ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОИЗВОДНОЙ ЛЕКСИКЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 3
Глава 1. Словообразование и антонимия 7
1.1. Теоретические основы изучения производной лексики 7
1.2. Явление антонимии в языке 14
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Антонимические явления в словообразовательных гнездах прилагательных цветообозначений в английском и русском языках 17
2.1. Прилагательные антонимы как производная лексика на примере слов
белый/чёрный, white/black 17
2.2 Методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку и практическое применение методических рекомендаций в процессе обучения английскому языку в старших классах 32
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение
Глава 1. Словообразование и антонимия 7
1.1. Теоретические основы изучения производной лексики 7
1.2. Явление антонимии в языке 14
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Антонимические явления в словообразовательных гнездах прилагательных цветообозначений в английском и русском языках 17
2.1. Прилагательные антонимы как производная лексика на примере слов
белый/чёрный, white/black 17
2.2 Методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку и практическое применение методических рекомендаций в процессе обучения английскому языку в старших классах 32
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение
Развитие современного языкознания характеризуется все более пристальным вниманием лингвистов к системному рассмотрению различных уровней языка и вопросам смысловой структуры слова.
Исследования важнейших проблем теоретической семантики,
описательной лексикологии и лексикографии, предпринятые в последнее время в целом ряде работ, дают основание утверждать, что лексика, несмотря на огромное количество её единиц и многомерный характер их отношений, представляет собой определенную систему. Однако не все категории и измерения данной системы достаточно изучены. К ним относится и антонимия, которая недостаточно изучена.
Антонимия - универсальное явление, наблюдаемое в различных языках и на различных уровнях языковой системы. Она играет важную роль в речемыслительной деятельности, поскольку является основным
выразительным средством создания контраста.
Известно, что словообразование характеризуется системностью, закономерной связью его элементов друг с другом и с общей структурой языка. «Знание законов, способов и средств словообразования не только способствует обозрению всего круга лексики того или иного языка в теоретическом плане, но имеет и непосредственно практическое значение для овладения неродным языком» [Волина 2011: 60-70]. Таким образом, словообразование современного английского языка должно по праву занимать важное место в преподавании английского языка как иностранного. В этом и определяется актуальность исследования.
В разделе «лексическая сторона речи» примерной программы по иностранным языкам и новых ФГОС определен лексический минимум выпускника средней общеобразовательной школы в количестве 1400 единиц активной лексики [25]. Вместе с тем, старшеклассника также надо научить
«расширению потенциального словаря» за счет овладения новыми словами, составленными на основе продуктивных способов словообразования.
Однако, согласно статистическим данным, представленным на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, было выяснено, что хуже всего ученики справляются с частью «Лексика и грамматика», так как она требует языковых знаний и умений: иметь достаточный запас слов, знание состава слова, знание словообразовательных приставок и суффиксов, знание грамматических форм [24].
Вопросами словообразования активно занимаются многие лингвисты - Г.Н. Бабич, В.В. Катермина, Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова, Н.Б. Гвишиани, М.А. Бодоньи, Н.С. Ильюшенко, А.Н. Тихонов,
А.И. Моисеев, Е.Л. Гинзбург, И.А. Ширшов, Л.А. Введенская, М.Р. Львов, Л.Ю. Максимов, Л.А. Новиков и т.д.
На наш взгляд, стандартные приемы формирования навыков словообразования в большинстве случаев являются неэффективными. И возникает вопрос: какими средствами или явлениями сможет преподаватель достичь наиболее успешного результата в формировании навыков словообразования в старших классах? Мы считаем, что сравнение является одним из благоприятных приемов для запоминания. В связи с этим изучение антонимических явлений в производной лексике могло бы быть хорошим подспорьем в решении возникшего несоответствия.
Объектом исследования выступили прилагательные антонимы русского и английского языков.
Предметом исследования является семантическая структура прилагательных антонимов называющих цвет чёрный/белый и black/white, а также сопоставительный анализ производной лексики данных слов.
Цель исследования: изучение и сравнение антонимических явлений на примере прилагательных чёрный/белый и black/white и их производных, а также формирование методических рекомендаций по организации процесса обучения данной лексики.
Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить проблемы производной лексики и явление антонимии в языке зыке.
2. Провести сопоставительный анализ производной лексики прилагательных антонимов белый/чёрный, white/black в русском и английском языках;
3. На основе полученных данных разработать методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений на материале производной лексики и словообразовательных гнезд прилагательных антонимов в ходе обучения английскому языку.
Теоретико - методологическую основу исследования составили труды таких авторов как: Л.А. Введенская, М.Р. Львов, В.Г. Фатхутдинова, Е.Л. Гинзбург, Л.А. Новиков, Б.Б. Собирова, Л.Ю. Максимов, А.Н. Тихонов, И.А. Ширшов и др.
Непосредственными источниками языкового материала стали, прежде всего, данные двуязычных, словообразовательных, толковых, фразеологических и лингвострановедческих словарей.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - определение границ исследования, цели, объекта, предмета, разработка задач исследования; теоретическое изучение лингвистической литературы;
2 этап - проведение сопоставительных анализов производных словообразовательных гнезд прилагательных чёрный/белый и black/white;
3 этап - на основе проведенных сравнительных анализов сформулировать методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку.
4 этап - применить на практике разработанные методические
рекомендации.
Основные результаты, полученные в ходе исследования, были апробированы на практических занятиях по английскому языку с учащимися старших классов МБОУ Кучуковской СОШ.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые изучены теоретические основы словообразования и антонимии, сравнены производные словообразовательных гнезд прилагательных чёрный/белый и black/white и разработаны методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут внести определенный вклад в лингвистику, в проблему антонимии и т. д.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования другими преподавателями разработанных методических рекомендаций по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Исследования важнейших проблем теоретической семантики,
описательной лексикологии и лексикографии, предпринятые в последнее время в целом ряде работ, дают основание утверждать, что лексика, несмотря на огромное количество её единиц и многомерный характер их отношений, представляет собой определенную систему. Однако не все категории и измерения данной системы достаточно изучены. К ним относится и антонимия, которая недостаточно изучена.
Антонимия - универсальное явление, наблюдаемое в различных языках и на различных уровнях языковой системы. Она играет важную роль в речемыслительной деятельности, поскольку является основным
выразительным средством создания контраста.
Известно, что словообразование характеризуется системностью, закономерной связью его элементов друг с другом и с общей структурой языка. «Знание законов, способов и средств словообразования не только способствует обозрению всего круга лексики того или иного языка в теоретическом плане, но имеет и непосредственно практическое значение для овладения неродным языком» [Волина 2011: 60-70]. Таким образом, словообразование современного английского языка должно по праву занимать важное место в преподавании английского языка как иностранного. В этом и определяется актуальность исследования.
В разделе «лексическая сторона речи» примерной программы по иностранным языкам и новых ФГОС определен лексический минимум выпускника средней общеобразовательной школы в количестве 1400 единиц активной лексики [25]. Вместе с тем, старшеклассника также надо научить
«расширению потенциального словаря» за счет овладения новыми словами, составленными на основе продуктивных способов словообразования.
Однако, согласно статистическим данным, представленным на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, было выяснено, что хуже всего ученики справляются с частью «Лексика и грамматика», так как она требует языковых знаний и умений: иметь достаточный запас слов, знание состава слова, знание словообразовательных приставок и суффиксов, знание грамматических форм [24].
Вопросами словообразования активно занимаются многие лингвисты - Г.Н. Бабич, В.В. Катермина, Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова, Н.Б. Гвишиани, М.А. Бодоньи, Н.С. Ильюшенко, А.Н. Тихонов,
А.И. Моисеев, Е.Л. Гинзбург, И.А. Ширшов, Л.А. Введенская, М.Р. Львов, Л.Ю. Максимов, Л.А. Новиков и т.д.
На наш взгляд, стандартные приемы формирования навыков словообразования в большинстве случаев являются неэффективными. И возникает вопрос: какими средствами или явлениями сможет преподаватель достичь наиболее успешного результата в формировании навыков словообразования в старших классах? Мы считаем, что сравнение является одним из благоприятных приемов для запоминания. В связи с этим изучение антонимических явлений в производной лексике могло бы быть хорошим подспорьем в решении возникшего несоответствия.
Объектом исследования выступили прилагательные антонимы русского и английского языков.
Предметом исследования является семантическая структура прилагательных антонимов называющих цвет чёрный/белый и black/white, а также сопоставительный анализ производной лексики данных слов.
Цель исследования: изучение и сравнение антонимических явлений на примере прилагательных чёрный/белый и black/white и их производных, а также формирование методических рекомендаций по организации процесса обучения данной лексики.
Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить проблемы производной лексики и явление антонимии в языке зыке.
2. Провести сопоставительный анализ производной лексики прилагательных антонимов белый/чёрный, white/black в русском и английском языках;
3. На основе полученных данных разработать методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений на материале производной лексики и словообразовательных гнезд прилагательных антонимов в ходе обучения английскому языку.
Теоретико - методологическую основу исследования составили труды таких авторов как: Л.А. Введенская, М.Р. Львов, В.Г. Фатхутдинова, Е.Л. Гинзбург, Л.А. Новиков, Б.Б. Собирова, Л.Ю. Максимов, А.Н. Тихонов, И.А. Ширшов и др.
Непосредственными источниками языкового материала стали, прежде всего, данные двуязычных, словообразовательных, толковых, фразеологических и лингвострановедческих словарей.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - определение границ исследования, цели, объекта, предмета, разработка задач исследования; теоретическое изучение лингвистической литературы;
2 этап - проведение сопоставительных анализов производных словообразовательных гнезд прилагательных чёрный/белый и black/white;
3 этап - на основе проведенных сравнительных анализов сформулировать методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку.
4 этап - применить на практике разработанные методические
рекомендации.
Основные результаты, полученные в ходе исследования, были апробированы на практических занятиях по английскому языку с учащимися старших классов МБОУ Кучуковской СОШ.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые изучены теоретические основы словообразования и антонимии, сравнены производные словообразовательных гнезд прилагательных чёрный/белый и black/white и разработаны методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут внести определенный вклад в лингвистику, в проблему антонимии и т. д.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования другими преподавателями разработанных методических рекомендаций по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Для учащегося изучение словообразования в языковой системе имеет большое значение, так как данный процесс помогает осознать смысловые связи между родственными словами, проникнуть в сущность морфологической структуры слова, что приводит к уточнению его семантики и позволяет учащемуся точно и правильно использовать его в речи. Изучение состава слова помогает учащемуся понять знаковую природу языковых единиц, расширяет общую ориентировку ученика в языковой системе, способствует филологическому развитию учащегося, помогает связать грамматическую и лексическую системы. Базовые знания о способах словообразования помогают ученикам понять основной путь пополнения языка новыми словами, а понимание семантики суффиксов и приставок, роли морфем в слове, способствует развитию у обучаемых способности употреблять слова в речи с учетом значения входящих в них аффиксов.
Для более эффективной организации процесса изучения словообразования, преподавателю необходимо подобрать нестандартные приемы. По нашему мнению, сравнение является одним из благоприятных методов для запоминания. В связи с этим изучение антонимических явлений в производной лексике будет являться хорошим подспорьем в реализации данного метода.
Исходя из вышесказанного, целью настоящего исследования являлось: изучение и сравнение антонимических явлений, и формирование на их основе методических рекомендаций по организации процесса обучения словообразованию.
В первой главе представленной работы мы рассмотрели основные проблемы словообразования и антонимии. Анализ рассмотренного материала в данной главе позволил сделать следующие выводы:
— под производным словом понимается обусловленная другим знаком или совокупностью знаков единица номинации со статусом слова;
— различают следующие способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный способ, бессуффиксный, сложение двух основ, переход в другую часть речи;
— словообразовательное гнездо - упорядоченная отношениями производности совокупность однокоренных слов;
— антонимы - это взаимопротивоположные по значению номинативные единицы языка, которые служат для обозначения взаимопротивоположных односущностных явлений объективной реальности.
Во второй главе нами были рассмотрены словообразовательные гнезда прилагательных белый/чёрный, white/black и предложены методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку. Исходя из анализа содержания данного раздела, можно сделать следующие выводы:
— Семантические структуры слов белый и чёрный в русском и
английском языках оценочно несимметричны: «белый» («цвет мела или снега»; «светлый»; «человек со светлой кожей (как признак расы)»; «ясный, светлый»; «чистый»; «контрреволюционный»), «черный»
(«предосудительный, не вызывающий одобрения; коварный, низкий, подлый»; «безрадостный, мрачный, связанный с тяжестями жизни»; «крайне отрицательный, очень плохой»; «связанный с невзгодами, трудностями»; «по суеверным представлениям: колдовской, чародейский, связанный с нечистой силой», магический»; «неквалифицированный, физически тяжёлый, простонародный, грубый»; «служебный, не парадный, подсобный»; «грязный, бытовой, низкого качества»);
— Сравнение антонимичных явлений в словообразовательных гнездах «чёрный»/“black” и «белый»/ “white” происходило по блокам: адъективный, адвербиальный, субстантивный и глагольный.
— Методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку включали в себя следующие этапы:
— Знакомство учащихся с понятиями «словообразовательное гнездо» и «производная лексика»;
— Выполнение упражнений, разработанных в пункте 2.2, для отработки навыков словообразования;
— Изучение антонимических явлений в ходе выполнения соответствующих упражнений, разработанных в пункте 2.2.
Опорной информацией, заложенной в основу данных рекомендаций, послужил материал, рассмотренный в параграфе 2.1.
— Разработанные нами методические рекомендации были апробированы на базе МБОУ Кучуковская СОШ, в 10 классе (8 человек). Анализ полученных в ходе диагностирования на констатирующем и контрольном этапах данных, позволил сделать вывод об эффективности применения разработанных методических рекомендаций по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку.
Для более эффективной организации процесса изучения словообразования, преподавателю необходимо подобрать нестандартные приемы. По нашему мнению, сравнение является одним из благоприятных методов для запоминания. В связи с этим изучение антонимических явлений в производной лексике будет являться хорошим подспорьем в реализации данного метода.
Исходя из вышесказанного, целью настоящего исследования являлось: изучение и сравнение антонимических явлений, и формирование на их основе методических рекомендаций по организации процесса обучения словообразованию.
В первой главе представленной работы мы рассмотрели основные проблемы словообразования и антонимии. Анализ рассмотренного материала в данной главе позволил сделать следующие выводы:
— под производным словом понимается обусловленная другим знаком или совокупностью знаков единица номинации со статусом слова;
— различают следующие способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, постфиксальный способ, бессуффиксный, сложение двух основ, переход в другую часть речи;
— словообразовательное гнездо - упорядоченная отношениями производности совокупность однокоренных слов;
— антонимы - это взаимопротивоположные по значению номинативные единицы языка, которые служат для обозначения взаимопротивоположных односущностных явлений объективной реальности.
Во второй главе нами были рассмотрены словообразовательные гнезда прилагательных белый/чёрный, white/black и предложены методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку. Исходя из анализа содержания данного раздела, можно сделать следующие выводы:
— Семантические структуры слов белый и чёрный в русском и
английском языках оценочно несимметричны: «белый» («цвет мела или снега»; «светлый»; «человек со светлой кожей (как признак расы)»; «ясный, светлый»; «чистый»; «контрреволюционный»), «черный»
(«предосудительный, не вызывающий одобрения; коварный, низкий, подлый»; «безрадостный, мрачный, связанный с тяжестями жизни»; «крайне отрицательный, очень плохой»; «связанный с невзгодами, трудностями»; «по суеверным представлениям: колдовской, чародейский, связанный с нечистой силой», магический»; «неквалифицированный, физически тяжёлый, простонародный, грубый»; «служебный, не парадный, подсобный»; «грязный, бытовой, низкого качества»);
— Сравнение антонимичных явлений в словообразовательных гнездах «чёрный»/“black” и «белый»/ “white” происходило по блокам: адъективный, адвербиальный, субстантивный и глагольный.
— Методические рекомендации по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку включали в себя следующие этапы:
— Знакомство учащихся с понятиями «словообразовательное гнездо» и «производная лексика»;
— Выполнение упражнений, разработанных в пункте 2.2, для отработки навыков словообразования;
— Изучение антонимических явлений в ходе выполнения соответствующих упражнений, разработанных в пункте 2.2.
Опорной информацией, заложенной в основу данных рекомендаций, послужил материал, рассмотренный в параграфе 2.1.
— Разработанные нами методические рекомендации были апробированы на базе МБОУ Кучуковская СОШ, в 10 классе (8 человек). Анализ полученных в ходе диагностирования на констатирующем и контрольном этапах данных, позволил сделать вывод об эффективности применения разработанных методических рекомендаций по организации процесса изучения антонимических явлений в производной лексике в ходе обучения английскому языку.
Подобные работы
- Словообразовательные гнезда существительных лексико-семантического поля «Погода»: практическое применение в процессе обучения языкам
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТРУКТУРНЫЕ, СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ НЕОЛОГИЗМОВ СОВРЕМЕННОГО
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Лингвосоциокультурный потенциал лексемы «дача»
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Лексико-семантическое поле «цвет» в поэзии В. И. Гафта и В. Р. Цоя
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Семантический потенциал прилагательного «большой»
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2023



