Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №62686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Значение игровых приемов в процессе обучения рисованию
младших дошкольников 7
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по обучению рисованию младших дошкольников 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Изучение опыта работы педагогов дошкольной организации использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников
2.2. Методические рекомендации по реализации педагогических условий использования игровых приемов в процессе обучения рисованию 35
младших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57



Младший дошкольный возраст является периодом, когда дети осваивают основы изобразительной деятельности. И успешность ее освоения напрямую зависит от методов обучения, используемых педагогом.
Игровые приемы, как и другие методы обучения, существенно обогащают методику организации изобразительной деятельности дошкольников. Они эффективны лишь в сочетании с другими методами и приемами обучения при решении учебных и творческих задач.
Идею о необходимости сочетания задач обучения и развития творчества на занятии выдвинула и сформулировала Е.А. Флерина еще в 30-е годы. Она отмечала, что на каждом занятии обучающего характера должна быть «отдушина» для творчества, а на каждом творческом занятии должны быть элементы обучения. С помощью игрового приема решается комплекс задач: создание интереса к предмету изображения; обучение способу его восприятия и определение своеобразия его формы; предупреждение детей от типичной ошибки, которая встречается на начальных этапах изображения новой, но сходной с уже известной формой; привлечение внимания детей к новому способу изображения; развитие желания выполнять изображение и др.
О необходимости включения игры в процесс обучения детей дошкольного возраста говорили многие педагоги - Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и др. Воспитатель должен знать существенные особенности игровых методов и приёмов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приёмов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а следовательно, конкретные задачи использования игровых приёмов на каждом занятии.
Вопросы художественно-эстетического воспитания и развития детской изобразительной деятельности младших дошкольников рассматриваются в работах Е.А. Флериной, Н.Л. Сакулиной, В.Л. Езикеевой, С.К. Кожохиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Пантелеевой, Т.А. Копцевой.
Рассматривая вопросы обучения рисованию, многие исследователи (Г.Г. Григорьева, Н.П. Сакулина, В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.) обращают внимание на необходимость использования в образовательной работе с младшими дошкольниками игровых приемов. Данная необходимость обосновывается спецификой возраста детей и ведущей деятельностью - игрой.
В педагогической практике педагогами дошкольного образования признается ценность игровых приемов обучения младших дошкольников, однако имеются данные о недостаточно корректном использовании игровых приемов в процессе обучения детей рисованию. Данное противоречие и послужило выбором темы исследования «Педагогические условия использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников».
Проблема исследования: определение и теоретическое обоснование педагогических условий использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: теоретическое обоснование педагогических условий использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
Гипотеза исследования: эффективность в использовании игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам;
- использование игровых приемов на занятии с целью руководства художественной деятельностью для решения конкретных задач, а не ради развлечения;
- наличие связи игровых задач и игровых приемов с жизненными ситуациями, знакомыми детям.
Для достижения цели исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности развития рисования у детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть значение игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
4. Изучить опыт работы педагогов дошкольной организации по использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
5. Составить методические рекомендации по реализации педагогических условий использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
Теоретическую основу исследования составили научные труды педагогов в области художественно-эстетического развития дошкольников - Г.Г. Григорьевой, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, рассматривающих вопросы развития детской изобразительной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ, констатирующий этап педагогического эксперимента, анкетирование педагогов, анализ продуктов деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области.
Реализация поставленных нами задач исследования осуществлялась поэтапно:
Первый этап - (сентябрь 2016 - октябрь 2016 г.) определение темы исследования, подбор литературы по проблеме исследования, изучение научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования.
Второй этап - (октябрь - ноябрь 2016 г.) проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; обработка результатов диагностики.
Третий этап - (ноябрь 2016 - апрель 2017 г.) разработка и описание методических рекомендаций по реализации педагогических условий использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
Четвертый этап - (апрель 2017 - май 2017 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; оформление выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное нами исследование было направлено на определение и теоретическое обоснование педагогических условий использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
Для достижения цели исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности развития рисования у детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть значение игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
4. Изучить опыт работы педагогов дошкольной организации по использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
5. Составить методические рекомендации по реализации педагогических условий использования игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
Решение поставленных задач исследования было построено на основе изучения научных трудов педагогов и психологов, рассматривающих особенности развития изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (Е.А. Флериной, Н.Л. Сакулиной, В.Л. Езикеевой, С.К. Кожохиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Пантелеевой, Т.А. Копцевой и др).
Содержание экспериментальной работы включало проведение констатирующего этапа исследования и составление методических рекомендаций для педагогов по использованию игровых приемов в обучении младших дошкольников рисованию.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в проведении анализа опыта работы педагогов дошкольной организации по использованию игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Провести анкетирование педагогов дошкольной организации, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.
2. Изучить содержание планов образовательной работы с младшими дошкольниками по обучения рисованию.
3. Выявить уровни развития изобразительных умений и навыков в рисовании у младших дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Для изучения опыта работы педагогов дошкольной организации по
обучению рисованию детей младшего дошкольного возраста нами было использовано анкетирование педагогов, которое показало, что педагоги ориентируются в игровых приемах обучения рисованию малышей.
Методические рекомендации для педагогов по использованию игровых приемов в обучении младших дошкольников рисованию были построены на основе гипотезы исследования, согласно которой эффективность в использовании игровых приемов в процессе обучения рисованию младших дошкольников может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам;
- использование игровых приемов на занятии с целью руководства художественной деятельностью для решения конкретных задач, а не ради развлечения;
- наличие связи игровых задач и игровых приемов с жизненными ситуациями, знакомыми детям.
Таким образом, цель и поставленные нами задачи исследования были выполнены.



1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Педагогика, 1995. - 217 с.
2. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. - СПб.: Просвещение, 1995. - 214 с.
3. Богуславская З.М., Е.О. Смиронова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1995. - 128 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие/Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013. -
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Просвещение 1972. - 185 с.
7. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка: Избранные статьи о воспитании/ Составители, вступительная статья Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.: Издательский дом «Карапуз»; Москва;2009
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - М.: Изд-во «Союз», 2006. - 224 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Издательство Смысл («Библиотека всемирной психологии), 2006. - 231 с.
10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 237 с.
11. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. - №2. - С.11-14.
12. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., 1995.
13. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 1999 - 344 с.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образо-вания. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Из-во "Детство-Пресс", 2014.- 280 с.
15. ДороноваТ.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. - СПб., 2002.
16. ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисова- нию...в игре. - М., 1992.
17. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд.. - М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.
18. Запорожец А.В. Избранные труды. - М.: Просвещение, 1990. -237 с.
19. Иванушкина В.М. Интеграция содержания художественно - эстетического образования в ДОУ // Современный детский сад, 2012. - № 1. - С. 60.
20. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование/Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю Слепцова, Т.В. Смагина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 89 с.
21. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983.
22. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. Пособие для воспитателя. - М., 1998.
23. Казакова Т.Г. Теория и методика развития изобразительного творчества. М., 2006. - 235 с.
24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2001.
25. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995. - 215 с.
26. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика- Синтез, 2007.
27. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 125 с.
28. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., 1990.
29. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, пе- рераб. и дополненное. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.
30. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. - М., 2002.
31. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно - образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
32. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
33. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство». Вторая младшая группа /авт.-сост. Н.А. Давыдова и др. - Волгоград: Учитель, 2014. - 279 г.
34. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России. - М.: Альтекс, 2006. - 346 с.
35. Копцева Т.А. Природа и художник. М., 2006.
36. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
37. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой: учебно - наглядное пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
38. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения
и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с.
39. Масленникова Т.В., Колупаева Н.И. Планирование организованных видов деятельности //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.32-42.
40. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного развития (в соавт.). - М.: МГППУ, 2006. - 216 с.
41. Мир Чарушина / Сост. И. А. Бродский и Н. Е. Чарушин. — Л., 1980.
42. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка.: Дис.. ..докт. психол наук. - М., 1972. - 442 с.
43. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Владос, 2006. - 135 с.
44. Немов Р.С. Психологический словарь/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
45. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 436 с.
46. Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1982.
47. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М., 1988.
48. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.: ил.
49. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320с.
50. Ривина Е.К. Взаимосвязь ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие детского изобразительного творчества // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011. - № 1. - С.10-17.
51. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.,
2003.
52. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
53. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /Под ред. В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Т.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с.
54. Тихеева Е.И. Ребенок-дошкольник и воспитывающая среда // Собр. соч.- М.: Наука, 2005.
55. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. И сред. Учеб. Заведений. - М.:. Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
56. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. инст-в по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология»/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др.; Под ред. С.Ф.Егорова. -2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с. - С.198.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html. (Дата обращения 10.09.2016 г.)
58. Флерина Е.А. Эстетическое оформление детского сада. Из статьи «Художественное воспитание дошкольника» // Дошкольное воспитание. -2013. - № 2. - С. 25.
59. Флерина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.
60. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - 176 с.
61. Художественно-педагогический словарь /Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. - М.: Академический проект, 2005. - 480 с.
62. Чубенко Л.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов детского сада//Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 11. - С.56- 74.
63. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ