ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКОЛОГИЗАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ТРЕБОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ 5
1.1. Понятие и сущность экологического воспитания 5
1.2. Формирование экологической компетенции учащихся с
ограниченными возможностями здоровья 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ 20
2.1 Организация и содержание экологического образования и воспитания учащихся с ОВЗ 20
2.2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию
и воспитанию учащихся с ОВЗ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В России ежегодно рождается около 30 тыс. детей с врожденными и наследственными заболеваниями. У таких детей, как правило, снижен уровень их физического и умственного развития, что может привести к инвалидности. Поэтому необходимо сосредоточить усилия не только на лечении детей, но и на дальнейшей реабилитации их психофизического здоровья, социальной адаптации в обществе. Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их экологического сознания и соответствующего поведения.
В отечественной олигофренопедагогике с каждым годом становится все более актуальной и значимой проблема экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитывая, что важнейшей задачей специальных (коррекционных) учреждений VIII вида является социальная адаптация таких школьников, важно обеспечить их базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде.
Однако теоретические и прикладные аспекты данной проблемы в специальной педагогике разработаны недостаточно: отсутствуют программы экологического образования и воспитания школьников с ОВЗ, недостаточно методических пособий для педагогов, не созданы хрестоматии с доступными для данной категории учащихся произведениями экологической направленности, отсутствуют рабочие тетради по биологии. Это обстоятельство требует существенного переосмысления форм и методов экологического воспитания учащихся с нарушениями в психофизиологическом развитии.
Тем более 2017 год - год экологии и общественного пространства в Республике Татарстан.
Тема исследования «Организация экологического воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Цель исследования: формирование и развитие экологической
грамотности на уроках биологии и ответственного отношения к окружающей среде у учащихся с ОВЗ.
Объект исследования - процесс экологического воспитания школьников как фактор развития личности.
Предмет исследования - экологическое воспитание школьников с ОВЗ на уроках биологии.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что экологическое воспитание школьников с ОВЗ на уроках биологии будет успешным, если: будет происходить экологизация учебного материала.
Задачи исследования:
1) изучить особенности экологического образования и воспитания учащихся;
2) обобщить личный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся с ОВЗ;
3) провести опытно-экспериментальную работу по экологическому образованию и воспитанию учащихся с ОВЗ.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической, методической литературы; анализ учебных пособий по биологии для учащихся с ОВЗ, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение передового педагогического опыта, тестирование, наблюдение, анализ результатов.
База исследования: исследование проводилась на базе
Государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижнекамская школа № 18 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
1. Экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Систематическая работа со школьниками с ОВЗ при использовании различных форм и методов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость. Внеклассная работа формирует практические умения по оказанию помощи природе. Дидактические игры на уроках окружающего мира, природоведения, естествознания формируют экологическое сознание, экологическое поведение, тренировку памяти и развитие внимания. Использование таких дидактических игр на уроках помогает осуществлять дифференцированный подход к ученикам, подбирая для них задания разной степени сложности. А задачей учителя остается поиск новых форм и методов по экологическому воспитанию школьников с ОВЗ на уроках окружающего мира, природоведения, естествознания на уроках и во внеурочное время.
2. В работе обобщен личный опыт по экологическому обучению и воспитанию учащихся с ОВЗ.
3. Проведена опытно-экспериментальная работа по экологическому обучению и воспитанию учащихся 8-х классов, которая показала, что в результате целенаправленного экологического воспитания значение критериев экологической воспитанности учащихся экспериментальной группы оказалось выше, чем в контрольной.
Полученные положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы с детьми свидетельствуют об ее эффективности и подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.
1. Алексеев С.В. Экологическая компетентность как цель и результат современного образования. Модернизация современного образования: к экологической компетентности - через экологическую деятельность. - С- Пб.,
2006.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011.
3. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебнометодическое пособие. - М.: Просвещение, 2007.- 365 с.
4. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. - Владимир, 1999. - С.77-83.
5. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
6. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с хрестоматией для самообразования педагогов. - М.: Образование и экология, 2010. - 140 с.
7. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие.- М.: Образование и экология, 2012. - 72 с.
8. Дзятковская Е.Н. Ребенок с неврологическим диагнозом: секреты
успешной учебы: Книга для родителей, школьных психологов и
медицинских работников. - М.: Образование и экология, 2009. - 56 с.
9. Дзятковская Е.Н. Невнимательный и утомляемый ребенок: секреты успешной учебы: Книга для педагогов и родителей. - М.: Образование и экология, 2011. — 32 с.
10. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома: Книга для педагогов и родителей. - М.: Образование и экология, 2012. - 40 с.
11. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. - М., 2008.
12.Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении. - М., 1986. - С.20-28.
13.Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе. - М., 1988. - С.3-10.
14.Зуева Т. Г. Экологическое воспитание школьников // Педагогический вестник ЕАО. - 2007. - № 2. - С. 15-17.
15. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися/ Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина. - М., 1980. - 119 с.
16. Клепинина З.А. Биология. Растения, грибы, бактерии. - М.: Просвещение,
2011. - 224 с.
17. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение,
1990. - 67 с.
18. Лаврененко Л.Я. Развитие экологической воспитанности школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, 13.00.01 / Л.Я. Лаврененко. - М., 1996. - 16 с.
19. Мамедов Н.М. О требованиях к уровню подготовки учащихся по экологии/ Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина // Биология в школе. - 1996. - № 3. - С. 33-35.
20. Мамедов Н.М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов // Экологическое образование, 2001. - № 3. - С. 4-8.
21. Никанорова Е.В. Экология и культура. - М., 1996.
22. Никишов А.И. Биология. Неживая природа.-М.:Просвещение, 2011.-200с.
23. Никишов А.И. Биология. Животные / А.И. Никишов, А.В. Теремов. - М.: Просвещение, 2011. - 232 с.
24. Панкратов А.В. Идея экологического образования // Философия экологического образования. - М.: Прогресс - Традиция, 2001. - С. 329-347.
25. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32.
26. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н.Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 280 с.
27. Романов И.В. Природоведение. - М.: Дрофа, 2012. - 189 с.
28. Реймс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. - М.: Россия Молодая, 1994. - С.56-57.
29. Соломина Е.Н. Биология. Человек / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. - М.: Просвещение, 2010. - 240 с.
30. Степанова О.А. Игровая школа мышления. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
31. Суравегина И.Т. Экологизация школьного естествознания: проблема и поиски решения // Экологическое образование. - 2001. - № 4. - С. 5-10.
32. Суравегина, И.Т Содержание экологического образования в усовершенствованных программах по биологии // Биология в школе. -1981. - № 6. - С. 16-21.
33. Теория и практика современного экологического образования в школе / Сост. А.Н. Захлебный: Хрестоматия.- Часть 1. - М.: Образование и экология,
2012. - 160 с.
34. Урсул А.Д. и др. Введение в социальную экологию.:в 2-х ч.-М., 1994.-Ч.2.
35. Филонов Г. Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований // Педагогика, 2000. - № 9. - 23-24.
36. Учебный план [Электронный ресурс]. URL:
https://edu.tatar.ru/nkamsk/schk18?show_org_programs=1 (дата обращения:
13.03.2017) .
37. Образовательная программа [Электронный ресурс]. URL:
https://edu.tatar.ru/nkamsk/schk18?show_org_programs=1 (дата обращения:
3.05.2017) .