ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА КУБЕ В КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 13
§1. Создание и основные этапы развития Гаванского университета (1728-1842) 14
§2. Эволюция высшего образования в середине XIX века в условиях реформ 33
§3. Влияние Десятилетней войны на систему высшего образования и реформы второй половины XIX века 36
§4. Хосе Марти и его педагогические взгляды 41
ГЛАВА II. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1899-1959) 45
§1. Первые оценки образовательной системы Кубы, предпринятые североамериканскими исследователями 46
§2. Развитие и становление высшей школы в начале XX века 49
§3. Высшее образование в 1902-1959 гг. Студенческое движение и борьба за автономию университета 56
ГЛАВА III. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ КУБИНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 62
§1. Университетская реформа 1962 года 63
§2. Развитие системы высшего образования в 1970-90е годы
§3. Роль СССР в формировании новой системы высшего образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время беспрецедентно возрос спрос на высшее образование в связи с осознанием его решающего значения для экономического развития государств. Вместе с тем, повсюду высшее образование сталкивается с серьезными проблемами и трудностями: обеспечение равного доступа к высшему образованию, совершенствование профессиональной квалификации, ориентация подготовки специалистов на приобретение конкретных навыков, повышение качества преподавания, возможности трудоустройства выпускников.
Возрастающее значение высшего образования обусловило необходимость реконструировать значимые феномены на протяжении длительного исторического пути кубинского высшего образования. Проведение подобного исследования требует комплексного подхода, осуществленного на стыке исторической науки и педагогики.
Актуальность представленной работы связана с уникальной сменой образовательных практик в системе высшего образования на Кубе, поэтому как представляется, исторический опыт, анализ проблем и достижений кубинской высшей школы помогут эффективней реформировать высшее образование.
Объектом исследования является высшее образование Кубы в XVIII-XX вв. Предметом выступает положительный и отрицательный опыт различных образовательных моделей, которые использовались в системе высшего образования Кубы в течение XVIII-XX вв.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования - показать историю развития высшего образования на Кубе в XVIII-XX вв., оценивая позитивные и негативные стороны этого процесса, уделяя особое внимание реформам в системе высшего образования Кубы.
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
• исследовать особенности возникновения первого университета и основные черты становления университетского образования в XVIII-XIX вв.
• проследить изменения, произошедшие в кубинской высшей школе в первой половине XX века
• проанализировать реформы в системе высшего образования послереволюционной Кубы.
• показать основные этапы развития высшего образования Кубы
• определить значение личностного фактора в развитии высшего образования на Кубе.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом 1728-1991 годов. От момента создания первого высшего учебного заведения на Кубе до реформы высшего образования, последовавшей после распада Советского Союза и находящейся на стадии осуществления.
В отечественной историографии, посвященной исследованиям Кубы, тема образования традиционно уходила на второй план, историков интересовали проблемы экономики, политики, международных отношений. Комплексные исследования по истории высшего образования Кубы в отечественной историографии отсутствуют, однако имеются обобщающие исследования кубинского образования. В рамках этих исследований, советские историки раскрывали и анализировали суть преобразований в системе высшего образования Кубы главным образом в послереволюционный период. К числу работ, затрагивающих историю высшего образования на Кубе следует отнести исследования Н.С. Колесникова, Н.Н. Чигирь, Н.Н Софинского, Н. М. Лаврова, В. А. Богомолова, В. Скляра и др.
Значительный интерес в контексте нашего исследования представляет монография Н.С. Колесникова «Куба: народное образование и подготовка национальных кадров 1959-1979»0, в которой освещалось развитие системы образования и подготовки национальных педагогических кадров в Республике Куба. В книге показано, как осуществлялось советско-кубинское сотрудничество, как использовался опыт социалистических стран в этой области социально-экономической жизни с учетом национальных особенностей и специфики революционного процесса в стране. В монографии исследовались основные этапы становления системы образования и подготовки национальных кадров на Кубе после победы революции 1959 г.
Н. С. Колесников уделяет пристальное внимание важнейшему аспекту в истории студенческого движения дореволюционной Кубы - борьбе студентов за автономию университета 1920-1940-е гг. К числу работ, в которых освящается эта проблематика также относится монография Н. М. Лаврова «Очерки истории Кубы».
Достаточно актуальным в контексте данной работы является диссертационное исследование П. Р Пино Эстевеса «Педагогические основы подготовки учителей для средней общеобразовательной школы по заочной системе в высших педагогических институтах Кубы». Автор показал успехи системы народного образования Республики, связывая их с социалистической революцией, а также раскрыл основные этапы развития системы подготовки педагогических кадров до 1978 г.
Степень изученности темы в отечественной науке изучена фрагментарно, это выражено не только отсутствием обобщающего труда, посвященного истории кубинского высшего образования, но и тем, что колониальный период в истории высшего образования Кубы практически не исследовался. Вместе с тем, нельзя не отметить, что существующие советские исследования, которые затрагивают указанную тематику, чрезвычайно идеологизированы. В советских работах на первый план выводилась общность советской и кубинской моделей общественных отношений, и в этом контексте рассматривалась и область образования.
В годы, последовавшие за распадом СССР, в нашей стране заметно сократилось количество исследований по истории Кубы. Изменившаяся политическая и идеологическая конъюнктура обусловила смену акцентов, и в новых условиях интерес к Кубе уменьшился. Однако, полувековой юбилей Кубинской революции и наметившееся в 2008 г улучшение российско-кубинских отношений несколько оживили интерес к Острову свободы. Практически одна за другой в 2008, 2009 гг. вышли в свет три статьи в журнале Латинская Америка, в которых авторы охватывают некоторые аспекты в истории кубинского образования.
Значительный вклад в исследование высшего образования на Кубе внесли кубинские историки. В 1958 г. вышла монография ректора Гаванского университета, выпускника юридического факультета, кубинского поэта и эссеиста Хуана Маринельо - «Хосе Марти, американский писатель»0, в которой автор анализирует педагогические взгляды Х. Марти и их влияние на развитие всей системы образования.
Однако, первыми серьезными трудами по истории Гаванского университета стали статья Ле Роя Галвеса «Королевский и литературный университет Гаваны» (1842-1902) и двухтомник Де Армаса, Торреса-Куэваса и Каира Баллестера - «История Гаванского университета»0. В указанных работах содержится систематическое изложение событий из истории рассматриваемого высшего учебного заведения за 1728-1929 гг., но при этом отсутствует анализ проблем и достижений различных моделей высшего образования, существовавших на Кубе в течение XVIII-XX в.
Значительный интерес представляют исследования современных кубинских и испанских авторов Орацио Искьердо Дельгадо0, Елены Эрнандес Сандоики0, Пилара Марчанте Кастельяноса и Франсиско Мерчана Гонсалеса0, в которых анализировались отдельные этапы становления и развития как в целом высшего образования, так и в частности высшего медицинского образования в Республике Куба в 1728-1902 гг.
История университетского образования на Кубе привлекала внимание ученых из Соединенных Штатов Америки. В североамериканской историографии, посвященной данной тематике, можно выделить два основных направления - либеральное и консервативное. Либеральные ученые, такие как Д. Леви, Д. Ренн и А. Баракка, исследовавшие различные этапы истории физики на Кубе, с конца колониальной эпохи до настоящего времени, руководствовались взвешенным, умеренным подходом к анализу содержания кубинского высшего образования, основанном не на резком отрицании его качества, а на учете его возможных плюсов и минусов.0Консервативное направление было представлено в работах П. Куксона, А. Садовника, С. Сэмел, Г. Круз-Тауры, Э. Фитчэна, М. Миничино и Л. Переса, изучавших реформы в системе высшего образования на разных этапах его развития.
Стоит отметить, что североамериканские исследователи, фокусируя внимание на отдельных проблемах в истории высшего образования, не сравнивали модели высшего образования. Вместе с тем, авторы, придерживавшиеся консервативного направления, рассматривали попадание Кубы в сферу влияния
Советского Союза исключительно с точки зрения интересов США в Латинской Америке. В результате ими делался вывод о полной зависимости Кубы от СССР, в том числе и в образовательной сфере и превращении ее в сателлита, проводившего просоветскую политику в высших учебных заведениях Кубы. Советско-кубинские отношения в данном контексте рассматривались как негативное явление, мешающее прогрессу в области высшего образования. Некоторые авторы консервативного направления были выходцами из рядов кубинской эммиграции, и совершенно очевидно их сочинения имели антикастровский уклон.
Анализ историографии показывает, что иностранные и российские исследователи не прекращали работу по изучению истории кубинского образования. Однако, несмотря на обилие специальной литературы можно констатировать, что разные аспекты соответствующей тематики до сих пор изучены далеко не равномерно. Так, история высшего образования Кубы в отечественной и иностранной историографии по-прежнему остается одним из недостаточно исследованных сюжетов.
Вместе с тем, историографический обзор позволяет утверждать, что к настоящему времени не только созрела необходимость в создании обобщающих исследований о развитии кубинского высшего образования, но и для этого сложились благоприятные условия: отказ от идеологических догм и переход на объективно-научные позиции в освещении высшего образования на Кубе, накоплена гносеологическая и расширена источниковедческая база по изучаемой проблематике.
Источниковой базой исследования являлись: Нормативно-правовые акты (Конституция Кубы 1940 г., международные договоры между Кубой и СССР в области высшего образования0и нормативные акты Коммунистической партии Кубы: Программная платформа КП Кубы, решения съездов).
Доклады североамериканского исследователя Р Паккарда0и кубинского посла в США Гонсало де Кесада0о состоянии кубинского образования, опубликованные министерством образования США содержат ценные статистические данные о количестве студентов с 1863 по 1892 г., описание системы высшего образования на рубеже XIX-XX вв. Данные источников совпадают с данными кубинских исследователей, что свидетельствует о подлинности их содержания.
Существенный объем информации при написании работы дали публицистические статьи и выступления кубинских общественных и государственных деятелей.0Особый интерес представляю материалы периодической печати. Речь идет о международном журнале социалистических стран, который издавался в Варшаве на русском языке с 1973 года. В журнале публиковались материалы0, авторами которых были непосредственные участники реформирования высшего образования на Кубе в послереволюционное время.
Определенную помощь в изучении темы оказало интервью, проведенное автором с бывшим профессором Гаванского университета Барбарой Сарабья Мартинес0, а также мемуары преподавателей ЛГУ, работавших на Кубе. Интервью позволило увидеть не только сухое изложение фактов, но и образы живых людей, участвовавших в реформировании кубинских университетов. Мемуары дали возможность понять восприятие авторами кубинской действительности разных периодов сотрудничества Советского Союза и Кубы, раскрывают его суть и организацию. Среди мемуаров большой интерес представляют воспоминания преподавателей Ленинградского государственного университета, работавших на Кубе - А. О. Бороноева, В. М. Контантинова0и Л. А. Кузнецова.
Таким образом, разнообразные и многочисленные источники по данной теме позволяют реконструировать историю высшего образования с максимальными подробностями.
Методологической основой диссертации стал принцип объективного освещения истории, позволивший рассматривать факты и исторические события в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи.
Специфика исследования, предполагающая изучение значительного исторического периода, определила выбор методов исследования, обусловленных характером изучаемого исторического материала: теоретического наследия выдающихся ученых, педагогов, деятелей кубинского образования, работ исследователей по истории высшего образования, использование этих методов способствует получению новой информации из уже известных источников.
При подготовке диссертации были использованы различные методы исследования исторических событий: описание, анализ, сопоставление и обобщение, что позволило упорядочить и систематизировать фактологический материал по истории высшего образования, а также способствовало реконструкции теоретических и практических моделей высшей школы, существовавших в разные периоды развития высшего образования. Частично применялся метод теоретического анализа исторической, философской и педагогической научной литературы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской науке предпринята попытка комплексного, системного анализа всего многосложного процесса развития высшего образования на Кубе.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленная работа, обобщения и выводы автора могут быть использованы для подготовки обобщающих трудов по истории Кубинской Республики, в преподавании общих и специальных курсов для студентов исторических факультетов, при написании учебно-методических пособий.
Апробация работы. Основное содержание работы получило отражение в публикациях автора.0Содержание отдельных глав диссертации докладывались на научно-исследовательских конференциях.
Создание системы высшего образования на Кубе в начале XVIII века было связано с открытием первого университета. В то время орден доминиканцев фактически монополизировал кубинское образование, в Гаванском университете оформлялась схоластическая модель высшего образования. Достижением этой эпохи стало создание учебных заведений, многие из которых стали впоследствии прославленными центрами подготовки специалистов.
С основания университета до обретения независимости от Испании колониализм оказывал серьезное влияние на формирование системы высшего образования, но не был определяющим фактором в его развитии на Кубе. Эволюция высшего образования во многом была обусловлена внутренними факторами. По мере того, как происходил распад испанской колониальной империи, а параллельно росло кубинское национальное самознание, акценты в кубинском высшем образовании перемещались, кубинцы начали исходить из того, что у них есть собственные интересы. Это способствовало появлению плеяды людей, таких как Х. Чакон, Х. Эчаваррия Элгуеза, Х. Агустин Кабальеро, Л. Кабальеро, Ф. Варела и многих других реформаторов, которые своими размышлениями, и непосредственным участием в реформировании учебных заведений, давали мощный импульс для развития высшего образования на Кубе.
Система высшего образования до 1898 года развивалась в рамках испанской образовательной системы, но с учетом колониальной зависимости Кубы. Кризис испанкой колониальной империи оказывал существенное влияние на систему высшего образования, вынуждая проводить реформы, но они носили противоречивый характер и соответственно приводили к противоречивым результатам, поскольку цели колониальных властей не совпадали с чаяниями кубинского общества. Как следствие, преобладали отрицательные, а не положительные результаты в итогах реформ.
В конце XIX века сложилась модель высшего образования, в которой преобладало гуманитарное образование, однако университет уже давал теоретические знания в области естественных наук, в системе высшего образования появились некоторые черты, учитывающие экономические потребности страны.
В н ачале XX века сдвиги в расширении инфраструктуры и заметные изменения в кубинском высшем образовании отражали уже не испанское, а североамериканское влияние. Акцент на гуманитарной модели, существовавшей на Кубе фактически был противопоставлен рыночно-прагматической модели высшего образования США, которая требовала от системы высшего образования подготовки профессионально полезных людей, способных создавать материальные блага. В рамках американской модели в условиях Кубы широко применялись выборы на руководящие должности в университете, а также практика частно - государственного партнерства в финансировании высшего образования. При этом, в системе высшего образования Кубы по-прежнему сохранялись принципы элитарности.
Вместе с тем, начиная с 1920-х гг. набирает силу студенческое движение, выступающее за демократизацию университетского образования. Непрекрающаяся борьба студентов за свои права обеспечила им сначала автономию университета (9 октября 1933), а затем и значительные преобразования в системе высшего образования, введенные Конституцией 1940 года. Однако, следует отметить, что Гаванский университет неоднократно закрывали (1930-1933; 1952-1959), так как он всякий раз становился центром активной оппозиции правительству.
В регулярно проводившихся преобразованиях высшей школы (1768, 1842, 1863, 1880, 1900) производилась трансформация структуры университета, появлялись новые факультеты и направления. Но если смены моделей высшей школы в XVIII-на рубеже XIX-XX вв. кардинально не перестраивали систему и не ставили целью изменить этатистскую парадигму. В частности, на протяжении всего XIX века незыблемыми оставались дискриминационные принципы элитарного образования, то после Революции 1959 г. высшее образование стало доступно широкой массе населения.
В 1962 году революционное правительство проводит реформу высшего образования, ликвидирует дореволюционную систему управления образованием, уничтожает многочисленные барьеры, ограничивавшие доступность высшего образования. Были осуществлены меры по демократизации высшего образования: двери университетов открылись для широких слоев населения, была отменена плата за обучение, введены стипендии; получило развитие вечернее и заочное образование. Одним из основных аспектов реформы явилось создание новой структуры специальностей, значительно отличающейся по своему содержанию от той, которая существовала до революции.
Следующий этап в развитии послереволюционной системы высшего образования охватывал 1970-1990-е гг.. Для этого периода характерен значительный рост студентов. Наряду с устойчивым ростом числа поступающих в ВУЗы, высшее образование характеризовалось увеличением числа рабочих среди студентов; было начато планирование приема в ВУЗы в соответствии с потребностями экономики в специалистах; вводилась система учеба-труд; улучшилась успеваемость; уменьшился отсев; совершенствовалось законодательство.
Качественные изменения в высшем образовании характеризовалось созданием новых факультетов и расширением числа специальностей, совершенствованием учебных планов, программ и учебного процесса, установлением связей между университетами и предприятиями, созданием системы подготовки и повышения квалификации учителей, преподавателей высших учебных заведений и, наконец, организацией научно-исследовательских центров при университетах.
Однако, в 1980-е гг. были очевидны возникшие диспропорции в системе образования. Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения не удовлетворяли в достаточной степени потребности промышленности и сельского хозяйства в квалифицированных рабочих и специалистах. Вместе с тем, как отмечали, советские консультанты В.М. Константинов и Л. А. Кузнецов, в кубинских университетах было много неопытных преподавателей, и в связи с этим усложнялась работа советских специалистов.0
После революции в системе высшего образования Кубы реализовались элементы советской модели высшего образования, но при этом были сохранены элементы болонской системы. В частности, при создании специалитета, программы которого предназначались для работников промышленности, не была упразднена лисенсиатура (бакалавриат), первая и основная стадия высшего образования. Кроме этого, важными нововведениями в системе высшего образования стали вечерняя и заочная системы обучения.
Вместе с тем, кубинский опыт развития системы высшего образования убедительно показал, что для осуществления коренных реформ были необходимы определенные исторические предпосылки.
Подводя итоги, следует выделить три этапа в развитии высшего образования Кубы, в которых в разной мере реализовывались элементы трех разных моделей высшего образовании: испанская модель высшего образования (1728-1898), которая включала схоластическую и болонскую системы высшего образования; американская модель высшего образования, ориентированная на рыночно-прагматические ценности (1898-1959) и советская модель высшего образования (1962-1991), способствовавшая созданию в кубинских университетах новой структуры специальностей и в целом доступности высшего образования для широких масс. В то же время образовательные модели отражали особенности исторического развития Кубы и господствовавшие в обществе мировоззренческие установки. И в этом смысле, как отмечал доктор философских наук Д. В. Шмонин, «образование следовало за устремлениями эпохи, обеспечивая систематизацию и трансляцию накопленного знания».
1. Packard R.L. Education in the Cuba, Porto Rico and the Philippines. Chapter from the report of the commissioner of Education for 1899-1900. Washington: Government printing office, 1899. Доступно из:http://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=loc.ark:/13960/t3jw8tk42;view=1up;seq=2(13.05.2015).
2. Quesada G. de. Cuba. Washington: Government printing office, 1905. P 274. Доступно из:http://catalog.hathitrust.org/Record/000239298(26.02.2016).
ОРШмонин Д. В. Схоластическая образовательная парадигма в контексте исторических форм трансляции знания: к постановке проблемы // Вестник СПбГУ Сер. 17. 2013. Вып. 2. С. 32.
3. I съезд Коммунистической партии Кубы, Гавана, 17-22 декабря 1975 г.
М.: Политиздат, 1976. С. 35.
4. Альмуиньяс Риверо Х. Л. О некоторых особенностях развития системы высшего образования на Кубе // Современная высшая школа, 1979. №3 (27). C.47.
5. Бороноев А.О. Содружество социологов двух университетов // 35 лет дружбы. Куба- Ленинград - Санкт-Петербург / Сб. под ред. Н.Г. Елисеевой. СПб: Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, 2007. С. 107.
6. Весино Алегрет Ф. Основные направления развития системы высшего образования Кубы на 1981-1985 гг. и прогноз до 1990 г. // Современная высшая школа, 1981. №3 (35). C. 39.
7. Гевара Э. Ч. Роль университета в экономическом развитии Кубы. Выступление в Гаванском университете, 2 марта 1960 г. //Че Гевара Э. Статьи, выступления, письма / Пер. с исп. Вороновой Е. М.: Культурная Революция, 2006. С. 79.
8. Гевара Э. Ч. Университетская реформа и революция. Выступление в университете Сантьяго-де-Куба, 17 октября 1959 г. // Че Гевара, Э. Статьи, выступления, письма / Пер. с исп. Вороновой Е. М.: Культурная Революция, 2006. С. 69-78.
9. Интервью с руководителем департамента по связям с европейскими странами, Россией, Центральной Азией и Кавказом в Кубинском институте дружбы с зарубежными странами, профессором Гаванского университета (до 2011) Барбарой Сарабья Мартинес. Записано 19.11.2015 автором. С. 2.
10. Кастро Ф. Механизация - это десять миллионов тонн сахара. Речь в Гаванском университете на торжественном акте, посвященном памяти студентов- патриотов, расстрелянных в 1871 году / Кастро Ф . Наше дело побеждает. Речи и выступления 1963-1964 / пер. с исп. В. Адрианова и др. М.: 1965, Прогресс. С.112.
11. Константинов В.М. Три года в кубинской школе (из опыта работы в школе им. Ленина в Гаване) // 35 лет дружбы. Куба- Ленинград - Санкт- Петербург / Сб. под ред. Н.Г. Елисеевой. СПб: Санкт-Петербургская торгово¬промышленная палата, 2007. С. 91.
12. Конституции государств Американского континента // Конституция Республики Куба от 5 июля 1940 года / пер. под ред. Гурвича Г. С. М.: Иностранная литература, 1959. т. 2. С. 246.
13. Креспо Гомес Г, Арсе Гарридо М. Экономика кубинской высшей школы: проблемы и перспективы // Современная высшая школа, 1983. №1 (41). C. 41.
14. Кузнецов Л.А. Страницы из дневника // 35 лет дружбы. Куба- Ленинград - Санкт-Петербург / Сб. под ред. Н.Г. Елисеевой. СПб: Санкт- Петербургская торгово-промышленная палата, 2007. С. 121-122.
15. Публицистические статьи Х. А. Мельи // Умираю за революцию / под ред. Э. Думпьерре. М.: Политиздат, 1986. С. 209.
16. Соглашение между правительством СССР и правительством Республики Куба об обучении кубинских специалистов в СССР от 16 ноября 1960 // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004. С. 110.
17. Соглашение о сотрудничестве в области высшего образования между Министерством высшего и среднего специального образования СССР и Министерством высшего образования Республики Куба на 1981-1985 гг. от 5 марта 1980 г. // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004. С. 333-338.
18. Соглашение о сотрудничестве и обмене опытом в организации учебно-воспитательной и научной работы между Гаванским университетом и МГУ // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004. С. 223.
19. Эрнандес Вальдес М., Гарсия дель Порталь Х. Некоторые вопросы прогнозирования развития высшего образования в Республике Куба // Современная высшая школа, 1985. №1 (49). C. 39.
Литература
1. Alcazar J. Historia de Espana en America (isla de Cuba). Madrid: Tipofrafia
Herres, 1898.Доступно из:
http://name.umdl.umich.edu/ABA4805.0001.001( 17.06.2015).
2. Armas De R., Torres-Cuevas E., Ballester C. Historia de la Universidad de La Habana. Habana: Editorial Ciencias Sociales, 1984
3. Bachiller y Morales A. Apuntes para la historia de las letras y de la instruction publica en la Isla de Cuba, 1859-1861. Т.1. La Habana: Imp. de P Massana, 1936. P 62.
4. Baracca A., Renn J., Wendt H. The History of Physics in Cuba. Boston: Springer, 2014
5. Benjamin J. R. The United States and the origins of the Cuban revolution. New Jersey: Princeton University Press, 1990. P.10.
6. Calcagno F. Diccionario Biografico Cubano, 1878. Miami: Cubana, 1996. P. 226.
7. Cookson P.W., Sadovnik A.R., Semel S.F. International handbook of educational reform. New York: Greenwood Press, 1992. P 134.
8. Cowley R. Los tres primeros historiadores de la Isla de Cuba. Habana: A.
Pego, 1876. P 314. Доступно из:http://catalog.hathitrust.org/Record/001447291(01.08.2015).
9. Cruz-Taura G. Revolution and continuity in the history of education in Cuba // Cuba in Transition. Papers and Proceedings of the Eighteenth Annual Meeting
2008. №18. P. 171. Доступно из:http://www.ascecuba.org/publications/annual-proceedings/cuba-in-transition-volume-18/(14.03.2016).
10. Delgado H.I. La ensenanza de la terapeutica en Cuba. 1728-1900. Доступно из:http://www.scf.sld.cu/PDF/ensenaza cuba.pdf(13.05.2015).
11. Epstein E. H. The peril of paternalism: The imposition of education on Cuba by the United States // American Journal of Education, 1987. №1. P. 2.
12. Fitchen E.D. Primary Education in Colonial Cuba: Spanish Tool for Retaining «La Isla Siempre Leal?». Rio Piedras: Caribbean Studies, 1974. pp. 115-118.
13. Garcia A.G. Ciencia, ensenanza y coleccionismo andaluces en Cuba en el siglo XIX. Madrid: CSIC, 2010.
14. Galvez Le R. La Real y Literaria Universidad de La Habana. Sintesis Historica // Revista de La Biblioteca Nacional Jose Marti, 1966. №1. P 21-53. Доступно из:http://ufdc.ufl.edu/AA00019219/00076/21(22.06.2015).
15. Gott R. Cuba, a new history. New Haven, CT: Yale University Press, 2004. P. 88.
16. Leiseca J.M. Historia de Cuba. Havana: Libreria “Cervantes”, 1925
17. Marchante Castellanos P., Merchan Gonzales F. Ensenanza de la Farmacia en la Real Universidad de La Habana segun Plan de Estudios de 1863. Etapa 1863-1871. Доступно из:
http://scielo.sld.cu/scielo.php? script=sci arttext&pid=S0034-75152007000200012&lng=es&nrm=iso&tlng=es(13.02.2016).
18. Marchante Castellanos P., Merchan Gonzales F. Ensenanza de la Farmacia
en la Real Universidad de La Habana segun Plan de Estudios de 1863. Etapa 1871-1880.
Доступно из:http://bvs.sld.cu/revistas/far/vol41 3 07/far13307.htm(14.02.2016).
19. Marchante Castellanos P., Merchan Gonzales F. La carrera de Farmacia en
la Universidad de La Habana durante los cursos 1898-1899 y 1899-1900 // Rev Cubana Farm, 2010 №44 (2).Доступно из:
http://bvs.sld.cu/revistas/far/vol 44 2 10/far14210.htm. (20.03.2016).
20. Marchante Castellanos P, Merchan Gonzales F. La carrera de Farmacia en la Universidad de La Habana durante los cursos 1900-1901 y 1901-1902. El Plan Varona / /Revista Cubana de Farmacia, 2010. №44 (3) Доступно из: http://scielo.sld.cu/scielo.php?script=sci arttext&pid=S0034-75152010000300015. (6.01.2016).
21. Marchante Castellanos P., Merchan Gonzales F. Reorganization de la
ensenanza en la universidad de La Habana segun el ultimo plan de estudios de su etapa colonial (Plan de 1 8 8 0 ). Доступно из:
http://bvs. sld.cu/revistas/far/vol42 3 08/far12308.htm(18.02.2016).
22. Martinez y Diaz J.F. Historia de la educacion publica en Cuba. Pinar del Rio: Imp. Casa Villalba, 1943.
23. Minichino M. J. In Our Image: The Attempted Reshaping of the Cuban Education System by the United States Government, 1898-1912. Tampa, Florida: University of South Florida, 2014. P 141.
24. Mitjans A. Estudio sobre el movimiento cientifico y literario de Cuba. La Habana: Imp. de A. Alvarez y Compania, 1890. P. 57. Доступно из: http://catalog.hathitrust.org/Record/008673261(27.05.2015).
25. Pelayo M.M. A History of the Spanish Heterodox. UK: Saint Austin Press, 2009
26. Perez L. A. Cuba between reform and revolution. New York, NY: Oxford University Press, 1995
27. Perez L. A. Essays on Cuban history: historiography and research. Gainesville: University Press of Florida, 1995. P 42.
28. Perez L. A. Slaves, Sugar, & Colonial Society: Travel Accounts of Cuba, 1801-1899. Wilmington DE: Scholarly Resources, 1992. P 202.
29. Sandoica E.H. La Universidad de la Habana, 1728-1898. Implantacion cultural, estatus cientifico y nacionalismo bajo el dominio colonial espanol // Historia de la Educacion, 1992. № 11. P. 74. Доступно из:http://revistas.usal.es/index.php/0212-0267/article/viewFile/6940/6918(12.08.2015).
30. Taquechel J. C. Raices de la Ideologia Burguesa en Cuba. La Habana, 1944. Доступно из:http://www.filosofia.org/aut/001/1944jcas.htm(06.08.2015).
31. Александренков Э.Г. Проблемы формирования этнического самосознания (Куба XVI-XIX вв.): автореф. дис. М., 1997. С. 22.
32. Гаркунова Э.К. Педагогические взгляды Хосе Марти // Латинская Америка, 2008. №1. С. 91.
33. Думпьерре Э., Скляр В. Хулио Антонио Мелья - предвестник социалистической революции на Кубе // Российско-кубинские и советско- кубинские связи XVIII-XX веков. / Сб. статей под ред, А.Д. Бекаревича. М.: Наука, с. 147-170
34. Евдокимова Н.П., Петрова А.А. Ревуненков Владимир Георгиевич (1911-2004) // Портреты историков. Время и судьбы. Средние время. Новая и новейшая история. Том 5. М.: Наука, 2010. С. 451-459.
35. Колесников Н.С. Куба: Народное образование и подготовка национальных кадров (1959-1979 гг.). М.: Наука, 1980. С. 26.
36. Костенко А.Ф. И з истории становления системы народного образования на Кубе. (60-е -80-е годы XX века) // Современные тенденции в образовании и науке. Матер. межд. конф. 28.11.2014 г. Тамбов, 2014. С. 107.
37. Лавров Н.М. Очерки истории Кубы. М.: Наука, 1978. С. 329.
38. Маринельо Х. Хосе Марти - испаноамериканский писатель / пер. с исп. М. Абезгуаза. М.: Прогресс, 1964. С. 278-283.
39. Наварро К. Х. История Кубы. Ярмо и звезда: биография одного народа. Гавана: СИ-МАР, 2002. С. 213.
40. Петрова А.А. Кубинская революционная партия (1892-1898) и ее роль в освободительном движении на Кубе. Дисс. канд. ист. наук. СПб, 1977.
41. Пино Эстевес П.Р. Педагогические основы подготовки учителей для средней общеобразовательной школы по заочной системе в высших педагогических институтах Кубы. Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1984. С. 25
42. Софинский Н.Н. Помощь в подготовке кадров // Латинская Америка, 1977. №5. C. 126
43. Строганова Е.Д. Идеи социализма в Латинской Америке // Латинская Америка, 2009. №12.
44. Теуме Альварес Х., В.А.Богомолов. Опыт нормирования труда преподавателей в вузах СССР и Республики Куба // Современная высшая школа, 1983. №2 (42). C. 89-102
45. Фастова В.Н. Гуманистические идеалы испанских просветителей XVIII века // Латинская Америка, 2008. №6. С. 73-74.
46. Фонер Ф.С. История Кубы и ее отношений с США 1492-1845. / пер. с англ. В. Л. Кона. М: Издательство иностранной литературы, 1963. C. 133
47. Чигирь Н.Н. СССР-Куба в едином строю к общей цели. М.: Международные отношения, 1974. С. 47.
48. Чэн ГН. “Битва за школу” в ранней Республиканской Кубе . №2. СПб.: АНО Образовательный центр «Участие», 2016. С. 74.
49. Чэн Г.Н. Какова роль Советского Союз в формировании образовательной системы на Кубе? №1. СПб.: АНО Образовательный центр «Участие», 2015. № 1. С. 85.
50. Шершнева С.В. С.М. Стецкевич. К 90-летию со дня рождения // Труды кафедры истории нового и новейшего времени. 2011. №6. С. 153.
51. Шмонин Д. В. Схоластическая образовательная парадигма в контексте исторических форм трансляции знания: к постановке проблемы // Вестник СПбГУ Сер. 17. 2013. Вып. 2. С. 32.
52. История дипломатии. Т. 2. М-Л: Государственное издательство политической литературы, 1945. С. 140.
53. История Латинской Америки. Доколумбова эпоха - 70-е годы XIX века / под ред. Н.М. Ларина. М.: Наука, 1991. С. 419.
54. Энциклопедия Латинская Америка / под ред. В.М. Давыдова. М.: Экономика, 2013. С. 611.