Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения физических упражнений в повышение специальной физической подготовленности футболистов 10-11
лет 7
1.1. Возрастные особенности юных футболистов 7
1.2. Общая характеристика и возрастные особенности развития
двигательных качеств 15
1.3 Возможности применения физических упражнений в повышения уровня физической подготовленности юных футболистов в тренировочном процессе 25
Вывод по I главе 31
ГЛАВА II. Применения программы упражнений для повышения уровня физической подготовки футболистов 32
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 32
2.2. Динамика показателей физической подготовки футболистов
экспериментальной и контрольной группы в процессе эксперимента 46
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Практические рекомендации 54
Список литературы
На современном этапе развития спортивной подготовки объем и интенсивность тренировочной работы достигли значительных величин даже в юношеском спорте. Это в полной мере касается и футбола, где постоянное увеличение напряженности соревновательной деятельности футбольных команд влечет за собой снижение объемов функциональной подготовки (С.Ю.Тюленьков, 1997; А.А.Сучилин, 1997). Эффективность
соревновательной деятельности в футболе во многом обусловлено уровнем развития физических качеств, разностороннему формированию которых способствует как тренировочный процесс, так и непосредственно игра.
Так, постоянные рывки и ускорения требуют развития быстроты; силовые единоборства, удары по мячу и т.д. способствуют совершенствованию скоростно-силовых качеств; стремление к своевременному и точному выполнению технико-тактических действий обуславливают развитие координации. Наконец, все действия в футболе многократно повторяются во времени, что невозможно эффективно осуществлять без проявления различных видов выносливости.
В современном футболе наблюдается тенденция к росту соревновательных и тренировочных нагрузок. В связи с этим остро встает проблема оптимизации всех компонентов тренировочного процесса, как наиболее целесообразно распределять в годичном цикле нагрузки на скоростно-силовые качества, выносливость, технико-тактическую подготовленность и другие формы развития физических качеств. Решение данных вопросов будет способствовать оптимизации тренировочного процесса.
Анализ научно-методической литературы показывает, что имеется немало исследований, посвященных изучению технологии тренировочного процесса юных футболистов однако, недостаточно данных о том, эффективно ли применение специальных физических упражнений для повышения физической подготовленности футболистов 12-13 лет, что и определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс футболистов 10-11 лет.
Предмет исследования - эффективность применение программы в повышении уровня физической подготовки у футболистов.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность программы в повышении уровня физической подготовки у футболистов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Определить исходный уровень развития физической подготовки у футболистов 10-11 лет экспериментальной и контрольной групп.
3. Разработать программу в повышение физической подготовки и апробировать ее в условиях педагогического эксперимента.
4. Исследовать изменения уровня развития физической подготовки у юных футболистов экспериментальной и контрольной групп по окончании эксперимента.
Гипотеза исследования - предполагается, что разработанная программа будет способствовать повышению уровня физической подготовки у футболистов 10-11 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная в ходе педагогического эксперимента программа специальных упражнений для повышения физической подготовке футболистов может представлять определенный интерес для специалистов по физической культуре, и использована в практической деятельности.
На сегодняшний день стает актуальной задачей воспитание высококвалифицированных спортсменов, в частности в спортивно-игровых играх. Анализ научно-методической литературы показывает: среди
спортсменов ощущается явный дефицит талантливых отечественных игроков; снижении эффективности работы системы подготовки спортивных резервов; отсутствие целенаправленного планирования нагрузок; учета возрастных особенностей; становления и развития двигательных способностей; надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса, также имеется немало исследований, посвященных изучению технологии тренировочного процесса юных футболистов, что и определяет актуальность темы исследования.
С учетов выше сказанного, нами была предпринята попытка разработки программы на целенной на применении специально подготовительных упражнений в подготовке спортсменов.
Данная программа содержала два блока обще подготовительный и специально-подготовительный. Для каждого блока были подобранны физические упражнения и распределены на весь период эксперимента.
Нами установлено, что в начале исследования показатели специальной физической подготовки футболистов 10-11 лет экспериментальной и контрольной группой статистически достоверных различий между группами в исследуемых показателях в начале исследования не выявлено.
Анализ динамики показателей специальной подготовленности юных футболистов 10-11 лет экспериментальной и контрольной групп за 9 месяцев показывает, что в экспериментальной группе во всех изучаемых показателей произошли достоверные изменения. После проведенного исследования можно сделать вывод о положительном влиянии программы специальной физической подготовке для футболистов.
1. Андружейчик М.Я., Семкин А.А., Шукан В.И. Некоторые показатели быстроты и скоростно-силовых качеств у футболистов // Вопросы теории и практики физической культуры. - Минск, 1979. - с. 14-19.
2. Арестов Ю.М. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков / Футбол: Учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-с. 208-212.
3. Ашмарин Б.М. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 228 с.
11. Бондаревский Е.Я. и др. Методология построения должных норм физической подготовленности. (Бондаревский Е.Я., Стародубцев М.В., Кочарян Ю.Е.) // Методические рекомендации. - ВНИИФК. - М., 1983. - 34с.
12. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
13. Букуев М.О. Методика этапного программирования тренировочных нагрузок высококвалифицированных футболистов в годичном цикле: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1987. - с. 23.
14. Вайцеховский С.М. Управление процессом тренировки: Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1977 - с. 24-28.
15. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
16. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- 176с.
17. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 232 с.
18. Гейтл Б. Техническая подготовка футболистов // Подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - с. 69-93.
19. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
20. Гриндлер X., Пальке X., Хеммо X. Физическая подготовка футболистов.
- М.: Физкультура и спорт, 1976. - с. 229.
21. Грукаленко А.Н. Оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе подготовки футболистов высокой квалификации: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1983. - с. 18.
22. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1999. - 26 с.
23. Дьячков В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства спортсменов // Проблемы высшего спортивного мастерства. - М., 1969. - с. 1-13.
24. Евстафьев Б.В. Физические способности, как вид способностей человека. - Л.: Просвещение, 1987. - с. 40.
25. Железняк Ю.Д. Проблемы формирования двигательных навыков и тактических умений при обучении школьников волейболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1962 - 17 с.
26. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
27. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) под общей редакцией Карасева А.В. - М.: Лептос, 1994. - с. 338.
28. Зедгинидзе В.И. Программирование учебно-тренировочного процесса в спортивных играх: Сборник науч. трудов. - Л., 1988. - с. 43-52.
29. Зеленцов A.M., Базилевич О.П., Лобановский В.В. К вопросу об управлении развитием физических качеств футболиста в подготовительном периоде // Управление спортивной тренировкой. - Киев, 1974-с. 54-58.
30. Зеленцов A.M., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Киев: Здоров'я, 1985. - с. 134.
31. Имандалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1993. - с. 24.
32. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в СДЮШОР по футболу: методические
рекомендации. - М., 1990. - 69 с.
33. Лисенчук Т.А. Соревновательные микроциклы в подготовке квалифицированных футболистов. Автореф. дис... канд. пед. наук. - Киев, 1989.-23с.
34. Люкшинов Н.М. Состояние и тенденции развития современного футбола // Футбол: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - с. 20-24.
35. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989.-160с.
36. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
37. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
38. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. - Т.П. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 246 с.
39. Морозов Ю.А. Оценка специальной работоспособности футболистов // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 8. - с. 35-39.
40. Морозов Ю.А. Предигровая разминка как фактор готовности футболиста к игре: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Л., 1982. - 21 с.
41. Мосягин С.И. Эффективность и качество - основа успеха // Ежегодник: Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - с. 28-29.
42. Мотылянская Р.Е., Величенко В.К., Перминов Л.М. Медицинские аспекты спортивного отбора. - М., 1988. - 86 с.
43. Мусагалиева Г.М., Кирина Л.Е. Возрастное становление функциональных показателей детей 12-15 лет, занимающихся футболом, плаванием и гимнастикой // Система многолетней подготовки юных спортсменов. - Алма-Ата, 1985. - с. 38-41.
44. Мусралиев К.И. Соотношение специфических и неспецифических средств подготовки при повышении выносливости юных футболистов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1984. - 20 с.
45. Набатникова М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 10. - с. 27-28.
46. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.:
Физкультура и спорт, 1986. - 288 с.
47. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров'я, 1988. - 216 с.
48. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. - Киев: Радяньска школа, 1988. - 288 с.
49. Подготовка молодого футболиста / Под ред. Я. Палфаи. - М.:
Физкультура и спорт, 1973.- 148с.
50. Программирование учебно-тренировочного процесса в спортивных играх: Сборник научных трудов / ГЦОЛИФК им. Лесгафта. - Л., 1988. - 277 с.
51. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.:
Физкультура и спорт, 1973. - 203 с.
52. Романенко А.Н., Джус О.Н., Дагадин М.Е. Книга тренера по футболу. - Киев: Здоров'я, 1988. - 250 с.
53. Савин С.А. Футболист в игре и тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1975.- 108с.
54. Система подготовки спортивного резерва / Под ред. Никитушкина В.Г. - М., 1994.-316с.
55. Скоморохов Е.В. Комплексный контроль и методы совершенствования специальной подготовленности высококвалифицированных футболистов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Малаховка, 1980. - 24 с.
56. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. - Волгоград, 1997. - 237 с.
57. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб, 1999. - 324 с.
58. Тюленьков С.Ю., Губа В.П., Прохоров А.В. Теоретико-методические аспекты подготовки футболистов // Учебное пособие. - Смоленск, 1997. - 116с.
58. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР. - М., 1986. - 261 с.
59. Хрущев С.В., Круглый М.А. Тренеру о юном спортсмене. - М.:
Физкультура и спорт, 1982. - 195 с.
60. Шамардин А.И. Содержание технико-тактических действий вратарей в условиях игры и тренировки // Футбол: Ежегодник. - М., 1983. - с 48.
61. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготов ленности футболистов: Автореф. дис... док. пед. наук. - М., 2000. - 50 с.
62. Шестков М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: Автореф дис... канд. пед. наук. - М., 1992. - 44с.
63. Ченегин В.М. Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов. - Волгоград, 1988. - с. 39-40.
64. Чулибаев Д.В., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Тренировочные микроциклы скоростно-силовой направленности в подготовке юных футболистов: Методические рекомендации. - 1996. - 24 с.
65. Юный футболист: Учебное пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 225 с.