ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Методологические аспекты исследования проблем взаимосвязи социально-политических ориентаций электората и его политического выбора 11
§ 1. Выборы как социально-политический институт 11
§ 2. Детерминанты социально-политических ориентаций современного регионального электората 19
§ 3. Особенности взаимосвязи социально-политических ориентаций и политического выбора в обществе 27
Глава II. Динамика и особенности влияния социально-политических ориентаций электората региона на его политический выбор 46
§ 1. Основные факторы формирования регионального электорального поведения 46
§ 2. Динамика социально-политических ориентаций и политического выбора электората Республики Татарстан 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в обстоятельствах перехода нынешнего отечественного сообщества из неустойчивого, переломного и реформируемого положения, а кроме того модернизации общественно-политической концепции, увеличивается значимость новейших демократических процессов, которые возникли в процессе реформ и сопряженных с ними конфигураций общественно-политической роли людей.Изменение российского общества с внедрением новых политических институтов демократического типа, а также связанного с ними повышением гражданской позиции граждан приводит демократизацию общества, изменению массового поведения и сознания. В целостности все эти условия содействуют развитию и популяризации новейших общественно-общественно-политический ценностей и ориентаций.
Социально-общественно-политическая обстановка, складывающаяся в демократических принципах, содействует увеличению значимости общественно-политического подбора людей, что сформирована в независимом волеизъявлении, непосредственном и опосредованном участии в управлении процессами сообщества и страны. Данный общественно-политический подбор сопряжен с селективным процессом, а общественно-политическое содействие - с проведением селективных кампаний и референдумов.
Содействие людей в селективных кампаниях считается значимым признаком развития в современном мире демократических ценностей, продвижением к концепции законного страны, то что гарантирует законность правительству и предоставляет вероятность обществу стремительно принимать участие в принятии общественно-политических решений. В таком случае в нынешних отечественных обстоятельствах, избирательные операции не постоянно гарантируют настоящую конкуренцию среди кандидатами, результативность протекания селективного хода.
Данные факторы порождает применение административного ресурса на всех уровнях власти.
Применение административного ресурса зачастую в результатах выборов, к недоверию правительствуи демократическим операциям.Значительной задачей остается двойственный вид хода развития и формирования общественно-общественно-политических ориентаций российского электората равно как в федеральном, так и региональном уровне. Такая противоречивость объясняется низким уровнем гражданской позиции и политической культуры общества, различиями в политических ожиданиях избирателей и представителей тех или иных социальных групп и слоев. Анализ избирательных кампаний как на федеральном, так и на региональном уровнях предоставил раскрыть отличия в общественно-общественно¬политических ориентациях электората, которые сказались в общественно¬политическом подборе. На данный момент на формирование социально¬политических ориентаций российского электората оказывают влияние устаревшие стандарты политического мышления, отживающие политические ценности и установки. Эффективность избирательного процесса определяется содержанием социально-политических ориентаций граждан, что заставляет уделять особое внимание изучению тенденций развития этих ориентаций, многочисленных факторов определяющих их развитие, а также закономерностей их влияния на политический и электоральный выбор.
Разработка и оценка российскими учеными,позволили выявить типологию современного российского электората, учитывая его политической культуры, особенность социально-политических ориентаций, проявляющуюся в политическом выборе. На данную типологию повлияли методологические основы, разработанные зарубежными авторами.На данную типологию повлияли методологические основы, разработанные зарубежными авторами Но в силу выраженных особенностей российского электората, социально¬политические ориентации различных групп регионального электората изучены явно недостаточно.
Изучение социально-политических ориентаций электората, механизма влияния на политический выбор имеет практическое значение, так как способствует прогнозированию развития политической культуры граждан и всего политического процесса в регионах и в стране в целом.
Степень разработанности проблемы. До конца 80-х годов в российской социальной науке не было системных исследований электорального поведения, принятия выбора в рамках избирательного процесса, предполагавшего конкуренцию. Исследователи предполагали, что выбор избирателя основывается на единой идеологии при отсутствии оппозиции.В то же время, рассмотрение и критика работ зарубежных исследователей голосования сводилась лишь к интерпретации электоральной базы .
Отечественным исследователям, несмотря на столь недавнее изучение избирательных кампаний, удалось применить к российским условиям теоретико-методологическую основу, которую выявила зарубежная наука, а также сформулировать собственную, которая выражает специфику отечественной действительности. На данные фактор оказало влияние изменение новой политической системы, изменение избирательного законодательства и развитие избирательного процесса. Существенным фактом является то, что новые теоретические разработки получали свое применение на каждой избирательной кампании.
Тема политического выбора, прогнозирования результатов и анализ факторов заняли значительное место в научных исследованиях и разработках российских ученых в постсоветский период . Эффективность избирательных кампаний рассмотрена в работах Л.В. Березовской, М.В. Жеребкина, В.И. Иванова, М.И. Кодина, В.К. Левашова, В.Ф. Пенькова, В.В. Локосова, Г.В. Осипова, В.В. Пешкова и многих других .
Появилось значительное количество литературы, описывающей технологии выборных кампаний, анализ условий и механизмов, влияющих на успех в избирательной кампании . Большая часть литературы посвящена изучению психологических аспектов избирателя как одному из важных составляющих предвыборных кампаний .
Изменение политической системы в конце 90-х годов ХХ века требовало поставило исследования новых представлений, нового языка описания и методов анализа выборов.
Российская практика заимствовала с западной литературы аналитикупроведения избирательных кампаний и методов в исследовательской практике. Большинство работ сводится к сравнению и обобщению отечественного и зарубежного опыта в проведении избирательных кампаний, что позволяет выявить закономерности и особенности развития избирательных технологий в современном российском обществе.
В отечественной литературе определилось два различных подхода к анализу выборов в федеральном и региональном формате. Первый подход
аспект базируется в этом, то что областные патологии с федеральных избирательских направленностей считаются итогом областных
фальсификаций.Второй же, на том, что региональные выборы имеют такую специфику, которая не может соотноситься с федеральными тенденциями. Общефедеральные выборы достигли большей разработанности, чем региональные.
Но, тем не менее, имеется ряд работ, посвященных изучению регионального избирательного процесса и избирательных кампаний, в которых выделяется теоретико-методологическая основа изучения эффективности избирательных кампаний .
Большинство работ по исследованию региональных выборов носят проблемныйхарактер.
Научный интерес к электоральному поведению в Республике Татарстан проявлен в большей степени, как политиками, так и научными работниками. Большое теоретическое и практическое значение имеют работы М.Х. Фарукшина, А.Н. Халитовой.
Проблемы электорального поведения изучены в работах О.А. Самаркина, А.И. Тюленева, С.А. Макаровой.
В зарубежной литературе большой вклад внесли Г. Хейл, Й.
Гревингхольд, Ф. Гогель, Ф. Конверс, А. Кэмпбелл.
Однако, невзирая на большой массив объем литературы, изучающей
электоральное поведение, политический выбор, работ, содержащих комплексные монографические исследования относительно особенностей Татарстан незначительно. Мало выявлены социально-политические ориентации в современных условиях и факторы, влияющие на политический выбор регионального электората.
Объектом исследования является электорат как субъект региональных политических процессов.
Предметом исследования являются особенности влияния социально-политических ориентаций регионального электората на его политический выбор.
Целью исследования является определение тенденций, а также взаимосвязи социально-политических ориентаций и политического выбора регионального электората.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить методологические основы исследования специфики и тенденций социально-политического выбора электората в России;
2. Рассмотреть сегодняшнюю сущность, характерные черты и направленность развития социально-политических ориентаций регионального электората в обстоятельствах перехода российского общества от кризисно-реформируемого состояния к крепкому формированию;
3. Выявить значение социально-политических ориентаций электората в реализации его социально-политического выбора;
4. Выявить динамику развития социально-политических ориентаций и выбора электората Республики Татарстан.
Теоретико-методологическую основу дипломной работы составили теоретические положения и методологические основы современного структурного функционализма (Т. Парсонс, Н. Смелзер), теорий рационального действия и рациональной политики М. Вебера, политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы, политического участия А. Даунса и Л. Пая, бессознательного и деструктивного в политике З. Фрейда и Э. Фромма, политического протеста и абсентеизма Т. Адорно и Р. Мертона, политического рынка Р. Будона, М.Дюверже и Г. Хоттелинга. Особая методологическая роль в определении ряда факторов политического поведения, включая электоральное, выявлены в социологии (П. Лазарсфельд, С. Липсет, С. Рокан), социально¬психологического (П. Конверс, У. Миллер, Д. Стоукс) и рационально¬инструментального подходов (Э. Даунс, М. Фиорина).
Использованы философские воззрения русских философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.И.Новгородцева, П.А. Сорокина, которые помогают определить и понять специфику менталитета отечественного электората, а также особенности политической культуры. Важную роль играют работы Д. Истона, Дж. Денниса, которые выражают теорию политической социализации индивида. Также немаловажное значение в определении специфики избирательного процесса выразиои теория плюрализма (Р. Даль, В. Харт) и теория когнитивного развития (Ж. Пиаже, Дж. Адельсон). Исследование процессов становления социально-политических ориентаций личности и социальных групп, а также специфики их избирательного положения требует использование комплексного и системного подходов диалектического и сравнительного методов научного анализа.
Также использованы теоретические наработки отечественных и зарубежных исследователей феноменов политической культуры, массового политического сознания и поведения.
Научно-практическая значимость заключается в абстрактном изыскании приспособления общественно-общественно-политических
ориентаций областного электората. Также выявлены факторы, которые влияют на политическое поведение. Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, полученные в результате написания дипломной работы, помогают более значимо выявлять и управлять ходом политических процессов, прогнозировать развитие новые электоральные ориентации, а также их последующего поведения избирателей на выборах.
В данной дипломной работе политический выбор электората исследовался в условиях продолжающихся в Российской Федерации крупных политико-трансформационных процессов, в условиях переходного, нестабильного общества, когда имеет место освоение политического самоопределения избирателей и применение механизмов политической идентификации. Политический выбор электората представлен как объект исследования, раскрыты теоретические и методологические проблемы, обоснованы подходы к объекту исследования и понятийный аппарат исследования.С целью этапа постсоветской общественно-политической события Русской Федерации присущи, с одной края, перемены общественного и вещественного утверждения и общественного здоровья электората, совершающиеся с довольно значительной динамикой около влиянием общественных и социокультурных условий, с дугообразно - регулярный ход координационного перемены общественно-политического диапазона. В данных обстоятельствах необходимо, в главную очередность, акцентировать общественно-политические ориентации электората, равно как объекта изучения перемен общественно-политического подбора избирателей. Значительно в таком случае, то что общественно-политический подбор, представляя действием свободы, обширно высказывает постоянные ориентации электората.
В дипломе изучен система детерминации избирательского подбора и закреплены результаты общественно-политического подбора согласно федерационным селективным кампаниям. Проведенная деятельность дала возможность придти к заключению, то что наравне с общественными и социокультурными условиями воздействия в общественно-политический подбор электората, в итоги голосования проявляет значительное воздействие и координационно-общественно-политическое влияние.
В изыскании открыт совокупность координационно-общественно-политического влияния в избиратели, какой состоит в труде равно как с структурированием общественно-политического диапазона, таким образом и с трудом с общественно-политическими ориентациями избирателей. Только лишь сложная и целая деятельность дает возможность совершить общественно¬контролируемым ход и сущность формулировки общественно-политической свободы электората.
Кроме того обнаружены областные характерные черты избирательского действия в промежуток выполнения общероссийских селективных кампаний и, надлежащего рассмотрения итогов в случае Республики Республика. Пересмотрены ключевые тенденции перемены избирательского подбора, областные условия, оказывающие большое влияние в избирательское действия. Исследование динамики общественно-политических ориентаций и общественно-политического подбора электората республики Республика дает возможность совершить заключение, то что областной общественно¬политический подбор в республике обладает собственную специфику в доли этого, то что опережает общероссийские направленности в изменении общественно-политических ориентаций и нахождения общественно¬политического подбора.
Проведенное изучение определяет несколько значительных новейших экспериментальных вопросов, службу надо какими необходимо продлить в мишенях последующего исследования отличительных черт общественно-политического подбора электората в областном и федерационном степени согласно подобным тенденциям равно как:
- соответствие общественных, общественно-цивилизованных, общественно- финансовых и координационно-общественно-политических условий присутствие исследованию стратегии и стратегии селективной кампании, подбора денег рассмотрения избирательской условия;
- соответствие областного и федерального формата присутствие конструировании общественно-политического формирования государства, в этом количестве и селективного хода;
- создание проекты увеличения общественно-политической культуры и её избирательского проявления;
- стимуляция формирования в областном степени хода развития демократических вузов цивильного сообщества.
Дипломная работа позволяет прийти к следующим выводам:
1. Анализ электорального поведения в нестабильном переходном обществе предполагает использование вероятностных стратегий изучения результатов политического выбора. Динамика социально-экономического изменения общества, функций государственных органов, «эластичность» политического спектра и неустойчивое социальное самоопределение большинства населения, неустойчивость общества и повышенные социальные риски задают такую выборную политическую реальность, которая позволяет рассматривать «политические ориентации» как достаточный научный термин, описывающий сердцевину современного политического выборного самоопределения электората.
2. В общественно-политическом подборе электората Русской Федерации в федерационных и областных избраниях (в использованные материалах Республики Республика) существует равно как единое, таким образом и особое. В государственных республиках Русской Федерации подобное распределение считается более очевидным и обладает собственные характерные черты.
3. Общими условиями, характеризующими общественно¬
политический избирательский подбор в областном и федерационном степени, считаются:
- общественно-многознаменательные «русские» стандарты общественно¬политического рассудки многих электората;
- воздействие вида существования в утверждение избирательного постановления; увеличение воздействия координационно-насильственных и политый научно-технических условий влияния в подбор избирателя;
- целостность текстуры общественно-политического диапазона;
- базисное целостность институциональной основные принципы и законный основы выборов;
- финансовая (сырьевая) отличительная черта развития огромной доли прибыли областного бюджета.
4. Особенными условиями, в случае Республики Республика, характеризующими общественно-политический избирательский подбор в областном и федерационном степени считаются:
- мультинациональный структура электората, преимущество титульной цивилизации в диктаторских текстурах республики;
- устойчивые общественно-финансовые характеристики в различие с существенного их раскачивания согласно Русской Федерации в полном;
- координационно-законные характерные черты селективного хода, содержащиеся, в первую очередь в целом в конструктивном использовании управленческого ресурса;
- национально-областной мировосприятие;
- общественно-политические условия, следующие с областного нрава хода приватизации и методов управления собственностью.
5. Особыми условиями, в случае Республики Республика, характеризующими общественно-политический избирательский подбор в областном степени считаются:
- мультинациональный структура электората, с превосходством числового многих у титульной цивилизации и её преимущество в диктаторских текстурах республики;
- устойчивые общественно-финансовые характеристики в различие с существенного их раскачивания согласно Русской Федерации в полном;
- координационно-законные характерные черты селективного хода, содержащиеся, в первую очередь в целом в конструктивном использовании управленческого ресурса;
- национально-областной мировосприятие;
- политические факторы, вытекающие из регионального характера процесса приватизации и способов управления собственностью;
Спектр политических ориентаций населения республики, фактически соответствует общероссийской палитре политических предпочтений.
Колебания политических ориентаций электората Башкортостана имели тот же политический профиль, что и в целом в Российской Федерации;
Политические ориентации электората делятся в значительной степени по линии сельское население - городское население. Политические ориентации городского населения ближе к общероссийским тенденциям, сельское население выступает в своем большинстве за коммунистов и аграриев;
Особенное в динамике политического выбора на федеральном и региональном уровне, на примере Республики Татарстан:
- амплитуда колебаний политического выбора избирателей имела отчетливые контуры. Такая тенденция вытекала из региональной специфики, из политической, социально-экономической и социокультурной специфики региона. В первую очередь можно говорить о колебании левого электората в целом и коммунистического электората. В целом сместился в центр политический спектр электората, ранее голосовавшего за левых.в Республике наблюдается процесс уменьшения числа сторонников леворадикальной ориентации. Центристские политические ориентации проявляются за рассматриваемый период на выборах все более существенно.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что региональная специфика требует дальнейшего исследования электорального поведения, представляющего собой достаточно сложное самостоятельное политическое явление. Недостаточное внимание к этому тематическому направлению исследовательской деятельности может оставить достаточные возможности для неверных, политизированных интерпретаций регионального электорального поведения, роли тех или иных механизмов в управлении электоральным вы¬бором граждан.
Предстоит продолжить совершенствование правовой основы избирательных кампаний с целью усиления роли и ответственности всех их участников, прежде всего политических партий, устранения негативных явлений, зафиксированных практикой выборов, обеспечения независимости избирательных комиссий, достижения полной прозрачности финансовой деятельности политических субъектов на всех этапах избирательного процесса, создание реально работающего механизма общественного контроля за проведением голосования и подведением его итогов.
Необходимо формировать у населения, особенно у молодежи, соответствующий сегодняшним политическим реалиям уровень политической и правовой культуры. Это требует совершенствования системы политического информирования населения, преодоления потока недостоверной политической информации, распространяемой СМИ, особенно в период избирательных кампаний. Нуждается в дальнейшем совершенствовании вся система информационно-аналитического сопровождения избирательных кампаний, прежде всего регионального и местного уровней.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Эксмо, 2017. 36 с.
2. Конституция Республика Татарстан: офиц. текст. Казань: ЗАО «Новое знание», 2012. 31 c.
3. Российская Федерация. Федеральный закон. О политических партиях
[Федеральный закон: принят 21 июня 2001 г.]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32459/, (дата обращения 11.03.2017)
4. Республика Татарстан. Закон. О гарантиях равенства политических
партий, представленных в Государственном Совете Республики Татарстан, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом [Закон принят 30 июля 2010 г.]. URL:
http://tatarstan.ru/file/laws/laws/laws 48705, (дата обращения 16.03.2017)
5. Республика Татарстан. Закон. О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан [Закон принят 28 июля 2004 г.]. URL: https://edu.tatar.ru/kirov/kazan/dou56/page 1724941.htm, (дата обращения 16.03.2017)
6. Республика Татарстан. Закон. О Конституционном Суде Республики
Татарстан [Закон принят 22 декабря 1992 г.]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/917000213, (дата обращения 11.03.2017)
7. Республика Татарстан. Закон. О местном самоуправлении в Республике
Татарстан [Закон принят 1 июля 2004 г.] URL: http://www.e-
nkama.ru/territorial/ikmo gorod/zakonodatelstvo-o-vyborakh-i- referendumakh TIK G, (дата обращения 6.03.2017)
8. Российская Федерация. Федеративный договор. О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Республики Татарстан: [Федер. договор принят 26 июня 2007 г.]. URL:
http: //gossov.tatarstan.ru/dokument/do govor/fzrfrt/do govor/, (дата обращения 18.03.207)
Монографии, учебники
9. Алешин, Е., Устименко, С. Психология избирательной кампании / Е. Алешин, С. Устименко. М.: РОССПЭН, 2004. 534 с.
10. Абашкина, Е. Имидж лидера / Е. Абашкина. М.: Наука, 2011. 331 с.
11. Абашкина, Е. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером / Е. Абашкина. М.: Наука, 2012. 423 с.
12. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер, пер. с англ. Общ.ред. Ю.Н. Каптуревского. С-Пб.: «Питер-пресс», 2010. 598 с.
13. Андреева, Г.М. Проблемы устойчивости социальных общностей рассматриваются, в частности, социальной психологией / Г.М. Андреева, М.: Прогресс, 2013. 359 с.
14. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. М.: Верст, 2015. 256 с.
15. Афанасьев, М.Н. Клиентизм и российская государственность / М.Н. Афанасьев. М.: Прогресс, 2011. 506 с.
16. Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление / В.Г. Афанасьев. СПб: ИД «Петрополис», 2010. 330 с.
17. Березовская, Л/B., Ковалев, A.M. Россия на пороге XXI века: философско-социологическое исследование / Березовская Л.В. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. 220 с.
18. Васильцов, С. Рабочий класс в странах Западной Европы. К изучению социальных основ политического поведения / С. Васильцов. М.: Наука, 2002. 340 с.
19. Галкин, А.А. Рабочие избиратели в странах Западной Европы / А.А. Галкин. M.: Наука, 2008. 438 с.
20. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. М.: «Финпресс», 2011. 446 с.
21. Гоулд, Д. Основы поведенческой географии / Д. Гоулд. М.: 2001. 303 с.
22. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 2014. 285 с.
23. Дубейковская, Я.С. Стоп кадры! / Я.С. Дубейковская. Екатеринбург, 2011. 237 с.
24. Жеребкин, М.В. Власть России: выборная и невыборная / М.В. Жеребкин. М.: Наука, 2011. 387 с.
25. Иванов, В. H. Россия: социально-политическая ситуация (национальный и региональный аспекты) / В.Н. Иванов. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2013. 268 с.
26. Ильясова, Ф.. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах / Ф. Ильясова. М.: ИМА-Пресс, 2012. 311 с.
27. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. М.: Аспект Пресс, 2013. 203 с.
28. Кодин, М.И. Общественно-политические объединения и формирование политической элиты в России / М.И. Кодин. М.: Фонд содействия развит. Соц. и полит, наук, 2007. 493 с.
29. Кулебякин, Е.В.. Гуманистическая психология А. Маслоу и К. Роджерса / Е.В. Кулебякин. М.: Знание, 2015. 310 с.
30. Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский, 2014. М.: Мысль. 232 с.
31. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. Белгород.: ТриМаг, 2009. 516 с.
32. Матвейчев, О. Черный пиар / О. Матвейчев. Екатеринбург, 2010. 298 с.
33. Осипова, Г.В. Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности. Социальная и социально-политическая в России в 2002 году / Под ред. Г.В. Осипова, В.Н. Иванова и др. В 2-х томах. Т. 1-М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. 318 с.
34.Ориу, М. Основы публичного права / М. Ориу, пер. с франц. Общ.ред. М. Ориу. М.: Издательство Коммунистической академии. 1929. 749 с.
35. Парсиев, А.П., Егоров С.Н. Политические ориентации электората пензенской области в условиях начала предвыборной кампании / А.П. Парсиев, С.Н. Егоров. Пенза: Пензинский гос. технич. ун-т, 2006. 301 С.
36. Петренко, Е.С. Рабочие избиратели в странах Западной Европы / Е.С. Петренко. М.: РОССПЭН, 2012. 53 с.
37. Пешков, В. П. Россия XXI века в системе общественно-политических ожиданий / В.П. Пешков. М.: «Русский летописец», 2000. 154 с.
38. Решетник, О.В.. Политическое управление / О.В. Решетняк. М.: ПолитПресс, 1996. 408 с.
39. Савченко, М.С. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / М.С. Савченко. М.: Прогресс, 2013. 264 с.
40. Сдвиги стратификационных рамок в электоральном поведении.
Социальная стратификация переходного общества. Материалы межвузовской научной конференции молодых ученых. Казань, 28 апреля 1999 г. Казань, 1999. с.70-78
41. Тадевосян, Э.В. Социология. Учебное пособие под редакцией / Э.В. Тадевосяна. - М.: Наука 2009. 214 с.
42. Туманов, В.А. Избирательные системы и партии в буржуазном государстве / В.А. Туманов. М.: РОССПЭН, 2009. 150 с.
43. Уледов, А. Структура общественного сознания / А. Уледов. М.: Мысль, 2006. 311 с.
Статьи
44. Авакьян, С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 2015. №7. С. 54-56
45. Березина, Е.В. О точности прогноза результатов голосования // Социс. 2005. № 2. С. 11-15
46. Вешняков, А.А. Международные избирательные стандарты //
Международная жизнь. 2014. №3. С. 22-27
47. Воротилин, Е.А. Политическая теория М. Ориу // Вестник МГУ. Серия «Право». 1978. №1. С. 25-31
48. Галямов, P.P. Политические элиты Российских регионов: особенности трансформации в постсоветский период // Политические исследования. 2013. №3. 24-28 с.
49. Гимпельсон, В., Чугров, С. Модели электорального поведения
российских регионов // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №4. С. 3-8
50. Гоулд, Ф. Стратегическое планирование избирательных кампаний // Полис. 2003. № 4. С. 59-61
51. Губарь, О.М. и др. Общественное мнение в предвыборной борьбе II Социс. 1992. № 4. С. 10; Демидов А. М. Секреты избирателей // Социс. 1989. № 5. С. 44-49
52. Дилигенский, Г.Г. Марксизм и проблемы массового сознания // Вопросы философии. № 11. 2009. С. 7-9
53. Заявление о критериях свободных и справедливых выборов (принято на сессии Межпарламентского Союза 26 марта 1994 года в Париже) // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1994. N. 4(15). С. 39-41.
54.Зубов, А. Новое поколение выбирает // Новое время. 1994. №4. С. 30
55. Зубов, А. Б., Колосов, В.А. Что ищет Россия? Ценностные ориентации российских избирателей 12 дек. 1993 г.// Полис. 1994. №1. С. 65-72
56. Ивкин, В. "Праздник демократии". К истории первых всеобщих выборов в СССР // Российская Федерация. 1993. №2. С. 22-24
57. Ильясов, Ф.Н. Политический маркетинг или Как «продать» вождя // Полис. 2006. №9. С.88-90
58. Казаков, Е.А. Социальная база поддержки ЛДПР и В.В. Жириновского на выборах 12 декабря 1993 года // Социология и политика. 1995. № 2. С. 22 - 31
59. Клямкин, И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис. 2005. №5. С.16-19
60. Левчик, Д.А. Имидж кандидата // Политические науки. 1995. №2. С. 85-88
61. Мерфин, Р. Технология избирательных кампаний в США // Полис. 2008. № 3. С. 77-79.
62. Растоу, Д..А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. №5. С. 9-14
63. Халитова А.Х. Выборы в Госсовет Республики Татарстан пятого созыва сквозь призму электоральной статистики . Казань: Издательство «Дом печати», 2014. С. 8-17
64. Шмиттер, Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидация демократии // Полис. 1966. №5. С. 16-24
Диссертации и авторефераты
65. Желтов, М.В. Региональный электорат: особенности, политические предпочтения и выбор: дисс. канд соц. Наук; КемГУ. Кемерово, 2007. 254
л.
66. Каиров, В.М. Традиции и исторический процесс (социально¬
философский анализ): дисс. д-ра филос. Наук: 09.00.13 / В.М. Каиров; Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2015. 168 л.
67. Ковальчук, O.B. Избирательная кампания в современном российском регионе (на примере Приморского края): дисс. канд. полит.наук: 30.00.22 / О.В. Ковальчук; Владивосток гос. Ун-т. Владивосток, 1999. 361 л.
68. Страхов, А.П. Политическое поведение российских избирателей: базовые установки и предпочтения: автореф. дис. канд. полит, наук: 23.00.02 / А.П. Страхов; Институт мировой эк-ки и межд. отнош-й. Москва, 2009. 161 л.
69. Самаркин О.А. Электоральное поведение населения республики
Татарстан: теоретические средства анализа и эмпирия: автореф. Дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук:22.00.05 / О.А. Самаркин, КНИТУ. Казань, 2012. 175 л.
Электронные ресурсы
70. Избирательное законодательство и выборы в Татарстане: опыт
регионального правового сепаратизма. URL:
71. Население России: численность, динамика, статистика. URL:
http://www.statdata.ru/russia, свободный. (дата обращения 22.03.2017)
72. Региональный отчет: Республика Татарстан. URL:
http://www.allmeet.Org/upload/D2.1 Existing Research Reviews Tatarstan% 20Russian.pdf, свободный.(дата обращения 24.03.2017)
Иностранная литература
73. Binder, L. Politics in Lebanon / L. Binder (ed). N.Y., 2011. P. 10.
74. Perrineau, P., Mayer N. Les Comportementspolitique / P.Perrineau, N. Mayer.
L. : NewHaven, 2008. - P. 56.
75. Rustow, D.A. Transitions to Democracy - Toward a Dynamic Model / D.A. Rustov (eds) / Comparative Politics. 1970. Vol. 2. №3. P. 337-363.