УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития среди факторов, определяющих уровень развития территориальной социально-экономической системы, заметно повышается роль и значение культурной среды, усиливается ее влияние на развитие всех подсистем муниципальной среды. Надо отметить, что, сегодня, сфера культуры представляет собой достаточно динамично развивающийся сектор сферы услуг, а результаты культурной деятельности во многом определяют облик самой территории и активно воздействуют на формирование стереотипов поведения жителей этих территорий, формируя мировоззрение и общественное сознание.
Такая тенденция, в существенной мере, определяется поэтапным переходом от традиционной модели экономического роста к постиндустриальной парадигме человеческого развития. В рамках которой основной приоритет смещается не в сторону финансово-экономических задач, а, скорее, в сторону вложений в развитие человеческого потенциала, обеспечения комфортной и благоприятной среды человеческого обитания. Это обуславливается тем, что именно развитие творческого потенциала человека способно генерировать инновации, выступающих базовыми производственными ресурсами экономики.
Эти выводы актуальны и для нашего государства, так Стратегия 2020 «базируется на двух основаниях - новой модели экономического роста и новой социальной политике». При этом основной идеей Стратегии 2020 выступает «манёвр, который позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности - высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал». В настоящее время человеческий капитал как основной фактор фигурирует во всех региональных и муниципальных стратегических документах развития. И это связано с тем, что те муниципальные образования, стратегия развития которых не исходит из максимального использования интеллектуального потенциала людей, социальные системы, которые не создают стимулирующую творчество и инновации атмосферу, зачастую оказываются в современных условиях неконкурентоспособными, уступают в конкурентной борьбе, рискуют оказаться в состоянии деградации.
Таким образом, актуальность исследования управления развитием культурной среды муниципального образования складывается под воздействием следующих факторов.
Во-первых, сложившаяся система управления и стратегического планирования в сфере культуры является недостаточно эффективной. Сегодня не выработаны механизмы совершенствования функционирования культурных организаций в смешанной экономике и непосредственно в рыночной среде.
Во-вторых, не достаточно проработаны вопросы, связанные с механизмами финансирования в сфере культуры, включая муниципальный аспект финансовой деятельности, применением маркетинговых инструментов, оценкой эффективности работы культурных учреждений, особенно на уровне муниципальных образований.
Учитывая вышеизложенное, представляется актуальным рассмотреть особенности управления культурной средой отдельного муниципального образования (на примере Ивнянского района Белгородской области) в условиях постиндустриального развития, сформулировать предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма деятельности в культурной сфере.
Степень разработанности темы. Фундаментальные основы деятельности государства в сфере культуры, изучение роли и места культуры в системе современных социальных отношений, в условиях постиндустриального развития, особенности взаимодействие сферы культуры с другими секторами социально-экономической системы, определенные аспекты влияния культуры на формирование социальной сферы, исследования функционирования организационно-экономического механизма в сфере культуры, на уровне государства, регионов, муниципалитетов, рассмотрены в трудах таких ученых и специалистов по сфере услуг и ее отраслям как Е.П. Бабякина, Е.А. Благородова, Н.К. Гасанова, В.Н. Иванов, В.А. Кривошей, В.И. Савинков, С.Б. Синецкий, Г.Л. Тульчинский и др.).
Вопросы, связанные с теорией и практикой реализации культурной политики на современном этапе в условиях социально-экономических изменений на региональном и муниципальном уровнях представлены в исследованиях А.А. Болтаевского, И.П. Прядко С.Е. Васиной, С.Г. Волкова, Г.В. Головиной, А.В. Кузьминой, Н.Ш. Малакшиновой, О.Ф. Морозовой, Е.А. Ноздренко, Е.А. Попов и др .
Вопросы, связанные с теорией и практикой реализации культурной политики на современном этапе в условиях социально-экономических изменений на региональном и муниципальном уровнях представлены в исследованиях А.А. Болтаевского и И.П. Прядко, С.Е. Васиной, Е.П. Винокуровой, С.Г. Волкова, Г.В. Головиной, А.В. Кузьминой, Н.Ш. Малакшиновой, О.Ф. Морозовой, Е.А. Ноздренко, Е.А. Попов и др.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью обеспечить развитие культурной среды муниципального образования и отсутствием методологических рекомендаций по эффективному управлению данной сферой.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что если управление развитием культурной среды муниципального образования неэффективно, то это обусловлено наличием проблем информационного и организационно-методического обеспечения клубной деятельности на муниципальном уровне.
Объектом исследования является управление культурной средой муниципального образования.
В качестве предмета исследования выступают способы управления развитием культурной среды Ивнянского района Белгородской области.
Цель выпускной аттестационной работы - разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием культурной среды муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты развития культурной среды муниципального образования;
- проанализировать практику управления развитием культурной среды Ивнянского района Белгородской области;
- рассмотреть направления совершенствования управления развитием культурной среды муниципального образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения отечественных и зарубежных ученых, специалистов, отраженные в трудах по общей социологии, экономической социологии, социальной философии (Л.В. Осипова-Дербас, А.В. Тихонов).
В целях научно-методического обеспечения организации культурно-досуговой деятельности жителей сельского поселения за основу принимаются теории устойчивого развития сельских территорий, существенный задел по которой создан отечественными научными коллективами.
В работе использовались методы системного, структурно-функционального, факторного, сравнительного анализа, типологизации, эмпирического и теоретического обобщения, метод графической интерпретации статистических данных.
Эмпирическую базу исследования составляют:
- федеральные и региональные законодательные акты ,
- программные и методические документы органов местного самоуправления ;
- официальные статистические данные, представленные Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Белгородской области;
- данные и факты, опубликованные в периодической печати, размещенные на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования его положений и выводов при разработке концепций культурной политики разных ее субъектов, в обосновании управленческих решений и прогнозировании их результатов при проведении культурной политики социального государства. Сложившаяся практика реализации культурной политики на муниципальном уровне носит преимущественно узковедомственный и административный характер. Недостаточно полно используются социокультурные инициативы, возможности расширения влияния институциональной сферы культуры на самые различные области жизнедеятельности людей, поэтому дипломное
исследование способствует переориентации организации досуговой деятельности жителей сельского поселения на решение вышеперечисленных проблем.
Структура выпускной аттестационной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
Такая тенденция, в существенной мере, определяется поэтапным переходом от традиционной модели экономического роста к постиндустриальной парадигме человеческого развития. В рамках которой основной приоритет смещается не в сторону финансово-экономических задач, а, скорее, в сторону вложений в развитие человеческого потенциала, обеспечения комфортной и благоприятной среды человеческого обитания. Это обуславливается тем, что именно развитие творческого потенциала человека способно генерировать инновации, выступающих базовыми производственными ресурсами экономики.
Эти выводы актуальны и для нашего государства, так Стратегия 2020 «базируется на двух основаниях - новой модели экономического роста и новой социальной политике». При этом основной идеей Стратегии 2020 выступает «манёвр, который позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности - высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал». В настоящее время человеческий капитал как основной фактор фигурирует во всех региональных и муниципальных стратегических документах развития. И это связано с тем, что те муниципальные образования, стратегия развития которых не исходит из максимального использования интеллектуального потенциала людей, социальные системы, которые не создают стимулирующую творчество и инновации атмосферу, зачастую оказываются в современных условиях неконкурентоспособными, уступают в конкурентной борьбе, рискуют оказаться в состоянии деградации.
Таким образом, актуальность исследования управления развитием культурной среды муниципального образования складывается под воздействием следующих факторов.
Во-первых, сложившаяся система управления и стратегического планирования в сфере культуры является недостаточно эффективной. Сегодня не выработаны механизмы совершенствования функционирования культурных организаций в смешанной экономике и непосредственно в рыночной среде.
Во-вторых, не достаточно проработаны вопросы, связанные с механизмами финансирования в сфере культуры, включая муниципальный аспект финансовой деятельности, применением маркетинговых инструментов, оценкой эффективности работы культурных учреждений, особенно на уровне муниципальных образований.
Учитывая вышеизложенное, представляется актуальным рассмотреть особенности управления культурной средой отдельного муниципального образования (на примере Ивнянского района Белгородской области) в условиях постиндустриального развития, сформулировать предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма деятельности в культурной сфере.
Степень разработанности темы. Фундаментальные основы деятельности государства в сфере культуры, изучение роли и места культуры в системе современных социальных отношений, в условиях постиндустриального развития, особенности взаимодействие сферы культуры с другими секторами социально-экономической системы, определенные аспекты влияния культуры на формирование социальной сферы, исследования функционирования организационно-экономического механизма в сфере культуры, на уровне государства, регионов, муниципалитетов, рассмотрены в трудах таких ученых и специалистов по сфере услуг и ее отраслям как Е.П. Бабякина, Е.А. Благородова, Н.К. Гасанова, В.Н. Иванов, В.А. Кривошей, В.И. Савинков, С.Б. Синецкий, Г.Л. Тульчинский и др.).
Вопросы, связанные с теорией и практикой реализации культурной политики на современном этапе в условиях социально-экономических изменений на региональном и муниципальном уровнях представлены в исследованиях А.А. Болтаевского, И.П. Прядко С.Е. Васиной, С.Г. Волкова, Г.В. Головиной, А.В. Кузьминой, Н.Ш. Малакшиновой, О.Ф. Морозовой, Е.А. Ноздренко, Е.А. Попов и др .
Вопросы, связанные с теорией и практикой реализации культурной политики на современном этапе в условиях социально-экономических изменений на региональном и муниципальном уровнях представлены в исследованиях А.А. Болтаевского и И.П. Прядко, С.Е. Васиной, Е.П. Винокуровой, С.Г. Волкова, Г.В. Головиной, А.В. Кузьминой, Н.Ш. Малакшиновой, О.Ф. Морозовой, Е.А. Ноздренко, Е.А. Попов и др.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью обеспечить развитие культурной среды муниципального образования и отсутствием методологических рекомендаций по эффективному управлению данной сферой.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что если управление развитием культурной среды муниципального образования неэффективно, то это обусловлено наличием проблем информационного и организационно-методического обеспечения клубной деятельности на муниципальном уровне.
Объектом исследования является управление культурной средой муниципального образования.
В качестве предмета исследования выступают способы управления развитием культурной среды Ивнянского района Белгородской области.
Цель выпускной аттестационной работы - разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием культурной среды муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты развития культурной среды муниципального образования;
- проанализировать практику управления развитием культурной среды Ивнянского района Белгородской области;
- рассмотреть направления совершенствования управления развитием культурной среды муниципального образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения отечественных и зарубежных ученых, специалистов, отраженные в трудах по общей социологии, экономической социологии, социальной философии (Л.В. Осипова-Дербас, А.В. Тихонов).
В целях научно-методического обеспечения организации культурно-досуговой деятельности жителей сельского поселения за основу принимаются теории устойчивого развития сельских территорий, существенный задел по которой создан отечественными научными коллективами.
В работе использовались методы системного, структурно-функционального, факторного, сравнительного анализа, типологизации, эмпирического и теоретического обобщения, метод графической интерпретации статистических данных.
Эмпирическую базу исследования составляют:
- федеральные и региональные законодательные акты ,
- программные и методические документы органов местного самоуправления ;
- официальные статистические данные, представленные Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Белгородской области;
- данные и факты, опубликованные в периодической печати, размещенные на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования его положений и выводов при разработке концепций культурной политики разных ее субъектов, в обосновании управленческих решений и прогнозировании их результатов при проведении культурной политики социального государства. Сложившаяся практика реализации культурной политики на муниципальном уровне носит преимущественно узковедомственный и административный характер. Недостаточно полно используются социокультурные инициативы, возможности расширения влияния институциональной сферы культуры на самые различные области жизнедеятельности людей, поэтому дипломное
исследование способствует переориентации организации досуговой деятельности жителей сельского поселения на решение вышеперечисленных проблем.
Структура выпускной аттестационной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
На современном этапе развития среди факторов, определяющих уровень развития территориальной социально-экономической системы заметно повышается роль и значение культурной среды, усиливается ее влияние на развитие всех подсистем муниципальной среды. Надо отметить, что, сегодня, сфера культуры представляет собой достаточно динамично развивающийся сектор сферы услуг, а результаты культурной деятельности во многом определяют облик самой территории и активно воздействуют на формирование стереотипов поведения жителей этих территорий, формируя мировоззрение и общественное сознание.
Такая тенденция, в существенной мере, определяется поэтапным переходом от традиционной модели экономического роста к постиндустриальной парадигме человеческого развития. В рамках которой основной приоритет смещается не в сторону финансово-экономических задач, а, скорее, в сторону вложений в развитие человеческого потенциала, обеспечения комфортной и благоприятной среды человеческого обитания. Это обуславливается тем, что именно развитие творческого потенциала человека способно генерировать инновации, выступающих базовыми производственными ресурсами экономики.
В настоящее время человеческий капитал как основной фактор фигурирует во всех региональных и муниципальных стратегических документах развития. И это связано с тем, что те муниципальные образования стратегия развития которых не исходит из максимального использования интеллектуального потенциала людей, социальные системы, которые не создают стимулирующую творчество и инновации атмосферу, зачастую оказываются в современных условиях неконкурентоспособными, уступают в конкурентной борьбе, рискуют оказаться в состоянии деградации.
В связи с этим представилось актуальным рассмотреть особенности управления культурной средой отдельного муниципального образования (на примере Ивнянского района Белгородской области) в условиях постиндустриального развития, сформулировать предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма деятельности в культурной сфере.
Исследование теоретических основ управления развитием культурной среды муниципального образования показало, что культура в рамках исследования рассматривается как исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Основной задачей государственной культурной политики, с позиций видения стратегических путей, по которым движется культура выступает создание условий для развития культурных процессов и, включив организационно - финансовые и законодательные рычаги, способствовавшие тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинную культурную форму, постоянно повышать уровень культурного предложения, «переводить» потребителей на новый качественный культурный уровень. Стратегические положения реализации государственной культурной политики России определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы».
Культурную среду территории мы представляем как значимое территориальное пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, природными, предметными факторами, культурными ценностями. Культурная среда включает в себя относятся разнообразные организации и виды деятельности: культурно-просветительская деятельность; театрально-концертная деятельность; цирковая деятельность; декоративно-прикладное искусство; библиотечное дело; музейное дело.
Развитие культурной среды территории определяется как целенаправленная, перспективно (долгосрочно) ориентированная деятельность, обеспечивающая развитие общества (его части) в рамках обоснованно отобранных и искусственно внедряемых культурных норм, пропагандируемых ценностей. Основными инструментами управления развитием культурной среды выступают: административное регулирование через лицензирование, контроль за ценами и доходами, квотирование; правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского законодательства через систему норм и правил; прямое экономическое регулирование имеет максимально адресный характер и осуществляется в формах безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и организаций (прямое финансирование текущих издержек и капиталовложений, общие и целевые трансферты, гранты организаций культуры, индивидуальные гранты творческим работникам); косвенное экономическое регулирование носит автоматический и безадресный характер, предполагает широкое использование рычагов кредитно - денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической политики, способствует формированию конкурентной среды в отрасли культуры.
К вопросам местного значения в сфере управления развитием культурной среды относят следующие: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; организация библиотечного обслуживания населения; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа; организация обустройства мест массового отдыха населения; организация предоставления дополнительного образования; формирование и содержание муниципального архива.
Управление развитием культурной среды Ивнянского района осуществляется под руководством муниципального казённого учреждения «Управление культуры администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области. Среди основных функций которого выделяются: проведение государственной политики России в сфере культуры с учетом местной специфики, максимального использования имеющегося потенциала района, изменяющихся потребностей общества и открывающихся в ходе его социально-экономического развития новых возможностей; координация деятельности подведомственных структур Управления по созданию условий для реализации права каждого человека заниматься творческой деятельностью на основе свободного выбора нравственных, этических и эстетических ценностей; координация деятельности по обеспечению сохранности, развития, общедоступности национального культурного достояния: памятников истории, культуры, архитектуры и археологии, библиотечных фондов, всех видов искусств (театрального, хореографического, песенного, изобразительного и декоративно-прикладного) на территории Ивнянского района; обеспечение взаимодействия с администрациями сельских поселений и заинтересованными организациями по обеспечению сохранности памятников и воинских захоронений советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, памятников архитектуры и культуры, курганов, находящихся на территории Ивнянского района.
Развитие культурной среды в районе реализуется по следующим направлениям: административная реформа, включающая подготовку нормативных актов, связанных с регламентацией деятельности учреждений культуры Ивнянского района; создание системы предоставления услуг районными учреждениями культуры на льготной и бесплатной основе, последовательная реализация мероприятий которой позволит обеспечить доступность культурных ценностей и благ для наименее защищенных категорий населения района; внедрение новой системы оплаты труда отличной от Единой тарифной сетки, направленное на стимулирование работников в заинтересованности в результатах своего труда, повышение качества исполнения трудовой функции работниками учреждений;
укрепление материальной базы учреждений культуры, ремонт и реставрация объектов культурного наследия, строительство объектов культуры.
Проведенный анализ позволил выявить основные проблемы развития культурной среды района: нехватка специалистов высокой квалификации как непосредственно занимающихся созданием и распространением культурных ценностей, так и узких специальностей; снижение качества муниципальных услуг, предоставляемых учреждениями, в результате морально устаревшего оборудования, не отвечающего нормативным требованиям; низкая обновляемость книжного фонда библиотек, отсутствие библиобуса и автотранспортных средств для обслуживания населения в отдалённых населённых пунктов; для детей, неорганизованных в дошкольных учреждениях, не развита социально-культурная инфраструктура, позволяющая организовывать их досуг и вовлекать в культуро-творческую деятельность; для людей с ограниченными возможностями в ДК не сформирована безбарьерная среда для вовлечения их в культуро-творческий процесс, отсутствует система социально-культурной реабилитации и адаптации к современному социальному социуму; отсутствие узнаваемых культурных брендов сельских поселений района; для творческой креативной молодежи, интересующейся различными направлениями технического творчества, современного искусства в Ивнянском районе также ограничены ресурсы по организации свободного времени молодежи, молодежь не вовлечена в организованное муниципальными ресурсами социально-культурное пространство.
Основными задачами совершенствования управления развитием культурной среды Ивнянского района на долгосрочную перспективу выступают: формирование единого культурного пространства района и
области, укрепление нравственных ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, традиционной культуры Ивнянского района; создание равных условий доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам для жителей всех территорий района; поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в сфере искусства; развитие и укрупнение инфраструктуры отрасли; обеспечение многообразия и высокого качества услуг культуры населению; создание и продвижение культурных брендов района; развитие творческих обменов с другими районами.
Особое значение, в этих условиях приобретает реализация проекта «Создание и продвижение культурных брендов сельских территорий Ивнянского района». Цель проекта заключается в формировании привлекательного образа района, обладающего собственной культурной уникальностью и самобытностью, разработка и продвижение новых культурных образов сельских территорий Ивнянского района. Основные мероприятия проекта: формирование инициативной группы по реализации проекта; проведение оценки культурного потенциала сельских территорий Ивнянского района с целью определения пилотных территорий; организация формирования культурного бренда в пилотных сельских поселениях района; организация информационного и рекламного сопровождения реализации проекта; разработка цикла мероприятий для населения и туристов в целях реализации проекта.
В итоге реализации предлагаемого проекта будут достигнуты следующие результаты: определен культурный бренд сельских территорий открытого голосования участников социально-культурного кластера в 10 сельских поселениях Ивнянского района (совместно с главами сельских поселений); разработана электронная версия карты культурных брендов Ивнянского района; разработанный логотип, каждого культурного бренда; разработка не менее трех видов сувенирной продукции каждого культурного бренда; проведение 10 брендовых мероприятия сельских территорий Ивнянского района; презентация карты культурных брендов Ивнянского района; доступность электронной версии карты культурных брендов Ивнянского района в интернет источниках администрации Ивнянского района, управления культуры Ивнянского района.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес Управления культуры Ивнянского района:
- провести оценку культурного потенциала сельских территорий Ивнянского района, в соответствии с предложенной методикой;
- организовать формирование культурного бренда в 10 пилотных сельских поселениях района;
- разработать электронную версию карты культурных брендов Ивнянского района;
- организовать работу в сельских поселениях Ивнянского района по разработке макетов сувенирной продукции.
Такая тенденция, в существенной мере, определяется поэтапным переходом от традиционной модели экономического роста к постиндустриальной парадигме человеческого развития. В рамках которой основной приоритет смещается не в сторону финансово-экономических задач, а, скорее, в сторону вложений в развитие человеческого потенциала, обеспечения комфортной и благоприятной среды человеческого обитания. Это обуславливается тем, что именно развитие творческого потенциала человека способно генерировать инновации, выступающих базовыми производственными ресурсами экономики.
В настоящее время человеческий капитал как основной фактор фигурирует во всех региональных и муниципальных стратегических документах развития. И это связано с тем, что те муниципальные образования стратегия развития которых не исходит из максимального использования интеллектуального потенциала людей, социальные системы, которые не создают стимулирующую творчество и инновации атмосферу, зачастую оказываются в современных условиях неконкурентоспособными, уступают в конкурентной борьбе, рискуют оказаться в состоянии деградации.
В связи с этим представилось актуальным рассмотреть особенности управления культурной средой отдельного муниципального образования (на примере Ивнянского района Белгородской области) в условиях постиндустриального развития, сформулировать предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма деятельности в культурной сфере.
Исследование теоретических основ управления развитием культурной среды муниципального образования показало, что культура в рамках исследования рассматривается как исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Основной задачей государственной культурной политики, с позиций видения стратегических путей, по которым движется культура выступает создание условий для развития культурных процессов и, включив организационно - финансовые и законодательные рычаги, способствовавшие тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинную культурную форму, постоянно повышать уровень культурного предложения, «переводить» потребителей на новый качественный культурный уровень. Стратегические положения реализации государственной культурной политики России определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы».
Культурную среду территории мы представляем как значимое территориальное пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, природными, предметными факторами, культурными ценностями. Культурная среда включает в себя относятся разнообразные организации и виды деятельности: культурно-просветительская деятельность; театрально-концертная деятельность; цирковая деятельность; декоративно-прикладное искусство; библиотечное дело; музейное дело.
Развитие культурной среды территории определяется как целенаправленная, перспективно (долгосрочно) ориентированная деятельность, обеспечивающая развитие общества (его части) в рамках обоснованно отобранных и искусственно внедряемых культурных норм, пропагандируемых ценностей. Основными инструментами управления развитием культурной среды выступают: административное регулирование через лицензирование, контроль за ценами и доходами, квотирование; правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского законодательства через систему норм и правил; прямое экономическое регулирование имеет максимально адресный характер и осуществляется в формах безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и организаций (прямое финансирование текущих издержек и капиталовложений, общие и целевые трансферты, гранты организаций культуры, индивидуальные гранты творческим работникам); косвенное экономическое регулирование носит автоматический и безадресный характер, предполагает широкое использование рычагов кредитно - денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической политики, способствует формированию конкурентной среды в отрасли культуры.
К вопросам местного значения в сфере управления развитием культурной среды относят следующие: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; организация библиотечного обслуживания населения; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа; организация обустройства мест массового отдыха населения; организация предоставления дополнительного образования; формирование и содержание муниципального архива.
Управление развитием культурной среды Ивнянского района осуществляется под руководством муниципального казённого учреждения «Управление культуры администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области. Среди основных функций которого выделяются: проведение государственной политики России в сфере культуры с учетом местной специфики, максимального использования имеющегося потенциала района, изменяющихся потребностей общества и открывающихся в ходе его социально-экономического развития новых возможностей; координация деятельности подведомственных структур Управления по созданию условий для реализации права каждого человека заниматься творческой деятельностью на основе свободного выбора нравственных, этических и эстетических ценностей; координация деятельности по обеспечению сохранности, развития, общедоступности национального культурного достояния: памятников истории, культуры, архитектуры и археологии, библиотечных фондов, всех видов искусств (театрального, хореографического, песенного, изобразительного и декоративно-прикладного) на территории Ивнянского района; обеспечение взаимодействия с администрациями сельских поселений и заинтересованными организациями по обеспечению сохранности памятников и воинских захоронений советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, памятников архитектуры и культуры, курганов, находящихся на территории Ивнянского района.
Развитие культурной среды в районе реализуется по следующим направлениям: административная реформа, включающая подготовку нормативных актов, связанных с регламентацией деятельности учреждений культуры Ивнянского района; создание системы предоставления услуг районными учреждениями культуры на льготной и бесплатной основе, последовательная реализация мероприятий которой позволит обеспечить доступность культурных ценностей и благ для наименее защищенных категорий населения района; внедрение новой системы оплаты труда отличной от Единой тарифной сетки, направленное на стимулирование работников в заинтересованности в результатах своего труда, повышение качества исполнения трудовой функции работниками учреждений;
укрепление материальной базы учреждений культуры, ремонт и реставрация объектов культурного наследия, строительство объектов культуры.
Проведенный анализ позволил выявить основные проблемы развития культурной среды района: нехватка специалистов высокой квалификации как непосредственно занимающихся созданием и распространением культурных ценностей, так и узких специальностей; снижение качества муниципальных услуг, предоставляемых учреждениями, в результате морально устаревшего оборудования, не отвечающего нормативным требованиям; низкая обновляемость книжного фонда библиотек, отсутствие библиобуса и автотранспортных средств для обслуживания населения в отдалённых населённых пунктов; для детей, неорганизованных в дошкольных учреждениях, не развита социально-культурная инфраструктура, позволяющая организовывать их досуг и вовлекать в культуро-творческую деятельность; для людей с ограниченными возможностями в ДК не сформирована безбарьерная среда для вовлечения их в культуро-творческий процесс, отсутствует система социально-культурной реабилитации и адаптации к современному социальному социуму; отсутствие узнаваемых культурных брендов сельских поселений района; для творческой креативной молодежи, интересующейся различными направлениями технического творчества, современного искусства в Ивнянском районе также ограничены ресурсы по организации свободного времени молодежи, молодежь не вовлечена в организованное муниципальными ресурсами социально-культурное пространство.
Основными задачами совершенствования управления развитием культурной среды Ивнянского района на долгосрочную перспективу выступают: формирование единого культурного пространства района и
области, укрепление нравственных ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, традиционной культуры Ивнянского района; создание равных условий доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам для жителей всех территорий района; поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в сфере искусства; развитие и укрупнение инфраструктуры отрасли; обеспечение многообразия и высокого качества услуг культуры населению; создание и продвижение культурных брендов района; развитие творческих обменов с другими районами.
Особое значение, в этих условиях приобретает реализация проекта «Создание и продвижение культурных брендов сельских территорий Ивнянского района». Цель проекта заключается в формировании привлекательного образа района, обладающего собственной культурной уникальностью и самобытностью, разработка и продвижение новых культурных образов сельских территорий Ивнянского района. Основные мероприятия проекта: формирование инициативной группы по реализации проекта; проведение оценки культурного потенциала сельских территорий Ивнянского района с целью определения пилотных территорий; организация формирования культурного бренда в пилотных сельских поселениях района; организация информационного и рекламного сопровождения реализации проекта; разработка цикла мероприятий для населения и туристов в целях реализации проекта.
В итоге реализации предлагаемого проекта будут достигнуты следующие результаты: определен культурный бренд сельских территорий открытого голосования участников социально-культурного кластера в 10 сельских поселениях Ивнянского района (совместно с главами сельских поселений); разработана электронная версия карты культурных брендов Ивнянского района; разработанный логотип, каждого культурного бренда; разработка не менее трех видов сувенирной продукции каждого культурного бренда; проведение 10 брендовых мероприятия сельских территорий Ивнянского района; презентация карты культурных брендов Ивнянского района; доступность электронной версии карты культурных брендов Ивнянского района в интернет источниках администрации Ивнянского района, управления культуры Ивнянского района.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций в адрес Управления культуры Ивнянского района:
- провести оценку культурного потенциала сельских территорий Ивнянского района, в соответствии с предложенной методикой;
- организовать формирование культурного бренда в 10 пилотных сельских поселениях района;
- разработать электронную версию карты культурных брендов Ивнянского района;
- организовать работу в сельских поселениях Ивнянского района по разработке макетов сувенирной продукции.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ШЕБЕКИНО
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ИВНЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность А.Е. Беседина по сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны на территории Яковлевского района Белгородской области (1956-1996 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН И ГОРОД АЛЕКСЕЕВКА»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-
КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



