Введение 3
Глава 1. Словообразование и антонимия 7
1.1. Теоретические основы изучения производной лексики 7
1.2. Явление антонимии в языке 14
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Антонимические явления в словообразовательных гнездах прилагательных цветообозначений в английском и русском языках 17
2.1. Прилагательные антонимы как производная лексика на примере слов
белый/чёрный, white/black 17
2.2 Методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку и практическое применение методических рекомендаций в процессе обучения английскому языку в старших классах 32
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение
Развитие современного языкознания характеризуется все более пристальным вниманием лингвистов к системному рассмотрению различных уровней языка и вопросам смысловой структуры слова.
Исследования важнейших проблем теоретической семантики,
описательной лексикологии и лексикографии, предпринятые в последнее время в целом ряде работ, дают основание утверждать, что лексика, несмотря на огромное количество её единиц и многомерный характер их отношений, представляет собой определенную систему. Однако не все категории и измерения данной системы достаточно изучены. К ним относится и антонимия, которая недостаточно изучена.
Антонимия - универсальное явление, наблюдаемое в различных языках и на различных уровнях языковой системы. Она играет важную роль в речемыслительной деятельности, поскольку является основным
выразительным средством создания контраста.
Известно, что словообразование характеризуется системностью, закономерной связью его элементов друг с другом и с общей структурой языка. «Знание законов, способов и средств словообразования не только способствует обозрению всего круга лексики того или иного языка в теоретическом плане, но имеет и непосредственно практическое значение для овладения неродным языком» [Волина 2011: 60-70]. Таким образом, словообразование современного английского языка должно по праву занимать важное место в преподавании английского языка как иностранного. В этом и определяется актуальность исследования.
В разделе «лексическая сторона речи» примерной программы по иностранным языкам и новых ФГОС определен лексический минимум выпускника средней общеобразовательной школы в количестве 1400 единиц активной лексики [25]. Вместе с тем, старшеклассника также надо научить
«расширению потенциального словаря» за счет овладения новыми словами, составленными на основе продуктивных способов словообразования.
Однако, согласно статистическим данным, представленным на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, было выяснено, что хуже всего ученики справляются с частью «Лексика и грамматика», так как она требует языковых знаний и умений: иметь достаточный запас слов, знание состава слова, знание словообразовательных приставок и суффиксов, знание грамматических форм [24].
Вопросами словообразования активно занимаются многие лингвисты - Г.Н. Бабич, В.В. Катермина, Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова, Н.Б. Гвишиани, М.А. Бодоньи, Н.С. Ильюшенко, А.Н. Тихонов,
А.И. Моисеев, Е.Л. Гинзбург, И.А. Ширшов, Л.А. Введенская, М.Р. Львов, Л.Ю. Максимов, Л.А. Новиков и т.д.
На наш взгляд, стандартные приемы формирования навыков словообразования в большинстве случаев являются неэффективными. И возникает вопрос: какими средствами или явлениями сможет преподаватель достичь наиболее успешного результата в формировании навыков словообразования в старших классах? Мы считаем, что сравнение является одним из благоприятных приемов для запоминания. В связи с этим изучение антонимических явлений в производной лексике могло бы быть хорошим подспорьем в решении возникшего несоответствия.
Объектом исследования выступили прилагательные антонимы русского и английского языков.
Предметом исследования является семантическая структура прилагательных антонимов называющих цвет чёрный/белый и black/white, а также сопоставительный анализ производной лексики данных слов.
Цель исследования: изучение и сравнение антонимических явлений на примере прилагательных чёрный/белый и black/white и их производных, а также формирование методических рекомендаций по организации процесса обучения данной лексики.
Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить проблемы производной лексики и явление антонимии в языке зыке.
2. Провести сопоставительный анализ производной лексики прилагательных антонимов белый/чёрный, white/black в русском и английском языках;
3. На основе полученных данных разработать методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений на материале производной лексики и словообразовательных гнезд прилагательных антонимов в ходе обучения английскому языку.
Теоретико - методологическую основу исследования составили труды таких авторов как: Л.А. Введенская, М.Р. Львов, В.Г. Фатхутдинова, Е.Л. Гинзбург, Л.А. Новиков, Б.Б. Собирова, Л.Ю. Максимов, А.Н. Тихонов, И.А. Ширшов и др.
Непосредственными источниками языкового материала стали, прежде всего, данные двуязычных, словообразовательных, толковых, фразеологических и лингвострановедческих словарей.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - определение границ исследования, цели, объекта, предмета, разработка задач исследования; теоретическое изучение лингвистической литературы;
2 этап - проведение сопоставительных анализов производных словообразовательных гнезд прилагательных чёрный/белый и black/white;
3 этап - на основе проведенных сравнительных анализов сформулировать методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку.
4 этап - применить на практике разработанные методические
рекомендации.
Основные результаты, полученные в ходе исследования, были апробированы на практических занятиях по английскому языку с учащимися старших классов МБОУ Кучуковской СОШ.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые изучены теоретические основы словообразования и антонимии, сравнены производные словообразовательных гнезд прилагательных чёрный/белый и black/white и разработаны методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут внести определенный вклад в лингвистику, в проблему антонимии и т. д.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования другими преподавателями разработанных методических рекомендаций по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Для учащегося изучение словообразования в языковой системе имеет большое значение, так как данный процесс помогает осознать смысловые связи между родственными словами, проникнуть в сущность морфологической структуры слова, что приводит к уточнению его семантики и позволяет учащемуся точно и правильно использовать его в речи. Изучение состава слова помогает учащемуся понять знаковую природу языковых единиц, расширяет общую ориентировку ученика в языковой системе, способствует филологическому развитию учащегося, помогает связать грамматическую и лексическую системы. Базовые знания о способах словообразования помогают ученикам понять основной путь пополнения языка новыми словами, а понимание семантики суффиксов и приставок, роли морфем в слове, способствует развитию у обучаемых способности употреблять слова в речи с учетом значения входящих в них аффиксов.
Для более эффективной организации процесса изучения словообразования, преподавателю необходимо подобрать нестандартные приемы. По нашему мнению, сравнение является одним из благоприятных методов для запоминания. В связи с этим изучение антонимических явлений в производной лексике будет являться хорошим подспорьем в реализации данного метода.
Исходя из вышесказанного, целью настоящего исследования являлось: изучение и сравнение антонимических явлений, и формирование на их основе методических рекомендаций по организации процесса обучения словообразованию.
В первой главе представленной работы мы рассмотрели основные проблемы словообразования и антонимии. Анализ рассмотренного материала в данной главе позволил сделать следующие выводы:
— под производным словом понимается обусловленная другим знаком или совокупностью знаков единица номинации со статусом слова;
— различают следующие способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный способ, бессуффиксный, сложение двух основ, переход в другую часть речи;
— словообразовательное гнездо - упорядоченная отношениями производности совокупность однокоренных слов;
— антонимы - это взаимопротивоположные по значению номинативные единицы языка, которые служат для обозначения взаимопротивоположных односущностных явлений объективной реальности.
Во второй главе нами были рассмотрены словообразовательные гнезда прилагательных белый/чёрный, white/black и предложены методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку. Исходя из анализа содержания данного раздела, можно сделать следующие выводы:
— Семантические структуры слов белый и чёрный в русском и
английском языках оценочно несимметричны: «белый» («цвет мела или снега»; «светлый»; «человек со светлой кожей (как признак расы)»; «ясный, светлый»; «чистый»; «контрреволюционный»), «черный»
(«предосудительный, не вызывающий одобрения; коварный, низкий, подлый»; «безрадостный, мрачный, связанный с тяжестями жизни»; «крайне отрицательный, очень плохой»; «связанный с невзгодами, трудностями»; «по суеверным представлениям: колдовской, чародейский, связанный с нечистой силой», магический»; «неквалифицированный, физически тяжёлый, простонародный, грубый»; «служебный, не парадный, подсобный»; «грязный, бытовой, низкого качества»);
— Сравнение антонимичных явлений в словообразовательных гнездах «чёрный»/“black” и «белый»/ “white” происходило по блокам: адъективный, адвербиальный, субстантивный и глагольный.
— Методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку включали в себя следующие этапы:
— Знакомство учащихся с понятиями «словообразовательное гнездо» и «производная лексика»;
— Выполнение упражнений, разработанных в пункте 2.2, для отработки навыков словообразования;
— Изучение антонимических явлений в ходе выполнения соответствующих упражнений, разработанных в пункте 2.2.
Опорной информацией, заложенной в основу данных рекомендаций, послужил материал, рассмотренный в параграфе 2.1.
— Разработанные нами методические рекомендации были апробированы на базе МБОУ Кучуковская СОШ, в 10 классе (8 человек). Анализ полученных в ходе диагностирования на констатирующем и контрольном этапах данных, позволил сделать вывод об эффективности применения разработанных методических рекомендаций по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку.
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры,
1999. - 896 с.
2. Ачаева М.С. Номинативное пространство словообразовательных гнезд параметрических прилагательных в русском и английском языках: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Казань, 2012. - 22 с.
2. Бабич Г.Н. Лексикология английского языка. Е.-М.: Уральское
издательство, Большая медведица, 2005. - 176 с.
3. Берков В.П. Двуязычная лексикография: Учебник / В.П. Берков. 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 236 с.
4. Бодоньи М.А. Английский язык. ЕГЭ: словообразование. Раздел
«Грамматика и лексика». Тренировочные задания: учебно-методическое пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - Ростов н/Д: Легион, 2015. - 192 с.
5. Волина С.А. Место словообразования в обучении современному немецкому языку// Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2011. - №624. - С. 60-70
6. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. М.: Наука, 1979. - 263 с.
7. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. - 190 с.
8. Григорьева Т.В. Символическое значение слова: специфика и принципы выделения // Русский язык: функционирование и развитие (к 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ профессора В.М. Маркова): материалы Международной научной конференции (Казань, 18-21 апреля 2012 г.) / под общ. ред. Л.Р. Абдулхаковой, Д.Р. Копосовой. - Казань, 2012. - Т. 2. - С. 334-339.
9. Дорожкина Т.Н. Члены языковой оппозиции «черный - белый»: лексическая и прагматическая семантика // Исследования по семантике. - Уфа, 1999. - С. 6-17.
10. Дубенец Э.М. Современный английский язык: лексикология: учебное пособие для студентов гуманитар. вузов / Э.М. Дубенец. - М.: Глосса - Пресс, 2004. - 192 с.
11. Колесов В.В. Русская историческая лексикология и лексикография. Вып.
3. - Л.: ЛГУ, 1983. - С. 8-16.
12. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М.: Наука, 1981. - 200с.
13. Максимов Л.Ю. Антонимия как один из показателей качественности прилагательных [Текст]: (На материале рус. яз.): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - Москва: [б. и.], 1958. - 19 с.
14. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: учебное пособие. / А.И. Моисеев - Ленинград: ЛГУ, 1987. - 207 с.
15. Муравенко Е.В. Готовимся к экзаменам / Русский язык. - 2004. - №3.
16. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. - М.: изд. Московского гос. Университета, 1973. - 290 с.
17. Павлюченкова Т.А. Прилагательные со значением цвета в языке русских былин: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1984. - 18 с.
18. Рябцева Е.С. Структура словообразовательного гнезда с вершиной опыт / Е.С. Рябцева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1(16). - С. 120-125.
19. Словообразование в английском языке [Электронный доступ: http://englsecrets.ru/grammatika/slovoobrazovanie-v-angliiskom yazyke.htmll - статья из интернета.
20. Собирова Б.Б. Антонимия как языковое явление // Молодой ученый. -
2014. - №4. - С. 1240-1243.
21. Ширшов И.А. Теоретические проблемы гнездования: [Монография] / И.А. Ширшов; Моск. пед. гос. ун-т. - М.: Прометей, 1999. - 236 с.
22. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. - 335 с.
23. Фатхутдинова В.Г. Лексико - словообразовательные гнезда параметрических прилагательных в межъязыковом сравнении. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - 196 с.
24. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Электронный доступ: http://ege.edu.rul - статья из интернета.
25. Федеральный Государственный образовательный стандарт [Электронный доступ: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1423041 - статья из интернета.
26. Царев П.В. Производные слова в английском языке: Учеб. пособ. / П.В. Царев. - М.: МГУ, 1977. - 235 с.
27. Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. - М.: ДомКнига, 2005. - 280 с.
28. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.: «Грамотей», 2004. - 368 с.
29. Bennett T.J.A. Aspects of English Colour Collocations and Idioms. Heidelberg: Carl Winter Universitatsverlag, 1988. - 301p.
30. Wyler S. Color and Language. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 1992. - 201 p.
Список лексикографических источников.
1. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М.: АСТ, 2003. - 700с.
2. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1991. - 505 с.
3. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, С48 Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1985—1988. Т. 1, 4. К. - О. 1986. - 736 с.
4. Кудрявцев А.Ю. Англо-русский словарь - справочник табуизированной лексики и эвфемизмов / А.Ю. Кудрявцев, Г.Д. Куропаткин. - М.: КОМТ, 1993. - 304 с.
5. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.
6. Кузьмина И.А. Новый орфографический словарь русского языка. 10000 слов / И.А. Кузьмина. - М.: ООО Дом Славянской книги, 2009. - 960 с.
7. Кунин А.В. Большой англо - русский фразеологический словарь. - М.: «Советская Энциклопедия», 1967. - 738 с.
8. Литвинов П.П. Англо-русский словарь наиболее употребительных фразеологических выражений. - М.: «Яхонт», 2001. - 400 с.
9. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1982. - 381 с.
10. Михельсон М.И. Большой толково-фразеологический словарь [Электронный доступ: http: //dic.academic.rul
11. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь. - М: Рус. яз. - Медиа, 2004. - 946 с.
12. Мюллер В.К. Англо - русский словарь . - 24-е изд. - М.: Русский язык,
1995. - 2106 с.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1992. - 955 с.
14. Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А.Н. Тихонов. - М.: АСТ, 2014. - 639, [1] с.
15. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. - М.: Прогресс. Т. 1 - 1986. - 576 с.; Т. 4. - 1987. - 864 с.
16. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель ; АСТ, 2008. - 878 с.
17. Dictionary of Symbols. Penguin Books, 1996. - 1174 p.
18. The Dictionary of Phrase and Fable by E. Cobham Brewer. London : From the New and English Edition, 1971.
19. Urban Dictionary [Электронный доступ: http: //urbandictionary. com ].