Социальная профилактика семейного насилия (республика Беларусь)
|
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ 7
1.1 Феномен насилия. Насилие в семье как социально–педагогическая проблема 7
1.2 Нормативно–правовое сопровождение социально–педагогической профилактики насилия над детьми 15
1.3 Социальная работа по профилактике насилия над детьми в Республике Беларусь 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ 24
2.1 Эмпирическое исследование детско-родительских отношений 24
2.2 Программа социальной профилактики семейного насилия в условиях средней школы 35
2.3 Методические рекомендации по социально-педагогической профилактике насилия над детьми в семье в условиях школьной среды 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ 7
1.1 Феномен насилия. Насилие в семье как социально–педагогическая проблема 7
1.2 Нормативно–правовое сопровождение социально–педагогической профилактики насилия над детьми 15
1.3 Социальная работа по профилактике насилия над детьми в Республике Беларусь 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ 24
2.1 Эмпирическое исследование детско-родительских отношений 24
2.2 Программа социальной профилактики семейного насилия в условиях средней школы 35
2.3 Методические рекомендации по социально-педагогической профилактике насилия над детьми в семье в условиях школьной среды 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
РЕФЕРАТ
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
на базе ГУО Средняя школа №19 г.Бобруйска»
Данная работа состоит из введения, двух глав, шести разделов, двух рисунков, трех таблиц, заключения, списка использованных источников и приложений.
Ключевые слова: насилие, семейное насилие, насилие над детьми, социально–педагогическая профилактика насилия, социальная работа.
Цель дипломной работы: методически обосновать и разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
Объект исследования: социальная работа с семьёй.
Предмет исследования: социальная профилактика семейного насилия.
Задачи исследования: рассмотреть содержание понятия «насилие», выделить виды насилия; проанализировать нормативно правовые основы работы по профилактике семейного насилия над детьми; определить понятие, этапы и методы профилактики в социальной работе; изучить опыт работы по профилактике насилия над детьми в семье; разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, научный синтез, тестирование, методы математической обработки данных.
Практическая значимость дипломной работы: разработанная программа социальной профилактики семейного насилия может быть использована в практике работы социального педагога, психолога, классного руководителя школы.
Сфера использования результатов исследования: учреждения получения общего среднего образования.
ВВЕДЕНИЕ
Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие – ведущая причина травматизма и смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем.
Люди подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами, причем, основными жертвами насилия являются и без того уязвимые категории населения: дети, женщины, пожилые люди и инвалиды.
Насилие встречается в политических институтах, семье, в учебных и трудовых коллективах, на улице, в учреждениях образования и, как это ни парадоксально, в учреждениях социальной защиты и т.п. То есть насилие постепенно проникает во все сферы жизни человека, именно поэтому необходимо активнее исследовать эту проблему и разрабатывать механизмы ее преодоления и предотвращения.
Наиболее ранимыми к проявлениям любого вида насилия являются подростки. Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности и самосознания человека. Именно в этом возрасте может происходить развитие девиантных форм поведения. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых.
До недавнего времени проблема насилия над детьми и подростками оставалась практически закрытой для обсуждения, что не давало полного представления о её масштабах и серьезности, в то время как дети и подростки могут подвергаться насилию не только в семье, но и в школе, со стороны своих же сверстников.
Проблема семейного насилия освещалась зарубежными (Г.Акоста Варгас, М.Бисли, Ш. Джайма) и российскими исследователями (Л.С.Алексеева, А.Д. Кошелева, Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М. Дубовская, Л. Бойченко, А.Васильева, С.Вахрушева, Е.Т. Соколова, Б.Ю.Шапиро и др.).
Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребенок осознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребенка.
Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В основе большинства западных теорий и подходов возрастная динамика детско-родительских отношений сводится к движению от выраженной зависимости ребенка к эмоциональной самодостаточности и равноправным отношениям всех участников взаимодействия (психоаналитическое направление, теория привязанности, бихевиоризм, теория социального научения, гуманистический подход).
Цель работы: методически обосновать и разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
Объект исследования: социальная работа с семьёй.
Предмет исследования: социальная профилактика семейного насилия.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «насилие», выделить виды насилия.
2. Проанализировать нормативно правовые основы работы по профилактике семейного насилия над детьми.
3. Определить особенности социальной работы по профилактике насилия над детьми в Республике Беларусь.
4. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей школьного возраста.
5. Разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
6. Разработать методические рекомендации по социально-педагогической профилактике насилия над детьми в семье в условиях школьной среды.
Выборка исследования: 25 семей, воспитывающих детей 7-9 лет.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, научный синтез, тестирование, методы математической обработки данных.
База проведения исследования: ГУО «Средняя школа №19 г.Бобруйска».
Практическая значимость дипломной работы: разработанная программа социальной профилактики семейного насилия может быть использована в практике работы социального педагога, психолога, классного руководителя школы.
Сфера использования результатов исследования: учреждения получения общего среднего образования.
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
на базе ГУО Средняя школа №19 г.Бобруйска»
Данная работа состоит из введения, двух глав, шести разделов, двух рисунков, трех таблиц, заключения, списка использованных источников и приложений.
Ключевые слова: насилие, семейное насилие, насилие над детьми, социально–педагогическая профилактика насилия, социальная работа.
Цель дипломной работы: методически обосновать и разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
Объект исследования: социальная работа с семьёй.
Предмет исследования: социальная профилактика семейного насилия.
Задачи исследования: рассмотреть содержание понятия «насилие», выделить виды насилия; проанализировать нормативно правовые основы работы по профилактике семейного насилия над детьми; определить понятие, этапы и методы профилактики в социальной работе; изучить опыт работы по профилактике насилия над детьми в семье; разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, научный синтез, тестирование, методы математической обработки данных.
Практическая значимость дипломной работы: разработанная программа социальной профилактики семейного насилия может быть использована в практике работы социального педагога, психолога, классного руководителя школы.
Сфера использования результатов исследования: учреждения получения общего среднего образования.
ВВЕДЕНИЕ
Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие – ведущая причина травматизма и смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем.
Люди подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами, причем, основными жертвами насилия являются и без того уязвимые категории населения: дети, женщины, пожилые люди и инвалиды.
Насилие встречается в политических институтах, семье, в учебных и трудовых коллективах, на улице, в учреждениях образования и, как это ни парадоксально, в учреждениях социальной защиты и т.п. То есть насилие постепенно проникает во все сферы жизни человека, именно поэтому необходимо активнее исследовать эту проблему и разрабатывать механизмы ее преодоления и предотвращения.
Наиболее ранимыми к проявлениям любого вида насилия являются подростки. Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности и самосознания человека. Именно в этом возрасте может происходить развитие девиантных форм поведения. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых.
До недавнего времени проблема насилия над детьми и подростками оставалась практически закрытой для обсуждения, что не давало полного представления о её масштабах и серьезности, в то время как дети и подростки могут подвергаться насилию не только в семье, но и в школе, со стороны своих же сверстников.
Проблема семейного насилия освещалась зарубежными (Г.Акоста Варгас, М.Бисли, Ш. Джайма) и российскими исследователями (Л.С.Алексеева, А.Д. Кошелева, Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М. Дубовская, Л. Бойченко, А.Васильева, С.Вахрушева, Е.Т. Соколова, Б.Ю.Шапиро и др.).
Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребенок осознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребенка.
Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В основе большинства западных теорий и подходов возрастная динамика детско-родительских отношений сводится к движению от выраженной зависимости ребенка к эмоциональной самодостаточности и равноправным отношениям всех участников взаимодействия (психоаналитическое направление, теория привязанности, бихевиоризм, теория социального научения, гуманистический подход).
Цель работы: методически обосновать и разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
Объект исследования: социальная работа с семьёй.
Предмет исследования: социальная профилактика семейного насилия.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «насилие», выделить виды насилия.
2. Проанализировать нормативно правовые основы работы по профилактике семейного насилия над детьми.
3. Определить особенности социальной работы по профилактике насилия над детьми в Республике Беларусь.
4. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей школьного возраста.
5. Разработать программу социальной профилактики семейного насилия.
6. Разработать методические рекомендации по социально-педагогической профилактике насилия над детьми в семье в условиях школьной среды.
Выборка исследования: 25 семей, воспитывающих детей 7-9 лет.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, научный синтез, тестирование, методы математической обработки данных.
База проведения исследования: ГУО «Средняя школа №19 г.Бобруйска».
Практическая значимость дипломной работы: разработанная программа социальной профилактики семейного насилия может быть использована в практике работы социального педагога, психолога, классного руководителя школы.
Сфера использования результатов исследования: учреждения получения общего среднего образования.
В данной работе дано определение термину «насилие».
Насилие – умышленное применение человеком или группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе) с целью достижения каких-либо целей (ущемление конституционных прав и свобод гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому и психическому состоянию человека).
Раскрыты основные признаки, наиболее встречающиеся виды данной проблемы. Так для психологического характерна постоянная критика по отношению к другому человеку, завышенные требования, которые не соответствуют возрастным особенностям и вследствие чего происходят нарушения психического развития. Физическое насилие – постоянные побои, пощечины, лишения свободы, жилья. Сюда включают также вовлечение взрослого или ребенка в употребление алкоголя и наркотиков. Сексуальное насилие отличается тем, что люди переживают «синдром травмы изнасилования». Экономическое насилие стало в современном мире встречаться все чаще и чаще. Характерным является то, что надо постоянно отчитываться перед другим человеком.
Исследованы теории происхождения насилия. Можно определить следующие направления в исследовании проблемы насилия: социально-философское, обосновывающее полезность и необходимость некоторых форм насилия, в частности, принуждения со стороны государства; культурологическое, трактующее насилие как результат действия культурных норм и традиций; психологическое, рассматривающее насилие защитная ответную реакция на внешнее негативное отношение; социономическое, исключающее наличие прогрессивной и конструктивной составляющей в проблеме насилия и исследующей ее с позиций общественных возможностей по предупреждению насилия.
С целью изучения детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.
Для проведения исследования был использован следующий диагностический инструментарий: «Тест родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ, Э.Эйдемиллер, В.Юстицкий).
Эмпирическим путём установлено, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.
Поэтому нами разработана программа формирования детско-родительских отношений в условиях младшей школы, которая описана во второй главе. Кроме того, разработаны рекомендации родителям по оптимизации общения с детьми младшего школьного возраста.
Составлены рекомендации родителям по оптимизации общения с детьми младшего школьного возраста.
Насилие – умышленное применение человеком или группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе) с целью достижения каких-либо целей (ущемление конституционных прав и свобод гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому и психическому состоянию человека).
Раскрыты основные признаки, наиболее встречающиеся виды данной проблемы. Так для психологического характерна постоянная критика по отношению к другому человеку, завышенные требования, которые не соответствуют возрастным особенностям и вследствие чего происходят нарушения психического развития. Физическое насилие – постоянные побои, пощечины, лишения свободы, жилья. Сюда включают также вовлечение взрослого или ребенка в употребление алкоголя и наркотиков. Сексуальное насилие отличается тем, что люди переживают «синдром травмы изнасилования». Экономическое насилие стало в современном мире встречаться все чаще и чаще. Характерным является то, что надо постоянно отчитываться перед другим человеком.
Исследованы теории происхождения насилия. Можно определить следующие направления в исследовании проблемы насилия: социально-философское, обосновывающее полезность и необходимость некоторых форм насилия, в частности, принуждения со стороны государства; культурологическое, трактующее насилие как результат действия культурных норм и традиций; психологическое, рассматривающее насилие защитная ответную реакция на внешнее негативное отношение; социономическое, исключающее наличие прогрессивной и конструктивной составляющей в проблеме насилия и исследующей ее с позиций общественных возможностей по предупреждению насилия.
С целью изучения детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста нами было организовано и проведено эмпирическое исследование.
Для проведения исследования был использован следующий диагностический инструментарий: «Тест родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ, Э.Эйдемиллер, В.Юстицкий).
Эмпирическим путём установлено, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.
Поэтому нами разработана программа формирования детско-родительских отношений в условиях младшей школы, которая описана во второй главе. Кроме того, разработаны рекомендации родителям по оптимизации общения с детьми младшего школьного возраста.
Составлены рекомендации родителям по оптимизации общения с детьми младшего школьного возраста.
Подобные работы
- Исследовать проблемы и особенности профилактики насилия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Организация социальной работы с женщинами, подвергшимися насилию на примере деятельности КГБУСО «Краевой кризисный центр для женщин»
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Социальное обслуживание пожилых людей в стационарных учреждениях (республика Беларусь)
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 8990 р. Год сдачи: 2016 - Социально-психологическая характеристика детей, совершивших правонарушения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав детей в семейных отношениях с иностранным элементом
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних в Амурской области (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Дальневосточный Институт Управления))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Суицидальные явления: международно-правовые подходы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции агрессивного поведения подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022



