ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСТИНИЧНЫХ СЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ГОСТЕПРИИМСТВА
5
1.1. Содержание понятия "гостиничные сети". 5
1.2. История возникновения гостиничных сетей за рубежом 15
1.3. История возникновения гостиничных сетей в России 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧЧЧНЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ И ТАТАРСТАНЕ.
31
2.1. Общая характеристика развития гостиниц в России и Татарстане 31
2.2. Формирование национальных гостиничных сетей в России и регионах
37
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ОТЕЛЯ «ИБИС» 47
3.1. Анализ системы управления 47
3.2. Предложения по совершенствованию деятельности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА 76
Актуальность работы. В настоящее время в индустрии гостеприимства доминируют транснациональные конгломераты, именуемые на русском языке «сетями» (в английской языковой картине мира принят более точный образ «цепочек» (chains), подобно которым эти империи растянулись по Земному шару). Глобализация индустрии сопровождалась развитием современных управленческих форм: приобретение лицензионных прав (франшизы), индустрии партнерства, стратегических альянсов, синдицирование, договоры на аренду (лизинг) управление по контракту и т.д. [16, C. 6].
К сожалению, в нашей стране гостиничный бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как за рубежом, изучение экономических и управленческих основ его еще не превратилось в хорошо разработанную отрасль экономической науки, а менеджменту и маркетингу услуг гостеприимства только в последние годы начали обучать на университетском уровне. В этих условиях актуальным представляется освоение зарубежного опыта, а также исследование отечественной практики использования мировых тенденций развития индустрии гостеприимства. По этой причине изучение и использование иностранного (мирового) опыта для России остается актуальным. Перемены в экономике и политике, происшедшие в России за последние несколько лет, поставили нас перед необходимостью заново осмысливать и определить место и роль индустрии гостеприимства в России и мире. Актуальность данного исследования подчёркивается необходимостью применения мирового опыта развития индустрии гостеприимства в России, в целях стимулирования общего развития туризма, которое сдерживается, в том числе, архаичной системой организации и управления индустрией гостеприимства.
Объект исследования - история и современные направления развития мировых гостиничных цепей как основа для оптимизации и модернизации индустрии гостеприимства Татарстана.
Предмет исследования - особенности современного состояния и перспективы развития мировых гостиничных сетей в регионах мира, России и Татарстане.
Цель работы - провести всесторонний и обстоятельный анализ развития современных мировых гостиничных цепей, выявить основные тенденции и перспективы их развития в мире и России.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность мировых гостиничных цепей, как ведущей современной формы организации гостиничного бизнеса в глобальном масштабе.
- изучить историю развития и формирования гостиничной индустрии в разных регионах мира (Европа и Америка) и России.
- провести статистический и картографический анализ современного состояния международных гостиничных цепей по регионам мира.
- проанализировать современное состояние развития международных гостиничных цепей в России и определить перспективы развития национальных гостиничных цепей.
Теоретическая значимость исследования. Представляемая работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы применения зарубежного опыта в России.
Практическая значимость исследования заключается в анализе развития мировых гостиничных цепей на конкретных примерах, что может быть использовано, как эффективных опыт для развития национальных гостиничных цепей. Глубокое изучение и осмысление изложенного в работе материала, применение его на практике может повысить эффективность процессов, характеризующих современную индустрию гостеприимства России.
Целью данного исследования являлось проведение анализа развития современных мировых гостиничных сетей и выявление основных тенденций и перспектив их развития в мире и России.
Изучение теоретических основ индустрии гостеприимства показало, что отдельные гостиницы и цепи гостиниц являются частью отраслевого комплексе - индустрия гостеприимства. Гостиницы относятся к средствам размещения, и характеризуются обязательным наличием следующих признаков: номерного фонда (не менее 7-10 номеров); предоставлением разнообразных гостиничных услуг; группировкой в категории и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, их качеством, особенностями размещения и другими критериями.
Процессы глобализации обусловили активизацию консолидации гостиниц в группы или цепи, как новой формы организации хозяйства с элементами кооперации и интеграции. Создание и стремительное распространение мировых гостиничных цепей это объективный процесс, который будет продолжаться и дальше. В основе гостиничных цепей положена система осуществления коллективного бизнеса, находящегося под непосредственным контролем руководства цепью. Члены гостиничной цепи объединены посредством единых норм, правил, стандартов, стиля, форм управления и ведения бизнеса. Создание гостиничных цепей позволяет предприятием получать преимущества перед одиночными предприятиями, за счет: экономии на масштабе; повышению инвестиционных возможностей; приобщению к мировым брэндам; объединении систем бронирования, обеспечения и информирования; постоянного роста качества обслуживания.
Рассмотрение истории создания и развитии гостиничных цепей в мире показало, что гостиничные цепи появились в Европе, однако, стремительно развиваться начали в Северной Америке. Гостиничные цепи возникли в процессе длительной эволюции гостиничных предприятий. В середине прошлого века были разработаны две модели организации гостиничных цепей. Европейская модель формирования гостиничных цепей, где ставка делалась на изысканность и аристократизм, а основной коммерческой формой организации цепей стали аренда, лизинг, франчайзинга. Американские модели организации гостиничных цепей основаны на единых стандартах для всех гостинец, гибкостью системы организации, разработкой единого комплекса услуг. В целом американская модель гостиничных цепей более разнообразна и имеет прочный исторический «фундамент», что позволяет американским гостиничным цепям доминировать на мировом рынке. История развития гостиничных цепей в России не богатая. Начало процесса связано с приходом на российский рынок в начале 90-х годов крупных гостиничных цепей. Попытки создать национальную гостиничную цепь в это период не увенчались успехом. Зарубежные гостиничные цепи так же осваивали российский рынок очень осторожно и медленно.
Анализ современного состояния и тенденция развития мировых гостиничных цепей позволил сделать следующие выводы:
- Европа является лидером по развитию индустрии гостеприимства. Большая часть отелей региона являются независимыми. Однако, развитие гостиничных цепей здесь идет активно. Европа - самый привлекательный рынок для большинства гостиничных компаний. Развитие гостиничных цепей в Европе уже давно идет путем поглощения одной гостиничной цепи другой. В первую «десятку» входят три европейские гостиничные цепи - InterContinental Hotels Group, Accor, Hilton Group plc., при этом число отелей и номеров в цепях сильно отличается. Существующие европейские сети не очень крупные, только 14 из них насчитывают в своем портфеле более 100 отелей. Мировые гостиничные цепи охватили почти все страны Европы, наиболее развитые в этом отношении Испания, Великобритания, Германия, Франция.
- Америка, прежде всего, Северная Америка, являются лидером по развитию гостиничных цепей, большинство отелей региона входят в гостиничные цепи. Более половины крупнейших мировых гостиничных цепей принадлежат США. Крупнейшие из них - Cendant Corp., Marriott International, Choice Hotels International, Hilton Hotels Corp., Best Western International, Starwood Hotels & Resorts Worldwide, Hyatt Hotels/Hyatt International. В Америке максимальная концентрация гостиничных цепей отмечается в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Аргентине, государствах Карибского бассейна и Центральной Америке. Большая часть Латинской Америки не имеет крупных национальных гостиничных цепей.
- Гостиничный рынок Азии самый бурно развивающийся. Основные районы, где концентрируется рост индустрии гостеприимства - Азии - ЮгоВосточная Азия, Ближний Восток и Южная Азия. К этим же районам стремятся мировые гостиничные цепи. Азиатские гостиничные цепи еще находятся в стадии формирования, по основным показателям они сильно уступают европейским и американским гостиничным цепям. Наиболее развитые национальные гостиничные цепи имеют Япония и Китай, остальные страны сильно отстают. Наибольшая концентрация мировых гостиничных цепей в Азии отмечается в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
- Африканские гостиничные цепи находятся в стадии становлении. Определенных успехов допились национальные гостиничные цепи ЮАР, в остальных странах доминируют зарубежные брэнды, которые концентрируются в Южной Африке, Северной Африке и на Восточном побережье континента.
Анализ развития гостиничных цепей в России показывает, что это процесс протекает сложно и неоднозначно. В России работают крупные мировые гостиничные цепи, однако их присутствие ограничено (2-4 объекта). На первом этапе освоения мировыми гостиничными цепями российского рынка, создавались дорогие и престижные отели. (Holiday Inn Hotels and Resorts, Hyatt Hotels and Resorts, Utell и др.). На втором этапе стали создаваться отели более низких категорий, в частности трехзвездных. Иностранные инвесторы интересуются в основном Москвой и Санкт- Петербургом. В России при создании гостиниц, принадлежащих мировым гостиничным цепям, наиболее распространен франчайзинговый договор, предусматривающий продажу лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети. В России наряду с франчайзингом и контрактом на управление широкое распространение получила практика создания совместных предприятий. Российский гостиничный рынок включается в глобальные процессы, однако, проникновения мировых гостиничных цепей на территорию нашей страны происходит очень медленно. Для России необходимость модернизации индустрии гостеприимства нашей страны может быть решена с приходом в нашу страну гостиничных цепей и распространением их в регионах
Вопрос создание национальных гостиничных цепей остается для России сложным, но актуальным. Это процесс начался еще в 90-е годы прошлого века, но приобрел активность с начала текущего века, когда у местных элит появились средства для инвестиций. Изначально российская гостиничная цепь создавалась на базе объектов, имевших общего собственника, который или совмещал функции владения и управления («ЮМАКО»), или приглашался внешний управляющий, например, российского (ДИПС, АФК «Система»). По числу отелей входящих в группу лидером среди российских гостиничных цепей является - ООО «Гринэкспресс», по числу номеров, находящихся под управлением лидирует группа ООО «Юмако».
Основные проблемы российской индустрии гостеприимства заключаются в ее слабой интеграции в мировую сферу туризма, больших диспропорциях в развитии регионов России, слабой привлекательности российского рынка для зарубежных компаний индустрии гостеприимства и слабая « восприимчивость» России к современным мировым тенденциям и инновациям.
В качестве мер по активизации развития национальных гостиничных цепей в России можно предложить следующие рекомендации:
• совершенствование российского законодательства, которое пока не способствует развитию национальных гостиничных сетей;
• предоставление финансовых средств (инвестиции) для развития отечественных гостиниц;
• защита инвесторов от рисков, т.к инвестирование в гостиничный бизнес связано с большим риском из-за отсутствия полной, достоверной статистики по туризму и серьезной аналитики;
• увеличение количества высокопрофессиональных управленцев и специалистов гостиничного бизнеса в России.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 1994. - № 32.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая / Федеральный закон РФ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 02.02.2006 г. №19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5.
3. Гражданский кодекс РФ. Часть третья / Федеральный закон РФ от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2001. - № 49.
4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон РФ от 8.08.2001 № 129-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №33. - Ст.3431.
5.Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 04.10.1996 № 132-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №11. - Ст.2112.
6.О защите конкуренции: Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №23. - Ст.2856.
7. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.
Классификация гостиниц»
8. Базаров Т.Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: Учебник для вузов- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. - 423 с.
9. Беляев, С.Е. Кадровый потенциал и формирование цены капитала /С.Е. Беляев //Предпринимательство. - 2013. - № 1. - С. 29-36.
10. Беляев, С.Е. Оценка кадрового потенциала с целью оценки рыночной стоимости предприятий сравнительным подходом /С.Е. Беляев// Вопросы экономических наук. - 2015. - № 2. - С. 11-20.
11. Волгин Н. Мотивационная основа эффективного труда.// Человек и труд. - 2015. - №4. - С. 75-79.
12. Г аврильчак Н.И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации / СПб. Гос. Ин-т сервиса и экономики. - СПб., 2013. - 55 с.
13. Гермогенов М.А. «Основные направления и проблемы государственного регулирования туризма в РФ» // «Туризм и отдых». - 2011. - №7. - с.42-54
14. Головатюк А.В. Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития туризма: применение международного опыта в России. - М.: МАКС-Пресс, 2010. - 12 с.
15. Горшенин В.Ю. Анализ особенностей развития туристского бизнеса в России// Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Выпуск 8. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,
2010.
16. Горшенин В.Ю. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий российской туриндустрии: Препринт. - СПб.: СПбГУЭФ, 2010.
17. Горшенин В.Ю. Стратегия маркетинга как фактор повышения конкурентоспособности российской туриндустрии// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №17: Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2009.
18. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. - М.: ПРИОР,
2009. - 144 с.
19. Данилов А. П. Концепции управления гостиничным бизнесом // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. Вып. 4 (16). - Самара, 2009. - 122 с. - С. 48-52.
20. Данилов А. П., Старчикова Н. Г. Обучающие методики в подготовке менеджеров по гостиничному бизнесу / А. П. Данилов, Н. Г. Старчикова // Научно-практический международный журнал «Г уманизация образования» - Сочи, 2012. - С. 82-86.
21. Добрецов А.Р. Экспорт услуг и международный туризм// «Экономика и жизнь» - 2013. - №42. - с.45-52
22. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - Минск: «Новое издание». - 2012. - 325 с.
23. Егорычев, Д.Е. Управленческая карьера в России. Формирование (становление) системы управления персоналом туристского предприятия [Текст] /Д.Е. Егорычев// Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2013. - № 2. - С. - 20-26.
24. Егорычев, Д.Е. Система обучения кадров как залог долголетия туристского предприятия [Текст] / Д.Е. Егорычев// Научный альманах «Квартальновские научные чтения». Выпуск 3. - М.: Советский спорт,
2014. - С. - 262-266.
25. Егорычев, Д.Е. Проблемы внутрифирменного обучения, подготовки кадров и повышения профессиональной квалификации специалистов сферы туризма и гостеприимства [Текст] /Д.Е. Егорычев// Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2012. - № 2. - С. -26-34.
26. Елисеева О.С. Активизация инвестиционного процесса в сфере туризма как способ повышения экономического уровня региона / О.С. Елисеева // Научная мысль Кавказа. Приложение. №4(88) 2012.
27. Журавлев П. В., Карташов С. А. и др. Технология управления персоналом. М.: Экзамен. - 2013. - 575 с.
28. Иванова И.М. Туристские услуги в международной торговле// Туристская деловая газета. - 2013. - 23 сентября. - С.4-5.
29. Ильина Н.И. Место туризма в экономике России и Татарстана на примере трех экономических функций туризма // «Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VI научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Казань: ТИСБИ. - 2015. - 56 с.
30. Калашников, С.А. Информационное обеспечение рынка туристских услуг [Текст] / С.А. Калашников, Н.В. Рожкова // Международно - практическая конференция: формирование инновационного типа экономики России и регионов. Проблемы менеджмента, логистики, коммерции, сервиса и бизнес - статистики. Самара, СГЭУ. 2010.
31. Каменева В.В. Влияние персонала на качество услуг предприятий гостиничного хозяйства / В.В. Каменева, И.В. Калашникова // Актуальные вопросы управления организацией: материалы региональной научнопрактической конференции, 20 мая 2008 г./ под ред. В.С. Лосева. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2011. - С. 170-173.
32. Каменева В.В. Гостиничный бизнес: влияние персонала на качество сервиса / В.В. Каменева // Региональный рынок товаров и услуг: инновационные технологии и организация бизнеса: материалы Международной научно-практической конференции, 30-31 октября 2008 г. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. - Ч.2. - С. 82-86.
33. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. - М.:
Г ерда. - 2012. - 227 с.
34. Касьяненко О.А., Мельникова М.Н., Потемкин В.К., Спивак В.А. Слободской А.Л. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф., чл-кор. РАЕН В.К.Потемкина. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2013.
35. Кибалюк, И.В. Совершенствование механизма взаимодействия структурных подразделений организации как фактор инновационного развития ее кадрового потенциала. /И.В. Кибалюк //Российское предпринимательство. - 2010. - № 12. - С.23 - 27.
36. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 512 с.
37. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону. - 2012.
38. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. - М., 2015. - 94 с.
39. Куприн В., Асташкова О. Барометр мотивации персонала компании // Бизнес без проблем. - Персонал. - 2010. - №11.
40. Лебедева Г.Н., Мазаева Н.П. Общие подходы к выработке международных стандартов качества услуг: сборник докладов и выступлений VII научнопрактической конференции «Наука - индустрии сервиса», МГУС. - М., 2012. -№20.
41. Легорнев С.Ф. Туризм в экономике открытого типа// «Вестник Московского Университета». - 2013. - №2. - с.21-28
42. Лесник А.Л., Мацицкий И.П., Чернышев А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом. - М., 2009. - 265с.
43. Лысич А.П. Сфера гостиничного хозяйства как объект управления: Препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
44. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пос.-М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ. - 2012. - 312 с.
45. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Знание. - 2013. - 231 с.
46. Шекшля С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: ИНФРА-М. - 2011. - 223 с.
47. Щевелев А.И. Мотивация - успешный ключ к управлению персоналом.// Управление персоналом. - 2011. - №1. - С. 54-57.
48. Юльчиева Г.Н. Менеджмент персонала в гостиничном хозяйстве: Учебное пособие. -Алматы: Классика, 2014. - 284 с.
49. Юльчиева Г.Н. Организация гостиничного хозяйства в условиях глобализации экономики. - Алматы: Классика, 2009. - 458 с.
50. http: //ibiskazan.ru/