Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №62779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1087
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Проблема развития операций мышления дошкольников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Дидактическая игра и её роль в процессе развития операций мышления
старших дошкольников 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Диагностика исходного уровня развития операций мышления детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2 Организация работы по развитию операций мышления старших
дошкольников посредством дидактических игр 33
2.3 Анализ результатов проведённой работы по развитию операций мышления
детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 40
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Важное место в жизнедеятельности каждого человека занимает мышление, поскольку оно является средством познания окружающей действительности. С помощью этого процесса индивид может выделить более значительные признаки предмета, по-другому осознать свой чувственный опыт, установить между явлениями причинно-следственные связи, а также делать на их основе выводы. Осуществляя такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация и др., люди приобретают новые знания.
Развитие интеллектуального потенциала является обязательным условием для качественного развития общества, а реализация данной задачи по большей части обуславливается организацией процесса обучения. Большая часть имеющихся образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимого багажа знаний, их численный прирост, проработку того, что ребёнок уже научился делать. Однако умение оперировать информацией зависит от развитости мыслительных приёмов и особенно степенью их слаженности в единую систему. Психологами и педагогами уже признаётся необходимость целенаправленного формирования приёмом мышления в ходе изучении определённых образовательных дисциплин.
На сегодняшний день проблема поиска приемлемых и действенных форм обучения детей дошкольного возраста, способствующих развитию мышления, остаётся неразрешённой. По этой причине возникает расхождение между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием действенного позволяющего реализовать это на практике средства.
Как показывают многочисленные исследования, у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста все функции психики активно развиваются, а также формируются различные виды деятельности, такие как игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, которые закладывают основу для развития способностей к познанию.
Принимая во внимание положение отечественной и зарубежной педагогики об игре как ведущем видом детской деятельности, мы полагаем, что именно в ней возможно обнаружить источник непринужденного осуществления естественного развития мышления дошкольника.
Значение дидактической игры в интеллектуальном воспитании детей старшей возрастной группы очень велико. Играя с разными предметами и картинками, ребёнок накапливает свой чувственный опыт: разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Развитие сенсорики ребенка с помощью дидактической игры происходит в тесной связи с развитием у него умений мыслить логически и выражать словами свои мысли. Для решения игровой задачи необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать и делать выводы, тем самым развивая способность к формированию суждений, умозаключений, умения применять полученные знания в разных ситуация. Это может быть осуществлено лишь в том случае, если у дошкольников есть определённые знания о составляющих содержание игры предметах и явлениях.
Занимательные дидактические игры вызывают у детей старшего дошкольного возраста интерес к решению умственных задач, а преодоление трудностей и увенчавшийся успехом результат приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным инструментом развития мышления старших дошкольников.
Таким образом, проблема развития операций мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр является актуальной. Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Дидактическая игра как средство развития операций мышления старших дошкольников».
Цель исследования - теоретически изучить и эмпирически доказать эффективное влияние использования дидактической игры на уровень развития операций мышления старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы использования дидактической игры как средства развития операций мышления старших дошкольников;
2. Диагностировать исходный уровень развития операций мышления старших дошкольников;
3. Организовать работу по развитию операций мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;
4. Проанализировать результаты, полученные в ходе работы по развитию операций мышления старших дошкольников, и сделать выводы.
Объект исследования - процесс развития операций мышления старших дошкольников.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития операций мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - применение дидактической игры положительно воздействует на процесс развития операций мышления старших дошкольников.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
3. Наблюдение;
4. Беседа.
Методологическую основу исследования составляют труды таких зарубежных и отечественных психологов и педагогов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, А. Л. Венгер, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, А. З. Зак, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, З. А. Михайлова, А. В. Белошистая, Г. А. Урунтаева, Л. Ф. Тихомирова, которые изучали проблему развития операций мышления у детей дошкольного возраста, особенности мышления в данном возрасте, а также - роль дидактических игр в данном направлении развития ребёнка.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 37 «Малыш» г. Набережные Челны РТ. В эксперименте принимали участие воспитанники группы №7 - дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) в количестве 25 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, на основании проведенной опытно-экспериментальной работы нами разработан комплекс дидактических игр, который может быть использован специалистами дошкольного образования в целях развития операций мышления старших дошкольников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе проводится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития операций мышления дошкольников, рассматриваются особенности мышления детей дошкольного возраста и раскрывается роль дидактической игры в процессе развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава посвящена самому исследованию и организации работы по развитию операций мышления детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы являлось теоретическое изучение и эмпирическое доказательство эффективного влияния использования дидактической игры на уровень развития операций мышления старших дошкольников.
Следующие задачи были поставлены перед нами: изучить основы теории использования дидактической игры, как инструмента развития операций мышления старших дошкольников, диагностировать первичный уровень развития мыслительных операций детей старшей возрастной группы, организовать работу по развитию операций мышления детей данного возраста, путем проведения дидактических игр, проанализировать, полученные в ходе работы, результаты, а также сделать выводы.
Первая задача нашей выпускной квалификационной работы была решена в, посвящённой теоретическому исследованию, главе, путем анализирования психолого-педагогической литературы, благодаря которой нами в полном объёме были рассмотрены следующие вопросы: проблема развития операций мышления дошкольников, особенности мышления детей старшей возрастной группы, а также роль дидактической игры в процессе развития операций мышления старших дошкольников.
Вторая задача была реализована путём проведения констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого был изучен первичный уровень развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. В процессе осуществления эксперимента было выявлено, что очень редко встречаются дошкольники с высоким уровнем развития мышления, которые умеют анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, делать выводы и объяснять свое решение. По большей части показатель развития мышления у детей находится на среднем уровне, то есть они могут выполнять данные мыслительные операции, но допускают ошибки в выводах или оказываются в затруднении при объяснении своего ответа. Наблюдаются, в свою очередь, и дошкольники с низким уровнем развития мышления - это дети, неспособные выполнять вышеперечисленные действия. Из вышесказанного нами был сделан вывод о необходимости организации целенаправленной и последовательной работы по развитию у старших дошкольников операций мышления посредством дидактических игр.
Изменению в положительную сторону уровня развития мыслительных операций способствовала проведенная нами работа со старшими дошкольниками, на формирующем этапе эксперимента, которая представляла собой реализацию плана, включающего комплекс направленных на развитие операций мышления, рассчитанных на детей старшей возрастной группы, дидактических игр. Таким образом, третья задача нашей выпускной квалификационной работы была исполнена.
На последнем, контрольном, этапе эксперимента, была осуществлена четвертая задача данной работы. В ходе данного этапа мы повторно провели диагностику уровня развития мыслительных операций. По результатам диагностики выявлено, что показатели уровня развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста значительно повысились: достаточно часто встречаются дошкольники с высоким уровнем развития мышления, основное количество составляют дети, чем показатель уровня развития мышления находится на среднем уровне, а процент дошкольников с низким уровнем развития мышления достаточно небольшой.
Таким образом, можно сделать вывод, что, выдвинутая нами в начале исследования, гипотеза о том, что применение дидактических игр положительно воздействует на процесс развития операций мышления старших дошкольников, полностью подтвердилась, а, поставленные в ходе исследовательской работы, цели и задачи, были успешно достигнуты.



1. Абдуллина Н. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Н. Н. Абдуллина. // Проблемы педагогики. - 2016. - № 3. - С. 83-86.
2. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова ; под ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: Просвещение, 2009. - 366 с.
3. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. В. Белошистая. - М.: Владос, 2013. - 296 с.
4. Бунина. Л. Развиваем логическое мышление / Л. Бунина. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 59-62.
5. Бурлакова И. А. Развитие логического мышления у дошкольников / И. А. Бурлакова. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - №4. — С.33-37.
6. Бутенко Н. В. Формирование мышления в процессе детского развития / Н. В. Бутенко. // Проблемы педагогики. - 2018. - № 5. - С. 33-49.
7. Венгер А. Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / А. Л. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
8. Вершинина Н. В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников / Н. В. Вершинина. // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 4. - С. 59-63.
9. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
10. Воронина Л. В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения / Л. В. Воронина, М. В. Карпова. // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 37-43.
11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С.
Выготский ; под ред. и со вступ. статьей А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. - М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
12. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. - Текст : непосредственный // Психология как объективная наука : избранные психологические труды / П. Я. Гальперин ; под ред. А. И. Подольский. - Москва : Институт практической психологии, 1998. - с. 272-317.
13. Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие» в условиях выполнения ФГОС ДО и основной образовательной программы ДО / Е. В. Горошко. // Вестник науки и образования. - 2018. - № 2 - С. 30-34.
14. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 121 с.
15. Давидчук А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 с.
16. Демиденко Л. В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л. В. Демиденко. // Проблемы педагогики. - 2020. - № 2. - С. 47-50.
17. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления : пер. с англ. Н. М. Никольской / Дж. Дьюи. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
18. Забродоцкая О. Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста / О. Д. Забродоцкая. // Актуальные вопросы современной науки. - 2013. - № 2. - С. 180-193.
19. Зак А. З. Как определять различия в мышлении детей 6-10 лет / А. З. Зак. - М.: Модэк, 1999. - 144 с.
20. Зембатова Л. Т. Дидактическая игра - важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения / Л. Т. Зембатова. // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6 (79). - С. 121-124.
21. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / под ред. С. Д. Ермолаева. - М.: Детство-Пресс, 2010.
- 368 с.
22. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
23. Кочеткова Н. Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста / Н. Н. Кочеткова. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - №2 30. - С. 181-186.
24. Любченко И. И. Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребенка в современном обществе / И. И. Любченко. // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - № 1. - С. 59-62.
25. Мегедина Е. А. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Е. А. Мегедина. // Проблемы педагогики. - 2017. - № 9. - С. 54-59.
26. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 142 с.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2008. - 428 с.
28. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. -5-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2012. - 352 с.
29. Панкова О. В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности / О. В. Панкова. // Вопросы науки и образования.
- 2018. - № 7. - С. 31-34.
30. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта : пер. с фр. А. М. Пятигорского / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 192 с.
31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка : пер. с фр. А. М. Пятигорского / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 215 с.
32. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 1977. - 360 с.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
34. Рысбаева Г. А. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у старших дошкольников / Г. А. Рысбаева // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 104-112.
35. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н. П. Сазонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 272 с.
36. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
37. Соколова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение дидактической игры дошкольников / А. В. Соколова. // Научно - педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2018. - № 3. - С. 16-21.
38. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать : учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей / Ю. Г. Тамберг. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с.
39. Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей : попул. пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль: Гринго, 1995. - 369 с.
40. Турченко В. И. Дошкольная педагогика : учебное пособие / В. И. Турченко. - М.: Флинта, 2012. - 251 с.
41. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2001. - 336 с.
42. Урунтаева Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 8-15.
43. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 400 с.
44. Чикова И. В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Чикова, Т. В. Диль-Илларионова. // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - № 4. - С. 340-343.
45. Шагреева О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / О. А. Шагреева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубова ; под ред. Л. Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
46. Шарычева М. Э. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры / М. Э. Шарычева, Н. И. Воробьева. // StudNet. - 2020. - № 2. - С. 67-70.
47. Шинкарёва Н. А. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва, Т. В. Дробязгина. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 3. - С. 91-95.
48. Шмелёва Н. А. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений / Н. А. Шмелёва // Молодой учёный. - 2019. - № 18 (266). - С. 250-253.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ