Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №62684

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
390
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы поликультурного воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Педагогические основы поликультурного воспитания младших школьников 9
1.2. Возрастные особенности поликультурного воспитания младших школьников 25
1.3. Внеурочная деятельность как средство поликультурного воспитания младших школьников 29
Глава 2. Экспериментальная работа по поликультурному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности 35
2.1. Диагностика поликультурной воспитанности младших школьников 35
2.2. Методика поликультурного воспитания младших школьников
во внеурочной деятельности 44
2.3. Динамика изменения уровня поликультурной воспитанности
младших школьников 49
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 63



Современная ситуация развития социума характеризуется все более глубоко проникающими в мир процессами глобализации и как следствие межкультурного общения. В таких условиях обособленное существование народов и их культур становится все более сложным и встречается все реже. Поэтому перед обществом встает задача переосмысления целей и задач, которые ставятся при воспитании личности. В связи с этими изменениями, поликультурное воспитание становится одним из важнейших компонентов общего процесса воспитания.
Поликультурное воспитание - это формирование личности, способной осуществлять бесконфликтную и эффективную жизнедеятельность в современной интернациональной и многокультурной среде, у которой будут развиты качества, предполагающие уважение других культур и пребывание в согласии с их представителями (Макаев, 1999, 3-10).
В ходе процесса поликультурного воспитания происходит постепенное формирование представления о большом количестве культур, существующих в мире, их многообразии и взаимосвязи между собой, происходит зарождение и развитие терпимого отношения к представителям других культур, национальностей, религий. Формируется понятие об общих для абсолютного большинства людей представлений о национальных и общемировых, общечеловеческих ценностях. Появляются и развиваются умения и навыки необходимые для жизни в современном поликультурном мире и обществе, основанном на принципах взаимопонимания, терпимости. Таким образом, происходит сложный и длительный процесс культурно-нравственной и социальной идентификации личности.
В основе поликультурного воспитания лежат принципы многокультурности и терпимости, и их использование является необходимым для того, чтобы процесс поликультурного воспитания был успешным.
Проблеме поликультурного воспитания младших школьников посвящены труды многих выдающихся ученых и педагогов. Большое внимание идее поликультурного воспитания в своих трудах уделял А.Н. Джуринский. В своих исследованиях он отмечал, что концептуальное оформление идей поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли в 70-е годы XX века. «Австралийские, канадские и американские педагоги - пионеры разработки проблем этно- и поликультурного воспитания»
В России разработкой проблем поликультурного образования, занимались такие ученые как В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, А.Н. Джуринский, И.В. Колинько, И.В. Колоколова, А.М. Кондаков, Л.С. Мовсесян, Л.Л. Супрунова, В.А. Тишков и др. Эти и другие ученые занимались изучением вопросов поликультурного образования подростков и молодежи, путей и средств их поликультурного воспитания.
Процесс поликультурного воспитания необходимо осуществлять с самого раннего возраста. В младшем школьном возрасте наиболее эффективно поликультурное воспитание осуществляется в процессе внеурочной деятельности. Этот факт объясняется тем, что внеурочная деятельность идеально подходит для поликультурного воспитания в соответствии, как с особенностями самого процесса поликультурного воспитания, так и с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности использования широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
В России, личностные результаты, которых должен достичь обучаемый по образовательной программе, закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте, согласно которому у ребенка должна быть сформирована российская гражданская идентичность, в которую входят такие качества как: осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Эти критерии и являются составляющими поликультурной компетенции и именно эти качества должны сформироваться у детей в ходе процесса поликультурного воспитания.
Внеурочная деятельность является одним из самых эффективных инструментов поликультурного воспитания. Этот факт объясняется тем, что именно во внеурочной деятельности можно применять наиболее интересные и увлекательные для детей методы обучения, такие как экскурсии, игры, просмотр видеоматериалов. Также же во внеурочной деятельности процесс поликультурного воспитания происходит с большей эффективностью, так как выполняется важнейшее условие поликультурного воспитания - ученики сами проявляют интерес к новым знаниям, получаемым на мероприятиях внеурочной деятельности.
Необходимость поликультурного воспитания учащихся начальной школы обусловлена тем фактом, что возраст учеников начальной школы является оптимальным для проведения воспитательных действий, закладки ценностных, морально-культурных, нравственных основ будущей личности в связи с активно происходящим в этом возрасте зарождением и формированием характера, принципов и стереотипов поведения, мышления, мировоззрения. Этот процесс формирования личности, протекающий у ребенка, дает возможность эффективно прививать национальные и общемировые ценности, формировать у ребенка уважительное отношение к другим культурам, народам и их носителям. Однако, в современной научной литературе, остаются мало разработанными вопросы поликультурного образования младших школьников, вопросы построения образовательной среды, способствующей процессу поликультурного воспитания, формирования механизмов и средств поликультурного образования обучающихся начальных классов. При этом следует иметь в виду, что поликультурное образование в младшем школьном возрасте имеет свои специфические особенности, основанные на усвоении нравственных императивов и национальной идентификации. Еще одной особенностью, влияющей на процесс поликультурного воспитания в начальной школе, являются возрастные особенности учеников начальной школы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс поликультурного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: поликультурное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание благоприятной среды;
- включение младших школьников в деятельность по освоению комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня поликультурного воспитания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «поликультурное воспитание» во взаимосвязи с проблемой исследования;
2. Рассмотреть специфику и особенности поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
3. Экспериментально доказать эффективность выявленных педагогических условий поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Для проведения исследования были выбраны следующие методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, анкетирование и тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Береговская средняя общеобразовательная школа» Прохоровского района, Белгородской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, высказывается гипотеза исследования, определяются объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи исследования, указан аппарат исследования, база исследования.
В первой главе раскрываются педагогические основы процесса поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, раскрывается сущность и содержание поликультурного воспитания, рассматривается внеурочная деятельности как средство поликультурного воспитания младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по поликультурному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности: анализ существующего педагогического опыта организации поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, методика осуществления и диагностика результата поликультурного воспитания
младших школьников.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 54 источника.
В приложении представлены используемые диагностические и методические материалы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятие поликультурного воспитания рассматривается как часть процесса идентификации личности, который направлен на формирование у учеников понимания уникальности и важности своей культуры, но при этом у них также формируется уважительное отношение к другим культурам и их представителям. В ходе процесса поликультурного воспитания происходит целенаправленное выявление в личности учеников качеств, необходимых для жизни в современном многонациональном обществе, которое характеризуется повсеместным смешением культур.
В результате теоретического обоснования нами были выявлены структурные показатели, которые необходимо развить в процессе поликультурного воспитания: уважение к представителям иных культур, потребность в культурной идентификации личности, потребность личности в дальнейшем культурном совершенствовании.
Также, в ходе проведения данного исследования были определены возможности, которые предоставляет для процесса поликультурного воспитания такая форма деятельности, как внеклассные занятия.
Особенность внеклассной работы заключается в том, что она является альтернативной формой учебной деятельности, неординарной формой общения с учителями и сверстниками, способствует проявлению творчества и инициативности. Такая форма учебной работы позволяет удерживать интерес учеников к изучаемой на внеклассных занятиях культуре различных народов.
В качестве показателей исследования были использованы поликультурные знания, эмоциональный и деятельностный показатели сформированности поликультурной воспитанности у детей начальной школы.
На основе вышеуказанных данных, нами были определены 3 уровня сформированности поликультурного воспитания: высокий, средний, низкий.
Была использована методика поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. В соответствии с данной методикой, приоритетами в ней являются: формирование у учеников начальной школы представления о своей культуре, ознакомление с ценностями, обычаями и особенностями других культур, воспитания уважение как к иным культурам там и к их представителям. Поликультурное воспитание в данной методике имеет системный вид и состоит из нескольких этапов.
Содержание работы на каждом этапе было направлено на достижение поставленных целей и реализацию педагогических условий поликультурного воспитания учащихся.
Опытно-экспериментальная работа была запланирована и осуществлена в соответствии с поставленными целями и задачами, а также при учете особенностей, которые имеются у детей младшего школьного возраста.
На первом этапе было произведено вводное тестирование уровня поликультурной воспитанности учащихся. Целью этого этапа было выявить исходный уровень поликультурной воспитанности, который был у учащихся на момент начала использования нашей методики поликультурного воспитания. В ходе констатирующего эксперимента было определено, что уровень поликультурной воспитанности учащихся является недостаточным.
В процессе формирующего эксперимента была применена методика поликультурного воспитания учащихся начальной школы во внеурочной деятельности. Целью данного этапа было доказать эффективность разработанной методики для поликультурного воспитания.
На заключительном этапе опытной работы было проведено повторное тестирование, а также собраны, обработаны и систематизированы все результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной деятельности. Был произведен сравнительный анализ уровня поликультурного воспитания, как до начала использования предложенной методики поликультурного воспитания, так и после завершения ее использования.
Таким образом, обобщая результаты и подводя итог, мы можем сказать, что уровень поликультурного воспитания учащихся начальной школы, за время работы с ними по предложенной методике поликультурного воспитания во внеурочной деятельности значительно вырос. Мы можем утверждать, что результаты, полученные нами в ходе опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу. Задачи поставленные перед нами в ходе исследовательской работы были решены, а цели исследования достигнуты.



1. Артюхова И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы / И.С. Артюхова // Начальная школа. - 2008. - №9. - С. 41-44
2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова// Век толерантности: Научно - публицистический вестник, 2001, № 1. - C. 8 -18.
3. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников / Л.В. Байбородова// Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1. - 89 с.
4. Беловолов В. А. Введение в методологию педагогического исследования: учеб. Пособие / В.А. Беловолов, С.П. Беловолова. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. - 117 с.
5. Бобинов С. Приёмы восприятия толерантности / С. Бобинов// Педагогическая техника. - 2008. - №5. - С. 39-49.
6. Болотина Т.В. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова, Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002 - С. 4.
7. Белогуров А.Ю. Идеи поликультурности в образовательном процессе / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. 2005. -№3. — С. 109112.
8. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М.Н. Берулава // Педагогика. 1996. — №1. - С. 9-11.
9. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. -М., 1982.- 199 с.
10. Большая российская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. -М., 1994.- 456 с.
11. Боенков В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гу- каленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов, 2004. - 576 с.
12. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская// Педагогика.1995. - №4. — С. 29-36.
13. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему). / С.К. Болдырева, Д.В. Колесов. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. - 240 с.
14. Буркова В. Мы разные, и мы вместе / В. Буркова// Семья и школа. -
2008. - №12. - С. 2-3.
15. Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения. Новые ценности образования / Д. Бэнкс. М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. - С. 1519.
16. Воробьева О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О. Я. Воробьева. Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006. - 80 с.
17. Выготский Л. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. — М., 1996. -216 с.
18. Гаязов A.C. Семь проблем современного образования / A.C. Гаязов. Уфа: Вагант, 2008. - 246 с.
19. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А.Н. Джуринский // Педагогика. 2002. -№10.-С. 93-95.
20. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев // - М.: Народное образование. 1999. - 208с.
21. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. - №6. - С. 13-14.84.3ыков, М. Однокомнатная сельская школа Америки: вчера и сегодня / М. Зыков // Сельская школа. 2008. - №2. - С. 28-37.
22. Ибрагимова JI.A. Поликультурное образование в многонациональной России / JI.A. Ибрагимова // Социально-гуманитарные знания. 2003. - №3. - С. 234-240.
23. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. -32 с.
24. Коджаспирова Г.М., Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: ИКАЦ «Март», 2005. - 448 с.
25. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б.- Крылова. -М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
26. Макаев В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной* школы. Научные сообщения / В.В. Макаев, З.А. Малькова; Л.Л. Супрунова // Педагогика. - .1999. - №4. - С. 3-10.
27. Малькова З.А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Научное сообщения / 3.А. Малькова //Педагогика. - 1999. - №4. - С. 3-10.
28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение; 1983-96 с. 26. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения / М.И. Махмутов. М., 1977.
29. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период / Л.И. Науменко// Этническая психология и общество. - М., 1997. с. 76-88.
30. Нестерова Н.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности / Н.В. Нестерова// Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - №4. - С. 39-43.
31. Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Выпуск 2 / Под ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб.: ГНУИОВ РАО, 2006. - 143с.
32. Пастухова Е.Л. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости / Е.Л. Пастухова// Директор школы. - 2003. - №5. - С. 50-58.
33. Попова Н.Н. Учимся толерантности / Н.Н. Попова. - Новосибирск: 2004.
34. Постричева Ю. Что такое друг? К международному дню толерантности / Ю. Постричева// Костёр. - 2008. - №11/12. - С. 25.
35. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетенции / Т.В. Поштарева. - М: Педагогика -2005. -№ 3. - С. 35-42.
36. Павлов В.И. Компетентностный подход в обучении /В.И.Павлов // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. М.: Чебоксары: АН ЧР. - 2007. - С. 3-7.
37. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтическом регионе: монография / Г.В. Палаткина. - Астрахань: Из-во АГПУ. - 2001. - 196 с.
38. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Изд-во Юлайт; ИД Юлайт, 2011. - 502 с.
39. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М., 2002,-С. 130.
40. Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологический категории / А. Петров // Альма матер: Вестник высшей школы. -2005. — №2. —О.54-58.
41. Попов Б. Н. Философия воспитания / Б. Н. Попов. М.: Academia, 2000. - 64 с.
42. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов // В 2 т. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. - 608 с.
43. Степанов П.В. Как воспитать толерантность в школе. //Педагогический вестник. - 2000. - №2. - с.2.
44. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России / Л.Л. Супрунова // Maqister. - 2000. - №3. - с. 79-81.
45. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сухомлинский В.А. М.: Политиздат, 1975. Изд. 2-е. - 272 с.
46. Сыродеева А. А. Поликультурное образование / А. А. Сыродеева. -М.: МИРОС, 2001. - 192 с.
47.Чурилов И. И. Мировосприятие ребенка. Личностное развитие от 7 до 18 лет / И. И. Чурилов. Пермь: ГКОН-ЗУУНЦ, 1997. - 27 с.
48. Спицына О.А. Формирование толерантности у младших школьников в образовательной среде / О.А. Спицына// Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2009. - №1. - С. 83-86.
49. Степанов П.В. Феномен толерантности / П.В. Степанов// Классный руководитель. - 2004. - №3. - С. 5-14.
50. Таланов, В. Образование и культура толерантности / В. Таланов // Высшее образование в России. - 2001. - №3. - С. 150-152.
51. Тилова Х.Х. Формирование толерантности у младших школьников в полиэтническом регионе / Х.Х. Тилова. - М., 2007.
52. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л.Г. Федоренко. - СПб., 2006.
53. Шипилова А.В. «Свои», «чужие» и другие/ А.В Шипилова. - М., 2008.
54. Юдина О.И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве / О.И. Юдина// Сибирский педагогический журнал. - 2008.- № 4. - С. 237-243.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ