Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие и особенности системы обучения персонала
1.2 Виды и формы обучения персонала
1.3 Показатели оценки эффективности обучения персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В НИУ «БелГУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ системы управления персоналом в НИУ «БелГУ»
2.3 Оценка актуального состояния системы обучения персонала в
НИУ «БелГУ»
ГЛАВА 3.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В НИУ «БЕЛГУ»
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности системы обучения персонала в НИУ «БелГУ»
3.2 Этапы реализации проекта и перечень мероприятий
3.3 Расчет экономической эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. С экономической точки зрения культурно-технический уровень предприятия - это богатство, которое дает предпосылку для развития и повышения эффективности производства и научно-технического прогресса. Поэтому тема исследования актуальна абсолютно для каждой коммерческой организации.
Система обучения персонала — это система подготовки персонала, включающая различные методики обучения, а также материально-технические средства обеспечивающие процесс обучения. Внутрифирменная система обучения персонала — это система подготовки персонала, которая осуществляется непосредственно на территории компании или в корпоративных учебных центрах.
Прежде чем строить какую-либо обучающую систему, необходимо выявить потребности компании. Как правило, они вытекают из ее стратегии и должны быть подчинены целям и задачам, которые она решает на данном этапе. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.
В настоящее время выдвигаются все новые и новые требования к обучению персонала, которые предполагают регулярное обновление, расширение и углубление имеющихся знаний рабочих, специалистов и руководителей всех уровней. Система обучения и персонала является определяющей для принятия многих ключевых управленческих решений в кадровом менеджменте — в частности, решений, касающихся перераспределения компетенций и полномочий, создания кадрового резерва, перемещение работников на новые должностные позиции, формирования проектных групп, оценки эффективности использования кадровых ресурсов.
Возрастающее значение обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет — наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний, осознавших, сколь мощным рычагом повышения общей эффективности работы предприятия оно является. Это объясняется тем, что многие компании, изменив кадровую политику, в соответствии с передовыми тенденциями в современном менеджменте, стали рассматривать знания и квалификацию наемного работника, как принадлежащий организации и приносящий прибыль капитал, а затраты на обучение — как доходные капиталовложения.
Актуальность. Сегодня нужен качественно другой подход к организационному обучению, когда само понятие «обучение» наполняется более глубоким смыслом. Нет больше разницы между учебой, работой и жизнью — это один непрерывный процесс. Обучение не вмещается в привычные рамки учебных программ, семинаров и тренингов, оно не может быть навязано человеку. Единственное, что в организации может способствовать обучению людей — это создание условий, в которых оно станет естественной потребностью человека своего рода организационной нормой.
Существует огромное разнообразие систем, методов и форм обучения. Выбор того или иного метода обучения в каждом конкретном случае определяется множеством факторов, в том числе целями и задачами обучения, уровнем квалификации и профессиональной подготовкой обучаемых, их мотивационными установками.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является НИУ "БелГУ".
Предмет: методы развития и профессионального обучения персонала.
Объект — система управления персонала в НИУ «БелГУ»
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала в НИУ «БелГУ».
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты системы обучения персонала;
2. Рассмотреть характеристики предприятия НИУ «БелГУ»;
3. Провести внешний и внутренний анализ НИУ «БелГУ»;
4. Провести анализ кадрового состояния НИУ «БелГУ»;
5. Изучить и проанализировать существующую систему обучения персонала в НИУ «БелГУ»;
6. Разработать проект повышения эффективности системы обучения персонала в НИУ «БелГУ» и рассчитать его экономическую эффективность.
Теоретико-методологическая база: большой вклад в изучение особенностей обучения персонала внесли Егоршина А.П., Кибанова А.Я., Волкова И.П., Герчиковой И.Н. и др.
Гораздо раньше проблемами обучения и развития персонала стали заниматься зарубежные ученые: Мескон М.Х., Вудкок В., Карлоф Б. и др.
Эмпирическая база: для выполнения работы были использованы финансово-хозяйственная отчётность НИУ "БелГУ", данные учёта и отчётности отдела кадров НИУ «БелГУ».
Методы исследования:
1. 1. Метод организации исследования ( метод срезов).
2. Эмпирические методы (анализ документов и анкетирование).
3. Метод обработки полученных данных (количественный и качественный анализ).
4. Метод интерпретации полученных данных (структурный метод).
Структура: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Процесс обучения людей волновал человечество со времен древних греков, оставаясь актуальным до наших дней. В первой главе данного дипломного проекта мы рассмотрели наиболее значимые теории, которые повлияли на подходы к обучению и которые мы используем для обучения и развития персонала сегодня. Также были рассмотрены основные понятия, концепции и цели обучающей деятельности.
Проанализировав теоретический материал по обучению персонала можно сделать вывод о том, что в современных условиях руководству любой организации следует признать - существование экономически эффективной компании попросту невозможно без эффективной системы обучения персонала причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована, и являться частью стратегии компании.
Во второй главе данной дипломной работы мы провели комплексный анализ университета. Была проанализирована система управления персоналом и система обучения персонала.
Далее был проведен анализ существующей системы обучения персонала, в ходе которого были выявлены её недостатки.
На основе анализа проведенного во 2 главе было выявлено, что причиной основных проблем предприятия является отсутствие определения необходимости обучения персонала и обучение большого количества работников вне предприятия с отрывом от производства. При организации обучения не учитываются планы расширения производства, модернизации старого и установки нового оборудования, а для осуществления данных мероприятий привлекается большое количество новых работников, которых необходимо обучать. А обучение с отрывом от производства вызывает снижение эффективности рабочей деятельности.
На основе изученной теории и комплексного анализа НИУ «БелГУ» был составлен проект повышения эффективности системы обучения, который позволит обеспечить предприятие высоко квалифицированным персоналом. В свою очередь обученный персонал будет способствовать выпуску продукции высокого качества, улучшится производительность труда, что приведёт к получению высокой прибыли.
Для этого был разработан структурный план внедрения проекта, построена диаграмма Ганта, которая позволяет представить внедрение проекта наглядно. Так же была проведена оценка эффективности и результативности проекта. Исходя из анализа экономических показателей, можно сделать вывод, что предлагаемый инвестиционный проект экономически привлекателен и выгоден. Именно повышение эффективности системы обучения персонала позволит достичь поставленных перед организацией целей.
В ходе выполнения дипломной работы были выполнены задачи, поставленные во введении и достигнута главная цель дипломного проекта
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / Справочно-правовая система «Гарант»: / НИИ «Гарант - сервис». - Последнее обновление 01.02.2009 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) // Справочно-правовая система «Гарант»: / НИИ «Гарант - сервис». - Последнее обновление 01.02.2009 г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197- Ф// Справочно-правовая система «Гарант»: / Н1П1 «Гарант - сервис». - Последнее обновление 01.02.2009 г.
4. Авдеев, В. В. Управление персоналом: технология формирования команды [Текст] / В.В. Авдеев .— Москва : Финансы и статистика, 2013.— 156 с.
5. Аксенова, Е.А. Управление персоналом : Учеб.для вузов / Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин и др. - 2-е изд., перераб. и доп.— Москва : ЮНИТИ, 2014.— 123 с.
6. Алавердов, А. Р. Менеджмент персонала в коммерческом банке; Маркет ДС - Москва, 2010. - 360 с.
7. Алфтан Т. Воздействие технологических изменений на характер и организацию подготовки работников [Текст] // Человек и труд, 2013, № 3 -С. 106-120.
8. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 391 с.
9. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина. - М.: Юнити, 2007. - 327 с.
10. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала; Юнити-Дана - Москва, 2009. - 440 с.
11. Балашов Ю.К. Оценка персонала - основа кадровой политики зарубежных фирм / Ю.К. Балашов // Кадры предприятия. - 2003. - № 9. - С.23-28.
12. Барышникова Елена. Оценка персонала методом ассессмент- центра; Манн, Иванов и Фербер - Москва, 2013. - 256 с.
13. Баткаева И. А., Митрофанова Е. А. Организация оплаты труда персонала; Проспект - Москва, 2012. - 889 с.
14. Башмаков В. И., Тихонова Е. В. Управление социальным развитием персонала; Академия - Москва, 2012. - 240 с.
15. Варламова Е. Как и зачем обучают персонал //Кадровое дело, февраль 2012.- № 2. -С.41-47.
16. Верещагина Л. А., Карелина И. М. Психология потребностей и мотивация персонала; Гуманитарный центр - Москва, 2005. - 156 с.
17. Волгин Н.А. Экономика труда и социальные отношения / Н.А. Волгин, Б.В. Ракитский. - М.: Гардарики, 2005. - 277с.
18. Воротынцева Т., Неделин Е. Строим систему обучения
персонала; Речь - Москва, 2008. - 128 с.
19. Вучкович-Стадник Алла Оценка персонала. Четкий алгоритм действий и качественные практические решения; Эксмо - Москва, 2010. - 531 с.
20. Гао Ф. Совершенствование системы оценки персонала как технологии кадрового менеджмента в китайских компаниях / Ф. Гао // Молодой ученый - 2014 - №4.
21. Гаудж Питер Исследование мотивации персонала; Баланс Бизнес Букс - Москва, 2008. - 272 с.
22. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 184с.
23. Глухов, В. В. Управление персоналом в акционерном обществе: Учеб.пособие.— СПб., 2013 .- 123с.
24. Даринская В. М., Чаплыгин И. Н. Оценка и развитие персонала методом "Ассессмент-центр"; Речь - Москва, 2008. - 224 с.
25. Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала; Международные отношения - Москва, 2010. - 224 с.
26. Денисов, А.Ф. Отбор и оценка персонала: учебно-методическое пособие / А.Ф. Денисов. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 304 с.
27. Дятлов В.А. Как оценить специалиста? / Дятлов В.А. // Управление персоналом. 2006. - № 9. - С.18-25.
28. Журавлев П. В. Менеджмент персонала; Экзамен - Москва, 2004. - 448 с.
29. Иванова, С. Поиск и оценка линейного персонала: Повышение эффективности и снижение затрат / С. Иванова. - М.: Альпина Паблишер,
2014. - 129 с.
30. Кайнова С.В. Модульная система обучения // Человек и труд,
2013. - № 2 -С.14-17.
31. Катернюк А. В. Экспресс-диагностика персонала; Феникс - Москва, 2007. - 384 с.
32. Кибанов А. Я., Каштанова Е. В. Организация профориентации и адаптации персонала; Проспект - Москва, 2012. - 440с.
33. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект,
2013. - 80 с.
34. Кибанов А.Я.. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учеб.пособие для вузов по спец. "Менеджмент организации" и "Упр. персоналом" / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова; Государственный университет управления — Москва: Экзамен, 2012.- 254с.
35. Корнийчук, Г.А. Прием и увольнение работников: Оформление
трудовых отношений, подбор и оценка персонала: Практическое руководство: С учетом последних изменений в Трудовом кодексе РФ / Г.А. Корнийчук, С.В. Козинцева. - М.: Омега-Л, 2013. - 189 с.
36. Краснова Н. В. Развитие персонала компании; Московская Финансово-Промышленная Академия - Москва, 2011. - 376 с.
37. Кязимов К. Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала; МИК - Москва, 2013. - 240 с.
38. Ладанов И.Д. Под ред. проф. Сергеюка П.И. Практический менеджмент. Управление персоналом: Секреты современного бизнеса. Пособие для руководителей и предпринимателей — :Ника, 2013.— 155с.
39. Линькова Е. Знакомьтесь: положение о персонале. Кадровое дело, июль
2014. -156с.
40. Леженкина Т. И. Научная организация труда персонала; Синергия - Москва, 2012. - 352 с.
41. Лобанов, В. Управление высшим административным персоналом (опыт Голландии и США) / Лобанов В. // Проблемы теории и практики управления :Междунар. журн. — Москва, 2013.— №2 .—С.118-123
42. Магура, М.И. Оценка работы персонала: Подготовка и проведение аттестации / М.И. Магура, М.Б. Курбатова .— 2-е изд., перераб. и доп — Москва : Интел-Синтез, 2015. —145 с.
43. Магура М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М.И. Магура, М.Б. Курбатова: Москва Интел-Синтез, 2012-. 123с.
44. Марр Р. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под.ред.Г. Шмидта. - М.: Издат-во МГУ, 2007. - 528 с.
45. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: Инфра- М,2014. -301с.
46. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело,1992.
47. Мизинцева, М.Ф. Оценка персонала: Учебник и практикум.
Базовый курс / М.Ф. Мизинцева, А.Р. Сардарян. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 378 с.
48. Минервин И. Внутрифирменное обучение рабочих// Экономист, 2013.- № 2. -С. 81-84.
49. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013. - 72 с.
50. Митрофанова, Ивановская: Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управ. Персоналом. Издательство „Проспект,, год 2013. стр 72.
51. Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала; Феникс, МарТ - Москва, 2010. - 272 с.
52. Мордовин С.К. Управление персоналом: соврем.рос. практика : учеб. пособие по направл. "Менеджмент" / С. К. Мордовин .— 2-е изд. — М.: Питер , 2014.— 307с.
53. Мотовилин О. Г., Мотовилина И. А. Оценка персонала в современных организациях. Ассесмент-технологии. Профессиография. Организационная диагностика; Высшая школа психологии, Институт консультирования и системных решений - Москва, 2009. - 392 с.
54. Нечаева И.И. Оценка профессиональных знаний и опыта персонала / И.И. Нечаева // Труд и социальные отношения. - 2005. - № 4 (8). - С.69-72.
55. Ниязмамедов Р.Т. Рынок труда и оценка персонала как фактор его развития: автореф. дис. канд. эк. наук / Р.Т. Ниязмамедов. - М., 2004. - 24 с.
56. Оганесян И.А. Управление персоналом организации / И.А. Оганесян. - М.: Вильямс, 2008. - 390 с.
57. Одегов Ю. Г., Никонова Т. В. Аудит и контроллинг персонала; Альфа-Пресс - , 2010. - 672 с.
58. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала; Альфа-Пресс - , 2010. - 640 с.
Одегов Ю.Г. Управление персоналом: учебник для вузов / Ю.Г.
Одегов, П.В. Журавлев. - М.: Финстатинформ, 2007. - 332 с.
60. Петрова Ю. А., Спиридонова Е. Б. 10 критериев оценки персонала; Феникс - Москва, 2012. - 160 с.
61. Перачев В.П. Руководство персоналом организации. - М., 2013. - 447с.
62. Пилипенко Н.М. Формирование квалифицированных рабочих кадров. - М.: Экономика, 2013. -178с.
63. Пронников, В.А. Управление персоналом в Японии : Очерки / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов.— Москва : Наука, 2011.— 214с.
64. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала; Речь - Москва, 2008. - 176 с.
65. Реймаров, Г.А. Комплексная оценка персонала: Инженерный подход к управлению качеством труда / Г.А. Реймаров. - М.: ЛКИ, 2015. - 422 с.
66. Сенченко И. Т. Повышение квалификации рабочих на производстве. - М.: Педагогика, 2015. -113с.
67. Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. - М.: Высш. шк., 2014. - 271с.
68. Слепцова А. С. Психодиагностика персонала; Феникс - Москва, 2010. - 320 с.
69. Степашков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. - Мн.: Университетское,2014. - 168 с.
70. Тишин, Е.В. Управление персоналом / Е.В. Тишин, С.Б. Мурашов; РАН. Ин-т проблем регион.экономики.— Санкт-Петербург, 2015.— 294с.
71. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2012. - 393с.
72. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики: учеб.пособие / А.И. Турчинов. - М.: Вильямс, 2008. - 310 с.
45. Федосеев, В.Н. Управление персоналом организации: учеб.пособие / В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. - М., 2003. - 368 с.
74. Феонова, М.Р. Управление персоналом: Методология анализа качества рабочей силы / Феонова М.Р.; РАН. Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения .- Москва : Наука, 2014 .- 203с.
75. Хорошев, Г.И. Управление персоналом: Конспект лекций / Г.И. Хорошев, Н.Т. Савруков; Санкт-Петербургский государственный технический университет. Чебоксарский институт экономики и менеджмента .— Санкт-Петербург : Политехника, 2013 .- 62 с.
76. Хруцкий В. Е., Толмачев Р. А. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей; Финансы и статистика - , 2007. - 224 с.
77. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: уч. пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 506 с.
78. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»,2013. - 332 с.
79. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2016. - 10 с.
80. Шмидт В. Р. Проблемы и технологии оценки персонала; Речь - Москва, 2008. - 160 с.
81. Щетин В.П. и др. Экономика образования. - М.: Российское
педагогическое агентство,2014. -302 с.
82. https: //’№№№^и.ейи.ш/[Официальный сайт]