Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа №62413

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
641
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника 6
1.1. Самооценка как форма проявления самосознания младшего школьника 6
1.2. Воспитание младшего школьника в семье как психолого-педагогическая
проблема 11
1.3. Потенциал семейного воспитания в формировании самооценки младшего
школьника 30
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стилей семейного воспитания
на самооценку младших школьников 36
2.1. Организация эмпирического исследования 36
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 41
2.3. Рекомендации родителям по оптимизации детско-родительских
отношений с целью формирования адекватной самооценки ребенка 50
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения

Актуальность исследования. Традиционно основным институтом воспитания считается семья. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора, влияющего на развитие личности ребенка. С развитием личности младшего школьника наблюдается более правильная самоориентация, знания о себе становятся более точными, возникает умение разбираться в себе и своих возможностях. Исследователи данного вопроса отмечают, что в данном возрасте возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Самооценка становится более обоснованной, захватывает более широкий круг качеств личности ребенка.
В формировании самооценки роль семьи очевидна. Представление ребенка о себе начинают складываться именно в семье. Условия воспитания, существенно влияют на формирование самооценки ребенка, от которой во многом зависит его поведение в различных ситуациях.
Теоретические аспекты самооценки получили отражение в трудах А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Л.В. Бороздиной, М.И. Буянова, В.Н. Дружинина, О.П. Елисеева, Я.Л. Коломинского, Т.В. Корниловой, Р.В. Овчаровой, А.М. Прихожан, С.Д. Смирнова, А.С. Спиваковской и др.
Вопросам стилей семейного воспитания уделено внимание в работах Ю.П. Азарова, М.И. Буянова, А.С. Валявского, А.Я. Варги, Е.М. Волкова, И.В. Дубровиной, Р.М. Капраловой, А.Ю. Монаховой, А.О. Пинта, Д.Я. Райгородского, В.В. Столина, Э.Г. Эйдемиллера и др.
Объектом исследования выступает формирование самооценки младшего школьника.
Предметом исследования является стиль семейного воспитания как фактор, определяющий формирование самооценки младшего школьника.
Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: выявить влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника.
Для осуществления поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи типа семейного воспитания и формирования самооценки младшего школьника.
2. Разработать программу и провести экспериментальное исследование влияния типов воспитания в семье на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста.
3. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации детско- родительских отношений с целью формирования адекватной самооценки ребенка младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что различные типы семейного воспитания определяют формирование различных видов самооценки.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные принципы гуманистической психологии, разработанные в трудах К. Роджерса, А. Маслоу, положения деятельностного подхода, отмеченные в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а также теоретические разработки А.Г. Ананьева, А.В. Петровского, Л.И. Божович по проблеме становления самосознания и самооценки человека, и Э.Г. Эйдемиллера, С.В. Ковалева по вопросам воспитания ребенка в семье.
Для получения необходимой информации мы использовали следующие методы:
- теоретический, заключающиеся в анализе психолого-педагогической литературы по интересующему нас вопросу;
- экспериментальные (методика «Лесенка» для определения вида самооценки младшего школьника, тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина).
Практическая значимость проведенного нами исследования заключается в возможности использования представленных материалов студентами при подготовке к семинарским занятиям, выступлениям на студенческих научно-практических конференциях. Родители младших школьников могут воспользоваться разработанными рекомендациями по оптимизации детско-родительских отношений с целью формирования адекватной самооценки у своего ребенка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психолого-педагогической литературе существует множество подходов к рассмотрению проблемы становления самооценки младших школьников. Формирование самооценки младшего школьника определяется различными факторами: деятельность учителя; социальный статус в группе сверстников; физиологическая сохранность ребенка; условия семейного воспитания.
В данной работе мы рассматриваем стиль (тип) семейного воспитания как один из факторов, влияющих на становление самооценки детей младшего школьного возраста.
В контексте темы выпускной квалифицированной работы «Влияние типа семейного воспитания на становление самооценки младшего школьника», мы ставили цель: определить тип семейного воспитания, детерминирующий формирование адекватной самооценки младшего школьника.
Нами были проанализированы теоретические подходы к рассмотрению данной проблемы, в результате чего было выявлено, что семейное воспитание - это сложная система, на которую влияет наследственность, здоровье детей и родителей, материальная, экономическая обеспеченность, социальное положение, количество членов семьи, место проживание семьи, отношение к ребенку. Все данные факторы очень тесно взаимосвязаны, в каждом конкретном случае проявляются по-разному и определенным образом обуславливают становление самооценки ребенка.
В современной психолого-педагогической литературе встречается большое количество типологий правильного и неправильного семейного воспитания, которые в значительной степени определяют формирование того или иного вида самооценки.
Семейное воспитание представляет собой систему воспитания и образования, формирующуюся в рамках конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание является достаточно сложной системой. На нее оказывают влияние наследственность и биологическое здоровье детей и родителей. Кроме этого, характер семейного воспитания находится в определенной зависимости от материальной обеспеченности семьи, ее социального положения, уклад жизни, отношения к детям и т.д.
Задачи семьи как социального института заключаются в том, чтобы создать наилучшие условие для роста и развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой для ребенка; передать личный опыт формирования и сохранения семьи, воспитания в ней детей полезным прикладным наукам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким людям; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я» и т.д.
В основные задачи родителей входят создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся, что он всегда может рассчитывать на поддержку и понимание родителей как самых близких ему людей. Ребенок никогда и ни при каких условиях не должен усомниться в родительской любви. Поэтому самой естественной и самой необходимой из всех обязанностей родителей является отношение к своему ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.
Принятие ребенка означает подтверждение уникальности его существования - такого, какой он есть, со всеми свойственными ему чертами. Чтобы ребенок в повседневном общении был принят родителями, необходимо с пристальным вниманием относиться к оценкам, которые постоянно произносят родители в тесном контакте со своими любимыми детьми. Также категорически нужно отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. При этом на задний план уходят шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка.
Для систематизации теоретического материала нами было организовано и проведено эмпирическое исследование зависимости типа семейного воспитания и вида самооценки ребенка младшего школьного возраста.
Полученные результаты, подтвержденные данными корреляционного анализа, позволяют нам говорить о таких типах родительского отношения как «принятие» и «кооперация», как наиболее эффективных для формирования адекватной самооценки ребенка младшего школьного возраста. Исходя из этого, разработаны рекомендации для родителей с типами семейного воспитания «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» по оптимизации детско- родительских отношений с целью формирования адекватной самооценки. Рекомендации ориентированы на снижение негативных действий, характерных для данных типов родительского отношения. В этом заключается практическая значимость нашей работы.
Таким образом, решение поставленных задач, подтверждение выдвигаемой гипотезы исследования позволяют нам говорить о достижении цели.



1. Абрамова Г.С. Психология жизни. - М.: Владос, 1996. - 367 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1985. - 238 с.
3. Ананьев Б.Г. Постановка проблемы развития детского самосознания // Психология развития /общ. ред.: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001.-215 с.
4. Андреева Г.М. Семейная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
5. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. -М.: Академия, 2002. - 192 с.
6. Артомонова Е.И. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. -М.: Академия, 2002. - 192 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Смысл, 2001. -416 с.
8. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997 - 298 с.
9. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 20-26.
10. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. -М.: Флинта, 1998. - 400 с.
11. Божович Л.П. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). -М.: Просвещение, 1995. -235 с.
12. Бороздина Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии - 1993. - № 1 - С. 104-113.
13. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: Норма и отношение. - М.: Педагогика, 1990 - 144 с.
14. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер Ком, 1999. - 528 с.
15. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. - М.: Флинта, 1988. - 198 с.
16. Валявский А.С. Как понять ребенка? - СПб.: Фолио-ПРЕСС, 1998. - 75 с.
17. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: Изд. МГОПУ, АНОО НОУ, 1999. - 234 с.
18. Волков Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Профиздат, 1992. -96 с.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т 1. - М.: Педагогика, 1982. - 564 с.
20. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Академия, 1988. - 489 с.
21. Газман О.С. В школу - с игрой: Кн. для учителя. - М., 1995. - 142 с.
22. Дружинин В.Н. Психология семьи. -М.: Просвещение, 1996. - 345 с.
23. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
24. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями учащихся. - М.: Педагогика, 1980. - 345 с.
25. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
26. Клюева Н.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. -М.: Академия развития, 1997. - 240 с.
27. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Педагогика, 1988. - 275 с.
28. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М: Педагогика, 1987. - 160 с.
29. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
30. Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. - Минск: Амалфея, 2000. - 544 с.
31. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб.: Речь, 2001. - 183 с.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Педагогика, 1982. -60 с.
33. Мир детства: младший школьник /под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. - 670 с.
34. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль: Академия, 2002. - 160 с.
35. Мухаметзянова Ф.Г. Справочник педагога-психолога. Учебное пособие для студентов вуза. - Казань, КСЮИ, 2004. - 312 с.
36. Немов Р.С. Психология: Учеб, для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн. - 4- изд. -М.: Владос, 2001. - Кн. 3. - 654 с.
37. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Владос, 2001. - 356 с.
38.Общая психология: Учебник для вузов / под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2003. - 765 с.
39.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 378 с.
40.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера,
1996. -240 с.
41. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАД ОС-Пресс, 2004. - 328 с.
42. Петровкий А.В. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2001. - 487 с.
43. Пинт А.О. Это вам, родители. - М.: Педагогика, 1987. - 321 с.
44. Плотниекс Н.Э. Психология в семье /пер. с латыш. -М.: Педагогика, 1991. - 208 с.
45. Популярная психология для родителей /под ред. А.С. Спиваковской. - СПб: СОЮЗ, 1997.-304 с.
46. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1994. - 191 с.
47. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Международная педагогическая Академия, 1995. - 222 с.
48. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под ред. Е.Г. Силяевой. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192с.
49. Психология. Словарь /под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990 - 494с.
50. Рабочая книга школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной. - М. Просвещение, 1991. -400 с.
51. Райгородский Д.Я. Психология семьи. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ М», 2002. - 752 с.
52. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Педагогика, 1987. - 267 с.
53. Роджерс К. Могу ли я быть фасилитатором в группе? // Хрестоматия по гуманистической психотерпии /сост. М. Папущ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. - 310 с.
54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 673 с.
55. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Просвещение, 1992. - 186 с.
56. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Педагогика, 1986. - 312 с.
57. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 736 с.
58. Тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) // Психологические тесты / Ред. А.А. Карелин. - М., 2001. - Т.2. - С. 144-152.
59. Фрейд 3. Введение в психоанализ: курс лекций /пер. с нем. Г.В.
Барышниковой; под ред. Е.Е. Соколовой и Т.В. Родионовой. - СПб: Терра,
1997. -478 с.
60. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 2006. - 248 с.
бЕХоменткаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
62.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Владос, 2001. - 512 с.
бЗ.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Под ред. Л.И. Вассермана. - М.: Фалиум, 1996. - 768 с.
64.Эйдимиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - СПб: Питер, 2000. - 687 с.
65.Экспериментальная психология. Практикум / под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ