ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Проблема развития операций мышления дошкольников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Дидактическая игра и её роль в процессе развития операций мышления
старших дошкольников 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Диагностика исходного уровня развития операций мышления детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2 Организация работы по развитию операций мышления старших
дошкольников посредством дидактических игр 33
2.3 Анализ результатов проведённой работы по развитию операций мышления
детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 40
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Проблема развития операций мышления дошкольников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Дидактическая игра и её роль в процессе развития операций мышления
старших дошкольников 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Диагностика исходного уровня развития операций мышления детей
старшего дошкольного возраста 25
2.2 Организация работы по развитию операций мышления старших
дошкольников посредством дидактических игр 33
2.3 Анализ результатов проведённой работы по развитию операций мышления
детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 40
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Важное место в жизнедеятельности каждого человека занимает мышление, поскольку оно является средством познания окружающей действительности. С помощью этого процесса индивид может выделить более значительные признаки предмета, по-другому осознать свой чувственный опыт, установить между явлениями причинно-следственные связи, а также делать на их основе выводы. Осуществляя такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация и др., люди приобретают новые знания.
Развитие интеллектуального потенциала является обязательным условием для качественного развития общества, а реализация данной задачи по большей части обуславливается организацией процесса обучения. Большая часть имеющихся образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимого багажа знаний, их численный прирост, проработку того, что ребёнок уже научился делать. Однако умение оперировать информацией зависит от развитости мыслительных приёмов и особенно степенью их слаженности в единую систему. Психологами и педагогами уже признаётся необходимость целенаправленного формирования приёмом мышления в ходе изучении определённых образовательных дисциплин.
На сегодняшний день проблема поиска приемлемых и действенных форм обучения детей дошкольного возраста, способствующих развитию мышления, остаётся неразрешённой. По этой причине возникает расхождение между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием действенного позволяющего реализовать это на практике средства.
Как показывают многочисленные исследования, у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста все функции психики активно развиваются, а также формируются различные виды деятельности, такие как игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, которые закладывают основу для развития способностей к познанию.
Принимая во внимание положение отечественной и зарубежной педагогики об игре как ведущем видом детской деятельности, мы полагаем, что именно в ней возможно обнаружить источник непринужденного осуществления естественного развития мышления дошкольника.
Значение дидактической игры в интеллектуальном воспитании детей старшей возрастной группы очень велико. Играя с разными предметами и картинками, ребёнок накапливает свой чувственный опыт: разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Развитие сенсорики ребенка с помощью дидактической игры происходит в тесной связи с развитием у него умений мыслить логически и выражать словами свои мысли. Для решения игровой задачи необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать и делать выводы, тем самым развивая способность к формированию суждений, умозаключений, умения применять полученные знания в разных ситуация. Это может быть осуществлено лишь в том случае, если у дошкольников есть определённые знания о составляющих содержание игры предметах и явлениях.
Занимательные дидактические игры вызывают у детей старшего дошкольного возраста интерес к решению умственных задач, а преодоление трудностей и увенчавшийся успехом результат приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным инструментом развития мышления старших дошкольников.
Таким образом, проблема развития операций мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр является актуальной. Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Дидактическая игра как средство развития операций мышления старших дошкольников».
Цель исследования - теоретически изучить и эмпирически доказать эффективное влияние использования дидактической игры на уровень развития операций мышления старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы использования дидактической игры как средства развития операций мышления старших дошкольников;
2. Диагностировать исходный уровень развития операций мышления старших дошкольников;
3. Организовать работу по развитию операций мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;
4. Проанализировать результаты, полученные в ходе работы по развитию операций мышления старших дошкольников, и сделать выводы.
Объект исследования - процесс развития операций мышления старших дошкольников.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития операций мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - применение дидактической игры положительно воздействует на процесс развития операций мышления старших дошкольников.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
3. Наблюдение;
4. Беседа.
Методологическую основу исследования составляют труды таких зарубежных и отечественных психологов и педагогов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, А. Л. Венгер, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, А. З. Зак, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, З. А. Михайлова, А. В. Белошистая, Г. А. Урунтаева, Л. Ф. Тихомирова, которые изучали проблему развития операций мышления у детей дошкольного возраста, особенности мышления в данном возрасте, а также - роль дидактических игр в данном направлении развития ребёнка.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 37 «Малыш» г. Набережные Челны РТ. В эксперименте принимали участие воспитанники группы №7 - дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) в количестве 25 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, на основании проведенной опытно-экспериментальной работы нами разработан комплекс дидактических игр, который может быть использован специалистами дошкольного образования в целях развития операций мышления старших дошкольников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе проводится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития операций мышления дошкольников, рассматриваются особенности мышления детей дошкольного возраста и раскрывается роль дидактической игры в процессе развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава посвящена самому исследованию и организации работы по развитию операций мышления детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Развитие интеллектуального потенциала является обязательным условием для качественного развития общества, а реализация данной задачи по большей части обуславливается организацией процесса обучения. Большая часть имеющихся образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимого багажа знаний, их численный прирост, проработку того, что ребёнок уже научился делать. Однако умение оперировать информацией зависит от развитости мыслительных приёмов и особенно степенью их слаженности в единую систему. Психологами и педагогами уже признаётся необходимость целенаправленного формирования приёмом мышления в ходе изучении определённых образовательных дисциплин.
На сегодняшний день проблема поиска приемлемых и действенных форм обучения детей дошкольного возраста, способствующих развитию мышления, остаётся неразрешённой. По этой причине возникает расхождение между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием действенного позволяющего реализовать это на практике средства.
Как показывают многочисленные исследования, у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста все функции психики активно развиваются, а также формируются различные виды деятельности, такие как игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, которые закладывают основу для развития способностей к познанию.
Принимая во внимание положение отечественной и зарубежной педагогики об игре как ведущем видом детской деятельности, мы полагаем, что именно в ней возможно обнаружить источник непринужденного осуществления естественного развития мышления дошкольника.
Значение дидактической игры в интеллектуальном воспитании детей старшей возрастной группы очень велико. Играя с разными предметами и картинками, ребёнок накапливает свой чувственный опыт: разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Развитие сенсорики ребенка с помощью дидактической игры происходит в тесной связи с развитием у него умений мыслить логически и выражать словами свои мысли. Для решения игровой задачи необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать и делать выводы, тем самым развивая способность к формированию суждений, умозаключений, умения применять полученные знания в разных ситуация. Это может быть осуществлено лишь в том случае, если у дошкольников есть определённые знания о составляющих содержание игры предметах и явлениях.
Занимательные дидактические игры вызывают у детей старшего дошкольного возраста интерес к решению умственных задач, а преодоление трудностей и увенчавшийся успехом результат приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным инструментом развития мышления старших дошкольников.
Таким образом, проблема развития операций мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр является актуальной. Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Дидактическая игра как средство развития операций мышления старших дошкольников».
Цель исследования - теоретически изучить и эмпирически доказать эффективное влияние использования дидактической игры на уровень развития операций мышления старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы использования дидактической игры как средства развития операций мышления старших дошкольников;
2. Диагностировать исходный уровень развития операций мышления старших дошкольников;
3. Организовать работу по развитию операций мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;
4. Проанализировать результаты, полученные в ходе работы по развитию операций мышления старших дошкольников, и сделать выводы.
Объект исследования - процесс развития операций мышления старших дошкольников.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития операций мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - применение дидактической игры положительно воздействует на процесс развития операций мышления старших дошкольников.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
3. Наблюдение;
4. Беседа.
Методологическую основу исследования составляют труды таких зарубежных и отечественных психологов и педагогов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, А. Л. Венгер, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, А. З. Зак, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, З. А. Михайлова, А. В. Белошистая, Г. А. Урунтаева, Л. Ф. Тихомирова, которые изучали проблему развития операций мышления у детей дошкольного возраста, особенности мышления в данном возрасте, а также - роль дидактических игр в данном направлении развития ребёнка.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 37 «Малыш» г. Набережные Челны РТ. В эксперименте принимали участие воспитанники группы №7 - дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) в количестве 25 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, на основании проведенной опытно-экспериментальной работы нами разработан комплекс дидактических игр, который может быть использован специалистами дошкольного образования в целях развития операций мышления старших дошкольников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе проводится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития операций мышления дошкольников, рассматриваются особенности мышления детей дошкольного возраста и раскрывается роль дидактической игры в процессе развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава посвящена самому исследованию и организации работы по развитию операций мышления детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Целью выпускной квалификационной работы являлось теоретическое изучение и эмпирическое доказательство эффективного влияния использования дидактической игры на уровень развития операций мышления старших дошкольников.
Следующие задачи были поставлены перед нами: изучить основы теории использования дидактической игры, как инструмента развития операций мышления старших дошкольников, диагностировать первичный уровень развития мыслительных операций детей старшей возрастной группы, организовать работу по развитию операций мышления детей данного возраста, путем проведения дидактических игр, проанализировать, полученные в ходе работы, результаты, а также сделать выводы.
Первая задача нашей выпускной квалификационной работы была решена в, посвящённой теоретическому исследованию, главе, путем анализирования психолого-педагогической литературы, благодаря которой нами в полном объёме были рассмотрены следующие вопросы: проблема развития операций мышления дошкольников, особенности мышления детей старшей возрастной группы, а также роль дидактической игры в процессе развития операций мышления старших дошкольников.
Вторая задача была реализована путём проведения констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого был изучен первичный уровень развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. В процессе осуществления эксперимента было выявлено, что очень редко встречаются дошкольники с высоким уровнем развития мышления, которые умеют анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, делать выводы и объяснять свое решение. По большей части показатель развития мышления у детей находится на среднем уровне, то есть они могут выполнять данные мыслительные операции, но допускают ошибки в выводах или оказываются в затруднении при объяснении своего ответа. Наблюдаются, в свою очередь, и дошкольники с низким уровнем развития мышления - это дети, неспособные выполнять вышеперечисленные действия. Из вышесказанного нами был сделан вывод о необходимости организации целенаправленной и последовательной работы по развитию у старших дошкольников операций мышления посредством дидактических игр.
Изменению в положительную сторону уровня развития мыслительных операций способствовала проведенная нами работа со старшими дошкольниками, на формирующем этапе эксперимента, которая представляла собой реализацию плана, включающего комплекс направленных на развитие операций мышления, рассчитанных на детей старшей возрастной группы, дидактических игр. Таким образом, третья задача нашей выпускной квалификационной работы была исполнена.
На последнем, контрольном, этапе эксперимента, была осуществлена четвертая задача данной работы. В ходе данного этапа мы повторно провели диагностику уровня развития мыслительных операций. По результатам диагностики выявлено, что показатели уровня развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста значительно повысились: достаточно часто встречаются дошкольники с высоким уровнем развития мышления, основное количество составляют дети, чем показатель уровня развития мышления находится на среднем уровне, а процент дошкольников с низким уровнем развития мышления достаточно небольшой.
Таким образом, можно сделать вывод, что, выдвинутая нами в начале исследования, гипотеза о том, что применение дидактических игр положительно воздействует на процесс развития операций мышления старших дошкольников, полностью подтвердилась, а, поставленные в ходе исследовательской работы, цели и задачи, были успешно достигнуты.
Следующие задачи были поставлены перед нами: изучить основы теории использования дидактической игры, как инструмента развития операций мышления старших дошкольников, диагностировать первичный уровень развития мыслительных операций детей старшей возрастной группы, организовать работу по развитию операций мышления детей данного возраста, путем проведения дидактических игр, проанализировать, полученные в ходе работы, результаты, а также сделать выводы.
Первая задача нашей выпускной квалификационной работы была решена в, посвящённой теоретическому исследованию, главе, путем анализирования психолого-педагогической литературы, благодаря которой нами в полном объёме были рассмотрены следующие вопросы: проблема развития операций мышления дошкольников, особенности мышления детей старшей возрастной группы, а также роль дидактической игры в процессе развития операций мышления старших дошкольников.
Вторая задача была реализована путём проведения констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого был изучен первичный уровень развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. В процессе осуществления эксперимента было выявлено, что очень редко встречаются дошкольники с высоким уровнем развития мышления, которые умеют анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, делать выводы и объяснять свое решение. По большей части показатель развития мышления у детей находится на среднем уровне, то есть они могут выполнять данные мыслительные операции, но допускают ошибки в выводах или оказываются в затруднении при объяснении своего ответа. Наблюдаются, в свою очередь, и дошкольники с низким уровнем развития мышления - это дети, неспособные выполнять вышеперечисленные действия. Из вышесказанного нами был сделан вывод о необходимости организации целенаправленной и последовательной работы по развитию у старших дошкольников операций мышления посредством дидактических игр.
Изменению в положительную сторону уровня развития мыслительных операций способствовала проведенная нами работа со старшими дошкольниками, на формирующем этапе эксперимента, которая представляла собой реализацию плана, включающего комплекс направленных на развитие операций мышления, рассчитанных на детей старшей возрастной группы, дидактических игр. Таким образом, третья задача нашей выпускной квалификационной работы была исполнена.
На последнем, контрольном, этапе эксперимента, была осуществлена четвертая задача данной работы. В ходе данного этапа мы повторно провели диагностику уровня развития мыслительных операций. По результатам диагностики выявлено, что показатели уровня развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста значительно повысились: достаточно часто встречаются дошкольники с высоким уровнем развития мышления, основное количество составляют дети, чем показатель уровня развития мышления находится на среднем уровне, а процент дошкольников с низким уровнем развития мышления достаточно небольшой.
Таким образом, можно сделать вывод, что, выдвинутая нами в начале исследования, гипотеза о том, что применение дидактических игр положительно воздействует на процесс развития операций мышления старших дошкольников, полностью подтвердилась, а, поставленные в ходе исследовательской работы, цели и задачи, были успешно достигнуты.
Подобные работы
- Дидактическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическое сопровождение процесса развития логического мышления старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая игра как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольной) возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Использование дидактических игр в работе над развитием музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020



