Организация процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» (Мамонтовский район, Алтайский край).
В экспериментальном исследовании приняло участие 10 детей (в кон-трольной группе 5 детей и в экспериментальной группе 5 детей), 2 социаль-ных педагога, 2 руководителя МБДОУ, 2 воспитателя.
Много приложений (методический материал).
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и практические основы организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 8
1.1. Особенности развития детей раннего возраста 8
1.2. Характеристика и сущность процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 15
1.3. Практические основы руководства процессом адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективной организации адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 48
2.1. Диагностическое исследование уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 48
2.2. Социально-педагогические мероприятия по организации успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 53
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 67
Цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.
Объект исследования - педагогическая деятельность в группах ранне-го возраста ДОУ.
Предмет исследования – процесс организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи исследования:
1. Уточнить особенности психолого-физиологического развития детей раннего дошкольного возраста на первоначальном этапе посещения ДОУ.
2. Охарактеризовать сущность процесса адаптации детей раннего до-школьного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. Рассмотреть теоретические основы психолого-педагогического ру-ководства процессом адаптации детей раннего дошкольного возраста к усло-виям дошкольного образовательного учреждения.
4. Провести диагностическое исследование уровня адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образователь¬ного учреждения.
5. Организовать и реализовать социально - психолого - педагогическое сопровождение процесса организации и успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежде¬ния.
6. Проанализировать результаты опытно – экспериментального иссле-дования.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ бу-дет эффективнее, если:
комплексно и системно в жизнедеятельности возрастной группа» осуществляются мероприятия по реализации педагогических условий, оптимизирующих адаптационный период малышей при взаимодействии педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Теоретико-методологическая база исследования: ис¬следования по педагогике раннего детства (Н.М. Аксарина, Л.Г.Голубева, С.Л. Новоселова, Н.М. Щелованов и др.); общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), исследования, раскрыва¬ющие аспекты адаптации детей к условиям ДОУ (К.Белая, Л. Галигузова, О.В. Солнцева), исследования по организации позитивного взаимодействия с семьей (О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ философской, социально - педагогической, психологической литературы.
2. Педагогическое наблюдение за организацией адаптационного перио¬да детей раннего возраста в ДОУ, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» с. МамонтовоАлтайского кря.
В исследовании эффективной организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ приняло участие 2 воспитателя, 1 социальный педагог, 1 педагог – психолог, 2-руководителя и 10 детей 1-ой млад¬шей группы, всего – 16 респондентов.
Исследование проводилось в три основных этапа:
Первый этап (сентябрь-декабрь 2019года) - поисково - теоретиче-ский: на основе анализа социально - педагогической, психологической лите-ратуры, практической деятельности дошкольного образовательного учреждения выявлены основные противоречия при организации адаптацион-ного периода детей раннего возраста в ДОУ.
Второй этап (январь-март «2020года) - опытно - эксперименталь-ный: выявление, изучение, внедрение основных педагогических условий,оптимизирующих процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ.
Третий этап (март-декабрь 2020 года)-итогово - обобщающий: ана-лиз, систематизация данных, полученных в ходе экспериментального иссле-дования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в представлен содержательный анализ организации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ, обозначены пути позитивного взаимодействия с родителями в период адаптации воспитанников в рамках социально-психолого-педагогического сопровождения.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе результатов экспериментального исследования разработаны методи-ческие рекомендации по обеспечению эффективной организации адаптаци-онного периода малышей для педагогов ДОУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель, объект, предмет, задачи, методологическая база, методы исследования.
В 1 главе «Теоретические и практические предпосылки организа¬ции социально - педагогической работы в условиях дошкольного обра-зовательного учреждения» дается анализ и уточняется содержание понятия «адаптация» детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, опре¬деляются основные направления взаимодействия с родителями в этот период; выявляется эффективность социально - педагогического руководства про¬цессом адаптации в дошкольном образовательном учреждении.
Во 2 главе «Опытно - экспериментальное исследование эффектив¬ной организации адаптации детей раннего дошкольного возраста к усло¬виям дошкольного образовательного учреждения» описывается ход экс-периментального исследования, анализируются его результаты.
В заключении изложены основные выводы исследования.
В приложениях представлены материалы опытно - экспериментальной работы по теме исследования.
Общий объем работы составляет 93 страницы, включая приложение. В работе приведены12 таблиц и 1 диаграмма. Список литературы включает 55 источников.
Выпускная квалификационная работа содержит решение одной из педагогических проблем повышения эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Совокупность полученных результатов формулируется следующим образом:
1.Установлено, что по насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе равного в последующие годы. Раннее детство – это период интенсивного физического и психического развития. Причем быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне - недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. В раннем детстве особенно ярко проявляются взаимообусловленность физического и психического. Особенность личностного развития детей раннего возраста – подражательноть, впечатлительность. Благодаря способности подражать, дети овладевают речью, способами действия с предметами, осваивают правила поведения.
2. Констатировано, что адаптация - процесс активного взаимодействия со средой, который может осуществляться на разных уровнях. Период привыкания к новым условиям делится на три этапа:
острый период или период дезадаптации;
подострый период;
период компенсации.
3. Характер и особенность течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести, тяжелая и дезадаптация.
4. Дошкольное образовательное учреждение располагает большими возможностями для создания благоприятных педагогических условий адаптации детей раннего возраста и всегда готово прийти на помощь: социальные педагоги, педагога - психологи, воспитатели, медицинскиеработники проводят ежедневные консультации для родителей о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей. Педагогическое руководство процессом адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ заключает в себя интеграцию деятельности специалистов ДОУ с целью снижения острого периода адаптации детей.
5. Проведенное экспериментальное исследование по оценке эффективности успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ показало правильность всестороннего учета выявленных педагогических условий и реализации комплекса педагогических мероприятий, оптимизирующий данный процесс.
6. В ходе работы были определены следующие педагогические условия, обеспечивающие успешность адаптационного периода малышей в ДОУ:
учет индивидуальных психологических особенностей;
учет факторов риска, усложняющих адаптацию;
организация общения детей и взрослых в совместной деятельности;
активное использование игровых технологий.
Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на решение его целей и задач.
1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и соци-альной действительностью / Н.В.Алешина– М.: ЦГЛ 2010. – 86 с.
2. Бабенко, А.В. Помочь ребенку / А.В. Бабенко // Дошкольное воспи-тание. 2009. – № 11 . – С.8.
3. Белая, К.Ю. Семья, ребенок, детский сад / К.Ю.Белая // Дошкольное воспитание.–2013.– №5.– С.11.
4. Белая, К.Ю. Программы и планы ДОО / К.Ю. Белая.– М.: ТЦ «Сфе-ра», 2015. – 80 с.
5. Борисенко, М.Г.Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста / М.Г.Борисенко, О.Е. Камышникова: Методич. пособие. –СПб., 2011.– 78 с.
6. Ватунина, П.Д. Ребенок поступает в детский сад / П.Д. Ватунина.–М.: Просвещение, 1983. – 134 с.
7. Ваш ребенок / Под ред. Л.Г. Голубевой.– М.: Новая школа, 2006. – 98 с.
8. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Под ред. Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной. М., 1995.
9. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Под.ред. Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной. – М.: «Просвещение», 1975. – 149 с.
10. Волков, Б.И. Учим общаться детей раннего возраста / Б.И. Волков, Н.А. Волкова.– М.: ТЦ «Сфера», 2016.– 122 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – Т.2 – М.: «Просвещение», 1982. – 260 с.
12. Галигузова, Л.А. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду / Л.А. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 1988. – №6.– С. 45–51.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрей– тер.–М.,2008. –163 с.
14. Гуров, В.Н. Социальная работа ДОУ с семьей / В.Н. Гуров. – М., 2009. – 72 с.
15. Давыдова, О.И. Общение с семьей как неотъемлемый компонент педагогического мастерства педагога дошкольного образования / О.И. Давы-дова // Развитие детей дошкольного возраста как субъектов различных видов деятельности: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. Л.С.Беляевой, И.А.Мещеровой. –Мурманск. –2003.– С. 61–65.
16. Давыдова, О.И. Работа с родителями в ДОУ / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер.– М.: ТЦ «Сфера», 2008.
17. Давыдова, О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
18. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родите¬лями / Т.Н. Доронова:пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2008. – С. 47–52.
19. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева: Пособие для воспитателей детских садов. - М. Новая школа, 2006.–120 с.
20. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое про-странство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, П.Е, Жичкина и др. – М.: Новая школа, 2004. – 124 с.
21. Дурова, Н.В. Очень важный разговор / Н.В. Дурова.– М.: Мозаика–Синтез, 2006. – 60 с.
22. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: «Просвещение», 2000. – 78 с.
23. Жадинец, М.В. Ребенок идет в детский сад / М.В. Жадинец // До-школьное воспитание. –2013. –№5. – С.21–26.
24. Захаров, А.Н. Ребенок идёт в детский сад / А.Н. Захаров // Семья и школа. – 1989. – №6. – С.5–11.
25. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации. – М. ГЦ «Сфера», 2017. – 149 с.
26. Ильина, С.К. Семинар для родителей «Мамина школа» / С.К. Ильина // Педагогические чтения.– М.: ТЦ «Сфера»,2011.– 86 с.
27. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. – М.:«Просвещение», 2000. – 127 с.
28. Калинина, Р.В. Тренинг развития личности дошкольника: занятия,игры, упражнения / Р.В. Калинина. (2 изд.) – СПб.: «Речь»,2011. – 149 с.
29. Концепция ФГОС ДО.–М.: ТЦ «Сфера», 2015.
30. Люблинская, A.Л. Воспитателю о развитии ребенка / А.Л. Люблинская. (2 изд.).– М.: «Просвещение», 2008. - 134 с.
31. Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. –Спб.: «Речь», 2013. – 57 с.
32. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: «Про¬свещение», 1969. – 70 с.
33. Майер, А.А. Психолого– педагогические особенности профессио-нальной компетентности педагога в области дошкольного образования / А.А. Майер // Материал научно – практической конференции. –Спб.,2008.–С.175– 177.
34. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: «Просвещение», 1983. – 149 с.
35. Михайленко, И.Н. Как играть с ребенком / И.Н. Михайленко, Н.В. Короткова. –М.,2006. –С.20–28.
36. Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина. СПб.: Речь, 2014. – 82 с.
37. Найбауэр, А.С. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду / А.С. Найбауэр. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 88 с.
38. Недопасова, В.А. Растем, играя / В.А. Недопасова.– М.: ТЦ «Сфе-ра»,2015.– 76 с.
39. Павлова, JI.M. Воспитание детей раннего возраста в ДОУ / JI.M. Павлова.– М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 86 с.
40. Печора, K.JI. Контроль за развитием и поведением детей, планиро¬вание занятий с детьми раннего возраста / К.JI. Печера, В.М. Сотникова // (Метод.рек.).– М.: Новая школа, 2010. – 136 с.
41. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образо¬вания «От рождения до школы». ФГОС/ Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.:«Мозаика–Синтез», 2015. – 360 с.
42. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период их адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина.– М.: «Новая шко-ла»,2011. – 87 с.
43. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн.– М.: «Просвещение», 1970. – 360 с.
44. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколь¬ников / Л.П. Савина.– М.: «Сфера», 2004. – 60 с.
45. Сад детства (под.ред. Школяр Л. и др.). – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
46. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сороки-на – М.: «Просвещение», 1982. – 78 с.
47. Солнцева, О.В. Успешная адаптация. Как ее измерить? / О.В. Солн¬цева // Обруч. – 2010. – С. 15.
48. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, А.Атанасовой–Вуковой.– М.: «Медицина», 1990. – 82 с.
49. Степанов, С.С. Азбука детской психологии / С.С. Степанов.– М.: ТЦ Сфера, 2008.–90 с.
50. Тонкова – Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / Р.В. Тонкова – Ямпольская, Т.Я. Черток.– М.: «Просвещение», 1998.–120 с.
51. Фромм, А.В. Азбука для родителей. / А.В. Фромм. – Л., «Просвеще¬ние», 2003. – 89 с.
52. Фурсова, С.Ю. Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду / С.Ю. Фурсова. – ЗАО «МЦФЭР». – М, 2008. – 102 с.
53. Штрасмайер, В.Н. Обучение и развитие ребенка раннего возраста /В.Н. Штрасмайер. –М.: «Новая школа», 2008. – 231с.
54. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Педаго-гика, 1960.
55. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Элько-нин. – М.: Педагогическая академия, 1998.