ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «лидерство» 7
1.2. Лидерское поведение в подростковом возрасте 12
1.3. Особенности половых различий проявления лидерства 16
Вывод по первой главе 21
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 22
2.1. Выбор методик и организация исследования 22
2.2. Исследование лидерских качеств у мальчиков и девочек 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «лидерство» 7
1.2. Лидерское поведение в подростковом возрасте 12
1.3. Особенности половых различий проявления лидерства 16
Вывод по первой главе 21
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 22
2.1. Выбор методик и организация исследования 22
2.2. Исследование лидерских качеств у мальчиков и девочек 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Вопрос о том, разные, равноценные и равноправные ли мужской пол и женский или только разные, или только равноценные и равноправные, а может быть, разные, но неравноценные и неравноправные, на протяжении всей истории человечества волновал многих.
Начало XXI в. значительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. Современному обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Социально-экономические и культурные преобразования в современном обществе, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, повести за собой. В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение лидерства среди подростков, т.к. именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений [5].
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой [8].
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Когда группа детей одновременно входит в подростковый возраст, неизменно начинается изменение структуры коллектива и борьба за лидерство. Появляются лидеры, приближенные, изгои.
К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности любой, в том числе и подростковой группы, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены. «Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения подростковую среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации» [3 ].
Степень разработанности проблемы. В исследованиях лидерства в подростковом возрасте условно можно выделить три этапа:
- ранний- начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, рассмотрением общественной активности занимались: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская;
- в средний период (40-90-е г.г.) анализ проблемы лидерства в детских объединениях практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, Е.В. Титова, А.П.Шпон) и на ученическом самоуправлении (Н.М.Зосимов, В.П. Коротов).
- в рамках современного периода обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала( А.Л.Уманский, О.А. Павлова); сущность характеристики лидерской компетенции; педагогические условия развития лидерских качеств (Т.Е. Вежевич, Т.Л. Хацкевич).
Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в психологической литературе освещены основные положения и подходы к изучению различных аспектов лидерства, мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте в литературе мало рассматривались как отдельная проблема.
Цель работы - изучить проявление лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования - лидерские качества.
Предмет - проявление лидерских качеств мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. изучить сущность и содержание понятия «лидерские качества»;
3. рассмотреть половые различия в проявлении лидерских качеств в подростковом периоде;
4. определить проявление лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования - имеются различия в проявлении лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования послужили ведущие идеи возрастной психологии (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев) и основные положения психологии общения и взаимодействии школьников (Андреева, Л.И. Божович, Л.Я. Гозман, Т.В. Драгунова, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).
Методы исследования- в работе были использованы следующие психодиагностические методики: опросник определения лидерских качеств, тест «Лидер» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)
База исследования - выбраны подростки 11-13 лет МБОУ СОШ №1 г.Можги. В экспериментальной части участвовали подростки в количестве 40 человек.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Начало XXI в. значительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. Современному обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Социально-экономические и культурные преобразования в современном обществе, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем, повести за собой. В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение лидерства среди подростков, т.к. именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений [5].
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой [8].
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Когда группа детей одновременно входит в подростковый возраст, неизменно начинается изменение структуры коллектива и борьба за лидерство. Появляются лидеры, приближенные, изгои.
К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности любой, в том числе и подростковой группы, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены. «Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения подростковую среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации» [3 ].
Степень разработанности проблемы. В исследованиях лидерства в подростковом возрасте условно можно выделить три этапа:
- ранний- начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, рассмотрением общественной активности занимались: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская;
- в средний период (40-90-е г.г.) анализ проблемы лидерства в детских объединениях практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, Е.В. Титова, А.П.Шпон) и на ученическом самоуправлении (Н.М.Зосимов, В.П. Коротов).
- в рамках современного периода обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала( А.Л.Уманский, О.А. Павлова); сущность характеристики лидерской компетенции; педагогические условия развития лидерских качеств (Т.Е. Вежевич, Т.Л. Хацкевич).
Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в психологической литературе освещены основные положения и подходы к изучению различных аспектов лидерства, мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте в литературе мало рассматривались как отдельная проблема.
Цель работы - изучить проявление лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования - лидерские качества.
Предмет - проявление лидерских качеств мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. изучить сущность и содержание понятия «лидерские качества»;
3. рассмотреть половые различия в проявлении лидерских качеств в подростковом периоде;
4. определить проявление лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования - имеются различия в проявлении лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования послужили ведущие идеи возрастной психологии (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев) и основные положения психологии общения и взаимодействии школьников (Андреева, Л.И. Божович, Л.Я. Гозман, Т.В. Драгунова, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).
Методы исследования- в работе были использованы следующие психодиагностические методики: опросник определения лидерских качеств, тест «Лидер» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)
База исследования - выбраны подростки 11-13 лет МБОУ СОШ №1 г.Можги. В экспериментальной части участвовали подростки в количестве 40 человек.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В настоящее время все большее внимание уделяется понятию лидерства. В процессе рассмотрения данного аспекта мы пришли к следующим выводам:
Лидер - это, прежде всего, человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.
Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении, а гендерная психология одна из очень молодых и интересных наук, соответственно актуальность данной работы очень велика. О чем свидетельствует наличие обширной литературы.
В результате изучения теоретического материала, рассмотрения различных точек зрения на проблему лидерства и обладания определенными качествами, нами было проведено исследование.
В результате проведения методик и анализа полученных данных можно говорить о том, что сформулированная нами гипотеза была подтверждена: проявление лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте разное, по статистическим показаниям у девочек лидерских качеств больше чем у мальчиков.
При помощи критерия рассчитываем Ьш.В нашем случае Пшв обеих методиках попало в зону значимости, это говорит о том, что девушкам больше присуще лидерские качества, чем мальчикам, так как авторитарный стиль лидерства среди подростков неприемлем, а потому у девушек появляется больше шансов стать лидерами и пассивность парней объясняется тем, что они не видят смысла рваться к лидерам, так как для учебная деятельность - это еще не карьера.
Таким образом, можно отметить, что в процессе работы над курсовой работой поставленные задачи решены и цели достигнуты.
Лидер - это, прежде всего, человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.
Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении, а гендерная психология одна из очень молодых и интересных наук, соответственно актуальность данной работы очень велика. О чем свидетельствует наличие обширной литературы.
В результате изучения теоретического материала, рассмотрения различных точек зрения на проблему лидерства и обладания определенными качествами, нами было проведено исследование.
В результате проведения методик и анализа полученных данных можно говорить о том, что сформулированная нами гипотеза была подтверждена: проявление лидерских качеств у мальчиков и девочек в подростковом возрасте разное, по статистическим показаниям у девочек лидерских качеств больше чем у мальчиков.
При помощи критерия рассчитываем Ьш.В нашем случае Пшв обеих методиках попало в зону значимости, это говорит о том, что девушкам больше присуще лидерские качества, чем мальчикам, так как авторитарный стиль лидерства среди подростков неприемлем, а потому у девушек появляется больше шансов стать лидерами и пассивность парней объясняется тем, что они не видят смысла рваться к лидерам, так как для учебная деятельность - это еще не карьера.
Таким образом, можно отметить, что в процессе работы над курсовой работой поставленные задачи решены и цели достигнуты.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Игры со строительным материалом как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование технологии развивающих игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (2-3 лет) (Дошкольное образование, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Развитие сенсорных эталонов у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



