Введение 3
1. Теоретические основы управления сбытовой деятельности организации 6
1.1 Понятие сбыта как объекта управления 6
1.2 Выбор и построение каналов сбыта 16
1.3 Оценка эффективности управления сбытовой деятельностью
организации 23
2. Анализ управления сбытовой деятельностью на примере ИП Сабирова Л.Н
2.1 Исследование тенденций сбытовой деятельности в торговле 26
2.2 Общий экономический анализ производственно-хозяйственной
деятельности ИП Сабирова Л.Н. 35
2.3 Анализ системы сбыта в ИП Сабирова Л.Н. 43
3. Направления совершенствования управления сбытовой деятельностью в ИП
Сабирова Л.Н 52
3.1 Рекомендации по совершенствованию каналов распределения 52
3.2 Мероприятия по стимулированию сбыта и их экономическое
обоснование 68
3.3 Разработка рекламной кампании и оценка ее экономической
эффективности 78
Заключение
Список использованных источников
В хозяйственной деятельности организации основными вопросами является снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции; последняя подразумевает законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку как товары. Работа организаций в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер сбыта готовой продукции. При наличии жесткой конкуренции главная задача системы управления сбытом - обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами. Сбыт продукции должен рассматриваться под принципиально иным углом зрения - через призму рыночного спроса и предложения. Для выживания в рыночных условиях отечественные товаропроизводители должны производить то, что продается, а не продавать то, что они производят.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление сбытом в современных условиях рынка - это необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
Объектом исследования дипломной работы является предприятие ИП Сабирова Л.Н. и его деятельность по продвижению и реализации продуктов и услуг на потребительском рынке.
Предметом исследования является характеристика особенностей совершенствования сбытовой политики организации.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов сбытовой политики организации, выявление их особенностей, определение направлений совершенствования системы сбыта товаров и услуг на предприятии ИП Сабирова Л.Н. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный в работе анализ позволяет разработать систему мер по повышению эффективности маркетинга исследуемого предприятия в системе сбыта изготавливаемой продукции.
Разработанность данной темы. Изучение процессов в области рыночного поведения, управления маркетинговой деятельностью и планирования нашло отражение в работах, главным образом, зарубежных ученых. В их числе следует особо отметить таких специалистов, как: И.Ансофф, Р.Акофф, П. Дойль, Б.Карлофф, Ф. Котлер, М. Мескон, Т.Питерс, Ф. Тейлор, А. Файоль, П. Друкер, которыми были разработаны теоретические основы для изучения процессов принятия решений. Следует отметить, что огромный вклад в различные аспекты управления экономикой предприятия на микроуровне был сделан в работах отечественных исследователей: Ин. Н. Герчиковой,
О.А.Дейнеко, Л.И.Евенко, Б.З.Мильнера, И. Н. Абрамова, Н. В. Войтоловского. А. П. Градова, В. С. Кабакова, Ю. А. Кулика, А. М. Лайкова, А. П. Жевтяка, С. Э. Пивоварова. А. Е. Карлика. О. А. Страховой, З.Н.Румянцевой, Ю. А. Санамова и других
Теоретической базой данной работы являются монографии отечественных и зарубежных исследователей, статьи в научных изданиях, периодической печати, в которых раскрыты различные подходы к анализу продвижения и реализации, сбытовой политики организации. В работе использованы статистические данные, материалы научных и методических конференций, семинаров по вопросам сбытовой политики в России и за рубежом [1-34].
Эмпирической базой является материал по продвижению и реализации товаров и услуг в ИП Сабирова Л.Н. собранный автором в ходе преддипломной практики.
Научная новизна исследования состоит в уточнении понятий и особенностей, формирующих целостное представление о системе сбытовой политики организации, а также выявлении специфики продвижения и реализации товаров и услуг на примере ИП Сабирова Л.Н..
Структура работы отвечает логике решения целей и задач исследования. Дипломная работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты системы сбытовой политики в организации.
Во второй главе дается анализ системы продвижения и реализации продукта на примере ИП Сабирова Л.Н..
В третьей главе определены основные направления совершенствования продвижения и реализации продукта, даны рекомендации по выбору маркетинговой стратегии для ИП Сабирова Л.Н.
Общий объем дипломной работы страниц, рисунков, таблицы, приложений. Список использованной литературы включает наименований.
Управление сбытом является крайне важной составляющей деятельности предприятий. Это объясняется тем, что профессиональное решение вопросов сбыта призвано максимально удовлетворить потребности клиентов, создать дополнительные маркетинговые преимущества, увеличить объемы реализации, обеспечить рост прибыли не только в кратко, но и в долгосрочном периоде, что позволит предприятию успешно функционировать в выбранной им сфере бизнеса.
Успешный сбыт продукции - конечная и основная цель деятельности предприятия любой формы собственности. Главным и определяющим фактором благополучия фирмы становится рынок. В конечном итоге вся деятельность фирмы находит свое концентрированное выражение в сбытовой стратегии, как основе управления сбытом.
Практика свидетельствует, что сбыт товаров необходимо рассматривать не как разовое мероприятие, а как элемент глубоко продуманной стратегии предприятия, которая должна носить долгосрочный характер и не может быть быстро изменена.
Сбытовая стратегия - это долго - и среднесрочные решения по формированию и изменению сбытовых каналов, а также процессов физического перемещения товаров во времени и пространстве в рыночных условиях. Сбытовая стратегия, как и в других элементах маркетинга - своеобразный «фарватер», в котором будет двигаться фирма в своем стремлении достичь поставленных целей.
Постановка целей сбытовой стратегии связана с целями маркетинговой деятельности предприятия. Основная цель в данном случае - доведение продукта до потребителя в максимально удобной для него форме, в кратчайшие сроки и в доступном месте.
Определение внешних и внутренних факторов, влияющих на организацию сбытовой сети, предполагает детальное изучение потребителей, их местонахождение, оценку сбытовой деятельности конкурентов, определение возможностей и ограничений по расширению объемов продаж и т. д.
ИП Сабирова Л.Н обладает достаточно сильными преимуществами по отношению к своим конкурентам, а именно, на предприятии ведется высокий контроль качества, наблюдается высокий уровень обслуживания покупателей, высокая компетентность персонала. Предприятие использует современное оборудование и изготавливает товары из экологически чистого материала.
Тем не менее, предприятию следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде, а именно можно увеличить объем производства, применять современное оборудование и расширить ассортимент. Кроме того, следует работать над рекламой, информировать потребителей об использовании экологически чистых материалов, увеличивать перечень предоставляемых услуг гарантийного и послегарантийного обслуживания, что позволит минимизировать слабости предприятия, используя возможности внешней среды.
Предприятию необходимо стремиться к снижению издержек, практиковать резервирование своих товаров и услуг на основе предварительных заказов, создание новых подразделений, то есть использовать силы организации для устранения угроз.
Минусами предприятия ИП Сабирова Л.Н. является отсутствие закрепленной миссии, видения и ценностей предприятия. Это является важным так как это помогает объединить персонал на всех уровнях в деятельности по достижению общей цели
Сбытовую политику предприятия следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать движение потока товаров к конечному потребителю.
Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.
ИП Сабирова Л.Н практикует традиционную систему сбыта, которая состоит из производителя, розничной сети и потребителя. Применяется прямой канал товародвижения, который позволяет устанавливать прямые контакты с покупателями, не прибегая к услугам независимых посредников. ИП Сабирова Л.Н пользуется услугами ООО «Фабрика рекламы» как посредника, при предоставлении населению услуг по изготовлению наружной рекламы. Но данный вид деятельности предприятия не является профилирующим, поэтому систему сбыта можно считать традиционной.
Предприятие стимулирует потребителей посредством предоставления торговых скидок, скидок постоянным и корпоративным клиентам, а иногда и путем предоставления образцов для испытаний. Реклама также является методом стимулирования сбыта продукции. ИП Сабирова Л.Н не использует дорогостоящие средства рекламы.
Целью сбытовой стратегии ИП Сабирова Л.Н должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успеха и бизнесе. Отсутствие миссии и четкой стратегии сбыта может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную - динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем. Миссия должна обеспечить фирме систему видения качества ее продукции и услуг, уровня ее конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой стратегии, обеспечить реализацию кредо фирмы, позиционирования ее на рынке и относительно конкурентов.
Миссия ИП Сабирова Л.Н должна состоять в том, чтобы: создать в г. Казани службу по предоставлению первоклассных услуг для обслуживания деловых людей и разных слоев населения, применяя исключительно экологически безопасное производство; добиться лидерства на рынке услуг города и района, обеспечить высокую доходность бизнеса.
Среднесрочными целями предприятия являются:
1) увеличение объема продаж на 10% ежегодно на протяжении последующих двух лет.
2) увеличение прибыли на 12% ежегодно на протяжении последующих двух лет.
3) увеличение конкурентоспособности товаров, за счет улучшения качества.
Таким образом, потенциал сбытовой деятельности позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции.
В ходе исследования выяснено, что для того чтобы процесс сбыта проходил более организованно и по возможности с меньшими издержками, ИП Сабирова Л.Н необходимо разработать сбытовую стратегию.
Первый этап - определение целей сбыта. Для ИП Сабирова Л.Н можно определить следующие цели сбыта:
- увеличение степени охвата рынка, приведёт к лучшей осведомлённости покупателей;
- увеличение ассортимента товаров, позволит удовлетворить большее количество покупательского спроса;
- увеличение объема сбыта;
- максимизация прибыли.
На втором этапе избирается стратегия сбыта, при этом необходимо:
- максимально охватить рынок потенциальных потребителей;
- добиться максимально возможной рентабельности продаж;
- иметь по возможности полную и достоверную информацию о рынке.
Очевидно, что дорогостоящие мероприятия по стимулированию сбыта предлагать было не рационально, т.к. на их внедрение просто нет достаточных средств. Таким образом, в качестве совершенствования сбытовой деятельности ИП Сабирова Л.Н был разработан ряд рекомендаций:
1. Активнее использовать нынешних и бывших клиентов.
Предприятию необходимо завести картотеку на бывших клиентов, периодически обзванивать их ответственных представителей или писать им короткие послания.
2. Попросить покупателей о рекомендациях. В ситуации доброжелательности, партнерства, которую необходимо создать, осуществляя продажу, покупатель будет чувствовать себя вполне готовым порекомендовать ИП Сабирова Л.Н кому-либо.
3. Использовать продукцию ИП Сабирова Л.Нв целях рекламы, например, изготовить визитные карточки и раздавать их.
4. Использовать звучный, легко запоминающийся слоган, который был бы размещен на рекламных щитах, штендере, вывеске предприятия.
5. Применить к сотрудникам ИП Сабирова Л.Н нематериальные стимулы, такие как профессиональный рост, признание в коллективе.
В качестве метода стимулирования сбыта предполагается использовать рекламу.
ИП Сабирова Л.Н - новое, не так давно вышедшее на рынок, поэтому на этом этапе необходимо учитывать неосведомленность потребителя о фирме и ее товаре.
Основной акцент в целях рекламы делается на информирование покупателей о назначении, района применения, основных характеристиках, названии нового товара. Применяемая реклама носит название информативной. Помимо функции информирования, она обеспечивает рассеивание сомнений и опасений потребителя, формирование образа предприятия.
После реализации рекламной компании объем продаж может возрасти при оптимистическом варианте на 3% и составить 1 475 462 руб.
Другие мероприятия по стимулированию сбыта и не требующие затрат (сегментация потребителей, рекомендации клиентов, рекламный слоган, нематериальное стимулирование сотрудников) по прогнозам должны увеличить объем продаж ИП Сабирова Л.Н в 2012 году на 9% по сравнению с предшествующим годом, который составит 1 608 253 руб.
Таким образом, значение рассмотренных выше показателей говорит о целесообразности применения для совершенствования системы сбыта продукции предложенных мероприятий.
1. Гражданский Кодекс РФ (Ч. 1-4). М.: Юристъ, 2014. 804 с.
2. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. СПб.: Изд. Михайлова, 2012.
475с.
3. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: Учебник. М.: ТК Велба, 2006. 432 с.
4. Белоусова С.Н. Маркетинг: Учеб. пособие / С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. 3-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 208с.
5. Беляев В.И. Маркетинг. Основы теории и практики: Учеб. / В.И. Беляев. М.:КНОРУС,2008.
6. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, 2007.
7. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR. М.: Фаир - Пресс, 2007.
624 с.
8. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. Минск: Высшая школа, 2014. 199 с.
9. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Ф.В., Зайналобидов М.С. Менеджмент.Ростов-н/Д: Феникс, 2012. 288с.
10. Гордон М. П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. 208 с.
11. Горчелс Л. Управление каналами дистрибуции. М.: Гребенников ИД, 2013.
12. Гранкина Н. Стратегия выбора партнеров по каналу сбыта // Управление компанией. 2012. №9. с. 12-17.
13. Грибов В.Д. Основы бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2012. 160 с.
14. Гэмбл П., Стоун М. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
15. Дашков А. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. М.: Дашков и Ко, 2013. 758 с.
16. Дейян А., Троадек А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж. М.: Прогресс, 2013. 468 с.
17. Дубровский В.Ж. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник / В.Ж. Дубровский, Б.И. Чайкин, 2008. 442 с.
18. Егоров И.В. Теория и практика управления товарными системами. Монография. М.: Дашков и Ко. 2012. 308 с.
19. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2014. 495с.
20. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: Учебник / В.Н. Еремин. М.: КНОРУС, 2014. 656с.
21. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. М.: Экономистъ, 2013.
22. Кардашин Л.И, Основы технологии товародвижения и организации торговли. М.: ЮНИТИ, 2013.
23. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебное пособие. /Под ред. В. К. Козлова, С. А. Уварова. СПб.: Политехника, 2012. 357 с.
24. Кондрашов В.М. Управление продажами. М.: ЮНИТИ, 2008.
25. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: Как создать, завоевать и удержать рынок/ Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. 296с.
26. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / пер с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2011. 656 с.
27. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: Учеб. пособие /Г.Н. Лиференко. М.: Изд-во «Экзамен», 2014. 156с.
28. Лукина Р.И. Искусство управления каналами сбыта. - М.: Академия, 2008. 243 с.
29. Менеджмент: Учебник / под ред. проф. В. И. Королёва. М.: Экономистъ, 2013. 432 с.
30. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры. М.: ИНФРА-М, 2007. 252 с.
31. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2012. 245 с.
32. Николаева Т. И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 4. с. 144.
33. Ньюмэн Э., Кален П. Розничная торговля: организация и управление / Пер. с англ. под ред. Ю. Каптуревского СПб.: Питер, 2013. - 416с.
34. Осипова Т.А. Устойчивое развитие торгового предприятия // Конъюнктура товарных рынков. 2013. №1. С. 109-115.
35. Осмоловский Н.Р. Сбыт продукции, или как увеличить продажи. - М.: Феникс, 2013. - 389 с.
36. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность. М.: Дашков и Ко, 2014. 504 с.
37. Панов А.И., Коробейников И.О., Панов В.А. Стратегический менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2006.
38. Пелих А. С. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. Ростов - на - Дону: Издательский центр «МарТ», 2008. 336 с.
39. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина бизнес букс, 2012.
40. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2007. 656 с.
41. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. М.: Эксмо, 2012. 432с.
42. Санников А.А. Эффективное управление сбытом. М.: Прогресс, 2013. 389 с.
43. Слепов В. А., Николаева Т. Е. Ценообразование. М.: ИНФРА-М, 2012. 256с.
44. Траут Дж. Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
45. Яковлев А. А. Сбытовая деятельность торгового предприятия: понятие и сущность Управление продажами. 2014. № 3. с. 16-19.