ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР . . . 6
1.1. Сущность понятия «социальная активность» в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности развития социальный активности в
дошкольном возрасте 11
1.3. Подвижная игра - средство формирования социальной
активности детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Изучение уровня сформированности социальной активности
у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Методические рекомендации для педагогов по
формированию социальной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества в современный период ставит перед системой образования качественно новые задачи, направленные на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентоспособной личности. Социальная активность личности, как способность преобразовывать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок, формируется у человека под воздействием многих факторов, как стихийных, так и целенаправленных (А.В. Ситаров, В.А. Сластенин).
Дошкольный возраст - это период формирования основных механизмов поведения. Интенсивность этого процесса у ребенка обусловлена внешними и внутренними условиями (В.В. Зеньковский, Е.В. Бондаревская, Н.И. Гуткина, В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров, Л.И. Божович). Внешним условием развития личности является активное взаимодействие ребенка с социальной средой (А.И. Захаров, В.А. Петровский). Внутренним условием и движущей силой развития, становления и социализации личности является социальная активность. Необходимость проводить работу по формированию социальной активности прослеживается в исследованиях B.C. Мухиной, В.Н. Мясищева, Е.И. Рогова, Е.О. Смирновой и др.
Одним из важных направлений, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника, является физическая культура, которая подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений.
Отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин отмечают, что игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец). В научном наследии П.Ф. Лесгафта чётко просматриваются идеи о том, что двигательная деятельность (и такая ее форма, как подвижная игра) есть высокоэффективное средство социального развития ребёнка.
Необходимость использования подвижных игр с заранее обозначенными правилами в практике физического воспитания дошкольников отмечается многими специалистами (Э.Й. Адашкявичене, Л.Н. Волошина, Н.В. Финогенова и др.). Во время игр ребенок учится подчинять свои интересы интересам коллектива, чтобы совместными усилиями добиваться поставленной цели. Он становится общительным, дисциплинированным, правильно оценивает свои силы, чувствует себя частицей коллектива.
Вместе с тем до настоящего времени проблема становления социальной активности у дошкольников старшего возраста остается не достаточно изученной с учетом современных общественных потребностей и перспектив развития образовательной теории и практики. Среди возможных факторов развития социальной активности старших дошкольников особого внимания заслуживает рассмотрение подвижных игр, как средства формирования социальной активности у старших дошкольников.
Актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр».
Проблема исследования: выявление средств формирования социальной активности у старших дошкольников в подвижных играх.
Цель исследования: обосновать средства формирования социальной активности у старших дошкольников в подвижных играх.
Объект исследования: процесс формирования социальной активности у старших дошкольников в подвижных играх.
Предмет исследования: средства формирования социальной активности у старших дошкольников в подвижных играх.
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр будет результативным, если в организацию подвижно-игровой деятельности включить специальные педагогические ситуации, актуализирующие способы социального поведения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «социальная активность» в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития социальной активности в дошкольный период детства.
3. Показать влияние подвижных игр на развитие социальной активности старших дошкольников.
4. Выявить уровень социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию социальной активности детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа, наблюдение;
педагогический эксперимент, констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Капелька» Красненского района, Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом в жизни человека. В это время формируется личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствование всех систем организма. Центральным новообразованием развития старшего дошкольного возраста является социальная активность, которая выполнят защитную, адаптивную и интегративную функцию.
Социальная активность дошкольника определяется В.Г. Мараловым как способность включаться в специфические виды деятельности и при этом проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для окружающих и самого ребенка. С содержательной стороны она проявляется в исполнительности и инициативности.
Двигательная деятельность, как показал анализ психолого-педагогической литературы, является одним из эффективных факторов, способствующих не только физическому и психическому развитию детей, но и формированию личностных качеств (Н.А. Фомина, М.А. Правдов, А.А. Горелов и др.).
Исходя из этого, были определены цель и задачи практической работы. Сравнительный анализ результатов методик констатирующего этапа педагогического эксперимента позволил выявить уровни социальной активности: высокий уровень - 20%, средний уровень - 36%, низкий уровень - 44%. Большинство детей с «низким» уровнем социальной активности эмоционально не отзывчивы, не могут различать настроение и эмоциональное состояние окружающих, не учитывают этого в своем поведении. Дети, выполняя игровые действия, не всегда осознают их значение и они нуждаются в помощи взрослого. Испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Эмоционально не устойчивы. Дошкольники не проявляют активного желания участвовать в совместных играх, проявляют затруднения в совместной деятельности при согласовании своих действий в процессе игры.
Полученные результаты на констатирующем этапе педагогического эксперимента позволили разработать методические рекомендации для педагогов, направленные на формирование социальной активности посредством подвижных игр. При разработке которых мы учитывали педагогические условия гипотезы, о том, что процесс формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр будет результативным, если в организацию подвижноигровой деятельности включить специальные педагогические ситуации, актуализирующие способы социального поведения.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
2. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.И. Адашкявичене. - М. : Просвещение, 1992. - 159 с.
3. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: книга для воспитателей детских садов [Текст] / Э.И. Адашкявичене.
- М. : Просвещение, 1992. - 159 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А.Амонашвили. - М. : Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. - 496 с.
5. Андриенко, Е.В. Активность личности как критерий социального развития [Текст] / Е.В. Андриенко // Активность личности : Сборник научных трудов. Часть 1. - Новосибирск, 1998. - С. 38-43.
6. Баранов, С.П. Педагогика [Текст] / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1987. - 368 с.
7. Басов, М.Я. Воля как предмет функциональной психологии [Текст] / М.Я. Басов. - М. : Алетейя, 2007. - 544 с.
8. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] / М.М. Бахтин. - М., 1986. - 232 с.
9. Бехтерев, В.М. Объективная психология [Текст] / В.М. Бехтерев
- М., 1991. - 480 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 463 с.
11. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностноориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на- Дону : Булат, 2000. - 351 с.
12. Бондарчук, Е.И. Основы психологии и педагогики [Текст] : Курс лекций / Е.И. Бондарчук, Л.И. Бондарчук. - 3-е изд., стереотип. - К. : МАУП, 2002. - 168 с.
13. Вдовина, О.С. Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей студентов, занимающихся различными видами спорта [Электронный ресурс] / О.С. Вдовина // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 584-587. - Режим достпупа: https://moluch.ru/archive/91/19781/
14. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, B.C. Мухина. - М. : Знание, 1988. - 336 с.
15. Волошина, Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород : Бел ИРО, 2017. - 51 с.
16. Волошина, Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника [Текст] : монография / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. - Белгород, ООО «ГИК», 2017. - 180 с.
17. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет : программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах [Текст] / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 224 с.
18. Волошина, Л.Н. К здоровью - вместе! Программа и методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов детского сада и родителей в реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Социальное развитие» [Текст] : учебное пособие / Л.Н. Волошина. - Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2015. - 107 с.
19. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Изд-во «ACT», 2005. - 671 с.
20. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во «Эксмо-Смысл», 2006. - 1136 с.
21. Галигузова Л.Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова С.Ю. Мещерякова // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 89-96.
22. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. - М. : Педагогика, 1997. - 204 с.
23. Гарбузов, В.И. От младенца до отрочества: Размышления врача о развитии и воспитании ребенка [Текст] / В.И. Гарбузов. - Л. : «Интерполиграфцентр» ЛО СФК 1991. - 188 с.
24. Густав Шлет и современная философия гуманитарного знания [Текст] / Ред. В.А. Лекторский, Л.А. Микешина, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина. - М. : Языки славянских культур, 2006. - 464 с.
25. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. - 4-е изд. - СПб. и др. : Питер, 2004. - 205 с.
26. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1989. - 96 с.
27. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева и др. - СПб. : Детство-Пресс, РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
28. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка [Текст] / Г. Доман, Д. Доман. - СПб. : Дельта, 1996. - 352 с.
29. Доман, Г. Дошкольное обучение ребенка [Текст] / Г. Доман, Д. Доман; пер. с англ., состав. В. Дольников. - М. : Аквариум, 1995. - 400 с.
30. Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: Как начать эксперимент? Методические рекомендации [Текст] / Б.Б. Егоров, Г.П. Малова. - М., 2003. - 146 с.
31. Ершов, А. Взгляд психолога на активность человека [Текст] / А. Ершов. - М. : Луч, 1991. - 165 с.
32. Залогина, В.П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре [Текст] / В.П. Залогина // Творческие игры в детском саду. - М., 1945. - 189 с.
33. Запорожец, А.В. Знание ранних периодов детства для формирования детской личности: хрестоматия по возрастной психологии [Текст] : учебное пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия, 1994
- С. 23-26.
34. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка [Текст] /
A. В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой.
- М. : Просвещение, 1966. - С. 5-10.
35. Захаров, А. И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений [Текст] / А.И. Захаров // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: сб. науч. тр. - Краснодар : Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1978. - С. 59-68.
36.Захаров, А.И. Предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - 3-е изд.; испр. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
37. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] /
B. В. Зеньковский. - Екатеринбург : Деловая книга, 1995. - 347 с.
38. Зинченко, В.П. Создание и творческий акт [Текст] / В.П. Зинченко. - М. : Изд-во «Языки славянских культур», 2010. - 533 с.
39. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
40. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 238 с.
41. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]; 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
42. Ковалев, AX. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - М., 1970. - 293 с.
43. Ковалев, А. Г. Психологические особенности человека [Текст] / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев // Вестник ЛГУ. - 1960. - С. 304-312.
44. Ковалев, А.Г. К проблеме мотивов [Текст] / А.Г. Ковалев // Психологический журнал. - 1981. - № 1. - С. 29-44.
45. Кудрявцев, В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет [Текст] / В.Т. Кудрявцев. - М., 1998. - 289 с.
46. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления
(дошкольный возраст) [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 320 с.
47. Кудрявцев, В.Т. Развитие двигательной активности и
оздоровительной работы с детьми 4-7 лет [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Т.В. Нестерюк. - М., 1999. - 189 с.
48. Курек, Н.С. Дефицит психологической активности: Пассивность личности и болезнь [Текст] / Н.С. Курек. - М. : Институт психологии РАН, 1996. - 245 с.
49. Лейтес, Н.С. Динамическая сторона психической активности и активиро-ванность мозга [Текст] / Н.С. Лейтес, Э.А. Голубева, Б.Р. Кадыров // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. - М. : Наука, 1980. - С. 114-134.
50. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С. Лейтес. - М. : Просвещение, 1984. - 189 с.
51. Лекторский, В.А. Немецкая философия и российская гуманитарная мысль: С.Л. Рубинштейн и Г.Г. Шлет [Текст] // Густав Шлет и современная философия гуманитарного знания. - М., 2006. - С. 65-89.
52. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : Смысл : Academia, 2005. - 365 с.
53. Леонтьев, А.Н. Деятельность и общение [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1979. - №1. - С. 121-132.
54. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Советская педагогика. - 1944. - №8-9. - С. 33
49.
55. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М., 1952. - 272 с.
56. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] /
М.И. Лисина. - М. : Педагогика. 1986. - 324 с.
57. Логинова, В.И. Формирование представлений об общественной значимости труда взрослых [Текст] / В.И. Логинова // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1984. -
С. 10-14.
58. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольника [Текст] / А.А. Люблинская // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.М. Семенюк. - 2003. - С. 307-322.
59. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / Люблинская. - М. : Просвещение. - 1971. - 415 с.
60. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию [Текст] / М.К. Мамардашвили. - Москва : Прогресс, 1990. - 368 с.
61. Маралов, В.Г. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности [Текст] : учебное пособие / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - М. : МГПИ, 1987. - 218 с.
62. Марцинковская, Т.Д. Феноменология и механизмы развития:
историко-генетический подход [Текст] / Т.Д. Марцинковская //
Психологические исследования. - 2012. - Т. 5. - № 24. - С. 12-19.
63. Михайлова, Л.А. Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада [Текст] / Л.А. Михайлова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 40-42.
64. Мухина, B.C. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М., 1975. - 78 с.
65. Мясищев, В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии [Текст] / В.Н. Мясищев // Психология отношений. - Москва, 1995. - С. 48
53.
66. Небылицин, В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий [Текст] / В.Д. Небылицин. - М., 1976. - 251 с.
67. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - 31 декабря. - №53 (ч.1). - Ст. 7598. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
68. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25 ноября. - № 265.
69. Острогорский, А.Н. Образование и воспитание [Текст] / А.Н. Острогорский // Избр. пед. соч. - М.,1985. - С. 176-199.
70. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Кузьмина, Н.Н. Бойкевич. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 321 с.
71. Пак, Л.Г. Социализация младших школьников в игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Л.Г. Пак. - Оренбург, 2004. - 26 с.
72. Петровский, А.В. К психологии активности личности [Текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 26-38.
73. Решетов, Д.В. Подвижные игры для дошколят со спортивными элементами [Текст] / Д.В. Решетов, Н.В. Финогенова // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №2. - С. 7-10.
74. Решетов, Д.В. Целеустремленность у дошкольников в игровой деятельности [Текст] / Д.В. Решетов // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования : труды всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград : ВГАФК, 2007. - С. 112-114.
75. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : Учеб. пособие : В 2 кн. / Е.И. Рогов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
76. Роджерс, К. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М. : Прогресс: Универс, 1994. - 478 с.
77. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1999. - 720 с.
78. Ситаров, В.А. Психолого-педагогические проблемы формирования социально активной личности [Текст] : Учеб. пособие к спецкурсу / В.А. Ситаров; Науч. ред. В.А. Сластенин; Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - М. : МГПИ, 1988. - 64 с.
79. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность
[Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М. : Магистр, 1997. - 221 с.
80. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст] : пособие для родителей, воспитателей, студентов, преподавателей пед. вузов / Е.О. Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 128 с.
81. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
82. Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников [Текст] / Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 12. - С. 26-28.
83. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М. : Изд. Центр «Академия», 2001. - 368 с.
84. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М., 1984. - 344 с.
85. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Акаде-мия, 1997. - 336 с.
86. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Просвещение; Владос, 1995. - 290 с.
87. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова;
под ред. А.В. Запорожца. - М., 1976. - 211 с.
88. Финогенова, Н.В. Физкультура и гармоничное развитие ребенка [Текст] / Н.В. Финогенова // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - № 10. - С. 69-81.
89. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст] : учебное пособие; в 3 томах / Сост. и авт. проф. А.И. Пискунов. - М., Сфера, 2016; Т. 1. Античность. - 512 с.; Т 2. Новое время. - 552 с.; Т 3. Новейшее время. - 560 с.
90. Э.В. Ильенков: личность и творчество [Текст] / Ред.-сост. И.П. Фарман. - М. : Изд-во Языки русской культуры, 1999. - 275 с.
91. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.
: Академия, 2006. - 450 с.
92. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : НПО «МОДЭК», 1995. - 230 с.