РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Влияние выразительных средств художественных произведений на
развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников 15
1.3. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста
в образовательном процессе дошкольного учреждения 22
ГЛАВА 2. Практическая работа по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения 35
2.1. Изучение уровня эмоциональной отзывчивости на художественные
произведения у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Одним из результатов образования являются такие ценности как красота, гармония, нравственный выбор, эстетическое развитие. Поскольку понятие «эмоциональной отзывчивости» является неотъемлемой частью духовно - нравственного воспитания в целом, то проблема её изучения является одной из ключевых проблем современного образования.
Одной из задач, заявленной в образовательной области Социально - коммуникативное дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и конкретизированной в примерных образовательных программах дошкольного образования, является развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Анализ литературы показал, что большинство исследователей понимают эмоциональную отзывчивость только как эмоциональный отклик ребенка на произведение, что собственно является только первоначальным этапом восприятия художественного произведения (В.К. Белобородова, Г.Г. Григорьева, Л.П. Стрелкова). Ряд авторов (Е.Л. Агаева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, О.П. Радынова) эмоциональную отзывчивость рассматривают как основу развития художественных способностей дошкольника и условие для проживания и понимания им произведений искусства.
Исследователи, занимающиеся проблемами художественного воспитания дошкольников (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.), опираясь на теоретические положения Б.М. Теплова о значимости эмоциональной отзывчивости для понимания эмоционального содержания художественного произведения, указывают, что освоение эмоционального содержания произведения способствует расширению и эмоционального опыта ребенка. Возможность переживания чувств при восприятии старшим дошкольником художественных произведений способствует осознанию им этих чувств, пониманию эмоционального состояния другого человека и художественного произведения в целом.
Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович определяют понятие «эмоциональная отзывчивость на художественные произведения» как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров, как способность сопереживать героям, соотносить художественные факты с жизненным опытом.
Эмоциональность сознания ребенка, его чувствительность, открытость, восприимчивость определило старший дошкольный возраст наиболее сензитивным периодом для развития эмоциональной отзывчивости.
Изучение научной литературы позволило отметить, что проблема развития эмоциональной отзывчивости широко освещена в музыкальном воспитании (Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, Г.И. Ильин, О.П. Радынова, Б.М. Теплов), а возможности литературных произведений в этом процессе рассмотрены недостаточно (Л.И. Беленькая, Н.Е. Миропольская, Л.В. Ясинских).
Из вышеизложенного вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в образовательном
процессе дошкольного учреждения будет эффективным при:
- формировании у дошкольников эмоционально-оценочной лексики;
- осознание детьми интонационной выразительности речи;
- интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Выявить уровень эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать систему педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
- теоретический: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, изучение продуктов детского творчества, анкетирование педагогов, педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: структурное подразделение - детский сад муниципального образовательного учреждения Репенская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было конкретизировано определение «эмоциональная отзывчивость на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста», выделены ее компоненты и критерии.
Эмоциональную отзывчивость на художественные произведения детей старшего дошкольного возраста определяют как интегрированное личностное качество ребенка, выражающее в способности воспринимать, идентифицировать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта (явления), адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт.
Эмоциональная отзывчивость как интегративное личностное качество связано со многими качествами и способностями развивающейся личности.
Старший дошкольный возраст - благоприятная пора для развития основных компонентов эмоциональной отзывчивости.
Практическая работа осуществлялась на базе структурного подразделения - детского сада муниципального образовательного учреждения Репенской средней общеобразовательной школы Алексеевского района Белгородской области. В эксперименте приняли участие дети старшей разновозрастной группы в количестве 12 человек.
Мы выделили критерии, показатели и уровни развития у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости на художественные произведения, что позволило нам подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников: высокий уровень эмоциональной отзывчивости на художественные произведения имеют 16,6% (2) детей, средний уровень - 41,7% (5) детей, низкий уровень - 41,7% (5) детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники способны адекватно определять настроение произведения, и через него подходить к пониманию содержания произведения.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам разработать методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что задачи исследования в целом решены. Вместе с тем, проведенное исследование является лишь одним из подходов к разработке проблемы развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения и может быть продолжена.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО МО ДЕК, 2015 - 416с.
2. Аксенов В.И. Искусство художественного слова. М.: Искусство, 2014. — с. 163
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений . -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2017. - 464 с.
5. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. - М.: Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования, 2015. - 142 с.
6. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 - х т. Т.З. М.: Гослитиздат, 2008. - 928с.
7. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Издательство Московского ун-та, 2008. - 188 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 2016. - 472 с.
10. Васильева Ю.С. Произведения детской литературы как средство формирования эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией О.И. Ключко. - СПб.: Издательство: ОО «НИЦ АРТ», 2016. - С 388-392
11. Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 3-8
12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 2006.-142с
13. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения // Начальная школа. - 2016. - №5. - с. 16-20
14. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2012. - 136с.
15. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. //Вопросы психологии. - 2014.- №5. - С. 106112.
16. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2010. - 448 с.
17. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2015. —175с.
18. Г орюнова Л.В. Музыка - язык общения / Искусство в школе - 2015. - №1.- С. 55-58
19. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2009. - 344с.
20. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2013. - 53 с..
21. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. - М.: 2008. - 23 с.
22. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитатетя детского сада. - СПб.: Детство-пресс, 2009
23. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Г огоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб: Детство - Пресс, 2014. - 528с.
24. Деятельность и отношения дошкольников. / Под ред. Репиной Т.А.; НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 2007. —192с.
25. Додонов Б.И. В мире эмоций- Киев: Политиздат Украины, 2007. - 140с.
26. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. - 2013. -№1. - с. 63-65.
27. Занков Л.В. Содружество ученого и учителя: беседы с учителями / М.В. Зверева, Н.К. Индик. - М.: Просвещение, 2011. - 270 с.
28. Запорожец А.В. Избр. психолог, труды: В 2 т. Психологическое развитие ребенка. — М: Педагогика, 2006. Т.1. — 320с.
29. Земская Л.И. Выработка эмоциональной окрашенности речи // Начальная школа. - 2005. - №11. - С. 22-27
30. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000.304с.
31. Изард К. Психология эмоций. / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 464с
32. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011. - 752 с.
33. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2014.
34. Каптеров П.Ф. Детская и педагогическая психология. - М.: Московский психолого - социальный институт. - Воронеж. Изд- во МПО «Модэк», 2009.
- 336 с.
35. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. - Ярославль.: Академия развития, 2016. - 144 с.
36. Каюрова А. Н., Гугуман Т. В., Савина Л. Б. Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 56-58.
37. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128с.
38. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. - СПб.: КАРО, 2015. - 240 с.
39. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятии. Л.: Наука, 2011. - 386 с.
40. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Знание, 2008. — 80с.
41. Кузнецова Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности // Логопед. - 2011. - № 3. - С. 18-24.
42. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей. — М.: «Баласс», 2017.- 416с.
43. Курносов С.А. Содержание воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - Ярославль. - № 3. - С. 33. - 38
44. Левин В.А. Когда ребенок становится большим читателем. - М.: Лайда, 2014. - 192 с.
45. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - Издательство: Кра- санд. - 2010. - 216 с.
46. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 2012. - 176с
47. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы. // Музыкальная академия. - 2017. - № 4 - С.39 - 48.
48. Мелик-Пашаев А.А., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф. Методики исследования и проблемы диагностики художественно - творческого развития детей - Дубна: Феникс+, 2009. - 272 с.
49. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 184 с.
50. Методики исследования и проблемы диагностики художественно - творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. - Дубна: Феникс +, 2009. - 272 с.
51. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: АРКТИ, 2015. - 48с.
52. Миропольская Н.Е. Вслушиваясь в слово: Пособие для учителя. — К.: Рад.Шк., 2014.-195с.
53. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: - Издательский центр «Академия», 2009. - 456 с.
54. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. — М.: Музыка, 2001.-310с.
55. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
56. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М.: Три- вола, 2006. - 374 с.
57. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
58. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 2013. - 79с.
59. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 480 с
60. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. -336с.
61. Портнягина М.А. Воспитывающее значение глаголов эмоционального состояния и отношения. // Начальная школа. - 2010. - № 1. - С. 13-16.
62. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: «Академия», 2008. - 240с.
63. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологич. исследования /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 2006. —176с.
64. Романова О.М. Формирование эмоциональной культуры старших дошкольников // Педагогика и психологические науки. - 2010. - №11. - С. 4147.
65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.; Спб.: Питер, 2003. - 705 с.
66. Светловская Н.Н. Чтение как обязательный компонент современной системы образования // Начальная школа. - 2012. -№ 7. - с. 24-29
67. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений,. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
68. Смирнова А.А. Особенности развития эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы VI Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 19 июня 2016 г.) / ред.кол.: О.Н. Широков - 2016. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (6). - С. 215-219.
69. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников. - М.: Академия, 2011. - 389 с.
70. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми т. - М.: Искусство, 2013. - Т.З.-503с.
71. Сухомлинский А. В. Сердце отдаю детям. - М.: Концептуал, 2016. -320с.
72. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания //Известия АПН РСФСР.-Вып. П.-М., Л., 2007. С.106.
73. Тропинки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: Вентана-Граф, 2014. - с.
74. Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Авторы- составители С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др. - М.: Просвещение, 2015. - 235 с.
75. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. 240 с.
76. Флерина М.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М.: АПН РСФСР, 2011.-334с.
77. Чикишев О.В. К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. - Уфа: 2012. - с. 94-95.
78. Школяр Л. В. Теория и методик музыкального образования детей: науч.- метод. пособие для учителя музыки и студентов сред. и высш. учеб. заведений - Москва: Флинта: Наука, 2009. - 330 с.
79. Эголинский Я.А. Эмоции человека и двигательная деятельность. - Л.: Знание, 2008.- 19с
80. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 2015.- 175с.
81. Эмоциональный интеллект // Психологос: энцикл. практ. психологии. - Режим доступа:Шр://’№№^р8усЬо1о§о8.ги/агИс1е8Ме’^етосюпа1пуу_т1е11ек1:.
82. Ягодовская В.К. Работа над словарем с учащимися 1 класса. - М.: Просвещение, 2013 -68 с.
83. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. - М.: Знание, 2006 - 64с.
84. Ясинских Л.В. Развитие эмоционального слуха у младших школьников в процессе восприятия художественных произведений // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 58-67.