ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 8
1.1. Патриотическое воспитание старших классов как педагогическая
проблема 8
1.2. Формы, методы и средства формирования патриотизма учащихся ... 11
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 18
2.1. Материально-технические средства физической культуры и спорта в
патриотическом воспитании учащихся старших классов 18
2.2. Анализ эффективности программы «Я - Патриот» направленной на
патриотическое воспитание обучающихся старших классов 22
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 8
1.1. Патриотическое воспитание старших классов как педагогическая
проблема 8
1.2. Формы, методы и средства формирования патриотизма учащихся ... 11
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 18
2.1. Материально-технические средства физической культуры и спорта в
патриотическом воспитании учащихся старших классов 18
2.2. Анализ эффективности программы «Я - Патриот» направленной на
патриотическое воспитание обучающихся старших классов 22
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. (А.Н. Толстой)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием в своим исследовании будем понимать постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Сегодня патриотизм в стране востребован, а в недалеком прошлом подвергался серьезным нападкам.
В последние три года можно отметить положительную динамику в рассматриваемом вопросе. Возвращение Крыма в юрисдикцию России, особое внимание к празднованию Победы советского народа в Великой отечественной войне, обсуждение санкций, введенных против России со стороны многих стран, разделяющих позицию США, успешная военная операция наших Военно-космических сил в Сирии, беспрецедентная акция «Бессмертный полк» и многое другое способствуют изменению общественного мнения.
Однако отрицательное влияние на молодежь, которое многие годы оказывали средства массовой информации, изменить в одночасье невозможно. В сложившихся условиях обществу необходимо повернуться лицом к проблеме формирования патриотизма у молодежи.
Особое внимание рассматриваемому нами вопросу уделено в Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897. Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности
обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России... [46]. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [46]. В ФГОС ООО определены результаты обучения, которые должны быть получены в результате освоения основной образовательной программы, среди которых особое место занимаю личностные результаты. Они (личностные результаты) должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.. .[46].
Актуальность проблемы формирования патриотизма позволило определить тему нашего исследования: «Патриотическое воспитание
старших школьников в современных условиях».
Объект исследования - патриотическое воспитание старших школьников.
Предмет исследования - патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта.
Цель работы - разработать, апробировать и выявить эффективность программы по патриотическому воспитанию обучающихся на основе использования средств физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть патриотическое воспитание старших классов как педагогическую проблему.
2. Изучить формы, методы и средства формирования патриотизма у учащихся.
3. Рассмотреть материально-технические средства физической культуры и спорта в патриотическом воспитании старшеклассников.
4. Разработать, апробировать и выявить эффективность программы "Я - Патриот».
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- анализ исследуемых понятий и обобщение педагогического опыта по выделенному кругу вопросов;
- методы наблюдения, беседы, анкетирования, изучения педагогической документации;
- методы математической статистики, графические и табличные интерпретации данных.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть
использованы учителями в процессе патриотического воспитания обучающихся в старших классах.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов после параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием в своим исследовании будем понимать постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Сегодня патриотизм в стране востребован, а в недалеком прошлом подвергался серьезным нападкам.
В последние три года можно отметить положительную динамику в рассматриваемом вопросе. Возвращение Крыма в юрисдикцию России, особое внимание к празднованию Победы советского народа в Великой отечественной войне, обсуждение санкций, введенных против России со стороны многих стран, разделяющих позицию США, успешная военная операция наших Военно-космических сил в Сирии, беспрецедентная акция «Бессмертный полк» и многое другое способствуют изменению общественного мнения.
Однако отрицательное влияние на молодежь, которое многие годы оказывали средства массовой информации, изменить в одночасье невозможно. В сложившихся условиях обществу необходимо повернуться лицом к проблеме формирования патриотизма у молодежи.
Особое внимание рассматриваемому нами вопросу уделено в Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897. Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности
обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России... [46]. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы"):
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [46]. В ФГОС ООО определены результаты обучения, которые должны быть получены в результате освоения основной образовательной программы, среди которых особое место занимаю личностные результаты. Они (личностные результаты) должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.. .[46].
Актуальность проблемы формирования патриотизма позволило определить тему нашего исследования: «Патриотическое воспитание
старших школьников в современных условиях».
Объект исследования - патриотическое воспитание старших школьников.
Предмет исследования - патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта.
Цель работы - разработать, апробировать и выявить эффективность программы по патриотическому воспитанию обучающихся на основе использования средств физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть патриотическое воспитание старших классов как педагогическую проблему.
2. Изучить формы, методы и средства формирования патриотизма у учащихся.
3. Рассмотреть материально-технические средства физической культуры и спорта в патриотическом воспитании старшеклассников.
4. Разработать, апробировать и выявить эффективность программы "Я - Патриот».
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- анализ исследуемых понятий и обобщение педагогического опыта по выделенному кругу вопросов;
- методы наблюдения, беседы, анкетирования, изучения педагогической документации;
- методы математической статистики, графические и табличные интерпретации данных.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть
использованы учителями в процессе патриотического воспитания обучающихся в старших классах.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов после параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление, включающее в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев. Он является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности.
Патриотическое сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. Поэтому патриотическое воспитание находится в центре внимания любого педагога, для которого не безразлична судьба Родины.
Задачи учителя физической культуры состоят в том, чтобы раскрыть перед учащимися на конкретных примерах из спорта благородство честных поступков спортсменов на соревнованиях, дать учащимся возможность осознать, что сохранение чувства собственного достоинства и уважение зрителей стоят дороже, чем победа, достигнутая нечестным путем.
Организация и проведение патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих средств патриотического воспитания, которые могут быть дифференцированы на три группы: материально-технические, образовательные и организационные.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование способствует достижению ее главной цели: воспитание школьников с активной гражданской позицией, патриотов своей страны.
Также среди средств физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащихся старших классов нами были рассмотрены материально-технические, образовательные и организационные средства. Данные средства активно используются при формировании у школьников важнейших качеств гражданина России - патриота Отечества: чувства любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну, преданности Родине, воспитание у старшеклассников готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Рассмотрев теоретические основы патриотического воспитания учащихся старших классов, средства физической культуры и спорта в патриотическом воспитании старшеклассников, можем сказать, что эффективность средств физической культуры и спорта в воспитании патриотизма подтверждена. В ходе экспериментальной работы выявлено: уровень сформированности патриотического сознания выше в экспериментальной группе - 4,1 балл, чем в контрольной - 3,7 балла, что подтверждает эффективность школьной программы «Я - Патриот».
Соответственно, в экспериментальной группе наиболее развиты такие критерии воспитанности, как дисциплинированность, ответственность. На наш взгляд, недостаточно проведённой работы по развитию духовности, так как показатели за время реализации программы почти не изменились.
Результаты констатирующего опроса показали, что для 62% респондентов Россия - это не только страна где они родились, но это и их Родина. 84 % опрошенных любят свою Родину, 2% - нет и 14 % - затруднились ответить. Одним из основополагающих качеств патриота участники опроса назвали нравственность (78% от общего числа опрошенных). Примечательно и то, что объединяет респондентов с русской нацией чувство привязанности к родной земле (56%), национальная культура, обычаи и традиции (14%), любовь к Отечеству (10%). Вместе с тем, следует отметить, что у определенной части подрастающего поколения имеют место иждивенческие установки. Так, 66% респондентов отметили, что сначала Родина должна сделать все необходимое для них и только потом они будут работать на благо Родины.
Таким образом, сравнивая результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать вывод о повышении уровня сформированное™ ценностных ориентаций и уровня воспитанности учащихся по методике Н.П.Капустиной «Определение уровня воспитанности» в экспериментальной группе - активных участников программы «Я - Патриот». Наблюдается положительная динамика уровня воспитанности в данной группе, что показывает эффективность данной программы.
Патриотическое сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. Поэтому патриотическое воспитание находится в центре внимания любого педагога, для которого не безразлична судьба Родины.
Задачи учителя физической культуры состоят в том, чтобы раскрыть перед учащимися на конкретных примерах из спорта благородство честных поступков спортсменов на соревнованиях, дать учащимся возможность осознать, что сохранение чувства собственного достоинства и уважение зрителей стоят дороже, чем победа, достигнутая нечестным путем.
Организация и проведение патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих средств патриотического воспитания, которые могут быть дифференцированы на три группы: материально-технические, образовательные и организационные.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование способствует достижению ее главной цели: воспитание школьников с активной гражданской позицией, патриотов своей страны.
Также среди средств физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащихся старших классов нами были рассмотрены материально-технические, образовательные и организационные средства. Данные средства активно используются при формировании у школьников важнейших качеств гражданина России - патриота Отечества: чувства любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну, преданности Родине, воспитание у старшеклассников готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Рассмотрев теоретические основы патриотического воспитания учащихся старших классов, средства физической культуры и спорта в патриотическом воспитании старшеклассников, можем сказать, что эффективность средств физической культуры и спорта в воспитании патриотизма подтверждена. В ходе экспериментальной работы выявлено: уровень сформированности патриотического сознания выше в экспериментальной группе - 4,1 балл, чем в контрольной - 3,7 балла, что подтверждает эффективность школьной программы «Я - Патриот».
Соответственно, в экспериментальной группе наиболее развиты такие критерии воспитанности, как дисциплинированность, ответственность. На наш взгляд, недостаточно проведённой работы по развитию духовности, так как показатели за время реализации программы почти не изменились.
Результаты констатирующего опроса показали, что для 62% респондентов Россия - это не только страна где они родились, но это и их Родина. 84 % опрошенных любят свою Родину, 2% - нет и 14 % - затруднились ответить. Одним из основополагающих качеств патриота участники опроса назвали нравственность (78% от общего числа опрошенных). Примечательно и то, что объединяет респондентов с русской нацией чувство привязанности к родной земле (56%), национальная культура, обычаи и традиции (14%), любовь к Отечеству (10%). Вместе с тем, следует отметить, что у определенной части подрастающего поколения имеют место иждивенческие установки. Так, 66% респондентов отметили, что сначала Родина должна сделать все необходимое для них и только потом они будут работать на благо Родины.
Таким образом, сравнивая результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать вывод о повышении уровня сформированное™ ценностных ориентаций и уровня воспитанности учащихся по методике Н.П.Капустиной «Определение уровня воспитанности» в экспериментальной группе - активных участников программы «Я - Патриот». Наблюдается положительная динамика уровня воспитанности в данной группе, что показывает эффективность данной программы.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание младших школьников в процессе обучения математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Организация фестиваля как средство
патриотического воспитания младших
школьников в детской музыкальной школе
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



