РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ 7
1.1 Феномен насилия. Насилие в семье как социально–педагогическая проблема 7
1.2 Нормативно–правовое сопровождение социально–педагогической профилактики насилия над детьми 15
1.3 Социальная работа по профилактике насилия над детьми в Республике Беларусь 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ 24
2.1 Эмпирическое исследование детско-родительских отношений 24
2.2 Программа социальной профилактики семейного насилия в условиях средней школы 35
2.3 Методические рекомендации по социально-педагогической профилактике насилия над детьми в семье в условиях школьной среды 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
РЕФЕРАТ
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
на базе ГУО Средняя школа №19 г.Бобруйска»
Данная работа состоит из введения, двух глав, шести разделов, двух рисунков, трех таблиц, заключения, списка использованных источников и приложений.
Ключевые слова: насилие, семейное насилие, насилие над детьми, социально–педагогическая профилактика насилия, социальная работа.
Цель дипломной работы: методически обосновать и разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
Объект исследования: социальная работа с семьёй.
Предмет исследования: социальная профилактика семейного насилия.
Задачи исследования: рассмотреть содержание понятия «насилие», выделить виды насилия; проанализировать нормативно правовые основы работы по профилактике семейного насилия над детьми; определить понятие, этапы и методы профилактики в социальной работе; изучить опыт работы по профилактике насилия над детьми в семье; разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, научный синтез, тестирование, методы математической обработки данных.
Практическая значимость дипломной работы: разработанная программа социальной профилактики семейного насилия может быть использована в практике работы социального педагога, психолога, классного руководителя школы.
Сфера использования результатов исследования: учреждения получения общего среднего образования.
ВВЕДЕНИЕ
Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие – ведущая причина травматизма и смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем.
Люди подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами, причем, основными жертвами насилия являются и без того уязвимые категории населения: дети, женщины, пожилые люди и инвалиды.
Насилие встречается в политических институтах, семье, в учебных и трудовых коллективах, на улице, в учреждениях образования и, как это ни парадоксально, в учреждениях социальной защиты и т.п. То есть насилие постепенно проникает во все сферы жизни человека, именно поэтому необходимо активнее исследовать эту проблему и разрабатывать механизмы ее преодоления и предотвращения.
Наиболее ранимыми к проявлениям любого вида насилия являются подростки. Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности и самосознания человека. Именно в этом возрасте может происходить развитие девиантных форм поведения. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых.
До недавнего времени проблема насилия над детьми и подростками оставалась практически закрытой для обсуждения, что не давало полного представления о её масштабах и серьезности, в то время как дети и подростки могут подвергаться насилию не только в семье, но и в школе, со стороны своих же сверстников.
Проблема семейного насилия освещалась зарубежными (Г.Акоста Варгас, М.Бисли, Ш. Джайма) и российскими исследователями (Л.С.Алексеева, А.Д. Кошелева, Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М. Дубовская, Л. Бойченко, А.Васильева, С.Вахрушева, Е.Т. Соколова, Б.Ю.Шапиро и др.).
Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребенок осознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребенка.
Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В основе большинства западных теорий и подходов возрастная динамика детско-родительских отношений сводится к движению от выраженной зависимости ребенка к эмоциональной самодостаточности и равноправным отношениям всех участников взаимодействия (психоаналитическое направление, теория привязанности, бихевиоризм, теория социального научения, гуманистический подход).
Цель работы: методически обосновать и разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
Объект исследования: социальная работа с семьёй.
Предмет исследования: социальная профилактика семейного насилия.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «насилие», выделить виды насилия.
2. Проанализировать нормативно правовые основы работы по профилактике семейного насилия над детьми.
3. Определить особенности социальной работы по профилактике насилия над детьми в Республике Беларусь.
4. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей школьного возраста.
5. Разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
6. Разработать методические рекомендации по социально-педагогической профилактике насилия над детьми в семье в условиях школьной среды.
Выборка исследования: 25 семей, воспитывающих детей 7-9 лет.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, научный синтез, тестирование, методы математической обработки данных.
База проведения исследования: ГУО «Средняя школа №19 г.Бобруйска».
Практическая значимость дипломной работы: разработанная программа социальной профилактики семейного насилия может быть использована в практике работы социального педагога, психолога, классного руководителя школы.
Сфера использования результатов исследования: учреждения получения общего среднего образования.
В данной работе дано определение термину «насилие».
Насилие – умышленное применение человеком или группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе) с целью достижения каких-либо целей (ущемление конституционных прав и свобод гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому и психическому состоянию человека).
Раскрыты основные признаки, наиболее встречающиеся виды данной проблемы. Так для психологического характерна постоянная критика по отношению к другому человеку, завышенные требования, которые не соответствуют возрастным особенностям и вследствие чего происходят нарушения психического развития. Физическое насилие – постоянные побои, пощечины, лишения свободы, жилья. Сюда включают также вовлечение взрослого или ребенка в употребление алкоголя и наркотиков. Сексуальное насилие отличается тем, что люди переживают «синдром травмы изнасилования». Экономическое насилие стало в современном мире встречаться все чаще и чаще. Характерным является то, что надо постоянно отчитываться перед другим человеком.
Исследованы теории происхождения насилия. Можно определить следующие направления в исследовании проблемы насилия: социально-философское, обосновывающее полезность и необходимость некоторых форм насилия, в частности, принуждения со стороны государства; культурологическое, трактующее насилие как результат действия культурных норм и традиций; психологическое, рассматривающее насилие защитная ответную реакция на внешнее негативное отношение; социономическое, исключающее наличие прогрессивной и конструктивной составляющей в проблеме насилия и исследующей ее с позиций общественных возможностей по предупреждению насилия.
С целью изучения детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.
Для проведения исследования был использован следующий диагностический инструментарий: «Тест родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ, Э.Эйдемиллер, В.Юстицкий).
Эмпирическим путём установлено, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.
Поэтому нами разработана программа формирования детско-родительских отношений в условиях младшей школы, которая описана во второй главе. Кроме того, разработаны рекомендации родителям по оптимизации общения с детьми младшего школьного возраста.
Составлены рекомендации родителям по оптимизации общения с детьми младшего школьного возраста.
1. Антонов, А. А. Неблагополучные семьи / А.А. Антонов. – М.: ИНФРА-Минск, 2008. – 360 с.
2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 2009. Т. 15, N 1. - с. 3–18.
3. Белорукова, Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: автореф. дис.… канд. психол. наук / Н.О. Белорукова. - Кострома, 2006. – 32 с.
4. Бенеш, Л. Психологическая природа мужского насилия / Л. Бенеш // Вестник психосоциальной и корекционно-реабилитационной работы. - 1995. - №3 - С.68-70.
5. Гайдаренко, Н. Индивидуальное консультирование // Как создать кризисный центр для женщин / Н.Гайдаренко. - М.: Пресс-Соло, 1995. - С. 55-61.
6. Горшков, И.В. Тяжкие преступления в семье / И.В. Горшков, Р. М. Зулкарнеев. - М.: Сфера, 1997. - 72 с.
7. Градскова, Ю. Домашнее насилие как социально-психологическая и социальная проблема: к портрету женщины-жертвы / Ю. Градскова. - М.: Феникс, 2001. - 53 с.
8. Громов, А. Н. Проблема домашнего насилия в семье / А.Н. Громов // Педагогика. – 2009. – № 5. – С. 43 - 52.
9. Гусейнов, А. А. Понятие насилия / А.А. Гусейнов // Философия, науки, цивилизация / А. А. Гусейнов. - М.: Наука, 1999. – № 3 - С. 55-64 с.
10. Домашнее насилие: проблема и пути решения / Под. общ. ред. С.Н.Буровой. - Минск: Простыя лекi, 2008. – 223 с.
11. Захаренков, А.В. Насилие в семье: это необходимо знать для его выявления и предотвращения / А.В. Захаренков. - Минск.: Новое знание, 2011. - 272 с.
12. Зубенко, В. Основные черты насильственной престепности семье / В. Зубенко // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2012. - №4. - С. 43-46.
13. Игошев, К.Е. Насилие в семье / К.Е. Игошев. – Минск: Дело, 2010. – 426 с.
14. Канкин, В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России. Автореф. дисс. на соискание учен. степ. к. соц. н. / В.Г. Канкин. - Краснодар: Краснодарск. академия МВД России, 2009. – 23 с.
15. Кащенко, В.П. Коррекция насилия в семье / В.П. Кащенко. - Минск: Просвещение, 2007. – 331 с.
16. Козлов, А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы / А. А. Козлов. – М., Флинта-МПСИ,1998. - 146 с.
17. Корнюшина, Р. В. Зарубежный опыт социальной работы: учебное пособие / Р.В. Корнюшина. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 84 с.
18. Кудрявцев, В.Н. Насилие в семье / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - Минск: Логос, 2006. – 194 с.
19. Кузина, И. Г. Теория социальной работы: учебное пособие / И. Г. Кузина. - Изд-во ДВГТУ, 2006. - 232 с.
20. Кузнецова, Л П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие / Л. П. Кузнецова. - Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
21. Курасова, Н. В. Сексуальное насилие в семье / Н. В. Курасова // Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - №1 - С.15-20.
22. Луковцева, З. В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы / З.В. Луковцева // Насилие и социальные изменения Ч.1 / З. В. Луковцева. - М.: Центр АННА, 2000. – 123 с.
23. Минухин, С. Фишман Ч. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. - М.: НФ "Класо", 1998. - 265 с.
24. Мэрфи, Д. Арт-терапия в работе с детьми и подростками, перенесшими сексуальное насилие/ Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2000 – 289 с.
25. Насилие в отношении женщин и детей: анализ проблемы и пути ее решения в Республике Беларусь / И. Чуткова, С. Бурова, Э. Капитонова. – Минск.: Новое знание, 2003. – 375 с.
26. Невярович, Н.Е. Процессуальная психотерапия женщин-жертв сексуального насилия / Н.Е. Невярович. – СПб.: СЗТУ, 2004. – 346 с.
27. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Высшая школа, 1993. 944 с.
28. Павленок, П. Д. Теория и практика социальной работы / П. Д. Павленок. – Дашков и К, 2009. – 568 с.
29. Платонова, Н. М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004. - 154 с.
30. Райгородский, Д.Я. Психология семьи (серия «Психология семейных отношений»): уч. пособ. для факультетов психологии, социологии / Д. Я. Райгородский. – М.: Самара: издат. дом «Бахрах-М», 2002. - 752 с.
31. Седьмой периодический доклад Республики Беларусь об осуществлении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Минск, 2009) // http://mintrud.gov.by/dfiles/000473_944261_Doklad__okonchatelnyj_variant.rtf.
32. Смагина, Л. И. Профилактика домашнего насилия над детьми / Л.И. Смагина // Праблемы выхавання. - 2005. - №4 - С.35-43.
33. Фурманов, И. А. Взаимосвязь психологического насилия и эмоционального состояния супругов в семье / И.А. Фурманов // Белорусский психологический журнал. — № 1 (5). - 2005. — С. 33–40.
34. Фурманов, И.А. Психологическое насилие в супружеских отношениях / И.А. Фурманов, Д.Я. Дмитриева // Адукацыя і выхаванне.– 2006. – № 1.– С. 49–53.
35. Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова, - М.: Дашков и К, 2008. – 860 с.
36. Шведова, Н. О. О насилии в отношении женщин// Насилие и социальные изменения. - 2000.- № 2-3 – С.32-36.
37. Шерман, Р. Структурированные техники семейной и супружеской терапии / Р. Шерман, Н. Фредман. - М.: Класс, 1995. - 234 с.