ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ 8
1.1. Характеристика ритмической гимнастики как средства физической
культуры 8
1.2. Опыт формирования потребностей к систематическим занятиям
физической культурой у занимающихся различных групп населения 13
1.3. Проблема формирования потребностей к систематическим
занятиям физической культурой у обучающихся в школе на основе применения ритмической гимнастики 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ 41
3.1. Данные по предварительному исследованию школьников 41
3.2. Обоснование методики формирования физкультурных потребностей
у учащихся с помощью применения ритмической гимнастики 45
3.3. Результаты проведения педагогического эксперимента 54
ВЫВОДЫ 60
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 62
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ 8
1.1. Характеристика ритмической гимнастики как средства физической
культуры 8
1.2. Опыт формирования потребностей к систематическим занятиям
физической культурой у занимающихся различных групп населения 13
1.3. Проблема формирования потребностей к систематическим
занятиям физической культурой у обучающихся в школе на основе применения ритмической гимнастики 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ 41
3.1. Данные по предварительному исследованию школьников 41
3.2. Обоснование методики формирования физкультурных потребностей
у учащихся с помощью применения ритмической гимнастики 45
3.3. Результаты проведения педагогического эксперимента 54
ВЫВОДЫ 60
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 62
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Актуальность. В современной ситуации развития физической культуры в Республике Казахстан наблюдаются активные тенденции, свидетельствующие о прогрессивном этапе развития данного вида культуры. Об этом, в частности, свидетельствуют стратегические документы, появившиеся в Казахстане за последние несколько лет.
В частности, высказано много конструктивных положений, планов президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в президентском послании «Стратегия «Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства» об активизации массового, в первую очередь, среди учащейся молодежи [60 и др.], в документе «План нации - 100 шагов» [59и др.]. Стратегия и тактика развития физической культуры в Республике Казахстан выстраивается согласно государственным проектам, нормативным и стратегическим документам, решениям и постановлениям Правительства РК, указам президента, регулирующим развитие отрасли «Физическая культура». Например, таким документам, как, Постановление Правительства от 31.01.2001 № 160 «О Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы» [58и др.], Государственная Программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан (2006) [35 и др.], Указ Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 168 «Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года [61 и др.].
Все это свидетельствует о необходимости активизировать и перестроить работу, направленную на повышение основных показателей развития физической культуры и спорта. Один из них, самый важный - массовость населения, занимающегося регулярно физическими упражнениями.
Среди разных категорий населения - учащаяся молодежь Казахстана, состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность, которой вызывает в обществе все большее беспокойство [62 и др.].
В решении указанных вопросов большую роль играет не только медицинское обеспечение, но и физическая культура, которая в Казахстане, как указано во многих стратегических документах развития страны на ближайшие годы, должна стать во главе решения проблемы систематической и планомерной профилактики заболеваний населения и формирования здорового образа жизни. Однако все чаще встречаются примеры негативного отношения учащихся к занятиям физической культурой, что является фактом отсутствия системы формирования физкультурных потребностей у определенной части школьников [63и др.]. В результате только 27% школьников Казахстана занимаются спортом регулярно, а около 80% школьников регулярно не могут сдать Президентские тесты.
Одним из способов формирования устойчивого положительного отношения учащихся к физической культуре является научно обоснованная методика развития физкультурных потребностей. Для этого можно использовать наиболее популярные средства и формы занятий физической культурой. Среди них в последнее время очень популярной является ритмическая гимнастика, особенно привлекательная для девочек. Однако в настоящее время в Казахстане отсутствуют научно обоснованные методики формирования потребностей у учащихся в систематических занятиях физической культурой на основе применения ритмической гимнастики, что и определяет актуальность темы настоящего исследования.
Изучение поставленного вопроса показывает, что в настоящее время в школах Казахстана все актуальнее становится противоречие, которое существует между необходимостью наличия развитых физкультурных потребностей у школьников и фактически существующим их низким уровнем. Поэтому в настоящее время сложилась научно-педагогическая проблема - как, каким образом разработать и реализовать методику формирования физкультурных потребностей у детей школьного возраста с помощью ритмической гимнастики.
Исходя из проблемы научного исследования, цель настоящей работы заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методику формирования потребностей в систематических занятиях физической культурой у учащихся с применением ритмической гимнастики.
Задачи научного исследования:
1. Выявить исходный уровень физкультурных потребностей у учащихся среднего школьного возраста.
2. Теоретически обосновать и разработать методику занятий ритмической гимнастикой с ученицами в школе, направленную на формирование потребностей к систематическим занятиям физической культурой.
3. Экспериментально апробировать разработанную методику по формированию физкультурных потребностей у школьниц в результате занятий ритмической гимнастикой.
Объект исследования - содержание занятий по физической культуре в общеобразовательной школе в среднем школьном возрасте.
Предмет исследования - методика внеклассных занятий ритмической гимнастикой с ученицами среднего школьного возраста, направленная на формирование потребностей в систематических занятиях физической культурой.
Гипотеза исследования: предполагалось, что проведение внеклассных занятий ритмической гимнастикой с ученицами среднего школьного возраста, построенная на трех этапах динамики отношения субъекта деятельности к ценностям физической культуры: этапе потребителя этих ценностей, этапе носителя ценностей, этапе созидателя ценностей позволит сформировать потребности у занимающихся к систематическим занятиям физической культурой.
Методы исследования: анализ и изучение данных специальной литературы, педагогическое моделирование, устный опрос учащихся с помощью беседы, психолого-педагогическое тестирование, самооценка учащихся, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования - теория деятельности и потребностей (Каган М.С., Леонтьев А.Н., Лотоненко А.В.), культурологический подход в сфере физической культуры, неспециального физкультурного образования (Выдрин В.М., Николаев Ю.М., Собянин Ф.И.), принципы и методика занятий физической культурой (Курмашин Ю.Ф., Ашмарин Б.В.), основы теории и методики физической рекреации (Выдрин В.М., Никулин И.Н.)
Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о содержании и последовательности формирования потребностей в систематических занятиях физической культурой у учащихся 8 класса на основе внеклассных занятий ритмической гимнастикой и поэтапного последовательного преобразования субъекта физкультурной деятельности от статуса потребителя ценностей физической культуры до их носителя и созидателя.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные о конструктивном применении культурологического подхода в решении проблемы формирования физкультурных потребностей у учащихся среднего школьного возраста. Обоснованы положения, вносящие определенный вклад в развитие теории физкультурного образования, теории физкультурной рекреации, теории формирования физкультурной
деятельности и физкультурных потребностей в содержании внеклассной физкультурно-оздоровительной работы.
Практическая значимость исследования в том, что разработанная методика формирования устойчивых физкультурных потребностей у учениц 8 класса с применением на внеклассных занятиях ритмической гимнастики и трехэтапного последовательного изменения статуса, занимающихся по отношению к ценностям физической культуры, может широко применяться в общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан и за его пределами, а также положения диссертации и ее основные результаты, рекомендации могут использоваться в содержании профессиональной подготовки физкультурно-педагогических кадров в высших учебных заведениях Казахстана.
Апробация магистерской диссертации проводилась на заседании методического объединения учителей физической культуры в г. Актобе (Республика Казахстан), на IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием под названием «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта», приуроченной к 50-летию Факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (ноября 2017 года).
Структура и объем диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 71 страница машинописного текста. В тексте диссертации также включено 4 таблицы, один рисунок, одно приложение. В списке литературы всего 63 источника, из них 2 - на иностранном языке.
В частности, высказано много конструктивных положений, планов президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в президентском послании «Стратегия «Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства» об активизации массового, в первую очередь, среди учащейся молодежи [60 и др.], в документе «План нации - 100 шагов» [59и др.]. Стратегия и тактика развития физической культуры в Республике Казахстан выстраивается согласно государственным проектам, нормативным и стратегическим документам, решениям и постановлениям Правительства РК, указам президента, регулирующим развитие отрасли «Физическая культура». Например, таким документам, как, Постановление Правительства от 31.01.2001 № 160 «О Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы» [58и др.], Государственная Программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан (2006) [35 и др.], Указ Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 168 «Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года [61 и др.].
Все это свидетельствует о необходимости активизировать и перестроить работу, направленную на повышение основных показателей развития физической культуры и спорта. Один из них, самый важный - массовость населения, занимающегося регулярно физическими упражнениями.
Среди разных категорий населения - учащаяся молодежь Казахстана, состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность, которой вызывает в обществе все большее беспокойство [62 и др.].
В решении указанных вопросов большую роль играет не только медицинское обеспечение, но и физическая культура, которая в Казахстане, как указано во многих стратегических документах развития страны на ближайшие годы, должна стать во главе решения проблемы систематической и планомерной профилактики заболеваний населения и формирования здорового образа жизни. Однако все чаще встречаются примеры негативного отношения учащихся к занятиям физической культурой, что является фактом отсутствия системы формирования физкультурных потребностей у определенной части школьников [63и др.]. В результате только 27% школьников Казахстана занимаются спортом регулярно, а около 80% школьников регулярно не могут сдать Президентские тесты.
Одним из способов формирования устойчивого положительного отношения учащихся к физической культуре является научно обоснованная методика развития физкультурных потребностей. Для этого можно использовать наиболее популярные средства и формы занятий физической культурой. Среди них в последнее время очень популярной является ритмическая гимнастика, особенно привлекательная для девочек. Однако в настоящее время в Казахстане отсутствуют научно обоснованные методики формирования потребностей у учащихся в систематических занятиях физической культурой на основе применения ритмической гимнастики, что и определяет актуальность темы настоящего исследования.
Изучение поставленного вопроса показывает, что в настоящее время в школах Казахстана все актуальнее становится противоречие, которое существует между необходимостью наличия развитых физкультурных потребностей у школьников и фактически существующим их низким уровнем. Поэтому в настоящее время сложилась научно-педагогическая проблема - как, каким образом разработать и реализовать методику формирования физкультурных потребностей у детей школьного возраста с помощью ритмической гимнастики.
Исходя из проблемы научного исследования, цель настоящей работы заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методику формирования потребностей в систематических занятиях физической культурой у учащихся с применением ритмической гимнастики.
Задачи научного исследования:
1. Выявить исходный уровень физкультурных потребностей у учащихся среднего школьного возраста.
2. Теоретически обосновать и разработать методику занятий ритмической гимнастикой с ученицами в школе, направленную на формирование потребностей к систематическим занятиям физической культурой.
3. Экспериментально апробировать разработанную методику по формированию физкультурных потребностей у школьниц в результате занятий ритмической гимнастикой.
Объект исследования - содержание занятий по физической культуре в общеобразовательной школе в среднем школьном возрасте.
Предмет исследования - методика внеклассных занятий ритмической гимнастикой с ученицами среднего школьного возраста, направленная на формирование потребностей в систематических занятиях физической культурой.
Гипотеза исследования: предполагалось, что проведение внеклассных занятий ритмической гимнастикой с ученицами среднего школьного возраста, построенная на трех этапах динамики отношения субъекта деятельности к ценностям физической культуры: этапе потребителя этих ценностей, этапе носителя ценностей, этапе созидателя ценностей позволит сформировать потребности у занимающихся к систематическим занятиям физической культурой.
Методы исследования: анализ и изучение данных специальной литературы, педагогическое моделирование, устный опрос учащихся с помощью беседы, психолого-педагогическое тестирование, самооценка учащихся, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования - теория деятельности и потребностей (Каган М.С., Леонтьев А.Н., Лотоненко А.В.), культурологический подход в сфере физической культуры, неспециального физкультурного образования (Выдрин В.М., Николаев Ю.М., Собянин Ф.И.), принципы и методика занятий физической культурой (Курмашин Ю.Ф., Ашмарин Б.В.), основы теории и методики физической рекреации (Выдрин В.М., Никулин И.Н.)
Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о содержании и последовательности формирования потребностей в систематических занятиях физической культурой у учащихся 8 класса на основе внеклассных занятий ритмической гимнастикой и поэтапного последовательного преобразования субъекта физкультурной деятельности от статуса потребителя ценностей физической культуры до их носителя и созидателя.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные о конструктивном применении культурологического подхода в решении проблемы формирования физкультурных потребностей у учащихся среднего школьного возраста. Обоснованы положения, вносящие определенный вклад в развитие теории физкультурного образования, теории физкультурной рекреации, теории формирования физкультурной
деятельности и физкультурных потребностей в содержании внеклассной физкультурно-оздоровительной работы.
Практическая значимость исследования в том, что разработанная методика формирования устойчивых физкультурных потребностей у учениц 8 класса с применением на внеклассных занятиях ритмической гимнастики и трехэтапного последовательного изменения статуса, занимающихся по отношению к ценностям физической культуры, может широко применяться в общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан и за его пределами, а также положения диссертации и ее основные результаты, рекомендации могут использоваться в содержании профессиональной подготовки физкультурно-педагогических кадров в высших учебных заведениях Казахстана.
Апробация магистерской диссертации проводилась на заседании методического объединения учителей физической культуры в г. Актобе (Республика Казахстан), на IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием под названием «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта», приуроченной к 50-летию Факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (ноября 2017 года).
Структура и объем диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 71 страница машинописного текста. В тексте диссертации также включено 4 таблицы, один рисунок, одно приложение. В списке литературы всего 63 источника, из них 2 - на иностранном языке.
1. Проведенный в исследовании предварительный опрос школьниц показал, что у них интерес к систематическим занятиям физической культурой не стабильный, динамичный, меняющийся с возрастом, а также под воздействием различных факторов. До 40% опрошенных придают большое значение для повышения интереса учащихся к урокам физической культуры внедрению новых оригинальных видов спорта, физических упражнений, различных новых игр.
2. Исходные показатели, отражающие состояние физкультурных потребностей учащихся 8 классов при начальном обследовании в группах испытуемых оказались примерно одинаковыми и находились на уровне «ниже среднего» по результатам тестирования школьниц и на уровне «низком» по итогам самооценки.
3. Теоретически разработана и экспериментально апробирована методика проведения внеклассных занятий ритмической гимнастикой с ученицами 8 класса, направленная на формирование потребностей у занимающихся к систематическим занятиям физической культурой. В ее основе культурологическая концепция преобразования статуса субъекта физкультурной деятельности от уровня потребителя ценностей физической культуры до уровня носителя и созидателя этих ценностей.
4. Эффективность разработанной экспериментальной методики доказана в результате проведенного педагогического эксперимента. После его завершения у школьниц между контрольной и экспериментальной группами обнаружились достоверные различия по U-критерию Манна- Уитни. По результатам сравнения среднего арифметического значения в экспериментальной группе показатель потребностей физической культуры по итогам тестирования находится на «среднем» уровне (26,14 балла), а в контрольной группе на уровне «ниже среднего» (17,08 балла). По итогам самооценки физкультурных потребностей также показатели в экспериментальной группе (3,86 балла) достоверно выше, чем в контрольной (2,5 балла).
2. Исходные показатели, отражающие состояние физкультурных потребностей учащихся 8 классов при начальном обследовании в группах испытуемых оказались примерно одинаковыми и находились на уровне «ниже среднего» по результатам тестирования школьниц и на уровне «низком» по итогам самооценки.
3. Теоретически разработана и экспериментально апробирована методика проведения внеклассных занятий ритмической гимнастикой с ученицами 8 класса, направленная на формирование потребностей у занимающихся к систематическим занятиям физической культурой. В ее основе культурологическая концепция преобразования статуса субъекта физкультурной деятельности от уровня потребителя ценностей физической культуры до уровня носителя и созидателя этих ценностей.
4. Эффективность разработанной экспериментальной методики доказана в результате проведенного педагогического эксперимента. После его завершения у школьниц между контрольной и экспериментальной группами обнаружились достоверные различия по U-критерию Манна- Уитни. По результатам сравнения среднего арифметического значения в экспериментальной группе показатель потребностей физической культуры по итогам тестирования находится на «среднем» уровне (26,14 балла), а в контрольной группе на уровне «ниже среднего» (17,08 балла). По итогам самооценки физкультурных потребностей также показатели в экспериментальной группе (3,86 балла) достоверно выше, чем в контрольной (2,5 балла).
Подобные работы
- Народные подвижные игры как средство развития физической подготовленности и социализации учеников начальной школы
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Формирование музыкальной культуры у учащихся младших классов в процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов в условиях общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Повышение физической подготовленности лиц с интеллектуальными отклонениями средствами музыкальной ритмики
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2019 - Увеличение двигательно-познавательной активности школьников начальных классов на основе использования подвижных игр
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Построение и проведение уроков ритмики и ганца с детьми младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - РИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - СЮЖЕТНЫЕ ПОСТАНОВКИ В ХОРЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА РЕБЕНКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Влияние средств бокса на развитие двигательных качеств и отношение к здоровью у мальчиков 10-12 лет
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020



