Организация процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» (Мамонтовский район, Алтайский край).
В экспериментальном исследовании приняло участие 10 детей (в кон-трольной группе 5 детей и в экспериментальной группе 5 детей), 2 социаль-ных педагога, 2 руководителя МБДОУ, 2 воспитателя.
Много приложений (методический материал).
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и практические основы организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 8
1.1. Особенности развития детей раннего возраста 8
1.2. Характеристика и сущность процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 15
1.3. Практические основы руководства процессом адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективной организации адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 48
2.1. Диагностическое исследование уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 48
2.2. Социально-педагогические мероприятия по организации успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 53
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 67
В экспериментальном исследовании приняло участие 10 детей (в кон-трольной группе 5 детей и в экспериментальной группе 5 детей), 2 социаль-ных педагога, 2 руководителя МБДОУ, 2 воспитателя.
Много приложений (методический материал).
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и практические основы организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 8
1.1. Особенности развития детей раннего возраста 8
1.2. Характеристика и сущность процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 15
1.3. Практические основы руководства процессом адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективной организации адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 48
2.1. Диагностическое исследование уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 48
2.2. Социально-педагогические мероприятия по организации успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 53
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 67
Цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.
Объект исследования - педагогическая деятельность в группах ранне-го возраста ДОУ.
Предмет исследования – процесс организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи исследования:
1. Уточнить особенности психолого-физиологического развития детей раннего дошкольного возраста на первоначальном этапе посещения ДОУ.
2. Охарактеризовать сущность процесса адаптации детей раннего до-школьного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. Рассмотреть теоретические основы психолого-педагогического ру-ководства процессом адаптации детей раннего дошкольного возраста к усло-виям дошкольного образовательного учреждения.
4. Провести диагностическое исследование уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образователь¬ного учреждения.
5. Организовать и реализовать социально - психолого - педагогическое сопровождение процесса организации и успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежде¬ния.
6. Проанализировать результаты опытно – экспериментального иссле-дования.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ бу-дет эффективнее, если:
комплексно и системно в жизнедеятельности возрастной группа» осуществляются мероприятия по реализации педагогических условий, оптимизирующих адаптационный период малышей при взаимодействии педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Теоретико-методологическая база исследования: ис¬следования по педагогике раннего детства (Н.М. Аксарина, Л.Г.Голубева, С.Л. Новоселова, Н.М. Щелованов и др.); общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), исследования, раскрыва¬ющие аспекты адаптации детей к условиям ДОУ (К.Белая, Л. Галигузова, О.В. Солнцева), исследования по организации позитивного взаимодействия с семьей (О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ философской, социально - педагогической, психологической литературы.
2. Педагогическое наблюдение за организацией адаптационного перио¬да детей раннего возраста в ДОУ, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» с. МамонтовоАлтайского кря.
В исследовании эффективной организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ приняло участие 2 воспитателя, 1 социальный педагог, 1 педагог – психолог, 2-руководителя и 10 детей 1-ой млад¬шей группы, всего – 16 респондентов.
Исследование проводилось в три основных этапа:
Первый этап (сентябрь-декабрь 2019года) - поисково - теоретиче-ский: на основе анализа социально - педагогической, психологической лите-ратуры, практической деятельности дошкольного образовательного учреждения выявлены основные противоречия при организации адаптацион-ного периода детей раннего возраста в ДОУ.
Второй этап (январь-март «2020года) - опытно - эксперименталь-ный: выявление, изучение, внедрение основных педагогических условий,оптимизирующих процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ.
Третий этап (март-декабрь 2020 года)-итогово - обобщающий: ана-лиз, систематизация данных, полученных в ходе экспериментального иссле-дования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в представлен содержательный анализ организации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ, обозначены пути позитивного взаимодействия с родителями в период адаптации воспитанников в рамках социально-психолого-педагогического сопровождения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе результатов экспериментального исследования разработаны методи-ческие рекомендации по обеспечению эффективной организации адаптаци-онного периода малышей для педагогов ДОУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель, объект, предмет, задачи, методологическая база, методы исследования.
В 1 главе «Теоретические и практические предпосылки организа¬ции социально - педагогической работы в условиях дошкольного обра-зовательного учреждения» дается анализ и уточняется содержание понятия «адаптация» детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, опре¬деляются основные направления взаимодействия с родителями в этот период; выявляется эффективность социально - педагогического руководства про¬цессом адаптации в дошкольном образовательном учреждении.
Во 2 главе «Опытно - экспериментальное исследование эффектив¬ной организации адаптации детей раннего дошкольного возраста к усло¬виям дошкольного образовательного учреждения» описывается ход экс-периментального исследования, анализируются его результаты.
В заключении изложены основные выводы исследования.
В приложениях представлены материалы опытно - экспериментальной работы по теме исследования.
Общий объем работы составляет 93 страницы, включая приложение. В работе приведены12 таблиц и 1 диаграмма. Список литературы включает 55 источников.
Объект исследования - педагогическая деятельность в группах ранне-го возраста ДОУ.
Предмет исследования – процесс организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи исследования:
1. Уточнить особенности психолого-физиологического развития детей раннего дошкольного возраста на первоначальном этапе посещения ДОУ.
2. Охарактеризовать сущность процесса адаптации детей раннего до-школьного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. Рассмотреть теоретические основы психолого-педагогического ру-ководства процессом адаптации детей раннего дошкольного возраста к усло-виям дошкольного образовательного учреждения.
4. Провести диагностическое исследование уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образователь¬ного учреждения.
5. Организовать и реализовать социально - психолого - педагогическое сопровождение процесса организации и успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежде¬ния.
6. Проанализировать результаты опытно – экспериментального иссле-дования.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ бу-дет эффективнее, если:
комплексно и системно в жизнедеятельности возрастной группа» осуществляются мероприятия по реализации педагогических условий, оптимизирующих адаптационный период малышей при взаимодействии педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Теоретико-методологическая база исследования: ис¬следования по педагогике раннего детства (Н.М. Аксарина, Л.Г.Голубева, С.Л. Новоселова, Н.М. Щелованов и др.); общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), исследования, раскрыва¬ющие аспекты адаптации детей к условиям ДОУ (К.Белая, Л. Галигузова, О.В. Солнцева), исследования по организации позитивного взаимодействия с семьей (О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ философской, социально - педагогической, психологической литературы.
2. Педагогическое наблюдение за организацией адаптационного перио¬да детей раннего возраста в ДОУ, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» с. МамонтовоАлтайского кря.
В исследовании эффективной организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ приняло участие 2 воспитателя, 1 социальный педагог, 1 педагог – психолог, 2-руководителя и 10 детей 1-ой млад¬шей группы, всего – 16 респондентов.
Исследование проводилось в три основных этапа:
Первый этап (сентябрь-декабрь 2019года) - поисково - теоретиче-ский: на основе анализа социально - педагогической, психологической лите-ратуры, практической деятельности дошкольного образовательного учреждения выявлены основные противоречия при организации адаптацион-ного периода детей раннего возраста в ДОУ.
Второй этап (январь-март «2020года) - опытно - эксперименталь-ный: выявление, изучение, внедрение основных педагогических условий,оптимизирующих процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ.
Третий этап (март-декабрь 2020 года)-итогово - обобщающий: ана-лиз, систематизация данных, полученных в ходе экспериментального иссле-дования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в представлен содержательный анализ организации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ, обозначены пути позитивного взаимодействия с родителями в период адаптации воспитанников в рамках социально-психолого-педагогического сопровождения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе результатов экспериментального исследования разработаны методи-ческие рекомендации по обеспечению эффективной организации адаптаци-онного периода малышей для педагогов ДОУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель, объект, предмет, задачи, методологическая база, методы исследования.
В 1 главе «Теоретические и практические предпосылки организа¬ции социально - педагогической работы в условиях дошкольного обра-зовательного учреждения» дается анализ и уточняется содержание понятия «адаптация» детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, опре¬деляются основные направления взаимодействия с родителями в этот период; выявляется эффективность социально - педагогического руководства про¬цессом адаптации в дошкольном образовательном учреждении.
Во 2 главе «Опытно - экспериментальное исследование эффектив¬ной организации адаптации детей раннего дошкольного возраста к усло¬виям дошкольного образовательного учреждения» описывается ход экс-периментального исследования, анализируются его результаты.
В заключении изложены основные выводы исследования.
В приложениях представлены материалы опытно - экспериментальной работы по теме исследования.
Общий объем работы составляет 93 страницы, включая приложение. В работе приведены12 таблиц и 1 диаграмма. Список литературы включает 55 источников.
Выпускная квалификационная работа содержит решение одной из педагогических проблем повышения эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Совокупность полученных результатов формулируется следующим образом:
1.Установлено, что по насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе равного в последующие годы. Раннее детство – это период интенсивного физического и психического развития. Причем быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне - недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. В раннем детстве особенно ярко проявляются взаимообусловленность физического и психического. Особенность личностного развития детей раннего возраста – подражательноть, впечатлительность. Благодаря способности подражать, дети овладевают речью, способами действия с предметами, осваивают правила поведения.
2. Констатировано, что адаптация - процесс активного взаимодействия со средой, который может осуществляться на разных уровнях. Период привыкания к новым условиям делится на три этапа:
острый период или период дезадаптации;
подострый период;
период компенсации.
3. Характер и особенность течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести, тяжелая и дезадаптация.
4. Дошкольное образовательное учреждение располагает большими возможностями для создания благоприятных педагогических условий адаптации детей раннего возраста и всегда готово прийти на помощь: социальные педагоги, педагога - психологи, воспитатели, медицинскиеработники проводят ежедневные консультации для родителей о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей. Педагогическое руководство процессом адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ заключает в себя интеграцию деятельности специалистов ДОУ с целью снижения острого периода адаптации детей.
5. Проведенное экспериментальное исследование по оценке эффективности успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ показало правильность всестороннего учета выявленных педагогических условий и реализации комплекса педагогических мероприятий, оптимизирующий данный процесс.
6. В ходе работы были определены следующие педагогические условия, обеспечивающие успешность адаптационного периода малышей в ДОУ:
учет индивидуальных психологических особенностей;
учет факторов риска, усложняющих адаптацию;
организация общения детей и взрослых в совместной деятельности;
активное использование игровых технологий.
Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на решение его целей и задач.
Совокупность полученных результатов формулируется следующим образом:
1.Установлено, что по насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе равного в последующие годы. Раннее детство – это период интенсивного физического и психического развития. Причем быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне - недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. В раннем детстве особенно ярко проявляются взаимообусловленность физического и психического. Особенность личностного развития детей раннего возраста – подражательноть, впечатлительность. Благодаря способности подражать, дети овладевают речью, способами действия с предметами, осваивают правила поведения.
2. Констатировано, что адаптация - процесс активного взаимодействия со средой, который может осуществляться на разных уровнях. Период привыкания к новым условиям делится на три этапа:
острый период или период дезадаптации;
подострый период;
период компенсации.
3. Характер и особенность течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести, тяжелая и дезадаптация.
4. Дошкольное образовательное учреждение располагает большими возможностями для создания благоприятных педагогических условий адаптации детей раннего возраста и всегда готово прийти на помощь: социальные педагоги, педагога - психологи, воспитатели, медицинскиеработники проводят ежедневные консультации для родителей о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей. Педагогическое руководство процессом адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ заключает в себя интеграцию деятельности специалистов ДОУ с целью снижения острого периода адаптации детей.
5. Проведенное экспериментальное исследование по оценке эффективности успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ показало правильность всестороннего учета выявленных педагогических условий и реализации комплекса педагогических мероприятий, оптимизирующий данный процесс.
6. В ходе работы были определены следующие педагогические условия, обеспечивающие успешность адаптационного периода малышей в ДОУ:
учет индивидуальных психологических особенностей;
учет факторов риска, усложняющих адаптацию;
организация общения детей и взрослых в совместной деятельности;
активное использование игровых технологий.
Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на решение его целей и задач.
Подобные работы
- Особенности развития внимания у старших дошкольников с ЗПР (Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением развития, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Особенности нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР II уровня (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция тревожности старших дошкольников средствами песочной терапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыка составления рассказа старшими дошкольниками с ОНР посредством мнемотехники (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных умений и навыков в старшей группе дошкольного возраста (Алтайский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога (Дошкольная специальная педагогика,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018



