Введение
Раздел 1. Роль СССР в создании ООН
Раздел 2. Участие ООН и позиция СССР/России в выработке политических решений
Раздел 3. Влияние России на реформирование ООН Заключение
Список источников и литературы
Актуальность исследования
Множество острых дискуссий наблюдается сегодня при оценке роли СССР/России в деятельности Организации Объединенных Наций. Происходит постоянный рост остроты глобальных проблем, возникающих в мире. Изменчивость экономических, социальных и политических факторов приводит к трансформации и усложнению структуры международных отношений. Разрешение глобальных проблем требует многосторонней основы, единого мирового пространства. ООН, созданная к середине ХХ века, и есть механизм для выполнения данной цели. Базируясь на этом механизме, происходит обсуждение многих мировых проблем, осуществляется поиск баланса интересов между государствами и нациями. Все время существования организации СССР/Россия стремилась укреплять роль и статус данного политического института, повышать его значимость.
Так, актуальность темы исследования определяется следующими положениями:
1. Глобальные процессы определяют потребность совместного разрешения возникающих перед человечеством проблем. Необходима универсальная, всеобъемлющая, правовая и эффективная система взаимодействий государств и систем международной безопасности по обеспечению мира и безопасности.
2. В качестве международного института, обеспечивающего безопасность в современных реалиях, как показывает опыт, Организации нет альтернативы.
3. Назрели существенные противоречия между принципами и будущей перспективой организации, которые были заложены при создании ООН странами-победительницами во Второй мировой войне, и кардинально изменившейся современной геополитической обстановкой, требующей пересмотра основных механизмов функционирования и основополагающих принципов Организации.
4. Для соответствия современным международных отношениям нуждаются в реформировании структура и механизмы функционирования ООН.
5. Требуется правовое выстраивание взаимоотношений между универсальной и региональными системами безопасности.
Объект исследования: Организация Объединенных наций, с момента создания до современного этапа (2016 г.)
Предмет исследования: Изучение эволюции участия
СССР/России в приоритетных направлениях Организации Объединенных Наций
Хронологические рамки исследования: с 1942г. - проведение Вашингтонской конференции, где была подписана Декларация Объединенных Наций до наших дней - 2016г.
Степень научной разработанности темы. Историография проблемы. Участию СССР/России в деятельности ООН посвящено достаточное количество работ. Источниках советского времени в большей части посвящены созданию, становлению и функционированию ООН.
Международниками-правоведами С.Б.Крыловой и Г.И.Морозовой в начале 1960-х гг. была предпринята первая попытка оценить результат создания ООН .
Первая фундаментальная работа, отражающая попытки обобщения деятельности СССР в Организации вышла в конце 1960-х годов. Труд
включал в себя пять книг серии. На первый план в монографии выходит не объективное состояние международных отношений, а классовый подход, но, все же, исследование хорошо отражает некоторые аспекты деятельности СССР в ООН и историю ее создания.
К слабости монографии по вышеуказанным аспектам можно отнести:
1) существовавшие идеологические установки;
2) однотипный подход к определению деятельности иностранных государств в Организации Объединенных Наций;
3) отсутствие объективных оценок функционирования международных организаций;
4) наличие неработающих теоретических схем, сковывающих движение вперед научного познания.
Помимо общих трудов, выделяются монографии, направленные на исследование отдельных направлений во взаимодействии СССР и ООН.
2 Крылов СБ. история создания Организации Объединенных Наций: разработка текста ООН: (19441945). М., 1960; Морозов Г.И. Организация Объединенных Наций: (Основные международно-правовые
аспекты структуры и деятельности). М., 1962.
3 Советский Союз в Организации Объединенных Наций / Под ред. Усачева И.Г., Вискова СИ., Протопопова А. С. М., 1965. Т. 1-2;
4Исраэлян В.Л. ООН и разоружение. М., 1981;
В советской историографии проблематика ООН во внешней политике СССР занимает значительное место. Но отраженные в исследованиях результаты, недостаточно полны и зачастую фрагментарны. Главной причиной не достижения существенных результатов в исследовании по вопросу деятельности СССР в ООН является воздействие идеологических догматов.
Современная историография обширно освещает проблему реформирования ООН и участие в ней России.
Имеются работы, анализирующие геополитическую ситуацию после распада СССР, рассматривающие отдельные аспекты укрепления роли России в ООН, также монографии издаются в виде обзоров к юбилею Организации.
Таким образом, можно выделить ряд важных направлений в современной российской историографии:
1. Труды, направленные на изучение миротворческой деятельности ООН, деятельности Совета Безопасности ООН, в частности.5
2. Работы, посвященные реформированию Совета Безопасности Организации, изучение реформы в комплексе. Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам приносит существенный вклад к определению способов реформирования Совета Безопасности.
3. Работы, относящиеся к региональным системам безопасности. Такие политологи как А.А.Кокошин , В.В. Пыж , В.Н. Кортунов ,
11 19 19
С.В. Конышев , И.В. Радиков , А.В. Максимов и другие посвятили данным темам исследования и публикации.
Ряд исследователей за последнее десятилетие посвятили рассматриваемой тематике свои диссертационные исследования. Среди таковых следует отметить работы М.В. Андреева , Л.Е. Гришаевой , М.С. Айрапетян , Г.Н. Макаровой , А.А. Гриднич , С.С. Новикова , А.В. Торопыгина , В.Ф. Заемского , Н.В. Остроухова и других.
В современной российской историографии, говоря о месте ООН в международных отношений XXI в., можно выделить две точки зрения; о доминирующей роли Организации в настоящее время и обратную, о том, что ООН давно уже утратила главенствующую роль и ее реформирование не приведет к успеху.
Представители одной точки зрения, отечественные политики, дипломаты, ученые полагают необходим пересмотреть роль ООН в мире и высказывают мнение о передачи отдельным государствам или региональным объединениям некоторых компетенции организации.
В качестве примера можно привести российского геополитика Дугина А.Г., позиция которого сводится к номинальному существованию ООН в мире, к невозможности Организации справится со своими функциями в сфере урегулирования международных споров и разногласий в области обеспечения безопасности и выработке для этого необходимой нормативно-правовой базы. Проводя взаимосвязь между созданием ООН и формированием Ялтинско-Постдамской системы международных отношений, автор подытоживает, говоря о прекращении Ялтинского мира, о резком изменении баланса сил в мире и в Европе, склоняясь к "атлантизму", о том, что ООН сегодня фактически устарела.
Ю.А. Баранчик также считает, что политике силы США, навязываемой сегодня в международных отношений, ООН противостоять не в состоянии.
Соединенные Штаты, по мнению исследователя, не позволят реформировать ООН, сохранение нынешней структуры ООН более не представляет для них интереса. В первозданном виде, включая роль и статус Организации, у ООН нет будущего. А любые попытки внести изменения в состав Совета Безопасности и в саму методологию работы ООН, будут подвергнуты блокировке со стороны США и их союзников.
Современные международные процессы свидетельствуют о том, что ООН, подобно ее предшественнице - Лиге Наций, не имеет более возможностей воздействовать на страны, заинтересованные в переделе мира.
Схожая ситуация наблюдалась в 1930-е годы в отношении Лиги Наций со стороны СССР и Германии, которых геополитическая ситуация, сложившаяся после Первой мировой войны, не устраивала. Так, мировая стабильность оказалась под ударом.
Таким образом, образование региональных территориальных организаций безопасности, не подчиняющихся ООН, могут стать единственным противовесом политике США, которые могут лишить возможности США к быстрому развертыванию вооружения в горячих точках и постепенно "выжать" США из стран, где имеются их базы.
Российский исследователь, В.Н. Федоров, посвятивший созданию, утверждению и функционированию ООН ряд фундаментальных работ. В своих трудах он делает подробный анализ предпосылок и истории создании Организации, ее структуры и полномочий главных органов. Автор охватывает и приоритетные направления работы Организации, такие как ключевые международно-правовые вопросы, борьба с терроризмом, факторы реформирования Организации, принцип неприменения силового решения в международных отношениях. Федоров В.Н. ни раз подчеркивал отсутствие в современном мире альтернативы ООН. Исследователь отмечает, что ООН есть единственная международная площадка для выражения воли всего мирового сообщества, подчеркивая, что для обеспечения мира и безопасности в национальных интересах всех стран мира, обеспечения взаимосвязи социального и экономического развития, ООН остается главным звеном в мире.
В.Ф. Заемский, отечественный ученый отмечает, что универсальность и накопленный многолетний опыт и составляет силу ООН. Проблема реформирования и адаптации ООН к современным условиям состоит, по его мнению, в кардинально-отличающихся взглядах государств-членов на совершенствование ООН. Также автор отмечает, что при своей неидеальности ООН все же является лучшей организацией у человечества и иного механизма урегулирования международных отношений не существует.
Политический деятель и исследователь Нарочницкая Н.А. отмечает необоснованность попыток подорвать авторитет ООН. Действительный кризис она видит в бессилии правового механизма
сдерживать Соединенные Штаты от целенаправленного создания конфликта, необходимого им для переустройства мира. Но это кризис баланса сил в мире, а не кризис ООН.
В качестве примера отсутствия кризиса автор приводит эпизод снятия с голосования проекта США, санкционировавшего агрессию в Ираке в 2003 году, опасаясь наложения на него вето. В данном случае как раз проявились зачатки легитимности, когда неизбежное нарушение международного права квалифицировалось как нарушение, тем самым роль хранителя за ООН сохранялась. Сегодня важно определить, что роль и задача ООН - установление неких международно-правовых принципов и универсальных норм, которых обязан придерживаться каждый игрок, независимо от его силы.
Исследователь Кортунов А.В. делает вывод о том, что возможности преобразования Организации в современный институт ограничиваются отсутствием материальных ресурсов и политической воли, но как раз это дает возможность постепенно приспосабливаться к новым реалиям.
Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, по мнению исследователя, воздействие ООН на мировую политику будет расширяться, с возможным делегированием полномочий Совета Безопасности региональным организациям.
Исследователь Гришаева Л.Е. в работе, охватывающей весь период деятельности СССР/России в ООН, уделяет особое внимание роли России в выработке реформистской концепции Организации, новых геополитических реальностях // М. : Российский научный фонд, 1995, с. 107-108.
обосновывая необходимость реформирования, освещает историю развития реформы, выделяю особенность современного этапа.
Автор подчеркивает, что Россия в современных условиях делает ставку именно на ООН, стремясь усилить роль и укрепить ООН, поскольку является единственной, универсальной организацией, правомочной разрешать международные проблемы глобального характера.
Реформирование ООН находится в процессе и охватывает все направления. Россия выступает за неспешные и минимальные изменения по реформе Совета Безопасности, в связи с чем автор характеризует ее позицию как умеренно-консервативную, а в отношении других вопросов реформы как гибкую. Россия направляет свои действия на совершенствование ООН.
Торкунов А.В., председатель Российской ассоциации содействия ООН, также отмечает, что критика ООН связана, в первую очередь, с завышенными ожиданиями, а сама организация до сих пор обладает ресурсами и большим запасом прочности для дальнейшего развития.
Грановский А.Е., директор департамента международных организаций МИД России полагает, что посредством укрепления общих начал в международных отношениях и усиления роли Организации как главного правотворческого института в принятии решения по ключевым вопросам, возможно решать проблемы, касающиеся всех государств.
В своем исследовании автор акцентирует на том, что кризис авторитетности ООН вызван не современными тенденциями в международных отношениях, а начался еще в годы «холодной войны», поскольку как никогда была подорвана способность ООН по поддержанию мира. Имела место быть тенденция конфронтации, насилия и даже войны. Так вся система международных отношения была пропитана противоречиями между принципами устава и национальными интересами государств. В связи с отсутствием глобальной конфронтации в мире, современный этап дает предпосылки к укреплению авторитета ООН.
Таким образом, все большую остроту приобретает дискуссия о будущем ООН и роли России по ее сохранению.
Отдельно можно выделить мемуары известных политиков и дипломатов, которые на определенном этапе становления и развития ООН имели отношение к мировой политике и принятии судьбоносных решений для всего мира. Они позволяют по иному взглянуть на проблему исследования, сквозь призму их восприятия, понять их истинные цели и ощущения от работы в ООН. Бесценным источником является мемуары А.А. Громыко. Великий дипломат во всех подробностях описывает трудный переговорный процесс по созданию Организации, показывает в деталях тонкости дипломатического закулисья.
Например, Бутрос Б.Гали начал реформирование ООН, которое движется и по настоящее время. В мемуарах он называет первопричины, из-за которых адаптация ООН к новым условиям стала очень важной для всего мира и безопасности; описывает процесс выработки основной идеи реформы; рассказывает о своем участии в этой сфере.
Анализ источников исследования.
Для исследовательской работы мы постарались привлечь максимально широкий круг источников по участию СССР в деятельности ООН.
Наиболее важным источником являются публикации ООН и ее структурных подразделений. К сожалению, в России пока не существует архивного фонда этой организации.
Однако в нашу страну как одного из учредителя ООН поступают все материалы в полном объеме, которые создаются в текущей работе . Они накапливаются в архивах профильных ведомств и министерств. Проблемой также является и то, что эти материалы не систематизированы, что создает определенную трудность в изучении темы.
Публикации ООН условно можно разделить на 3 вида:
1) публикации ООН общего характера;
2) документальные публикации ООН по социально-экономическим вопросам;
3) публикации ЮНЕСКО по общим вопросам образования, науки и культуры;
Публикации ООН общего характера включают: официальные документы и публикации по истории создания ООН; общие материалы о деятельности ООН; официальные публикации документов главных органов (Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Совета по Опеке, Международного Суда, Секретариата); сборники международных договоров и национальных актов. В них подробно отражен процесс разработки основ деятельности ООН, содержатся документальные сведения о целях, принципах, членстве, рабочих языках, структуре, компетенции (круге ведения), правилах процедуры и т.д.
По проблеме реформирования ООН также имеются фундаментальные официальные источники. Все они дают представление о ходе выработки концепции реформы системы ООН, о различных планах и проектах реформы, выдвигаемых как самой Организацией, так и многими делегациями стран-членов, в том числе российской.
Существенно расширяет понятие о разветвленной системе ООН второй вид ее источников - документальные публикации ООН по социально-экономическим вопросам. Это в основном обзоры, отчеты, составленные различными органами, комиссиями, комитетами, группами экспертов и специальными учреждениями ООН на основе соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и обсуждаемые на очередных сессиях. Материалы, публикуемые в отчетах, создаются на базе официальных юридических (законодательных) и статистических данных, представляемых странами-членами ООН. Они охватывают как различные отрасли и вопросы экономики, так и экономическое положение отдельных стран, регионов и мировое хозяйство в целом. Итоговые документы содержат сводные данные, обработанные предварительно с точки зрения сопоставимости по мнению ООН.
Анализ состояния базы источников по социально-экономическому и научно-техническому направлению позволяет утверждать, имеется обширный и содержательный документальный материал для раскрытия темы.
Третий вид источников ООН - публикации ЮНЕСКО по общим вопросам образования, науки и культуры. Они отражают как характер структуры, так и специфику деятельности ЮНЕСКО. Их публикуют в различных формах. Это официальные публикации по следующим темам: оценка общих тенденций и перспектив развития культуры в мире в целом и в отдельных странах (предложения и рекомендации стран участниц), общие вопросы статистики (в том числе социальной), общественные науки, культура, искусство, литература, просвещение, образование, естественные и точные науки, библиотечное дело, библиографии, массовая информация, международный книгообмен, каталоги и общие библиографические указатели ЮЕЕСКО. Соответствующая подробная информация содержится и по участию СССР/России в работе ЮНЕСКО. Источники этого типа можно использовать для дополнения и сравнения таких социальных характеристик, как образовательный, профессионально-квалификационный уровень населения в различных странах и т.д. это вид источников для исторических исследований также практически не привлекается.
Публикации ООН - достаточно надежный и достоверный источник как по функционированию системы ООН в целом, так и по деятельности СССР в ООН. По ним можно проследить ход всех дискуссий, попытаться дать оценку различных предложений и рекомендаций СССР и других членов ООН, вскрыть причины, которые способствовали или мешали их реализации, показать, как это в целом повлияло на развитие международных отношений, и как исторический процесс воздействовал на работу ООН и ее участников в отдельности. Названые источники содержат подробную и точную информацию по широкому кругу вопросов, не освещенных в других типах источников. Кроме того, из них можно получить прямые сведения не только по политическим, но и по наименее пока еще исследованным социальным проблемам.
Особое место в базе источников занимают советские
документальные публикации. В документальной серии «Советский Союз на международных конференциях периода Великой
Отечественной войны: 1941-1945» опубликованы материалы
освещающие процесс создания ООН. Сборник посвящен, в основном, политическим и структурно-организационным вопросам и в нем предпринята попытка всесторонне показать и оценить позиции СССР. Документы (декларации, ряд резолюций, решения) подобраны и сгруппированы в сборнике произвольно, тенденциозно, по нечетким критериям. Важность опубликованных в нем документов зачастую определена крайне субъективно; истинный объем и содержание источниковых групп ООН не раскрыты. Многие документы опубликованы в сокращении по сравнению с оригинальными публикациями самой ООН.
Цель исследования. Исходя из библиографического и источниковедческого анализа целью исследования является показать максимально объективную роль и место СССР/России в структуре и деятельности ООН.
Задачи исследования. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда логически последовательных задач:
1. Определить степень разработанности темы (историография проблемы);
2. Оценить роль СССР в создании ООН;
3. Проанализировать степень участия СССР/России в структуре ООН
4. Исследовать участие ООН и позицию СССР/России в решении международных конфликтов
5. Дать характеристику основным направлениям деятельности СССР/России в ООН: политическому, социально-экономическому, гуманитарному, научно-техническому;
6. Обозначить основные направления реформирования ООН и определить степень влияния СССР/России на реализацию решений ООН в приоритетных направлениях деятельности Организации.
Методологической основой исследования являются принцип
научности, историзма, объективности. Исследование проводилось с помощью комплекса методов. Для выявления общих позиций стран и политических объединений и различий по тем или иным вопросам взят за основу историко-типологический метод. При анализе тенденции развития отношений между Россией и ООН использовался историко-системный метод. Эволюция работы СССР/России в приоритетных направлениях деятельности ООН была рассмотрена с помощью историко-генетического метода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы при изучении истории взаимодействия СССР/России с Организацией Объединенных Наций, возможно использовать при разработке специальных курсов по таким направлениям, как международное право, история международных отношений, политология.
Апробация исследования. Отдельные положения диссертации опубликованы в статье "Основные причины и проблемы в реформирования ООН" в научном журнале "Молодой ученый" выпуск №12 (116), июнь 2016.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
Исторически сложилось так, что и Россия, и Организация Объединенных Наций вступили в XXI век в состоянии реформ, исход которых во многом будет определять развитие международных отношений в будущем. На сегодняшний день ООН продолжает оставаться единственной универсальной организацией, способной и правомочной решать международные проблемы на глобальном уровне. Получает признание многосторонняя дипломатия как действенный инструмент регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровне. Растет роль ООН, обладающей уникальной легитимностью. Нельзя согласиться с недооценкой этой авторитетной международной Организации.
СССР, как предшественник России, приложил титанические усилия для создания ООН. Сейчас ни один здравомыслящий политик не станет утверждать того, что если бы СССР вместе с другими государствами сразу же после великой Победы не создали ООН, то, скорее всего, ее вообще бы не создали. Устав Организации Объединенных Наций, который был подписан на конференции в Сан- Франциско 1945 г. представлял собой хорошую базу и структуру, используя который удалось избежать новой III мировой войны и построить новый мир, где каждое государство имеет свое представительство и голос в ООН
СССР выступал за то, чтобы в Уставе ООН были закреплены важнейшие демократические принципы международного права, предусматривающие действенный механизм пресечения агрессии и обеспечения мира, равноправия, самоопределения народов, уважения прав человека. Наше государство стремилось содействовать росту авторитета ООН и эффективнее использовать ее универсальный механизм в решении важнейших проблем современности.
Остроту в функционировании ООН приобрела проблема ядерной безопасности. Ядерное сдерживание между США и СССР/Россией пока еще сохраняется, глобальной катастрофы удалось избежать. Россия выступает за укрепление многосторонних основ разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения.
Одним из главных вызовов современности являются региональные конфликты, которые несут даже большую опасность, чем глобальные. Региональные организации пытаются играть все большую роль в регулировании международных конфликтов. Россия считает, что главная роль в области миротворчества должна принадлежать только ООН как действенному механизму,
позволяющему в большей степени избегать проявления
узконациональных интересов при подходе к конфликтам. Мы в данном исследовании проследили за этой тенденцией на примере Косовского конфликта.
На сегодняшний день ООН переживает непростое время и реконструкцию своей Организации. Все государства осознают важность и необходимость перемен. Однако, каждая страна имеет свое видение целей и результатов реформы. Для России реформы ООН это возможность сохранить ее главенствующую роль в противодействии и разрешении международных конфликтов и при этом повысить эффективность данной организации. Достижению этой цели, по мнению России, может быть деятельность стран-членов только на путях максимально широкого согласия по всем пунктам реформ. Предложения реформ, которые противоречат Уставу ООН, не могут быть дееспособны.
Российская точка зрения по главной позиции реформы в отношении Совета Безопасности ООН - умеренно-консервативная: медленное, поступательное движение вперед, не затрагивая основных привилегий. РФ грамотно избегает чрезвычайных подходов ее решения. Это обусловлено постоянным членством России в Совете Безопасности.
Реформа Совета Безопасности делится на:
1) вопрос о членстве;
2) принципы голосования по принятию решений (использование право вето).
По первому пункту Россия исходит из принципиальных подходов: сохранить максимально компактный и работоспособный состав Совета Безопасности. Повышать представительность Совета Безопасности надо очень аккуратно и осмотрительно. Что касается второго пункта, Россия считает надо очень осторожно относиться и к решению вопроса о выработке новых принципов голосования в Совете Безопасности.
Непродуманное увеличение состава Совета Безопасности и пересмотр права вето может вызвать разрушение всей Организации. С этим тезисом согласны все постоянные члены Совета Безопасности.
В целом, наше исследование было направлено на изучение исторического генезиса участия СССР/ России в работе ООН на приоритетных направлениях; мы попытались разобрать проблемы приспособления ООН к изменившимся реалиям времени; исследовать динамику развития политической, миротворческой деятельности
СССР/России в ООН. Все это делает исследование актуальным на сегодняшний день.
1. Выступление министра иностранных дел России С.В.Лаврова на XV Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике. 2007. 17 марта.
2. Доклад Генерального секретаря ООН "При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех", А/59/2005 от 21 марта 2005 года
3. Документы внешней политики. 22 июня 1941 — 1 января 1942 г. Т. XXIV. М., 2000.
4. Объединенные Нации. Генеральная Ассамблея. Официальные Отчеты Пленарные заседания. Сессии I-X.
5. Объединенные Нации. Генеральная Ассамблея. Сессии XXVI-XXX
6. ООН. Генеральная Ассамблея. Сессия 54-я. 2000 г. Доклад Г енерального секретаря ООН Кофи Аннана. А/54/2000.
7. Переписка Председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Т. 2.
8. Резолюция СБ ООН S/RES/1244 (1999) от 10 июня 1999 г.
9. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны: 1941-1945: Сб. док. / Под ред. Громыко А.Л., Земскова И.Н., Крючкова В.А., Санакоева Ш.Н., Севостьянова П.П., Тихвинского С.Л. и др. Т. I-VI. М., 1984
10. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. III. Конференция представителей СССР, США и Великобритании в Думбартон-Оксе (21 августа — 28 сентября 1944 г.).
11. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. Т. V. Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско (25 апреля — 26 июня 1945 г).
12. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Документы и материалы. Т. 2. 1944-1945 гг.
Монографии
1. Барышев А.П. "ООН - 30 лет" - М., 1975
2. Богатуров А.Д. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М.: НОФМО, 2002
3. Грановский А.Е. ООН и формирование системы коллективной безопасности - М. : Научная книга, 2006
4. Гришаева Л.Е. Россия и ООН: история и современность. - М., 2007.
5. Дугин А.Г. ООН уже давно не соответствует новым реалиям мира
6. Заемский В.Ф. Новейшая история реформы ООН : монография. - М. : МГИМО(У), 2008
7. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. М. Международные отношения. 2008
8. Заемский В.Ф., Теория и практика миротворческой деятельности ООН, М., МГИМО - Университет, 2008
9. Ильин Ю.Д. Система международной (коллективной) безопасности: становление, развитие, перспективы. М. 2011
10. Исраэлян В.Л. ООН и разоружение. М., 1981 Козырев А.В. "Мы и мир в зеркале ООН" 1991
11. Кокошин А.А. Обеспечение стратегической стабильности в прошлом и настоящем. М. 2009.
12. Кортунов А.В. "Россия и реформы ООН" - М.,1995
13. Крылов СБ. История создания Организации Объединенных Наций: разработка текста ООН: (1944-1945). - М., 1960
14. Морозов Г.И. Организация Объединенных Наций: (Основные международно-правовые аспекты структуры и деятельности).- М., 1962.
15. Нешатаева Т.А. Международные организации и право. - М., 2000
16. Никитин А.И., "Миротворческие операции: концепции и
практика", Московский общественный научный фонд, М.,2000
17. Печатнов В. О. Сталин, Рузвельт, Трумэн: СССР и США в 1940-х гг. Документальные очерки. М., 2006.
18. Пыж В. В. Россия в современном геополитическом пространстве и ее влияние на представлении об использовании военной силы в международных отношениях.- СПб: ВМА, 2005 г.
19. Радиков И.В. Политика и национальная безопасность. СПб. 2004 Советский Союз в Организации Объединенных Наций / Под ред. Усачева И.Г., Вискова СИ., Протопопова А.С. М., 1965. Т. 1-2
20. Устинова М. Реформа Совета безопасности ООН. - М. 2015
21. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. - М. : МГИМО(У)МИД России, АНО «ИНО - центр», Логос, 2005
Диссертации и авторефераты
1. Андреев Д.В. Современные международно-правовые аспекты реформирования Совета Безопасности ООН. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2001
2. Гришаева Л.Е. Генезис участия России в деятельности ООН: приоритетные направления (1945 - 2007) : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук : 07.00.15 - М., 2008
3. Жуковская Т. Ю. СССР и Лига Наций: дис. к. и. н. Ростов-на-Дону, 2005
4. Заемский В.Ф. Реформы ООН и миротворчество: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук - 23.00.04 - М., 2009
5. Новиков, Сергей Степанович. Деятельность миротворческих
миссий ООН, ОБСЕ и Российской Федерации в разрешении конфликтов на территории бывшей Югославии : автореферат
диссертации доктора исторических наук : 07.00.03
Статьи
1. Баранчик Ю. Закат ООН как института мировой политики. Начало новой «силовой» эпохи //Мультипортал «Независимое аналитическое обозрение.гц», 16 июня 2015.
2. Вишневский М.Л. США и реформа ООН, Сборник "ООН: история и
вызовы современности. К 60-летию Организации Объединённых Наций: Доклады и выступления. Международная научная
конференция, 5-6 октября 2005 года, г. Москва", Изд-во РУДН, 2005.
3. Воркунова О.В. Угрозы и вызовы миропорядку на пороге третьего
тысячелетия. [Электронный ресурс] URL:
http: //www.prof.msu.ru/publ/balk/content.html
4. Гордеева М.А. Позиция Совета Безопасности ООН на начальном этапе Корейской войны // Корейский полуостров: Мифы, ожидания и реальность. - М., 2001.
5. Дугин А.Г. ООН уже давно не соответствует новым реалиям мира //Мультипортал KM.ru
6. Корниленко А.В. Роль России в реформировании миротворческой деятельности ООН. Гос.служба 2012 №6 (74)
7. Максимов А.В. НАТО: Противник, партнер, союзник? Актуальные проблемы Европы. Европа: смена вех? Сборник статей/ИНИОН. РАН - М., 2002.
8. Нарочницкая Н.А. Россия в новых геополитических реальностях // http: //www.fondiv.ru/data/articles/ 16.doc
9. Сергей Лавров: Реформа ООН займет годы //Российская газета 22.09.2005
Мемуары
1. Брандт В. Воспоминания. М., 1991
2. Бутрос Б.Гали. Непокоренная ООН. М., 2000.
3. Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш. де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра.- М.: Политиздат, 1990.
4. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Воспоминания в 2-х тт. - М., 1995
5. Громыко А.А. Памятное. М., 1988
6. Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999
7. Примаков Е.М. Минное поле политики. - М. 2007.