Совершенствование организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические особенности организационной культуры 8
1.1 Назначение и функции организационной культуры 8
1.2 Особенности организационной культуры образовательной организации 18
1.3 Методы исследования организационной культуры 23
Г лава 2 Анализ и оценка организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум 32
2.1 Общая характеристика АНО ПО Октябрьский экономический техникум 32
2.2 Анализ состояния организационной культуры АНО ПО Октябрьский
экономический техникум 36
2.3 Проблемы, снижающие эффективность организационной культуры АНО
ПО Октябрьский экономический техникум 46
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум 52
3.1 Основные предложения по совершенствованию организационной
культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум 52
3.2 Социальное обоснование предложенных проектных мероприятий 57
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения
Глава 1 Теоретические особенности организационной культуры 8
1.1 Назначение и функции организационной культуры 8
1.2 Особенности организационной культуры образовательной организации 18
1.3 Методы исследования организационной культуры 23
Г лава 2 Анализ и оценка организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум 32
2.1 Общая характеристика АНО ПО Октябрьский экономический техникум 32
2.2 Анализ состояния организационной культуры АНО ПО Октябрьский
экономический техникум 36
2.3 Проблемы, снижающие эффективность организационной культуры АНО
ПО Октябрьский экономический техникум 46
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум 52
3.1 Основные предложения по совершенствованию организационной
культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум 52
3.2 Социальное обоснование предложенных проектных мероприятий 57
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения
В последние годы изучению организационной культуры уделяется все большее внимание различных наук, в том числе и педагогики. Актуальным признаётся исследование организационной культуры учебного заведения, изучение проблемы формирования данной культуры, возможности её совершенствования, а так же практического использования потенциала организационной культуры. Традиционные методы управления организациями, которые построены на основе разделении труда, функциональной специализации сотрудников и подразделений, обособленности отдельных субъектов организации друг от друга, которые основаны на линейности и равнозначности процессов, не отвечают сложившимся условиям, что придаёт особую актуальность проблемам формирования и развития организационной культуры. Это связано с несколькими причинами, среди которых наиболее важными являются совершенствование и распространение информационных технологий, современных технологий производства, высокая степень изменчивости и непредсказуемости рыночных условий в связи с непостоянством потребительского спроса и др.
Многие известные исследователи педагогической науки уже давно обращали внимание на то, что результат деятельности учебного заведения в большей степени зависит от уровня взаимодействия всех педагогов. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский считали, что формирование единых убеждений как основа сплоченного коллектива - успешное решение многих, если не всех проблем управления.
Не малоизвестным фактом является, что роль и значение организационной культуры не сразу были осознаны теоретиками и практиками. Активно обсуждаться тема организационной культуры начала лишь с шестидесятых-семидесятых годов XX века. Тем не менее, уже в восьмидесятых годах XX века Эдгар Шейн сделал существенный шаг вперед.
На сегодняшний день сделано множество публикаций на тему
организационной культуры, ее роли и значении в организации, в том числе и в
4
функционировании и развитии учебного заведения. Изучению различных аспектов организационной культуры учебного заведения посвящены труды многих ученых и специалистов по управленческой деятельности в учебном заведении, в том числе А.В. Быковой, А.О. Грудзинского, Т.О. Соломанидиной,
О.Г. Тихомировой, С.Д. Резника.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современных условиях от эффективной организационной культуры зависит эффективность деятельности организации в целом, возможности и динамика ее развития. Материалы данной научной работы были апробированы в V Всероссийской научно-практической конференция ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность».
Проблемой данного исследования является несовершенство организационной культуры учебных заведений в целом.
Методологической основой стали труды Н.П. Макаркина, А.В. Бритова, О.Б. Томилина, которые пришли к выводу, что повышение эффективности деятельности высшего учебного заведения зиждется на изменениях организационной культуры; что траектория изменений организационной культуры каждого учебного заведения должна строиться на объективном изучении собственных отношений внутри коллектива.
Исходя из выше изложенного, целью исследования является выявление особенностей организационной культуры экономического техникума и определение направлений ее дальнейшего развития.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к определению организационной культуры;
2. Изучить организационную культуру рассматриваемого учебного заведения;
3. Разработать рекомендации по улучшению организационной культуры.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является автономная некоммерческая организация профессионального образования Октябрьский экономический техникум.
Предмет исследования - организационная культура АНО ПО Октябрьский экономический техникум.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс эффективного формирования организационной культуры зависит от следующих факторов: увязка соблюдения организационных ценностей системы мотивации персонала, постоянство принятых организационных ценностей, включение показателей соблюдения организационной культуры в систему оценки персонала.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- теоретический анализ организационной культуры образовательной организации;
- анализ документов;
- обход организации;
- наблюдение;
- экспертное интервью;
- анкетирование преподавателей, студентов и сотрудников.
Научная новизна исследования заключается в решении практической задачи по повышению эффективной деятельности учебного заведения на основе теоретических разработок и практических рекомендаций в области совершенствования организационной культуры.
Базой опытно-исследовательской работы явилось автономная некоммерческая организация профессионального образования Октябрьский экономический техникум, расположенный в городе Октябрьский, РБ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Логика исследования выпускной квалификационной работы построена в соответствии с поставленными задачами.
В первой главе раскрываются теоретические особенности организационной культуры: назначение и функции организационной культуры, особенности организационной культуры образовательной организации, методы исследования организационной культуры.
Во второй главе проводится анализ и даётся оценка организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум: даётся общая характеристика АНО ПО Октябрьский экономический техникум, проводится анализ состояния организационной культуры АНО ПО Октябрьского экономического техникума и выявляются проблемы, снижающие эффективность организационной культуры Октябрьского экономического техникума.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум.
Многие известные исследователи педагогической науки уже давно обращали внимание на то, что результат деятельности учебного заведения в большей степени зависит от уровня взаимодействия всех педагогов. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский считали, что формирование единых убеждений как основа сплоченного коллектива - успешное решение многих, если не всех проблем управления.
Не малоизвестным фактом является, что роль и значение организационной культуры не сразу были осознаны теоретиками и практиками. Активно обсуждаться тема организационной культуры начала лишь с шестидесятых-семидесятых годов XX века. Тем не менее, уже в восьмидесятых годах XX века Эдгар Шейн сделал существенный шаг вперед.
На сегодняшний день сделано множество публикаций на тему
организационной культуры, ее роли и значении в организации, в том числе и в
4
функционировании и развитии учебного заведения. Изучению различных аспектов организационной культуры учебного заведения посвящены труды многих ученых и специалистов по управленческой деятельности в учебном заведении, в том числе А.В. Быковой, А.О. Грудзинского, Т.О. Соломанидиной,
О.Г. Тихомировой, С.Д. Резника.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современных условиях от эффективной организационной культуры зависит эффективность деятельности организации в целом, возможности и динамика ее развития. Материалы данной научной работы были апробированы в V Всероссийской научно-практической конференция ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность».
Проблемой данного исследования является несовершенство организационной культуры учебных заведений в целом.
Методологической основой стали труды Н.П. Макаркина, А.В. Бритова, О.Б. Томилина, которые пришли к выводу, что повышение эффективности деятельности высшего учебного заведения зиждется на изменениях организационной культуры; что траектория изменений организационной культуры каждого учебного заведения должна строиться на объективном изучении собственных отношений внутри коллектива.
Исходя из выше изложенного, целью исследования является выявление особенностей организационной культуры экономического техникума и определение направлений ее дальнейшего развития.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к определению организационной культуры;
2. Изучить организационную культуру рассматриваемого учебного заведения;
3. Разработать рекомендации по улучшению организационной культуры.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является автономная некоммерческая организация профессионального образования Октябрьский экономический техникум.
Предмет исследования - организационная культура АНО ПО Октябрьский экономический техникум.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс эффективного формирования организационной культуры зависит от следующих факторов: увязка соблюдения организационных ценностей системы мотивации персонала, постоянство принятых организационных ценностей, включение показателей соблюдения организационной культуры в систему оценки персонала.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- теоретический анализ организационной культуры образовательной организации;
- анализ документов;
- обход организации;
- наблюдение;
- экспертное интервью;
- анкетирование преподавателей, студентов и сотрудников.
Научная новизна исследования заключается в решении практической задачи по повышению эффективной деятельности учебного заведения на основе теоретических разработок и практических рекомендаций в области совершенствования организационной культуры.
Базой опытно-исследовательской работы явилось автономная некоммерческая организация профессионального образования Октябрьский экономический техникум, расположенный в городе Октябрьский, РБ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Логика исследования выпускной квалификационной работы построена в соответствии с поставленными задачами.
В первой главе раскрываются теоретические особенности организационной культуры: назначение и функции организационной культуры, особенности организационной культуры образовательной организации, методы исследования организационной культуры.
Во второй главе проводится анализ и даётся оценка организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум: даётся общая характеристика АНО ПО Октябрьский экономический техникум, проводится анализ состояния организационной культуры АНО ПО Октябрьского экономического техникума и выявляются проблемы, снижающие эффективность организационной культуры Октябрьского экономического техникума.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие эффективность проделанной работы.
В начале нашей работы была изучена информация, касающаяся организационной культуры образовательных организаций. В результате изученного была выдвинута гипотеза, что процесс эффективного формирования организационной культуры зависит от следующих факторов: увязка
соблюдения организационных ценностей, системы мотивации персонала, постоянство принятых организационных ценностей, включение показателей соблюдения организационной культуры в систему оценки персонала.
Таким образом, в первой части работы нами было проведено теоретическое исследование роли организационной культуры. При этом были определены назначение и функции организационной культуры; уточнено понятие организационной культуры, выявлены особенности организационной культуры учебного заведения и рассмотрены методы её исследования.
Организационная культура - это система общепринятых в организации норм и подходов к постановке какого-либо дела, к формам отношений и к достижению результатов определённой деятельности. А назначением организационной культуры является повышение трудового потенциала сотрудников через её основные функции, такие как познавательная, ценностно-образующая, коммуникационная, нормативно-регулирующая, мотивирующая, инновационная, стабилизационная.
В настоящее время организационная культура становится неотъемлемым атрибутом современной образовательной организации, обретает функциональную направленность, которая предопределяет совпадение
ценностей ее работника и качественное улучшение их совместной
жизнедеятельности. Она влияет на работоспособность сотрудников, определяет
отношение персонала к работе, к студентам, коллегам, качество принимаемых
решений, коммуникаций с внутренней и внешней средой и прочие вещи,
которые напрямую сказываются на успешности организации. Поэтому естественно стремление руководства использовать организационную культуру как фактор повышения конкурентоспособности образовательной организации.
Проанализировав особенности организационной культуры техникума, мы пришли к выводу, что специфика организационной культуры учебного заведения определяется набором механизмов социокультурного регулирования образовательной деятельности в рамках конкретной организации. Процесс формирования организационной культуры представляет собой «регламентацию» тех устоев и обычаев, которые уже сложились в организации, и которые воспринимаются членами коллектива как единственно верные при решении возникающих проблем.
Если организационная культура сформирована правильно - с учетом всех особенностей техникума, тогда она будет являться важным компонентом эффективного управления организацией.
Во второй главе мы провели исследование особенностей организационной культуры на примере АНО ПО Октябрьский экономический техникум и подтвердили ее значение в управлении техникумом.
Целью данного исследования является выявление особенностей организационной культуры учебного заведения и определение направлений ее развития. Ключевая проблема - организационная культура АНО ПО Октябрьский экономический техникум является основанием для успешного функционирования учебного заведения. При этом были использованы такие методы, как анализ документов, обход организации, наблюдение, экспертное интервью, анкетирование преподавателей, студентов и сотрудников, которые позволили нам проанализировать внутреннюю среду организации и определить тип организационной культуры техникума.
Всего в опросе приняло участие 58 респондентов, из числа сотрудников, преподавателей и студентов техникума.
Наше исследование показало, что в целом АНО ПО Октябрьский экономический техникум присущ бюрократический или иерархический тип организационной культуры, что характерно для многих образовательных организаций.
Проведенный анализ позволил выявить не только доминирующий, но и предпочтительный типы организационной культуры: предпочтительным типом организационной культуры является адхократия.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что как доминирующий, так и предпочтительный тип организационной культуры имеет уклон в сторону рынка. При этом, переход с бюрократической организационной культуры на адхократическую культуру в АНО ПО Октябрьский экономический техникум будет способствовать повышению эффективности деятельности как сотрудников организации, так и росту конкурентоспособности техникума в целом.
Существенные различия между доминирующим (бюрократическим), предпочтительным (адхократическим) и диктуемым современными условиями экономики (рыночным) свидетельствует о необходимости целенаправленного воздействия на процесс формирования и управления организационной культурой.
В связи с этим нами были обозначены механизмы развития и предложены пути совершенствования организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум. Основными механизмами развития организационной культуры техникума являются миссия, цели, корпоративный кодекс, разработка и реализация которых должна проходить при непосредственном участии сотрудников.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что организационная культура - это своего рода цемент, скрепляющий организацию, залог ее стабильности и эффективности функционирования.
Таким образом, проведенное исследование показало, что организационная культура оказывает значительное влияние на деятельность и управление образовательной организацией, и повышение эффективности менеджмента техникума в большой степени основывается на изменениях организационной культуры.
В начале нашей работы была изучена информация, касающаяся организационной культуры образовательных организаций. В результате изученного была выдвинута гипотеза, что процесс эффективного формирования организационной культуры зависит от следующих факторов: увязка
соблюдения организационных ценностей, системы мотивации персонала, постоянство принятых организационных ценностей, включение показателей соблюдения организационной культуры в систему оценки персонала.
Таким образом, в первой части работы нами было проведено теоретическое исследование роли организационной культуры. При этом были определены назначение и функции организационной культуры; уточнено понятие организационной культуры, выявлены особенности организационной культуры учебного заведения и рассмотрены методы её исследования.
Организационная культура - это система общепринятых в организации норм и подходов к постановке какого-либо дела, к формам отношений и к достижению результатов определённой деятельности. А назначением организационной культуры является повышение трудового потенциала сотрудников через её основные функции, такие как познавательная, ценностно-образующая, коммуникационная, нормативно-регулирующая, мотивирующая, инновационная, стабилизационная.
В настоящее время организационная культура становится неотъемлемым атрибутом современной образовательной организации, обретает функциональную направленность, которая предопределяет совпадение
ценностей ее работника и качественное улучшение их совместной
жизнедеятельности. Она влияет на работоспособность сотрудников, определяет
отношение персонала к работе, к студентам, коллегам, качество принимаемых
решений, коммуникаций с внутренней и внешней средой и прочие вещи,
которые напрямую сказываются на успешности организации. Поэтому естественно стремление руководства использовать организационную культуру как фактор повышения конкурентоспособности образовательной организации.
Проанализировав особенности организационной культуры техникума, мы пришли к выводу, что специфика организационной культуры учебного заведения определяется набором механизмов социокультурного регулирования образовательной деятельности в рамках конкретной организации. Процесс формирования организационной культуры представляет собой «регламентацию» тех устоев и обычаев, которые уже сложились в организации, и которые воспринимаются членами коллектива как единственно верные при решении возникающих проблем.
Если организационная культура сформирована правильно - с учетом всех особенностей техникума, тогда она будет являться важным компонентом эффективного управления организацией.
Во второй главе мы провели исследование особенностей организационной культуры на примере АНО ПО Октябрьский экономический техникум и подтвердили ее значение в управлении техникумом.
Целью данного исследования является выявление особенностей организационной культуры учебного заведения и определение направлений ее развития. Ключевая проблема - организационная культура АНО ПО Октябрьский экономический техникум является основанием для успешного функционирования учебного заведения. При этом были использованы такие методы, как анализ документов, обход организации, наблюдение, экспертное интервью, анкетирование преподавателей, студентов и сотрудников, которые позволили нам проанализировать внутреннюю среду организации и определить тип организационной культуры техникума.
Всего в опросе приняло участие 58 респондентов, из числа сотрудников, преподавателей и студентов техникума.
Наше исследование показало, что в целом АНО ПО Октябрьский экономический техникум присущ бюрократический или иерархический тип организационной культуры, что характерно для многих образовательных организаций.
Проведенный анализ позволил выявить не только доминирующий, но и предпочтительный типы организационной культуры: предпочтительным типом организационной культуры является адхократия.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что как доминирующий, так и предпочтительный тип организационной культуры имеет уклон в сторону рынка. При этом, переход с бюрократической организационной культуры на адхократическую культуру в АНО ПО Октябрьский экономический техникум будет способствовать повышению эффективности деятельности как сотрудников организации, так и росту конкурентоспособности техникума в целом.
Существенные различия между доминирующим (бюрократическим), предпочтительным (адхократическим) и диктуемым современными условиями экономики (рыночным) свидетельствует о необходимости целенаправленного воздействия на процесс формирования и управления организационной культурой.
В связи с этим нами были обозначены механизмы развития и предложены пути совершенствования организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум. Основными механизмами развития организационной культуры техникума являются миссия, цели, корпоративный кодекс, разработка и реализация которых должна проходить при непосредственном участии сотрудников.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что организационная культура - это своего рода цемент, скрепляющий организацию, залог ее стабильности и эффективности функционирования.
Таким образом, проведенное исследование показало, что организационная культура оказывает значительное влияние на деятельность и управление образовательной организацией, и повышение эффективности менеджмента техникума в большой степени основывается на изменениях организационной культуры.



