ВВЕДЕНИЕ 3
Елава Е ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 .Формирование самооценки школьника как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности самооценки младшего школьника 17
1.3. Психолого-педагогические условия формирования самооценки учащихся 23
Выводы по первой главе 33
Елава 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.1. Анализ опыта работы учителей начальной школы по формированию и коррекции самооценки учащихся 36
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию и коррекции самооценки младших школьников 45
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложение
В последние годы в системе образования, с внедрением ФГОС, происходят глубокие и качественные изменения в целях и содержании учебно-воспитательного процесса. Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важных задач, это в свою очередь предполагает освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Но никакие знания и умения не будут усвоены на высоком уровне, если у школьника не сформирована способность к самооценке.
Необходимо отметить, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится о том, что у современного школьника должна быть сформирована способность к самооценке, так как это является одним из основных условий успешности учебной деятельности.
В современной психологии и педагогике существует целый ряд серьёзных монографических исследований, рассматривающих природу самооценки, как в целом, так и в более частном виде. Изучением данного вопроса много лет занимались такие исследователи, как: Л.И. Божович,
A. И. Липкина, Е.И. Савонько, С.А. Будасси, Е.А. Залучинова, О.Н. Молчанова, А.Е. Спиркин, В. Дубровина, А.В. Захарова, Л.Е. Подоляк,
B. М. Сивельников, С.М. Юлдашева и многие другие.
Нужно отметить, среди многообразия работ, посвящённых проблеме изучения самооценки учащихся, наибольшее внимание уделяется вопросу развития самооценки на разных возрастных этапах, а вопросу о конкретных путях реализации этого процесса внимания уделяется крайне мало.
Во-вторых, анализ исследований по проблемам повышения эффективности и оптимизации обучения, а также практика работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников самооценки.
В-третьих, формирование самооценки уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы. Так как именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Таким образом, проблема формирования самооценки младшего школьника в настоящее время приобрела особую актуальность.
Объектом нашего исследования является образовательный процесс в современной школе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования самооценки младших школьников в образовательном процессе современной школы.
Цель работы - выявить психолого-педагогические условия,
способствующие эффективному формированию самооценки младших школьников в образовательном процессе современной школы.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия «самооценка», рассмотреть ее виды;
- изучить особенности самооценки у младших школьников
- выявить психолого-педагогические условия формирования самооценки младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей начальной школы по формированию и коррекции самооценки учащихся;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию и коррекции самооценки младших школьников, проанализировать её результаты.
Гипотеза исследования: формирование самооценки младших
школьников в образовательном процессе будет эффективным при создании педагогом следующих психолого-педагогических условий:
- использование диагностических методов с целью оценки и контроля результатов учебной деятельности;
- актуализация и развитие рефлексивных навыков, критического мышления;
- педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребенка;
- создание для школьников ситуации успеха.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование (диагностика «Лесенка» В.Г. Щур, анкета по выявлению уровня самооценки учащихся по Р.В. Овчаровой), анализ эмпирического материала.
Базой исследования явилась средняя школа №9 г. Елабуги, учащиеся 4-х классов.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют важнейшие положения философии и педагогики о деятельностной и творческой природе человека; личностный и системно-деятельностный подход к обучению; принципы гуманистической педагогики и психологии.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней проанализированы и систематизированы основные идеи зарубежных и отечественных исследователей о природе самооценки; условия, влияющие на ее формирование, и механизмы, лежащие в основе формирования адекватной самооценки. Выявлены методы, приемы и упражнения, способствующие формированию адекватной самооценки;
разработаны рекомендации для учителей по формированию адекватной самооценки младших школьников.
Практическая значимость работы состоит в том, что комплекс методик (анкеты, тесты) могут успешно применяться учителями, психологами, преподавателями педвузов, студентами с целью, оценки уровня формирования самооценки школьников в учебно-воспитательном процессе. Рекомендации для учителей по формированию самооценке могут быть использованы в работе школьной психолого-педагогической службы, в педагогическом консультировании.
Структура работы состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы. Во введении обосновываются актуальность темы, определяются объект, предмет, гипотеза исследования, ставятся цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость работы, описываются используемые источники.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования самооценки младших школьников», включающей три параграфа, уточнено
содержание понятия «самооценка», рассмотрены ее виды, особенности самооценки младшего школьника, а также психолого-педагогические условия, способствующие формированию самооценки учащихся.
Вторая глава исследования «Процесс формирования самооценки младших школьников» включает два параграфа. В данной главе проанализирован опыт работы учителей по формированию и коррекции самооценки младших школьников. Представлены описание,
статистические данные, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование и коррекцию самооценки младших школьников СОШ № 9 и разработаны рекомендации для учителя.
В заключении в соответствии с обозначенными целью и задачами представлены основные выводы и положения, полученные в результате проведенного нами исследования, а также намечена перспектива дальнейшего исследования по данной теме.
Список использованной литературы включает 54 наименования.
Под самооценкой понимается «наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия».
У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие потребностей: изменяется их направленность, потребности становятся более осознанными и самоуправляемыми. Поэтому по федеральному государственному стандарту работу по формированию самооценки личности необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Руководящая роль в формировании правильного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям).
В данной работе в ходе эмпирического исследования нами была предпринята попытка достичь позитивной динамики в развитии самооценки младших школьников. Изучая особенности самооценки детей младшего школьного возраста в 4 «А» и 4 «Б» классах средней школы № 9 города Елабуги, мы использовали методику В. Г. Щур «Лесенка» и анкету по выявлению уровня самооценки учащихся Р.В. Овчаровой.
Первичные результаты исследования самооценки детей, показали, что в экспериментальном классе высок процент детей с заниженной и завышенной самооценкой. В связи с этим, нами была проведена беседа с классным руководителем данного класса о формировании самооценки учащихся. В ходе беседы мы пришли к выводу, что учитель не уделяет достаточного внимания формированию самооценки школьников и не обеспечивает целенаправленную, своевременную её коррекцию.
Для того чтобы разработать рекомендации для учителя экспериментального класса мы изучили передовой опыт работы российских учителей начальной школы по формированию адекватной самооценки. С опытом этих учителей мы познакомились с помощью их публикаций в различных сборниках, а также с помощью электронных ресурсов.
Анализ их деятельности показал, что для обеспечения эффективного формирования адекватной самооценки младших школьников учителя ведут активную работу, как на уроках, так и во внеурочное время. Они, в частности, используют:
- различные диагностики изучения самооценки в начале года;
- специальные методики обучения детей самооценке и
самоконтролю (в том числе оценочные листы, таблицы);
- рефлексию деятельности;
- игры на релаксацию;
- похвалу, поддержку;
- создание для учащихся с заниженной самооценкой ситуации успеха;
- подготовку детей во внеурочное время к различным конкурсам, олимпиадам;
- вовлечение ребят в работу драмкружка, в участие в различных театральных постановках и концертах, спортивных соревнованиях.
Учитывая работу по коррекции уровня самооценки, организованную совместно с учителем экспериментального класса, мы провели повторную диагностику, используя те же методики.
Далее мы сравнили результаты итоговой диагностики самооценки ребят из экспериментальной и контрольной групп. Оказалось, что количество учеников с завышенной самооценкой в экспериментальной группе стало меньше на 16 % (4 ребенка), чем в контрольной. В то же время число учеников с адекватной самооценкой в экспериментальной группе оказалось больше на 28 % (7 учеников), а число учеников с заниженной самооценкой в экспериментальной группе - меньше на 12 % (3 ученика).
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что предложенные нами упражнения, методы и приемы организации учебнопознавательной деятельности положительно влияют на уровень самооценки учеников. Данные учителю рекомендации по
формированию самооценки учащихся 4-го класса оказались эффективными. При их использовании большинство детей изменили свой уровень самооценки, у многих прослеживается большой разрыв между показателями первичной и вторичной диагностики.
В ходе исследования, нами были выделены следующие психо лого- педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки младших школьников:
1. Психологические условия:
- использование диагностических методов, позволяющих изучить состояние самооценки школьников;
- создание ситуаций успеха, позволяющих младшему школьнику повысить уверенность в себе;
- использование релаксационных игр для снижения уровня тревожности у школьников с заниженной самооценкой;
- стимулирование и мотивация оценочной деятельности ребят (похвала, поддержка, поощрение);
- учет индивидуальных особенностей обучающихся.
2. Педагогические условия:
- проведение внеклассных мероприятий для выявления значимых сфер жизни младших школьников;
- создание для школьников ситуации сопоставления образа реального «Я» с образом идеального «Я» для понимания того, каким человек хотел бы быть в идеале;
- использование таких нетрадиционных форм урока, в ходе которых ученики смогут побороть страх публичного выступления и укрепить уверенность в себе;
- совместная с учениками разработка критериев оценки его достижений и поступков;
- обеспечение права на ошибку в учебно-познавательной деятельности;
- педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребенка;
- актуализация и развитие рефлексивных навыков;
- открытость, демократичность и индивидуализация оценочного процесса;
- организация взаимодействия с родителями для координации действий по коррекции самооценки школьника.
1. Агапов В.С. Сущностная характеристика Я-концепции. - М.: МГСАРПО, 2001.-413 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвящение,
1997. -356 с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2003. -247 с.
4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2003. -201 с.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991. -468 с.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 501 с.
7. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 27-28.
8. Беловолов В. А. Основы методологии педагогического исследования. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. - 198 с.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс,
1998. -311 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2008. - 399 с.
11. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал. - 2000. - № 2. - С. 45-47.
12. Варшава Б. Е. Психологический словарь. - М.: Издательское товарищество «Академия», 2008. - 329 с.
13. Венгер А.Л., Цукерман Е.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 561 с.
14. Еоловин. С. Ю. Словарь практического психолога. - Минск: ACT, 2001.-800 с.
15. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -1991. - №8. - С. 42-45.
16. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: ACT, 1993. -293 с.
17. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1986. - 354 с.
18. Казанская К. О. Детская и возрастная психология. - М.: А- Приор, 2010.- 169 с.
19. Каракулина Т.А. Формирование самооценки младших школьников в условиях современного учебного процесса. - М.: Наука, 1998.-365 с.
20. Квинн В.Н. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 322 с.
21. Ковалева Г. С., О. Б. Логинова. Планируемые результаты начального общего образования. -М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
22. Костяк Т. В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст. - М.: Академия, 2008. - 96 с.
23. Кочубей С.Н. Формирование самооценки младших
школьников в рамках реализации ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: konda-edu. шОшибка! Недопустимый объект гиперссылки.(дата
обращения:05.12.2016).
24. Кротова Л.М. Опыт изучения учебной самооценки школьника в условиях разноуровнего обучения // Педагогическая мастерская. - 2007. -№ 1. - С. 17-24.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвящение, 1975. -206 с.
26. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
27. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. - М.: Флинта, 2010. - 392 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2011. - 656 с.
29. Немов Р.С. Формирование личности в младшем школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2003. - 458 с.
30. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2005. - 512 с.
31. Петрова Л. Особенности восприятия информации младшеклассниками // Учитель. - 2007. - № 5. - С. 6-10.
32. Петровский А.В. Ярошевский И.Г. Психология: учебники для студ. Высш. Педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 332 с.
33. Пирогов Н. М. Организация учебного процесса // Директор школы. - 2006. - № 1. - С. 57
34. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. - М.: Сфера, 2010. - 449 с.
35. Помыткин Б.В. Безотметочный контроль и оценка в начальной школе // Директор школы. - 2006. - № 1. - С. 55-59.
36. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.:
Флинта, 2007. - 349 с.
37. Савостьянов А.И. Формирование у подростков способов самопознания игры, упражнения // Методист. - 2011. - № 1. - С. 43-44.
38. Сластенин В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.
39. Слободчиков В. И. Формирование Я-концепции // Начальная школа. - 2002. - № 3. - С. 34-42.
40. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 2010. - 332 с.
41. Соловейчик С.М. Педагогика для всех - М.: Просвещение, 2007. - 585 с.
42. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Наука, 2004. - 465 с.
43. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. - М.: Академия, 2005. - 144 с.
44. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. - Воронеж: МОДЭК, 2005. - 568 с.
45. Феннел М. Как повысить самооценку. - М.: ACT, 2005. - 288 с.
46. Фомина Л. Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 99-102.
47. Хомут С.Н. Формирование адекватной самооценки у младших школьников как инструмент реализации требований ФГОС [Электронный ресурс]. URL: konda-edu.rОшибка! Недопустимый объект гиперссылки. (дата обращения:05.12.2016).
48. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. - Рига: «Эксперимент»,
1999. - 146 с.
49. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. - 260 с.
50. Чеснокова И.И., Шорохова Е.В. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977. - 144 с.
51. Шаповал Л.В. Приемы формирования самооценки. [Электронный ресурс]. URL: konda-edu.ruОшибка! Недопустимый объект гиперссылки. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.(дата обращения:05.12.2016).
52. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб, пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
53. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1989. - 142 с.
54. Якобсон С.Н. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. - 1887. - № 4. - С. 26-29.