ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
1.1. Применение игровых упражнений на уроках физической
культуры 7
1.2. Техника выполнения нападающего удара 8
1.3.Основы обучения технике волейбола юных
спортсменов 11
1.4. Методика обучения техники нападающего удара в волейболе с использованием игровых упражнений 15
ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 21
2.1. Методика исследования 21
2.2. Организация исследования 22
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 24
3.1. Оценка техники нападающего удара у волейболистов до
эксперимента 24
3.2. Методика обучения нападающего удара волейболистов 27
3.3. Оценка эффективности методики обучения технике нападающего
удара с использованием игровых упражнений 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
1.1. Применение игровых упражнений на уроках физической
культуры 7
1.2. Техника выполнения нападающего удара 8
1.3.Основы обучения технике волейбола юных
спортсменов 11
1.4. Методика обучения техники нападающего удара в волейболе с использованием игровых упражнений 15
ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 21
2.1. Методика исследования 21
2.2. Организация исследования 22
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 24
3.1. Оценка техники нападающего удара у волейболистов до
эксперимента 24
3.2. Методика обучения нападающего удара волейболистов 27
3.3. Оценка эффективности методики обучения технике нападающего
удара с использованием игровых упражнений 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Основными средствами физического воспитания являются игровые упражнения. Их используют для решения воспитательных и оздоровительных задач, развития личности ребенка.
В профилактике и коррекции психофизического состояния ребенка, игровые упражнения считаются эффективным средством.
Для формирования правильной техники выполнения основных видов движений и чтобы дети освоили учебную программу на уроках разработаны очень много комплексов игровых упражнений, целью которых являются:
• развитие физических качеств;
• укрепление систем организма;
• умение ориентироваться в пространстве;
• формирование и совершенствование двигательных умений;
• эмоциональные качества;
• укрепление здоровья.
Игровые упражнения являются профилактическим средством болезней опорно-двигательного аппарата. При постановке практических задач и во время их решения педагог сталкивается с закономерностями двигательных навыков, которые делятся на три этапа обучения:
Первый этап (начало) ребенок знакомиться с новыми двигательными действиями. Педагог должен показать игровые упражнения четко и правильно. Эмоционально-положительное отношение ученика будет успехом начального этапа.
Второй этап (разучивание углубленное) правильность выполнений
уточняется, ошибки исправляются.
Третий этап (совершенствование) с помощью повторов развивается дифференцированное торможение (затормаживаются и исчезают лишние движения)
Почему же при обучении игровым упражнениям отдается предпочтение? В чём же их суть?
Игры и игровые упражнения взаимосвязаны, однако по задачам, методике и содержанию, по назначению это не одно и то же. Отличие между играми и игровыми упражнениями в том, что игра имеет определенный замысел, а игровые упражнения методически организованные двигательные действия, которые состоят из конкретно поставленных задач.
Обучение в игровых упражнениях направлено на развитие познавательной активности, на формирование элементарных знаний о самом движении.
Игровые упражнения помогают решать разнообразные задачи. У детей развивается умение выслушивать и понимать задание, развивается слуховая и зрительная ориентировка. Дети по интонации голоса педагога, по темпу произношения им слов учатся измерять длину шага и темп своего движения, по зрительным ориентирам и по звуковому сигналу находить направление движения.
Чаще всего в процессе обучения нужна непосредственная помощь педагога для уточнения положения отдельных частей тела ребенка. При выполнении задания ученик прилагает усилие, сосредотачивает внимание. Он должен знать не только то, какое движение выполняет, но и как он это делает, каким должен быть результат. Поэтому в процессе выполнения действий надо оценивать каждого ребенка.
Обращение к специальной литературе показало, что использование игровых упражнений на уроках физкультуры употребляется достаточно много. Более детальный анализ этих работ дал понять, что предложенные авторами игровые упражнения во многом адресуются к младшему школьному возрасту и зачастую не подходят детям среднего и старшего школьного возраста, не отвечают их техническим и физическим особенностям.
Для того, чтобы доказать эффективность использования игровых упражнений на уроках физической культуры, при обучении того или иного движения или элементов в средней и в старших группах можно провести небольшое исследование. Во время исследования нужно будет доказать, что использование игровых упражнений дает больше желаемого результата, чем стандартные двигательные упражнения.
Так как проведение исследования во время урока физической культуры может привести к отклонению от учебной программы, решили задействовать учебно-тренировочный процесс волейболистов. Суть был в том, что если при обучении или совершенствовании одного элемента, в данном случае нападающего удара, будет доказано, что игровые упражнения дают больше эффекта, чем стандартные упражнения. Поэтому их можно широко применять непосредственно уже на уроках физической культуры и включать при составлении рабочего плана.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболистов.
Предмет исследования: эффективность использования игровых
упражнений в методике обучения технике нападающего удара волейболистов.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение в учебно - тренировочном процессе игровых упражнений для совершенствования техники нападающего удара у волейболистов среднего и старшего школьного возраста позволит повысить качество и эффективность данного игрового приема.
Определенные гипотеза, объект и предмет исследования позволили сформулировать цель исследования: с помощью игровых упражнений теоретически и экспериментально обосновать методику обучения технике нападающего удара волейболистов этого возраста.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. В процессе изучения научно-методической литературы раскрыть особенности обучения нападающему удару в волейболе.
2. Оценить технику нападающего удара волейболистов до эксперимента.
3. Разработать методику обучения с использованием игровых упражнений технике нападающего удара
4. Оценить технику нападающего удара волейболистов после эксперимента.
Методы исследования
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов научных исследований:
1. Теоретический анализ и изучение литературных источников.
2. Метод наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика обучения нападающему удару с помощью игровых упражнений, результаты исследования могут быть рекомендованы к практическому использованию в подготовке волейболистов.
В профилактике и коррекции психофизического состояния ребенка, игровые упражнения считаются эффективным средством.
Для формирования правильной техники выполнения основных видов движений и чтобы дети освоили учебную программу на уроках разработаны очень много комплексов игровых упражнений, целью которых являются:
• развитие физических качеств;
• укрепление систем организма;
• умение ориентироваться в пространстве;
• формирование и совершенствование двигательных умений;
• эмоциональные качества;
• укрепление здоровья.
Игровые упражнения являются профилактическим средством болезней опорно-двигательного аппарата. При постановке практических задач и во время их решения педагог сталкивается с закономерностями двигательных навыков, которые делятся на три этапа обучения:
Первый этап (начало) ребенок знакомиться с новыми двигательными действиями. Педагог должен показать игровые упражнения четко и правильно. Эмоционально-положительное отношение ученика будет успехом начального этапа.
Второй этап (разучивание углубленное) правильность выполнений
уточняется, ошибки исправляются.
Третий этап (совершенствование) с помощью повторов развивается дифференцированное торможение (затормаживаются и исчезают лишние движения)
Почему же при обучении игровым упражнениям отдается предпочтение? В чём же их суть?
Игры и игровые упражнения взаимосвязаны, однако по задачам, методике и содержанию, по назначению это не одно и то же. Отличие между играми и игровыми упражнениями в том, что игра имеет определенный замысел, а игровые упражнения методически организованные двигательные действия, которые состоят из конкретно поставленных задач.
Обучение в игровых упражнениях направлено на развитие познавательной активности, на формирование элементарных знаний о самом движении.
Игровые упражнения помогают решать разнообразные задачи. У детей развивается умение выслушивать и понимать задание, развивается слуховая и зрительная ориентировка. Дети по интонации голоса педагога, по темпу произношения им слов учатся измерять длину шага и темп своего движения, по зрительным ориентирам и по звуковому сигналу находить направление движения.
Чаще всего в процессе обучения нужна непосредственная помощь педагога для уточнения положения отдельных частей тела ребенка. При выполнении задания ученик прилагает усилие, сосредотачивает внимание. Он должен знать не только то, какое движение выполняет, но и как он это делает, каким должен быть результат. Поэтому в процессе выполнения действий надо оценивать каждого ребенка.
Обращение к специальной литературе показало, что использование игровых упражнений на уроках физкультуры употребляется достаточно много. Более детальный анализ этих работ дал понять, что предложенные авторами игровые упражнения во многом адресуются к младшему школьному возрасту и зачастую не подходят детям среднего и старшего школьного возраста, не отвечают их техническим и физическим особенностям.
Для того, чтобы доказать эффективность использования игровых упражнений на уроках физической культуры, при обучении того или иного движения или элементов в средней и в старших группах можно провести небольшое исследование. Во время исследования нужно будет доказать, что использование игровых упражнений дает больше желаемого результата, чем стандартные двигательные упражнения.
Так как проведение исследования во время урока физической культуры может привести к отклонению от учебной программы, решили задействовать учебно-тренировочный процесс волейболистов. Суть был в том, что если при обучении или совершенствовании одного элемента, в данном случае нападающего удара, будет доказано, что игровые упражнения дают больше эффекта, чем стандартные упражнения. Поэтому их можно широко применять непосредственно уже на уроках физической культуры и включать при составлении рабочего плана.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболистов.
Предмет исследования: эффективность использования игровых
упражнений в методике обучения технике нападающего удара волейболистов.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение в учебно - тренировочном процессе игровых упражнений для совершенствования техники нападающего удара у волейболистов среднего и старшего школьного возраста позволит повысить качество и эффективность данного игрового приема.
Определенные гипотеза, объект и предмет исследования позволили сформулировать цель исследования: с помощью игровых упражнений теоретически и экспериментально обосновать методику обучения технике нападающего удара волейболистов этого возраста.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. В процессе изучения научно-методической литературы раскрыть особенности обучения нападающему удару в волейболе.
2. Оценить технику нападающего удара волейболистов до эксперимента.
3. Разработать методику обучения с использованием игровых упражнений технике нападающего удара
4. Оценить технику нападающего удара волейболистов после эксперимента.
Методы исследования
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов научных исследований:
1. Теоретический анализ и изучение литературных источников.
2. Метод наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика обучения нападающему удару с помощью игровых упражнений, результаты исследования могут быть рекомендованы к практическому использованию в подготовке волейболистов.
Игровые упражнения достаточно разнообразны и по содержанию «растут» вместе с детьми. Поэтому, когда упражнение освоено, его целесообразно совершенствовать при помощи различных вариантов двигательного действия, которые ученики охотно выполняют. Нужно, чтобы ученик при выполнении двигательного задания как можно чаще был хозяином положения. Это делает процесс обучения развивающим.
С помощью игровых упражнений взрослый создает условия для выполнения движений, стимулирует двигательную активность ребенка, регулирует ее. Учителям важно творчески подходить к проведению уроков физической культуры и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ученик особенно нуждается в данный момент.
Деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы ученик понимал двигательные задания и правильно их выполнял. Только благодаря непосредственному контакту учителя с каждым учеником, педагогически грамотному сочетанию методических приемов, педагог добивается положительного отношения учеников к процессу познания.
Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия, позволяет полнее описать особенности отдельных движений, использовать при их разучивании и совершенствовании широко применять игровые упражнения.
Оценивания технику нападающего удара мальчиков, выявлено, что до начала эксперимента оценки соответствуют среднему уровню, а после эксперимента результаты улучшились.
Методика обучения технике нападающего удара включала следующие виды упражнений: индивидуальные упражнения (броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара, удары по мячу, стоя у стенки или сетки); упражнения в парах (нападающий удар через сетку по подброшенному мячу, нападающий удар по ходу из зоны №4 с высокой передачи из зоны №3, подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко, удары по мячу над головой стоя на месте и в прыжке, нападающие удары из зоны 4 с высокой передачи из зоны 2, нападающий удар из зоны 2 с высокой передачи из зоны 4, нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передачи).
В экспериментальной группе применялась та же методика. Содержание упражнений не менялась, а менялась только окраска, так как игровые упражнения - это физические упражнения, проводимые с использованием методических приемов игры, когда физические упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску.
Занятия в группах проводились три раза в неделю по 50 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время, отводимое на обучение нападающему удару, было несколько увеличено. Одновременно с этим для развития физических качеств на занятиях систематически использовались игровые упражнения.
Благодаря теоретическим и практическим исследованиям выявлено: рост в изучении отдельных элементов нападающего удара в экспериментальной группе было выше чем в сравнительной. Это доказывает, что использование игровых упражнений на учебно-тренировочных занятиях дает больше эффективности, чем обычные физические упражнения. Исходя из выше доказанного делается вывод о том, что игровые упражнения можно широко использовать в процессе обучения на уроках физической культуры.
С помощью игровых упражнений взрослый создает условия для выполнения движений, стимулирует двигательную активность ребенка, регулирует ее. Учителям важно творчески подходить к проведению уроков физической культуры и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ученик особенно нуждается в данный момент.
Деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы ученик понимал двигательные задания и правильно их выполнял. Только благодаря непосредственному контакту учителя с каждым учеником, педагогически грамотному сочетанию методических приемов, педагог добивается положительного отношения учеников к процессу познания.
Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия, позволяет полнее описать особенности отдельных движений, использовать при их разучивании и совершенствовании широко применять игровые упражнения.
Оценивания технику нападающего удара мальчиков, выявлено, что до начала эксперимента оценки соответствуют среднему уровню, а после эксперимента результаты улучшились.
Методика обучения технике нападающего удара включала следующие виды упражнений: индивидуальные упражнения (броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара, удары по мячу, стоя у стенки или сетки); упражнения в парах (нападающий удар через сетку по подброшенному мячу, нападающий удар по ходу из зоны №4 с высокой передачи из зоны №3, подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко, удары по мячу над головой стоя на месте и в прыжке, нападающие удары из зоны 4 с высокой передачи из зоны 2, нападающий удар из зоны 2 с высокой передачи из зоны 4, нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передачи).
В экспериментальной группе применялась та же методика. Содержание упражнений не менялась, а менялась только окраска, так как игровые упражнения - это физические упражнения, проводимые с использованием методических приемов игры, когда физические упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску.
Занятия в группах проводились три раза в неделю по 50 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время, отводимое на обучение нападающему удару, было несколько увеличено. Одновременно с этим для развития физических качеств на занятиях систематически использовались игровые упражнения.
Благодаря теоретическим и практическим исследованиям выявлено: рост в изучении отдельных элементов нападающего удара в экспериментальной группе было выше чем в сравнительной. Это доказывает, что использование игровых упражнений на учебно-тренировочных занятиях дает больше эффективности, чем обычные физические упражнения. Исходя из выше доказанного делается вывод о том, что игровые упражнения можно широко использовать в процессе обучения на уроках физической культуры.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К
АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ БАДМИНТОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2014 - Методика использования игрового метода на уроках физической культуры у детей 9-10 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование командного взаимодействия обучающихся пятых классов
на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Укрепление здоровья учащихся среднего школьного возраста на уроках
физической культуры при помощи легкоатлетических упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Развитие координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020



