Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОМИНАНТНЫЕ КОНЦЕПТЫ В ПОЭТИКЕ А.П. ЧЕХОВА

Работа №21410

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
834
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ «КОНЦЕПТ» И ТРАДИЦИИ ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЯ 8
1.1. Понятия «концепт» и «концептосфера» 8
1.2. Взаимосвязь понятий «мотив» и «концепт» 12
1.3. Современное состояние концептологии 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «ТОСКА» И «СКУКА» В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА 23
2.1. Концепт «тоска» 23
2.2. Рассказы А.П. Чехова «Тоска» и «Скрипка Ротшильда» как примеры
актуализации соответствующего концепта 25
2.3. Концепт «скука» 39
2.4. Рассказ А.П. Чехова «Скучная история» как пример актуализации
соответствующего концепта 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69


Язык является одним из основных путей, через которые человек получает информацию о мире и едва ли не единственным методом систематизации полученного опыта в сознании. В последнее время наблюдается ярко выраженный интерес к изучению художественных концептов на различном литературном материале, обусловленный утверждением, что концепт есть вместилище знания индивидуума о бытии и ячейка, обобщающая эти знания для успешного функционирования, в том числе, идеосферы субъекта.
Человеческая душа, как и природа - не терпит пустот, и в тех случаях, когда таковые образуются, сознание охватывает хаос, влекущий за собой опасные последствия. При отсутствии прочных стимулов и мотиваций - к чему приводит утрата нравственных ориентиров, эти пустоты вскоре заполняются темными сторонами нашего бытия, порождающими, кроме всего прочего - тоску и скуку. Подобные феномены свидетельствуют о духовном кризисе в обществе, об осуществившемся культурном переломе.
«Тоска» и «скука» стали предметом художественного осмысления множества русских писателей и поэтов. Мы же, в свою очередь, можем проанализировать то, как соответствующие концепты реализованы в текстах.
Актуальность исследования обусловлена рядом причин: изучение художественных концептов способствует более подробному изучению особенностей взаимосвязи языка и культуры; исследование позволит шире раскрыть некоторые особенности мировоззрения и поэтики А.П. Чехова.
Понятие «концепт» стало предметов описания в трудах таких ученых, как: С.А. Аскольдов (впервые употребивший термин «концепт» в отечественном литературоведении, изучавший взаимосвязь концепта и художественного слова, видя «совпадение их оснований» [Аскольдов, 1997]); В.З. Демьянков (совершивший попытку историографического изучения термина «концепт» в разных языках в попытке выяснить, в чем заключается схожесть в понимании этого термина в различных узусах [Демьянков, 2007; 2013]); В.И. Карасик (изучавший проблему правомерности отнесения каких- либо концептов к константам культуры по причине ее непрерывного развития, вследствие которого концепты так же становятся подвижны и принимают различные формы [Карасик, 2002]), Д.С. Лихачев (утверждавший, что язык является вместилищем культуры - ее концентратом, потому как культура - это общность тесно связанных и «переплетенных» между собой концептов, являющихся множеством ключей к изучению ментальной действительности [Лихачев, 1997]); Ю.С. Степанов (предпринявший попытку создания словаря русской культуры, где утверждается, что константами русской культуры являются определенные концепты [Степанов, 2004]) и др.
В данной работе была предпринята попытка исследования доминантных концептов в прозе А.П. Чехова, таких как «тоска» и «скука» на примере рассказов «Тоска», «Скрипка Ротшильда», «Горе», «Скучная история», «Скука жизни» с целью более подробного изучения поэтики автора.
Целью данной работы является выявление особенностей языковой репрезентации таких доминантных концептов в прозе А.П. Чехова как «тоска» и «скука» в стремлении изучить принципы их реализации в выбранных текстах.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
- Провести краткий историографический анализ понятия «концепт» отечественном литературоведении и языкознании.
- Изучить средства языковой репрезентации концептов «тоска» и «скука» в выбранном ряде текстов.
- Проанализировать особенности авторского выбора тех или иных средств для раскрытия данных концептов.
Объектом исследования являются такие доминантные концепты прозы А.П. Чехова как «тоска» и «скука». Предмет исследования - языковые средства репрезентации данных концептов в рассказах А.П. Чехова. Материалом для исследования послужили тексты произведений писателя, а также фрагменты его писем.
Теоретической базой работы послужили работы таких ученых как: Н.Д. Арутюнова, С.А. Аскольдов, З.Н. Афинская, А.Н. Веселовский, В.Е. Ветловская, Б.М. Гаспаров, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, Д.С. Лихачев, А. В. Павлова, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, И.В. Силантьев, Ю.С. Степанов, Б.И. Ярхо и др.
В исследовании широко используются следующие методы: метод контекстуального анализа (выявление семантических компонентов значения слова путем анализа контекстов), метод лексикографического анализа (рассмотрение единиц языка с точки зрения их репрезентации в словарях), метод интерпретативного анализа (смыслополагание и считывание смыслов текста), метод концептуального анализа (моделирование концепта посредством изучения семантики его языковых репрезентаций), метод мотивного анализа (единицей анализа являются повторяющиеся и переплетающиеся мотивы в ряде текстов автора).
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.
В первой главе даются общие описания понятий «концепт», «концептосфера», «мотив»; рассматриваются различия между «концептом» и «понятием»; показаны структурные составляющие «концепта», анализируется предшествующий научный опыт и демонстрируется текущее состояние по данному вопросу.
Во второй главе представлен подробный анализ предмета исследования, выполненный на основе анализа фактического материала, а именно: показана значимость концептов «тоска» и «скука» для русской культуры, проанализированы способы языковой репрезентации концептов «тоска» и «скука» в творчестве А.П. Чехова на примере выбранных рассказов.
В заключении отражены результаты работы, подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследователей все чаще волнует вопрос об особенностях взаимосвязи языка и культуры. В связи с этим изучение языковых концептов представляется особенно перспективным, поскольку концепт есть вместилище знания индивидуума о бытии и ячейка, обобщающая эти знания для успешного функционирования, в том числе, идеосферы субъекта; особенно важно то, что концепт, это категория реконструируемая, а не создаваемая человеком; концепт содержит виденье конкретной национальной культуры феномена, стоящего не только за определенным словом, но во множестве переплетений его ассоциативных связей.
Близким по значению термину «концепт» является понятие «мотив» - психологически мотивированный компонент концепта, простейшая единица сюжета и темы, позволяющая составить более объемное представление о конкретном концепте; мотив, по мнению А.Н. Веселовского, это формула «образно отвечавшая на первых порах общественности на вопросы, которая природа всюду ставила человеку, либо закреплявшая особенно яркие, казавшиеся важными или повторившиеся впечатления действительности» [Веселовский, 1940: 500]. Справедливо будет заметить, что эта особенность мотива содержательно близка к роли, выполняемой концептом; мотив - выражение в тексте семиотических особенностей концепта.
Целью данной работы являлось выявление особенностей выражения таких доминантных концептов, как «тоска» и «скука» в прозе А.П. Чехова.
Осуществив настоящее исследование, мы убедились на примере рассказов «Тоска», «Скрипка Ротшильда», «Горе», «Скучная история» и «Скука жизни», что общей составляющей (не просто синонимическим пространством, но и семантическим содержанием) концептов «тоска» и «скука» в творчестве А.П. Чехова являются мотивы «горя», «непутевости», «неприкаянности», «пустоты», «скитальчества», «смерти», «однообразия»,«монотонности», «жизни» и «смерти».
Концепт «тоска» выражен преимущественно мотивами «вода» и «жажда»: тоска показана Чеховым как реалия физически воплощаемая - она теснит грудь, ей необходимо «вылиться»; тоска мучает персонажей подобно жажде, героям необходимо «испить» людской заботы; она выражена метафорой «люди-сосуды», имплицитно выражена настроенчески. Тоска - следствие безразличия, как со стороны тоскующего, так и со стороны тех, кто его окружает. Тем самым работа концепта «тоска» в прозе Чехова построена в полном соответствии с этимологией слова, с его культурным кодом, что в свою очередь позволяет читателю беспрепятственно апеллировать к своему личному культурному опыту, к национальной культурной памяти, усиливая тем самым художественную силу данного концепта.
Говоря о тоске, Чехов не лишает читателя надежды, он показывает, что в части случаев трудность, вызвавшая это чувство, преодолима. Писатель не дает приговор, но намечает проблему. Однако скука в произведениях Чехова является куда более страшным недугом, противостоять которому невозможно.
Скуку автор видит как следствие душевной пустоты героев, возникшей по причине утраты нравственных ориентиров, это, соответственно, уменьшает количество путей борьбы с ней и те, кто подвержен этому чувству, стремительно утрачивают жизнеспособность. Скука ведет персонажей к смерти. Скука представляется как болезнь; скука выражена такими антитезами как: «тогда / теперь», «что есть индивид / чем индивид представляется», «обыкновенный / необыкновенный», «герой / не герой»; выражена с помощью цвета и света; скука тесно связана с мотивом «сна»: герои, «пробудившись» - увидев жизнь в истинном свете, - страдают бессонницей.
Персонажи Николай Степанович и Катя относятся к героям онегинского и печоринского типов - к «новым людям», внешне вполне благополучным, однако внутри - опустошенным, не видящим смысла в жизни, тянущимся к смерти как к спасению.
А.П. Чехов, реализуя в своих рассказах концепт «скука», показывает себя как тонкого знатока человеческой души, обладающим невероятным культурологическим чутьем, его произведения обрастают множеством интертекстуальных связей, обогащающим семантику текста и повышающим его культурную значимость.



1. Абрамова В.С. Опыт экзистенциально-феноменологического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009. № 6. С. 11-17.
2. Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 1. Волгоград: Парадигма, 2005. 352 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.
5. Афинская З.Н. Концепт в ракурсе мотива и темы: опыт
дискурсивного исследования [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://goo.gl/hKPpOR (дата обращения: 18.02.16).
6. Бердников Г.П. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1974. 512 с
7. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев; Ред. Т.Н.Зенюк, Г.И. Кряжевских; Сост. А.А. Ермичев; А.А. Ермичев. Л.: Лениздат, 1991. 397 с.
8. Бодлер Ш. Парижский сплин / Шарль Бодлер; пер. с фр. Е. Баевской. СПб.: Азбука, Азбука Аттикус, 2014. 320 с.
9. Бродский И. О скорби и разуме: Эссе / Иосиф Бродский; пер. с англ.СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Книжная лаборатория», 2015. 576 с.
10. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Государственное издательство «Художественная литература», 1940.649 с.
11. Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. СПб.: Наука, 2002.214 с.
12. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской
литературе XX века. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная
литература», 1993. 304 с.
13. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования [Электронный ресурс]. 1996. URL: http://goo.gl/mZLpu0 (дата обращения: 02. 01. 2016).
14. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною...» Методика анализа / Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. М., 1997. 504 с.
15. Даниленко В.П. Неприкаянный человек в русской классической литературе // Magister Dixit. 2013. №2 С.226-238.
16. Демьянков В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры [Электронный ресурс]. 2007. URL: http://goo.gl/NIapn3 (дата обращения: 17.02.16).
17. Демьянков В.З. Цивилизационные параметры когниции: лингвистика - эстетика - этика - психология - логика // Вопросы когнитивной лингвистики. М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Г. Р. Державина, 2013. № 1. С. 32-47.
18. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://goo.gl/9D3hrw (дата обращения: 13.06.16).
19. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
20. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979. 326 с.
21. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 261 с.
22. Красавский Н.А. Концепт «тоска» в русской лингвокультуре // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. № 7. С. 20-23.
23. Крылова Е.О. Метафора в прозе А.П. Чехова как смыслопорождающий механизм // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2008. № 47. С. 78-80.
24. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени [Электронный ресурс]. 2001. URL: http://goo.gl/Ud1UZT (дата обращения: 08.06.16).
25. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. 584 с.
26. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антол. / Ин-т народов России [и др.]; под общ. ред. В. П. Нерознака. М., 1997. С. 280-287.
27. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Второе издание, исправленное и дополненное / Авторы словарных статей:
В.Ю. Апресян, Ю.Д. Апресян, Е.Э. Бабаева, О.Ю. Богуславская, И.В. Галактионова, М.Я. Гловинская, С.А. Григорьева, Б.Л. Иомдин, Т.В. Крылова, И.Б. Левонтина, А.В. Птенцова, А.В. Санников, Е. В. Урысон. Под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна. Москва; Вена: Языки славянской культуры: Венский славистический альманах, 2004.1488 с.
28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова: 4-е изд., дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
29. Павлова А.В. Язык как источник сведений о национальной картине мира [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://goo.gl/yj1CSu (дата обращения: 10.06.16).
30. Порус В.Н. Тоска по бытию (А.П.Чехов и философия культуры). Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 3. С. 8-26.
31. Пропп. В. Я. Морфология волшебной сказки. / Составление, научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2011. 128 с.
32. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. 319 с.
33. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994.239 с.
34. Пушкин А.С. Собрание сочинений в десяти томах [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://goo.gl/tpvD8c (дата обращения: 07.06.16).
35. Разумова Н.Е. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства. Томск, 2001. 512 с.
36. Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова / Дональд Рейфилд; пер. с англ.
О. Макаровой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 896 с.
37. Руднев В. Словарь культуры XX века [Электронный ресурс]. 1997URL: http://goo.gl/9H8Lu9 (дата обращения: 02.01.2016).
38. Сарычев О.В. Опыт эвдемонизма: А. Шопенгауэр и А. П. Чехов о поисках счастья // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2013. №2. С. 118-128.
39. Силантьев И.В. Поэтика мотива / отв. ред. Е. К. Ромодановская. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.
40. Словарь современного русского литературного языка. М.; С.; АН СССР, 1963. Т 13. С. 1088.
41. Словарь современного русского литературного языка. М.; С.; АН СССР, 1963. Т 16. С. 707.
42. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 400 с.
43. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
44. Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило, 2011. 108 с.
45. Толковый словарь живаго великорускаго языка Владимiра Даля.
Второе издаше, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора / Къ 25-л'Ьтш издательской дЪятельностиМавришя Осиповича Волфа.
С.-Петербургъ-Москва: Издаше книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1880-1882. Томъ четвертый. P-V. 704 с.
46. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. Пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1999. 334 с.
47. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник / В. Е. Хализев: 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 437 с.
48. Хамитов Н.В. Метаантропология как ответ эпохе постмодерна: экзистенциалы предельного бытия [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://goo.gl/fHG4qw (дата обращения: 11.05.16).
49. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура,тематизм. СПб.: Лань, 2002. 368 с.
50. Частотный грамматико-семантический словарь языка художественных произведений. А.П. Чехова c электронным приложением / Кукушкина О.В., Суровцева Е.В., Лапонина Л.В., Рюдигер Д.Ю. под общ. ред. Поликарпова А.А. М.: МАКС Пресс, 2012. 571 с.
51. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М.: Рус. яз., 1999. Т. 2. 560 с.
52. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. Т. 4. М.: Наука, 1976. 654 с.
53. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Т.
4. М.: Наука, 1987. 540 с.
54. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Т.
5. М.: Наука, 1985. 703 c.
55. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Т.
7. М.: Наука, 1987. 730 с.
56. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Т.
8. М.: Наука, 1987. 525 с.
57. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971. 291 с.
58. Шестов Л. Творчество из ничего (А.П. Чехов) [Электронный pecypc].2003.URL: http://goo.gl/iFmiYb (дата обращения: 10.06.16).
59. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / Артур Шопенгауэр; пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда. М.: Эксмо, 2013. 288 с.
60. Юрков С.Е. Антиповедение - гротеск - антимир [Электронный ресурс]. 2003 URL: http://goo.gl/cwLpkf (дата обращения: 13.06.16).
61. Якимова Л.П. Мотивная динамика в произведениях А.П. Чехова 1890-1900 годов: от скуки к терпению. Критика и семиотика. Вып. 14, 2010. С. 143-168.
62. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы, Издание подготовили М.В. Акимова, И.А. Пильщиков и М.И. Шапир, Под общей редакцией М.И. Шапира, Москва: Языки славянских культур, 2006, XXXII, 927 с. (Philologica rnssica et speculativa; T. V)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ