Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Работа №62536

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
1.1 Исследование проблемы обучения детей в условиях двуязычия
1.2 Виды дидактических игр, применяемых при обучении дошкольников татарскому языку
1.3 Методические основы использования дидактической игры при обучении дошкольников татарскому языку
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ
ДЕТЕЙ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
2.1 Организация исследования по использованию дидактических игр в обучении детей татарскому в условиях двуязычия
2.2 Реализация работы по использованию дидактических игр в обучении детей татарскому языку в условиях двуязычия
2.3 Результаты работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность работы. Объективные условия, предопределившие место и роль татарского языка в системе образования, способствуют формированию новых концептуальных подходов к обучению татарскому языку. В современном модернизированном обществе отмечается важность обучения татарскому языку как средству общения для понимания дошкольниками общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа, в том числе и татарского. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения татарскому языку.
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие личности ребенка: развивается память, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстрота реакции, математические навыки, логика. Доказано, что двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.
Для того, чтобы процесс обучения татарскому языку был доступным, занимательным и интересным можно использовать дидактические игры.
Игра является одной из важнейших форм обучения татарскому языку
— игра. Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. Игра
- эффективная и доступная форма деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.
Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику. Дидактических игр очень интересна дошкольникам. Дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка.
Вместе с тем, остается не исследованным вопрос о роли дидактических игр в целях обучения детей татарскому языку в условиях двуязычия. Таким образом, наблюдается противоречие между объективно возросшими требованиями дошкольного образования к методике обучения детей татарскому языку в условиях двуязычия и недостаточным использованием при этом дидактических игр, недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса.
С учетом этого была определена проблема исследования: какие виды дидактических игр эффективны в целях повышения эффективности обучения детей татарскому языку в условиях двуязычия. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое изучение использования дидактических игр в обучении детей татарскому языку в условиях двуязычия.
Объект исследования - процесс обучении детей татарскому языку в условиях двуязычия.
Предмет исследования - виды дидактических игр, используемых в обучении детей татарскому языку в условиях двуязычия.
Гипотеза исследования: специально организованная образовательная деятельность, основанная на применении дидактических игр может способствовать активному усвоению детьми среднего дошкольного возраста татарского языка.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования дидактических игр в обучении детей татарскому языку в условиях двуязычия.
2. Изучить уровень знаний детей дошкольного возраста татарского языка.
3. Реализовать работу по использованию дидактических игр в обучении детей татарскому языку в условиях двуязычия и выявить эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы; анализ и обобщение педагогической работы; эксперимент; количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая основа: исследования разработчиков в области обучения детей дошкольного возраста татарскому языку (Ф. С. Газизова, Ф.В. Хазратова, З.М. Зарипова, и др.).
Научная новизна исследования заключается в том, что для формирования активного и пассивного словаря дошкольников по татарскому языку, в работе нами были использованы специально подобранные дидактические игры.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по использованию дидактических игр в обучении детей татарскому языку в условиях двуязычия.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 40 г. Нижнекамск РТ».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При изучении темы «Использование дидактических игр в обучении детей татарскому языку в условиях двуязычия» мы провели решение трех задач. При анализе литературы по проблеме исследования мы выяснили, что образовательный процесс по обучению татарскому языку проектируется на основе постепенно усложняющихся задач речевого развития ребенка, на деятельностном подходе и принципах интеграции. В обучении применяются различные методы и формы, средства.
В обучении детей дошкольного возраста педагоги используют разные виды игр, такие как игры - путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры - беседы (игры-диалоги).
Дидактические игры увлекают и в непринуждённой обстановке погружает ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.
Для решения второй задачи мы провели констатирующую диагностику пассивного и активного словаря по татарскому языку детей экспериментальной и контрольной групп. В качестве диагностики нами был выбран именно активный и пассивный словарь потому что в УМК, по которому дети проходят программу обучения татарскому языку, в качестве контроля усвоенных знаний выдвигает эти два параметра.
Для диагностики активного и пассивного словаря по татарскому языку детей среднего дошкольного возраста мы предложили детям ряд заданий в 2 серии.
Констатирующая диагностика показала преобладание низкого уровня активного и пассивного словаря по татарскому языку детей среднего дошкольного возраста в обеих группах и необходимости проведения развивающей работы.
Для формирования пассивного словаря нами было проведено 10 занятий по формированию активного и пассивного словаря детей на основе УМК «Минемвем». В процессе занятий мы активно использовли дидактические игры. Среди слов пассивного словаря, основное внимание было направлено на такие, как: куян, песи, аю, эт, машина.туп, 1,2,3,4,5, кишер, бэрэнге, кыяр, помидор, кэбестэ, кишер, бэрэнге, кыяр, помидор, кэбестэ, тэлинкэ, кашык, чынаяк, калак, сары, яшел, кызыл, зэцгэр, бабай, эби и др. Активный словарь детей формировали с помощью дидактических игр, в которых дети учились отвечать на такие вопросы как: бу кем?, кем юк?, син кем?, кем анда?, ничэ? нинди?.
Контрольная диагностика и сравнение результатов с констатирующим этапом показала, что наблюдается положительная динамика развития пассивного словаря по татарскому языку у детей экспериментальной группы. Значительно повысился уровень активного и пассивного словаря в экспериментальной группе. В экспериментальной группе уровень пассивного словаря вырос со среднего до высокого у двоих детей (Микова Лейсан, Рахимов Тимур), с низкого до среднего у пятерых детей (ХайдароваГульназ, Батилин Артем, Киреев Алмаз, Кашапова Алина, Рамазанова Роза); уровень активного словаря со среднего до высокого повысился у троих детей (Аюпова Миляуша, МиковаЛейсан, Рахимов Тимур), с низкого до среднего у шестерых детей (ХайдароваГульназ, Батилин Артем, Киреев Алмаз, Кашапова Алина, Рамазанова Роза, Айларов Кирилл).
В контрольной группе также наблюдается динамика, но она не столь значительная.В контрольной группе уровень пассивного словаря вырос с низкого до среднего у двух детей (Валеева Айсылу, Пантелеева Алия); уровень активного словаря с низкого до среднего повысился у двоих детей (Пичугина Настя, Валеева Айсылу).
Данные результаты говорят о верности выдвинутой гипотезы.



1. Абдрахманова З. Авторская дидактическая игра по татарскому языку в ДОУ [Электронный ресурс] // Мам. Ру. - URL: http:// http:// www. maam. ru/ detskijsad / avtorskaia - didakticheskaja - igra - po - tatarskomu - jazyku - v - dou. html (13.11.2015).
2. Азбука для самых маленьких: [учебное издание для детей дошкольного возраста / проект авт. Талия Шакирова] .— [Казань : Татарское книжное издательство, 2012] .— [6] л.
3. Алиев, Р. Билингвальное образование. Теория и практика: [учебное пособие] / Роман Алиев, Наталия Каже. - Рига: Retorika A, 2005. - 384 с.
4. Аммосова В.В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Нач. шк. плюс до и после. - 2012. - № 3. - С. 74-78.
5. Ахмерова М. С. Дидактические игры по обучению детей татарскому языку(УМК) [Электронный ресурс] // Инфоурок. Раздел Дошкольное образование. Подраздел Другие методич. Материалы URL: http:// http:// infourok. ru/ didakticheskie - igr i- po- obucheniyu-detey- tatarskomu - yazikuumk - 495694.html (13.11.2015).
6. Багрянова М. В. Дидактическая игра «Нэрсэартык? Что лишнее?» [Электронный ресурс] // Дошкольное образование сайт. - URL: http:// http:// vashabnp. Info / load/ 158-1-0-2560 (13.11.2015).
7. Багрянова М. В. Дидактические игры как ведущее средство в закреплении словарной работы по татарскому языку у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Продленка. Орг URL: http:// http:// www. prodlenka. Org / metodicheskie - razrabotki / doshkolnoe- obrazovanie / igrovaia - deiatelnost/ 163406 - didakticheskie - igry - kak- veduschee - sredstvo - v-.htm! (13.11.2015).
8. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста / А.В. Белошистая // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
9. Богомолова М.И. Национальные образовательные системы в зарубежных странах и России. Кн. II. Казань.: ГКШ, 2010. 424 с.
10. Газизова, Ф. С.. Татарские пословицы в контексте педагогики детства / Ф. С. Газизова, Т. Р. Маликов // Педагогика. — 2014 .— № 6 .—
С. 57-60.
11. Галеева М. Применение игровых технологий в преподавании татарского языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной технологии в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] // Завуч. инфо : сайт. - [Б.м.], 2008-2015. - URL: http://www.zavuch.ru/uploads/methodlib/2013/3/11/primenenie-.doc (13.11.2015).
12. Гаффарова С.М. Изучаем русский язык. Методическое пособие / С.М. Гаффарова, Д.С. Гарипова, Р.Ф. Нигматуллина. . - 2014. -300 с.
13. Гильманов Д. Ш. Дидактические условия формирования устойчивого интереса к изучению татарского языка русскоязычными младшими школьниками : дис. . канд. пед. наук / Д. Ш. Гильманов ; науч.конс. А. Ш. Асадулин ; науч.рук. Д. В. Вилькеев ; КГПУ .— Казань, 2001 .— 175 с.
14. Григорьева, В. В. Преподавание иностранных языков в многоязычной поликультурной среде / В. В. Григовьева и др. - Москва : Издательский Дом «Академия Естествознания», 2015. - 296 с.
15. Дроздова, Т. Дети в Новоисламбуле учат три языка / Т. Дроздова // Красное знамя : томская областная ежедневная газета / учредитель редакция «Красное знамя» ; гл. ред. Т. Е. Кондрацкая .— Томск. — 2000 .— 1 марта.
16. Друппова, И.Ю. Дидактические игры В.В. Воскобовича в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников / И.Ю. Друппова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 62-64.
17. Загумёнова, Р.Р. Развлечение на татарском языке для русскоязычных детей дошкольного возраста «Навруз» [Электронный ресурс] / Р.Р. Загуменова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт].
- М., 2014. - URL: http: // festival. lseptember. Ru / articles / 584866/ (17.03.2014).
18. Закирова, К.В. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей/ К.В. Закирова.-Казань: Редакционно-издательский центр, 2011.-256 с.
19. Зарипова З.М. Растём, играя. Говорим по-татарски. Наглядное пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку / З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрячева, Л.А. Шарипова, Р.С. Исаева. - 2014. - 324 с.
20. Зарипова, З.М. Мой дом. Говорим по-татарски. Наглядное пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку /З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрячева, Л.А. Шарипова, Р.С. Исаева. -2014. - 233 с.
21. Исхакова Ф.Ф. Формирование у младшего школьника интереса к овладению татарской речью на основе игровой деятельности / Ф.Ф. Исхакова, Д.Ш. Гильманов // В мире науч. открытий. - 2014. - № 11.13(59).
- С. 5265-5270.
22. Карташова В.Н. Двуязычие в детском возрасте: «за» и «против» : [психопед. условия овладения дошкольником вторым языком] // Детский сад от А до Я : науч.-метод. журн. для педагогов и родителей. -
2010. - № 5 (47). - C. 36-45.
23. Кашапова М. Ф. Научные основы организации словарной работы в татарских дошкольных образовательных учреждениях. Монография. ТГГПУ, 2009. — 196 с.
24. Михайлова, М.М. Двуязычие: принципы и проблемы / М.М. Михайлова. - М.: Просвещение, 1978. - 229 с.
25. Мукминова А.Д. Обучение русскоязычных детей татарскому языку с применением коммуникативных технологий // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 18 март 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 36-38.
26. Назмутдинова Р.С. Инновационные формы и методы
преподавания татарского языка и литературы в школе [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт] / изд. дом «Первое сентября». - М., 2015. - URL:
http://festival.1september.ru/articles/574546/ (13.11.2015).
27. Проблемы языкознания, теории языка и прикладной лингвистики / З. М. Базарбаева и др. - Новосибирск, 2014. - 165 с.
28. Протасова, Е. Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. - Москва :Владос, 2010. - 252 c.
29. Сальникова, А. А. Советское, постсоветское и национальное в татарском букваре «Алифба» / А. А. Сальникова // Россия и современный мир. — 2010 .— № 2 .— С. 169-179.
30. Соколова, И. В. Влияние раннего билингвизма на развитие интеллекта ребенка / И. В. Соколова // Мир русского слова. - 2004. - N 4. -
С. 30-33.
31. Соломатина, Г. Н. Билингвизм, его влияние на речевое развитие ребенка / Г. Н. Соломатина // Логопедия. - 2007. - N 3. - С. 5-11.
32. Теория и практика билингвального обучения: учеб.-метод. пособие / М-во образования Рос. Федерации, Новгор. гос. ун-т им.
Ярослава Мудрого ; [авт.-сост. И.И. Дмитриева, О.С. Коровина]. - Вел. Новгород : НовГУ, 2001. - 51 с. : ил.
33. Фаткулова, К. Творчество в изучении языка (на татарском языке) / К. Фаткулова, Н. Степанова // Мэгариф (Просвещение).- 2012. - №3. - С. 20.
34. Фатхуллова К.С. Диалог как средство развития коммуникативной компетенции учащихся в обучении татарскому языку как неродному / К.С. Фатхуллова, Г.А. Набиуллина // Жизнь, посвященная тюркологии: материалы междунар.тюркологического симп., посвященного 90-летию академика Э.Р. Тенишева. - Казань : ТГГПУ, 2011. - С.433-439.
35. Фатхуллова К.С. Коммуникативная направленность средств обучения татарскому языку как неродному // Учен.зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - № 8. - C. 134-139 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-napravlennost-sredstv- obucheniya-tatarskomu-yazyku-kak-nerodnomu (13.11.2015).
36. Федотова Т.Э. Дидактические игры по обучению детей
татарскому языку. Методическая разработка (старшая группа) по теме [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - URL: http:// nsportal.ru/detskiv-sad/regionalnvv-
komponent/2014/05/15/didakticheskie -igry-po - obucheniyu - detey- tatarskomu (15.11.2015).
37. Харенкова А.В. Анализ особенностей речевого развития детей- билингвов // Пробл. соврем.образования. - 2013. - № 2. - С. 160-167 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www. pmedu.ru / res / 2013 2 16. pdf (24.09.13)
38. Харисов Ф.Ф. Основы методики обучения татарскому языку как неродному / Фаткулова К., Степанова Н. - 2011. - 238 с.
39. Хусаинов, Ш. Г. Проектирование личностно-развивающего обучения в национально-региональных условиях / Ш. Г. Хусаинов //
Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2005. - № 2. - С. 73-78.
40. Чанышева Г. Г. Двуязычие в российской образовательной практике / Г. Г. Чанышева, В. Ф. Габдулхаков // Педагогика. — 2007. — №
5. — С. 42-47.
41. Чиршева, Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков / Г. Н. Чиршева. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2012. - 486 с.
42. Шаехова Р.К. Азбука для дошкольников, ч.1, ч.2 Играем со звуками и словами/ Р.К. Шаехова. - 2012. -96 с.
43. Шаехова, Р.К. Раз словечко, два словечко...: занимательное обучение татарскому языку.-Казань:Хэтер, 2011.-96с.
44. Шамсутова А.А. Роль невербальной коммуникации при обучении татарскому языку // Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность. - Казань, 2009. - Ч. 1. - С. 231-232.
45. Шарифуллина, Д. Р. Технология обучения аудированию младших школьников в условиях русско-татарского двуязычия: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.02, 13.00.02 / ДиляраРашитовнаШарифуллина. - Казань, 2009. - 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ