Конституционно-правовой статус национальных меньшинств и проблемы его реализации (Алтайский Государственный Университет)
|
Есть доклад к защите
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятия «народ», «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы» в науке конституционного права 6
1.2 Значение и роль отечественных и международных нормативно-правовых актов, закрепляющих права национальных меньшинств в правовой системе России 17
1.3 Права национальных меньшинств в системе конституционных прав 25
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИИ 35
2.1 Политическое участие как форма реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств 35
2.2 Гарантии и механизмы обеспечения социальных и культурных прав национальных меньшинств 39
2.3 Судебная защита прав национальных меньшинств в деятельности органов конституционного правосудия 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятия «народ», «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы» в науке конституционного права 6
1.2 Значение и роль отечественных и международных нормативно-правовых актов, закрепляющих права национальных меньшинств в правовой системе России 17
1.3 Права национальных меньшинств в системе конституционных прав 25
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИИ 35
2.1 Политическое участие как форма реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств 35
2.2 Гарантии и механизмы обеспечения социальных и культурных прав национальных меньшинств 39
2.3 Судебная защита прав национальных меньшинств в деятельности органов конституционного правосудия 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Национальное меньшинство как самостоятельная группа людей определяется в качестве такового с учетом соотношения национального состава государства в целом и лиц определенной национальности. Иными словами, фактически на земле может проживать достаточно много лиц определенной национальности, но на территории определенного государства они могут оказаться в меньшинстве. Как следствие возникает необходимость оказания поддержки со стороны государства для сохранения культуры национального меньшинства, создании недискриминационных условий.
Однако сам факт признания необходимости предоставления защиты не повлек за собой детальную проработку данного вопроса на уровне национального законодательства. До настоящего времени в России нет специального закона, регламентирующего права национальных меньшинств, статус которых отличается от статуса коренных малочисленных народов, чье правовое положение более детально проработано. Соответственно сохраняется потребность в проведении исследований для определения специфики конституционно-правового статуса национальных меньшинств, что в конечном итоге позволит осуществить разработку законодательства в данной сфере.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы исследования, что и стало причиной для ее выбора для изучения в рамках курсовой работы.
Цель исследования – анализ конституционно-правового статуса национальных меньшинств и проблем его реализации.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятия «народ», «национальные меньшинства» и «коренные малочисленные народы» с позиции науки конституционного права;
определить значение и роль отечественных и международных нормативно-правовых актов, закрепляющих права национальных меньшинств в правовой системе России;
рассмотреть политическое участие как форму реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств;
провести анализ гарантий и механизмов обеспечения социальных и культурных прав национальных меньшинств.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с реализацией конституционно-правового статуса национальных меньшинств.
Предмет исследования – законодательство Российской Федерации, регламентирующее конституционно-правовой статус национальных меньшинств, теоретические воззрения в данной сфере а также правоприменительная практика.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания, которые способствовали всестороннему исследованию поставленных вопросов.
Формально-логический метод позволяет выстроить логические умозаключения для обоснования суждений. Сравнительно-правовой метод был использован при анализе законодательства для целей выявления сущностных сходств и отличий наряду с методом анализа.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список используемых источников и литературы.
Однако сам факт признания необходимости предоставления защиты не повлек за собой детальную проработку данного вопроса на уровне национального законодательства. До настоящего времени в России нет специального закона, регламентирующего права национальных меньшинств, статус которых отличается от статуса коренных малочисленных народов, чье правовое положение более детально проработано. Соответственно сохраняется потребность в проведении исследований для определения специфики конституционно-правового статуса национальных меньшинств, что в конечном итоге позволит осуществить разработку законодательства в данной сфере.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы исследования, что и стало причиной для ее выбора для изучения в рамках курсовой работы.
Цель исследования – анализ конституционно-правового статуса национальных меньшинств и проблем его реализации.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятия «народ», «национальные меньшинства» и «коренные малочисленные народы» с позиции науки конституционного права;
определить значение и роль отечественных и международных нормативно-правовых актов, закрепляющих права национальных меньшинств в правовой системе России;
рассмотреть политическое участие как форму реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств;
провести анализ гарантий и механизмов обеспечения социальных и культурных прав национальных меньшинств.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с реализацией конституционно-правового статуса национальных меньшинств.
Предмет исследования – законодательство Российской Федерации, регламентирующее конституционно-правовой статус национальных меньшинств, теоретические воззрения в данной сфере а также правоприменительная практика.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания, которые способствовали всестороннему исследованию поставленных вопросов.
Формально-логический метод позволяет выстроить логические умозаключения для обоснования суждений. Сравнительно-правовой метод был использован при анализе законодательства для целей выявления сущностных сходств и отличий наряду с методом анализа.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список используемых источников и литературы.
Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
В теории конституционного права понятие народ рассматривается в аспекте принадлежности к определенному государству, то есть как население, проживающее на территории определенного государства и подчиняющееся его законам. Понятия «национальное меньшинство» и «коренной малочисленный народ» близки. Теоретики сходятся во мнении, что как коренные малочисленные народы, так и национальные меньшинства объединяются и выделяются из иной общности по этническому типу. Как различие для отграничения коренного малочисленного народа от национального меньшинства выделяет признак проживания на исторической территории предков и ведение образа жизни с учетом обычаев, традиций и культуры соответствующей народности. Коренные малочисленные народы проживают компактно, на территории предков, в то время как понятие национального меньшинства не предполагает проживание на определенной территории.
Значение для придания группе людей статуса национального меньшинства имеет и признак гражданства, потому что выделение национального меньшинства и оказание ему поддержки со стороны государства предполагает наличие гражданства у определенной этнической группы, проживающей на территории данного государства.
Кроме того, в законодательстве предусмотрено, что национальное меньшинство может быть определено как коренной малочисленный народ в том случае, когда его численность не превышает в целом пятидесяти тысяч человек. Столь малая численность отдельного этноса и является причиной необходимости признания на ним особых прав и сохранения его культуры, языка, предоставления определенных привилегий.
В международном законодательстве предусмотрено, что права и интересы национальных меньшинств следует защищать, предоставляя им государственные гарантии сохранения собственной самобытности. Культура национальных меньшинств определяется как культурное наследие, которое надлежит сохранять.
Законодательство России, в котором во многом имплементированы положения международных договоров, также ориентировано на сохранение самобытности национальных меньшинств. Однако изучение законодательства России позволило сделать вывод, что охрана предоставляется преимущественно коренным малочисленным народам, а интересы национальных меньшинств на нормативном уровне менее проработаны.
Национальные меньшинства, представляют собой лиц, имеющих гражданство России и выделенных в силу их малочисленности, принадлежности к определенной национальности, а также в силу ряда иных факторов. В целом, как граждане России лица, отнесенные к числу национальных меньшинств, наделены полным объемом прав. Наряду с этим национальные меньшинства обладают правом на сохранение собственной культуры и традиций. Однако традиции национальных меньшинств не должны противоречить законам России, иначе их соблюдение может стать основанием для привлечения к ответственности в рамках правового поля.
Проанализировав законодательство России в части права на участие политической жизни государства, можно сделать вывод, что оно претерпело определенные изменения за период своего существования и не в пользу национальных меньшинств. Данный вывод основывается на том, что ранее закрепленное в законе положения о необходимости предоставления квоты национальным меньшинствам в органах государственного управления субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления были исключены. Взамен никаких специальных положений об участии национальных меньшинств в управлении государством не было разработано, что было определено как негативный и нуждающийся в изменении момент.
Культурным и социальным правам национальных меньшинств в законодательстве России уделено гораздо больше внимания, потому что их культура и языки народов России определена как национальное достояние, которое надлежит сохранять.
Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации можно рассматривать как способ защиты интересов национальных меньшинств. Несмотря на то, что указанный суд не разрешает отдельные споры по существу, он формирует правовые позиции, которые обязательны для всех. Невзирая на то, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не рассматриваются в качестве источников права, они применяются наряду с законами и подзаконными нормативными правовыми актами, имея в определенных случаях большую силу если отдельные положения законодательства признаются неконституционными.
Применительно к национальным меньшинствам наиболее важной правовой позицией в настоящее время является та, которая была выражена в отношении национально-культурных автономий. Во-первых, уже не остается разрешенным вопрос о количестве указанных образований, которые могут быть созданы и функционировать на территории определенного субъекта Российской Федерации. Допускается создание только одного подобного образования в пределах одного субъекта Российской Федерации. Во-вторых, согласно правовой позиции высшего суда, подобный подход не является дискриминационным в силу того, что в состав указанного образования могут входить местные, то есть их реализация их интересов не затрагивается наличием одного образования на региональном уровне.
В теории конституционного права понятие народ рассматривается в аспекте принадлежности к определенному государству, то есть как население, проживающее на территории определенного государства и подчиняющееся его законам. Понятия «национальное меньшинство» и «коренной малочисленный народ» близки. Теоретики сходятся во мнении, что как коренные малочисленные народы, так и национальные меньшинства объединяются и выделяются из иной общности по этническому типу. Как различие для отграничения коренного малочисленного народа от национального меньшинства выделяет признак проживания на исторической территории предков и ведение образа жизни с учетом обычаев, традиций и культуры соответствующей народности. Коренные малочисленные народы проживают компактно, на территории предков, в то время как понятие национального меньшинства не предполагает проживание на определенной территории.
Значение для придания группе людей статуса национального меньшинства имеет и признак гражданства, потому что выделение национального меньшинства и оказание ему поддержки со стороны государства предполагает наличие гражданства у определенной этнической группы, проживающей на территории данного государства.
Кроме того, в законодательстве предусмотрено, что национальное меньшинство может быть определено как коренной малочисленный народ в том случае, когда его численность не превышает в целом пятидесяти тысяч человек. Столь малая численность отдельного этноса и является причиной необходимости признания на ним особых прав и сохранения его культуры, языка, предоставления определенных привилегий.
В международном законодательстве предусмотрено, что права и интересы национальных меньшинств следует защищать, предоставляя им государственные гарантии сохранения собственной самобытности. Культура национальных меньшинств определяется как культурное наследие, которое надлежит сохранять.
Законодательство России, в котором во многом имплементированы положения международных договоров, также ориентировано на сохранение самобытности национальных меньшинств. Однако изучение законодательства России позволило сделать вывод, что охрана предоставляется преимущественно коренным малочисленным народам, а интересы национальных меньшинств на нормативном уровне менее проработаны.
Национальные меньшинства, представляют собой лиц, имеющих гражданство России и выделенных в силу их малочисленности, принадлежности к определенной национальности, а также в силу ряда иных факторов. В целом, как граждане России лица, отнесенные к числу национальных меньшинств, наделены полным объемом прав. Наряду с этим национальные меньшинства обладают правом на сохранение собственной культуры и традиций. Однако традиции национальных меньшинств не должны противоречить законам России, иначе их соблюдение может стать основанием для привлечения к ответственности в рамках правового поля.
Проанализировав законодательство России в части права на участие политической жизни государства, можно сделать вывод, что оно претерпело определенные изменения за период своего существования и не в пользу национальных меньшинств. Данный вывод основывается на том, что ранее закрепленное в законе положения о необходимости предоставления квоты национальным меньшинствам в органах государственного управления субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления были исключены. Взамен никаких специальных положений об участии национальных меньшинств в управлении государством не было разработано, что было определено как негативный и нуждающийся в изменении момент.
Культурным и социальным правам национальных меньшинств в законодательстве России уделено гораздо больше внимания, потому что их культура и языки народов России определена как национальное достояние, которое надлежит сохранять.
Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации можно рассматривать как способ защиты интересов национальных меньшинств. Несмотря на то, что указанный суд не разрешает отдельные споры по существу, он формирует правовые позиции, которые обязательны для всех. Невзирая на то, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не рассматриваются в качестве источников права, они применяются наряду с законами и подзаконными нормативными правовыми актами, имея в определенных случаях большую силу если отдельные положения законодательства признаются неконституционными.
Применительно к национальным меньшинствам наиболее важной правовой позицией в настоящее время является та, которая была выражена в отношении национально-культурных автономий. Во-первых, уже не остается разрешенным вопрос о количестве указанных образований, которые могут быть созданы и функционировать на территории определенного субъекта Российской Федерации. Допускается создание только одного подобного образования в пределах одного субъекта Российской Федерации. Во-вторых, согласно правовой позиции высшего суда, подобный подход не является дискриминационным в силу того, что в состав указанного образования могут входить местные, то есть их реализация их интересов не затрагивается наличием одного образования на региональном уровне.
Подобные работы
- Конституционно-правовой статус национальных меньшинств и проблемы его реализации (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовые основы статуса российской нации: перспективы развития и проблемы реализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Статус государственного языка
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2022 - Региональные особенности реализации национальной политики на Алтае в 1918-1953 гг
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовое обеспечение гендерного равенства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социальное самочувствие представителя национальной диаспоры
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ КАК СУБЪЕКТ
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ КОНФЛИКТОВ В
РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017



