Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Работа №62897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

автомобили и автомобильное хозяйство

Объем работы43
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
446
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Профессиональная надежность водителя как основная его характеристика 7
1.2 Особенности подготовки кандидатов в водители 11
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ 17
2.1 Психомоторная подготовка водителей и методы ее совершенствования 17
2.2 Методы и средства профессионально-психологической подготовки водителей автотранспортных средств 28
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Актуальность темы исследования. Процесс обеспечения дорожного движения - сложный многогранный процесс, в котором, наряду с многими другими его составляющими, особое место занимают вопросы подготовки водителей автотранспортных средств. Практически каждый гражданин ежедневно становится участником дорожного движения, и поэтому каждый заинтересован в безопасном функционировании данной сферы.
Когда говорят об управлении безопасностью дорожного движения, чаще всего рассматривают систему «водитель - автомобиль - дорога - среда» (ВАДС). Анализ факторов, определяющих причины высокой аварийности в России, показывает, что человеческий фактор является ключевым. Примерно 80 % дорожно-транспортных происшествий в нашей стране происходит по причинам, связанным с низким качеством подготовки водителей, ошибок в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительной дисциплины, невнимательности и небрежности водителей при управлении транспортными средствами.
Подготовка водителей в нашей стране осуществляется различными государственными и негосударственными организациями на основе стандартизированных программ, согласованных Министерством транспорта, Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации. Основные цели и задачи такой подготовки - формирование у будущих водителей знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успешность выполнения деятельности по управлению автомобилем.
Степень разработанности темы исследования. Теоретический потенциал для решения исследуемой проблемы заложен в трудах ученых: С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, К.Я. Вазиной, A.A. Вербицкого, Б.С. Гершунского, Р.Х. Джураева, Н.И. Думченко, Э.Ф. Зеера, И.Я. Лернера, А.К.
Марковой, A.M. Новикова, А.Н. Орлова, Ю.Н. Петрова, Б.А. Соколова, Т.И. Шамова и др. Также для данного исследования важное значение имеют труды по формированию профессиональных качеств водителей транспортных средств: М.Б. Афанасьева, В.Ф. Бабкова, А.Н. Игнатова, М.Ю. Замета, С.Ф. Зеленина, Д. Клебельсберга, Г.И. Клинковштейна, М.А. Котика, В.А. Мелкого, В.М. Мишурина, А.Н. Романова, Ю.И. Шухмана, Г.И. Ястребцова и др.
Цель исследования: определение на основе анализа источников информации наиболее эффективных методов и средств совершенствования подготовки водителей автотранспортных средств.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать понятие профессиональной надежности водителя автотранспортных средств.
2. Рассмотреть основные особенности подготовки кандидатов в водители.
3. Определить методы совершенствования психомоторной подготовки водителей.
4. Выявить наиболее эффективные методы и средства профессионально-психологической подготовки водителей автотранспортных средств.
Объект исследования: профессиональная подготовка водителей автотранспортных средств.
Предмет исследования методы и средства совершенствования подготовки водителей в автошколах.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого
педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов, учебных программ автошкол, и программ ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, сравнение.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении информации по методике совершенствования подготовки водителей, которые могут быть применены в практике преподавателей автошкол.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа над нашим исследованием позволила нам сформулировать следующие выводы.
1. Количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей автотранспортных средств правил в России ежегодно составляет более 80 % от общего количества ДТП. Лидирующими причинами ДТП являются: невыдерживание скоростного режима (превышение установленной скорости и несоответствие скорости конкретным условиям), несоблюдение очередности проезда, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, нарушение правил перестроения и обгона.
2. Основной характеристикой профессиональной деятельности водителя является его надежность, под которой понимается способность своевременно и безошибочно принимать и обрабатывать информацию о состоянии транспортных средств, дорожных условиях, а также принимать и реализовывать адекватные решения по управлению автомобиля в течение заданного промежутка времени с допустимыми уровнями напряженности труда и рисками возникновения конфликтной ситуации, ДТП и чрезвычайных ситуаций.
Показатели надежности у водителей психофизиологической области включают индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
Во-первых, это внимание. Это качество приобретает в дороге первостепенное значение. Для водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения внимания.
Во-вторых, это эмоциональная устойчивость, под которой понимается способность сохранять самообладание и работоспособность в стрессовых ситуациях.
В-третьих, это координация движений, взаимосвязь между воспринимаемыми сигналами и двигательной реакцией на них.
В-четвертых, это темперамент. Известно, что уравновешенный и спокойный человек ведет машину лучше и безопаснее, чем вспыльчивый.
3. Для разработки рекомендаций по повышению качества развитости психомоторной области все основные критерии оценки данной области (внимание, умение быстро анализировать ситуацию, принимать решения и быстро и точно выполнять необходимые действия) были разделены на группы:
- первая группа характеризует психологические особенности водителя (внимание, умение быстро анализировать ситуацию, принимать решения);
- вторая группа характеризует моторику водителя (скорость и точность сенсомоторных реакций).
4. Нами предложены методы и средства профессионально-психологической подготовки водителей автотранспортных средств: тренинги, кейсы, упражнения и др.
Таким образом, все задачи, поставленные в нашем исследовании, решены, цель работы достигнута.


1. Акимова, Е.Ю. Обеспечение безопасности дорожного движения на этапе профессиональной подготовки водителей: социологический анализ / Е.Ю. Акимова, М.Ю. Абрамова // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 10. - С. 12-17.
2. Александрова, Г.А. Совершенствование системы подготовки водителей в целях повышения безопасности дорожного движения / Г.А. александрова // Дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития : Сборник научных трудов сборник научных трудов. - Чебоксары: Волжский филиал МАДИ, 2016. - С. 8-13.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 272 с.
4. Ахмадиева, Р.Ш. Положение о подготовке водителей транспортных средств в Республике Татарстан / Р.Ш. Ахмадиева, И.И. Равилов, И.Ф. Галявиев. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. - 52 с.
5. Ваганов, В.И. Вождение автотранспортных средств: учебник водителя / В.И. Ваганов, А.Л. Рывкин. - М.: Транспорт, 2016. - 223 с.
6. Василенко, В.А. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом / В.А. Василенко // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 37-39.
7. Добренков, А.И. Психологические аспекты совершенствования
деятельности по подготовке водителей и профилактике дорожно - транспортных происшествий / А.И. Добренков // Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников Г осавтоинспекции : Сборник материалов ведомственного круглого
стол. - Орел : Изд-во ОЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2016. - С. 16-18.
8. Дятлов, М.Н. Электронные системы обучения водителя транспортного средства / М.Н. Дятлов // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 52-56.
9. Евтюков, С.А. Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств / С.А. Евтюков, В.Ф. Глазков Ю.И. Лобанов; под общ. ред. С.А. Евтюкова. - СПб.: ИД Петрополис, 2010. - 276 с.
10. Ильин, Е.И. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.И. Ильин. - СПб. Питер, 2003. - 544 с.
11. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 73 с.
12. Ильин, Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С. 85-93.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.: Фонд «Мир», 2005. - 330 с.
14. Калюжный, Ю.Н. Основные направления совершенствования подготовки водителей транспортных средств как условие обеспечения безопасности дорожного движения в России / Ю.Н. Калюжный, Д.Л. Проказин // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2010. - №1. - С. 25-30.
15. Климова, Г.Н. Методы повышения качества подготовки водителя автотранспортных средств / Г.Н. Климова, Е.В. Тарасова, П.В. Мещеряков // Воронежский научно-технический Вестник. - 2016. - Т. 4. - № 4 (18). - С. 2531.
16. Климова, Г.Н. О повышении качества подготовки и переподготовки водителей / Г.Н. Климова, А.Ю. Артемов, А.В. Стеганцев // Воронежский научно-технический вестник. - 2015. - № 4 (14). - С. 71-77.
17. Куперман, А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман.
- М.: Академия, 2016. - 320 с.
18. Лукьянова, Т.В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала / Т.В. Лукьянова, Т.В. Сувалова, С.И. Ярцева.
- М. : Проспект, 2012. - 72 с.
19. Лазарев, С.Н. Тренажерная подготовка - эффективная форма практического обучения водителей транспортных средств / С.Н. Лазарев, К.В. Козыряцкий // Наука и практика. - 2016. - № 1 (66). - С. 56-59.
20. Майборода, О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения / О.В. Майборода. - М.: Академия, 2016. - 256 с.
21. Майоров, В.И. Системный подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения / В.И. Майоров // Транспортное право. - 2008. - № 2. - С. 10-12.
22. Об утверждении примерных программ профессионального обучения
водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий : приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=165639
23. Петров, В.Е. Методика психологической диагностики надёжности водителя по управлению транспортным средством / В.Е. Петров // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 4 (36). - С. 91-96.
24. Поварёнков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю.П. Поварёнков. - Ярославль: Канцлер, 2008. - 400 с.
25. Повышение качества подготовки водителей в Республике Татарстан: Учебно-методическое пособие / Р.Ш. Ахмадиева [и др.]; под ред. Р.Н. Минниханова. - Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2013. - 224 с.
26. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
27. Самороковский, А.Ф. Методика обучения сотрудников ГИБДД МВД России управлению специальными транспортными средствами в экстремальных условиях (обстановке) / А.Ф. Самороковский, Ю.А. Дудкин, А.А. Щеглов. - Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2014. - 176 с.
28. Слышалов, И.В. О совершенствовании программ подготовки водителей транспортных средств / И.В. Слышалов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-2. - С. 171-173.
29. Смагин, А.В. Правовые основы деятельности водителя: учебник для водителя / А.В. Смагин. - М.: Академия, 2016. - 122 с.
30. Степанов, И.С. Влияние элементов системы водитель - автомобиль - дорога - среда на безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Степанов, Ю.Ю. Покровский. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 171 с.
31. Тимофеев, Ю.В. Особенности автомобильной подготовки водителей на основе интерактивных средств и тренажеров / Ю.В. Тимофеев // Национальная Ассоциация Ученых. - 2016. - № 4-1 (20). - С. 34-37.
32. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» № 196 от 10.12.1995.
33. Чибаков, А.С. Формирование умений принимать решения у кандидатов в водители автомобиля при изучении правил дорожного движения / А.С. Чибаков, Д.А. Крылов // Перспективы науки. - 2016. - № 8 (83). - С. 81-87.
34. Шестопалов, С.К. Безопасное и экономичное управление автомобилем: учеб.пособие для ПТО / С.К. Шестопалов. - М.: Академия, 2016. - 112 с.
35. Шухман, Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения : учебник / Ю.И. Шухман. - М.: За рулем, 2010. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ