Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к социально-коммуникативному развитию детей
1.1. Сущность социально-коммуникативного развития детей в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Программное направление социально-коммуникативного развития
ребенка 15
1.3. Преемственность в социально-коммуникативном развитии
дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС 24
Вывод по 1 главе 35
Глава 2. Педагогическое исследование по выявлению эффективных методов работы между дошкольным и школьным учреждениями в процессе социально-коммуникативного развития детей
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Основные направления и формы работы между дошкольным
учреждением и начальной школой по социально-коммуникативному развитию детей 42
2.3. Результаты исследования по выявлению эффективности
преемственности ДОО и начальной школы в процессе социально-коммуникативного развития детей 59
Вывод по 2 главе 79
Заключение 81
Список литературы 86
Приложения
Актуальность исследования. Одним из основных принципов дошкольного образования, выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., является принцип обогащения (амплификации) детского развития. Основными направлениями развития дошкольника по ФГОС являются: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Следовательно, одним из приоритетных направлений развития дошкольника разработчики ФГОС ДО признают социально-коммуникативное.
В современной психолого-педагогической и методической литературе, а также в периодических изданиях по педагогике существует достаточно большое количество понятий, характеризующих сферу коммуникативного развития ребенка: «коммуникативный потенциал», «коммуникативная компетентность», «коммуникативные способности», «коммуникативные навыки» и др.
Мы остановимся на понятии «социально-коммуникативное развитие», охарактеризованном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Социально¬коммуникативное развитие является, как видим, одним из базовых элементов в развитии дошкольника
Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации дошкольника к школе, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.
Необходимость взаимодействия образовательных организаций в контексте социально-коммуникативного развития заложены во многих программных документах, в том числе в законе РФ «Об Образовании» от 29.12.2012 г., в «Концепции долгосрочного социального развития Российской Федерации до 2020 года и др.
В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы, связанные с реализацией преемственности дошкольного учреждения и начальной школы. В данной ситуации преемственность в социально-коммуникативном развитии на уровне дошкольного и начального образования, рассматривается как важное условие полноценного развития детей, их адаптации к современным реалиям общественной жизни.
Степень научной разработанности.
Важные теоретико-методологические основы изучения
коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями - Л. Н. Галигузо.
Однако, по-прежнему, несмотря на актуальность темы исследования, многие вопросы о формах и видах преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в вопросах социально¬коммуникативного развития детей остаются малоизученными. В том числе, формы и виды взаимодействия остаются не раскрытыми.
На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: какова эффективность преемственности ДОО и начальной школы в процессе социально-коммуникативного развития детей?
Объект исследования - процесс социально-коммуникативного развития детей
Предмет исследования - эффективные формы организации преемственности ДОО и начальной школы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей.
Цель исследования - выявить эффективные методы работы по организации преемственности ДОО и начальной школы в процессе социально-коммуникативного развития детей.
Гипотеза исследования - социально-коммуникативное развитие детей будет проходить более эффективно в процессе преемственности ДОО и начальной школы, если будут использованы специальные методы работы.
Задачи исследования:
1. изучить особенности социально-коммуникативного развития детей согласно ФГОС,
2. проанализировать основные методы преемственности ДОО и начальной школы в социально-коммуникативном развитии детей,
3. опытно-экспериментальным путем доказать эффективность специальных направлений и форм по организации преемственности ДОО и начальной школы в социально-коммуникативном развитии детей.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.
Новизна данной работы заключается в том, что предложены специальные формы организации преемственности ДОО и начальной школы, направленных на социально-коммуникативное развитие детей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты дополняют организацию преемственности в социально-коммуникативном развитии детей. Предложенные формы могут быть использованы педагогами ДОО и начальной школы.
Так же основные выводы могут быть использованы при разработке новых форм преемственности процессе социально-коммуникативного развития детей.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в дошкольных организациях, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному. Именно в дошкольном детстве происходит интенсивное освоение социального пространства. Ребенок начинает осознавать себя как социальное существо и учится осознанному управлению своим поведением, формируется положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативная и социальная компетентность детей. У него появляется возможность саморегуляции поступков на основе знания нравственных норм и правил, умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также предвосхищать последствия предполагаемого собственного поступка для себя и окружающих.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром как основа позитивной социализации в соответствии ФГОС ДО становится особо актуальной, а создание условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности - одним из приоритетных направлений развития детей.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям; бережного и уважительного - к этическим и этническим ценностям, достоянию истории и культуры; гуманного - к людям, природе, окружающему миру.
Социально-коммуникативное развитие определяется как процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена. Оно осуществляется широким набором средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.
Содержанием социально-коммуникативного развития являются бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение к разным типам отношений в основных сферах жизнедеятельности - коммуникации, игре, познании, в разных видах деятельности. При этом коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, то есть деятельностью базовой для всех других видов человеческой деятельности, являющейся условием их успешной реализации.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного. Перед педагогами в условиях внедрения ФГОС ДО стоит задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе. Кроме того, актуальна необходимость модифицирования среды дошкольной организации, с целью создания условий для решения задач социально-коммуникативного развития дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие детей на современном этапе предполагает решение нескольких проблем:
- Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми.
- Дошкольники имеют низкий уровень соотношения собственных стремлений со стремлениями окружающих; они непродуктивно взаимодействуют с членами группы, объединенными общей задачей.
- Дошкольники не стремятся получать необходимую информацию в процессе диалога; у них не выражена готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; они практически не используют данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.
- Дошкольник не в состоянии справиться с проблемами общения со сверстниками и взрослыми самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых, в том числе педагогов, психологов и социальных педагогов.
В ходе реализации Модели совершенствования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО произошла:
- позитивная динамика в формировании мира отношений и общения «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», их взаимодействия с окружающими, в возникновении у детей желания общаться, быть активными, в сформированности у детей с элементами техники общения;
- положительная динамика в развитии навыков эффективного общения,
- произошло развитие навыков личностного поведения,
- произошло развитие навыков речевого и неречевого общения,
- произошло научение начальным правилам взаимодействия в коллективе,
- произошло индивидуальное нахождение способов активного участия в жизни сверстников,
- дети обучились приемам овладения тревожностью и волнением;
- дети смогут положительно выражать свое отношение к происходящим событиям,
- у детей появилась позитивной динамики в развитии коммуникативных способностей детей и умение организовывать процесс общения.
Перспективы развития «Модели совершенствования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
- Создание условий для повышения качества образования детей дошкольного возраста по направлению «Социально-коммуникативное развитие детей»: использование активно-деятельностных форм, проектных методов, психолого-педагогических условий, направленных на формирование ключевых качеств дошкольников: креативность, способность к поиску знаний.
- Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов в ДО: рост числа педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории; обобщение и распространение результативного педагогического опыта через педагогические конференции, мастер-классы, обучающие семинары, проблемные курсы.
- Развитие социального партнерства ДО: определение приоритетов в межведомственном взаимодействии; реализация совместных проектов.
Создание специально организованной, педагогически целесообразной и адаптированной к современным детям среды, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию - пониманию - оценке - выбору для себя установки.
Педагогическая деятельность по реализации Модели может быть представлена в виде последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок - взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок - ребенок (сверстник); ребенок - общественная норма, ценность.
Обобщая можно отметить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО должно основываться на хорошем методическом обеспечении и создании определенной среды. Это будет способствовать отвлечению детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к сверстнику; обеспечит сформированность нравственных чувств, ценностных представлений и нравственных мотивов поведения и развитие способности согласовывать собственное поведение с поведением других людей, что составляет содержание работы по социально- коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
1. Абашева Е. Л. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр [Сайт Глазовского гос. пед. ин-та им. В. Г. Короленко] URL: http: //ggpi. org/files/abashevael. pdf
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - С. 476493.
3. Андреева, Г.М. Межличностное восприятие в группе / Г.М. Андреева, А.И. Донцов. - М. : Просвещение, 2010. - 309 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2011. - 384 с.
5. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М. : Просвещение, 2010. - 224 с.
6. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. - М. : Педагогика, 2015. - № 10. - С.10-16.
7. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре / Т.В. Антонова. - М. : Педагогика, 2013. - 153 с.
8. Аркин, Е.А. Организация взаимовлияния детей в игре / Е.А. Аркин // Дошкольное воспитание. - М. : Педагогика, 2012. - № 6. - С. 45-51.
9. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного начального образования//Начальная школа. 2002. № 1.
10. Бариленко, Н.В. Становление взаимоотношений у старших
дошкольников в совместной деятельности / Н.В. Бариленко // Вопросы психологии. - М. : Педагогика, 2016. - № 4. - С. 24-31.
11. Бессмертная Ю. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями аутистического спектра в процессе коррекционный работы // Известия Российского гос. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 80. С. 392-398.
12. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович ; под ред. Д.И. Фельд- штейна. - 2-е изд. - М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.
13. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб. : Питер, 2016. - 272 с.
14. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1999. - М. : Педагогика, с. 62-77.
15. Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин. - М. : Просвещение, 1968. - С. 101-115.
16. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Голованова - СПб.: Речь, 2014. - 272 с.
17. Головина Е.А. У нас хорошо (К вопросу о преемственности между детским садом и школой)//Начальная школа плюс До и После. 2002. № 7.
18. Голубева И. В. Психологическое влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников с задержкой речевого развития // Искусство и образование. 2007. № 6. С. 103-113.
19. Горбатенко, О. Ф. Комплексные занятия по разделу социальный мир. / О. Ф. Горбатенко - Волгоград: Учитель, 2014.. - 310 с.
20. Гурова, Н.С. Формирование личности дошкольника в коллективе/ Н.С. Гурова . - М. : Просвещение, 2011. - с. 34.
21. Доронова, Т.Н. Игра дошкольника / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. - М. : Детям XXI века, 2015. - 62 с.
22. Дорохов, А. С. Как себя вести: беседа с дошкольниками о вежливости и правилах поведения. / А. С. Дорохов - М.: АСТ, 2013. - 299 с.
23. Запорожец, A.B. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / A.B. Запорожец, Я.З. Неверович. - М. : Просвещение, 1986. - 246 с.
24.Захарюта Н.М. Развиваем творческий потенциал дошкольника/ Н.М. Захарюта // Дошкольное воспитание. - М. : Просвещение, 2016. - №9. - С. 8-13.
25. Киселева О. И. Развитие коммуникативного потенциала личности как основа позитивной социализации ребенка в условиях непрерывного образования (к обоснованию педагогического эксперимента) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 2. С. 39-47.
26. Князева, О. Л. Я-ТЫ-МЫ / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М: Академия, 2014. - 268 с.
27. Козлова, С. А. Я - человек / С. А. Козлова. - М.: Школьная Пресса, 2014. - 248 с.
28. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. - Пермь, 2014. - 115 с.
29. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений/ Я.Л. Коломинский. - М. : Педагогика, 2014. - 357 с.
30. Курцева, З.И. Ты - словечко, я - словечко. : пос. по риторике для дошкольников 5-6 лет / З.И. Курцева ; под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., перераб. - М. : Баласс, 2006.
31. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. /В кн.: Проблемы развития психики. /А.Н. Леонтьев. 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. - 584 с.
32. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 2014. — 444 с.
33. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - М. : Прометей, 2010. -
219 с.
34. Матусик, А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6-7 лет / А.И. Матусик. - М. : Автореф. дис . канд. пед. наук., 2016. - 218 с.
35. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений в 3-х кн. К.1. Общие основы психологии М.: Владос. - 2010. - 641с.
36. Немов, Р.С. Психология/ Р.С. Немов. - М. : Просвещение, 2013. - С. 83¬113.
37. Носоурова Т.П. Различные модели взаимодействия школы и ДОО//Начальная школа плюс до и после. 2003. № 10.
38.Общая психология: Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2012-416с.
39. Основы дошкольной педагогики : учебник / Л. В. Коломийченко, Н. А. Зорина, Л. С. Половодова, О. В. Прозументик и др. ; ПГГПУ. - Пермь, 2013. - 160 с.
40. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М. : Академия, 2012. - 225 с.
41. Петровский, А.В. Психология в каждом из нас / А.В. Петровский. - М. : Российский открытый ун-т, 1992.
42. Пивоварова, Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей / Г.Н. Пивоварова. - М. : Просвещение, 2011. - 28 с.
43. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.]. - М. : Педагогика, 1983.
44. Психология детства. Тесты / Под редакцией А.А. Реана. - М., 2014.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 2011. — Т.2. — 328 с.
46. Рузская, А.Г. Развитие общения детей со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. - М. : Просвещение, 2011. - №
2. - С. 27-36.
47. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике/Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк - М.: Академия, 2000
48. Сенько, Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения / Т.В. Сенько // Вопросы психологии. - М. : Педагогика, 2011. - № 5. - С. 23-28.
49. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. 158 с.
50. Смирнова Е.О. Отношение в сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. - М. : Педагогика, 2016. - № 3. - С. 7-16.
51. Суханова Н. М. Формирование коммуникативных качеств детей
старшего дошкольного возраста в рамках модели воспитательно-образовательного процесса «Совместная деятельность педагога и детей» [Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru.] URL: http: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/sovmestnaya-deyatelnost-
pedagoga-i-detey
52. Темербекова А. А. Психолого-педагогическая диагностика образования школьников // Интеграция образования. 2005. № 4. С. 67-71.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155. - 9 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL:
http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_154637/?F rame= 1 129503.
55. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. - ИИр://минобрнауки.рф
56. Феоктистова С. В., Хмелькова М. А. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 2. С. 93-103.
57. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.- метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
58.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 416 с.
59.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М. : Академия, 2007. - 384 с.