ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1. Понятие и классификация интерактивных методов обучения 7
1.2. Особенности использования интерактивных методов обучения в
профессиональном колледже 13
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСИЯ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА 22
2.1. Использование интерактивных методов при обучении студентов
дисциплины «Экономика» в профессиональном колледже 22
2.2. Разработка конспекта занятия по дисциплине «Экономика» с
использованием интерактивных методов 29
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
XXI век определил новые потребности общества в трудовых кадрах, которые будут удовлетворять всем вызовам быстроизменяющегося мира. Появилась необходимость в быстрой и качественной передаче знаний от преподавателя студентам и их быстрому и качественному усвоению с целью практического применения в жизни. Запросы современного мира к специалисту со средним специальным образованием, не только высоки в части компетенции, но они и крайне многообразны, иногда требования к специалистам специфичны с точки зрения традиционного обучения и, главное, они беспрерывно модифицируются и видоизменяются в зависимости от обстоятельств на рынке труда. К основным требованиям к современному специалисту можно отнести: критическое осмысление
поставленных перед ним задач и проблем, умение принимать решения на базе творческих поисков, способность к правильному культурному и деловому общению.
Многообразие и сложность учебного материала все больше и больше идет по нарастающей и соответственно усложняется и усвоение таких знаний студентами, что в свою очередь, требует принятия определенных мер с целью преодоления этих преград. Решение данной проблемы лежит в новейших методах обучения. Одним из таких методов является интерактивное обучение.
Внедрение интерактивного обучения в образовательный процесс - одно из самых главных направлений улучшения подготовки студентов в современном профессиональном колледже. Основные инновационные методы связаны с использованием именно интерактивных способов обучения. Улучшение учебных и воспитательных процессов в колледже на настоящий момент зависит не только от изменения содержания изучаемых дисциплин, но и подходов к методикам обучения, увеличение набора методических приемов, активизацию работы студентов в ходе занятий,
рассмотрение тем посредством максимального сближения к реальным жизненным ситуациям и поиска решений наиболее злободневных социальных проблем.
На настоящий момент лидирующие позиции на рынке образовательных услуг занимают учреждения, способные обеспечить должный уровень подготовки специалистов соответствующих современным требованиям. Достичь подобного уровня теперь невозможно лишь с использованием традиционных методов обучения и традиционной организации образовательного процесса.
С позиции этих требований акцент в обучении сегодня приходится на развитие личностных качеств, умения самостоятельного пополнения знаний и самосовершенствования. Это предполагает высокие требования к образовательным заведениям, основная задача которых в этом процессе - повышение уровня профессионализма выпускаемых специалистов.
Главное, чтобы студенты были активными объектами воздействия и были способны на самостоятельный поиск необходимой информации, обмен мнениями по теме занятия с сокурсниками и педагогом, способны принять участие в различного рода дискуссиях, уметь находить аргументы и приспосабливаться к разным ролям в процессе обучения. Именно поэтому, есть необходимость в выявлении самых оптимальных и эффективных форм обучения, способов и приемов, используемых на лекциях и семинарах для повышения уровня профессионализма будущих специалистов, а также расширения кругозора и общей культуры обучаемых.
На настоящий момент многочисленные инновационные методы так или иначе связаны с использованием интерактивных способов обучения, которые стимулируют и развивают когнитивную работу студентов колледжа, их способности к независимому творческому и профессиональному мышлению. Поэтому особый интерес представляет собой изучение возможностей использования в образовательном процессе современного колледжа именно интерактивных методов обучения.
Целью исследования является выявление и обоснование использования интерактивных методов обучения в учебном процессе как условия повышения уровня профессиональной подготовки учащихся колледжа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение сущности и классификации интерактивных методов обучения;
2) выявление особенностей использования интерактивных методов обучения в профессиональном колледже;
3) рассмотрение способов применения интерактивных методов обучения на занятиях по дисциплине «Экономика» в профессиональном колледже и разработка конспекта одного из занятий.
Объектом исследования является организация учебновоспитательного процесса в современном профессиональном колледже.
Предметом исследования выступают интерактивные методы обучения студентов колледжа.
Методология исследования обусловлена его целями и задачами. Исследование строится на принципах педагогической антропологии, идеи гуманистической психологии, системном, культурологическом, деятельностном подходах, концепции личностно-ориентированного педагогического процесса, а так же научных трудах ученых: Ш.А. Амонашвили, О.С.Анисимова, В.В.Давыдова, И.И.Ильясова, М.М.Левиной,
В.Я.Ляудис, А.К.Маркова, Л.М.Фридмана и др
Решение поставленных задач осуществлялось на основе применения совокупности таких исследовательских методов как анализ литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, статистическая обработка данных и др.
Практическая значимость работы определяется возможностью ее применения в целях совершенствования образовательного процесса посредством интерактивных технологий как, в частности, в средних профессиональных учреждениях, так и в образовательной системе в целом.
Использование интерактивных методов преподавания в образовательном процессе современного колледжа помогает, учитывая реалии XXI века, в обеспечении задач средне-специального образования.
Сегодня мы можем наблюдать процесс становления новой системы образования в России, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Данный процесс происходит со значительными дополнениями в педагогической теории и практике. Содержание образовательного процесса дополняется свежими знаниями, выработкой навыков оперирования данными, творческим подходом в решении педагогических проблем с упором на индивидуализацию программ обучения. Изменения системы образования введены с целью определения учащегося, как субъекта образовательного процесса в центре образовательного процесса, для того, чтобы его когнитивная деятельность была под пристальным вниманием педагогов-исследователей, разработчиков образовательных программ и других должностных лиц, имеющих прямое отношение к усовершенствованию системы образования.
Отличительной чертой, особенностью интерактивных методов обучения это, прежде всего, роль студентов в качестве активных субъектов, в отличие от традиционных методов, где студенты играют роль пассивных слушателей и процесс познания, таким образом, происходит неэффективно. Кроме того стоит упомянуть еще одну отличительную черту - активное применение компьютерных технологий.
Таким образом, интерактивное обучение - это, главным образом, получение знаний путем ведения диалога, в ходе которого осуществляется взаимодействие между преподавателем и студентами. А его сущность заключается в организации учебного процесса таким образом, чтобы практически все учащиеся оказались вовлечены в познавательный процесс.
В настоящее время в педагогике существует немалое число всевозможных форм и подходов к интерактивному обучению. Однако среди них можно выделить основную группу, которая включает в себя:
1) интерактивная лекция;
2) тренинг;
3) обучающие игры;
4) тестирование;
5) обратная связь.
Так же широка область применения интерактивных технологий в их применении в процессе преподавания учебной дисциплины «Экономика» в профессиональном колледже. Так, в ходе данной работы были выделены три основные технологии интерактивного обучения, наиболее часто применяемые при преподавании учебной дисциплины «Экономика», такие как проблемно-модульная технология, проектный метод и информационные технологии.
Некоторое время назад осуществление таких задач представлялось невозможным по причине отсутствия необходимых условий для их реализации с использованием только традиционного подхода и традиционных средств обучения, которые ориентированы на классно - урочную систему занятий. Но в современном информационном веке решение таких задач стало возможным благодаря новейшим информационным и педагогическим технологиям. Данные технологии тесно взаимосвязаны, поскольку только информационные технологии позволяют наиболее эффективно осуществить, воплотить в жизнь те возможности, которые несут в себе современные педагогические технологии. В последнее время роль информации значительно возросла и является определяющим фактором направленности формирования педагогических процессов. Мотивирование и вовлечение учащихся в учебном процессе современного колледжа может усилиться благодаря применению интерактивных способов обучения.
Можно прийти к такому выводу, что состояние использования интерактивных методов обучения в учебном процессе современного колледжа находится на уровне широкого применения и сегодня образовательный процесс в колледже немыслим без разнообразных интерактивных методов, так как значительно повышают эффективность в усвоении студентами учебных материалов. Такие методы обучения располагают высокой информативностью, достоверностью, дают возможность проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно - воспитательного процесса, усиливают эмоциональное восприятие учебного материала. Поэтому применение интерактивных способов обучения в колледже содействует совершенствованию образовательного и воспитательного процессов, а так же повышению результативности труда педагогов, улучшению качества знаний, умений и навыков студентов.
В результате выполнения программы формирующей части педагогического эксперимента, установлено, что учащиеся колледжа считают, что использование на занятиях интерактивных методов обучения может положительно повлиять на успешность усвоения учебного материала и повышение интереса к будущей профессиональной
деятельности.
1. Абельс, X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию: монография / Х. Абельс. - СПб: Алтейя,
2000. - 288 с.
2. Анисимов, О.С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: учеб. пособ. для вузов / О.С. Анисимов. - М.: Академия, 2006. - 256 с.
3. Антони, М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов / М.А. Антони // Психология обучения. -
2010. - № 12. - С. 53-63.
4. Борытко, Н.М. Теория обучения: учеб. пособ. для вузов. / Н.М. Борытко. - Волгоград: ВГПУ, 2006. - С. 77-82.
5. Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе: учеб. пособ. для вузов / И.В. Галузо. - Витебск: Изд-во «ВГУ им. П.М. Машерова»,
2011. - 189 с.
6. Герасимова, Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности / Н.И. Герасимова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 1. - С. 24-25.
7. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы: учеб. пособ. для вузов / Б.С. Гершунский. - М.: Академия,
2010. - 303 с.
8. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство
формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание - Режим доступа: http://technomag.edu.ru/
doc/172651, свободный.
9. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие / А.Н. Джуринский - М.: Дрофа, 2008. - 432 с.
10. Ефимова Е. А., Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста / Е.А. Ефимова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 10. - С. 23-24.
11. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. - 238 с.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 6. - С. 20-26.
13. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях
высшего профессионального образования - Режим
доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1291/Интерактивное_обучен ие, свободный.
14. Карпенко, М. Новая парадигма образования XXI в. / М. Карпенко // Высшее образование в России. - 2007. - №4. - С. 93-99.
15. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учебно
методическое пособие / С.С. Кашлев. - Мн.: ТетраСистемс, 2011.- 256 с.: ил.
16. Кашлев, С.С. Методы мыследеятельности в педагогическом процессе // Народная асвета. - 2003. - № 4. - С. 55-59.
17. Кашлев, С.С. Интегрированные интерактивные методы / С.С. Кашлев // Народная асвета. - 2004. - № 4. - С. 77-85.
18. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - №7. - С. 34-39.
19. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. - СП.: КАРО, 2002. - 368 с.
20. Кононец, А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы / А.Н. Кононец // Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС,
2008. - С. 22-31.
21. Косолапова, М.А. Развитие профессиональной компетентности
преподавателя технического вуза при повышении квалификации / Косолапова М.А., Ефанов В.И. // Материалы международной научнометодической конференции «Современное образование: проблемы
обеспечения качества подготовки специалистов в условиях перехода к многоуровневой системе высшего образования». - Томск: ТУСУР, 2012. - С. 161-162.
22. Криворучко, Н.А. Формы учебных занятий, развивающие у студентов профессионально-познавательную активность / Н.А. Криворучко // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 10. - С. 98-105.
23. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.М. Левина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
24. Методические комплексы по дисциплине «Экономика» - Режим
доступа: http: //nsportal .ru/shkola/ekonomika/library/2014/12/07/uchebno-
metodicheskiy-kompleks-po-ekonomike-dlya-studentov-0, свободный.
25. Минич, О. А. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие / О. А. Минич. - М.: БИНОМ, 2008. - 171 с.
26. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 191 с.
27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Научный Мир, 2012. - 154 с.
28. Соколов, А.В. Комплекс мероприятий по самостоятельной работе студентов, ее контролю и описание интерактивных форм обучения по учебной дисциплине / А.В. Соколов // Сборник научно-технических статей. М.ИНФРА-М. - 2015. - С. 148-162.
29. Созоров, А.Н. Flash-технологии в образовании // Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Повышение качества непрерывного профессионального образования» / Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - С. 233-237.
30. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств
31. Чепыжова, Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения / Н. Р. Чепыжова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 6. - С. 13-15.