ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНОВ
ПРОКРАСТИНАЦИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА 8
1.1. Теоретический обзор исследований проблемы прокрастинации 8
1.2. Основные подходы к определению понятия оценочная тревожности 27
1.3 Основные подходы к изучению совладающего поведения 31
1.4. Теоретический обзор исследований проблемы перфекционизма 36
1.5. Психологические особенности учеников старших классов как
возрастного периода 42
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ У УЧЕНИКОВ
СТАРШИХ КЛАССОВ 50
2.1. Организация исследования и описание методик 50
2.2. Описание выборочной совокупности 57
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Школьный возраст является важным периодом в жизни человека, в течение которого он определяется со своим профессиональным выбором, обретает чувства взрослости и идентичности, планирует свое будущее. Значимыми являются учебные и профессиональные достижения, которые укрепляют веру в себя и свою способность к продуктивной деятельности, и одновременно закладывают базу для успешной самореализации в будущем. Однако препятствием для таких достижений может стать прокрастинация, при которой человек откладывает до момента «дедлайна» самые важные и актуальные дела и задачи, а также принятие решений. Хотя прокрастинация в той или иной мере свойственна всем возрастам, наибольшее распространение она имеет именно среди учеников старших классов. Еще одним препятствием может стать перфекционизм, при котором личность устанавливает для себя недостижимо высокие стандарты и нереалистичные цели, что может повлиять на выполнение работы вплоть от полного отказа от нее или возникновения депрессивного состояния у школьника.
Актуальность данной работы заключается в том, что явление прокрастинации становится все более распространено. Негативные последствия выражаются не только в снижении успешности и продуктивности личности и препятствии ее развития, как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях собственного неуспеха, чувства вины, неудовлетворенности результатами своей деятельности. Прокрастинация обычно проявляется в деятельности, результат которой очень важен для личности. Повышенную значимость результата, определяющую ситуацию его оценки как стрессовую, могут обусловить такие явления, как перфекционизм и оценочная тревожность. Однако проблема прокрастинации исследуется в отечественной науке совсем недавно, и практически нет однозначно выявленных причин, обусловливающих склонность «откладывать на потом». В связи с этим возникают вопросы, что именно влияет на возникновение прокрастинации у учеников старших классов, связаны ли с ней явления перфекционизма и оценочной тревожности, а также существует ли взаимосвязь между копинг- стратегиями и прокрастинацией (как явления, проявляющегося в стрессовой ситуации).
Проведенный анализ литературных источников показывает, что большое количество авторов изучали феномен прокрастинации учеников. Данная тема достаточно подробно изучена в отечественной и зарубежной психологии. После просмотра психологической литературы по данной теме можно сделать вывод, что целенаправленно изучением взаимосвязи феномена прокрастинации с личностными особенностями школьника в России исследователи стали заниматься совсем недавно. Сюда можно отнести исследования педагогов Я.И. Варваричевой, В.В. Барабанщиковой, Т.А. Евстратовой [3;4;1;11]. Такие психологи, как С.Б. Мохова, А.Н. Неврюева и другие дали подробное описание такому понятию, как «прокрастинация» и разработали психологические корреляты общей и академической прокрастинации у школьников [13;15].
В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между увеличением количества студентов-гуманитариев с феноменом прокрастинации и методов оказания помощи таким школьникам. Хотя теоретических разработок по выявлению причин прокрастинации школьников и взаимосвязи этого феномена с личностными особенностями большое количество, работ, результаты которых можно применять на практике - недостаточно.
Таким образом, проблема исследования заключается в следующем: в чем заключается взаимосвязь прокрастинации с личностными особенностями учеников старших классов?
Объект исследования - ученики старших классов Гимназии № 28 Вахитовского района г. Казани (96 человек).
Предмет - особенности прокрастинации и перфекционизма у учеников старших классов.
В качестве гипотез нашего исследования мы высказываем предположения о том, что:
1. Существуют различия в проявлениях прокрастинации у учеников старших классов.
2. Существует связь между прокрастинацией и используемыми
стратегиями совладающего поведения у учеников
старших классов.
Цель: исследовать особенности прокрастинации и перфекционизма и их взаимосвязь учеников старших классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблемам прокрастинации и перфекционизма.
2. Рассмотреть психологические особенности учеников старших классов как возрастного периода.
3. Провести исследование прокрастинации у учеников старших классов.
4. Выявить взаимосвязь между особенностями прокрастинации, перфекционизма, оценочной тревожности и совладающего поведения у учеников.
5. Выявить различия в особенностях прокрастинации у учеников старших классов.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют общие положения об общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка (Л.С. Выготский), основные концепции развития личности на различных этапах онтогенеза (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и другие); исследования по влиянию внутриличностных противоречий на межличностное взаимодействие (Е.С. Калмыкова); теория содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина и другие.
Методы исследования: теоретические, эмпирические, опросные методы (тестирование, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперименты), метод статистической обработки результатов исследования, количественный и качественный анализ данных
Но при проведении исследования нас интересовала не только количественная выраженность прокрастинации, но и качественнное ее проявление. Поэтому было проведено полуструктурированное интервью на предварительном этапе исследования.
Этапы исследования включают в себя:
1. Анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования;
2. Подбор и применение методик и тестов, направленных на выявление прокрастинации в обучении у школьников;
3. Фиксация и подсчет результатов, достигнутых после проведения тестов и методик по определению взаимосвязи феномена прокрастинации у учеников старших классов с личностными особенностями.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали ученики старших классов Гимназии № 28 Вахитовского района г. Казани (96 человек).
Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена зависимость между трудностями в обучении и неудовлетворенностью возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего школьного возраста. Для школьной психологической службы имеют существенное практическое значение рекомендации, которые сформулированы во второй части второй главы и в заключении.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что на данный момент понятие прокрастинация является уже широко изученным: есть множество определений понятия, опирающихся на разные методологические подходы, выделены классификации, виды прокрастинации, разработаны способы как ее предотвращать, но сама проблема откладывания так и не решена. Мы же хотим установить психологические характеристики, которые способствуют проявлению прокрастинации, посредством более детального анализа структуры изучаемого феномена.
Практическая значимость исследования. В целом, полученные результаты вносят дополнительный вклад в решение одной из самых распространенных и актуальных проблем - откладывание дел «на потом». А студентам, на которых проводилось исследование, данная проблема знакома не
7 понаслышке. И полученные результаты могут способствовать преодолению этой проблемы.
Школьный возраст - возраст, в котором особую значимость приобретают как учебные, так и профессиональные достижения. Важность успешности сдачи контрольных и экзаменационных работ определяется как внешними факторами (возможность дальнейшего обучения, получение более престижной работы по окончанию обучения), так и внутренними (растет потребность в осознании себя способным быть успешным и достигать своих целей, что формирует соответствующий образ Я и позволяет планировать дальнейшее будущее, ставить все новые цели и задачи). Также важность ситуации оценивания может становится настолько острой, что переходит в категорию безусловно стрессовых ситуаций для студента. Это может произойти в том числе из-за перфекционизма или повышенной оценочной тревожности субъекта. В этом случае часто проявляется феномен прокрастинации, и студент откладывает начало или завершение
деятельности, оценивание которой является для него стрессогенным фактором.
Теоретический обзор проблемы прокрастинации позволил уточнить факторы, влияющие на частоту и интенсивность проявления прокрастинации. Рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию феномена откладывания с позиций психодинамического, поведенческого и когнитивного подхода. Были выделены спорные области представлений о прокрастинации, такие как вопросы влияния перфекционизма и оценочной тревожности на проявления прокрастинации. Анализ особенностей студенческого возраста позволил определить актуальность проблемы прокрастинации и перфекционизма для учеников.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что перфекционизм достоверно связан с прокрастинацией у учеников различных направлений подготовки, причем для гуманитариев (10 и 11 классы) проявилась связь откладывания и перфекционизма как феномена предъявления завышенных требований, а у учеников-математиков - связь откладывания и социально-предписанного перфекционизма. Все направления подготовки обнаружили связь между прокрастинацией и оценочной тревожностью. Положительная корреляционная связь была выявлена у учеников-гуманитариев с копинг-стратегиями принятия ответственности и избегания, у учеников-математиков - со стратегиями конфронтации и дистанцирования, у учеников-гуманитариев - с конфронтацией и у учеников-математиков - с избеганием. Проанализировав сущность каждой копинг-стратегии, мы предположили, что прокрастинация может являться способом реализации этих копинг-стратегий, воплощая в себе те или иные их аспекты. Кроме того, несмотря на статистически не подтвержденную гипотезу о различиях в проявлении прокрастинации, было выявлено, что у учеников различных направлений подготовки прокрастинация связана с различными факторами, что позволяет предположить тенденцию к различиям в проявлениях прокрастинации и задает перспективу для дальнейших исследований.
1. Барабанщикова В.В. Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп / В.В. Барабанщикова, Е.О. Каминская // Национальный психологический журнал. - 2013. - №2 (10). - С. 43-51.
2. Барабанщикова В.В. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта / В.В. Барабанщикова, М.В. Останина, О.А. Климова // Национальный психологический журнал. - 2015. - №3 (19). - С. 91-104.
3. Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников: Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Т. 2. - М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2008. - С. 147-149.
4. Варваричева Я.И. Психологические механизмы феномена лени
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2007/thesis/Varvaricheva_YI .pdf (дата обращения: 17.03.2016).
5. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - №3. - С. 121-131.
6. Виндекер О.С. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C.H. Lay (на примере студенческой выборки) / О.С. Виндекер, М.В. Останина // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. Научно-практический журнал. - 2014. - №1 (30). - С. 116-126.
7. Горбунова А.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и
прокрастинации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ram/ticket/30/1402152 455674a581405a636049d4c135f44a8be2d.pdf (дата обращения: 18.02.2016).
8. Дворник М.С. Типология социально-психологических практик
отсрочки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/journal/2013/3085/tipologiya_socialnopsihologic heskih_praktik_otsrochki/ (дата обращения: 16.02.2014).
9. Дементий Л.И. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации / Л.И. Дементий, Н.Н. Карловская // Психология обучения. - 2013. - №7. - С. 4-19.
10. Дородейко А.В. Связь уровня прокрастинации с успешностью
профессионального самоопределения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sno.nekrasovspb.ru/ publ_text.php?id=210 (дата обращения:
16.03.2016).
11. Евстратова Т.А. Взаимосвязь адаптации и прокрастинации личности // Сборники конференций НИИ Социосфера. Теоретическое обоснование опросника «Степень выраженности прократинации (СВП)». - Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ. - 2015. - №10. - P. 163-167.
12. Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - №1. - C. 79-84.
13. Ивутина Е.П. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов / Е.П. Ивутина, Е.С. Шуракова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2013. - №4 (1). - С. 146-151.
14. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011. - 65 с.
15. Ипполитова Е.А. Особенности временной перспективы студентов с высоким уровнем учебной прокрастинации // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 762-765.
16. Баранова Р.А. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности и студентов с разной академической успеваемостью / Р.А. Баранова, Н.Н. Карловская // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: Материалы Всеросс. науч.-прак. конф. с межд. уч., посвящ. 15-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского / Под ред. Л.И. Дементий. - Омск: ОмГУ, 2008. - С. 17-21.
17. Киселева М.А. Сборники конференций НИИ Социосфера. Теоретическое обоснование опросника «Степень выраженности прократинации (СВП)» Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ, 2015. №10. - P. 23-27.
18. Киселева М.А. Проблема влияния прокрастинации на процесс
самоопределения личности / М.А. Киселева, Н.Е. Шустова, О.В. Карина [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sociosphera.com/publication/conference/2014/239/problema_vliyaniya_prokr astinacii_na_process_samoopredeleniya_lichnosti/ (дата обращения: 11.03.2014).
19. Климова А.В. Особенности копинг-стратегий и психологических защит студентов с установкой откладывать выполнение работы «на потом» (прокрастинаторов).
20. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». - 2013. - №2. - С. 22-41.
21. Макарова А.П. Гендерные особенности проявления прокрастинации / А.П. Макарова, М.Э. Тангаров // Международный студенческий вестник.
22. Мохова С.Б. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С.Б. Мохова, А.Н. Неврюеев // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С. 24
23. Навроцкая Н. Прокрастинация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://v-zhizni.ru/prokrastinacia.php (дата обращения: 19.03.2016).
24. Неврюев А.Н. Особенности тревожности и статуса в группе у
студентов, подверженных прокрастинации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2012/1840/42926_b7d2.pdf (дата обращения: 10.02.2014).
25. Посохова С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестник Санкт-петербургского университета. - 2011. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - №6. - Вып. 2. - С. 159-166.
26. Семёнова Ф.О. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте / Ф.О. Семёнова, А.М. Узденова // Научный журнал КубГАУ. - 2012. - №83 (09). - С. 847-856.
27. Сёмина А.С. Исследование феномена прокрастинации во
взаимосвязи с другими психологическими феноменами в студенческой среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2240/41401_e222.pdf (дата обращения: 28.04.2016).
28. Тарасевич Г. Прокрастинация: симптом века. Как устроена
психология современного человека и почему он склонен откладывать жизнь на потом [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://rusrep.ru/article/2014/04/09/prokrastinatsiya-simptom-veka (дата
обращения: 26.03.2014).
29. Шамшикова О.А. К вопросу о психологическом феномене «прокрастинация» / О.А. Шамшикова, И.Н. Кормачёва // Развитие человека в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 15-17 апреля 2014 г.) / Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - Часть 1. - С. 253-267.
30. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Психология и право. - 2013. - №4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/ psyandlaw/2013/n4/66242.shtml (дата обращения: 16.03.2014).