РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Влияние выразительных средств художественных произведений на
развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста
в образовательном процессе дошкольного учреждения 22
ГЛАВА 2. Практическая работа по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения 35
2.1. Изучение уровня эмоциональной отзывчивости на художественные
произведения у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Влияние выразительных средств художественных произведений на
развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста
в образовательном процессе дошкольного учреждения 22
ГЛАВА 2. Практическая работа по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения 35
2.1. Изучение уровня эмоциональной отзывчивости на художественные
произведения у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Одним из результатов образования являются такие ценности как красота, гармония, нравственный выбор, эстетическое развитие. Поскольку понятие «эмоциональной отзывчивости» является неотъемлемой частью духовно - нравственного воспитания в целом, то проблема её изучения является одной из ключевых проблем современного образования.
Одной из задач, заявленной в образовательной области Социально - коммуникативное дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и конкретизированной в примерных образовательных программах дошкольного образования, является развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Анализ литературы показал, что большинство исследователей понимают эмоциональную отзывчивость только как эмоциональный отклик ребенка на произведение, что собственно является только первоначальным этапом восприятия художественного произведения (В.К. Белобородова, Г.Г. Григорьева, Л.П. Стрелкова). Ряд авторов (Е.Л. Агаева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, О.П. Радынова) эмоциональную отзывчивость рассматривают как основу развития художественных способностей дошкольника и условие для проживания и понимания им произведений искусства.
Исследователи, занимающиеся проблемами художественного воспитания дошкольников (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.), опираясь на теоретические положения Б.М. Теплова о значимости эмоциональной отзывчивости для понимания эмоционального содержания художественного произведения, указывают, что освоение эмоционального содержания произведения способствует расширению и эмоционального опыта ребенка. Возможность переживания чувств при восприятии старшим дошкольником художественных произведений способствует осознанию им этих чувств, пониманию эмоционального состояния другого человека и художественного произведения в целом.
Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович определяют понятие «эмоциональная отзывчивость на художественные произведения» как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров, как способность сопереживать героям, соотносить художественные факты с жизненным опытом.
Эмоциональность сознания ребенка, его чувствительность, открытость, восприимчивость определило старший дошкольный возраст наиболее сензитивным периодом для развития эмоциональной отзывчивости.
Изучение научной литературы позволило отметить, что проблема развития эмоциональной отзывчивости широко освещена в музыкальном воспитании (Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, Г.И. Ильин, О.П. Радынова, Б.М. Теплов), а возможности литературных произведений в этом процессе рассмотрены недостаточно (Л.И. Беленькая, Н.Е. Миропольская, Л.В. Ясинских).
Из вышеизложенного вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в образовательном
процессе дошкольного учреждения будет эффективным при:
- формировании у дошкольников эмоционально-оценочной лексики;
- осознание детьми интонационной выразительности речи;
- интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Выявить уровень эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать систему педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, изучение продуктов детского творчества, анкетирование педагогов, педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: структурное подразделение - детский сад муниципального образовательного учреждения Репенская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Одной из задач, заявленной в образовательной области Социально - коммуникативное дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и конкретизированной в примерных образовательных программах дошкольного образования, является развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Анализ литературы показал, что большинство исследователей понимают эмоциональную отзывчивость только как эмоциональный отклик ребенка на произведение, что собственно является только первоначальным этапом восприятия художественного произведения (В.К. Белобородова, Г.Г. Григорьева, Л.П. Стрелкова). Ряд авторов (Е.Л. Агаева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, О.П. Радынова) эмоциональную отзывчивость рассматривают как основу развития художественных способностей дошкольника и условие для проживания и понимания им произведений искусства.
Исследователи, занимающиеся проблемами художественного воспитания дошкольников (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.), опираясь на теоретические положения Б.М. Теплова о значимости эмоциональной отзывчивости для понимания эмоционального содержания художественного произведения, указывают, что освоение эмоционального содержания произведения способствует расширению и эмоционального опыта ребенка. Возможность переживания чувств при восприятии старшим дошкольником художественных произведений способствует осознанию им этих чувств, пониманию эмоционального состояния другого человека и художественного произведения в целом.
Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович определяют понятие «эмоциональная отзывчивость на художественные произведения» как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров, как способность сопереживать героям, соотносить художественные факты с жизненным опытом.
Эмоциональность сознания ребенка, его чувствительность, открытость, восприимчивость определило старший дошкольный возраст наиболее сензитивным периодом для развития эмоциональной отзывчивости.
Изучение научной литературы позволило отметить, что проблема развития эмоциональной отзывчивости широко освещена в музыкальном воспитании (Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, Г.И. Ильин, О.П. Радынова, Б.М. Теплов), а возможности литературных произведений в этом процессе рассмотрены недостаточно (Л.И. Беленькая, Н.Е. Миропольская, Л.В. Ясинских).
Из вышеизложенного вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в образовательном
процессе дошкольного учреждения будет эффективным при:
- формировании у дошкольников эмоционально-оценочной лексики;
- осознание детьми интонационной выразительности речи;
- интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Выявить уровень эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать систему педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, изучение продуктов детского творчества, анкетирование педагогов, педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: структурное подразделение - детский сад муниципального образовательного учреждения Репенская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было конкретизировано определение «эмоциональная отзывчивость на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста», выделены ее компоненты и критерии.
Эмоциональную отзывчивость на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста определяют как интегрированное личностное качество ребенка, выражающее в способности воспринимать, идентифицировать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта (явления), адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт.
Эмоциональная отзывчивость как интегративное личностное качество связано со многими качествами и способностями развивающейся личности.
Старший дошкольный возраст - благоприятная пора для развития основных компонентов эмоциональной отзывчивости.
Практическая работа осуществлялась на базе структурного подразделения - детского сада муниципального образовательного учреждения Репенской средней общеобразовательной школы Алексеевского района Белгородской области. В эксперименте приняли участие дети старшей разновозрастной группы в количестве 12 человек.
Мы выделили критерии, показатели и уровни развития у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости на художественные произведения, что позволило нам подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников: высокий уровень эмоциональной отзывчивости на художественные произведения имеют 16,6% (2) детей, средний уровень - 41,7% (5) детей, низкий уровень - 41,7% (5) детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники способны адекватно определять настроение произведения, и через него подходить к пониманию содержания произведения.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам разработать методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что задачи исследования в целом решены. Вместе с тем, проведенное исследование является лишь одним из подходов к разработке проблемы развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения и может быть продолжена.
Эмоциональную отзывчивость на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста определяют как интегрированное личностное качество ребенка, выражающее в способности воспринимать, идентифицировать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта (явления), адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт.
Эмоциональная отзывчивость как интегративное личностное качество связано со многими качествами и способностями развивающейся личности.
Старший дошкольный возраст - благоприятная пора для развития основных компонентов эмоциональной отзывчивости.
Практическая работа осуществлялась на базе структурного подразделения - детского сада муниципального образовательного учреждения Репенской средней общеобразовательной школы Алексеевского района Белгородской области. В эксперименте приняли участие дети старшей разновозрастной группы в количестве 12 человек.
Мы выделили критерии, показатели и уровни развития у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости на художественные произведения, что позволило нам подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников: высокий уровень эмоциональной отзывчивости на художественные произведения имеют 16,6% (2) детей, средний уровень - 41,7% (5) детей, низкий уровень - 41,7% (5) детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники способны адекватно определять настроение произведения, и через него подходить к пониманию содержания произведения.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам разработать методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что задачи исследования в целом решены. Вместе с тем, проведенное исследование является лишь одним из подходов к разработке проблемы развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения и может быть продолжена.
Подобные работы
- Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Организация художественно-эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Народная музыка как средство эстетического воспитания старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование нравственно-целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации требований ФГОС ДО
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственно-целевых ориентиров у детей старшего
дошкольного возраста в условиях реализации требований ФГОС ДО
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Игра - драматизация как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018



