Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ

Работа №62643

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 7
1.1. Специфика художественного творчества дошкольников 7
1.2. Методы обучение дошкольников технике изонить 11
1.3. Значение техники изонить в развитии художественно-творческих
способностей дошкольников 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ 20
2.1. Организационная работа по развитию творческих способностей
дошкольников посредством изучения техники изонить 20
2.2. Реализация плана работы по развитию творческих способностей
дошкольников посредством техники изонить 25
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 33
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы дошкольного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности. Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач развития творческих способностей детей, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.
Изонить, или ниточный дизайн известен и под другим названием - нитяная графика, что связывает этот вид творчества с изобразительной деятельностью. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративные панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книги многое другое. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус.
Технике изонити посвящено немало популярных публикаций в литературе по декоративно-прикладному творчеству, гораздо меньше исследованы методические основы преподавания изонити в детском саду, возможности использования этой оригинальной техники в развитии изодеятельности детей.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изонить (то есть изображение нитью) имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и изонитью, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и техникой изонить.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа в технике изонить и в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по технике напоминающей вышивание.
Значение занятий изонитью для образования дошкольников и развития их творческих способностей исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения техники изонить:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного
вкуса;
- развитие художественно - графических умений и навыков;
- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества посредством обучения техники изонить не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: техника изонить как средство развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность техники изонить в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы использования изонить в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей дошкольников посредством техники изонить;
- проанализировать результаты работы.
Гипотеза исследования: развитию творческих способностей дошкольников способствует проведение занимательных занятий по обучению технике изонить .
Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, анализ документов дошкольного образовательного учреждения, анкетирование воспитателей, родителей, тестирование детей, педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования являются труды таких авторов, как А.В. Бакушинский [1], З.А. Богатеева [2] , Л. С. Выготский [5], М.А Гусакова [9], Т. С. Комарова[12], Н.П. Саккулина [35], Е. А. Флёрина [40], Н.Б. Халезова [41] Т. Я. Шпикалова [46] и др.
Практическая значимость работы: на основе результатов исследования может быть разработана программа по развитию творческих способностей у старших дошкольников, а также результаты исследования будут полезны для студентов при прохождении психолого-педагогической практики в ДОУ.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МБДОУ №72 «Антошка» г.Набережные Челны, РТ


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте признается актуальной в связи с тем, что изобразительная деятельность старших дошкольников обусловлена их возрастными и индивидуальными особенностями. Именно, в этом возрасте, ребенок переходит от спонтанного рисования к осмысленному, целенаправленному, ошибки педагогического руководства могут привести к полной утрате интереса детей к изобразительной деятельности, что влечет за собой определенные ограничения в развитии личности.
Проведя теоретическое исследование основ изобразительной деятельности старших дошкольников, специфики формирования изобразительных
способностей детей мы пришли к выводу о том, что изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими психическими функциями: «двигательной» установкой психики, «действенным» отношением к
действительности, активным отношением к изображаемым событиям, зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением детей.
Важным аспектом изобразительной деятельности является механизм развития замысла, который уже в младшем возрасте строятся по аналогии с «взрослым» творчеством и делится на следующие фазы:
1. Область образования представления о предмете.
2. Область образования представления об изображении.
3. Область материального воплощения замысла.
Для воплощения замысла необходимо владение техникой изобразительной деятельности. Художественная техника в детском творчестве включает технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.
Рассмотрев методику обучения изобразительной деятельности, мы выявили, что процесс и продукты изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно оценивать на основании критериев:
1. Оригинальность (индивидуальный «почерк» детской продукции).
2. Выразительность образа.
3. Г рамотность образа.
4. Раскрытие замысла.
5. Уровень самостоятельности (активности, инициативы).
6. Регуляция деятельности.
Эти критерии также могут быть положены в основу оценки процесса и продуктов создания изделий в технике изонити. Особенность техники изонити в том, что эта техника доступна ребенку старшего дошкольного возраста, каждый продукт отличается достаточной оригинальностью, каждое изделие имеет элементы творческой фантазии. Развитию оригинальности детского изделия способствует самостоятельность выбора изделия.
Для изучения специфики использования на занятиях изодеятельности техники изонити, условий обеспечения эффективности развития изобразительных способностей старших дошкольников, нами проведена опытно- экпериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа:
1. Исследование первоначального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Реализация программы обучения изонити.
3. Итоговая диагностика уровня развития, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие дошкольники в количестве 26 человек.
Оценка творческих способностей детей происходила на основе изучения процесса изобразительной деятельности детей при помощи педагогического наблюдения, а также методом изучения продуктов деятельности детей (изделий, выполненных в технике изонити).
Используя материалы проведенного теоретического исследования, в качестве необходимых показателей, мы использовали критерии оценки детского продуктивного художественного творчества, выделенные Н.А. Ветлугиной. Предлагаемые критерии мы объединили в две группы: первая применялась нами при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно связаны между собой и позволяют охарактеризовать и деятельность, и её продукты.
Анализ полученных протоколов показал следующие результаты:
- низкий уровень показали - 13 человек (49,2%);
- средний уровень - 5 человека (19 %);
- высокий уровень - 8 человек (32,8%).
Средний балл по исследуемой группе составляет 10,69 при максимально возможных 22.
Программа направлена на развитие творческих способностей средствами изонити. К окончанию обучения технике изонить, дети должны знать и уметь выполнить изделия в технике ниточного дизайна, знать и уметь объяснить последовательность выполнения изделий, уметь формулировать замысел и реализовать его в простейшем изделии, использовать выразительные средства изображения.
Систематические занятия по программе кружковой работы по обучению техники изонить, способствовали развитию у детей творческих способностей, умения создавать образ, придерживаться замысла, умения наблюдать, выделять существенные функциональные, цветовые и пространственные признаки предметов, обобщать их, давать им оценку. В работах детей оригинальность, повысился уровень технических навыков. Дети научились адекватно воспринимать и оценивать образцы и собственные работы, увеличился уровень самостоятельности при выборе сюжета, выразительных средств.
По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы нами разработаны методические рекомендации педагогам для обучения детей технике изонити, развития изобразительных способностей в старшем дошкольном возрасте.
В целом по итогам проведенного исследования гипотеза доказана, задачи выполнены в полном объеме.



1. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА,
2011.
2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат,
1993.
3. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. - СПб.: “Детство - Пресс”, 2007.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед вузов/ Под ред. М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик . -М.: Просвещение, 1984.-254 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др./ Под. ред. А.В.Петровского - М.: Просвещение, 1979.- 318 с. (стр.5-6)
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк: Кн. для учителя/ Л.С. Выготский. - М. :
Просвещение, 1991.- 342с.
8. Геронимус, Т.М. Программа «Трудовое обучение. Школа мастеров»/ Т.М. Геронимус.-Начальная школа.-2001.-№8.-С. 46- 47
9. Гильман, Р.А. Иголка и нитка в умелых руках/ Р.А. Гильман. - М.:Легпромбытиздат, 1993.- 290 с.
10. Горбачёва, Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы - основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие/ Т. А. Горбачёва. // Классный руководитель.- 2002.-№ 6 .- С.25-29
11. Гусарова, Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие/ Н. Н. Гусарова. - СПб.: Детство - Пресс, 2000.- 267 с.
12. Изонить(Текст).- http://klk.pp.ru/2007/08/14/i7onit.htm1
13. Иванова, Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя/ Л. А. Иванова. М.: Просвещение, 1983. - 335 с.
14. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991.- 263 с.
15. Козлова, Н.В. Геометрические построения. Изонить. Факультативный курс по технической графике и основам дизайна/ Н.В. Козлова. -Нижний Тагил, 1999.- 119 с.
16. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов/ Т. С. Комарова. - М.,. 2005.- 325 с.
17. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп./ Т. С. Комарова. - М.: Просвещенис. 1976. - 158с. с ил.
18. Кузин, В.С. Программа «Изобразительное искусство»/ В.С. Кузин // Начальная школа.-2001.-№8.-С. 41- 42
19. Левин, С. Д. Ваш ребенок рисует. Книга о детском рисунке/ С. Д. Левин. -М.:Советский художник, 1979.- 271 с.
20. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность/ Н.С. Лейтес. - Семья и школа.- 1990.- №9 .- С.16-21
21. Леонова О. В. Рисуем нитью. Оригинальные поделки в технике изонить.
- М. 2011.
22. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических заведений и слушателей ИПК и ФПК./ Б.Т. Лихачев - М.: Прометей, 1996.- 362 с.
23. Леонова О. В. Рисуем нитью. Оригинальные поделки в технике изонить.
- М. 2011.
24. Лещинская Ю. С. Волшебная изонить. - Минск: Харвест, 2011.
25. Метелева, Е.Г. Детское творчество в изостудии/ Е.Г. Метелева. // Дополнительное образование.- 2000.-№10.-С.24-30
26. Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/ М.И. Нагибина.- Ярославль:Академия развития, 1997.-191 с.
27. Найниш, Л.А. Можно ли научить рисовать любого?/ Л.Найниш, А.Борисов, В.Горбунова // ALMA MATER.- 2000.-№8.-С.3-4
28. Писларь Н.Н. Изонить: маленькие «шедевры». НМЖ «Школа и производство»№2. - М./ «Школа-Пресс»,2008.
29. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. -429 с.
30. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс четырехлетней начальной школы/ Ю.А.Полуянов. //Начальная школа.-
2000. -№9.-С. 34-36
31. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность как средство развития изобразительных способностей/ Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1982.- 235 с.
32. Саксонова, Л.П. Цветовые системы на уроках изобразительного искусства/ Л.П. Саксонова // Начальная школа. - 2001.-№12.- С.89-92.
33. Савельева, Е.А. О художественных способностях детей/ Е.А. Савельева// Завуч.-2000.-№6. - С.132- 137.
34. Серякова, Т. Фантазия из ниток/ Т. Серякова. - Юный художник.-1996.- №10.- С.13-16
35. Степанов, С. Тайна детского рисунка/ С.Степанов //Няня. - 1997.- №9.-С.
18-20
36. Торгашова В. Н. Рисуем нитью. - М. 2011.
37. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева.- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-368 с.
38. Флёрина, М.А.Изобразительное творчество детей дошкольного и младшего школьного возраста/ М.А. Флёрина. - М.: Просвещение, 1993.- 310 с.
39. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников/ Е.А. Флерина. - М., 1961.- 228с.
40. Фолькельт, Г. Экспериментальная психология дошкольника / Г. Фолькельт.- М.-Л.: Гос. изд-во, 1930.- 220 с.
41. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие/ В.Д. Шадриков .- М.:Издательская корп. «Логос», 1996.- 320с.
42. Шпикалова Т.Я. Программа «Программа изобразительное искусство и ручной труд»/ Т.Я. Шпикалова // Начальная школа. -2001.-№8.-С. 43- 45
43. http://defacto.examen.ru/ExamineBase.nsf
44. http://parent.fio.ru/
45. http://www.iro.yar.ru/resource/distant
46. http://www.genesis.ru/pedologia
47. http://oldesign.by.ru/
48. http://preschool.by.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ