ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1 Общее понятие об умениях 6
1.2 Художественные умения 9
Выводы по первой главе 11
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ 12
2.1 Развитие художественных умений студентов на занятиях по
декоративно-прикладному искусству 12
2.2. Разработка уроков, направленных на развитие художественных
умений 18
Выводы по второй главе 25
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 26
3.1 Разработка эскизов и конструкций изделий декоративно
прикладного искусства 26
3.2 Технология последовательности изготовления изделия в технике
хохломская роспись 30
Выводы по третьей главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Актуальной и приоритетной задачей российского образования в современных условиях является развитие творческих способностей учащихся, воспитание креативно мыслящих, самостоятельных, свободно ориентирующихся в реалиях насыщенной и разнообразной картины мира. Современное общество испытывает потребность в творческих, креативных личностях, потому что именно они обладают более высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, что в большей мере соответствует постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру.
В системе художественного образования развитие творческой личности является основной целью теории и практики. Особо успешно данная цель может реализоваться в процессе развития у учащихся творческих способностей на занятиях специальным рисунком, стилизацией, росписью и другими дисциплинами художественного направления. Развитие художественных способностей играет немаловажную роль в становлении творческо-развитой личности.
Специалист в области художественного образования должен обладать высоким уровнем интеллекта, быть эстетически развитой личностью, владеть разнообразными техниками и красочными материалами. Становление личности студента художественной специальности происходит благодаря их профессиональной подготовке, формированию профессиональных умений, обеспечивающих процесс становления индивидуальности последнего. К профессиональным умениям дизайнера можно отнести и художественные умения. Все это обусловило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: разработать методику развития художественных умений студентов колледжа в процессе изготовления декоративных изделий.
Объект исследования: процесс развития художественных умений студентов.
Предмет исследования: развитие художественных умений
обучающихся колледжа в процессе изготовления декоративных изделий.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить методы развития художественных умений студентов.
3. Разработать уроки, направленные на развитие художественных умений.
4. Разработать конструкторско-технологическую документацию и изготовить изделие для декорирования интерьера.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ
теоретической информации), эмпирические (метод наблюдения, беседа, проектирование).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы педагогами профессионального обучения в процессе развития художественных умений студентов колледжа.
Развитие и формирование художественных умений является процессом, который проходит в несколько этапов - от первоначального умения к мастерству.
Проблема формирования художественных умений нередко рассматривается в научных трудах, так как освоение и формирование художественных умений является необходимым компонентом в системе художественного образования.
Нами были изучены как теоретические, так и методические аспекты формирования художественных умений средствами декоративно-прикладного искусства.
Также были выявлены особенности методической системы развития художественных умений, к ним относятся направленность методов обучения декоративно-прикладного искусства на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами, наличие художественно-образных задач декоративно прикладного искусства, активизация самостоятельной работы студентов.
Основываясь на эти особенности, мы разработали практические занятия по хохломской росписи, содержание которых направлено на развитие художественных умений. Разработанные нами занятия могут быть использованы педагогами профессионального обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
В практической части выпускной квалификационной работы была разработана конструкция набора для кухни. Набор состоит из деревянной полочки, скалки и горшочка. Все изделия расписаны в технике хохломской росписи. Нами был выбран необычный вид хохломы - Зыкинская роспись, которая появилась не так давно. В работе представлена технологическая последовательность выполнения росписи деревянных изделий.
1. Алексеев, Я.Н. Проблемы развития творческой личности средствами народных художественных промыслов / Я.Н. Алексеев // Наука и образование. - 2006. - №3. - С. 102-106.
2. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно- прикладного творчества / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч.ред. С.В. Астраханцевой. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2006. - 352 с.
3. Бадаев, В.С. Русская кистевая роспись / В.С. Бадаев. - М.: Владос, 2007. - 32 с.
4. Василевич, О.Е. Основы обучения композиции в системе непрерывного художественного образования / О.Е. Василевич // Искусство и культура. - 2017. - №1. - С. 87-93
5. Горев, П.М. Формирование творческой личности на уроках и во внеурочной деятельности / П.М. Горев, В.В. Утемов. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2016. - 60 с.
6. Кернерман, М.В. Развитие художественных умений и навыков у молодежи в учреждениях культуры: Монография / М.В. Кернерман. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 116 с.
7. Малыхина, Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования / Л.Б. Малыхина. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2016. - 239 с.
8. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1513/u sam.pdf
9. Панова, Н.Г. Плоскостная колористическая композиция / Н.Г. Панова. - М.: Изд-во БуксМАрт, 2016. - 144 с.
10. Педагогические технологии в развитии творческих способностей
студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://heapdocs.com/files/kursovaya po ped tekhnologiam golovin e v fo 09-1
11. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2001. - 576 с.
12. Подобед, Н.С. Формирование профессиональных умений у будущих дизайнеров средствами живописного натюрморта в вузе / Н.С. Подобед // Современные проблемы науки и образования, 2015. - № 1. - С. 1008-1011. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18521
13. Поташник, М.М. Освоение ФГОС. Методические материалы для учителя / М.М. Поташник, М.В. Левит. - М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2016. -208 с.
14. Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635b3ad78b4c53a89421206c37 0.h tml
15. Развитие творческих способностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://text.tr200.biz/referat psihologija/?referat=248618&page=1
16. Развитие творческих способностей студентов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/43/5182/
17. Репринцев, М.А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности / М.А. Репринцев. - Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №6. - С. 181-186.
18. Сергеева, М.Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании / М.Г. Сергеева // Специалист, 2009. - №1 - С. 26-31.
19. Серов, Н.В. Символика цвета / Н.В. Серов. - СПб.: Страта, 2015. - 204 с.
20. Степанова-Третьякова, Н.С. Психолого-педагогические условия развития художественных умений студентов-архитекторов в процессе обучения академическому рисунку / Н.С. Степанова-Третьякова, Н.К.
Шабанов - Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №28. - С. 185-192
21. Сущность способностей личности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.silchenkova.ru/syshn sposob/index.html
22. Сущность способностей. Формирование профессиональных
способностей [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.detskiysad.ru/ped/ped250.html
23. Творческие способности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referats.allbest.ru/pedagogics/8200062362.html
24. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/165960
25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97449/
26. Формирование творческих способностей учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //roovee.net/c6/item21127.html
27. Фурса, О.А. Факторы профессионально-личностного развития будущего дизайнера в художественном высшем учебном заведении / О.А. Фурса. // Наука и мир. - 2014. - №1. - С. 328-333.
28. Шуаре, М.О. Возрастная и педагогическая психология / М.О. Шуаре. - М.: МарТ, 2012. -368 с.