ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПИРОГРАФИИ 6
1.1 Понятие и классификация пирографии 6
1.2 Материалы и инструменты, используемые в пирографии 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПИРОГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПРАКТИЧЕСКОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ 23
2.1 Разработка лабораторных работ по пирографии 23
2.2 Методические рекомендации для преподавателей по обучению студентов
пирографии 27
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРТ-ОБЪЕКТА В ТЕХНИКЕ ПИРОГРАФИИ 34
3.1 Разработка художественной концепции арт-объекта в технике
пирографии 34
3.2 Технологическая последовательность изготовления арт-объекта в технике
пирографии 42
Выводы по третьей главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время существуют множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и др. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву. Это интересное занятие пользуется популярностью в народе с давних времен. Выжиганием различных картин и узоров на дереве в свое время занимались такие известные личности, как Виктор Гюго, Рембрандт, Пабло Пикассо и Брюйер.
Пирография - техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок [12, с.3]. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.
С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например, декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.
Выжигание - это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом [9, с.8].
Пирография, как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, позволяет создавать уникальные арт-объекты, не уступающие современным образцам дизайна.
Изделия декоративно-прикладного творчества, как правило, берут свои истоки из глубины истории, поэтому в этих изделиях содержатся богатые народные традиции, а, следовательно, они являются национальным
достоянием, благодаря своей трудоемкости и уникальности, они всегда будут пользоваться большим спросом, высоко цениться и доставлять удовольствие.
Приобщение студентов к обучению искусству пирографии предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Обучение выжиганию развивает творческую самостоятельность студентов, фантазию, умение использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности. Занятия по пирографии оказывают благотворное влияние на трудовое, эстетическое воспитание студентов, развивают их творческую инициативу, активизируют индивидуальные способности. В процессе работы у учащихся формируется художественный вкус, появляется понимание ритма, светотени, объема.
Актуальность исследования определило тему выпускной квалификационной работы: «Методика обучения студентов колледжа
искусству пирографии».
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов.
Предмет исследования: методика обучения студентов выжиганию по дереву.
Цель исследования: выявление особенностей обучения студентов колледжа искусству пирографии.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформированы задачи:
1. Изучить теоретические основы содержания обучения пирографии.
2. Разработать лабораторные работы по пирографии.
3. Разработать методические рекомендации для преподавателей по обучению студентов пирографии.
4. Спроектировать и изготовить арт-объект в технике пирографии.
Методы исследования: теоретические (изучение литературных
источников, теоретический анализ); эмпирические (изучение опыта и продуктов деятельности); беседы с преподавателями и мастерами производства обучения.
Практическая значимость: разработанная методика обучения студентов выжиганию по дереву может помочь им обрести навык, который пользуется спросом на рынке дизайнерских услуг, а также расширит их кругозор.
Основные положения исследования докладывались и обсуждались в итоговой студенческой научно-практической конференции, в секции «Искусство, дизайн и современное образование». В результате работа на тему «Пирография в современных объектах дизайна» была отмечена дипломом 1 степени.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов по ним, заключения, списка использованных источников, приложения в виде объектов творческого труда.
В нашей выпускной квалификационной работе мы добились поставленной цели, а именно, нами была изучена методика обучения студентов колледжа искусству пирографии. Для этого мы выполнили ряд задач:
1. Изучили теоретические основы содержания обучения пирографии.
2. Разработали лабораторные работы по пирографии.
3. Разработали методические рекомендации для преподавателей по обучению студентов пирографии.
4. Спроектировали и изготовили арт-объект в технике пирографии.
Приобщение студентов к обучению искусству пирографии предполагает
решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Также, рассмотрев в данной работе историю зарождения и развития выжигания по дереву, можно сделать вывод, что выжигание в последнее время приобретает всё большую и большую популярность, и как следствие, обучение выжиганию по дереву в колледжах имеет научную ценность, перспективу развития, доработки, и экономическую выгоду.
Обучение выжиганию развивает творческую самостоятельность
студентов, фантазию, умение использовать имеющиеся знания и опыт в
практической деятельности. Занятия по пирографии оказывают благотворное
влияние на трудовое, эстетическое воспитание студентов, развивают их
творческую инициативу, активизируют индивидуальные способности. В
50
процессе работы у учащихся формируется художественный вкус, появляется понимание ритма, светотени, объема.
Разработанные нами методические рекомендации помогут преподавателям при повышении эффективности проведения практических занятий со студентами.
Разработанные лабораторные работы по выжиганию по дереву предназначены для дисциплины: «Практическое (производственное)
обучение», однако могут использоваться и на дисциплинах «Основы ДПИ», «Практикум по ДПИ».
Так как разработанный нами комплекс лабораторных работ является базовым, на основе данного комплекса можно разработать множество лабораторных работ по проектированию конкретных изделий с декорированием их выжиганием, например: «Технология проектирования деревянной шкатулки, декорированной выжиганием», «Технология проектирования деревянной посуды, декорированной выжиганием» и множество других.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель работы достигнута
1. Барадулин, В.А. Художественная обработка дерева / В.А. Барадулин. - М.: Просвещение, 2013. - 264 с.
2. Белов, К.Н. Работа с деревом. Советы мастера / К.Н. Белов. - М.:
Просвещение, 2006. - 172 с.
3. Белянская, Л.Б. Художественная обработка дерева, кости, рога / Л.Б. Белянская. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
4. Борисов, И.В. Обработка дерева / И.В. Борисов. - М.: Просвещение,
2014. - 384 с.
5. Браун, Д. Энциклопедия методов обработки дерева / Д. Браун. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 148 с.
6. Буравлев, В.В. Альбом для выпиливания и для выжигания / В.В. Буравлев. - М.: Просвещение, 2004. - 53 с.
7. Виды декоративных композиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.tvorchistvo .ru/vidy-dekorativnyh-kompozitsiy/
8. Графика. Композиция в круге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sirickss.liveiournal.com/6408.html
9. Грегори, Н. Выжигание по дереву. Практическое руководство / Н. Грегори. - М.: Ниола-Пресс, 2009. - 109 с.
10. Грегори, Н. Графический дизайн и пирография / Н. Грегори. - М.: АРТ-РОДНИК, 2010. - 126 с.
11. Дэй, Д. Энциклопедия работ по дереву / Д. Дэй, А. Джексон. - М.: АСТ-Астрель, 2005. - 321 с.
12. Зайцева, А.А. Пирография: уроки выжигания по дереву / А.А. Зайцева.
- М.: Эскмо, 2012. - 60 с.
13. Калеева, Н.В. Сравнительный анализ понятий «Дидактическое обеспечение» и «Методическое обеспечение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/4305
14. Карабанов, И.А. Технология обработки древесины / И.А. Карабанов. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
15. Композиция. Основы композиции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiii.php
16. Корепанова, О.А. Композиция от А до Я: ассоциативная композиция/ О.А. Корепанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 458 с.
17. Коршевер, Н.Б. Работы по дереву и стеклу / Н.Б. Коршевер. - М.:
Просвещение, 2001. - 356 с.
18. Косогорова, Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для вузов/ Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. - М.: Академия,
2012. - 224 с.
19. Кузнецов, В.П. Изделия из дерева / В.П. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2007. - 193 с.
20. Кухта, М.С. Особенности создания и восприятия изделий арт-дизайна / М.С. Кухта, А. П. Соколов // Дизайн. Теория и практика. - М.: Изд-во МИРЭА, МГУПИ, 2013. - Выпуск 13. - С.82-89.
21. Ломов, С.П. Методология художественного образования / С.П. Ломов.
- М.: Прометей, 2011. - 110 с.
22. Основы композиции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://paintmaster.ru/osnow-kompozitsiii.php
23. Панченко, В.В. Выжигание по дереву / В.В. Панченко. - М.:
Просвещение, 2004. - 185 с.
24. Пул, Л. Пирография / Л. Пул. - М.: АСТ-Пресс , 2010 г. - 117 с.
25. Пул, С. Выжигание по дереву: техника, приемы, изделия / С. Пул. - М.: АСТ-Пресс, 2006. - 120 с.
26. Ращупкина, С.Ю. Выжигание по дереву / С.Ю. Ращупкина. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.
27. Рыженко, В.И. Работы по дереву / В.И. Рыженко, В. Яценко. - М.:
Просвещение, 2000. - 127 с.
28. Савельев, М.Э. Работа по дереву: столярные работы, резьба по дереву, инкрустация / Э.М. Савельев. - М.: Просвещение, 2007. - 274 с.
29. Символы птиц и их применение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.sunhome.ru/magic/16406
30. Соколов, Ю.И. Художественное выпиливание / Ю.И. Соколов. - М.: Просвещение, 2003. - 68 с.
31. Степанов, А.В. Понятие «арт-дизайн», его содержание и перспективы в профессионально-педагогическом образовании / А.В. Степанов // ХХ1 - век дизайна: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2008. - С. 223-227.
32. Уолтерс, С. Пирография, или искусство выжиганию по дереву / С. Уолтерс. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 224 с.
33. Федоров, Г.Н. Материалы и инструменты для работ по дереву / Г.Н. Федоров. - М.: Просвещение, 2006. - 84 с.
34. Федотов, Г.Я. Художественные работы по дереву / Г.Я. Федотов. - СПб.: Питер, 2011. - 174 с.
35. Щербатова, Д.Д. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию / Д.Д. Щербатова // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. - С. 22-25.
36. Юлия Сурба - Пирография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //art-ethno .com/Pyro graphyRU.htm