Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА

Работа №62490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Понятие личности в художественной литературе 5
1.2. Типология личности литературных персонажей 13
1.3. Место психологии личности в художественной литературе 18
Выводы по первой главе 22
Глава 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА 23
2.1. Психологические аспекты творческого наследия А.П. Чехова 23
2.2. Особенности психологии личности чеховских персонажей 38
2.3. Сравнительный анализ психологии личности в произведениях А.П. Чехова «Степь», «Моя жизнь», «Дама с собачкой» 43
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Актуальность исследования. Интерес к творчеству и жизни А.П. Чехова неизменно высок. В науке о Чехове писали в основном литературоведы, очень редко - философы, и лишь в отдельных случаях - психологи. Это достойно удивления, поскольку давно отмечен глубокий психологизм его творчества, особенная, строгая точность в
многочисленных характеристиках внутреннего мира, внимание к малейшим душевным движениям и их проявлениям.
В пятистах рассказах, повестях и пьесах Чехова, написанных им за двадцать пять лет напряженного творчества, действуют почти восемь тысяч персонажей. Чехов - один из наиболее «населенных» писателей мировой литературы (для сравнения: в «Человеческой комедии» Бальзака около трех тысяч персонажей). Чеховым удивительно точно и глубоко передано мироощущение русского человека, его потребность в
осмыслении жизни, в поиске своего предназначения. Богатство психологических образов персонажей произведений А.П. Чехова побуждает исследователей к изучению психологической стороны творчества писателя.
Объектом исследования в работе выступает художественное творчество А.П. Чехова в контексте психологии.
Предмет исследования: личность в творчестве А.П. Чехова (на метериале произведений «Степь», «Моя жизнь» и «Дама с собачкой»).
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании психологических особенностей личность в творчестве А.П. Чехова.
Достижению указанной цели способствует решение следующих
задач:
- определить понятие личности в художественной литературе;
- рассмотреть типологию личности литературных персонажей;
- определить место психологии личности в художественной литературе;
- рассмотреть психологические аспекты творческого наследия А.П. Чехова;
- провести сравнительный анализ психологии личности в произведениях А.П. Чехова «Степь», «Моя жизнь», «Дама с собачкой» .
Методами исследования в работе выступают: анализ теоретической литературы по теме исследования, обобщение и систематизация аналитической информации, ее интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования представленного материала студентами при подготовке к семинарским занятиям, выступлениям на студенческих научно-практических конференциях и т.д.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном нами анализе личностных типов персонажей независимо от концепции писателя возможно выделение общепсихологических закономерностей многообразия личностного бытия, что и было реализовано нами в определении развернутой типологии личности, опирающейся на эмпирически выявленные ранее основания типологизации.
При анализе творчества А.П. Чехова осуществилось слияние научно- психологического подхода с художественно-образным благодаря близости «концепций мира» и понимания сути личности. В данном случае произошло объединение обоих указанных Е. Фарино способов интерпретации.
Психологическое изучение личности на материале художественной литературы имеет не только теоретическое значение для более глубокого понимания феномена личности, прежде всего, способов личностного бытия. Раскрытие данной темы имеет и важный практический аспект. Ярким образцом такого сочетания когнитивного и экзистенциального анализа своего внутреннего мира является осмысленное чтение художественной литературы.
Сегодня более половины молодых людей ориентируются на жизненные идеалы в соответствии с любимыми героями художественной литературы. Поэтому опора на ее богатый опыт, отражающий систему ценностей человечества, предоставляет дополнительные возможности осознанного выбора собственной мировоззренческой позиции для человека постмодернизма, утратившего жизненные ориентиры.
На основании анализа личности многочисленных персонажей А.П. Чехова можно сделать заключение о широкой представленности в его творчестве всех основных личностных моделей. Наиболее подробно воплощены крайние варианты моделей - «объектная» и «субъектная», характеризующие личность с максимально пассивной и максимально активной жизненной позицией соответственно. Наиболее частые действующие лица: «человек-животное», «человек-автомат»,
«самореализатор», «влюбленный мечтатель», «делец», «разочарованный», «благородный чудак», «духовный человек».
Редкость некоторых типов вполне согласуется с творческой манерой писателя, которому были чужды как иррациональность, безудержность страстей («самореализатор» с инстинктивной подоплекой; «мистик», избравший путь «к духовности без усилий»), так и подробное описание схем видения мира («мыслитель»). Редкость носителей
Писателем описаны преимущественно дисгармоничные варианты жизненного пути и потеря образа Божия, все безобразие человека, отошедшего от Бога, его «некрасивость», - вначале с юмором, а затем с нарастающей болью. В Чехиане - своеобразной «энциклопедии человеческой пошлости» - прекрасное видится как противоположность душевного уродства; то, что должно быть, - через отрицание того, что есть. Примерно в 95 % произведений красота духовности утверждается отрицанием безобразия бездуховности.
Чехов - очень «таинственный» писатель, загадочность которого, как и потребность в разгадке, также привлекает внимание. Он может казаться как абсолютно «прозрачным», так и совершенно недоступным. Недаром часто говорится о скрытом философизме и косвенном психологизме писателя. Уровень прочтения может быть разным, и это очень заметно как по воспоминаниям современников, так и по нынешним научным изданиям.



1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб.: Изд- во ДНК, 2001. - 200 с.
2. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.
3. Бердников Г. «Дама с собачкой» А.П. Чехова. К вопросу о традиции и новаторстве в прозе Чехова / Г. Бердников. - М.: Худож. лит., 2001. - 96 с.
4. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов /
В.М. Блейхер, И.В. Крук. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 441 с.
5. Большая медицинская энциклопедия: В 30-ти т. - Т. 8. ЕВГЕНИКА-ЗЫБЛЕНИЕ / Главн. ред. Б.В. Петровский. - 3-е. изд., перераб. и доп. - М.: «Сов. энциклопедия», 1989. - 528 с.
6. Борисова А.А. Психологическая проницательность: монография. - Ярославль, 2009. - 123 с.
7. Буняева М.В. Психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова: Автореф. дис...канд. психол. наук. - Ростов-н/Д, 2013. - 24 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. -
344 с.
10. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - СПб.: Художественная литература, 2004. - 452 с.
11. Громов Л.П. В творческой лаборатории А.П. Чехова. - Ростов-на- Дону: Ростовский университет, 1998. - 176 с.
12. Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. - М.: Издательство «Скорпион», 2003. - 218 с.
13. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М.: Флинта, 2003. - 178 с.
14. Есманская Н.Е. Художественная литература как источник познания психологии человека // Вестник Воронежского государственного университета. Серия гуманитарные науки. - Воронеж, 2006. - № 2. -
С. 226-233.
15. Есманская Н.Е. Развитие психологической проницательности студентов-психологов посредством психологического анализа персонажей художественной литературы // Мир образования - образование в мире. - 2006. - № 4. - С. 165-169.
16. Есманская Н.Е., Корсунский Е.А. Развитие психологической проницательности средствами художественной литературы // Е. А. Корсунский, Н.Е. Есманская. Программы учебных дисциплин по специальности 020400 (030301) Психология. Дисциплины специализаций. - Воронеж, 2005. - С. 222-227.
17. Есманская Н.Е. Анализ образов художественной литературы как метод развития психологической проницательности студентов-психологов // Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2013. - С. 110-116.
18. Есманская Н.Е. Художественная литература как неисчерпаемый
источник психологических знаний для студентов-психологов /
Н.Е. Есманская // Вестник научной сессии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2012. - Вып. 13.- С. 180-185.
19. Зазыкин В.Г. Психологическая проницательность / В.Г. Зазыкин, Н.А. Коваль. - Тамбов, 2004. - 96 с.
20. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? - М.: Изд-во РОУ, 1994. - 44 с.
21. Знаков В.В. Психология понимания. - М.: ИП РАН, 2005. - 448 с.
22. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию психолога. М.: Смысл, 2003. - 288 с.
23. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. - М.: МГУ, 1998. - 300 с.
24. Климов Е.А. О психологическом знании в «Предисловии» к «Вечерам на хуторе...» Н.В. Гоголя // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 66-72.
25. Коржова Е.Ю. Духовная лестница Н.В. Гоголя: Личность и творчество. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. - 615 с.
26. Коржова Е.Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А.П. Чехова. - СПб.: Бионт, 2006. - 504 с.
27. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
28. Коржова Е.Ю. Психология личности в художественной литературе // Известия РГТУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 100. - С. 77-87.
29. Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. - СПб.: Институт практической психологии, 2004. - 542 с.
30. Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004. - 468 с.
31. Корсунский Е.А. О роли художественной литературы в познании психологии человека // Вестник ТГУ. - 2013. - Вып. 6 (122). - С. 55-59.
32. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. - М.: Лого-Пресс, 2002. - 448 с.
33. Логинов В.А. А.П. Чехов диагност в медицине и литературе. - М.: МГУ, 2010. - 48 с.
34. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. - 1998. - №1. - С. 76-82.
35. Овсянико-Куликовский Д.Н. Этюды о творчестве Чехова // А.П. Чехов: pro et contra: Творчество А.П. Чехова в рус. мысли конца XIX нач. XX в.: Антология. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 482-537.
36. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
37. Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 568 с.
38. Сеченов И.М. Элементы мысли. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
39. Сироткина И.Е. Психопатология и политика: становление идей и практики психогигиены в России // Вопросы истории естествознания и техники. - 2000. - № 1. - С. 29-33.
40. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - С. 306-312.
41. Тихомиров C.B. Творчество как исповедь бессознательного. Чехов и другие. (Мир художника мир человека: психология, идеология, метафизика). - М.: Наука, 2002. - 160 с.
42. Фарино Е. Введение в литературоведение. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.
43. Шувалов А.В. Проблема гениальности и помешательства в рассказе А.П. Чехова «Чёрный монах» // Целебное творчество А.П. Чехова (Размышляют медики и филологи). - М.: Российское общество медиков- литераторов, 1996. - С. 45-51.
44. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: Учеб. пособие. - М.: Наука, 1996. - 416 с.
45. Достоевский Ф.М. Идиот // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 тт. - Л.: Наука, 1989. - Т. 6. - С. 5-616.
46. Еврипид. Трагедии. В 2 т. Т. 2. / Пер. И. Анненского. - М.: Ладомир, 1999. - 498 с.
47. Ибсен Г. Бранд. - М.: Academia, 2003. - 84 с.
48. Ибсен Г. Кукольный дом. - М.: Эксмо, 2016. - 96 с.
49. Расин Ж. Трагедии / Пер. И.Я. Шафаренко и В.Е Шора. - М.: Академия, 2009. - 432 с.
50. Чехов А.П. Дама с собачкой // Антология любви: сентиментальная проза русских писателей. - М.: Престиж бук, 2006. - С. 104-123.
51. Чехов А.П. Степь. - М.: Ладомир, 2012. - 144 с.
52. Чехов А.П. Моя жизнь: (Рассказ провинциала) // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1977. - С. 192280.
53. Центр изучения творчества А.П. Чехова: история, векторы развития Электронный ресурс - Режим доступа: URL:
http://chehov.tgpi.ru/main. (дата обращения: 21.04.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ