Ценностное содержание культурно-просветительского дискурса (по материалам литературно-художественной критики в СМИ)
|
Введение 3
Глава1. Культурно-просветительская журналистика: определение, особенности, ценностные смыслы 9
1.1 Культурно-просветительский журналистский дискурс 9
1.1.1 Дискурс: базовые подходы к определению понятия 9
1.1.2 Культурно-просветительский дискурс как медийный феномен 13
1.1.3 Культурно-просветительская миссия литературной критики 21
1.2 Аксиологическое содержание дискурса 36
Глава II. Средства выражения ценностного содержания журналистского текста 43
2.1 Концепты и аксиологемы 43
2.1.1 Концептосфера журналистского текста как научная проблема 43
2.1.2 Специфика презентации концептов в культурно-просветительском
журналистском дискурсе 49
2.2 Лексико-синтаксические средства выражения оценки 64
2.2.1 Оценка в журналистской рецензии 64
2.2.2 Дискурсивная система оценочных средств 73
2.2.3 Индивидуально-авторские средства выражения оценки 76
Заключение 100
Список литературы
Глава1. Культурно-просветительская журналистика: определение, особенности, ценностные смыслы 9
1.1 Культурно-просветительский журналистский дискурс 9
1.1.1 Дискурс: базовые подходы к определению понятия 9
1.1.2 Культурно-просветительский дискурс как медийный феномен 13
1.1.3 Культурно-просветительская миссия литературной критики 21
1.2 Аксиологическое содержание дискурса 36
Глава II. Средства выражения ценностного содержания журналистского текста 43
2.1 Концепты и аксиологемы 43
2.1.1 Концептосфера журналистского текста как научная проблема 43
2.1.2 Специфика презентации концептов в культурно-просветительском
журналистском дискурсе 49
2.2 Лексико-синтаксические средства выражения оценки 64
2.2.1 Оценка в журналистской рецензии 64
2.2.2 Дискурсивная система оценочных средств 73
2.2.3 Индивидуально-авторские средства выражения оценки 76
Заключение 100
Список литературы
Актуальность работы. Культурно-просветительская деятельность является важным аспектом существования российской прессы с момента ее становления. Так, историк печати Б.И. Есин отмечает, что «в России в XVIII веке газеты активно выполняли культурно-просветительскую функцию, не столько в силу особого характера самой печати, сколько в силу состояния общества, аудитории того времени» . Не только многие газеты, но и журналы вели просветительскую работу. Среди такого типа изданий эпохи Просвещения выделялись «Ежемесячные сочинения пользе и увеселению служащие», «Всякая всячина», «Утренние часы» и др. Традиции сохранялись и развивались на протяжении столетий. В XIX в. в России появляется особый тип культурно-просветительской периодики - литературно-художественный журнал, одновременно выступавший как организатор литературного сообщества и критик общественных процессов и долгое время остававшийся ведущим типом российской прессы. В XX в. параллельно с традиционным «Литературной газетой», журналом «Вокруг света» выходят новые, например, ежемесячник для семейного чтения «Нива», журналы «Кругозор», «Юность» и др. Все перечисленные издания объединяет то, что тематика, жанровое своеобразие, стилистические особенности публикуемых в них текстов определялись их культурно-формирующей прагматикой.
Современную культурно-просветительскую журналистику от традиционной отличает ряд характеристик, среди которых исключительный динамизм, определенно выраженная антропоцентричность, совмещение просветительской, развлекательной и рекламной функций журналистики при очевидном доминировании двух последних. Однако прагматическая установка на формирование определенного культурного уровня массовой аудитории продолжает существование. По сути, культурно-просветительский журналистский дискурс, являясь одним из институтов культуры, и сейчас «участвует в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывает людей на образцах мировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека» . Возникает вопрос: какие именно «высокие культурные ценности» распространяет журналистика?
В советские годы была предпринята попытка заложить в основание культуры твердую систему ценностей - «Моральный кодекс строителя коммунизма». Это «советские ценности»: коллективизм, идеализм, трудолюбие, бескорыстие и др. В постсоветский период с изменением государственной системы произошла и перемена ценностных установок. Появились новые движущие силы, определяющие развитие общества: рынок, частная собственность, демократия. Аудитория оказалась «выброшена» в информационное море, где долгое время лавировала, самостоятельно выстраивая собственную повестку дня. В настоящее время интерес к аксиологической проблематике восстанавливается. Это приводит к необходимости изучения ценностного содержания журналистики, в особенности культурно-просветительской, являющейся одним из основных институтов формирования культуры. Следовательно, в сложившихся обстоятельствах представляется актуальным исследовательский интерес к аксиологически значимым смыслам, транслируемым журналистикой.
Цель работы: систематизация речевых средств, используемых для трансляции ценностного содержания литературно-критических журналистских текстов, публикуемых в культурно-просветительском интернет-издании.
Для достижения цели представляется необходимым решение следующих задач:
- определение базового понятия «культурно-просветительский дискурс» и иных понятий, составляющих терминологическую базу исследования;
- выявление факторов, влияющих на ценностное содержание текстов, формирующих современный литературно-критический дискурс;
- систематизация средств, используемых сегодня для презентации концептосферы культурно-просветительской журналистики;
- описание специфики системы речевых средств, использующихся для выражения оценки в культурно-просветительских журналистских текстах;
- определение влияния ценностного содержания дискурса на речевой облик текста.
Объект исследования - культурно-просветительский журналистский дискурс, создаваемый литературно-критическими интернет-изданиями.
Предмет - речевое выражение ценностного содержания в литературно-критических текстах, направленных на формирование читательских предпочтений современной массовой аудитории.
Степень изученности проблемы и теоретическая база. Культурно-просветительский журналистский дискурс в настоящее время является предметом глубокого научного интереса. Этой темой занимаются О. В. Седельникова, Л. Р Дускаева, Н. С. Цветова. Также активно изучается вопрос ценностного содержания, в частности, такие его компоненты, как концепты (В. И. Карасик, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов) и оценка (Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюнова).
Эмпирическая база исследования: журналистские произведения рубрики «Рецензия» интернет-журнала «Прочтение» за 2014 год, всего 93 публикации. Выбор эмпирической базы исследования объясняется тем обстоятельством, что рецензия призвана ориентировать адресата в информационно-культурном пространстве, нацелена на удовлетворение потребности читателя в актуальной информации оценочного характера.
Для данного исследования наиболее релевантным источником эмпирического материала представляется журнал «Прочтение». Издание выбрано для изучения в данной работе в связи с тем, что является качественным образцом литературно-критического периодического издания. В пользу этого тезиса говорят размер аудитории (30 000 уникальных посетителей каждый месяц) , победа во Всероссийском конкурсе проектов и идей по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в 2007 году. Журнал существует с 2006 г., в 2007-2009 гг. издавалась печатная версия, с 2006 г. - это онлайн-издание. Основное направление деятельности авторского коллектива - рецензирование литературных новинок, ключевой принцип - «проницательный анализ творчества писателей, детальное освещение событий и взвешенная оценка литературного процесса» .
Методы исследования: описательный, индуктивный методы, метод системного анализа. При исследовании эмпирического материала используются концептуальный анализ, лингвостилистический анализ текста, анализ лексико-семантических полей на предмет выявления концептов, модернизируется и апробируется традиционная методика выявления специфики проявления категории оценочности в тексте рецензии.
Научная новизна заключается в системном описании средств выражения ценностного содержания литературно-критических публикаций в СМИ, а также во введении в научный дискурс нового эмпирического материала, презентующего современную культурно-просветительскую журналистику.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурно-просветительский дискурс традиционно характеризуется следующими функциональными признаками: ориентированностью на формирование сознания гармонически развитой личности; наличием особого типа агента (автора публикации) и клиента (массовая аудитория), определенными жанровыми предпочтениями.
2. Современный культурно-просветительский дискурс включает культурно-просветительские СМИ и современные периодические арт- издания. Поскольку арт-журналистика носит преимущественно информационно-рекламный, а не аналитически-оценочный характер, при изучении аксиологического аспекта дискурса наиболее информативным представляется традиционная литературно-критическая периодика, в которой доминирует жанр рецензии.
3. Жанр рецензии обладает ярко выраженным аксиологическим потенциалом. В этом жанре ценностное содержание проявляется на экстралингвистическом уровне через выбор рецензируемого произведения, на текстовом - через систему средств, направленных на речевое выражение ценностных смыслов. Эти средства делятся на когнитивно-коммуникативные (концептосферу дискурса) и коммуникативные (речевые средства выражения оценки).
4. Концептосфера культурно-просветительского дискурса транслируется с помощью концептов, трансформирующихся в журналистском тексте под воздействием индивидуально-авторского осмысления в аксиологемы, и средств выражения концептуального содержания (метафор, повторов, приемов языковой игры и др.).
5. Средства выражения оценки в культурно-просветительском журналистском издании делятся на дискурсивные и индивидуально-авторские. Дискурсивные средства влияют на интенциональность текста и на аналитический аспект. Индивидуально-авторская специфика проявления категории оценочности связана с аксиологическим содержанием журналистского текста и с особенностями авторского (индивидуального) стиля.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Каждая глава делится на два параграфа, в которые включены 2-3 раздела. Первая глава посвящена понятию «культурно-просветительский дискурс», в ней дается определение понятий «дискурс», «культурно-просветительская журналистика», «литературная критика» и др. На основании аксиологического подхода к изучению журналистики предлагается методика анализа ценностного содержания дискурса. Во второй главе подробно исследуются концептосфера дискурса и речевые средства выражения оценки в журналистских текстах. Анализ эмпирического материала нацелен на выявление, описание системы речевых средств, используемых для выражения ценностного содержания текста.
Современную культурно-просветительскую журналистику от традиционной отличает ряд характеристик, среди которых исключительный динамизм, определенно выраженная антропоцентричность, совмещение просветительской, развлекательной и рекламной функций журналистики при очевидном доминировании двух последних. Однако прагматическая установка на формирование определенного культурного уровня массовой аудитории продолжает существование. По сути, культурно-просветительский журналистский дискурс, являясь одним из институтов культуры, и сейчас «участвует в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывает людей на образцах мировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека» . Возникает вопрос: какие именно «высокие культурные ценности» распространяет журналистика?
В советские годы была предпринята попытка заложить в основание культуры твердую систему ценностей - «Моральный кодекс строителя коммунизма». Это «советские ценности»: коллективизм, идеализм, трудолюбие, бескорыстие и др. В постсоветский период с изменением государственной системы произошла и перемена ценностных установок. Появились новые движущие силы, определяющие развитие общества: рынок, частная собственность, демократия. Аудитория оказалась «выброшена» в информационное море, где долгое время лавировала, самостоятельно выстраивая собственную повестку дня. В настоящее время интерес к аксиологической проблематике восстанавливается. Это приводит к необходимости изучения ценностного содержания журналистики, в особенности культурно-просветительской, являющейся одним из основных институтов формирования культуры. Следовательно, в сложившихся обстоятельствах представляется актуальным исследовательский интерес к аксиологически значимым смыслам, транслируемым журналистикой.
Цель работы: систематизация речевых средств, используемых для трансляции ценностного содержания литературно-критических журналистских текстов, публикуемых в культурно-просветительском интернет-издании.
Для достижения цели представляется необходимым решение следующих задач:
- определение базового понятия «культурно-просветительский дискурс» и иных понятий, составляющих терминологическую базу исследования;
- выявление факторов, влияющих на ценностное содержание текстов, формирующих современный литературно-критический дискурс;
- систематизация средств, используемых сегодня для презентации концептосферы культурно-просветительской журналистики;
- описание специфики системы речевых средств, использующихся для выражения оценки в культурно-просветительских журналистских текстах;
- определение влияния ценностного содержания дискурса на речевой облик текста.
Объект исследования - культурно-просветительский журналистский дискурс, создаваемый литературно-критическими интернет-изданиями.
Предмет - речевое выражение ценностного содержания в литературно-критических текстах, направленных на формирование читательских предпочтений современной массовой аудитории.
Степень изученности проблемы и теоретическая база. Культурно-просветительский журналистский дискурс в настоящее время является предметом глубокого научного интереса. Этой темой занимаются О. В. Седельникова, Л. Р Дускаева, Н. С. Цветова. Также активно изучается вопрос ценностного содержания, в частности, такие его компоненты, как концепты (В. И. Карасик, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов) и оценка (Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюнова).
Эмпирическая база исследования: журналистские произведения рубрики «Рецензия» интернет-журнала «Прочтение» за 2014 год, всего 93 публикации. Выбор эмпирической базы исследования объясняется тем обстоятельством, что рецензия призвана ориентировать адресата в информационно-культурном пространстве, нацелена на удовлетворение потребности читателя в актуальной информации оценочного характера.
Для данного исследования наиболее релевантным источником эмпирического материала представляется журнал «Прочтение». Издание выбрано для изучения в данной работе в связи с тем, что является качественным образцом литературно-критического периодического издания. В пользу этого тезиса говорят размер аудитории (30 000 уникальных посетителей каждый месяц) , победа во Всероссийском конкурсе проектов и идей по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в 2007 году. Журнал существует с 2006 г., в 2007-2009 гг. издавалась печатная версия, с 2006 г. - это онлайн-издание. Основное направление деятельности авторского коллектива - рецензирование литературных новинок, ключевой принцип - «проницательный анализ творчества писателей, детальное освещение событий и взвешенная оценка литературного процесса» .
Методы исследования: описательный, индуктивный методы, метод системного анализа. При исследовании эмпирического материала используются концептуальный анализ, лингвостилистический анализ текста, анализ лексико-семантических полей на предмет выявления концептов, модернизируется и апробируется традиционная методика выявления специфики проявления категории оценочности в тексте рецензии.
Научная новизна заключается в системном описании средств выражения ценностного содержания литературно-критических публикаций в СМИ, а также во введении в научный дискурс нового эмпирического материала, презентующего современную культурно-просветительскую журналистику.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурно-просветительский дискурс традиционно характеризуется следующими функциональными признаками: ориентированностью на формирование сознания гармонически развитой личности; наличием особого типа агента (автора публикации) и клиента (массовая аудитория), определенными жанровыми предпочтениями.
2. Современный культурно-просветительский дискурс включает культурно-просветительские СМИ и современные периодические арт- издания. Поскольку арт-журналистика носит преимущественно информационно-рекламный, а не аналитически-оценочный характер, при изучении аксиологического аспекта дискурса наиболее информативным представляется традиционная литературно-критическая периодика, в которой доминирует жанр рецензии.
3. Жанр рецензии обладает ярко выраженным аксиологическим потенциалом. В этом жанре ценностное содержание проявляется на экстралингвистическом уровне через выбор рецензируемого произведения, на текстовом - через систему средств, направленных на речевое выражение ценностных смыслов. Эти средства делятся на когнитивно-коммуникативные (концептосферу дискурса) и коммуникативные (речевые средства выражения оценки).
4. Концептосфера культурно-просветительского дискурса транслируется с помощью концептов, трансформирующихся в журналистском тексте под воздействием индивидуально-авторского осмысления в аксиологемы, и средств выражения концептуального содержания (метафор, повторов, приемов языковой игры и др.).
5. Средства выражения оценки в культурно-просветительском журналистском издании делятся на дискурсивные и индивидуально-авторские. Дискурсивные средства влияют на интенциональность текста и на аналитический аспект. Индивидуально-авторская специфика проявления категории оценочности связана с аксиологическим содержанием журналистского текста и с особенностями авторского (индивидуального) стиля.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Каждая глава делится на два параграфа, в которые включены 2-3 раздела. Первая глава посвящена понятию «культурно-просветительский дискурс», в ней дается определение понятий «дискурс», «культурно-просветительская журналистика», «литературная критика» и др. На основании аксиологического подхода к изучению журналистики предлагается методика анализа ценностного содержания дискурса. Во второй главе подробно исследуются концептосфера дискурса и речевые средства выражения оценки в журналистских текстах. Анализ эмпирического материала нацелен на выявление, описание системы речевых средств, используемых для выражения ценностного содержания текста.
В работе исследованы факторы, определяющие формирование ценностного содержания современного журналистского культурно-просветительского дискурса.
С нашей точки зрения, этот дискурс характеризуется следующими функциональными признаками: ориентированностью на формирование сознания гармонически развитой личности; наличием определенного типа агента (автора публикации) и клиента (массовая аудитория), жанровыми предпочтениями. Современный культурно-просветительский дискурс включает культурно-просветительские СМИ и некоторые периодические арт- издания. Арт-журналистика, как было выявлено в работе, направлена на получение коммерческой выгоды. В журналистском арт-дискурсе искусство предстает в роли товара, идейно-ценностное содержание отходит на второй план или игнорируется.
В силу данных обстоятельств более информативными для нашего исследования оказались культурно-просветительские издания, нацеленные на ориентирование общества, массовой аудитории в духовных богатствах, накопленных национальной культурой, и передачу оперативного знания об их приросте и возможностях применения.
Культурно-просветительская журналистика институционально напрямую связана с ценностными установками, смыслами, и в данной работе был выбран самый традиционный, с исторической точки зрения, тип культурно-просветительских публикаций - литературная критика.
Были выявлены функции и проанализированы существующие типологии литературной критики, обозначены современные тенденции ее развития. Основное внимание было уделено популярному сегодня литературно-критическому сетевому изданию - журналу «Прочтение». Издание знакомит читателей с литературными новинками, содержит значительный раздел литературной критики и хроники литературных новостей, уделяет внимание другим видам искусства (в частности, кино). Особенностью его является зацикленность на культурном пространстве и абстрагированность от политической и экономической ситуации. Был отмечен профессионализм авторского коллектива, высокий уровень диалогичности и иные речевые характеристики совокупного журнального текста, которые позволили нам говорить о новом типе литературно-художественного журнала, сосредоточенном преимущественно на литературном процессе.
Аксиологическое содержание дискурса, формируемого качественными литературно-критическими изданиями, отображает представление субъекта речи о том, каким должен быть оцениваемый объект и том, каким он является сейчас. Был выявлен дискурсивный характер презентации ценностей, их прямая зависимость от дискурса, дискурсивная адаптивность.
Был определено, что в жанре литературной рецензии ценностное содержание проявляется на экстралингвистическом уровне через выбор рецензируемого произведения, на текстовом - через систему средств, направленных на речевое выражение ценностных смыслов. Эти средства делятся на когнитивно-коммуникативные (концептосферу дискурса) и коммуникативные (речевые средства выражения оценки).
Исследование лексико-семантических полей позволило нам сформировать представление о концептосфере жанра современной литературной рецензии и сделать вывод о специфике речевого выражения ценностного содержания журналистской литературной рецензии. Эта специфика ярче всего проявляется в оригинальном наборе речевых средств, с помощью которых рецензент доносит до аудитории ценностное содержание концепта.
Выделенное нами положение о том, что концепты, транслируемые в исследованных текстах, соотносятся с ценностями, позволяет нам назвать эти концепты аксилогемами - ценностно акутализированными концептами.
Разработанная и апробированная нами методика анализа проявления оценки в тексте рецензии позволила сделать вывод о существовании дискурсивных и индивидуально-авторских средств выражения оценки. Было установлено, что оценка в жанре рецензии определяется особенностями дискурса. Он влияет на форму текста, его аксиологическое наполнение, текстообразующие категории. Дискурсивная система оценочных средств формирует речевую концепцию издания, но не подавляет индивидуально-авторских особенностей. Можно сказать, что дискурсивная система влияет на сохранение жанра рецензии, тогда как индивидуально-авторские средства выражения оценки способствуют его развитию.
Систематизировав средства, с помощью которых транслируется ценностное содержание дискурса, мы обнаружили их тесную взаимосвязь. Концепты актуализируются с помощью выражения в тексте оценки, средства выражения оценки связаны со смысловым наполнением концептосферы. И те, и другие определяются дискурсом. Можно сказать, что дискурс является доминантным фактором формирования ценностного содержания. В то же время, индивидуальные особенности участников коммуникации ведут к модернизации, развитию дискурса, включая в него актуальные создаваемые в обществе ценности. Это положение ведет к пониманию функционирования текстов в дискурсе: сам дискурс, как форма, универсален, но ценности, существующие внутри него, разнообразны, как разнообразны картины мира авторов текстов. Для культурно-просветительского дискурса это становится особенно важным, ведь данный тип дискурса является наиболее ценностно-ориентированным. Соответственно, речевой облик культурно-просветительских текстов определяется их ценностным содержанием.
Полученные результаты позволяют корректировать существующую систему подготовки профессионалов речи, ориентированную ныне на освоение универсальных текстопорождающих алгоритмов, т. к. свидетельствуют о дискурсивности речевой формы жанра, с одной стороны, и от прямой ее зависимости от уровня профессиональной речевой компетенции журналиста, с другой.
С нашей точки зрения, этот дискурс характеризуется следующими функциональными признаками: ориентированностью на формирование сознания гармонически развитой личности; наличием определенного типа агента (автора публикации) и клиента (массовая аудитория), жанровыми предпочтениями. Современный культурно-просветительский дискурс включает культурно-просветительские СМИ и некоторые периодические арт- издания. Арт-журналистика, как было выявлено в работе, направлена на получение коммерческой выгоды. В журналистском арт-дискурсе искусство предстает в роли товара, идейно-ценностное содержание отходит на второй план или игнорируется.
В силу данных обстоятельств более информативными для нашего исследования оказались культурно-просветительские издания, нацеленные на ориентирование общества, массовой аудитории в духовных богатствах, накопленных национальной культурой, и передачу оперативного знания об их приросте и возможностях применения.
Культурно-просветительская журналистика институционально напрямую связана с ценностными установками, смыслами, и в данной работе был выбран самый традиционный, с исторической точки зрения, тип культурно-просветительских публикаций - литературная критика.
Были выявлены функции и проанализированы существующие типологии литературной критики, обозначены современные тенденции ее развития. Основное внимание было уделено популярному сегодня литературно-критическому сетевому изданию - журналу «Прочтение». Издание знакомит читателей с литературными новинками, содержит значительный раздел литературной критики и хроники литературных новостей, уделяет внимание другим видам искусства (в частности, кино). Особенностью его является зацикленность на культурном пространстве и абстрагированность от политической и экономической ситуации. Был отмечен профессионализм авторского коллектива, высокий уровень диалогичности и иные речевые характеристики совокупного журнального текста, которые позволили нам говорить о новом типе литературно-художественного журнала, сосредоточенном преимущественно на литературном процессе.
Аксиологическое содержание дискурса, формируемого качественными литературно-критическими изданиями, отображает представление субъекта речи о том, каким должен быть оцениваемый объект и том, каким он является сейчас. Был выявлен дискурсивный характер презентации ценностей, их прямая зависимость от дискурса, дискурсивная адаптивность.
Был определено, что в жанре литературной рецензии ценностное содержание проявляется на экстралингвистическом уровне через выбор рецензируемого произведения, на текстовом - через систему средств, направленных на речевое выражение ценностных смыслов. Эти средства делятся на когнитивно-коммуникативные (концептосферу дискурса) и коммуникативные (речевые средства выражения оценки).
Исследование лексико-семантических полей позволило нам сформировать представление о концептосфере жанра современной литературной рецензии и сделать вывод о специфике речевого выражения ценностного содержания журналистской литературной рецензии. Эта специфика ярче всего проявляется в оригинальном наборе речевых средств, с помощью которых рецензент доносит до аудитории ценностное содержание концепта.
Выделенное нами положение о том, что концепты, транслируемые в исследованных текстах, соотносятся с ценностями, позволяет нам назвать эти концепты аксилогемами - ценностно акутализированными концептами.
Разработанная и апробированная нами методика анализа проявления оценки в тексте рецензии позволила сделать вывод о существовании дискурсивных и индивидуально-авторских средств выражения оценки. Было установлено, что оценка в жанре рецензии определяется особенностями дискурса. Он влияет на форму текста, его аксиологическое наполнение, текстообразующие категории. Дискурсивная система оценочных средств формирует речевую концепцию издания, но не подавляет индивидуально-авторских особенностей. Можно сказать, что дискурсивная система влияет на сохранение жанра рецензии, тогда как индивидуально-авторские средства выражения оценки способствуют его развитию.
Систематизировав средства, с помощью которых транслируется ценностное содержание дискурса, мы обнаружили их тесную взаимосвязь. Концепты актуализируются с помощью выражения в тексте оценки, средства выражения оценки связаны со смысловым наполнением концептосферы. И те, и другие определяются дискурсом. Можно сказать, что дискурс является доминантным фактором формирования ценностного содержания. В то же время, индивидуальные особенности участников коммуникации ведут к модернизации, развитию дискурса, включая в него актуальные создаваемые в обществе ценности. Это положение ведет к пониманию функционирования текстов в дискурсе: сам дискурс, как форма, универсален, но ценности, существующие внутри него, разнообразны, как разнообразны картины мира авторов текстов. Для культурно-просветительского дискурса это становится особенно важным, ведь данный тип дискурса является наиболее ценностно-ориентированным. Соответственно, речевой облик культурно-просветительских текстов определяется их ценностным содержанием.
Полученные результаты позволяют корректировать существующую систему подготовки профессионалов речи, ориентированную ныне на освоение универсальных текстопорождающих алгоритмов, т. к. свидетельствуют о дискурсивности речевой формы жанра, с одной стороны, и от прямой ее зависимости от уровня профессиональной речевой компетенции журналиста, с другой.
Подобные работы
- Литературная рецензия в современной интернет-журналистике России (на примере интернет-версии "Литературной газеты№ и сетевого издания "Горький")
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИНТЕРФЕЙСА В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Речевая репрезентация категории авторства в тексте театральной рецензии
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Речевая репрезентация категории авторства в тексте театральной рецензии
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИНТЕРВЬЮ В
СИСТЕМЕ ПРОДВИЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Речевое выражение категории автора в тексте театральной рецензии
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Арт-журналистика Китая на современном этапе
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016



