Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовой статус национальных меньшинств и проблемы его реализации (Алтайский Государственный Университет)

Работа №62636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть доклад к защите
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятия «народ», «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы» в науке конституционного права 6
1.2 Значение и роль отечественных и международных нормативно-правовых актов, закрепляющих права национальных меньшинств в правовой системе России 17
1.3 Права национальных меньшинств в системе конституционных прав 25
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИИ 35
2.1 Политическое участие как форма реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств 35
2.2 Гарантии и механизмы обеспечения социальных и культурных прав национальных меньшинств 39
2.3 Судебная защита прав национальных меньшинств в деятельности органов конституционного правосудия 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62

Национальное меньшинство как самостоятельная группа людей определяется в качестве такового с учетом соотношения национального состава государства в целом и лиц определенной национальности. Иными словами, фактически на земле может проживать достаточно много лиц определенной национальности, но на территории определенного государства они могут оказаться в меньшинстве. Как следствие возникает необходимость оказания поддержки со стороны государства для сохранения культуры национального меньшинства, создании недискриминационных условий.
Однако сам факт признания необходимости предоставления защиты не повлек за собой детальную проработку данного вопроса на уровне национального законодательства. До настоящего времени в России нет специального закона, регламентирующего права национальных меньшинств, статус которых отличается от статуса коренных малочисленных народов, чье правовое положение более детально проработано. Соответственно сохраняется потребность в проведении исследований для определения специфики конституционно-правового статуса национальных меньшинств, что в конечном итоге позволит осуществить разработку законодательства в данной сфере.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы исследования, что и стало причиной для ее выбора для изучения в рамках курсовой работы.
Цель исследования – анализ конституционно-правового статуса национальных меньшинств и проблем его реализации.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели необходимо решить следующие задачи:
 проанализировать понятия «народ», «национальные меньшинства» и «коренные малочисленные народы» с позиции науки конституционного права;
 определить значение и роль отечественных и международных нормативно-правовых актов, закрепляющих права национальных меньшинств в правовой системе России;
 рассмотреть политическое участие как форму реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств;
 провести анализ гарантий и механизмов обеспечения социальных и культурных прав национальных меньшинств.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с реализацией конституционно-правового статуса национальных меньшинств.
Предмет исследования – законодательство Российской Федерации, регламентирующее конституционно-правовой статус национальных меньшинств, теоретические воззрения в данной сфере а также правоприменительная практика.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания, которые способствовали всестороннему исследованию поставленных вопросов.
Формально-логический метод позволяет выстроить логические умозаключения для обоснования суждений. Сравнительно-правовой метод был использован при анализе законодательства для целей выявления сущностных сходств и отличий наряду с методом анализа.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список используемых источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
В теории конституционного права понятие народ рассматривается в аспекте принадлежности к определенному государству, то есть как население, проживающее на территории определенного государства и подчиняющееся его законам. Понятия «национальное меньшинство» и «коренной малочисленный народ» близки. Теоретики сходятся во мнении, что как коренные малочисленные народы, так и национальные меньшинства объединяются и выделяются из иной общности по этническому типу. Как различие для отграничения коренного малочисленного народа от национального меньшинства выделяет признак проживания на исторической территории предков и ведение образа жизни с учетом обычаев, традиций и культуры соответствующей народности. Коренные малочисленные народы проживают компактно, на территории предков, в то время как понятие национального меньшинства не предполагает проживание на определенной территории.
Значение для придания группе людей статуса национального меньшинства имеет и признак гражданства, потому что выделение национального меньшинства и оказание ему поддержки со стороны государства предполагает наличие гражданства у определенной этнической группы, проживающей на территории данного государства.
Кроме того, в законодательстве предусмотрено, что национальное меньшинство может быть определено как коренной малочисленный народ в том случае, когда его численность не превышает в целом пятидесяти тысяч человек. Столь малая численность отдельного этноса и является причиной необходимости признания на ним особых прав и сохранения его культуры, языка, предоставления определенных привилегий.
В международном законодательстве предусмотрено, что права и интересы национальных меньшинств следует защищать, предоставляя им государственные гарантии сохранения собственной самобытности. Культура национальных меньшинств определяется как культурное наследие, которое надлежит сохранять.
Законодательство России, в котором во многом имплементированы положения международных договоров, также ориентировано на сохранение самобытности национальных меньшинств. Однако изучение законодательства России позволило сделать вывод, что охрана предоставляется преимущественно коренным малочисленным народам, а интересы национальных меньшинств на нормативном уровне менее проработаны.
Национальные меньшинства, представляют собой лиц, имеющих гражданство России и выделенных в силу их малочисленности, принадлежности к определенной национальности, а также в силу ряда иных факторов. В целом, как граждане России лица, отнесенные к числу национальных меньшинств, наделены полным объемом прав. Наряду с этим национальные меньшинства обладают правом на сохранение собственной культуры и традиций. Однако традиции национальных меньшинств не должны противоречить законам России, иначе их соблюдение может стать основанием для привлечения к ответственности в рамках правового поля.
Проанализировав законодательство России в части права на участие политической жизни государства, можно сделать вывод, что оно претерпело определенные изменения за период своего существования и не в пользу национальных меньшинств. Данный вывод основывается на том, что ранее закрепленное в законе положения о необходимости предоставления квоты национальным меньшинствам в органах государственного управления субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления были исключены. Взамен никаких специальных положений об участии национальных меньшинств в управлении государством не было разработано, что было определено как негативный и нуждающийся в изменении момент.
Культурным и социальным правам национальных меньшинств в законодательстве России уделено гораздо больше внимания, потому что их культура и языки народов России определена как национальное достояние, которое надлежит сохранять.
Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации можно рассматривать как способ защиты интересов национальных меньшинств. Несмотря на то, что указанный суд не разрешает отдельные споры по существу, он формирует правовые позиции, которые обязательны для всех. Невзирая на то, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не рассматриваются в качестве источников права, они применяются наряду с законами и подзаконными нормативными правовыми актами, имея в определенных случаях большую силу если отдельные положения законодательства признаются неконституционными.
Применительно к национальным меньшинствам наиболее важной правовой позицией в настоящее время является та, которая была выражена в отношении национально-культурных автономий. Во-первых, уже не остается разрешенным вопрос о количестве указанных образований, которые могут быть созданы и функционировать на территории определенного субъекта Российской Федерации. Допускается создание только одного подобного образования в пределах одного субъекта Российской Федерации. Во-вторых, согласно правовой позиции высшего суда, подобный подход не является дискриминационным в силу того, что в состав указанного образования могут входить местные, то есть их реализация их интересов не затрагивается наличием одного образования на региональном уровне.



1. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.1995 года № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
4. О языках народов Российской Федерации : закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 31.07.2020) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 50. – Ст. 1740.
5. О библиотечном деле : федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 1. – Ст. 2.
6. О международных договорах Российской Федерации : федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
7. О национально-культурной автономии : федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. 04.11.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2965.
8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
9. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ (ред. 27.06.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 30. – Ст. 3122.
10. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федеральный закон от 22.08.2002 № 122-ФЗ (ред. 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 35. – Ст. 3607.
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
12. О государственном языке Российской Федерации : федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199.
13. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
14. О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации : указ Президента РФ от 26.10.2018 № 611 // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 44. – Ст. 6717.
15. О Федеральном агентстве по делам национальностей : указ Президента РФ от 31.03.2015 № 168 (ред. от 15.05.20) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 14. – Ст. 2106.
16. О Федеральном агентстве по делам национальностей (вместе с «Положением о Федеральном агентстве по делам национальностей») : постановление Правительства РФ от 18.04.2015 № 368 (ред. от 19.06.20) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 17 (ч. IV). – Ст. 2564.

Международно-правовые акты и нормативно-правовые акты зарубежных стран

17. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.
18. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 04.11.1950 (ред. от 13.5.2004) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
19. Международный пакт о гражданских и политических правах : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
20. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
21. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам : принята 18.12.1992 Резолюцией 47/135 на 92-ом пленарном заседании 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Московский журнал международного права. – 1993. – № 2. – С. 170-173.
22. Конвенция о защите прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам : заключена в г. Москве 21.10.1994 // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. – 1994. – № 3 (16). – С. 74-80.
23. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ETS N 157) [рус., англ.] : Заключена в г. Страсбурге 01.02.1995 // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 11. – Ст. 1256.
24. Конвенция Содружества Независимых Государство правах и основных свободах человека (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993) : заключена в Минске 26.05.1995 // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 13. – Ст. 1489.
25. Европейская социальная хартия (пересмотренная) : принята в г. Страсбурге 03.05.1996 // Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4. – С. 17-67.

Юридическая практика

26. По делу о проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального закона «О национальной культурной автономии» в связи с жалобой граждан А.Х. Дитца и О.А. Шумахер : постановление Конституционного Суда РФ от 03.03.2004 № 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2004. – № 2.
27. По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 30. – Ст. 4658.
28. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Авезова Мурзадина Алибековича, Аджигайтарова Нажмудина Биярслановича и других на нарушение их конституционных прав Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области» : определение Конституционного Суда РФ от 09.03.2017 № 462-О // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электр. дан. – Режим доступа : http://base.consultant.ru – Загл. с экрана.
29. По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Г.К. Щукина : постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2019 № 21-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2019. – № 4.
30. Информация «Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2013 - 2015 годов)» : одобрено решением Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электр. дан. – Режим доступа : http://base.consultant.ru – Загл. с экрана.
31. Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2011 № 16-Г11-2 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электр. дан. – Режим доступа : http://base.consultant.ru – Загл. с экрана.
32. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.09.2019 № 64-АПА19-7 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электр. дан. – Режим доступа : http://base.consultant.ru – Загл. с экрана.
33. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23.05.2016 № 33А-6198/2016 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электр. дан. – Режим доступа : http://base.consultant.ru – Загл. с экрана.

Специальная литература

34. Алехин, А.Е. Об объединительной природе Совета Федерации / А.Е. Алехин, И.А. Ромайкин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 1. – С. 24-28.
35. Андриченко, Л.В. Проблемы правового обеспечения сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов: международный и национальный аспекты / Л.В. Андриченко // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 4. – С. 17-32.
36. Блохин, П.Д. Аналогия и «ведущие основания решения» в конституционном правосудии / П.Д. Блохин // Журнал конституционного правосудия. – 2014. – № 4. – С. 29-38.
37. Будаева, А.О. Новые тенденции развития законодательства и правоприменительной практики по защите прав национальных меньшинств в РФ / А.О. Будаева // Конституция Российской Федерации: первые 25 лет Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и Международному дню прав человека. Под редакцией С.А. Глотова, М.Ф. Гацко. – 2019. – С. 99-103.
38. Венгеров, А.Б. Теория государства и права : учебник для вузов / А.Б. Венгеров. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
39. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид / Пер. с фр. и вступ. ст. В.А. Туманова. – М.: Прогресс. 1998. – 496 с.
40. Доронина, О.Н. Федеральные и региональные гарантии обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина (на примере прав коренных малочисленных народов и иных национальных меньшинств в Дальневосточном федеральном округе) / О.Н. Доронина, О.А. Бражников // Современное право. – 2019. – № 3. – С. 19-26.
41. Зайнитдинов, Н.А. Указание национальности в паспорте гражданина Российской Федерации как форма реализации права на национальную принадлежность / Н.А. Зайнитдинов // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 1. – С. 46-53.
42. Ильин, И.М. Конституционные основы экономического, социального и культурного развития национальных меньшинств в Российской Федерации / И.М. Ильин // Вестник Волжского университета им В.Н. Татищева. – 2019. – Т. 1. – № 3. – С. 49-59.
43. Кодзоева, М.М. Правовое положение национальных меньшинств в России и за рубежом: вопросы международного и внутригосударственного правового регулирования / М.М. Кодзоева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 3.1. (18). – С. 102-110.
44. Крашенинников, П.В. Зарождение права / П.В. Крашенинников. – М.: Статут, 2016. – 288 с.
45. Кряжков, В.А. Дело о традиционной охоте, или первый опыт защиты прав малочисленных народов в Конституционном суде России / В.А. Кряжков // Сравнительное конституционное обозрение. – 2019. – № 4 (131). – С. 116-130.
46. Куликова, К.Б. Государство, этнос и нация: соотношение и взаимосвязь / К.Б. Куликова // Молодой ученый. – 2017. – № 48 (182). – С. 251-254.
47. Международное право : учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов [и др.] ; отв. ред. С.А. Егоров. – Москва: Статут, 2015. – 848 с.
48. Молчанов, Б.А. Об отдельных вопросах охраны «этнических» и «культурных» прав коренных малочисленных народов Российской Федерации / Б.А. Молчанов, С.Н. Мамедов, М.Ю. Задорин // Вестник Пермского университета. – 2015. – № 4 (30). – С. 19-27.
49. Паршичева, И.Е. Основные механизмы реализации прав национальных меньшинств / И.Е. Паршичева / Актуальные проблемы сравнительного правоведения. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. – 2019. – С. 346-349.
50. Рябинина, В.С. Охрана прав коренных малочисленных народов Севера / В.С. Рябинина // Наука в трансграничном регионе. Сборник научных статей. – Тюмень, 2019. – С. 57-59.
51. Сивицкий, В.А. Возвращение Конституционного Суда Российской Федерации к оценке конституционности нормы / В.А. Сивицкий // Журнал конституционного правосудия. – 2015. – № 2. – С. 10 -15.
52. Силантьева, Н.А. К вопросу о понятии «коренные малочисленные народы» / Н.А. Силантьева, А.П. Сунцов // Образование и наука: современные тренды. Коллективная монография. Серия «Научно-методическая библиотека. – Чебоксары, 2016. – С. 29-42.
53. Тирских, М.Г. Соотношение традиции с обычаем и правом: компаративистские аспекты / М.Г. Тирских, Л.Ю. Черняк // Сибирский юридический вестник. – 2013. – № 2 (61). – С. 100-107.
54. Федоров, П.Р. Международно-правовое регулирование и защита прав национальных меньшинств / П.Р. Федоров // Академическая публицистика. – 2020. – № 1. – С. 144-152.
55. Харакчиева, Э.Э. Проблемы закрепления и реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации / Э.Э. Харакчиева // Актуальные проблемы сравнительного правоведения Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. – 2019. – С. 346-349.
56. Химичева, О.В. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как источник уголовно-процессуального права / О.В. Химичева, Д.В. Шаров // Вестник экономической безопасности. – 2017. – № 3. – С. 71-74.
57. Ширей, Б.О. Конституционные вопросы поддержки национальных традиций, культур, языков народов России / Б.О. Ширей // Ленинградский юридический журнал. – Санкт-Петербург, 2012. – № 2 (28). – С. 60-64.
58. Экзеков, М.Х. Формирование понятий «национальное меньшинство» и «коренной малочисленный народ» / М.Х. Экзеков // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2017. – № 4 (39). – С. 127-142.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ