В. Мудрик Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 194 с.
31. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. /Р.С. Немов.- М., Владос 1998.- 141 с.
32. Ожегов СИ. Словарь русского языка. Около 57000 слов. Изд. 10¬е, стереотипное / Под ред. д. филолог, наук, проф. Н.Ю. Шведовой. М.: Советская энциклопедия, 1973. - 846 с.
33. Павлова Е. О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 745-748.
34. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсонс // Социология сегодня. - М.: АспектПресс, 1965. - 131 с.
35. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи: Детский дом: заботы и тревоги общества/ учебное пособие для вузов. - М.: Педагогика, 2006. - 160 с.
36. Родионов, В.В. Общекультурное развитие как составляющая непрерывного образования взрослых / В.В. Родионов // Вестник Института социологии. - 2012. - № 4. - C. 158-165.
37. Рокич М. Природа человеческих ценностей / М.Рокич.М.,2005. - 56 с.
38. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
39. Собкин B.C. К формированию представления о механизмах процесса идентификации в общении / B.C. Собкин // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар, 1975.- С. 55-57.
40. Титова О. С. К вопросу о понятии «задача» в педагогической литературе / О. С. Титова // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых учёных / Омск: Полиграфический центр КАН, 2008. - Вып. 4 - С. 109-112.
41. Чернецов П.И. Индивидуальные образовательные траектории и их реализация в учебном процессе / П.И. Чернецов // Вестник ЧГПУ. 2001. - №1. - С.34-37.
42. Формирование семейных ценностей молодежи через участие в проектной деятельности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXIV студ. междунар. заочной науч.-
практ. конф. - М.: «МЦНО». - 2015 - № 5(23) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
http s: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(23).pdf
43. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребёнка. - М.: Владос, 2014. - 319 с.
44. Шафранская К.Д. К вопросу о ценностных ориентациях личности./ К.Д. Шафранская. - М.: Академия, 2004. - 276 с.
45. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие /Л.Б.Шнейдер. - М., 2015. - 928 с.
46. Шрайдер Я.Р. Семейные расстановки. Основные принципы и способы действий. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2015. -191с.
47. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2014. - 656 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ