Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В НАУКАХ О ЧЕЛОВЕКЕ

Работа №62444

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 7
§1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТЬ» 7
§2. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ» В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 15
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ «АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 15
§1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «АВТОРИТАРНАЯ
ЛИЧНОСТЬ» 23
§2. ПОНЯТИЕ «АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ» В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 28
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АВТОРИТАРНОЙ
ЛИЧНОСТИ 35
§1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 35
§2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АВТОРИТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. Исследования авторитарной личности начались с того момента когда ученные сумели осознать что основой тоталитарных режимов является авторитарный человек. Этот момент произошел тогда, когда на европейском континенте начали появляться государства «фрики»: фашистская Италия, национал-социалистическая Германия и социалистическая Россия. В исследованиях тех лет говорилось, что авторитарные личности сумели захватить власть, так как начался кризис всех сфер жизни общества.
На сегодняшний момент тоталитарные режимы практически исчезли с политической карты. Но при этом личности с авторитарным мировоззрением остались, для них современный мир является некомфортным, поэтому всегда есть возможность появления новых диктатур.
Возможностью появление тоталитарных режимов является также современная напряженность во взаимоотношениях отдельных государств, а также с появлением международного терроризма и попыток донести демократические ценности до авторитарных режимов со стороны США.
Для РФ тема авторитаризма также является актуальной. Распад авторитарной системы СССР и непоследовательность демократических реформ в 90-е годы XX века создали базу авторитарно настроенных граждан РФ, что позволило выйти в лидеры человеку поддерживающему данные настроения и создать новое авторитарное государство.
Характеристика литературы: Психологическая характеристика
понятия «личность» в данной исследовательской работе дана на основе работ таких авторов как: Асмолов А.Г. [5] Батаршев А.В. [7] Леонтьев Д.А. [18] Ломов Б.Ф. [19] Немов Р.С. [22] данные работы представляют собой труды по общей психологии, где рассматривается личность ее структура и другие немаловажные категории общей психологии. Данные работы являются основными для начала знакомства с психологической наукой.
Такие авторы как: Алексеев П.В., Панин А.В. [4] Кравченко А.И. [17] Мудрик А.В. [21] и Рахматуллин А.Ф. [24] дают представление о личности в науках, о человеке. То есть философия, педагогика, социология и др. Данные труды также являются необходимыми для начала изучения предметов социально-гуманитарного цикла.
С психологической точки зрения авторитарная личность была исследована в работах таких авторов как: Абалакина М.А., Агеев B.C., [1] Адорно Т. [3] Баязитов Р. Ф. [8] Доленко Д. В. [13] Флусова В.С. [28] Фромм, Э. [29] Юртайкин В.В., Дьяконова H.A. [31] в их работах приведены условия возникновения авторитарной личности, даны ее основные характеристики.
Авторитаризм с точки зрения социально-гуманитарных наук дан в работах таких авторов как: Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. [6] Гвоздева Н.И. [9] Григорьева Е.Б. [10] Дмитриев А.С. [12] Солнышков А.Ю. [26] Касамара В.А., Сорокина А.А. [15] В данных работах показана возможность применения термина «авторитаризм» в науках о человеке.
Для составления психологического портрета личности были взяты работы: Агарышев А.А. где описывается жизнь Гамаля Абделя Насера, [2] Груссе Рене с биографией о Чингисхане. [11] Биография Вильгельма Завоевателя под авторством Дугласа Д. [14] Работа Князькина И. О. Нерон. [16] Морозова Е. В. Робеспьер. [20] Рыжов К. В. [25] Ульянов, М. Ю. Цинь Шихуанди [27] Хазанов А. М. Салазар. [30] Из данных работ мы выявили психологические характеристики данных исторических деятелей.
Объект исследования: понятие «личность» и ее структура
Предметом исследования: проявление авторитарного типа личности в системе социально-гуманитарного знания.
Методологическая база: Системный анализ научно-теоретических
источников, сравнительный анализ данных, обобщение данных социально-психологических исследований.
Цель: исследовать характеристики авторитарной личности
В связи с поставленной целью выделим задачи:
- проанализировать понятие «личность» и ее структурные компоненты с точки зрения социально-гуманитарного знания;
- определить место авторитарной личности в системе социально-гуманитарного знания;
- выявить схожесть и различие в психологическом портрете авторитарной личности западной и восточной цивилизации.
Научная новизна: заключается в использовании научных трудов вышедших с 2013 года. Таковыми работами являются: Исследование влияния степени религиозности на социальные установки отношения к аутгруппам в православной среде под авторством Флусовой В. С., [28] Особенности
правового статуса личности в современном обществе Рахматуллина А.Ф. [24] Биографический очерк Робеспьер под авторством Морозова Е. В. [20] А также Григорьева Е.Б. Политические эффекты авторитарного синдрома в современном политическом процессе России [10]
Практическая значимость: полученные в ходе исследования данные могут помочь при взаимодействии с авторитарными личностями, помогут анализировать состояние всего общества, а также могут быть использованы для дальнейшего изучения данной темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При словах «авторитарная личность» в сознании человека всплывают образы лидеров государств, где преобладают антидемократические режимы, Однако данное понятие намного шире, а поэтому в данной исследовательской работе были проанализированы основные характеристики данного типа личности.
Полученные в ходе исследования данные дают основания полагать о том, что личность является многогранным понятием, которое изучает такие науки как: психология, история, философия, социология, педагогика, юриспруденция, политология и др. Психология раскрывает понятие личности через ее структуру, то есть, характеризуя индивидуальные характеристики индивида. В социологии личность является структурной единицей общества. При взаимодействии личностей выявляются характерные черты того или иного общества. Личность как результат воспитания является предметом изучения педагогической науки. Философия осмысливает бытие личности, а юриспруденция закрепляет ее права.
Раскрывая характерные черты авторитарной личности социально-гуманитарные науки, приходят к выводу о том, что главными условиями становления авторитарного мировоззрения, являются события или процессы из-за которых личность переживает стресс. Мотивацией к деятельности таких личностей является стремление к власти, либо к авторитету. Самым ярким проявлением авторитаризма личности является ее политическая сторона, где устанавливается авторитарный режим с возможностью к переходу в тоталитаризм.
В исторической перспективе в характере авторитарной личности заметны изменения в рамках западной цивилизации. Импульсивность древности здесь сменяется спокойностью наших современников. В отличиях западной авторитарной личности от восточной прослеживается то, что на
48 востоке авторитарные личности как были импульсивными так ими и остались. Заметной чертой объединяющих современных авторитарных лидеров, является их юридическое образование.
Таким образом, понятие «авторитарная личность» также как и понятие «личность» является многогранным, а это значит что оно требует дальнейшего комплексного исследования всех социально-гуманитарных наук..



1. Абалакина М.А., Агеев B.C., Мак-Фарланд Авторитарная личность в США и СССР // Человек. - 1990. - № 6. - С.110-118.
2. Агарышев А.А. Гамаль Абдель Насер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 1979. — 208 с.
3. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. — М.: Серебряные нити, 2001.- 248 с.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
6. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия
«толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический
вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.
7. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра - к характеру и типологии личности. - М.: Владос, 2001. - 255 с.
8. Баязитов Р. Ф. Авторитарный стереотип: сущность и проявления в социальных взаимодействиях. Монография. - Нижнекамск: Изд. НМИ, 2006. - 175 с.
9. Гвоздева Н.И. Руководитель-лидер: необходимость и направления его формирования // Психология и экономика. - 2008. - №1-2.
10. Григорьева Е.Б. Политические эффекты авторитарного синдрома в современном политическом процессе России // Вестник Томского государственного университета.. - 2014. - №379. - С. 46-54.
11. Груссе Рене. Чингисхан: Покоритель Вселенной. — М.: Молодая гвардия, 2008. - 255 с.
12. Дмитриев А.С. "Число зверя": к происхождению социологического проекта "авторитарная личность" // Социология культуры. - 1993. - С. 66¬74.
13. Доленко Д. В. Региональные конфликты в условиях глобализации /Д.В.Доленко //Регионология. - 2004. № 2 (47). - С. 38 - 49.
14. Дуглас Д. Вильгельм Завоеватель. Викинг на английском престоле / Пер. с англ. Л. Игоревский. — М.: Центрполиграф, 2005. — 431 с.
15. Касамара В.А., Сорокина А.А. Постсоветская ностальгия в
повседневном дискурсе россиян к аутгруппам в православной среде // Общественные науки и современность. - 2011. - №6. - С. 18-31.
16. Князький И. О. Нерон. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 311 с.
17. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2007.- 479с.
18. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом
сознании: виды, детерминанты и изменения во времени //
Психологическоеобозрение. - 1998. - № 1 . - С . 13-25.
19. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений //
Психологический журнал. - 1981. - Т.2, № 1. С. 46-54.
20. Морозова Е. В. Робеспьер. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 255 с.
21. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.
22. Немов Р.С. Психологический словарь — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
23. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным / Сост. Н. Геворкян, А. Колесников, Н. Тимакова. — М.: Вагриус, 2000. — 192 с.
24. Рахматуллин А.Ф. Особенности правового статуса личности в
современном обществе // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - С. 198-202.
25. Рыжов К. В. Все монархи мира: Мусульманский Восток. XV—XX вв.: Справочник. — М.: Вече, 2004. — 544 с.
26. Солнышков А.Ю. Дедовщина: тип отношения к "значимому другому" // Социология права. Девиантное поведение. - 2004. - С. 45-53.
27. Ульянов, М. Ю. Цинь Шихуан и его армия — Восточная коллекция, 2007, с. 20-38.
28. Флусова В. С. Исследование влияния степени религиозности на социальные установки отношения к аутгруппам в православной среде // Иркутский государственный университет. - 2014. - С. 195-202.
29. Фромм, Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. / Э.Фромм- М.: Прогресс, 1990. - 269 с.
30. Хазанов А. М. Салазар: 40 лет диктатуры в Португалии // Новая и новейшая история. — 2009. — № 3. — С. 129—146.
31. Юртайкин В.В., Дьяконова H.A. Авторитаризм в системе установок российских и американских студентов // Социология молодежи. - 2001. - С. 58-67.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ