Социально-коммуникативное развитие детей
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к социально-коммуникативному развитию детей
1.1. Сущность социально-коммуникативного развития детей в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Программное направление социально-коммуникативного развития
ребенка 15
1.3. Преемственность в социально-коммуникативном развитии
дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС 24
Вывод по 1 главе 35
Глава 2. Педагогическое исследование по выявлению эффективных методов работы между дошкольным и школьным учреждениями в процессе социально-коммуникативного развития детей
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Основные направления и формы работы между дошкольным
учреждением и начальной школой по социально-коммуникативному развитию детей 42
2.3. Результаты исследования по выявлению эффективности
преемственности ДОО и начальной школы в процессе социально-коммуникативного развития детей 59
Вывод по 2 главе 79
Заключение 81
Список литературы 86
Приложения
Глава 1. Теоретические подходы к социально-коммуникативному развитию детей
1.1. Сущность социально-коммуникативного развития детей в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Программное направление социально-коммуникативного развития
ребенка 15
1.3. Преемственность в социально-коммуникативном развитии
дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС 24
Вывод по 1 главе 35
Глава 2. Педагогическое исследование по выявлению эффективных методов работы между дошкольным и школьным учреждениями в процессе социально-коммуникативного развития детей
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Основные направления и формы работы между дошкольным
учреждением и начальной школой по социально-коммуникативному развитию детей 42
2.3. Результаты исследования по выявлению эффективности
преемственности ДОО и начальной школы в процессе социально-коммуникативного развития детей 59
Вывод по 2 главе 79
Заключение 81
Список литературы 86
Приложения
Актуальность исследования. Одним из основных принципов дошкольного образования, выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., является принцип обогащения (амплификации) детского развития. Основными направлениями развития дошкольника по ФГОС являются: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Следовательно, одним из приоритетных направлений развития дошкольника разработчики ФГОС ДО признают социально-коммуникативное.
В современной психолого-педагогической и методической литературе, а также в периодических изданиях по педагогике существует достаточно большое количество понятий, характеризующих сферу коммуникативного развития ребенка: «коммуникативный потенциал», «коммуникативная компетентность», «коммуникативные способности», «коммуникативные навыки» и др.
Мы остановимся на понятии «социально-коммуникативное развитие», охарактеризованном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Социально¬коммуникативное развитие является, как видим, одним из базовых элементов в развитии дошкольника
Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации дошкольника к школе, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.
Необходимость взаимодействия образовательных организаций в контексте социально-коммуникативного развития заложены во многих программных документах, в том числе в законе РФ «Об Образовании» от 29.12.2012 г., в «Концепции долгосрочного социального развития Российской Федерации до 2020 года и др.
В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы, связанные с реализацией преемственности дошкольного учреждения и начальной школы. В данной ситуации преемственность в социально-коммуникативном развитии на уровне дошкольного и начального образования, рассматривается как важное условие полноценного развития детей, их адаптации к современным реалиям общественной жизни.
Степень научной разработанности.
Важные теоретико-методологические основы изучения
коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями - Л. Н. Галигузо.
Однако, по-прежнему, несмотря на актуальность темы исследования, многие вопросы о формах и видах преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в вопросах социально¬коммуникативного развития детей остаются малоизученными. В том числе, формы и виды взаимодействия остаются не раскрытыми.
На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: какова эффективность преемственности ДОО и начальной школы в процессе социально-коммуникативного развития детей?
Объект исследования - процесс социально-коммуникативного развития детей
Предмет исследования - эффективные формы организации преемственности ДОО и начальной школы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей.
Цель исследования - выявить эффективные методы работы по организации преемственности ДОО и начальной школы в процессе социально-коммуникативного развития детей.
Гипотеза исследования - социально-коммуникативное развитие детей будет проходить более эффективно в процессе преемственности ДОО и начальной школы, если будут использованы специальные методы работы.
Задачи исследования:
1. изучить особенности социально-коммуникативного развития детей согласно ФГОС,
2. проанализировать основные методы преемственности ДОО и начальной школы в социально-коммуникативном развитии детей,
3. опытно-экспериментальным путем доказать эффективность специальных направлений и форм по организации преемственности ДОО и начальной школы в социально-коммуникативном развитии детей.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.
Новизна данной работы заключается в том, что предложены специальные формы организации преемственности ДОО и начальной школы, направленных на социально-коммуникативное развитие детей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты дополняют организацию преемственности в социально-коммуникативном развитии детей. Предложенные формы могут быть использованы педагогами ДОО и начальной школы.
Так же основные выводы могут быть использованы при разработке новых форм преемственности процессе социально-коммуникативного развития детей.
В современной психолого-педагогической и методической литературе, а также в периодических изданиях по педагогике существует достаточно большое количество понятий, характеризующих сферу коммуникативного развития ребенка: «коммуникативный потенциал», «коммуникативная компетентность», «коммуникативные способности», «коммуникативные навыки» и др.
Мы остановимся на понятии «социально-коммуникативное развитие», охарактеризованном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Социально¬коммуникативное развитие является, как видим, одним из базовых элементов в развитии дошкольника
Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации дошкольника к школе, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.
Необходимость взаимодействия образовательных организаций в контексте социально-коммуникативного развития заложены во многих программных документах, в том числе в законе РФ «Об Образовании» от 29.12.2012 г., в «Концепции долгосрочного социального развития Российской Федерации до 2020 года и др.
В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы, связанные с реализацией преемственности дошкольного учреждения и начальной школы. В данной ситуации преемственность в социально-коммуникативном развитии на уровне дошкольного и начального образования, рассматривается как важное условие полноценного развития детей, их адаптации к современным реалиям общественной жизни.
Степень научной разработанности.
Важные теоретико-методологические основы изучения
коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, C. JI. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями - Л. Н. Галигузо.
Однако, по-прежнему, несмотря на актуальность темы исследования, многие вопросы о формах и видах преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в вопросах социально¬коммуникативного развития детей остаются малоизученными. В том числе, формы и виды взаимодействия остаются не раскрытыми.
На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: какова эффективность преемственности ДОО и начальной школы в процессе социально-коммуникативного развития детей?
Объект исследования - процесс социально-коммуникативного развития детей
Предмет исследования - эффективные формы организации преемственности ДОО и начальной школы, направленные на социально-коммуникативное развитие детей.
Цель исследования - выявить эффективные методы работы по организации преемственности ДОО и начальной школы в процессе социально-коммуникативного развития детей.
Гипотеза исследования - социально-коммуникативное развитие детей будет проходить более эффективно в процессе преемственности ДОО и начальной школы, если будут использованы специальные методы работы.
Задачи исследования:
1. изучить особенности социально-коммуникативного развития детей согласно ФГОС,
2. проанализировать основные методы преемственности ДОО и начальной школы в социально-коммуникативном развитии детей,
3. опытно-экспериментальным путем доказать эффективность специальных направлений и форм по организации преемственности ДОО и начальной школы в социально-коммуникативном развитии детей.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.
Новизна данной работы заключается в том, что предложены специальные формы организации преемственности ДОО и начальной школы, направленных на социально-коммуникативное развитие детей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты дополняют организацию преемственности в социально-коммуникативном развитии детей. Предложенные формы могут быть использованы педагогами ДОО и начальной школы.
Так же основные выводы могут быть использованы при разработке новых форм преемственности процессе социально-коммуникативного развития детей.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в дошкольных организациях, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному. Именно в дошкольном детстве происходит интенсивное освоение социального пространства. Ребенок начинает осознавать себя как социальное существо и учится осознанному управлению своим поведением, формируется положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативная и социальная компетентность детей. У него появляется возможность саморегуляции поступков на основе знания нравственных норм и правил, умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также предвосхищать последствия предполагаемого собственного поступка для себя и окружающих.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром как основа позитивной социализации в соответствии ФГОС ДО становится особо актуальной, а создание условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности - одним из приоритетных направлений развития детей.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям; бережного и уважительного - к этическим и этническим ценностям, достоянию истории и культуры; гуманного - к людям, природе, окружающему миру.
Социально-коммуникативное развитие определяется как процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена. Оно осуществляется широким набором средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.
Содержанием социально-коммуникативного развития являются бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение к разным типам отношений в основных сферах жизнедеятельности - коммуникации, игре, познании, в разных видах деятельности. При этом коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, то есть деятельностью базовой для всех других видов человеческой деятельности, являющейся условием их успешной реализации.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного. Перед педагогами в условиях внедрения ФГОС ДО стоит задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе. Кроме того, актуальна необходимость модифицирования среды дошкольной организации, с целью создания условий для решения задач социально-коммуникативного развития дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие детей на современном этапе предполагает решение нескольких проблем:
- Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми.
- Дошкольники имеют низкий уровень соотношения собственных стремлений со стремлениями окружающих; они непродуктивно взаимодействуют с членами группы, объединенными общей задачей.
- Дошкольники не стремятся получать необходимую информацию в процессе диалога; у них не выражена готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; они практически не используют данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.
- Дошкольник не в состоянии справиться с проблемами общения со сверстниками и взрослыми самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых, в том числе педагогов, психологов и социальных педагогов.
В ходе реализации Модели совершенствования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО произошла:
- позитивная динамика в формировании мира отношений и общения «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», их взаимодействия с окружающими, в возникновении у детей желания общаться, быть активными, в сформированности у детей с элементами техники общения;
- положительная динамика в развитии навыков эффективного общения,
- произошло развитие навыков личностного поведения,
- произошло развитие навыков речевого и неречевого общения,
- произошло научение начальным правилам взаимодействия в коллективе,
- произошло индивидуальное нахождение способов активного участия в жизни сверстников,
- дети обучились приемам овладения тревожностью и волнением;
- дети смогут положительно выражать свое отношение к происходящим событиям,
- у детей появилась позитивной динамики в развитии коммуникативных способностей детей и умение организовывать процесс общения.
Перспективы развития «Модели совершенствования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
- Создание условий для повышения качества образования детей дошкольного возраста по направлению «Социально-коммуникативное развитие детей»: использование активно-деятельностных форм, проектных методов, психолого-педагогических условий, направленных на формирование ключевых качеств дошкольников: креативность, способность к поиску знаний.
- Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов в ДО: рост числа педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории; обобщение и распространение результативного педагогического опыта через педагогические конференции, мастер-классы, обучающие семинары, проблемные курсы.
- Развитие социального партнерства ДО: определение приоритетов в межведомственном взаимодействии; реализация совместных проектов.
Создание специально организованной, педагогически целесообразной и адаптированной к современным детям среды, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию - пониманию - оценке - выбору для себя установки.
Педагогическая деятельность по реализации Модели может быть представлена в виде последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок - взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок - ребенок (сверстник); ребенок - общественная норма, ценность.
Обобщая можно отметить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО должно основываться на хорошем методическом обеспечении и создании определенной среды. Это будет способствовать отвлечению детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к сверстнику; обеспечит сформированность нравственных чувств, ценностных представлений и нравственных мотивов поведения и развитие способности согласовывать собственное поведение с поведением других людей, что составляет содержание работы по социально- коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром как основа позитивной социализации в соответствии ФГОС ДО становится особо актуальной, а создание условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности - одним из приоритетных направлений развития детей.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям; бережного и уважительного - к этическим и этническим ценностям, достоянию истории и культуры; гуманного - к людям, природе, окружающему миру.
Социально-коммуникативное развитие определяется как процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена. Оно осуществляется широким набором средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.
Содержанием социально-коммуникативного развития являются бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение к разным типам отношений в основных сферах жизнедеятельности - коммуникации, игре, познании, в разных видах деятельности. При этом коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, то есть деятельностью базовой для всех других видов человеческой деятельности, являющейся условием их успешной реализации.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного. Перед педагогами в условиях внедрения ФГОС ДО стоит задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе. Кроме того, актуальна необходимость модифицирования среды дошкольной организации, с целью создания условий для решения задач социально-коммуникативного развития дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие детей на современном этапе предполагает решение нескольких проблем:
- Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми.
- Дошкольники имеют низкий уровень соотношения собственных стремлений со стремлениями окружающих; они непродуктивно взаимодействуют с членами группы, объединенными общей задачей.
- Дошкольники не стремятся получать необходимую информацию в процессе диалога; у них не выражена готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; они практически не используют данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.
- Дошкольник не в состоянии справиться с проблемами общения со сверстниками и взрослыми самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых, в том числе педагогов, психологов и социальных педагогов.
В ходе реализации Модели совершенствования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО произошла:
- позитивная динамика в формировании мира отношений и общения «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», их взаимодействия с окружающими, в возникновении у детей желания общаться, быть активными, в сформированности у детей с элементами техники общения;
- положительная динамика в развитии навыков эффективного общения,
- произошло развитие навыков личностного поведения,
- произошло развитие навыков речевого и неречевого общения,
- произошло научение начальным правилам взаимодействия в коллективе,
- произошло индивидуальное нахождение способов активного участия в жизни сверстников,
- дети обучились приемам овладения тревожностью и волнением;
- дети смогут положительно выражать свое отношение к происходящим событиям,
- у детей появилась позитивной динамики в развитии коммуникативных способностей детей и умение организовывать процесс общения.
Перспективы развития «Модели совершенствования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
- Создание условий для повышения качества образования детей дошкольного возраста по направлению «Социально-коммуникативное развитие детей»: использование активно-деятельностных форм, проектных методов, психолого-педагогических условий, направленных на формирование ключевых качеств дошкольников: креативность, способность к поиску знаний.
- Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов в ДО: рост числа педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории; обобщение и распространение результативного педагогического опыта через педагогические конференции, мастер-классы, обучающие семинары, проблемные курсы.
- Развитие социального партнерства ДО: определение приоритетов в межведомственном взаимодействии; реализация совместных проектов.
Создание специально организованной, педагогически целесообразной и адаптированной к современным детям среды, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию - пониманию - оценке - выбору для себя установки.
Педагогическая деятельность по реализации Модели может быть представлена в виде последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок - взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок - ребенок (сверстник); ребенок - общественная норма, ценность.
Обобщая можно отметить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО должно основываться на хорошем методическом обеспечении и создании определенной среды. Это будет способствовать отвлечению детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к сверстнику; обеспечит сформированность нравственных чувств, ценностных представлений и нравственных мотивов поведения и развитие способности согласовывать собственное поведение с поведением других людей, что составляет содержание работы по социально- коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Подобные работы
- ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ СИТУАЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Программа социально-коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ДИСТАНЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ КАК ФОРМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ
САДУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017



