Введение 3
1. Теоретические основы управления качеством образовательных услуг 7 ВУЗа
1.1 Сущность понятия «качество» в сфере образования 7
1.2 Политика в области качества 16
1.3 Модели систем менеджмента качества 24
2. Анализ систем менеджмента качества образовательных услуг в ВУЗе 32 на примере Института Управления Экономики и Финансов
2.1 Оценка качества образования в Российской Федерации 32
2.2 Технико-экономическая характеристика организации 39
2.3 Анализ качества образовательной деятельности в Институте 43 Управления Экономики и Финансов
3. Направления совершенствования системы менеджмента качества 57 образовательных услуг в Институте Управления Экономики и Финансов
3.1 Рекомендации по совершенствованию оценки показателей качества 57 (мониторинг) деятельности образовательного учреждения
3.2 Рекомендации по совершенствованию процедуры контроля качества 68 в Институте Управления Экономики и Финансов
3.3 Оценка социально-экономической эффективности предложенного 75
комплекса мероприятий
Заключение 80
Список использованных источников 87
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью системы образования, которое оказывает решающее влияние на темпы и качество экономического роста. Интегральной характеристикой образовательной услуги, определяющей состояние инвестиций в человеческий капитал, условием интеграции национальной сферы образования в мировое образовательное пространство, выступает ее конкурентоспособность, которая обуславливается качеством образования. Для современного российского общества, находящегося в состоянии глубоких структурных преобразований и нестабильной ситуации в стране необходимость разработки и реализации концепции управления качеством образования приобретает особую значимость.
Система менеджмента качества в образовании, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на существенно новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ранжирование ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование, престиж среди абитуриентов и хорошая репутация в обществе - все это даст система менеджмента качества, действующая в вузе.
Главной целью современного образования является обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями, развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение учащихся суммой знаний, но и формирование современного мышления и познавательных способностей.
Качество образования и подготовки специалистов, то есть их соответствие ожиданиям личности, общества и государства, зависит от многих факторов, одним из главных факторов является менеджмент качества в вузе.
Россия как часть Европы имеет в сфере образования свои национальные проекты и желания: создание Европейского открытого университета в области качества с взаимным признанием дипломов о высшем образовании, участие России в Болонском процессе, создание совместной европейской базы данных о качестве учебных заведений. Чтобы воспользоваться возможностями Европейской организации качества и грамотно применять ее информационные продукты, необходимо развивать и совершенствовать управление образовательной деятельностью вузов с целью достижения
конкурентоспособного уровня подготовки специалистов, в том числе в области качества.
Существует действенный инструмент обеспечения эффективного управления организацией - система менеджмента качества (СМК). Свои СМК разработали, внедрили и получили сертификаты соответствия требованиям стандартов ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) ведущие вузы России - МЭСИ (Москва), ТПУ (Томск), СибГТУ (Красноярск), НГМА (Новороссийск) и др.
Система менеджмента качества в образовании, в связи со спецификой данного вида деятельности базируется на трех ключевых составляющих:
1) цели и содержание образовательного процесса,
2) уровень профессионализма преподавателей и организация
преподавательской деятельности,
3) состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.
Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно
использующих свои знания, навыки и умения.
Институ Экономики, Управления и Финансов, как и многие другие вузы, на протяжении нескольких лет использует СМК в своей деятельности.
Актуальность данной темы для ИУЭФ заключается в том, что система менеджмента качества, разработанная в институте с учетом российских и международных требований, включает в себя оценку и мониторинг основных аспектов образовательной деятельности. СМК позволяет своевременно корректировать содержание ООП (в части дисциплин национально - регионального компонента, курсов по выбору, дисциплин специализаций, практик и др.), оптимизировать организацию учебного процесса, совершенствовать учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, а также принимать управленческие решения. Институт ведет активную международную деятельность, направленную на интернационализацию образования и поиск новых форм международного сотрудничества. Условия реализации образовательного процесса (учебно¬методическое, программно-информационное, кадровое, научное, материальное и финансовое обеспечение) позволяют обеспечивать качественное обучение в соответствии с существующими требованиями.
Объект исследования - Институт Управления, Экономики и Финансов Казанского (Приволжского) Федерального Университета.
Предмет исследования - система менеджмента качества в Институте Управления, Экономики и Финансов КФУ.
Цель дипломного проекта - разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента качества в образовании.
Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования системы менеджмента качества в образовании;
- исследовать систему менеджмента качества в Институте Экономики, Управления и Финансов;
- оценить эффективность системы менеджмента качества в образовании;
- рассмотреть организационно-правовое обеспечение предложений по совершенствованию системы менеджмента качества в образовании.
Методологической и методической основой исследования явились стандарты, нормативные документы системы менеджмента качества, специальная монографическая литература по исследуемой проблеме, статистические источники, материалы периодической печати, практический материал института и университета.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В процессе изучения первой главы теоретические основы формирования системы менеджмента качества в образовании было выявлено, что качество образования - это специфический объект управления. Для управления качеством образования необходима система управления, которая была бы ориентирована на качество, реализовывала специфические для управления качеством функции управления и органично вписывалась в общую сумму управления образовательными процессами. Такая система необходима как на макроуровне управления образованием, на уровне управления образовательными процессами в каждом образовательном учреждении (вузе, колледже и пр.), так и на уровне образования в зависимости от профиля.
Политика вуза в области качества направлена на обеспечение клиентов услугами на уровне требований не только регионального и российского, но и мирового рынков образования, интеллектуального труда и наукоемкой продукции и непрерывное повышение качества услуг на основе эффективной внешней обратной связи с выпускниками, обществом и государством, внутренней обратной связи со студентами и сотрудниками, адаптации к личностным характеристикам сотрудников и студентов, включения механизмов их самореализации.
Политика вуза в области качества состоит в том, что образовательное учреждение стремится быть лидером на рынках образовательных услуг и подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов, подготовки научно-педагогических кадров, а также научных исследований и разработок.
В настоящее время в вузах России используются три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:
- оценочный метод управления качеством деятельности вуза;
- концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM);
- подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000: 2000.
Таким образом, современные методы и стандарты управления качеством применяют те вузы, которые развивают свою предпринимательскую инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции прочные позиции, ориентируются на "потребителей", к которым относятся государство, общество, студенты и работодатели.
Во второй главе был проведен анализ СМК в образовании на примере ИУЭиФ. В ходе проведенного нами исследования системы менеджмента качества в образовании, можно сказать, что при приеме на работу менеджеры по персоналу смотрят на место вуза, в котором учился претендент, в международных рейтингах учебных заведений.
На сегодняшний день в России до сих пор практически единственным работающим механизмом доказательства обществу о наличии качества была государственная аккредитация, которой нет в большинстве европейских стран. Однако зачастую вузы имеют 99% образовательных программ, прошедших государственную аттестацию, а работодатели при этом постоянно говорят о нехватке хороших специалистов и низком качестве обучения в вузах. Неоднократно указывается на недостаточность тех оценок, которые выносят в процессе государственной аккредитации.
Государственная аккредитация преимущественно направлена на выявление того минимального набора показателей, который необходим любому учреждению для осуществления образовательной деятельности в рамках закона, а также на определение соответствия образовательного учреждения одному из видов, которые предусмотрены законом (институт, академия, университет).
После присоединения к Болонской декларации в 2003 г. Россия приняла обязательства до 2010 г. ввести многоуровневую систему высшего образования, которая обеспечивает ее совместимость с европейской системой образования.
Универсального и объективного критерия оценки качества образования не существует. Можно оценивать вуз с точки зрения его академичности (количество научных публикаций, число нобелевских лауреатов и так далее). Или с точки зрения комфортности обучения студентов (качество инфраструктуры). Или с позиции работодателей (соответствие учебных программ их запросам и требованиям). Все эти точки зрения учитываются при составлении международных рейтингов, которые берут во внимание многие параметры, вплоть до количества томов в библиотеке. И если целью образования является успешное трудоустройство, то к результатам этих рейтингов придется прислушаться, ведь именно на них опираются при отборе кандидатов кадровики всего мира.
Российские эксперты считают, что российские вузы занимают низкие позиции по вполне объективным причинам:
- оценка научных работ не соответствует требованиям международных рейтингов, в частности плохо поставлена исследовательская деятельность (низкий уровень цитирования);
- отсутствие публикаций научных трудов на английском языке;
- маленький процент студентов международников (Россия - всего 3%, в США-22, Великобритания-11, Франция-10, Германия-9);
- сайты российских вузов не связаны между собой, поэтому не создано единое национальное образовательное пространство в интернете;
- слабая интернационализация и недостаточно сильная узнаваемость в международных академических и рекрутинговых кругах.
Качество образования в ВУЗах можно повысить двумя путями: с одной стороны поднимать качество исследований и больше инвестировать в фундаментальные и прикладные исследования, а с другой стороны, повышать интеграцию - больше нанимать преподавателей с глобального рынка, стараться издавать национальные исследовательские работы на английском языке.
ИУЭиФ - один из ведущих государственных экономических вузов Российской Федерации, осуществляющий многоуровневую подготовку специалистов в области экономики и менеджмента. ИУЭиФ является центром научных исследований и разработок, стремясь быть постоянным участником в решении актуальных задач в экономической и финансовой областях жизни страны.
Одним из важнейших факторов обеспечения должного уровня качества подготовки специалистов являлся адекватное внедрение в учебный процесс положений и требований Болонского соглашения.
Таким образом, рассмотрев стратегию развития менеджмента качества образования, делаем вывод, что внутренняя работа в области качества в университете и институте осуществляется систематически и планово.
В соответствии с законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» освоение основных образовательных программ завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников (ИГА), целью которой является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям Г осударственных образовательных стандартов.
Вопросы, связанные с госаттестацией выпускников, ежегодно рассматриваются на Ученом Совете Института, а также на Советах факультетов и заседаниях выпускающих кафедр.
В третьем разделе были предложены рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества в Институте Управления, Экономики и Финансов.
Управление качеством образованием не возможно без постоянного контроля образовательных процессов, протекающих в Вузе и другой его деятельности. Для решения этой задачи необходимо наличие комплексной системы показателей качества образования (мониторинга) деятельности университета. Под мониторингом деятельности университета понимается постоянное измерение и регулярное отслеживание состояния образовательной деятельности, фиксация выявленных проблем, осуществляемая на основе сбора, систематизации и обработки данных из всех существующих источников информации, а также специально организованных исследований. Мониторинг обеспечивает отслеживание отклонений от целевых значений показателей и оперативное реагирование на эти отклонения. В связи с этим нужно обратить внимание на исследование следующих задач: учет успеваемости студентов на основе модульно-рейтинговой системы учебной деятельности студентов, оценка качества предоставляемых услуг на базе исследований мнений студентов, работающих выпускников, преподавателей, сотрудников, работодателей, абитуриентов. Для проведения оценки показателей качества образовательной деятельности университета (мониторинг), необходимо создать аналитическую информационную систему поддержки принятия решений в управлении вузом для реализации и поддержки процессов управления качеством. Служба качества решает задачи, поставленные процессами управления качеством. Использование в аналитической системе оценки качества инновационных технологий, средств распределенной обработки данных, интеллектуальные компоненты, нейросетевые модули, гибридные экспертные системы, позволит настроить систему оценки в соответствии с динамично изменяющейся внешней средой учреждения, проводить её донастройку и адаптацию. Данная система обеспечит автоматизированное решение неформализованных задач за счет обобщения и накопления в базах знаний экспертных систем и опыта специалистов в области управления качеством образования. В целом использование аналитической системы позволит эффективно проводить комплексный мониторинг университета в режиме реального времени, на основе системы взаимосвязанных показателей.
Предложенная нами система отвечает современным требованиям оценки деятельности квалификации профессорско-преподавательского состава и кафедры. Она является демонстрацией организации высокого научно-методического уровня деятельности кафедры современного вуза, направленной на подготовку высококвалифицированных и востребованных специалистов высшей школы.
Рассмотрены важнейшие направления, подлежащие оценке, а также их показатели. Набор показателей, характеризующих деятельность университета, выбран таким образом, что максимально широко охватывать все процессы, влияющие на итоговую эффективность. Данный набор является достаточно мощным средством воздействия на объект управления, позволяющим руководству университета обеспечивать положительную динамику всех оцениваемых показателей.
Система контроля качества образования представляет собой комплекс мероприятий и процедур внешнего и внутреннего характера, направленных на изучение и оценку процесса и результатов подготовки студентов по всем специальностям и формам обучения.
Цель системы контроля - определение качества всех процессов университета и качества подготовки студентов, их соответствия квалификационным требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующей специальности; подготовка исходной информации для принятия управленческих решений
Система менеджмента качества (СМК) служит для того, чтобы улучшить качество управления образовательным процессом и представляет собой систему управления качеством работы учебного заведения.
Для повышения качества образования и внедрения системы менеджмента качества, в Федеральном университете созданы все условия и имеются необходимые ресурсы.
Университет должен стать конкурентоспособным по отношению к ведущим зарубежным университетам аналогичного профиля. Для достижения этих позиций должны быть осуществлены значительные изменения в основных областях деятельности университета, условиях обеспечения этой деятельности, системе управления.
Основными направлениями модернизации образовательного процесса являются разработка и внедрение актуальных форм, новых стандартов и технологий; открытие востребованных направлений подготовки; разработка и использование электронных образовательных ресурсов; повышение доступности образования, развитие программ дополнительного образования; вовлечение работодателей в процесс формирования образовательных стандартов; мониторинг качества образования; повышение эффективности управления образовательным процессом; создание новой организационной структуры.
Качество образования в вузе оценивается уровнем соответствия готовности выпускников университета к профессиональной деятельности. Престиж университета зависит от того, как котируются на рынке труда выпускники.
Восстребованность на рынке труда, становление и динамика профессиональной карьеры выпускников являются важнейшими показателями качества их подготовки.
Все это позволяет добиться единообразного понимания и оформления нормативных документов в университете и эффективно построить систему контроля их исполнения.
1. Активные методы обучения как средство формирования высокой компетентности специалиста / Н.С. Миноранская [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 1. - С. 153-156.
2. Алексеенко С. Н. Анкетирование студентов - эффективный инструмент мониторинга внутренней среды вуза / С. Н. Алексеенко, Т. В. Гайворонская // Мед. вестн. Сев. Кавказа. - 2012. - № 4. - 231c.
3. Андреев А. А. Дистанционное и электронное обучение : учебное пособие А. А. Андреев. - М. : РИО Академии медиаиндустрии Москва, 2013. - 45 с.
4. Андреев А. А. Интернет-технологии и модели обучения в среде Интернет : учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации / А. А. Андреев. - М., 2013. - 57 с.
5. Багаутдинова Н.Г. /Материалы к ученому совету Института управления, экономики и финансов - 2016г.
6. Бакун Т.В., Лейнвебер О.Ю. Интегрированные маркетинговые коммуникации вуза в рамках концепции маркетинга взаимоотношений // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2012. - 342c.
7. Басовский Л. Е. Современный стратегический анализ : учебник / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
8. Баталова О.С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза // Актуальные вопросы экономики и управления. - 2011. - № 3. - С. 7-12.
9. Батурин В. К. Общая теория управления: учебное пособие для студентов вузов / В. К. Батурин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с.
10. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса / В. А. Белогурова. - М., 2010. - 512 с.
11. Богданова Е. Л. Исследование когнитивных и эпистемологических ограничений развития компетентности студентов в инновационной практике высшего образования / Е. Л. Богданова, О. Е. Богданова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 345. - С. 165-170.
12. Борозинец Н. М. Технологии профессионально ориентированного обучения : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Г. Ю. Козловская, М. И. Плугина. - Ставрополь : СтГМА, 2012. - 90 с.
13. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике: методология и практика / А. А. Браверман. - М.: Экономика, 2010. - 539 с.
14. Ву Бань Бинь. Методы оценки эффективности организации учебного процесса в пожарно-технических образовательных учреждениях МОБ Вьетнама - 2006г. - С. 23-25
15. Вышегурова Л.Р. Качество высшего профессионального образования в оценках основных субъектов образовательного процесса - 2012г. С. 44-45
16. Гаврильчак И. Н. Информационные технологии в образовании / И. Н. Гаврильчак, Ю. И. Русу // Иппология и ветеринария. - 2014. - № 2 (12). - С. 14-17.
17. Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством. - С. 18-20
18. Геркова А.П. Улучшение качества услуг - 2009. - 237c.
19. Громова Н. В. Особенности повышения эффективности качества образовательных услуг в системе банковского образования России - 2007. - 245с.
20. Долятовский В.А., Мазур О.А. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг: Учебник / В.А. Долятовский. - М.: Наука, 2011. - 414 с.
21. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. Г. Захаров. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 208 с.
22. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. М. Ибрагимов ; ред. А. Н. Ковшов. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
23. Инновационное развитие: Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Ред. Б. З. Мильнер. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 624 с.
24. Институт Экономики, Управления и Финансов - http: //kpfu.ru/institutes/institut-upravleniya-ekonomiki-i-finansov
25. Исаева Н.А. Дидактический потенциал управления качеством образования в техническом вузе - 2008г. - С. 26-28
26. Калинковская С. Б. Модель интерактивного учебного процесса в образовательной системе высшей школы / С. Б. Калиновская // Alma mater. - 2012. - № 4. - С. 40-43.
27. Качество профессионального образования: к вопросу философско-
методологических оснований. Л.А. Шипилина
http: //www.edit.muh.ru/content/conf/Shipilina. htm
28. Кроливецкий Э.Н., Лебедев В.В.Взаимодействие форм анализа деятельности учебных заведений дополнительного образования/ Кроливецкий Э.Н., Лебедев В.В. //Вестник Чувашского университета. - 2012. - № 4. С. 396¬399.
29. Крюков Д. О. Система менеджмента качества образования: понятие, актуальность, основные модели и мировые тенденции / Д. О. Крюков, Ю. И. Русу // Образование, Экономика, Общество. - 2013. - № 5-6(39- 40). - С. 4-9.
30. Кузнецов С. В. Образовательная среда как фактор формирования и развития человеческого потенциала инновационной экономики / С. В. Кузнецов, С. А. Иванов // Экономика и управление. - 2011. - № 11 (73). - С. 34¬40.
31. Макарец А.Б., Неретина Е.А. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в продвижении образовательных услуг вуза // Интеграция образования. - 2013. - №1(70).
32. Материалы к Ученому совету ИУЭФ от 01.04.2016 «Как попасть в рейтинг QS по экономическим наукам 2016-2020гг.»/ Казанский федеральный университет - 2016г
33. Мокин В. Н. Основы методологии и методика принятия управленческих решений в образовательной системе / Ред. В. Н. Мокин, Н. В. Панкова. - СПб : Лема, 2012. - 196 с.
34. Переверзева Т.А., Русу Ю.К. Инновационные технологии в образовательном процессе вуза // Журнал "Образование, экономика, общество". - № 3. - 2014. - С. 31-35.
35. Плугина М. И. Имидж преподавателя высшей школы : учебно-методическое пособие / М. И. Плугина, Л. Ю. Донская. - Ставрополь : СтГМА, 2012. - 117 с.
36. Показатели эффективности кафедр на 2016-2019гг./ Институт управления, экономики и финансов/ Казанский Федеральный университет - 2016г.
37. Проект декомпозиции показателей Программы повышения конкурентоспособности по структурным подразделениям, с учетом изменений 2016 года/ Центр перспективного развития/ Казанский федеральный университет - 2016г
38. Пузанков Д.В., Степанов С.А. Совершенствование деятельности образовательных учреждений с позиции менеджмента качества - 2004г. С.2-5
39. Пушкарев Ю.В., Латуха О.А./ Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012 №1 стр 10-12
40. Резник С. Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности : учебное пособие / С. Д. Резник. - 3-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 520 с.
41. Роберт И. В. Создание и функционирование информационно-образовательного пространства / И. В. Роберт // Электронное периодическое издание Информационная среда образования и науки. - 2014. - № 21. - С. 78-101.
42. Русу Ю. И. Дополнительные профессиональные программы как важнейший фактор финансовой устойчивости вуза / Ю. И. Русу, О. Н. Шишова // Вестник национальной академии туризма. - 2014.- № 2(30). - С. 51-60.
43. Русу Ю. И. Интерактивные технологии в системе менеджмента качества образования в вузе / Ю. И. Русу, Т. А. Переверзева // Образование, Экономика, Общество. - 2014. - № 5-6(45-46). - С. 11-17.
44. Савельев А. Я. Прогнозирование развития системы образования в условиях нестабильности (кризиса) / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. -2010. - № 11. - С. 119-131.
45. Савинов А. Л. Формирование внутривузовской системы оценки качества профессионального образования - 2006г - С. 33.
46. Соболев В.С., Степанов С.А./Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования - 2004 №2(30) с 102-110
47. Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход: учебное пособие / Е. А. Солодова. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 344 с.
48. Стародубов В. И. Оценка качества образовательной среды : учебник / В. И. Стародубов, П. И. Сидоров, Е. Ю. Васильева. - М. : Литера, 2013. - 464 с.
49. Стратегия развития отрасли информационных технологий в
Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013г. [Электронный ресурс] // Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL:
http: //minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4= 1033
50. Стрекалова И.Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах / Н.Б. Стрекалова // Высшее образование в России. - 2014. - № 1. - С. 93-97.
51. Системы обеспечения качества высшего образования: опыт,
проблемы, перспективы. М.Ю. Щербинин.
http: //www.pssw.vspu.ru/other/science/publications/klicheva_merkulova/chaper1 _qu ality.htm
52. Телешев В. А. Оптимизация системного подхода в преподавании с помощью компьютерного тестирования / В. А. Телешев, А. В. Резайкин, Ф. А. Бляхман // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9. - С. 146-148.
53. Федеральный закон "Об образовании Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
54. Шибкова О.С. Категория «качество» в учении Аристотеля и его последователей // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. - c.14
55. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: Учеб. пособие / В.П. Щетинин. - М.: Просвещение, 2012. - 895 с.
56. Эрштейн Л. Б. Активная лекция как способ повышения качества образования в вузе и аспирантуре / Л. Б. Эрштейн // Alma mater. - 2013. - № 10. - С. 114-116.