ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ 8
1.1. Историческое развитие игровых технологий
8
1.2. Дидактические основы применения игровых технологий в
обучении
истории 18
Вывод по 1 главе
27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В 5 КЛАССАХ 28
2.1. Анализ педагогического опыта использования игровых технологий в процессе обучения истории
28
2.2. Реализация игровых технологий при обучении истории в 5 классе при изучении темы «В городе богини Афины»
38
Вывод по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Как говорил выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра -это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В современном мире перед педагогом стоят ряд проблем, одной из главных является поиск тех возможностей, которые будут помогать учителю в том, чтобы заинтересовать учеников во время изучения предмета и удержать этот интерес на протяжении всего курса обучения.
Особенную роль в нынешних социокультурных и геополитических условиях занимает учитель истории в школе, он является проводником миропонимания и ретранслятором исторических знаний, представляющих подрастающему поколению законы исторического развития общества, исторические факты и события. За последние двадцать пять лет наше государство претерпело самые серьезные, радикальные исторические изменения: смену государственного строя, разделение единого народа, отход от национальной идеи, объективная трактовка и видение которых обусловливает необходимость существенных трансформаций в преподавании дисциплины «История» в школе, формирование единой государственной политики гражданского и нравственного воспитания подрастающего поколения; выработка у всех членов общества адекватного представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего через
анализ исторических взаимосвязей; понимание роли и места в истории страны и мира своего поколения.
Игра, как форма обучения, имеет глубокие корни в истории. Ещё в древних Афинах (VI—IV века до н. э.) процесс обучения и воспитания был пронизан принципом агонистики (соревнования). Юноши состязались в гимнастике, музыке, эристике (споре), танцах, оттачивая свои навыки и
1 Сухомлинский В.А. О воспитании / B.A. Сухомлинский. - 2-е изд., испр и доп. - М.: Политиздат, 1975. -
самоутверждаясь в процессе соревнования. Тогда же зародились военные игры манёвры, штабные учения, разыгрывание «боев»1. О дидактических возможностях игр известно довольно давно.
Игра, являясь одним из старейших методов обучения и воспитания, в наше время переживает период, своего рода, процветания. Это может быть вызвано, с одной стороны эволюцией педагогической теории и эмпиризма, распространения проблемного обучения, а с другой стороны, определено экономическими и социальными потребностями формирования разносторонне активной личности. На наш взгляд, использование игры, как метода обучения, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям в данном возрасте. Игровые технологии могут привнести в занятие новые элементы, сделать его интересным, живым, ярким. Использование различных игр на реальном уроке истории способствует развитию сообразительности, служит подспорьем к интересу, проявляемому к изучаемому материалу. Кроме того, игровые технологии способствуют повышению эффективности урока, помогают привлечь учащихся к активной речевой деятельности.
Дидактические игры стимулируют развитие памяти, мышления, наблюдательности, внимания. В процессе игры дети учатся мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы
эти две цели восполняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и
'Андреева Ю.В. История Древней Греции: Учебник/Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович. — 3-е изд., перераб. и доп. —М.: Высш. шк., 2003. — 399 с
отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения1.
Когда маленький человечек лет 6-7 приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение, учёба становится для ребёнка ведущей деятельностью. Соответственно, уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент
соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.
Степень изученности темы. Подробный анализ педагогических технологий вообще и игровых технологий в частности, дает в своей книге «Современные образовательные технологии» Т.К. Селевко. Также вопросы применения дидактических игр в учебной деятельности достаточно подробно рассматриваются в книге Л.П. Борзовой «Игры на уроке истории», в статье Т.С. Бобейко «Активизация познавательной активности учащихся посредством технологии игровой деятельности^ и др. Конкретные разработки и сценарии дидактических игр по истории можно найти в книгах
1 Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.
— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 2003. — 152 с.
2 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.-256 с.
3 Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2003. — 160 с.
4 Бобейко Т.С. Активизация познавательной активности учащихся посредством технологии игровой деятельности.
URL: http://www.sgls.ru/kon/kon2.htm (дата обращения 14.03.2017)
Г.А.Кулагиной1, С.Г.Горяйнова2, Л.П.Борзовой, Разработки игровых внеклассных мероприятий по истории, праву и другим предметам содержатся в книге «Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе», авторами которой является группа методистов по работе с одаренными детьми. Группа авторов из Волгограда под руководством В. В. Гуковой в пособии «История. Технологии современного урока»3 предлагают рекомендации по методическому наполнению всех составляющих урока от изучения нового материала до контроля и проверки знаний игровыми ситуациями, как одной из современных средств обучения. Н.Н. Ярцева в работе «История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях» утверждает, что игра является важнейшим фактором и обучения, и свободного творчества ученика, требующего умственного напряжения, и эмоционального комфорта, и развития всего духовного облика школьника.
К качестве объекта исследования выступает процесс обучения истории в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются особенности использования игровых технологий на уроках истории в 5 классе.
Цель работы: разработка и апробация урока с использованием игровой технологии , обеспечивающей положительные результаты обучения истории в пятых классах.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
• определить степень изученности проблемы использования игровых технологий в преподавании истории в пятых классах;
• рассмотреть место и роль игровой технологии в учебном процессе;
• выявить особенности применения игровых технологий при разработке системы познавательных знаний, приемов, средств обучения и развития учащихся пятых классов с помощью игр;
1 Кулагина Г.А. 100 игр по истории / ГА. Кулагина — М.: Просвещение, 1993. — 239 с.
2 Горяйнов С.Г. Задачник по истории России / С.Г. Горяйнов - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.-295 с.
3 Гукова В.В. История 5-11 классы. Технологии современного урока/ B.B. Гукова - Волгоград, 2009. - 205 с.
игры:
• отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;
• используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала;
• четко организуются;
• соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме, изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы; целенаправленное педагогическое наблюдение; апробация разработанного урока.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования студентами при подготовке к семинарским занятия, выступлениям на студенческих научно-практических конференциях по данной теме, учителями школ в их педагогической деятельности.
Хотелось бы начать с того факта, что новые образовательные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы
обратимся к ним, оценим их значение и проработаем методику их применения, тем более познавательным, увлекательным и полноценным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для самих педагогов.
Так как на данный момент существует множество различных технологий в преподавании истории, то современный учитель должен владеть хотя бы основными из них и применять их в своей практической деятельности.
При исследовании проблемы использования игровых технологий в преподавании истории в пятом классе, на первом этапе была изучена литература по указанному вопросу, произведен теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы, после чего изучен и обобщен опыт преподавания с использованием игровых технологий. Для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы, осуществлено целенаправленное педагогическое наблюдение экспериментальной модели обучения.
В ходе проведенного исследования было рассмотрено историческое развитие идеи применения игровых технологий при обучении детей, определено влияние игровой методики на учащихся, выявлены особенности применения игровых технологий при разработке системы познавательных знаний, приемов, средств обучения и развития учащихся пятых классов с помощью игр.
Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу, что в случае четкой организации и отбора учебной исторической игры, использование элементов игровых методик в сочетании с другими формами, методами и приемами, при обучении, оказывает положительное влияние на развитие
личности учащегося, повышает привлекательности предмета в глазах учащихся, способствует лучшему усвоению знаний.
Нами было выяснено, что игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игру как технологию обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Существует множество классификаций игр. Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит их толковый организатор.
На разных этапах исследования нами были рассмотрены игровые методики, используемые на стадии изучения нового материала по истории в классе, а также технологии, используемые для обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся.
В рамках работы нами сделан вывод о необходимости внедрения игровых технологий или их элементов в образовательный процесс с целью преодоления формализованного подхода к обучению, привлечения интересов учащихся к предмету. А также мы пришли к выводу о том, что использование игр при обучении учеников пятых классов - эффективно.
В рамках исследования были выявлены проблемы, связанные с применением игровых технологий при преподавании истории. Они заключаются в трудоемкости подготовки к игровым урокам, как со стороны учителя, так и со стороны класса, необходимость, затратности использования указанных методик по времени.
Однако в то же время игра способна решить проблему перенасыщения современных школ вербальными и рациональными методами, а также средствами обучения. Игра объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
48
Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы, нам стало известно, что игра как прием обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые с обязательностью следует знать и учитывать педагогу, работающему с детьми школьного возраста. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
Таким образом, хотелось бы отметить, что в современном мире игровые технологии находят широкое применение в учебно-воспитательном и образовательном процессе.
1. Алексашкина, Л.Н. Учебные лекции по истории в основной школе [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2006. — № 8. — С.15-22.
2. Алексеева, Н.М. Игры на уроках [Текст] / Н.М. Алексеева // Преподавание истории в школе. — 1991. - № 5. - С.114-115.
3. Баханов, К.А. Театрализованные игры на уроках / К.А. Баханов // Преподавание истории в школе. - 1990. - № 4. - С.93-94.
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. - Москва: Изд. центр Академия,
2000. - 192 с.
5. Бобейко, Т.С. Активизация познавательной активности учащихся посредством технологии игровой деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sgls.ru/kon/kon2.htm
6. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителей / Л.П Борзова. - Москва: ВЛАДОС, 2003. — 160 с.
7. Борисов, А.А. Игра «Что? Где? Когда?» / А.А. Борисов // Преподавание истории в школе. - 1992. - №5. - С.53-54.
8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 152 с.
9. Важенин, А.Г. Конспекты уроков для учителей истории.
История России. XIX век: 8 кл. : Метод, пособие / А.Г. Важенин. — Москва: Владос- пресс: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - 336 с.
10. Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного
развития: Метод, пособие для педагогов начальной и средней школы / Т.П. Войтенко. - Калуга: Адель, 2008. - 361с.
11. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную
философию: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - Москва: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
12. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. - Москва: ВЛАДОС, 2003.- 168 с.
13. Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России / С.Г. Горяйнов. - 2е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 295 с.
14. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности школьников /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — Москва: Просвещение,
2010. — 223 с.
15. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и
коррекционной работе: Учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко. - Москва: Центр гуманитарной литературы, 2002. - 78 с.
16. Гузеев, В.В. Образовательная технология XXI века:
деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев. - Москва: Педагогический поиск, 2009. - 230 с.
17. Гукова, В.В. История 5-11 классы. Технологии современного урока / В.В. Гукова. - Волгоград, 2009. - 205 с.
18. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. — 2005.-JNo3.-C. 79-81.
19. Драгунова, О.В. Дошкольная педагогика: 4.1 / О.В. Драгунова. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2003. - 21 с.
20. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.:
АППО, 2005. - 112 с.
21. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная
интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2001.- 192 с.
22. История Древней Греции: Учебник / Ю.В. Андреева, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высшая школа, 2003. - 399 с.
23. Кашелев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашелев. - Мн.: Университетское, 2000. - 95 с.
24. Коваль, Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история: XX в.: 9 кл. / Т.В. Коваль. - Москва: Владос-пресс,2003. - 272 с.
25. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб, 2001. - 368 с.
26. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. — Москва: Уч. пед. издат., 1955. - 655 с.
27. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / Я.А. Коменский. - Москва: Педагогика, 1982. - 656 с. - 1 т.
28. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова // Проблемы и перспективы развития образования: сб. статей. - Краснодар: Новация, 2016. - С. 156-158.
29. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / B.C. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. -476 с.
30. Кулагина, Г.А. 100 игр по истории: Пособие для учителя / Г.А. Кулагина. - Москва: Просвещение, 1993. — 239 с.
31. Локк, Дж. Сочинения в 3-х т. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк. - Москва: Мысль, 1985. - 621с. - 1 т.
32. Макарова, А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний / А.Ю. Макарова // Школа и производство. - 2002. - №3. - С.37-40.
33. Мартынова, М.С. SMART — технологии в современном образовании / М.С. Мартынова // Современное образование: содержание, технологии, качество: сб. статей. - СПб., 2010. - С.174-179.
34. Мацкайлова, О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков / О.А. Мацкайлова // Преподавание истории в школе. - 1999. - №8. - С.29-35.
35. Минич, О.А. Педагогические игры / О.А. Минич, О.А. Хаткевич. - Мн : Красико-Принт, 2005. - 128 с.
36. Монтень, М. Опыты. Избранные произведения: в 3-х т. / Пер. с фр. А. Бобович. - Москва: Голос, 1992. - 384 с. - 1 т.
37. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении: учебное пособие для среднего профобразования / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 379 с.
38. Партицкая, Г. В. Игровые формы на уроке истории / Г.В. Партицкая // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - №
10. - С. 31-37.
39. Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, B.C. Кукушин, Г.В. Сучков. - Москва: ИКЦ МарТ, 2004. - 336 с.
40. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. - Москва: Педагогика, 1985. — 496 с.
41. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - Москва: Академия, 2002. — 272 с.
42. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей / Е.С. Полат. - Москва, 2008. - 220 с.
43. Репринцева, Е.А. Педагогика игры: Теория. История. Практика / Е.А Репринцева. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2005. - 421 с.
44. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г .К. Селевко. — Москва: Народное образование, 1998. -
256 с.
45. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: 2-х т. / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с. - 1 т.
46. Сиденко, А. Игровой подход в обучении / А. Сиденко // Народное образование. - 2000. - №8. - С. 134-137.
47. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. — 2-е изд., испр и доп. - Москва: Политиздат, 1975. - 272 с.
48. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д. Ушинский. - М: АПН РСФСР, 1948-1952. - 429 с. - 10 т.
49. Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе: Учебнометодическое пособие / А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т,
2001. -89 с.
50. Фрейд, 3. Введение в психоанализ / Пер. с нем. Г. В. Барышниковой. - Москва: ACT, 2016. - 544 с.
51. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т. / Под ред. И.А. Каирова. - Москва: Просвещение, 1965. - 328 с. - 4 т.
52. Schlosberg, Н. The concept of play // Psychol. Rev. 1947. - Vol. 54.
- P. 229-231.
53. Эриксон, Э.Х. Детство и общество / Пер. с англ. А.А. Алексеева.
- 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с.