Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №62416

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «лидерство» 7
1.2. Лидерское поведение в подростковом возрасте 12
1.3. Особенности половых различий проявления лидерства 16
Вывод по первой главе 21
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 22
2.1. Выбор методик и организация исследования 22
2.2. Исследование лидерских качеств у мальчиков и девочек 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность. Вопрос о том, разные, равноценные и равноправные ли мужской пол и женский или только разные, или только равноценные и равноправные, а может быть, разные, но неравноценные и неравноправные, на протяжении всей истории человечества волновал многих.
Начало XXI в. значительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. Современному обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Социально-экономические и культурные преобразования в современном обществе, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, повести за собой. В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение лидерства среди подростков, т.к. именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений [5].
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой [8].
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Когда группа детей одновременно входит в подростковый возраст, неизменно начинается изменение структуры коллектива и борьба за лидерство. Появляются лидеры, приближенные, изгои.
К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности любой, в том числе и подростковой группы, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены. «Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения подростковую среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации» [3 ].
Степень разработанности проблемы. В исследованиях лидерства в подростковом возрасте условно можно выделить три этапа:
- ранний- начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, рассмотрением общественной активности занимались: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская;
- в средний период (40-90-е г.г.) анализ проблемы лидерства в детских объединениях практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, Е.В. Титова, А.П.Шпон) и на ученическом самоуправлении (Н.М.Зосимов, В.П. Коротов).
- в рамках современного периода обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала( А.Л.Уманский, О.А. Павлова); сущность характеристики лидерской компетенции; педагогические условия развития лидерских качеств (Т.Е. Вежевич, Т.Л. Хацкевич).
Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в психологической литературе освещены основные положения и подходы к изучению различных аспектов лидерства, мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте в литературе мало рассматривались как отдельная проблема.
Цель работы - изучить проявление лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования - лидерские качества.
Предмет - проявление лидерских качеств мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. изучить сущность и содержание понятия «лидерские качества»;
3. рассмотреть половые различия в проявлении лидерских качеств в подростковом периоде;
4. определить проявление лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования - имеются различия в проявлении лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования послужили ведущие идеи возрастной психологии (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев) и основные положения психологии общения и взаимодействии школьников (Андреева, Л.И. Божович, Л.Я. Гозман, Т.В. Драгунова, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).
Методы исследования- в работе были использованы следующие психодиагностические методики: опросник определения лидерских качеств, тест «Лидер» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)
База исследования - выбраны подростки 11-13 лет МБОУ СОШ №1 г.Можги. В экспериментальной части участвовали подростки в количестве 40 человек.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время все большее внимание уделяется понятию лидерства. В процессе рассмотрения данного аспекта мы пришли к следующим выводам:
Лидер - это, прежде всего, человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.
Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении, а гендерная психология одна из очень молодых и интересных наук, соответственно актуальность данной работы очень велика. О чем свидетельствует наличие обширной литературы.
В результате изучения теоретического материала, рассмотрения различных точек зрения на проблему лидерства и обладания определенными качествами, нами было проведено исследование.
В результате проведения методик и анализа полученных данных можно говорить о том, что сформулированная нами гипотеза была подтверждена: проявление лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте разное, по статистическим показаниям у девочек лидерских качеств больше чем у мальчиков.
При помощи критерия рассчитываем Ьш.В нашем случае Пшв обеих методиках попало в зону значимости, это говорит о том, что девушкам больше присуще лидерские качества, чем мальчикам, так как авторитарный стиль лидерства среди подростков неприемлем, а потому у девушек появляется больше шансов стать лидерами и пассивность парней объясняется тем, что они не видят смысла рваться к лидерам, так как для учебная деятельность - это еще не карьера.
Таким образом, можно отметить, что в процессе работы над курсовой работой поставленные задачи решены и цели достигнуты.



1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // ОНС. - 1996. -№ 6. - С. 123-125.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник - М.: Аспект Пресс, 2001. - 378 с.
3. Бартол К., Мартин Д. Мужчины и женщины при выполнении групповых заданий. - М., 1986. - 108 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
5. Драгунова Т.В. Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000
6. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст]: учебник для студ. высших и ср. спец. уч. завед. / под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
7. Женило М.Ю. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах / М.Ю.Женило, С.А.Шин. -Изд. 3-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с. (Сердце отдаю детям)
8. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением/ Вопросы психологии. - 1990.- №4.
9. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб., 2003. - 471 с
10. Кон И. С. Психология старшеклассника/ Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980
11. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск: Издательство ПМПУ, 1996. - 256с.
12. . Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен? М., 1993
13. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Институт социологии РАН, 1998. - 696 с.
14. Тришкина А. Педагогический опыт «Я - лидер» Дополнительное образование и воспитание № 4 (78) , 2006 с. 38-46 М.ИД ООО «Витязь- М»
15. Фришман И.И. Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре Дополнительное образование и воспитание. № 4. 2007 М. ИД ООО «Витязь - М» с. 8-12
16. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса (1936 -
1937) // Произведения А.С. Макаренко. Проект Александра Федосова
[Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:
http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm
17. Максвелл Джон. Золотые уроки лидерства. Санкт-Петербург, Попурри, 2010 г. 224 с.
18. Мокшанцев Р. Социальная психология: учеб.пособие/ Р. Мокшанцев, А Мокшанцева. М.: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. С. 162.
19. Молчанов. И. Развитие лидерских качеств. Программа лидерской эффективности.// Psyfactor, 2005 г.- [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://psyfactor.org/lib/lider3.htm
20. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.
21. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.
22. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2006.348 с.
23. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.-464 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»)
24. Развитие лидерских качеств у подростков: пути развития лидерства. //Интернет журнал 2.0 Жизни Вкус. [Электронный ресурс] - Ресурс доступа -
URL: http://zhiznivkus.ru/samorazvitie/liderstvo/razvitie-liderskix-kachestv-u-
podrostkov-puti-razvitiya-lidera.html
25. Словарь терминов. А.Я.Психология [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://azps.ru/handbook/k7koll354.html
26. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2006. 96 с.
27. Смирнова Е.О. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И. Лисиной // журнал Вопросы психологии 2009 - №2.
28. Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Вопросы Психологии 2008, №5.
29. Соколов А. Искусство двигать горы. Три стратегии лидерства. М.: Речь, 2010 г.- 144 с.
30. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- Изд. 2 - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ