Введение
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ: ТРАДИЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ
1.1. Трансформация жанра рецензии и особенности современной критики
1.2. Ресторанная критика: история и традиции
Глава 2. ФОРМЫ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ РЕСТОРАННОЙ КРИТИКИ В ОНЛАЙН-СМИ
2.1. Формирование ресторанной рецензии в Сети
2.2. Тенденции современного развития жанра ресторанной рецензии
Заключение
Список литературы
Приложение
Сегодня ресторанную критику всё чаще можно встретить не только на страницах специализированных журналов или в качественных изданиях, таких как «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Деловой Петербург», но и в досуговых интернет-СМИ: The Village, Afisha Daily, Time Out, в lifestyle- СМИ «Собака.ру», Where, а также в блогосфере, социальных сетях и мессенджерах. Очевидно, что на данный момент наблюдается огромный спрос на гастрономическую тематику среди аудитории различных видов СМИ.
Однако мало дать анонс об открытии заведения, читатели нуждаются в объяснении, в деталях и, что немаловажно, в авторитетном мнении: какая кухня и ценовая политика, кто владелец, какой интерьер, и стоит ли вообще туда идти. Тогда-то и появляется потребность в ресторанной критике или ресторанной рецензии.
Стоит подчеркнуть, что исследований по ресторанной критике за последние годы проводилось мало, а те, что есть, в большинстве случаев основываются на литературоведческих подходах, а не медиалогических. На данный момент не было предпринято исследования ресторанной критики как целостного явления, а также крайне мало научно обоснованных концепций, касающихся жанрового своеобразия ресторанной критики и её тематической составляющей. Кроме того, нами не было обнаружено исследований по современному развитию жанра ресторанной рецензии в сети, поскольку теория и типология онлайн-журналистики ещё не исследована учёными полностью. В этом заключается новизна данного исследования.
Издания и околомедийные продукты, разные по формату, отличаются своими подходами к написанию текстов и производству контента, а постоянно открывающиеся гастрономические заведения, нуждаясь во взаимодействии с потенциальными клиентами, используют инновационные формы связи - эти и другие факторы обуславливают актуальность анализа ресторанной критики с точки зрения развития жанра и её современной трансформации в Интернете.
Объектом нашего исследования является ресторанная рецензия как часть журналистской практики, а предметом - жанрово-тематические особенности ресторанной рецензии в сети.
Цель исследования заключается в выявлении новых форм ресторанной критики в журналистских текстах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить жанр рецензии как объект журналистской деятельности;
2) проследить содержательную близость понятий ресторанной рецензии и ресторанной критики;
3) на основе содержательного анализа печатных и онлайн- материалов выявить особенности жанра ресторанной рецензии и классические и инновационные подходы к её написанию.
Теоретической базой для работы послужили труды А. А. Тертычного, жанровая классификация которого позволила нам оттолкнуться в исследовании от сформулированного учёным определения рецензии и её разновидностей.
Кроме того, в работе представлены научные исследования А. П. Короченского, который, изучая феномен медиакритики, рассматривает теоретические проблемы и практическое развитие новой области журналистики - критики средств массовой информации.
Проблемами развития именно ресторанной критики в СМИ занимается исследователь журналистики А. Н. Тепляшина. Именно её позиции в том, что сервисная критика (к которой мы относим ресторанную) выросла в самостоятельное и довольно объемное направление, мы будем придерживаться в нашей работе. Более того, концепция Т. Е. Нерсесовой о содержательной близости в современном медиадискурсе понятий критика и рецензирование также является стержневой в этой исследовательской работе.
Рецензия как жанр медиадискурса и её тенденции к модификации рассматривается в работах Е. А. Зиновой, Митчела Дэвиса и Эмили Зальшуц.
Для более широкого понимания того, как развивалась критика в историческом контексте, большую роль сыграли работы таких известных исследователей, как Б. И. Есин и Р. П. Овсепян. А то, как функционирует современная критика в медийном пространстве, нашло отражение в трудах Л. Г. Свитич, С. Г. Корконосенко и др.
Всего было проанализировано 215 ресторанных рецензий, опубликованных в «КоммерсантЬя-Weekend, «Деловой Петербург», «Афиша Daily», «Собака.ру», The Village, Time Out, 50 рецензий и описаний заведений на сайтах-сервисах AllCafe, Restorating, Restoclub, 30 рецензий в блоге Критика Бориса, 35 отзывов на сайте TripAdvisor, 25 постов в группе «ВКонтакте» ресторанного критика и обозревателя Надежды Бойцовой, 25 Instagram-публикаций блогера Ивана Громова, 15 Youtube-обзоров блогера olegoff и 15 сообщений из Telegram-каналов «варю компотик» и «РосГалковОбзор». Всё выше перечисленное составило эмпирическую базу исследования.
Хронология исследования определена периодом с 1990-х годов по апрель 2017 года. Выбор именно этих временных рамок обуславливается тем, что именно 1990-е годы принято считать зарождением ресторанной критики в России.
В ходе исследования используются общенаучные методы анализа и синтеза: системно-целостный подход для выстраивания целостной картины критической журналистики, историко-сравнительный (компаративистский) подход для наблюдения за развитием критики на разных исторических этапах, мониторинг СМИ и типологический анализ. Посредством использования описательного и сопоставительного методов охарактеризованы разновидности ресторанной критики в различных изданиях. По эмпирическому материалу проведён содержательный анализ.
Практическая значимость
В исследовательской работе показаны конкретные примеры исторических изменений как жанра ресторанной рецензии, так и её формата, понимание закономерности развития которых позволит повысить качество материалов, в частности ресторанных рецензий и позволит сделать прогноз относительно их будущего в изменяющихся условиях медиарынка, когда контент не только зависит от аудитории, но и создаётся и меняется ей же.
Апробация работы. Основные положения ВКР были обсуждены на международной конференции студентов и аспирантов "Медиа в современном мире. Молодые исследователи" СПбГУ (март, 2017г.) и опубликованы в виде тезисов в сборнике материалов конференции.
Структура исследовательской работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность, научная новизна, цели и задачи исследования, анализируется состояние научной разработки темы, определяется база источников для работы. Первая глава представляет собой обзор теоретических аспектов исследуемой темы: даётся толкование понятия рецензии, обосновывается содержательная близость терминов рецензирование и критика, кроме того в этой главе представлены история и развитие феномена ресторанной критики, особенности восприятия аудитории гастрономических материалов и как от этого меняется формирование контента изданием. Во второй главе показаны этапы развития ресторанной критики в Интернете, изучены особенности онлайн-платформ, влияющие на упаковку контента и специфика поведения медиапользователей, которая влияет на производство информации. В заключении подводятся итоги проведённого исследования, формулируются основные выводы и делаются прогнозы относительно состояния медиарынка и жанра ресторанной рецензии.
Список литературы и источников включает в себя 61 наименование.
В ходе исследования, опираясь на работы учёных, теоретиков, медиэкспертов и на анализ эмпирического материала, мы выяснили, что ресторанная рецензия в России претерпевает кардинальные изменения за счёт гибридизации жанров, влияния пиара на журналистику, адаптации изданий к требованиям Интернета и медиапользователей.
Нами были изучены материалы изданий «КоммерсантЪя-Weekend, «Деловой Петербург», «Собака.ру», The Village, публикации, взятые со специализированных сайтов Restorating, Restoclub, личных блогов и страниц современных ресторанных критиков и обозревателей. А также публикации в социальных сетях, Youtube-обзоры и сообщения из Telegram-каналов. Общий объём вышеперечисленных материалов составил 410 единиц.
В исследовании нам удалось проследить российский путь жанра ресторанной рецензии от её зарождения в 1990-х годах в стенах издательского дома «КоммерсантЪ» до её современного формата - колонки блогеров и отзывы в сервисах типа TripAdvisor, социальных сетях, мессенджерах. И мы, действительно, увидели и зафиксировали изменения, которые происходили и происходят с жанром ресторанной рецензии и её форматом.
Во введении данной работы была поставлена цель проанализировать жанр рецензии и на основе содержательного анализа печатных и онлайн- материалов выявить особенности жанра ресторанной рецензии и классические и инновационные подходы к её написанию. Основываясь на проделанной работе, можно считать цель достигнутой, так как мы увидели, как рецензия, перейдя в Интернет, становится мультипродуктом, вбирая в себя черты подборки, обзоров, отзывов.
Несмотря на происходящие изменения с жанром и форматом рецензий, интерес аудитории к ресторанной тематике не спадает. Как уже отмечалось, прочтение ресторанных рецензий стирает границу между той частью аудитории, которая может себе позволить походы в описываемые критиками и журналистами заведения, и теми, кто лишь наблюдает за подобным образом жизни. Гастрономические материалы «дают [читателям] ощущение сопричастности миру успеха и достатка, выполняя роль иллюзорного "социального лифта"». Причём эта сопричастность также выражается и в тенденции использования принципа UGC (user-generated content), когда информация создаётся самими потребителями. Эти и другие факторы ещё раз подтверждают актуальность анализа ресторанной критики с точки зрения развития жанра и её современной трансформации в Интернете. Минимальное число исследовательских работ в этом направлении сегодня является дополнительным аргументом в пользу дальнейших исследований данного проблемного поля, которые позволят глубже изучить влияние появляющихся новейших медиа и околомедийных продуктов на формирование контента, в частности в ресторанной сфере.
Происходящие трансформации с ресторанной рецензией нельзя считать деградацией жанра, поскольку все проанализированные в этой работе изменения жанра и формата дают нам возможность назвать этот процесс органичной эволюцией сетевой журналистики. От длинных ресторанных рецензий до коротких гастрономических обзоров и пользовательских отзывов с функцией выставлений рейтинга. От сайтов - сервисов Allcafe.ru, Restoclub.ru, Restorating.ru, изданий Time Out, «Собака.га», «Афиша- Еда» (eda.ru), The Village, блогов (Критик Борис - borisstars.ru) к социальным сетям с разнообразными пабликами, например, «Обзоры шавермы в Питере и области», и к мессенджерам с кулинарными каналами.
Большое значение сейчас в Интернете, в частности в ресторанной сфере, имеют лидеры мнений - в том числе блогеры с сотнями тысяч подписчиков. Они могут практически не разбираться в гастрономии и публиковать свое субъективное мнение, основанное на эмоциях и вкусовых предпочтениях, однако аудитория им будет верить больше. Когда информации, особенно в Сети, настолько много, что в ней можно запутаться, вполне логично, что люди стремятся к получению референтного и авторитетного мнения.
То, что ближайшее будущее в производстве и распространении информации, в частности гастрономической критики, стоит именно за социальными сетями, подтверждает недавнее привлечение редакционного директора Mail.ru Group Сергея Паранько к коллективу «ВКонтакте», где тот «попытается развить "экосистему" для медиа внутри ВК» . Поэтому, чтобы онлайн-изданиям не терять аудиторию так же, как теряли печатные СМИ, переходя в Интернет и просто перепечатывая материалы из газеты на сайт, не адаптируя его для Сети, нужно ориентироваться на особенности потребительской среды. Это касается как особенностей клипового восприятия аудиторией онлайн-материалов, так и упаковки контента: чем интерактивнее он будет, тем дольше читатель пробудет на ресурсе. Поэтому пользователю мало одного текста с описанием блюд и интерьера ресторана, ему нужны и галерея с фотографиями, и комментарии других посетителей, и возможность оставить свой рейтинг этому заведению.
На подобные тенденции к визуализации, интерактивности и на сам факт перехода аудитории от десктопного сайта к мобильному сайту, в соцсети и мессенджеры ориентируется и жанр ресторанной рецензии, который всё время модифицируется и трансформируется, подстраиваясь под развитие технологий, под требования потребителя и контент-маркетинга, делая чтение адаптивным, комфортным, доступным и соответствующим ожиданиям аудитории.
1. Алексеев Д. Критика ресторанной критики // Взгляд [Электронный ресурс] URL: http://www.vz.ru/columns/2008/2/26/147629.html
2. Алексей Амётов / Полевое исследование Mail.ru // [Электронный ресурс] URL: https://media.mail.ru/ametov_text/
3. Амзин А. Новые и экспериментальные форматы журналистике // [Электронный ресурс] URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/ novy-e-i-e-ksperimental-ny-e-formaty/
4. Андреев А. Рецензия и критика // ЛитКритика [Электронный ресурс]
URL: http://www.litkritika.by/wordpress/recenziya-i-kritika-anatolij-
andreev.html
5. Анна Масловская присоединилась к команде «Афиши Daily» // Афиша Daily [Электронный ресурс] URL: https://daily.afisha.ru/eating/262-anna- maslovskaya-prisoedinilas-k-komande-afishi-daily/
6. Арсений Ашомко/ Полевое исследование Mail.ru // [Электронный ресурс] URL: https://media.mail.ru/ashomko_future/
7. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. 2-ое изд., испр. 896 с.
8. Барнева Е. В., Петрова О. А., Шишкин Н. Э. Журналистское мастерство, 2009 // [Электронный ресурс] URL: http://media.utmn.ru/ library.php?book=1371
9. Беловодская А. Современные медиажанры: рецензия (от теории к практике). Сборник заданий. Вильнюс, 2016. 106 с.
10. Биргер Г. Круглый стол ресторанных критиков: «Принять стакан пива и не отвергнуть бога» // Афиша Daily [Электронный ресурс] URL: https:// daily.afisha.ru/archive/gorod/eating/kruglyy-stol-restorannyh-kritikov- prinyat-stakan-piva-i-ne-otvergnut-boga/
11. Бойко Анна Любимая работа - это не работа // StartUp Women [Электронный ресурс] URL: http://startupwomen.ru/entry/ story_anna_maslovskaya
12. Бочаров А. Г. Жанры литературно-художественной критики. М., 1982. 436 с.
13. Бояринов Д. Тайм-аут навсегда // Colta [Электронный ресурс] URL: http://www.colta.ru/articles/media/5787
14. Бояркова Г. Рестораторы не поделили денежный пирог // Фонтанка [Электронный ресурс] URL: http://www.fontanka.ru/2016/12/14/194/
15. ВКонтакте собрался делать экосистему для медиа и нанял редакционного директора Mail.ru Group // Roem [Электронный ресурс] URL: https://roem.ru/14-04-2017/247735/vk-paranko/
16. Делеринс Г. Еда не приходит одна. Как не заблудиться в
гастрономических гидах // Snob [Электронный ресурс] URL: https://
snob.ru/selected/entry/54924?v=1459858548
17. Дускаева Л. Р Диалогическая природа газетных речевых жанров. Под ред. М. Н. Кожиной. СПб.: Изд. 2-е, доп., испр. СПбГУ: Филол. факультет, 2012. 274 с.
18. Дускаева Л. Р., Цветова Н. С. Журналистика сферы досуга: учеб. пособие. СПб. 2012. 304 с.
19. Жанры интернет-журналистики // Дни.т [Электронный ресурс] URL: https://dni.ru/academ/2016/9/30/351622.html
20. Журчева Т. В. Театральная рецензия в прессе: деградация жанра // Жанровая стратегия современных российских масс - медиа. Тезисы III Всероссийской научно-практической конференции. СамГУ, 19-20 марта 2008 г. Самара. 2009. С. 68.
21. Зимин А. «Гастрономия - новая международная мода» // Lucky Ducky [Электронный ресурс] URL: http://luckyducky.ru/blog/lyudi_18/aleksej- zimin-gastronomiya—novaya-mezhdunarodnaya-moda_646
22. Зинова Е. А. Методика обучения студентов-журналистов рецензии как жанру современной медиасферы: автореф. дисс. ... д-ра п. н. 13.00.02. Москва, 2012. // Dissercat [Электронный ресурс] URL: http:// www.dissercat.com/content/metodika-obucheniya-studentov-zhurnalistov- retsenzii-kak-zhanru-sovremennoi-mediasfery
23. Зинова Е. А. Тенденции к модификации и существующие разновидности жанра рецензии на литературное произведение / Е. А. Зинова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. №9. С. 138-143.
24. Как новые медиа изменили журналистику 2012-2016 // [Электронный ресурс] URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/budushhee- zhumalistiki/
25. Калмыков А. А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дисс. ... д-ра фил. наук: 10.01.10. Москва, 2009. // [Электронный ресурс] URL: http:// www.dissercat.com/content/internet-zhurnalistika-v-sisteme-smi- stanovlenie-razvitie-professionalizatsiya
26. Калмыков А. А. Медиалогия интернета. М. 2014. 271 с.
27. Корнев М. Материалы к лекции №8 по Интернет-журналистике // [Электронный ресурс] URL: https://www.slideshare.net/mkornev/8-42
28. Корнев М. Новые медиа: создание и развитие // [Электронный ресурс]
URL: https://www.slideshare.net/mkornev?
utm_campaign=profiletracking&utm_medium=sssite&utm_source=ssslidevi ew
29. Короченский А. П. Медиакритика в теории и практике журналистики: автореф. дисс. ... д-ра фил. наук: 10.01.10. Санкт-Петербург, 2003. // DisserCat [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/ mediakritika-v-teorii-i-praktike-zhurnalistiki
30. Критика ресторанной критики. Восемь лет спустя (часть вторая) // Блог Критика Бориса [Электронный ресурс] URL: http://borisstars.ru/news/ 10218
31. Критика ресторанной критики. Восемь лет спустя (часть первая) // Блог Критика Бориса [Электронный ресурс] URL: http://borisstars.ru/ news/10217
32. Лассан Э. Лингвистика речи. Медиастилистика: коллективная монография, посвящ. 80-летию проф. Г.Я. Солганика / ред.: Г. Я.
Солганик, ред.: Н. И. Клушина, ред.: В. В. Славкин, ред.: Н. В. Смирнова. 2-е изд., стер. М. 2013 .529 с.
33. Маевская А.Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика): дисс. ... д-ра фил. наук: 10.01.10. Санкт- Петербург, 2015. // [Электронный ресурс] URL: http://jf.spbu.ru/upload/ files/file_1435847506_9799.pdf
34. Мандельштам О. "Веер Герцогини" // Русская виртуальная библиотека [Электронный ресурс] URL: http://rvb.ru/mandelstam/slovo_i_kultura/ 01text/01text/32.htm
35. Медведев С. А. Интернет-рецензия в аспекте эволюции жанра рецензии // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М. 2014. С. 77-79.
36. Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15-17 марта 2017 года) // [Электронный ресурс] URL: http://jf.spbu.ru/ upload/files/file_1489511454_7825.pdf
37. Мельник Г. С. Основы творческой деятельности / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. СПб. 2004. 272 с.
38. Мирошниченко А. Селфи со стадиона. Меня увидели, значит, я существую // Colta [Электронный ресурс] URL: http://www.colta.ru/ articles/media/3742
39. Нерсесова Т. Е. Аксиологическая основа медиаконтента как способ
формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки / Т. Е. Нерсесова // Медиаскоп. 2011.
[Электронный ресурс] URL: www.mediascope.ru/node/835
40. Нерсесова Т. Е. Современная критическая мысль: основные тенденции / Т. Е. Нерсесова // Меди@льманах. 2011. [Электронный ресурс] URL: http:/mediaalmanah.ru/files/44/102.php
41. Нерсесова Т. Е. Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ: автореф. дисс. ... д-ра фил. наук: 10.01.10. Москва,
2012. // [Электронный ресурс] URL: http://cheloveknauka.com/tipy-i-
zhanry-retsenzirovaniya-v-sovremennyh-pechatnyh-smi
42. Нерсесова Т. Е. Сервисное рецензирование как особая предметная область оценочной деятельности журналиста // Медиаскоп, 2011. № 2. [Электронный ресурс] URL: http:// www.mediascope.ru /node/851/
43. Несолоно хлебавши: кризис гастрономической критики в России //
Агитпрог [Электронный ресурс] URL: http://agitprog.ru/cuisine/
2015/07/28/не-солоно-хлебавши-кризис-гастрономии/
44. Нигматуллина К. Землетрясение в мире контента: о чём говорили на Саммите АНРИ 2017 // Журналист [Электронный ресурс] URL: http:// jrnlst.ru/zemletryasenie-v-mire-kontenta-o-chem-govorili-na-sammite- anri-2017
45. Нигматуллина К. Наша аудитория нам не принадлежит // Журналист [Электронный ресурс] URL: http://jrnlst.ru/nasha-auditoriya-nam-ne- prinadlezhit
46. Новиков В. И. Жанр литературной рецензии в современной отечественной прессе// Медиаскоп. 2012 [Электронный ресурс] URL: http://mediascope.ru/node/1115
47. Павленкова А. Борис, борись! Кем оказался главный независимый ресторанный обозреватель России? // Собака.т [Электронный ресурс] URL: http://www.sobaka.ru/bars/heroes/48109
48. Пакните Марта Сергей Пойдо: весь мир стал «глобальной деревней» // Рыба [Электронный ресурс] URL: http://magazine-fish.ru/sergey-poydo- ves-mir-stal-globalnoy-derevney
49. Савина А. Джон Маэда // Accent [Электронный ресурс] URL: https:// accent.setka.io/ru/john-maeda/
50. Садовников А.А. Особенности и перспективы блоговой медиакритики // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. 2011, №1 [Электронный ресурс] URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/ 2011/01/2011-01-46.pdf
51. Свитич Л. Г. Социология журналистики (Методология, методы, направления и результаты исследований) / Л. Г. Свитич. М. 2010. 342 с.
52. Тепляшина А. Н. Методологические основы жанрообразования в масс медиа // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса). СПб, 1997.
53. Тепляшина А. Н. Профессиональная критика ресторанов в деловой прессе как фактор жанровой модификации рецензии // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 2 (34). С. 195-204.
54. Тепляшина А.Н. Медиатекст деловой газеты как субъект развития ресторанного бизнеса // Cyberleninka [Электронный ресурс] URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-delovoy-gazety-kak-subekt-razvitiya- restorannogo-biznesa
55. Тертычный A. A. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М. 2011. 320 с.
56. Тертычный А. А. Форматирование жанров в периодических печатных средствах массовой информации в России / А. А. Тертычный // Журнал Рос. гуманитарный журнал. 2013. Вып. 2. С.117-130.
57. Чекалова Е. Не выдерживают критики [Электронный ресурс] // КоммерсантЪ Lifestyle, 02.12.2016 URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 3157138
58. Юшкова А. Ананасы в шампанском: Новый жанр - ресторанная критика // Журналист. 1999. № 12. С. 47-49.
59. Davis Mitchell A taste for New York: restaurant reviews, food discourse, and the field of gastronomy in America // [Электронный ресурс] URL: https://cookandeatbetter.files.wordpress.com/2010/05/dissertation-for- defense-deposited.pdf
60. Salshutz Emily Everyone’s a Critic: An Exploration of Yelp.com and Food Media // [Электронный ресурс] URL: http://digitalwindow.vassar.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1358&context=senior_capstone
61. Sietsema Robert Everyone eats...but that doesn’t make you a restaurant critic // [Электронный ресурс] URL: http://www.cjr.org/feature/
everyone_eats.php?page=all