ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Состояние вопроса 6
1.1. Характеристика учебно-тренировочного процесса с юными
футболистами 6
1.2. Анализ общей и специальной физической подготовки юных
футболистов 15
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста 18
1.4. Медико-биологические особенности детей младшего школьного
возраста 23
Глава II. Методы и организация исследования 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 30
Глава III. Оценка уровня специальной физической подготовленности футболистов групп начальной подготовки первого и второго годов обучения 32
3.1. Оценка значимости специальной физической подготовки в работе
с юными футболистами 32
3.2. Оценка уровня специальной физической подготовленности юных
футболистов по проведённым тестам 39
Выводы 42
Практические рекомендации 43
Список используемой литературы 45
Приложение
Актуальность. Как показывает анализ научно-методической литературы и личные наблюдения, пока нет конкретных рекомендаций по оценке уровня специальной физической подготовленности юных футболистов.
Футбол - наиболее популярная и массовая игра у детей и юношей. Он помогает воспитывать такие ценные морально-волевые качества, как целеустремленность, коллективизм, дисциплинированность: выдержку и самообладание, а также совершенствовать основные двигательные способности: быстроту и точность движений: ловкость, силу, выносливость. Огромная популярность футбола позволяет широко использовать эту игру как действенное средство физического развития и воспитания молодежи [1].
Повышение уровня мастерства футболистов находится в прямой зависимости от развития детского и юношеского футбола.
Тренировочные занятия при этом рассматриваются как средство не только физической, технической, тактической подготовки юных футболистов, но и повышения умственной работоспособности и снятия утомления учащихся, возникающего в ходе учебных занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Тренировка юных футболистов требует специальной физической подготовки. Тренер должен учитывать в учебно-тренировочном процессе анатомо-физиологические (медико-биологические) и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических качеств, специальная - развитие качеств и функциональных возможностей специфических для футболистов. Общая физическая подготовка является основой для специальной. Её цель - достойное выполнение сложных приёмов владения мячом на высокой скорости, улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств.
В связи с этим в нашей работе сформулирована следующая цель исследования: оценить уровень специальной физической подготовленности юных футболистов начальной подготовки первого и второго годов обучения.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования - специальная физическая подготовленность юных футболистов групп начальной подготовки.
Задачи исследования.
В начале работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу, в которой рассматриваются различные аспекты специальной физической подготовки юных футболистов.
2. Оценить уровень специальной физической подготовленности юных футболистов и проанализировать динамику его развития.
3. Выявить наиболее эффективные средства и методы специальной физической подготовки юных футболистов групп начальной подготовки.
4. Составить практические рекомендации преподавателям и тренерам по футболу по улучшению уровня специальной физической подготовленности у юных футболистов.
Гипотеза - предполагалось, что оценка уровня специальной физической подготовленности юных футболистов группы начальной подготовки первого и второго годов обучения позволит определить эффективные методы и средства специальной физической подготовки юных футболистов.
Научная новизна. Отмечено улучшение учебно-тренировочного процесса с юными футболистами в "ДЮСШ Нововоронеж" от внедрения научных исследований в практику.
Теоретическая значимость исследований состоит в обобщении опыта специалистов и тренеров, работающих с юными футболистами.
Практическая значимость работы заключается в разработке эффективных методов и средств специальной физической подготовленности юных футболистов.
1. Проанализировав учебно-методическую литературу, в которой рассматриваются различные аспекты специальной физической подготовленности нами было установлено, что специальная физическая подготовка, основанная на хорошем общем развитии, ставит перед собой цель технически развить игрока при помощи игровых упражнений с мячом, сделать его игру быстрой, маневренной, подвижной. Здесь тренер использует упражнение с мячом, но при этом необходимо помнить о специфических задачах: развить, улучшить координацию движений, скорость и т.п.
2. Оценив значимость специальной физической подготовке в работе с юными футболистами нами сделан вывод, что, специальная физическая подготовка способствует овладению техническими приемами игры, повышению тактического мастерства занимающихся, достижению ими спортивной формы, а также совершенствованию психической подготовленности. Поэтому целью специальной физической подготовки является развитие и совершенствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.
3. Чтобы определить уровень специальной физической подготовленности мы провели ряд тестов. Результаты тестирования показали, что наибольшее улучшение произошло после того, как ребята провели два выездных сбора, где они проводили двухразовые тренировки с большим количеством мячей. Наименьший прирост результатов произошел в тесте «аут», так как в этом возрасте мало отводится времени на увеличение взрывной силы мышц плечевого пояса.
4. Проанализировав результаты тестирования, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными средствами специальной физической подготовки юных футболистов являются подвижные игры с элементами футбола, а методами - игровой и соревновательный.
1. Андреев С.Н. «Футбол в школе. М. «Просвещение», 1986 .-124с.
2. Андреева А.Д.. Руководство практического психолога. М.,1995.-170с.
3. Азарова И. В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 1983.- 22с.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.,1997-515с.
5. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов //Спорт в школе - 2001 - №13. - С. 9-15, №12. С. 9-19, №14. - С. 9-16, №15.- С.9-19.
6. Вихров К.Л. Игры в тренировке футболистов, Киев.,1983-94с.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
8. Гальперин С.П. Физиологические особенности детей. - М, Просвещение, 1965. -239с.
9. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. М.,2000- 228с.
10. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболиста. М.,1976.-256с.
11. Гриндлер К..,Х Пальке., Х.Хеммо. Физическая подготовка футболистов. М., ФиС.,1976.
12. Губа В. П., Никитушкин В. Г., Квашук П. В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. - Смоленск, 1997.- 219с.
13. Губа В.И. Исследование морфобиомеханических характеристик
футболистов команды Кристалл 2. «Биомеханика, морфология, спорт» Сборник научных трудов. Смоленск, СГИФ, 2000. - Стр.63-66.
14. Джармен Д. Футбол для юных. М., 1982.-61с.
15. Дипломные работы на факультете физической культуры (сост. Шлыков Ю.П.., Петрозаводск: КГПУ, 1998. - 28 с.
16. Ермалаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 1985. -384 с.
17. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М., 1979.-152с.
18.Зиганшин О.З. К вопросу методики технической подготовки
футболистов /О.З.Зиганшин, М.В.Крысин, В.М.Шименков. Проблемы физической культуры, спорта и туризма: Материалы научной конференции - Хабаровск: ДВГАФК, 2002. - С.113-115.
19.Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе //Теория и практика физической культуры. - 1999. - №3.- С. 20-22.
20. Комплексный контроль подготовленности футболистов //Построение и содержание учебного процесса по футболу со студентами заочниками физкультурных ВУЗов /Сучилина А.А., Шамардин А.И. - Волгоград. 1996 - С. 68-69.
21. Контроль физической подготовленности футболистов //Методические основы планирования учебно-тренировочного процесса футболистов высокой квалификации и контроль за их подготовленностью. Минск, 1996. С.- 35-37.
22. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
23. Методика контроля физической подготовленности футболистов
//Тюленьков С.Ю., Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки. - М., 2000. - С. 22-41.
24. Нистратов Е.Д., Макаров Ю.М., Лаврененко Н.И. Содержание
основных тренировочных средств, применяемых в подготовке юных футболистов и их физиологическая оценка //Здоровье, образование, физическая культура: Тезисы докл. I гор. межотр. конф. Великие Луки: ВГИФК, 1998. С. 134-137.
25. Рыбин Д.В. «Некоторые аспекты отбора юных футболистов» Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте. Сборник научных трудов. Смоленск ИКА 1999. - С. 110-113.
26.Организация и проведение контроля за уровнем подготовленности футболистов //Тюленьков С.Ю., Губа В.П., Прохоров А.В. теорико- методические аспекты управления подготовкой футболистов - Смоленск, 1997. - С. 32-51.
27.Особенности подготовки юных футболистов в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР //Построение и содержание учебного процесса по футболу со студентами заочниками физкультурных ВУЗов /Сучилина А.А., Шамардин А.И. - Волгоград. 1996 - С. 73-76.
28. Палфан Я. Подготовка молодого футболиста. М., 1973.-216 с.
29. Перепекин В.А. Методика контроля физической подготовленности футболистов /В.А.Перепекин, В.А.Николаев //Спортивные игры в физическом воспитании и спорте: Матер. межд. Научно-практической конференции. - Смоленск: СГИФК, 2002. - С. 327-333.
30. Попов П.А. Психология спорта. М., 1998 .
31. Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В. М.,1997.-528 с.
32. Проблемы психологии спорта (под ред. Рудика П.А., Пуни А.Ц. М., ФиС, 1962 . -400с.
33. Психологическая подготовка футболистов /Сучилин А.А., Шамардин А.И. Построение и содержание учебного процесса по футболу со студентами заочниками физкультурных ВУЗов - Волгоград, 1986. С. 35-37.
34. Психология (под ред. Мельникова В.П. -М.,ФиС, 1987 -367 с.
35. Психология (под ред. Пуни А.Ц. -М., ФиС, 1984. - 255 с.
36. Спортивная физиология (под ред. Я.М. Коца.) М.,1989.-240 с.
37. Тактическая подготовка //Андреев С.Н. Играй в футбол - М. 1999. С.85-125.
38. Техническая подготовка //Андреев С.Н. Играй в футбол - М. 1999. С.26-84.
39. Физическая подготовка //Андреев С.Н. Играй в футбол - М. 1999. С.10-25.
40. Юный футболист (под ред.А.П. Лаптева., Сучилина А.А. М., 1983. - 255с.