Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ 8
1.1. Характеристика ритмической гимнастики как средства физической
культуры 8
1.2. Опыт формирования потребностей к систематическим занятиям
физической культурой у занимающихся различных групп населения 13
1.3. Проблема формирования потребностей к систематическим
занятиям физической культурой у обучающихся в школе на основе применения ритмической гимнастики 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ АНАЛИЗ 41
3.1. Данные по предварительному исследованию школьников 41
3.2. Обоснование методики формирования физкультурных потребностей
у учащихся с помощью применения ритмической гимнастики 45
3.3. Результаты проведения педагогического эксперимента 54
ВЫВОДЫ 60
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 62
ЛИТЕРАТУРА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Актуальность. В современной ситуации развития физической культуры в Республике Казахстан наблюдаются активные тенденции, свидетельствующие о прогрессивном этапе развития данного вида культуры. Об этом, в частности, свидетельствуют стратегические документы, появившиеся в Казахстане за последние несколько лет.
В частности, высказано много конструктивных положений, планов президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в президентском послании «Стратегия «Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства» об активизации массового, в первую очередь, среди учащейся молодежи [60 и др.], в документе «План нации - 100 шагов» [59и др.]. Стратегия и тактика развития физической культуры в Республике Казахстан выстраивается согласно государственным проектам, нормативным и стратегическим документам, решениям и постановлениям Правительства РК, указам президента, регулирующим развитие отрасли «Физическая культура». Например, таким документам, как, Постановление Правительства от 31.01.2001 № 160 «О Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы» [58и др.], Государственная Программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан (2006) [35 и др.], Указ Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 168 «Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года [61 и др.].
Все это свидетельствует о необходимости активизировать и перестроить работу, направленную на повышение основных показателей развития физической культуры и спорта. Один из них, самый важный - массовость населения, занимающегося регулярно физическими упражнениями.
Среди разных категорий населения - учащаяся молодежь Казахстана, состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность, которой вызывает в обществе все большее беспокойство [62 и др.].
В решении указанных вопросов большую роль играет не только медицинское обеспечение, но и физическая культура, которая в Казахстане, как указано во многих стратегических документах развития страны на ближайшие годы, должна стать во главе решения проблемы систематической и планомерной профилактики заболеваний населения и формирования здорового образа жизни. Однако все чаще встречаются примеры негативного отношения учащихся к занятиям физической культурой, что является фактом отсутствия системы формирования физкультурных потребностей у определенной части школьников [63и др.]. В результате только 27% школьников Казахстана занимаются спортом регулярно, а около 80% школьников регулярно не могут сдать Президентские тесты.
Одним из способов формирования устойчивого положительного отношения учащихся к физической культуре является научно обоснованная методика развития физкультурных потребностей. Для этого можно использовать наиболее популярные средства и формы занятий физической культурой. Среди них в последнее время очень популярной является ритмическая гимнастика, особенно привлекательная для девочек. Однако в настоящее время в Казахстане отсутствуют научно обоснованные методики формирования потребностей у учащихся в систематических занятиях физической культурой на основе применения ритмической гимнастики, что и определяет актуальность темы настоящего исследования.
Изучение поставленного вопроса показывает, что в настоящее время в школах Казахстана все актуальнее становится противоречие, которое существует между необходимостью наличия развитых физкультурных потребностей у школьников и фактически существующим их низким уровнем. Поэтому в настоящее время сложилась научно-педагогическая проблема - как, каким образом разработать и реализовать методику формирования физкультурных потребностей у детей школьного возраста с помощью ритмической гимнастики.
Исходя из проблемы научного исследования, цель настоящей работы заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методику формирования потребностей в систематических занятиях физической культурой у учащихся с применением ритмической гимнастики.
Задачи научного исследования:
1. Выявить исходный уровень физкультурных потребностей у учащихся среднего школьного возраста.
2. Теоретически обосновать и разработать методику занятий ритмической гимнастикой с ученицами в школе, направленную на формирование потребностей к систематическим занятиям физической культурой.
3. Экспериментально апробировать разработанную методику по формированию физкультурных потребностей у школьниц в результате занятий ритмической гимнастикой.
Объект исследования - содержание занятий по физической культуре в общеобразовательной школе в среднем школьном возрасте.
Предмет исследования - методика внеклассных занятий ритмической гимнастикой с ученицами среднего школьного возраста, направленная на формирование потребностей в систематических занятиях физической культурой.
Гипотеза исследования: предполагалось, что проведение внеклассных занятий ритмической гимнастикой с ученицами среднего школьного возраста, построенная на трех этапах динамики отношения субъекта деятельности к ценностям физической культуры: этапе потребителя этих ценностей, этапе носителя ценностей, этапе созидателя ценностей позволит сформировать потребности у занимающихся к систематическим занятиям физической культурой.
Методы исследования: анализ и изучение данных специальной литературы, педагогическое моделирование, устный опрос учащихся с помощью беседы, психолого-педагогическое тестирование, самооценка учащихся, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования - теория деятельности и потребностей (Каган М.С., Леонтьев А.Н., Лотоненко А.В.), культурологический подход в сфере физической культуры, неспециального физкультурного образования (Выдрин В.М., Николаев Ю.М., Собянин Ф.И.), принципы и методика занятий физической культурой (Курмашин Ю.Ф., Ашмарин Б.В.), основы теории и методики физической рекреации (Выдрин В.М., Никулин И.Н.)
Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о содержании и последовательности формирования потребностей в систематических занятиях физической культурой у учащихся 8 класса на основе внеклассных занятий ритмической гимнастикой и поэтапного последовательного преобразования субъекта физкультурной деятельности от статуса потребителя ценностей физической культуры до их носителя и созидателя.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные о конструктивном применении культурологического подхода в решении проблемы формирования физкультурных потребностей у учащихся среднего школьного возраста. Обоснованы положения, вносящие определенный вклад в развитие теории физкультурного образования, теории физкультурной рекреации, теории формирования физкультурной
деятельности и физкультурных потребностей в содержании внеклассной физкультурно-оздоровительной работы.
Практическая значимость исследования в том, что разработанная методика формирования устойчивых физкультурных потребностей у учениц 8 класса с применением на внеклассных занятиях ритмической гимнастики и трехэтапного последовательного изменения статуса, занимающихся по отношению к ценностям физической культуры, может широко применяться в общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан и за его пределами, а также положения диссертации и ее основные результаты, рекомендации могут использоваться в содержании профессиональной подготовки физкультурно-педагогических кадров в высших учебных заведениях Казахстана.
Апробация магистерской диссертации проводилась на заседании методического объединения учителей физической культуры в г. Актобе (Республика Казахстан), на IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием под названием «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта», приуроченной к 50-летию Факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (ноября 2017 года).
Структура и объем диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 71 страница машинописного текста. В тексте диссертации также включено 4 таблицы, один рисунок, одно приложение. В списке литературы всего 63 источника, из них 2 - на иностранном языке.
1. Проведенный в исследовании предварительный опрос школьниц показал, что у них интерес к систематическим занятиям физической культурой не стабильный, динамичный, меняющийся с возрастом, а также под воздействием различных факторов. До 40% опрошенных придают большое значение для повышения интереса учащихся к урокам физической культуры внедрению новых оригинальных видов спорта, физических упражнений, различных новых игр.
2. Исходные показатели, отражающие состояние физкультурных потребностей учащихся 8 классов при начальном обследовании в группах испытуемых оказались примерно одинаковыми и находились на уровне «ниже среднего» по результатам тестирования школьниц и на уровне «низком» по итогам самооценки.
3. Теоретически разработана и экспериментально апробирована методика проведения внеклассных занятий ритмической гимнастикой с ученицами 8 класса, направленная на формирование потребностей у занимающихся к систематическим занятиям физической культурой. В ее основе культурологическая концепция преобразования статуса субъекта физкультурной деятельности от уровня потребителя ценностей физической культуры до уровня носителя и созидателя этих ценностей.
4. Эффективность разработанной экспериментальной методики доказана в результате проведенного педагогического эксперимента. После его завершения у школьниц между контрольной и экспериментальной группами обнаружились достоверные различия по U-критерию Манна- Уитни. По результатам сравнения среднего арифметического значения в экспериментальной группе показатель потребностей физической культуры по итогам тестирования находится на «среднем» уровне (26,14 балла), а в контрольной группе на уровне «ниже среднего» (17,08 балла). По итогам самооценки физкультурных потребностей также показатели в экспериментальной группе (3,86 балла) достоверно выше, чем в контрольной (2,5 балла).
1. Астерминова О.С. Потребность как социально-педагогическая категория // Социальная педагогика в России. - 2010. - №4.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. - 223с.
3. Большая энциклопедия спорта. - М: ОЛМА Медиа Групп, 2008. -640 с.
4. Выдрин В.М., Пономарев Н.И., Евстафьев Б.В., ГончаровВ.Д., Николаев Ю.М. К вопросу определения понятия в теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. № 2. С.23-25.
5. Вялкина Т.Г.Физическое воспитание студенток вузов на основе дифференцированного применения комплексов ритмической гимнастики в сочетании с оздоровительными технологиями: Автореф. дис....канд. пед. наук. Волгоград, 2002. - 23 с.
6. Гаврюшенко Ю.С. Уровень развития физкультурных потребностей школьников / Ю.С. Гаврюшенко // Современные проблемы развития физической культуры и спорта: Вестник УГТУ - УПИ - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ. - 2005. - №16. - С. 326-330.
7. Гаврюшенко Ю.С. Планирование и организация учебно-воспитательного процесса с учетом профессионально-прикладной деятельности учащихся средне-специальных и высших учебных заведений / Ю.С. Гаврюшенко II Социокультурная динамика региона: Сборник научных трудовБелГИК-Белгород: БелГИК. 2003. -С 341-344.
8. Гаврюшенко Ю.С. и др. К вопросу о теоретической подготовке учащихся по физической // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спорта. Тезисы докладов Всероссийской научнопрактической конференции.- Ульяновск :УлГУ - 2004 - С. 53.
9. Гаврюшенко Ю.С. О формировании у учащихся положительной мотивации к занятиям физической культурой // Физическая культура в XXI веке состояние и перспективы развития: Материалы Международной научнопрактической конференции.- Белгород: Издательский центр ООО «Логия». 2004. -С 142-144.
10. Гаврюшенко Ю.С. и др. Проблема формирования у школьников потребности к занятиям физической культурой // Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни: Материалы всероссийской научнопрактической конференции. Тамбов: ТГУ им. Г. Р.Державина. 2004. - С 109110.
11. Гаврюшенко Ю.С., Собянин Ф.И. Физкультурные потребности школьников // Физкультурное образование детей и учащейся молодежи. Материалы международной научно-практической конференции. Шуя: ШГПУ.2005.-С. 166-169.
12. Железняк Ю.Д., Петров В.К. основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
13. Золотова М.Ю. Содержание физического воспитания детей младшего школьного возраста на основе ритмической гимнастики: Автореф. дис. ...кандпед. наук. М., 2001. - 21 с.
14. Иванников В. А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. - Москва-Воронеж. 2003. № 2 (34). - 287 с.
15. Курысь В.Н., Гзирьян Р.В. Ритмическая гимнастика как элемент духовности физической культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 772-777. (URL: https://fundamental- research.ru/ru/article/view?id=33202 (дата обращения: 20.01.2018).
16. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий Е.С. Крючек. - М.: Терра-спорт, Олимпия ПРЕСС. 2001. - 64 с.
17. Лисицкая Т.С. Методика проведения урока хореографии в спортивной гимнастике: Учебное пособие. М.: 1980. - 21с.
18. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика.-2-е изд. - М.: ФиС, 1988. - 160 с.
19. Лотоненко А.В., Воропаев В.И., Мальцев B.C. Формирование потребности и мотивов в физической культуре. Воронеж, 1989. 25 с.
20. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: пособие для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 141 с.
21. Макаревич Е.В. Организационно-педагогические условия формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни: Дис. ...канд. пед. наук. М., 2000. 154 с.
22. Маркелов А.Г. Потребности и интересы молодежи как базовый фактор управления развитием физической культуры городского (муниципального) уровня: Дис. .канд. пед. наук. - Коломна, 2000. - 184 с.
23. Матов В.В., Иванова О.А., Матова М.А., Шарабарова И.Н. Ритмическая гимнастика для школьников. М.: Знание, 1989. 82 с.
24. Милехина И.А. Формирование двигательной культуры студентов:На примере обучения ритмической гимнастике: Дис. .канд. пед. наук, Саратов. 2002. - 176 с.
25. Менеджмент качества образования в полиэтнических школах: опыт России и Австрии / под общ. ред. И. В. Муштавинской. - СПб, 2013. - 125 с.
26. Молчанова Ю.С. и др. Особенности физкультурных потребностей школьников 14-15 лет // Теория и практика физической культуры — 2007. - № 9. - С. 24-25.
27. Молчанова Ю.С., Бугаков О.В. К вопросу формирования у школьников мотивированной потребности в здоровом образе жизни // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России история и современность: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА. 2005.-С. 38-40.
28. Молчанова Ю.С. Проблема формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни // Образование и здоровье: Материалы региональной научно-практической конференции. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.- С. 180-182.
29. Молчанова Ю.С., Бугаков О.В. Средовый подход к проблеме
формирования физкультурных потребностей школьников // Наука. Образование. Молодежь: Материалы IV Всероссийской научной
конференции молодых ученых.-Майкоп: АГУ,2007.-С. 331-334.
30. Молчанова Ю. С., Собянин Ф.И., Бочарова В.И. Здоровье и
физкультурные потребности населения Белгородской области // Здоровье населения — основа процветания России: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции 14-16 февраля 2007 года.-М.: Изд-во РГСУ. -2007.-С. 200-201.
31. Молчанова Ю.С. Формирование потребностей в занятиях физической культурой у школьников 14-15 лет: Дис. ...канд. пед. наук. Белгород, 2007. -153 с.
32. Мотивация и личность. / А. Маслоу. 3-е изд. - СПб.: Питер. 2003. - 352 с.
33. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Дис. ...д-ра пед. наук. - СПб., 1998. - 351 с.
34. Николаев Ю.М. К проблеме развития физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. - С.2-10.
35. О Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2006 года N 230 САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 46, ст. 492; "Казахстанская правда" от 1 января 2007 года N 1 (25246).
36. Основы теории физической культуры: учеб. пособие для уч-ся старших классов общеобразовательных школ / под общ. ред. Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. 2-е изд. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 176 с. с.21-22.
37. Пискунова Е. В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: рекомендации по результатам научных исследований / под ред. акад. Г. А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 79 с.
38. Полунина Т.И. Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры: Дис. ...канд. пед. наук. Коломна, 2004. - 168 с.
39. ПономаревН.И., Рейзин В.М. О формировании потребностей человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1988. № 10. С.3.
8.
40. Роттерс Т.Т. Танцевальные упражнения в начальных классах// Физическая культура в школе. -1988.-№10. - С.32-34.
41. Роттерс Т.Т. Элементы ритмики на уроках в средних классах // Физическая культура в школе. -1988.- №2. -С. 27-33.
42. Сайкина Е.Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 1997 - 24 с.
43. Собянин Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: дис. .д-ра пед. наук. СПб. 2002. - 304 с.
44. Собянин Ф.И. О преподавании в школе основ теории физической культуры // Физическая культура в школе. 2007. № 1. - С. 17-19.
45. Соколова И.В. Ритмическая гимнастика как фактор здорового образа жизни: автореф. Дис....канд. пед. наук. СПб., 2000. - 24 с.
46. Спорт. Большая иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. - М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003. 371 с.
47. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
48. Терминология спорта. Толковый словарь. Около 9500 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: СпортАкадем Пресс, 2001. - С.83-84.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт: сайт / Изд-во «Просвещение» [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/.
50. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Пер. с нем. Глейберг И.Л. и др. / Ред. А.Н. Кудин. М.: Радуга, 1982. -374 с.
51. Формирование интереса у учению у школьников / Под ред. А.К Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
52. Шамин А.П. Формирование физкультурных потребностей и способностей // тез. Докл. 12 Международ. симпозиума. - Горький. 1984. -
С.45.
53. Шаров В.Г. Исследование влияния внеклассных занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья и работоспособности учащихся: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Ташкент, 1972. - 18 с.
54. Шиповская Л. П. Человек и его потребности: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 432 с.
55. Штода М.Л. Физическая подготовка высококвалифицированных спортсменок в фитнес-аэробике на предсоревновательном этапе: Автореф. дис. .канд. пед. наук, Малаховка. 2012. - 23 с.
56. Kolbi, Dzh.,Uitt, M., et oth. (2000). The definition of quality in education: UNICEF Report. NY. (In Russian).
57. UNESCO World Education Report, Education for All (UNESCO, 2000).
58. http://kazax.org/23480
59. http://strategy2050.kz/ru/page/message text2014/
60. http://strategy2050.kz/ru/news/119
61. http://base.spinform.ru/show doc.
62. https: //kaznmu.kz/press/2012/01/18/
63. https://total.kz/ru/news/obshchestvo/menee 30 kazahstanskih shkolniko